+7 (727) 2222-101
Спроси юриста
Уважаемые посетители портала ПРАВМЕДИА! Мы запускаем новый социальный проект под названием «Спроси юриста». Если Вам нужен юридический совет, Вы можете задать свой вопрос на портале ПРАВМЕДИА. Специалисты юридической клиники КИМЭП и юридической клиники им. Басина Каспийского университета дадут свой ответ.
Ваш ПРАВМЕДИА

Данная юридическая консультация подготовлена студентами и с риском для лица, получающего данную юридическую консультацию. В случае ущерба, исключается ответственность Университета, его сотрудников и студентов.
Задать вопрос:
Ваше имя:*
E-mail:*
Текст вопроса:*
Введите код:* Включите эту картинку для отображения кода безопасности. обновить, если не виден код
 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ:
Вопрос от: Алтын

Здравствуйте. Дайте пожалуйста точный ответ. После процедуры банкротства физического лица, признали банкротом. Могу ли я работать в банке на должности кассира?? Рахмет.

Ответ: Здравствуйте, Алтын!
Из предоставленной Вами информации, мы выделили следующий вопрос:
Какие существуют ограничения при трудоустройстве в отношении физического лица, признанного банкротом? 
В первую очередь стоит отметить, что на данный момент, не имеется определенного положения Закона Республики Казахстан от 3 сентября 2023 года «О реабилитации и банкротстве» (далее - «Закон РК») о правах на трудоустройство физического лица, признанного банкротом. 
Однако, согласно пп.13 п.1 ст.23 Трудового Кодекса Республики Казахстан от 3 сентября 2023 года (далее - «ТК РК»), работодатель (т.е. в Вашем случае определенный банк) вправе на получение из единой системы учета трудовых договоров сведений о трудовой деятельности претендентов на работу, но только по предварительному согласию претендента, т.е. Вас. 
Следовательно, мы полагаем, что при Вашем согласии банк вправе получить информации о Вашей трудовой деятельности на данный момент, которая может содержать данные о процедуре признания Вас банкротом. Кроме того, мы полагаем, что принятие на работу зависит от внутренних положений (т.е., устава и других внутренних документов об управлении) определенного банка как работодателя. 
Добавим, что в приоритете важно не иметь в истории трудоустройства какие-либо экономические штрафы (например, штраф о невыплате налогов в срок и т.д.).
Таким образом, мы полагаем, что Вы вправе трудоустроиться на должность кассира, так как на данный момент в законодательстве Республики Казахстан не имеется запрещающих положений. Однако, Ваше потенциальное трудоустройство может также зависеть от внутренних политики/правил определенного банка.
Вопрос от: Руслан

Здравствуйте. Столкнулся с тяжёлой жизненной ситуацией. Являюсь военнослужащим. Супруга расторгла со мной брак, по решению суда несовершеннолетние дети 6 и 8 лет остались со мной. Так же в решении суда указано, что бывшая супруга в настоящее время проживает в РФ (бывшая супруга имеет гражданство РФ). Связь не поддерживает. Я написал рапорт на увольнение по подпункту 2 пункта 3 статьи 26 ЗРК "О воинской службе и статусе военнослужащих" - по семейным обстоятельствам при: необходимости ухода за ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) восемнадцати лет, которого (которых) военнослужащий воспитывает без матери (отца). Но руководством в увольнении мне было отказано со ссылкой на пункт 2 статьи 70 "Кодекса Республики Казахстан О браке (супружестве) и семье"-Родители имеют право и обязаны воспитывать своего ребенка. Акцент на том, что мать, даже после развода обязана воспитывать детей, но она не делает этого, так же игнорируется тот факт, что согласно текста решения суда бывшая супруга находится в другой стране. Каким образом должно осуществляться её воспитание глазами руководства? По телефону? В настоящее время буквально разрываюсь из-за сложившейся ситуации, совмещать службу и воспитывать детей просто не реально. Прошу правовой помощи. Заранее спасибо.

