+7 (727) 2222-101
Спроси юриста
Уважаемые посетители портала ПРАВМЕДИА! Мы запускаем новый социальный проект под названием «Спроси юриста». Если Вам нужен юридический совет, Вы можете задать свой вопрос на портале ПРАВМЕДИА. Специалисты юридической клиники КИМЭП и юридической клиники им. Басина Каспийского университета дадут свой ответ.
Ваш ПРАВМЕДИА

Данная юридическая консультация подготовлена студентами и с риском для лица, получающего данную юридическую консультацию. В случае ущерба, исключается ответственность Университета, его сотрудников и студентов.
Задать вопрос:
Ваше имя:*
E-mail:*
Текст вопроса:*
Введите код:* Включите эту картинку для отображения кода безопасности. обновить, если не виден код
 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ:
Вопрос от: Александр

Здравствуйте. В Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» сказано: "Трудовая (солидарная) пенсия начисляется лицам, которые работали до 1998 года с трудовым стажем не менее 6 месяцев." - ЭТО ПОДХОДИТ. РАБОТАЛ БОЛЬШЕ 6 МЕСЯЦЕВ. "Для расчета солидарной пенсии лицам, работавшим до 1998 года, учитываются среднемесячный доход за любые 3 года начиная с 1 января 1995 года и стаж работы, наработанный до 1998 года." - ЭТО ПОНЯТНО НЕ ДО КОНЦА. У МЕНЯ СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ: 1. Учитывается среднемесячный доход за любые 3 года начиная с 1 января 1995 год ВПЛОТЬ до настоящего времени или только с 1 января 1995 года до 1998 года? 2. Эти 3 года должны быть непрерывны подряд и на одном предприятии или могут быть вразброс и на разных предприятиях? С уважением, Александр. 


Ответ: Здравствуйте Александр!
 1. В соответствии с п.2 ст.15 Закона РК «О пенсионном обеспечении» исчисление размера пенсионных выплат по возрасту осуществляется, исходя из среднемесячного дохода за любые три года подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 года. Это означает, что учитываться будут любые 3 года с 1 января 1995 года вплоть до нынешнего времени, так как в законе не указаны временные рамки, а присутствует только дата начала исчисления. 
2.Среднемесячный доход «за любые 3 года подряд» означает, что учитываться будет общая сумма дохода за 36 календарных месяцев работы (т.е. фактически отработанное Вами время, за которое вы получили заработную плату) подряд разделенная на тридцать шесть. При этом, следует отметить, что вышеуказанный среднемесячный доход  не может превышать 46 МРП (=116650 тенге в 2019 г.). При превышении среднемесячного дохода, исчисление пенсионных выплат по возрасту в полном объеме производится из расчета 60 % от 46 МРП (п.3 ст.16  Закона РК «О пенсионном обеспечении» ).
3. Законодательство  не предусматривает никаких ограничений по месту работы. Расчёт среднемесячного дохода за 3 непрерывных года работы может быть произведён с учётом работы в разных организациях.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Юрий Ли
Вопрос от: Асем

Добрый день! Я, являясь индивидуальным предпринимателем, заключила договор о государственных закупках товаров с АО "ХХХ". Свои обязательства по договору исполнила добросовестно, а Заказчик свои обязательства не исполнял в течение пяти месяцев. После предъявления досудебной претензии, АО "ХХХ" дает мне ответ "Денег нет, просим войти в положение и подождать" Сроки, до какого времени ждать, не указаны. Я подаю исковое заявление в суд 20 мая 2019 года. 30 мая 2019 года, получив исковое заявление и постановление о возбуждении гражданского дела, АО "ХХХ" оплачивает основной долг. В своем исковом заявлении я прошу суд взыскать, кроме основного долга, сумму договорной неустойки, сумму госпошлины и расходы на представителя, так как штатного юриста у меня нет. СМЭС г.Нур-Султан выносит решение отказать мне в иске полностью, обосновывая это тем, что основной долг уплачен, а неустойка не выплачивается в связи с тем, что срок действия договора истек 31 декабря 2018 года, а просрочка оплаты началась 10 января 2019 года. Моим представителем была подана апелляционная жалоба в городской суд, которая также осталась без удовлетворения, хотя в доводах делалась ссылка на статьи 298, 353, 359, 439 Гражданского кодекса РК. Обжалование в кассационной инстанции невозможно. Хотя я крайне возмущена и недовольна указанным решением суда. Проконсультировавшись с моим представителем и другими знакомыми юристами, мы хотим подать новый иск в суд о взыскании ущерба и законной неустойки в связи с ненадлежащим исполнением договора, куда включить законную неустойку, рассчитанную в соответствии со статьей 353 ГК РК, уплаченную государственную пошлину по первому иску, расходы на представителя по первому иску, ну и судебные расходы по подаваемому иску. Хотелось бы узнать ваше мнение по этому поводу? Заранее благодарю за ответ! 

