Здравствуйте! Осенью 2021 г. были заключены 2 договора на изготовление и установку мебели с предоплатой 70%, которая была уплачена сразу после заключения договоров. Сроки установки мебели были в конце 2021г. Но, к сожалению, ремонт к концу 2021г. не был закончен и только в мае все было подготовлено к установке мебели, о чем было сообщено изготовителю мебели. Он каждый раз обещает, даже половину от оставшейся оплаты получил, но так мебель к концу сентября еще не установлена. Вся переписка и голосовые сообщения сохранены. Имею ли я право подать на него в суд? Ведь из за этого я не могу с детьми заехать в квартиру и мне приходится нести дополнительные материальные расходы.
Ответ: Здравствуйте, Тогжан!
Исходя из Вашего обращения, мы выделили следующие вопросы:
1.Имеете ли Вы обратиться в суд?
2.Каков процесс урегулирование спора?
1.Имеете ли Вы право обратиться в суд?
Согласно Вашему обращению мы полагаем, что в данном случае применимы 2 опции:
1. Согласно
п.1 ст.190 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V, мы полагаем, что данном случае присутствует состав уголовного правонарушения мошенничества, т.к было совершено хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Однако, в данном случае, мы полагаем, что согласно п.1 ст.190 мошенничество предполагает совершение правонарушения со стороны мошенника, у которого изначальное намерение было хищение чужого имущества путем обмана. В случае, если подрядчик не преследовал намерение хищение имущества путем обмана , мы полагаем, что согласно
п.2 ст.35 Уголовно-процессуального Кодекса Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231-V, производство по делу прекращается по основаниям, отсутствием события уголовного правонарушения и отсутствием в деянии состава уголовного правонарушения, как при доказанности отсутствия события уголовного правонарушения или состава уголовного правонарушения, так и при недоказанности их наличия, если исчерпаны все возможности для собирания дополнительных доказательств. Следовательно, мы полагаем, что дело передадут на рассмотрение судом в порядке гражданского судопроизводства.
2. Следуя гражданскому процессу мы полагаем, что согласно
п.2 ст.34 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2010 года № 274-IV «О защите прав потребителей» (далее «Закон»), если подрядчик нарушил сроки выполнения работы - сроки начала и окончания выполнения работы и промежуточные сроки выполнения работы, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от договора и потребовать возмещения убытков. Следовательно, Вы имеете право отказаться от договора и потребовать возмещение убытков по причине нарушение сроков подрядчика.
Следуя п.2 ст.34, мы полагаем, что Вы, согласно п.1 ст.9 Гражданского Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года (далее - "ГК РК"), вправе защитить гражданские права для признания прав, либо для присуждения к исполнению обязанности в натуре в судебном порядке.
Однако, согласно п.5 ст.34 Закона, назначенные заказчиком новые сроки, в течение которых исполнитель должен приступить к выполнению работы и ее закончить, указываются в договоре. В данном случае, согласно п.3 ст.34 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2010 года № 274-IV «О защите прав потребителей», указанные в договоре начальный, конечный и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) могут быть изменены по соглашению сторон. В данном случае, мы полагаем, что переписка и голосовые сообщения предполагают Ваше согласование новых сроков с изготовителем мебели.
В случае, если Вы не согласовали новую дату изготовления мебели в договоре, мы полагаем, что согласно
п.1 ст.365 ГК РК, заказчик, просрочивший исполнение, отвечает перед подрядчиком за убытки, причиненные просрочкой, и за последствия случайно наступившей во время просрочки невозможности исполнения, т.е. в этом случае если Вы просрочили свое обязательство вследствие Вашей просрочки по приему мебели, подрядчик вправе потребовать компенсацию за убытки причиненных просрочкой. Следовательно, мы полагаем, что в случае, если договор не предусматривает изменение сроков и в случае, если Вы согласовали новые сроки в договоре, подрядчик имеет право потребовать компенсацию за просрочку принятия мебели.
2.Каков процесс урегулирование спора?
В случае, если Вы и изготовитель мебели согласовали новый срок в договоре на изготовление и установление мебели и если договор подряда предусматривает возможность изменение сроков, мы полагаем, что Вам следует, согласно п.6 ст.8 Кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-V «Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан» (далее «ГПК РК»), урегулировать спор в досудебном порядке, если это предусмотрено договором для разрешение возникших разногласий без вмешательства судебных органов. Следовательно, мы полагаем, что Вам следует написать претензию на имя исполнителя в нижеследующем виде:
1.Форма документа – письменная.