Ответ: Здравствуйте, Руслан!
Исходя из предоставленной Вами информации, мы выделили следующие вопросы:
1. Имеете ли Вы право уволиться с работы?
2. Может ли руководство отказать в увольнении по собственному желанию?
3. Какова процедура защиты Ваших прав?
1. Можете ли Вы уволиться со службы?
Согласно ст.144 Трудового кодекса Республики Казахстан № 414-V от 23 ноября 2015 года (далее - «ТК РК»), труд лиц, состоящих на воинской службе регулируется настоящим Кодексом с особенностями, предусмотренными специальными законами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, устанавливающими особые условия и порядок прекращения службы.
Согласно п.3 ст.26 Закона Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих» № 561-IV от 16 февраля 2012 года, военнослужащий, проходящий воинскую службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с воинской службы на основании обстоятельств, предусмотренных данной статьей. На основании необходимости ухода за ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) восемнадцати лет, которого (которых) военнослужащий воспитывает без матери (отца), Вы имеете право на досрочное увольнение. 
Также, согласно п.1 ст.56 ТК РК, работник вправе по своей инициативе расторгнуть трудовой договор, уведомив об этом работодателя не менее чем за один месяц. 
Таким образом, Вы вправе уволиться со службы по собственному желанию. 

2. Может ли руководство отказать в увольнении по собственному желанию?
Согласно п.5 ст.56 ТК РК, по истечении срока уведомления (1 месяц), работник вправе прекратить работу. 
То есть, в Вашем случае, досрочное увольнение является Вашим правом. По окончанию срока уведомления, которое составляет один месяц, Вы имеете право не выходить на работу. 
Важно отметить, что обязательство бывшего супруга в воспитании детей не является основанием для отказа в увольнении.
Следовательно, руководство не имеет права отказать Вам в увольнении.

3. Какова процедура защиты Ваших прав?
Согласно п.1 ст.159 ТК РК, индивидуальные трудовые споры рассматриваются согласительными комиссиями, а по неурегулированным вопросам либо неисполнению решения согласительной комиссии - судами. 
Также, согласно п.4 и 5 ст.159 ТК РК, спор рассматривается в присутствии заявителя и (или) уполномоченного им представителя в пределах делегированных ему полномочий в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Согласительная комиссия обязана рассмотреть спор в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации заявления и выдать сторонам спора копии решения в течение трех рабочих дней со дня его принятия.
То есть, сначала Вам следует подать заявление в согласительную комиссию Вашей работы. Далее, согласительная комиссия, рассмотрев заявление в течение пятнадцати дней, выдаст Вам копию решения по истечению трех рабочих дней со дня его принятия. 
Важно отметить, что в случае не урегулирования спора или неудовлетворения решением, Вам следует обратиться в военный суд с иском о признании решения согласительной комиссии не законной. 
Согласно п.2 ст.148 и ст.149 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан № 377-Vот 31 октября 2015 года, в заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается иск;
2) фамилия, имя и отчество истца, дата его рождения, место жительства, индивидуальный идентификационный номер;
3) если ответчиком является юридическое лицо, то его полное наименование, место нахождения, банковские реквизиты (если они известны истцу) и бизнес-идентификационный номер (если он известен истцу). В заявлении должны быть указаны сведения об абонентском номере сотовой связи и электронном адресе ответчика, если они известны истцу;
4) суть нарушения или угрозы нарушения прав и свобод гражданина или законных интересов истца и требования истца;
5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, а также содержание доказательств, подтверждающих эти обстоятельства;
6) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено законом или предусмотрено договором (обращение к согласительной комиссии);
6-1) сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались;
7) цена иска, если иск подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
8) перечень прилагаемых к иску документов
К иску прилагаются:
1) копии иска и приложенных к нему документов по числу ответчиков и третьих лиц;
2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
3) доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя;
4) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
5) документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, если этот порядок установлен законом или предусмотрен договором (копия решении согласительной комиссии);
5-1) документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия совершались;
6) ходатайство истца об истребовании доказательств, если доказательства находятся у ответчика или третьего лица. 
Таким образом, в случае неразрешения спора через согласительную комиссию, Вы вправе обратиться в военный суд с иском о признании решения согласительной комиссии не законной. 
Вопрос от: Меруерт

Добрый вечер! Сыну 21 год по состоянию здоровья у него в приписном написано негоден к в/с в мирное время, ограниченно годен в военное время. Нам сказали по нашему диагнозу нельзя поменять категорию на годную. По этой категории можно будет устроиться на работу в КНБ РК после получения высшего образования? Сказали до работы будет проходить обучение 10 месяцев в Алматы.

