«Экологические споры. Финансовые обязательства в области охраны окружающей среды»
|
|
Спикер: Дина Беркалиева
Партнер юридической фирмы VCC LLP, магистр (LLM) в области экологического права, магистр (MSc) в области экологии и природопользования, имеет более чем 15-летний опыт консультирования по вопросам экологического права и природопользования, а также представления в суде по крупным регуляторным спорам, в том числе значительный опыт представления в экологических спорах. До присоединения к VCC LLP работала в двух крупных международных юридических фирмах.
|
Состоялся 7 февраля 2024 года
Вопрос 1: С выходом Экологического кодекса РК отменили Правила подсчета ущерба № 535. Чем руководствоваться при подсчете периода загрязнения, если предприятие ведет ежеквартально ПЭК: от последнего ПЭК или от последней экологической проверки. Нигде нет пояснения, каждый трактует как хочет, считаю, что нужно внести дополнения в Экологический кодекс РК. Ответ на вопрос 1: Добрый день, Татьяна! Благодарю за вопрос. В части регулирования вопроса о периоде для расчета сверхнормативного воздействия и ущерба согласно ранее действовавшему Экологическому кодексу от 2007 года ("Старый ЭК РК"). Данный вопрос регулировался:
В части текущего регулирования: В настоящее время данный вопрос не регулируется каким либо-образом в действующем Экологическом кодексе РК ("ЭК РК") или в других действующих нормативных правовых актах. При этом, хотя НПВС № 8 не утратило действие, применимость его положений также под вопросом в связи с утратой действия Старых правил расчета ущерба. Имеется Постановление ВС РК по конкретному делу, где суд указал, что положения НПВС № 8 не применимы в связи с утратой действия соответствующего законодательного акта, на которое ссылается НПВС № 8. Если Вам необходима ссылка конкретное дело, по которому был вынесен указанный судебный акт, пожалуйста, обратитесь ко мне через Правмедиа. Центральный исполнительный орган в области охраны ОС также не дал какие-либо разъяснения в этой части. При этом ЭК РК содержит ряд положений, которые подтверждают, что данные производственного экологического контроля могут использоваться для целей расчета нормативного и сверхнормативного воздействия. В частности, с учетом статей 121.1(3), 182.2, 183.1 ЭК РК, производственный экологический контроль является частью экологического разрешения, выдаваемого уполномоченным органом. Вывод: С учетом положений ЭК РК полагаю, что ссылка на данные производственного экологического контроля для целей подтверждения нормативного воздействия или для целей расчета сверхнормативного воздействия является обоснованной и законной (в отсутствие каких-либо дефектов в процедуре ПЭК, проводимой компанией, например, таких как отсутствие аккредитации, пропуск поверки приборов и т.д.) В случае, если государственный экологический инспектор не согласен с таким подходом, вопрос суммы штрафа и/или доначисленных платежей может быть предметом судебного разбирательства. Вопрос 2: Добрый день! Меня зовут — Мусекенова Гульзира. Я — эколог-проектировщик, компания ТОО «Gravity Construction KZ». В соответствии с Экологическим кодексом РК (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2024 г.) (далее Кодекс ) ст. 106, п.3 - Экологическое разрешение выдается на эксплуатацию каждого отдельного объекта I и II категорий и (или) проведение строительно-монтажных работ I и II категорий, работ по рекультивации и (или) ликвидации I и II категорий. Также, согласно п.2, пп.7 ст. 122 Кодекса, для получения Разрешения на воздействие в отношении намечаемой деятельности к Заявке на период проведения строительно-монтажных работ по рекультивации необходимо разработать Проект плана мероприятий по охране окружающей среды на период действия экологического разрешения на воздействие. Намечаемая деятельность согласно Заключению об определении сферы охвата оценки воздействия на окружающую среду и (или) скрининга воздействия намечаемой деятельности относится к объектам I категории. Срок проведения строительно-монтажных работы по рекультивации объекта составляют 27 месяцев. В связи с чем прошу Вас дать пояснения по разработке Плана мероприятий по охране окружающей среды — Кто осуществляет финансирование предусмотренных мероприятий? Заказчик (инициатор) намечаемой деятельности или подрядная строительная компания, привлеченная Заказчиком для выполнения строительно-монтажных работ по рекультивации. Заранее благодарна за разъяснение. Ответ на вопрос 2:
Добрый день, Гульзира! Благодарю за вопрос.
Вопрос 3: Дина, почему оспаривание заключений ГЭЭ относится к подсудности экон. судов? а не в административном суде в рамках АППК как адм. акт? Ответ на вопрос 3:
Добрый день, Асель. Благодарю за вопрос.
Вопрос 4: Складывается практика об отсутствии возможности оспаривания заключений ОВОС со стороны общественности. Возвращают дела суды 1й инстанции. Как быть? Ответ на вопрос 4:
Добрый день, Асель. Благодарю за вопрос.
Оставить
комментарий
Рассказать друзьям: |
● | Экологический кодекс Республики Казахстан от 2 января 2021 года № 400-VI |
● | Закон Республики Казахстан от 13 декабря 2005 года № 93-III «Об обязательном экологическом страховании» |
● | Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 25 ноября 2016 года № 8 |
● | О некоторых вопросах применения судами экологического законодательства Республики Казахстан по гражданским делам |
● | Экологические споры: практика и проблемы правового регулирования |
* Видеоматериалы, размещенные на портале ПРАВМЕДИА отражают мнение эксперта по соответствующему вопросу. Редакция ПРАВМЕДИА не несет ответственности за последствия применения указанных в ответах рекомендаций.