Претензия должна быть составлена так, чтобы при ее игнорировании другой стороной, это игнорирование могло однозначно толковаться, как отказ в ее удовлетворении.
Например, «Неполучение Вашего ответа в течение 10 дней будем вынуждены расценивать как отказ в удовлетворении претензии».
Реквизиты:
– требования заявителя;
–сумма претензии и обоснованный ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;
–обстоятельства, на которых основываются требования;
–доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
– иное.
2. Направление претензии.
Документ должен быть отправлен с помощью средств связи, обеспечивающих подтверждение факта его направления адресату и факта его получения адресатом.
В случае, если спор не урегулируется в досудебном порядке, мы полагаем, что согласно п.1 ст.9 ГК РК, Вы имеете право защитить гражданские права в судебном порядке. Мы также хотим обратить Ваше внимание на то, что согласно п.4 ст.9 ГК РК, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательными актами или договором не предусмотрено иное. Под убытками подразумеваются расходы, которые произведены или должны быть произведены лицом, право которого нарушено. Следовательно, мы полагаем, что в случае, если претензия не урегулирует спор, Вам следует подать гражданский иск на изготовителя мебели.
Для подачи иска, в соответствии со ст.148 ГПК РК, Вам необходимо:
1.Подать иск в суд первой инстанции в письменной форме, либо в форме электронного документа. Согласно п.2 ст.29 ГПК РК, иск к юридическому лицу предъявляется в суд по месту нахождения юридического лица согласно учредительным документам и (или) адресу, внесенному в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров.
2.В заявлении Вы должны указать:
•наименование суда, в который подается иск;
•фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) истца, дата его рождения, место жительства, индивидуальный идентификационный номер, а если истцом является юридическое лицо, то его полное наименование, место нахождения, бизнес-идентификационный номер и банковские реквизиты; наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем. В заявлении должны быть указаны сведения об абонентском номере сотовой связи и электронном адресе истца и представителя, если они имеются;
•фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) ответчика, его место жительства, индивидуальный идентификационный номер (если он известен истцу), если ответчиком является юридическое лицо, то его полное наименование, место нахождения, банковские реквизиты (если они известны истцу) и бизнес-идентификационный номер (если он известен истцу). В заявлении должны быть указаны сведения об абонентском номере сотовой связи и электронном адресе ответчика, если они известны истцу;
•суть нарушения или угрозы нарушения прав и свобод гражданина или законных интересов истца и требования истца;
•обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, а также содержание доказательств, подтверждающих эти обстоятельства;
•сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено законом или предусмотрено договором;
•сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались;
•цена иска, если иск подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
•перечень прилагаемых к иску документов.
3. Иск подписывается истцом или его представителем при наличии полномочия на подписание иска. При подаче иска в форме электронного документа через портал электронного правительства «Egov», он удостоверяется электронной цифровой подписью истца (ЭЦП) или его представителя.
При подаче электронного иска необходимо:
1) авторизоваться на портале,
2) открыв вкладку правовая помощь, выбрать графу судопроизводство,
3) воспользоваться услугой искового заявления в суд,
4) заполнить необходимые поля,
5) прикрепить необходимые документы,
6) подписать иск своей ЭЦП.
В соответствии со ст.149 ГПК, к иску прилагаются:
1) копии иска и приложенных к нему документов по числу ответчиков и третьих лиц;
2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
3) доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя;
4) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
5) документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, если этот порядок установлен законом или предусмотрен договором;
5-1) документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия совершались;
6) ходатайство истца об истребовании доказательств, если доказательства находятся у ответчика или третьего лица;
Кроме того, к иску, подаваемому в форме электронного документа, прилагаются в электронной форме копии документов, указанных в ст.149 пп.2)-7) ч.1.
Из двух вышеперечисленных опции урегулирование спора мы полагаем, что наиболее выгодный вариант урегулирование спора это обращение с исковым заявлением, т.к возмещение средств или их возврат для Вас будет выгоднее.
Следовательно, мы полагаем, что в случае, если договор предусматривает изменение сроков изготовления и установки мебели, и в случае, если Вы согласовали сроки с изготовителем мебели, Вы имеете право отказаться от договора и потребовать возмещение убытков при существенном нарушении договора; в случае, если Вы не согласовали изменение срока с изготовителем мебели, изготовитель мебели имеет право потребовать компенсацию за убытки причиненных просрочкой.
Также, в случае, если Вам понадобится квалифицированная юридическая помощь в подготовке документов, мы рекомендуем Вам обратиться в Юридическую Клинику Университета КИМЭП, e-mail: legal.clinic@kimep.kz, телефон +7 (727) 237 47 57.