Ответ: Здравствуйте, Меруерт!
Исходя из Вашего обращения, мы полагаем, что Вас интересует данные вопросы: 
1. Может ли лицо с заболеваниями быть годным на службу в Вооруженных Силах в мирное время? 
2. Может ли лицо с заболеваниями быть принято на службу в Комитет Национальной Безопасности Республики Казахстан? 
3. Что Вам следует сделать  для уточнения диагноза заболевания? 
1. Может ли лицо с заболеваниями быть годным на службу в Вооруженных Силах в мирное время? 
Согласно пп.2 п.2 ст. 38 Закона Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих» № 561-IV от 16 февраля 2012 года, на воинскую службу по контракту не принимается лицо, признанное медицинской (военно-врачебной) комиссией не годным к поступлению на воинскую службу по контракту. 
То есть, если в ходе медицинского осмотра будут выявлены заболевания, препятствующие службе, лицо не может быть годным в Вооруженных Силах Республики Казахстан в мирное время. 

2. Может ли лицо с заболеваниями быть принято на службу в Комитет Национальной Безопасности Республики Казахстан? 
Согласно п.1 и п.2 ст.3 Закона Республики Казахстан «О специальных государственных органах Республики Казахстан» № 552-IV от 13 февраля 2012 года (далее - «Закон»), Комитет Национальной Безопасности Республики Казахстан (далее - КНБ РК) относится к специальным государственным органам. 
Согласно п.1 ст.7 Закона, граждане Республики Казахстан, достигшие 18 лет и соответствующие предельному возрасту по званиям, личным, моральным, профессиональным качествам, уровню образования, здоровью и физическому развитию, могут добровольно зачисляться на службу в специальные государственные органы.
В соответствии пп.2 и пп.12 п.2 ст.7 Закона, на службу не могут быть приняты лица с заболеваниями, мешающими исполнению должностных обязанностей (по заключению военно-врачебной комиссии), а также те, кто не прошел необходимые психофизиологические и медицинские освидетельствования.
То есть, для принятия на службу в КНБ РК, кандидаты должны соответствовать вышеуказанным требованиям, в том числе по состоянию здоровья, установленным законодательством РК. Таким образом, если лицо имеет заболевание, выявленное военно-врачебной комиссией, то оно не может быть годным на службу в КНБ Республики Казахстан. 

3. Что Вам следует сделать для уточнения диагноза заболевания? 
Согласно гл.2 п.11 Приказа Министра обороны Республики Казахстан «Об утверждении Правил проведения военно-врачебной экспертизы и Положения о комиссиях военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Республики Казахстан» № 716 от 21 декабря 2020 года (далее - «Приказ»), с целью определения состояния здоровья и (или) уточнения диагноза заболевания или физического недостатка у гражданина, подлежащего приписке к призывным участкам (призыву на срочную воинскую службу), приписная (призывная) комиссия направляет его на амбулаторное или стационарное обследование в медицинские организации.
Далее, по окончании обследования (лечения) заполняется акт, подписываемый врачом и руководителем медицинской организации, с указанием результатов исследований и подтверждением диагноза. В случае необходимости обследования или лечения, данные гражданина включаются в список временно негодных к воинской службе или в список годных с ограничениями.
Медицинская информация передается в соответствующие медицинские организации и местные органы управления здравоохранением. После обследования медицинские документы направляются в отдел по делам обороны, и на основе полученных данных может быть проведено дополнительное медицинское освидетельствование для определения окончательной годности к службе.
Однако гл.2 п.10 Приказа гласит, что если гражданин признан нуждающимся в обследовании или лечении в ходе приписки, его имя включается в список временно негодных к воинской службе или в список годных с незначительными ограничениями. Информация, включая медицинские данные, передается в медицинские организации и местные органы управления здравоохранением в течение десяти рабочих дней после приписки.
Руководители медицинских организаций, на основе предоставленных медицинских данных, обеспечивают своевременное обследование или лечение. После обследования или лечения медицинские документы, включая лечебную карту, направляются обратно в отдел (управление) по делам обороны в течение семи рабочих дней. Далее может проводиться дополнительное медицинское освидетельствование для определения окончательной годности к воинской службе. 
Также, согласно п.21 гл.2  Приказа, важно иметь все необходимые документы для повторного освидетельствования, включая личное дело и медицинские документы. Если в результате освидетельствования изменится категория годности, врач-специалист оформит соответствующий документ.
После этого призывная комиссия рассмотрит дело и вынесет свое решение, которое будет оформлено в книге протоколов и учетной карте призывника, и объявлено непосредственно гражданину.
Таким образом, решения о пригодности к службе принимаются с учетом индивидуальных обстоятельств каждого кандидата, на основании медицинского осмотра, проводимого в соответствии с установленными процедурами и критериями. Лица, у которых в ходе медицинского осмотра, проводимого военно-врачебной комиссией, выявлены заболевания, препятствующие выполнению должностных обязанностей, не могут быть признаны годными к воинской службе или в КНБ РК.
Вопрос от: Елизавета