Ответ: Добрый день, Асем!
В данной ситуации считаю, что решение СМЭС города Нур-Султан частично является неверным. Согласно пункту 4 статьи 386 Гражданского кодекса Республики Казахстан  "Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение, имевшее место до истечения этого срока.", то есть данный вопрос СМЭС города Нур-Султан разрешил верно. Суд в данной ситуации мог бы частично удовлетворить Ваши требования в части возмещения суммы уплаченной государственной пошлины и расходов на представителя. В Вашей ситуации возможно подать новое исковое заявление, в котором согласно статье 295 Гражданского кодекса Республики Казахстан, Вы можете потребовать возмещения законной неустойки, которая исчисляется исходя из официальной ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан, а также сумм уплаченных государственных пошлин и расходов на представителя.
Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Букенов Руслан
Вопрос от: Думан

Является ли легальным бизнес, по продаже табачных изделий для Iqos (стиков), в вендинговых автоматах установленных в барах, клубах, где вход разрешен с 21 лет?


Ответ: Здравствуйте, Думан!
Исходя из предоставленных Вами данных мы выделили следующие вопросы:
1)Является ли легальным бизнес, по продаже табачных изделий для iqos (стиков), в вендинговых автоматах установленных барах, клубах, где вход разрешен с 21 лет?
2)Приравнены ли iqos (стики) к табачным изделиям?
1.После длительного анализа Вашего дела, мы пришли к следующим ключевым выводам, на которые мы хотим обратить Ваше внимание. 
Согласно пункту 2 статьи 159 Кодекса Республики Казахстан о здоровье народа и системе здравоохранения запрещается продажа табачных изделий:
- лицам и лицами в возрасте до восемнадцати лет;
- из открытых пачек табачного изделия или штучная продажа;
- без непосредственного участия продавца, посредством торговых автоматов, иных электронных или механических устройств;
- в зданиях и на территориях организаций здравоохранения, образования, физкультурно- оздоровительных, спортивных и спортивно- технических сооружений, стадионов;
- без соответствующих документов, подтверждающих качество продукции;
- без маркировки акцизными марками или учетно- контрольными марками;
- если пачка табачного изделия содержит менее двадцати сигарет;
- без нанесенных на пачку табачного изделия, упаковку табачного изделия сведений о составе, об уровне содержания смолистых веществ, никотина и о не менее трех вредных соединениях - системных ядах, канцерогенных и мутагенных веществах;
- без нанесенного на пачку табачного изделия предупреждения о вреде табакокурения;
- без нанесенной на пачку табачного изделия, на упаковку табачного изделия надписи о запрете продажи лицам, не достигшим восемнадцати лет;
- на пачке табачного изделия, на упаковке табачного изделия которых содержатся слова «с низким содержанием смол», «легкие», «очень легкие» или «мягкие» либо иные словосочетания, в том числе на иностранных языках, создающие ложное впечатление о меньшей вредности табачного изделия по сравнению с другими;
- с полок самообслуживания;
- в составе наборов с другими товарами;
- в помещениях торговых организаций, осуществляющих торговлю товарами детского ассортимента.
В местах, где осуществляется продажа табачных изделий, на видном месте должна быть размещена надпись следующего содержания: «Продажа табачных изделий лицам и лицами в возрасте до восемнадцати лет запрещена», а также предупреждение о вреде курения, утвержденное уполномоченным органом.
2. На сегодняшний день в Казахстане нет нормативно-правовой базы, которая бы приравнивала данные устройства, а также стики для iqos к табачным изделиям. В рамках разработки новой редакции Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения, планируется внести понятие СНТ, к которым будут предъявлены такие же требования, как и к обычным сигаретам.
Резюмируя всё вышесказанное можно сказать, что продажа табачных изделий в вендинговых аппаратах запрещена, но так как в Казахстане нет нормативной-правовой базы, которая приравняла бы данные устройства к табачным изделиям, то стоит полагать, что продажа легально.
Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Нургалиев Жанибек
Вопрос от: Армангуль

