Добрый день! У меня вопрос по поводу определения общедомовой территории. Ситуация: в нашем ЖК у квартир на первом этаже есть терраса, которая выходит во внутренний двор дома. Эта терраса составляет 6 кв.м. и она выложена кирпичём. Она отражена в тех. паспорте квартиры. Вокруг террасы застройщиком высажены туи и газон. Спустя какое-то время из-за отсутствия должного ухода туи высохли. Собственники попросили управляющую компанию заменить насаждения и ухаживать. На что получили ответ, что земля вокруг террас зона ответственности собственника квартиры и соответственно насаждения и уход должен осуществляться собственником. Документов на эту землю у собственников нет. И оплата за уход за насаждениями включена в сервисные расходы, которые уплачивает собственник. Возможно ли помочь разобраться в этом вопросе? В чью ответственность входит высадка и уход за насаждениями вокруг террас?
Ответ: Здравствуйте, Алия!
Исходя из Вашего обращения, мы выделили следующие вопросы:
1.Правомерны ли действия Управляющей компании?
2.Какие существуют возможности для привлечения Управляющей компании к ответственности?
1.Правомерны ли действия Управляющей компании?
Мы полагаем, что туи являются имуществом жилого комплекса (далее- «ЖК») по следующим причинам.
В соответствии с
п.1 ст. 117 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть), принятый Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 года (далее - «ГК РК»), к недвижимому имуществу (недвижимые вещи, недвижимость) относятся: земельные участки, здания, сооружения, многолетние насаждения и иное имущество, прочно связанное с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Туи относятся к многолетним насаждениям, следовательно, мы полагаем что туи, находящиеся на территории вашего ЖК, являются недвижимым имуществом.
П.1 ст.31 Закона Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года № 94-I «О жилищных отношениях» указывает, что в многоквартирных жилых домах при наличии двух и более собственников квартир, нежилых помещений право собственности на недвижимое имущество возникает в форме кондоминиума. Таким образом, управление ЖК осуществляется через кондоминиум.
Также, согласно
п.6 ст.209 ГК РК, собственность на недвижимое имущество может возникать в форме кондоминиума, при котором отдельные части недвижимости находятся в индивидуальной (раздельной) собственности граждан и (или) юридических лиц, а те части недвижимости, которые не находятся в раздельной собственности, принадлежат собственникам частей недвижимости на праве общей долевой собственности. Будучи общей собственностью, туи принадлежат собственникам квартир ЖК на праве общей долевой собственности. В дополнении, в соответствии с
п.1 ст.49-1 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», придомовой земельный участок многоквартирного жилого дома вместе с расположенными на нем элементами благоустройства включается в состав общего имущества объекта кондоминиума.
Следовательно, мы полагаем, что территория ЖК, на которой высажены туи, находится в собственности кондоминиума, то есть в общей долевой собственности жильцов. Это значит, что ответственность за уходом за туями несут жильцы ЖК.
Однако, в соответствии с
п.1 ст.189 ГК РК, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законодательными актами или договором, и не может в одностороннем порядке переложить такое бремя на третье лицо. Исходя из данной нормы закона, мы полагаем, что ухаживать за туями должны были жильцы. Однако, мы полагаем, что после заключения Договора на оказание услуг (далее - «Договор»), ответственность за уход за туями перешла на Управляющую компанию.
П.1 ст.350 ГК РК гласит, что должник, нарушивший обязательство, обязан возместить кредитору вызванные нарушением убытки. В дополнении,
п.4 ст.9 ГК РК указывает, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательными актами или договором не предусмотрено иное. Под убытками подразумеваются расходы, которые произведены или должны быть произведены лицом, право которого нарушено, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Следовательно, мы полагаем, действия Управляющей компании неправомерны и она должна возместить ущерб, связанный с невыполнением своих обязательств по уходу за туями. Ущерб должен быть возмещен посадкой новых туй и последующим уходом за ними.
2. Какие существуют возможности для привлечения Управляющей компании к ответственности?