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, какой срок хранения приказа на привлечение к работе в выходные дни и относится этот вид приказа к личному составу? В перечне типовых документов с указанием сроков хранение конкретно данного вида приказа не нашла (пункт 12 перечня).

Ответ: Здравствуйте, Елизавета!
Исходя из вашего обращения, мы выделили следующие вопросы: 
1. Каков срок хранения приказа о привлечении к работе в выходные дни?
2. Относится ли этот вид приказа к личному составу
1. Каков срок хранения приказа о привлечении к работе в выходные дни?
Мы полагаем, что Ваша организация, будь то государственная или негосударственная, действует в Республике Казахстан. В данном контексте Вы обязаны соблюдать законодательные нормы, в частности, Закон "Об утверждении Перечня типовых документов, формируемых в ходе деятельности организаций, с указанием сроков их хранения". Этот закон был утвержден Приказом и.о. Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 29 сентября 2017 года № 263 и зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 18 ноября 2017 года под номером 15997.
Согласно данному закону и приказу, предписывающему соблюдение этого закона, установлен срок хранения для приказов о привлечении сотрудников к работе в выходные дни. Конкретно, согласно пункту 1 подпункта 12, эти приказы должны сохраняться в электронной форме в течение 5 лет.
2. Относится ли этот вид приказа к личному составу?
Это правило касается документации, связанной с трудовыми вопросами личного состава Вашей организации. Таким образом, важно следить за соблюдением этого срока хранения, чтобы соответствовать законодательным требованиям и обеспечить эффективное управление кадровой документацией.
Вопрос от: Михаэль

На этапе планирования предприятия возник вопрос, как оформлять и/или растамаживать импортную установку для автоматизированной пивоварни (в наличии опции из РФ, Чешской Республики или Грузии). Данная установка не подлежит продаже, лишь эксплуатации на территории РК. Будет ли необходимо уплачивать НДС? Заранее спасибо!