Здравствуйте. Я могу подать в суд на ТОО которое устанавливало счётчик на горячую воду, так как не донесли информацию на АЛТС, что у меня индивидуальный счётчик? Через год узнав АЛТС сделал перерасчёт и выставили долг. По вине тоо который устанавливал счётчик я сейчас пострадала, дело дошло до того,что мне отключили воду. А когда я спрашивала вы бланк основной занесете в АЛТС, сказали да, мы сами, не переживайте. 

Ответ: Здравствуйте, Армангуль!
Опираясь на предоставленные Вами данные, мы выявили следующий вопрос, который нам необходимо решить:
-Можно ли подать в суд на ТОО, устанавливавшее индивидуальный счетчик, за ненадлежащее выполнение своих трудовых обязанностей?
Мы проанализировали Вашу ситуацию, и пришли к следующему:
Согласно п.4 Правил выбора, монтажа и эксплуатации приборов учета воды в системах водоснабжения и водоотведения» (Приказа Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 августа 2015 года № 621), все работы по оборудованию узла учета, ИИС и АСУЭ включая проектирование, демонтаж, монтаж (первичная и последующая установка), выполняются организациями, имеющими разрешение в соответствии с Законом Республики Казахстан от 16 мая 2014 года "О разрешениях и уведомлениях". 
В соответствии с п.43 Правил, в случае соответствия узла учета воды ИИС, АСУЭ требованиям настоящих Правил представителем организации по водоснабжению и (или) водоотведению, при открытой системе горячего водоснабжения – организации, осуществляющей допуск в эксплуатацию приборов учета горячей воды, составляется акт допуска в эксплуатацию узла учета воды водопотребителя. 
Из этого следует, ТОО, занимающееся монтажом счетчика горячей воды, должно иметь лицензию на проведение работ по установке приборов учёта. После установки счетчика представитель ТОО должен был составить акт о допуске в эксплуатацию счётчика горячей воды. Если акт о допуске счетчика имеется на руках у потребителя и выдан лицензируемой  организацией, тогда можно обратиться в АЛТС с требованием произвести перерасчёт по показаниям счетчика с даты выдачи акта. 
В случае, если акт допуска остался у организации, устанавливающей прибор учёта и не был предоставлен потребителю, его можно запросить, направив письменный запрос, у организации, устанавливающей прибор учёта.
Если организация устанавливающая приборы учёта не имела лицензии на монтаж приборов учёта или при монтаже прибора учёта, при его соответствии всем требованиям, организация не выдала акт допуска счетчика в эксплуатацию или отказывается его выдавать, то потребитель имеет право обратиться в суд к данной организации с требованием о возмещении убытков за нарушение обязательств.  См. п.1 ст.350 ГК.
Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Галимзянова Виолета
Вопрос от: Аскар

Добрый день! Наша компания подавала заявку на участие в открытом конкурсе государственных закупок по Проведению комплексной вневедомственной экспертизы по рабочему проекту. По результатам протокола итогов Наша компания была объявлена победителем закупки. Один из потенциальных поставщиков подал жалобу о пересмотре протокола итогов в Департамент внутреннего государственного аудита Комитета внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан. По результатам камерального контроля Департамента внутреннего государственного аудита Комитета внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан, рассмотрев жалобу, выносит предписание организатору конкурса об отмене протокола итогов. Согласно предписанию, организатор закупок принимает решение о пересмотра протокола итогов, где победителем становится потенциальный поставщик подавший жалобу. Однако данный потенциальный поставщик в ходе объявленного конкурса не принимал участие в обсуждении и не подавал замечания к проекту конкурсной документации. Согласно 2-го абзаца пункта 1 статьи 47 главы 9 Закона РК О государственных закупках (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.07.2019 г.) Не подлежат рассмотрению жалобы потенциальных поставщиков на требования конкурсной документации (аукционной документации), в том числе указанные в них квалификационные требования, по которым не подавались замечания к проекту конкурсной документации (аукционной документации) в порядке, определенном статьей 22 настоящего Закона. В этой связи, правомочно ли действия сотрудника Департамента внутреннего государственного аудита Комитета внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан, рассмотревшего жалобу, не руководствуясь указанным пунктом Закона? В связи со сложившийся ситуацией, а также руководствуясь 2-м абзацем пункта 1 статьи 47 главы 9 Закона РК "О государственных закупках" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.07.2019 г.) имеем ли мы право подать апелляцию о несогласии с решением уполномоченного органа, т.е. в Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан? 

