Здравствуйте команда ПРАВМЕДИА. У меня сложилась не очень приятная ситуация с одним из «центров красоты» и мне нужна ваша помощь! Чуть меньше года назад мне установили нити для лифтинга лица. В это центр я попала по рекомендации, но перед самой процедурой не было полноценного объяснения этой процедуры, только говорилось, что это будет каркас, который на долго и не нужно будет делать никакой подтяжки в дальнейшем. После установки нитей, я выполнила все рекомендации доктора, который устанавливал нити в мое лицо. А это пилинги, массажи, за которые я дополнительно оплачивала деньги. Не мотор на все выполненные рекомендации буквально в течении месяца, нити стали под кожей перемещаться, я обратилась к «доктору», который оказывал мне эту услугу и в ответ я получила, ничего страшного, нужно время, как минимум полгода. Полгода я ждала и не тревожила «центр красоты». Через полгода вновь обращаюсь в этот центр с проблемой, которая возникла после посещения их специалиста. В разговоре мне дают понять, что ничего страшного, можно просто удалить кончик полипропиленовый нити и ВСЕ! А это дополнительные шрамы на лице. Честно, после того, данный специалист выполнил не качественную услугу, а это значит, особой подтяжки лица я не увидела и плюс ко всему ситуация ухудшается. С противоположной стороны лица тоже вылез конец нити!!! Я не могу улыбнуться, вотру что в носогубных складках появляются две торчащие антенны. Хочу решить вопрос в правовом поле, с полной компенсацией затрат за некачественную услугу, устранения последствий некачественной услуги и реабилитационный восстановление. Буду ВАМ крайне благодарна за помощь и содействие!
Ответ: Здравствуйте, Нина!
Исходя из Вашего обращения, мы можем предположить, что Вас интересуют ответы на следующие вопросы:
1.Возможно ли получение компенсации за некачественно выполненную услугу?
2.Каким образом Вы можете восстановить нарушенные права и получить компенсацию?
1. Возможно ли получить компенсацию за некачественно выполненную услугу?
Мы предполагаем, что Вы можете получить компенсацию за некачественно выполненную услугу.
Согласно статье 28 Закона Республики Казахстан от 16 мая 2014 года № 202-V «О разрешениях и уведомлениях», дерматокосметология подлежит лицензировании на медицинскую деятельность. Соответственно, оказанная Вам косметологическая услуга является медицинской деятельностью.
Так, в соответствии с подпунктами 12, 13, 14 статьи 77 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года № 360-VI «О здоровье народа и системе здравоохранения», граждане Республики Казахстан имеют право на:”
•возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании им медицинской помощи, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
•защиту своих прав и законных интересов в области охраны здоровья в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
•обжалование действий (бездействия) медицинских и фармацевтических работников в порядке, установленном законами Республики Казахстан;
Кроме того, согласно статье 16 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2010 года № 274-IV «О защите прав потребителей», потребители имеют право на возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных их жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков товара (работы, услуги), и право на возмещение морального вреда.
По причине того, что оказанная Вам медицинская услуга была оказана некачественно и Вам была предоставлена информация о возможной опасности для здоровья применяемых врачом-косметологом средств и способов, в ходе оказания медицинской услуги Вам был причинен вред здоровью.
Соответственно, Вы имеете право на защиту Ваших прав и возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании им медицинской помощи, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. Каким образом Вы можете восстановить нарушенные права и получить компенсацию?
Во-первых, согласно пункту 3 статьи 80 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V (далее-КоАП РК), несоблюдение порядка, стандартов оказания медицинской помощи, невыполнение или ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским работником вследствие небрежного или недобросовестного отношения к ним, если это повлекло причинение легкого вреда здоровью, -
влекут штраф на физических лиц в размере двадцати, на должностных лиц - в размере сорока, на субъектов малого предпринимательства и некоммерческие организации - в размере пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере семидесяти пяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере ста месячных расчетных показателей.
Дела об административных правонарушениях рассматривают:
1) судьи специализированных административных судов;
1-1) судьи специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних;
2) должностные лица государственных органов, уполномоченные настоящим Кодексом.
Так, Вы можете подать обращение в один из уполномоченных органов.
В обращении, поданном в письменной форме либо в форме электронного документа, протоколе указываются(п.2,ст 63 КоАП РК):
1) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), индивидуальный идентификационный номер (при его наличии), почтовый адрес физического лица либо наименование, почтовый адрес, бизнес-идентификационный номер юридического лица (при его наличии);
2) наименование административного органа, должностного лица, которым подается обращение;
3) суть обращения;
4) дата подачи обращения;
5) подпись заявителя или его представителя;
6) иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Если в соответствии с законами Республики Казахстан административная процедура осуществляется на платной основе, заявителем должен быть представлен документ, подтверждающий оплату.