Ответ: Здравствуйте, Михаэль!
Исходя из Вашего обращения, мы выделили следующие вопросы:
1. Как оформлять/растамаживать импортную установку из Российской Федерации/Грузии/Чехии?
2. Нужно ли уплачивать НДС?
1. Как оформлять/растамаживать импортную установку из Российской Федерации/Грузии/Чехии?
Согласно п.1 ст. 39 Таможенного Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года № 123-VI, единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности») является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности может использоваться в целях налогообложения товаров и в иных целях, предусмотренных таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан, а также иным законодательством Республики Казахстан.
Вам требуется определить классификацию товара у уполномоченного таможенного органа, а также после получения классификации, кода определяющий уплату акциз, пошлин, налога на добавленную стоимость, то есть код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - «ТН ВЭД»), Вы имеете право подать заявление и заполнить форму оплаты таможенных пошлин.
В соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 27 февраля 2018 года № 301 «Об утверждении структуры, формата и формы расчета таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, либо таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, а также Правил ее заполнения и внесения в нее изменений (дополнений)», для оформления и оплаты таможенных пошлин Вам необходимо иметь следующие документы, на русском/казахском языках или переведенными и нотариально заверенными:
1. Контракт сделки;
2. Инвойс;
3. Спецификация оборудования;
4. Тех.описание груза; 
5. Договор с транспортной компанией; 
6. Банковские платежные поручения; 
7. Декларация от контрагента; 
8. Сертификат или декларация соответствия.
Исходя из вышеперечисленного, мы рекомендуем обратиться в Комитет Государственных Доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее - «КГД») для оформления и растамаживания импортной установки. Следует получить классификацию товара, предъявив документы происхождения товара и заключения сделки покупки и тем самым заявить в уполномоченный таможенный орган за оформлением установки в соответствии с классификацией товара, через электронный портал обращений «E-Otinish». 
Процедура подачи заявления следующая: 
1. Авторизоваться на портале и перейти по кнопке «Заказать услугу онлайн» (для получения услуги вы должны быть зарегистрированы или пройти однократную регистрацию на сайте eotinish.kz);
2. Подать обращение в государственные органы;
3. Заполнить представленную форму; 
4. Подписать обращение ЭЦП Национального удостоверяющего центра Республики Казахстан (НУЦ РК) и отправить в государственный орган.
2. Нужно ли уплачивать НДС?
В соответствии с п.1 ст. 367 Налогового Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI, плательщиками налога на добавленную стоимость являются: лица, импортирующие товары на территорию Республики Казахстан в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан. 
Следовательно, мы полагаем, что Вы должны оплатить НДС в зависимости от номера ТН ВЭД (код товара), установленного Советом Евразийской Комиссии. Мы предполагаем, что подходящий код ТН ВЭД для пивной установки - 8438400000, требующий уплаты НДС в размере 20%. Более того, мы полагаем что Вы можете обратиться к специалисту-брокеру КГД для определения классификации товара или же оформлении и растаможивании импортной установки.

Вопрос от: Гулзат

Здравствуйте. Что делать, если педагогу были выплачены лишние отпускные дни? Написала заявление на отпуск 2021-2022 учебный год, но фактически не работала 2021 году, была без содержания по уходу за ребенком, но когда уходила в декрет полностью получила отпускные за отработанные дни за 2020-2021 год. Затем она взяла отпуск после 6 месяцев, проработав после декрета с июня до ноября 2022 года, в декабре была в отпуске 28 дней и получила леч пособие. Когда закончился учебный год, она снова взяла отпуск с леч пособием, написала заявление на отпуск с 2022- 2023 учебного года. Так педагог за один учебный год дважды получила леч пособие и отпуск на 84 дня. Законно ли это?

Ответ: Здравствуйте, Гулзат!
Исходя из Вашего обращения, мы выделили следующие вопросы:
1. Сколько отпускных дней имеют педагоги?
2. Законно ли получение педагогами лечебного пособия дважды за год?
1. Сколько отпускных дней имеют педагоги? 
Согласно ст.87 Трудового Кодекса Республики Казахстан (далее - «ТК РК») от 23 ноября 2015 года, работникам предоставляются 2 вида отпусков:
1. оплачиваемые ежегодные трудовые отпуска - для отдыха работника, восстановления работоспособности, укрепления здоровья и иных личных потребностей работника и предоставляется на определенное количество календарных дней с сохранением места работы (должности) и средней заработной платы.
2. социальные отпуска - освобождение работника от работы на определенный период в целях создания благоприятных условий для материнства, прохождения скрининговых исследований, ухода за детьми, получения образования без отрыва от производства и для иных социальных целей.
В соответствии с п.1 и п.3 ст.91 ТК РК, в трудовой стаж при предоставлении оплачиваемого ежегодного трудового отпуска включаются фактически проработанное время, и время, когда работник фактически не работал в связи с временной нетрудоспособностью, в том числе время нахождения в отпуске по беременности и родам. 
Кроме того, согласно п.3 ст.12 Закона Республики Казахстан «О статусе педагога» от 27 декабря 2019 года, педагогам гарантируется оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск продолжительностью 56 календарных дней.
2. Законно ли получение лечебного пособия дважды за год педагогом?
Cогласно п.4 ст.12 Закона «О статусе педагога», педагогу гарантируется пособие на оздоровление в размере не менее одного должностного оклада один раз в календарном году при предоставлении им очередного трудового отпуска. Таким образом, пособие выплачивается исключительно при предоставлении трудового отпуска. 
Также, согласно п.1 и п.3 ст.92 ТК РК , оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск работнику за первый и последующие годы работы по соглашению сторон предоставляется в любое время рабочего года и может быть разделен на части. При этом одна из частей оплачиваемого ежегодного трудового отпуска должна составлять не менее четырнадцати календарных дней.
Таким образом, мы полагаем, что полученный в декабре 2022 года отпуск с лечебным пособием был получен в соответствии с законом. Однако, получение лечебного пособия за 2022-2023 учебный год было неправомерно, так как педагог не отработал в 2023 году для того, чтобы получать лечебное пособие, в соответствии с законом. 
Вопрос от: Саят