Ответ: Здравствуйте, Аскар!
Согласно ст.20-1 Закона Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года № 107-II «Об административных процедурах», рассмотрение жалобы на действия (бездействие) должностных лиц, а также на акты (решения) государственных органов производится вышестоящим государственным органом (вышестоящим должностным лицом).
Согласно п.п.12-2) п.16 Приказа министра финансов РК от 11 мая 2016 года об утверждении Положения о Комитете внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан, Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан уполномочен рассматривать жалобы на решения, действия (бездействия) территориального органа уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту и его должностных лиц.  
На основании вышеизложенного, у вас есть право подать жалобу в Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан на действия сотрудника Департамент внутреннего государственного аудита Комитета внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан. 
В случае если вышеназванный орган не предпримет необходимые меры, у вас есть право обратиться с иском в суд в рамках особого искового производства (глава 29 Гражданского процессуального кодекса). 
Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Иминов Фарух Хамитович
Вопрос от: Слушаш

Здравствуйте! Может ли одно физическое лицо быть учредителем в двух ТОО? У учредителя физического лица есть одно ТОО, которое работает в общеустановленном режиме. Может ли открыть второе ТОО опять на себя, но только работать в упрощенном режиме? Заранее благодарю и от всей души желаю всем Вам и Вашему коллективу СЧАСТЬЯ!!!


Ответ: Здравствуйте, Слушаш!
Согласно п.1 ст.2 Закона Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» товариществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами товарищество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники товарищества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Так как участники ТОО несут ответственность только в пределах внесенных ими сумм, то они могут быть участниками других ТОО, также отвечая только в пределах внесенных ими сумм.
Однако, существует несколько исключений в возможности применения специального налогового режима. В соответствии с подп.5) п.4 ст. 683 Налогового Кодекса Республики Казахстан юридические лица, у которых учредитель или участник одновременно является учредителем или участником другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим или особенности налогообложения не вправе применять специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса. Таким образом, в Вашем случае физическое лицо может быть учредителем первого ТОО, которое осуществляет свою деятельность на основе общего установленного налогового режима и второго ТОО, работающего на основе упрощенной декларации.
Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете 
Ысқақова Динара
Вопрос от: Татьяна

Добрый день. Вступили в наследство, частный дом с прилегающим земельным участком неделимый для обслуживания жилого дома, в РК 1 резидент, 2 - нерезиденты (Россияне). Бремя по содержанию своей доли россияне нести не хотят уже 16 лет. Доверенности на продажу обещают сделать, но сначала требуют деньги, при этом расписку, что получив N сумму обязуются оформить доверенность и эту сумму засчитать в счет причитающейся им доли согласно договора купли-продажи писать оказываются. Возможно ли их по закону заставить возмещать расходы по содержанию дома? Возможно ли их лишить наследства как недобросовестных наследников?

