Добрый день! Вчера ходила к зубному , когда лечили больной зуб повредили здоровый аргументировав что этот зуб мешает больному и что последствий не будет, но сегодня и этот зуб болит, стоматология может как то понести за это ответственность? Заранее спасибо за ответ.
Ответ: Здравствуйте, Мунира!
Исходя из Вашего обращения, мы выделили следующие вопросы:
1.Может ли стоматология понести ответственность за предоставление некачественных медицинских услуг?
2.Какую ответственность может понести стоматология с точки зрения гражданского права?
3.Какую ответственность может понести стоматология с точки зрения административного права?
1.Может ли стоматология понести ответственность за предоставление некачественных медицинских услуг?
Мы полагаем, что стоматология, оказавшая некачественную медицинскую услугу пациенту, повлекшую причинение вреда здоровью пациента, может понести ответственность.
В соответствии с
п.2 ст.683 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409-I (далее - «ГК РК»), оказание медицинских услуг регулируется положениями о договоре возмездного оказания услуг, согласно которому исполнитель обязуется оказать определенные услуги, а заказчик обязуется данные услуги оплатить.
Согласно ст.687 ГК РК, к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде. В соответствии с
п.1 ст.632 ГК РК, выполненная исполнителем работа должна соответствовать условиям договора, а при их отсутствии - требованиям, обычно предъявляемым к работе соответствующего рода. Согласно
п.1 ст.635 ГК РК, заказчик при некачественном оказании услуг вправе требовать безвозмездного устранения недостатков работы в разумный срок либо возмещения стоимости оказанных стоматологических услуг.
Более того, в соответствии с
п.1 ст.13 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2010 года № 274-IV «О защите прав потребителей» (далее - «Закон»), потребитель имеет право на получение услуги, соответствующей требованиям к качеству, обычно предъявляемым к такого рода услугам.
Согласно п.1 ст.16 Закона, потребитель имеет право на возмещение исполнителем убытков (вреда), причиненного его здоровью, в следствие некачественно оказанной услуги.
Таким образом, Вы можете обратиться в стоматологию с досудебной претензией с требованием безвозмездно устранить последствия некачественно оказанных медицинских услуг либо возместить стоимость оказанных услуг. В случае, если урегулировать спор в досудебном порядке не получится, Вы можете обратиться за защитой своих гражданских прав в суд.
Для того, чтобы привлечь стоматологию к ответственности, Вам необходимо определить, является ли стоматология юридическим лицом. Это можно определить по чеку, предоставленному Вам при оплате услуг, или по поиску информации в открытых источниках. От этого будут зависеть вид и степень ответственности за предоставление некачественных медицинских услуг.
2.Какую ответственность может понести стоматология с точки зрения гражданского права?
Согласно п.1 ст.9 ГК РК, Вы вправе обратиться за защитой своих гражданских прав в суд путем подачи иска по месту нахождения стоматологии (юридического или физического лица).
В соответствии с
п.1 ст. 148 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан» 31 октября 2015 года № 377-V (далее- «ГПК РК»), иск подается в суд первой инстанции в письменной форме либо в форме электронного документа через
судебный кабинет.
1.копии иска и приложенных к нему документов по числу ответчиков и третьих лиц.
2.документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. Согласно пп.1 п.1 ст.610 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», государственная пошлина для физических лиц составляет 1 процент от суммы иска. В Вашем случае суммой иска является стоимость оказанных медицинских (стоматологических) услуг.
3.доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя, в случае, если Ваши интересы будет представлять третье лицо.
4.документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования. Вы можете приложить к иску чек на оплату медицинских услуг. Вы также можете обратиться в другую стоматологию для произведения диагностики и установления факта механического повреждения зуба.
5.документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора. Вы можете приложить досудебные претензии, которые были направлены Вами в адрес стоматологии, а также (при наличии) ответы на данные претензии.
Исковыми требованиями будут являться требования безвозмездно устранить последствия некачественно оказанных медицинских услуг либо возместить стоимость оказанных услуг.