Мы рекомендуем Вам обратиться в Управляющую компанию с письменной претензией. При отсутствии ответа на претензию, мы полагаем, что Вам следует обратиться в суд с гражданским иском на Сервисную компанию. В соответствии с
п.2 ст.109 Кодексом Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-V «Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан» (далее - «ГПК РК»), если спор возник вследствие нарушения лицом, участвующим в деле, претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного законом или договором, в том числе нарушения срока представления ответа на претензию, оставления претензии без ответа, а также нарушения внесудебного порядка урегулирования спора, установленного законом, суд относит на это лицо судебные расходы независимо от результатов рассмотрения дела. То есть, если уполномоченное лицо Управляющей компании не ответит на Вашу претензию, она будет обязана возместить судебные расходы.
Согласно
п.1 ст.148 ГПК РК, иск подается в суд первой инстанции в письменной форме либо в форме электронного документа. Иск к юридическому лицу предъявляется в суд по месту нахождения юридического лица согласно учредительным документам и (или) адресу, внесенному в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров. Иск к организации без образования юридического лица предъявляется по месту ее нахождения, в соответствии с п.2 ст.29 ГПК РК.
П.2 ст.148 ГПК РК гласит, что в заявлении должны быть указаны:
1.Наименование суда;
2.ФИО, дата рождения, место жительства, ИИН, номер сотовой связи, электронный адрес истца - физическое лицо;
Полное наименование, местонахождение, БИН, банковские реквизиты истца - юридическое лицо;
3.Наименование представителя, адрес - представитель истца;
4.ФИО, место жительство, ИИН (если известен) ответчика - физическое лицо;
Полное наименование, местонахождение, БИН и банковские реквизиты (если известны) ответчика - юридическое лицо;
5.Суть нарушения законных интересов истца и требования истца;
6.Обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, а также содержание доказательств, подтверждающих эти обстоятельства;
7.Сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено законом или предусмотрено договором;
8.Сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались;
9.Цена иска, если иск подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
10.Перечень прилагаемых к иску документов.
Иск подписывается истцом или его представителем при наличии полномочия на подписание иска. При подаче иска в форме электронного документа он удостоверяется электронной цифровой подписью истца или его представителя.
В соответствии со
ст.149 ГПК РК, документы, прилагаемые к иску:
1.Копии иска и приложенных к нему документов по числу ответчиков и третьих лиц;
2.Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
3.Доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя;
4.Документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
5.Документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, если этот порядок установлен законом или предусмотрен договором;
6.Документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия совершались;
7.Ходатайство истца об истребовании доказательств, если доказательства находятся у ответчика или третьего лица;
8.Копии устава, свидетельства или справки о государственной регистрации (перерегистрации), если иск предъявлен юридическим лицом.
К иску, подаваемому в форме электронного документа, прилагаются в электронной форме копии документов, указанных в пунктах 2 - 8.
Для подачи искового заявления в суд через веб-сайт «Судебный кабинет» - office.sud.kz, Вам необходимо:
1.Авторизоваться;
2.На главной странице выбрать раздел «Судопроизводство»;
3.Выбрать услугу «Заявление искового, особого производства»;
4.Заполнить электронную форму заявления;
5.Приложить скан-копию квитанции об оплате государственной пошлины за оказание услуги (поле «не оплачивать» заполняется при освобождении от уплаты государственной пошлины);
6.К заявлению прикрепить необходимые документы;
7.Подписать ЭЦП (электронной цифровой подписью) и отправить.
Следовательно, мы полагаем, что обязанность по уходу за насаждениями лежит на Управляющей компании в соответствии с Договором. Так как Управляющая компания не выполнила свои обязанности по Договору, она должна возместить убытки. Для разрешения ситуации, первым делом, мы рекомендуем Вам обратиться в Управляющую компанию с письменной претензией. В случае игнорирования претензии, необходимо подать исковое заявление в суд первой инстанции в письменной форме либо в форме электронного документа по месту нахождения юридического лица, то есть Управляющей компании.
Также, в случае если Вам понадобится квалифицированная юридическая помощь в подготовке документов, мы рекомендуем Вам обратиться в Юридическую Клинику Университета КИМЭП, e-mail: legal.clinic@kimep.kz, телефон +7 (727) 237 47 57.