Ответ: Здравствуйте, Татьяна!
1. В соответствии с п.1 ст.9 Закона РК "О жилищных отношениях" иностранцы пользуются в Республике Казахстан правами и несут обязанности в жилищных отношениях наравне с гражданами Республики Казахстан, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан. 
Согласно п.3 ст.11 Закона РК "О жилищных отношениях" отношения, связанные с приобретением или осуществлением права собственности на жилище, регулируются также гражданским законодательством Республики Казахстан. Так, из ст.189 ГК РК следует, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законодательными актами или договором, и не может в одностороннем порядке переложить такое бремя на третье лицо. Ст.215 ГК РК регламентирована обязанность каждого участника долевой собственности соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Гражданский кодекс РК в п.2 ст.289 так же устанавливает, что Должник, исполнивший солидарное обязательство, имеет право обратного требования к каждому из остальных должников в равной доле, за вычетом доли, падающей на него самого. Иными словами, в случае, если требуемые выплаты на содержание имущества производились одним из владельцев, то в таком случае он имеет право требовать от остальных владельцев возмещения ему расходов по содержанию имущества, за исключением тех, что возложены на него в соответствии с его долей. 
Согласно п.1 ст.8 Закона РК "О жилищных отношениях споры, вытекающие из жилищных правоотношений, разрешаются судом. Таким образом, у владельца, в случае нарушения его прав имеется право обратиться непосредственно в суд.
2. Отвечая на вопрос о продаже имущества, необходимо отметить, что законодательством РК допускается продажа не только имущества как неделимого, единого объекта, но и продажа доли в имуществе. Так, в соответствии с п.2 ст.212 ГК РК каждый участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, заложить свою долю, либо распорядиться ею иным образом с соблюдением условий, предусмотренных статьей 216 настоящего Кодекса. Из ст.216 ГК РК следует, что:
a)При продаже доли в праве долевой собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов. Публичные торги для продажи доли в праве долевой собственности при отсутствии согласия на это всех участников долевой собственности могут проводиться в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 222 настоящего Кодекса, и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
b)Продавец доли обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу с указанием цены и других условий, на которых продает ее. Если остальные участники долевой собственности откажутся от покупки или не приобретут продаваемую долю в праве собственности на недвижимое имущество в течение месяца, а в отношении прочего имущества в течение десяти дней со дня получения извещения, продавец вправе продать свою долю любому лицу.
c)При продаже доли с нарушением преимущественного права покупки любой другой участник долевой собственности имеет право в течение трех месяцев требовать в суде перевода на него прав и обязанностей покупателя.
d)Уступка преимущественного права покупки доли не допускается.
e)Правила настоящей статьи применяются также при отчуждении доли по договору мены.
3. Основания, применяемые в случаях решения вопроса о лишении права наследования предусмотрены в ст.1045 ГК РК:
a)Не имеют права наследовать ни по завещанию, ни по закону лица, которые умышленно лишили жизни наследодателя или кого-либо из возможных наследников или совершили покушение на их жизнь. Исключение составляют лица, в отношении которых завещатель составил завещание уже после совершения покушения на его жизнь.
b)Не имеют права наследовать ни по завещанию, ни по закону также лица, которые умышленно препятствовали осуществлению наследодателем последней воли и этим способствовали призванию их самих или близких им лиц к наследованию либо увеличению причитающейся им доли наследства.
c)Не имеют права наследовать по закону родители после детей, в отношении которых они лишены родительских прав и не были восстановлены в этих правах к моменту открытия наследства, а также родители (усыновители) и совершеннолетние дети (усыновленные), уклонявшиеся от выполнения возложенных на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя.
Данный список носит исчерпывающий характер. Из вышесказанного следует, что лишение права наследования имущества по причинам, указанным в Вашем вопросе, не допускается, однако, в соответствии с абзацем 2 ст.9 Закона РК "О правовом положении иностранцев" иностранцы могут иметь в Республике Казахстан на праве собственности жилище (за исключением временно пребывающих иностранцев)... . Таким образом, иностранцу, не проживающему в Республике Казахстан, но желающему иметь на праве собственности жилье, необходимо получить вид на жительство, затем получить жилье.
П.1 ст.252 Гражданского кодекса Республики Казахстан установлено, что если по основаниям, допускаемым законодательными актами, в собственности лица оказалось имущество, которое не может ему принадлежать в силу законодательных актов, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение 1 года с момента возникновения права собственности на данное имущество, если иные сроки не предусмотрены законодательными актами.
Из этого следует, что иностранец, который унаследовал жилье на законных основаниях, должен его продать в течение 1 года, поскольку иностранец, не обладающий видом на жительство, не вправе иметь в собственности жилье на территории Республики Казахстан.
Также в указанном пункте 1 статьи 252 Гражданского кодекса говорится, что в случае, если имущество не будет отчуждено собственником в указанный срок, оно по решению суда подлежит принудительному отчуждению с возмещением собственнику стоимости имущества за вычетом затрат по его отчуждению.
Таким образом:
1. Расходы на содержание имущества подлежат возмещению в порядке регресса согласно п.2 ст.289 ГК РК.
2. Владелец может распорядиться своей долей по своему собственному усмотрению, без получения доверенности на продажу от других сособственников.
3. Наследники из России не могут быть лишены наследства, так как на то нет оснований, однако имущество может быть принудительно отчуждено по решению суда в случае несоблюдения иностранцами п.1 ст.252 ГК РК.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Дзейтова Зарина
Вопрос от: Арман