Однако, важно отметить, что для привлечения стоматологии необходимо определить причинно-следственную связь. Обосновать, что именно из-за медицинских услуг стоматолога повредился Ваш зуб. Для этого Вы можете приложить:
•Кассовый чек или копию бланка, подтверждающего оплату оказанных услуг;
•Экспертное заключение.
3.Какую ответственность может понести стоматология с точки зрения административного права?
В соответствии с
п.15 приложения 1 к к Закону Республики Казахстан от 16 мая 2014 года № 202-V ЗРК «О разрешениях и уведомлениях», амбулаторно-поликлиническая помощь взрослому и (или) детскому населению по специальности стоматология является лицензируемой деятельностью. Согласно п.1 Стандарта государственной услуги «Выдача лицензии на медицинскую деятельность» от 1 июня 2020 года, органом, выдающим лицензию, является Территориальный департамент Комитета медицинского и фармацевтического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан.
Следовательно, мы полагаем, что Вы можете подать жалобу в Департамент Комитета медицинского и фармацевтического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан на стоматологию с просьбой инициировать проверку данной стоматологии требованиям, предъявляемым к соответствующему виду лицензируемой деятельности.
К жалобе Вы должны приложить:
1.копию ответа исполнителя на Ваше обращение, или копию Вашего обращения к продавцу, в случае неполучения ответа;
2.иные документы, подтверждающие изложенные в обращении обстоятельства (при наличии)
В жалобе также должны быть указаны:
1.ФИО, индивидуальный идентификационный номер (ИИН), почтовый адрес физического лица;
2.данные исполнителя (наименование, почтовый адрес, бизнес-идентификационный номер юридического лица (при его наличии);
3.требование потребителя и обстоятельства потребительского спора.
Вы можете также указаны контактные данные (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные сведения), а также материалы, необходимые для правильного и своевременного рассмотрения заявления, включая фото-, аудио-, видео фиксацию оказанных услуг и действий исполнителя, подтверждающие нарушение прав и законных интересов потребителя.
Согласно
п.3 ст. 42-7 Закона, по итогам рассмотрения представленных документов и при выявлении нарушений прав и законных интересов:
1.исполнителю выносится предписание об устранении нарушений;
2.принимается решение о привлечении исполнителя к ответственности, установленной законами Республики Казахстан.
Неисполнение предписания об устранении нарушений, вынесенного государственным органом, влечет ответственность.
Мы полагаем, что Вы также можете привлечь стоматологию к административной ответственности в силу следующих положений при наличии оснований:
1.
Согласно
ст.80(2-1) Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V (далее - «КоАП», грубые нарушения стандартов организации оказания медицинской помощи, правил оказания медицинской помощи, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влекут штраф на субъектов малого предпринимательства и некоммерческие организации – в размере тридцати пяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере семидесяти месячных расчетных показателей (далее - «МРП»). Согласно части 2 п.3 ст.9 Закона Республики Казахстан от 2 декабря 2021 года № 77-VII «О республиканском бюджете на 2022-2024 годы», размер МРП на 2022 год составляет 3180 тенге.
2.
В случае, если будет установлен факт занятия незаконной медицинской деятельностью, то стоматологию можно привлечь к ответственности на основании
п.1 ст.424 КоАп. Так, занятие незаконной медицинской и (или) фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим сертификата и (или) лицензии на данный вид деятельности, влечет штраф на физических лиц в размере пяти, на должностных лиц – в размере пятнадцати, на субъектов малого предпринимательства – в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере семидесяти МРП.
Таким образом, Вы можете привлечь стоматологию к административной ответственности на вышеуказанных основаниях.
В случае, если Вам понадобится квалифицированная юридическая помощь в подготовке документов, мы рекомендуем Вам обратиться в Юридическую Клинику Университета КИМЭП, e-mail: legal.clinic@kimep.kz, телефон +7 (727) 237 47 57.