Во вторых, Уголовным кодексом Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V в статье 317 предусмотрено уголовное правонарушение в виде ненадлежащего выполнения профессиональных обязанностей медицинским или фармацевтическим работником, которое наказываются штрафом в размере до двухсот месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до ста восьмидесяти часов, либо арестом на срок до пятидесяти суток.Данное деяние повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью, наказывается штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.
Установить степень тяжести вреда можно заключением эксперта по направлению правоохранительных органов или суда.
Соответственно, Вы можете подать жалобу в порядке частного обвинения в Суд для защиты Ваших нарушенных прав и законных интересов на основании вышеупомянутой статьи. Согласно статье 408 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231-V, Жалоба должна содержать :
• наименование суда, в который она подана;
•описание события уголовного правонарушения;
•место и время его совершения с указанием доказательств;
•просьбу к суду о принятии дела к производству;
•сведения о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;
• список свидетелей, вызов которых в суд необходим
Однако, мы советуем Вам сначала обратиться с претензией в Центр Красоты об устранении нарушений прав и законных интересов и возмещении причиненного этими нарушениями убытка. В претензии следует указать Ваши личные данные, личные данные Центра красоты, а также описать, причину по которой услуга была выполнена некачественно, приложить все чеки в виде доказательства оказание услуги и дальнейших процедурах для устранения последствии некачественно оказанной услуги, также настоятельно рекомендуем Вам указать возможные последствия от административного и уголовного правонарушения . Согласно Закону Республики Казахстан от 4 мая 2010 года «О защите прав потребителей», центр обязан рассмотреть Вашу претензию в течении десяти календарных дней. Если в течении десяти дней письменный ответ не поступит, или Центр откажется устранить нарушения и возместить в добровольном порядке причиненный убыток, то Вы вправе обратиться в уполномоченный орган, осуществляющий функции в сфере защиты прав потребителей.
Для этого нужно обратиться с заявлением или жалобой в Комитет по защите прав потребителей министерства торговли и интеграции РК. Обращение принимается либо в письменной форме, либо посредством Портала электронного правительства. Контакты горячей линии: 7 (7172) 75-06-42, 75-16-32, 74-98-32, 74-98-36.
Более того, Вы имеете право подать гражданский иск в суд за возмещением вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ, услуг вместе с иском о возмещении морального вреда согласно статьям 947 и 951 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409-I.
Исковое заявление подается в суд первой инстанции в письменной форме либо в форме электронного документа.
В заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается исковое заявление;
2) фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) истца, дата его рождения, место жительства, индивидуальный идентификационный номер, а если истцом является юридическое лицо, то его полное наименование, место нахождения, бизнес-идентификационный номер и банковские реквизиты; наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем. В заявлении должны быть указаны сведения об абонентском номере сотовой связи и электронном адресе истца и представителя, если они имеются;
3) фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) ответчика, его место жительства, индивидуальный идентификационный номер (если он известен истцу), если ответчиком является юридическое лицо, то его полное наименование, место нахождения, банковские реквизиты (если они известны истцу) и бизнес-идентификационный номер (если он известен истцу). В заявлении должны быть указаны сведения об абонентском номере сотовой связи и электронном адресе ответчика, если они известны истцу;
4) суть нарушения или угрозы нарушения прав и свобод гражданина или законных интересов истца и требования истца;
5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, а также содержание доказательств, подтверждающих эти обстоятельства;
6) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено законом или предусмотрено договором;
6-1) сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались;
7) цена иска, если иск подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
8) перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.
К исковому заявлению прилагаются:
• копии искового заявления и приложенных к нему документов по числу ответчиков и третьих лиц;
• документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
•доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя;
•документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
Также, при определении размера вреда при исковом заявлении о возмещении морального вреда рекомендуем Вам указать приблизительную стоимость удаления нити, необходимой новой операции, необходимых процедур для восстановления от некачественной услуги. Вы можете указать потраченную на это сумму после самостоятельной оплаты и предоставить все чеки либо приблизительную необходимую сумму в случае если Вы еще не предпринимали такие действия. Более того, стоит установить прямую причинно следственную связь между некачественно оказанными услугами и Вашими нравственными страданиями вследствие.
Если Вам понадобится помощь в подготовке документов, мы рекомендуем Вам обратиться в Юридическую Клинику Университета КИМЭП, e-mail: legal.clinic@kimep.kz ,телефон +7 (727) 237 47 57.