Здравствуйте. Мы участвовали в конкурсе ремонт помещений и ремонт гаража все это отделка штукатурка. Но организатор нас отклонил, так как мы не приложили трудовые и тех ресурсы, техника и люди. Но у нас лицензия смр. Вопрос: имеет ли право нас отклонить такие как лицензия смр и есть подтверждение наших сил. Но аудит контроль пишет, что там так ремонт, а не новое строительство и тоже отклоняют. Помогите спасибо.

Ответ: Здравствуйте, Арман!
Согласно пункту 150 Приказа Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648 "Об утверждении Правил осуществления государственных закупок"
Потенциальный поставщик не допускается к участию в конкурсе (не может быть признан участником конкурса), если:
1) он и (или) его субподрядчик либо соисполнитель определены не соответствующими квалификационным требованиям по следующим основаниям:
- отсутствие разрешений (уведомлений), полученных (направленных) в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях, сведения о которых подтверждаются в информационных системах государственных органов. В случае отсутствия сведений в информационных системах государственных органов потенциальный поставщик представляет нотариально засвидетельствованную копию соответствующего разрешения (уведомления), полученного (направленного) в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях;
- непредставление электронных копий либо в виде электронного документа патентов, свидетельств, сертификатов, других документов, подтверждающих право потенциального поставщика на производство, переработку, поставку и реализацию закупаемых товаров, выполнение работ, оказание услуг;
- наличие налоговой задолженности и задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям в размере, превышающем шестикратный месячный расчетный показатель, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, определяемые веб-порталом автоматически на основании сведений органов государственных доходов;
- непредставление, а равно представление неполных сведений о квалификации согласно приложениям 5, 5-1, 6 и 7 к конкурсной документации;
- несоответствие потенциального поставщика квалификационным требованиям в части обладания опытом работы на рынке закупаемых товаров, работ, услуг, наличие которых установлено в конкурсной документации;
- несоответствие потенциального поставщика квалификационным требованиям в части обладания материальными и трудовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору, указанным в конкурсной документации;
- установлен факт представления недостоверной информации по квалификационным требованиям;
- подлежит процедуре банкротства либо ликвидации;
2) если его заявка на участие в конкурсе определена не соответствующей требованиям конкурсной документации по следующим основаниям:
- непредставление технической спецификации, за исключением случая, когда конкурсная документация вместо технической спецификации содержит проектно-сметную документацию, прошедшую экспертизу в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
- представление потенциальным поставщиком технической спецификации, не соответствующей требованиям конкурсной документации, а равно непредставление документов, требуемых технической спецификацией;
- непредставление сведений о субподрядчиках по выполнению работ (соисполнителях при оказании услуг), являющихся предметом закупок на конкурсе, а также виды работ и услуг, передаваемым потенциальным поставщиком субподрядчикам (соисполнителям), согласно приложению 10 к конкурсной документации (в случае привлечения потенциальным поставщиком субподрядчиков (соисполнителей);
- передача потенциальным поставщиком субподрядчикам (соисполнителям) на субподряд (соисполнение) в совокупности более одной второй объема работ (стоимости строительства), услуг в случае представления сведений о субподрядчиках;
- непредставление обеспечения заявки на участие в конкурсе в соответствии с требованиями конкурсной документации и настоящих Правил;
- установлен факт представления недостоверных сведений по документам, представленным в конкурсной заявке;
3) имеет ограничения, связанные с участием в государственных закупках, предусмотренные в статье 6 Закона. По ограничениям, связанным с участием в государственных закупках, предусмотренных подпунктами 1), 3), 4), 5), 6) и 8) пункта 1 статьи 6 Закона, заявка на участие в конкурсе потенциального поставщика подлежит автоматическому отклонению веб-порталом. По ограничениям, связанным с участием в государственных закупках, предусмотренных подпунктами 7), 9), 10) и 11) пункта 1 статьи 6 Закона, конкурсная комиссия рассматривает информацию на интернет-ресурсах соответствующих уполномоченных органов.
В Вашем случае, Вами не была предоставлена информация о трудовых и технических ресурсах, технике и персонале, что прямо противоречит частям 1 подпункта 2 и части 4 подпункта 1 пункта 150 (выделены курсивом) Приказа Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648 "Об утверждении Правил осуществления государственных закупок". Вероятнее всего, организатор отказал вам в связи с непредставления Вами обязательной информации.
Таким образом,  несмотря на то, что у Вас имеется Лицензия СМР, существовала необходимость предоставить организатору конкурса документы предусмотренные в конкурсной документации и правилах о государственных закупках. Соответственно, организатор конкурса вправе вам отказать.
Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Грешников Кирилл
Вопрос от: Ильяс

Добрый день! Необходима Ваша консультация, по вопросу касающемуся банковской сферы. С целью минимизации рисков, возможно ли обязать заемщика пенсионного возраста, одновременно являющегося залогодателем добровольно переоформить все свое имущество на своих детей либо ближайших родственников? Так как в случае внезапной смерти, возникнет юридическая волокита, а также угроза не возврата кредитных средств. Есть ли конкретные нормы, законы регулирующие данный случай?


Ответ: Здравствуйте, Ильяс!
Исходя из предоставленных Вами данных мы выделили следующие вопросы:
1) Какими способами можно избежать «юридической волокиты»?
2) Можно ли принудить человека к утрате права собственности? 
3) Какими способами обеспечиваются интересы кредитора?  
После длительного анализа Вашего дела, мы пришли к следующим ключевым выводам, на которые мы хотим обратить Ваше внимание. 
Во-первых, в соответствии с пунктом 1 статьи 323 Гражданского кодекса Республики Казахстан в случае перехода права собственности на заложенное имущество или права хозяйственного ведения им от залогодателя к другому лицу в результате возмездного или безвозмездного отчуждения этого имущества либо в порядке универсального правопреемства право залога сохраняет силу. Правопреемник залогодателя становится на место залогодателя и несет все обязанности залогодателя, если соглашением с залогодержателем не установлено иное.
Под универсальным правопреемством понимается переход прав и обязанностей от одного субъекта правоотношений к другому в связи с правом наследования. 
Иными словами, если залогодатель скончается, то право залога не прекращается и все права и обязанности залогодателя на заложенное имущество переходят к его правопреемнику. 
Во-вторых, согласно пункту 1 статьи 188 Гражданского кодекса Республики Казахстан право собственности есть признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. 
Право распоряжения представляет собой юридически обеспеченную возможность определять юридическую судьбу имущества. То есть собственник сам решает дальнейшую судьбу его имущества исходя из своего права и интереса. 
Принудить человека к утрате права собственности над имуществом нельзя. Человек по своему желанию может принадлежащее ему имущество передать другому лицу по договору (продать, подарить, обменять и др). При этом необходимо соблюдать принцип свободы договора. Так, пункт 1 статьи 380 Гражданского кодекса Республики Казахстан гласит, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключать договор предусмотрена настоящим Кодексом, законодательными актами или добровольно принятым обязательством. 
В-третьих, для того, чтобы обеспечить интересы кредитора можно воспользоваться институтом гражданского права – гарантия. В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса в силу гарантии гарант обязывается перед кредитором другого лица (должника) отвечать за исполнение обязательства этого лица полностью или частично солидарно с должником, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. Другими словами, если использовать данный способ обеспечения исполнения обязательства, то гарант (третье лицо) должен будет отвечать перед кредитором (то есть перед вами) за исполнение обязательства должником. При солидарной ответственности вы, как кредитор, вправе предъявить требование об исполнении обязательства как к должнику и гаранту совместно, так и к любому из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. 
Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Жангали Динмухамед
Вопрос от: Алия

Добрый день. Гражданин Грузии (у него имеется ИП) оказывает нашему предприятию услуги (мы ТОО, резиденты РК) в виде семинара, тренинга по психологии, личностному росту (вебинар). При этом тренинг проходит по интернету через платформу онлайн-сервис проведения вебинаров. Подскажите, пожалуйста, облагается ли налогами вышеуказанная услуга? Если да, то какими?

Ответ: Здравствуйте, Алия!
Согласно Закону Республики Казахстан от 9 июля 1998 г. №273-1 «О ратификации Конвенции между Правительством Республики Казахстан и Правительством Грузии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и на капитал», в силу того, что Конвенция имеет приоритет перед национальным законодательством, порядок налогообложения будет определяться в соответствии с данной Конвенцией, а именно статья 14:
1.Доход, полученный резидентом Договаривающегося Государства, в отношении профессиональных услуг или другой деятельности независимого характера облагается налогом только в этом Государстве, если только такие услуги не оказываются или не оказывались в другом Договаривающемся Государстве; и 
а) доход относится к постоянной базе, которую физическое лицо имеет или имело на регулярной основе в другом Государстве; или 
b) такое физическое лицо присутствует или присутствовало в этом другом Государстве в течение периода или периодов, превышающих в общей сложности 183 дня в любом двенадцатимесячном периоде, начинающемся или оканчивающемся в соответствующем налоговом году. 
В таком случае, доход, связанный с услугами может облагаться налогом в этом другом Государстве в соответствии с принципами, аналогичными принципам, содержащимся в Статье 7 (Прибыль от предпринимательской деятельности), для определения суммы прибыли и отнесения предпринимательской прибыли к постоянному учреждению. 
2. Термин "профессиональные услуги" в частности включает, независимую научную, литературную, артистическую, образовательную или преподавательскую деятельность, а также независимую деятельность врачей, стоматологов, юристов, инженеров, архитекторов, бухгалтеров и аудиторов. 
Исходя из вышеизложенного следует, что индивидуальный предприниматель (нерезидент), основная деятельность которого связана с оказанием независимых личных услуг обязан оплатить налог, полученный от осуществления основной его деятельности, по месту нахождения ИП, согласно условиям Конвенции. Однако необходимо отметить, что условие международного договора об освобождении агента от уплаты налога применяется при условии представления нерезидентом налоговому агенту документа, подтверждающего резидентство, соответствующего требованиям статьи 675 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»,  
В целях применения положений настоящего раздела документом, подтверждающим резидентство нерезидента, является официальный документ, подтверждающий, что нерезидент - получатель дохода является резидентом государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор, представленный в одном из следующих видов:
1) оригинала, заверенного компетентным органом иностранного государства, резидентом которого является нерезидент. Подпись должностного лица и печать компетентного органа, подтверждающего резидентство нерезидента, должны быть легализованы в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан;
2) нотариально засвидетельствованной копии оригинала документа, соответствующего требованиям подпункта 1) настоящего пункта. Подпись и печать иностранного нотариуса должны быть легализованы в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан;
3) бумажной копии электронного документа, подтверждающего резидентство нерезидента, размещенного на интернет-ресурсе компетентного органа иностранного государства.
3. Нерезидент признается резидентом государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор, в течение периода времени, указанного в документе, подтверждающем резидентство нерезидента.
Если в документе, подтверждающем резидентство нерезидента, не указан период времени резидентства, нерезидент признается резидентом государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор, в течение календарного года, в котором такой документ выдан (размещен на интернет-ресурсе компетентного органа иностранного государства). При этом согласно пп.1,2 п.4 ст.666 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», документ, подтверждающий резидентство, представляется нерезидентом налоговому агенту не позднее одной из следующих дат, которая наступит первой:
1) 31 марта года, следующего за налоговым периодом, определенным в соответствии со статьей 314 настоящего Кодекса, в котором произошла выплата дохода нерезиденту или невыплаченные доходы нерезидента отнесены на вычеты;
2) не позднее пяти рабочих дней до завершения налоговой проверки по вопросу исполнения налогового обязательства по подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты, за налоговый период, в течение которого выплачен доход нерезиденту. Дата завершения налоговой проверки определяется в соответствии с предписанием.
Исходя из вышеизложенного ИП, находящийся на территории Грузии, обязан предоставить ТОО, расположенному в Республике Казахстан, сертификат резидентства, который подтверждает принадлежность к Конвенции, во избежание возникновения нарушений налогового законодательства в случае проведения налоговых проверок у ТОО.
Таким образом, в Вашем случае при оплате ТОО за оказанные образовательные услуги нерезиденту без постоянного учреждения в РК, ТОО (налоговый  агент) не обязано удерживать КПН у источника выплаты.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Мартынова Лидия