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, ранее был уволен с правоохранительной службы за дискриминацию, в связи с совершением административного правонарушения. Имею ли я возможность на восстановление в службе, (просто недавно слышал, что готовится проект с изменениями в законодательстве).

Ответ: Здравствуйте, Саят!  
Рассмотрев Ваше обращение, мы выделили следующий вопрос:
Можете ли Вы восстановиться на правоохранительную службу, если ранее были уволены из-за административного правонарушения? 
Согласно пп.5 п.2 ст.6 Закона Республики Казахстан «О правоохранительной службе» № 380-IV от 6 января 2011 года, на правоохранительную службу не может быть принято лицо, на которое в течение года перед поступлением на правоохранительную службу налагалось в судебном порядке административное взыскание за умышленное правонарушение. 
Таким образом, Вы можете восстановиться на правоохранительную службу, если после взыскания за административное нарушение прошел год.
Вопрос от: Андрей

Добрый день. У меня есть свидетельство о выделении земельного пая после распада СССР и реорганизации совхоза, выдан в 1995 году. Приватизация земли и право собственности на неё не оформлялось, т.к. в то время никто ни кому ни чего на объяснял. ВОПРОС: Могу ли я в настоящее время узаконить право собственности на эту землю? Спасибо.

Ответ: Здравствуйте, Андрей!
Из предоставленной Вами информации, мы выделили следующие вопросы: 
1. Можно ли узаконить право собственности на земельную долю участия, полученную после распада СССР?
2. Как узаконить право собственности на долю этой земли?
1. Можно ли узаконить право собственности на земельную долю участия, полученную после распада СССР?
В казахстанском земельном законодательстве нет понятия «земельный пай». Мы полагаем, что речь идет о количественно определенной доле участия вместе с другими лицами в правах и обязанностях на земельный участок. 
Согласно ст.28 Земельного кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442-II (далее - «Кодекс»), право землепользования является вещным правом. К праву землепользования применяются нормы о праве собственности постольку, поскольку это не противоречит настоящему Кодексу или природе вещного права. 
Согласно ст.31 Кодекса, право землепользования возникает путем:
1. предоставления права землепользования;
2. передачи права землепользования;
3. перехода права землепользования в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица).
Предоставление, передача и переход права землепользования должны осуществляться с учетом целевого назначения земельного участка.
Право землепользования возникает на основе:
1. актов государственных органов;
2. гражданско-правовых сделок;
3. иных оснований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
Мы предполагаем, что в соответствии с п.5 ст.103 Кодекса, право граждан на условную земельную долю удостоверяется свидетельством о праве на условную земельную долю, которое выдается уполномоченным органом города республиканского значения, столицы, района, города областного значения по месту нахождения земельного участка в течение трех месяцев после утверждения районным (городским) исполнительным органом списка обладателей и размеров условных земельных долей. Однако, в Вашем случае право собственности не было обращено.
2. Как узаконить право собственности на долю в этой земле?
Вы вправе в гражданско-процессуальном порядке приобрести право собственности на эту землю. На основании п.3 ст.240 Гражданского кодекса Республики Казахстан , принятого Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 года, гражданин или юридическое лицо, которые ссылаются на давность владения, могут присоединить к своему владению все то время, в течение которого владел данной вещью тот, чьими правопреемниками они являются. 
В Вашем заявлении в гражданский суд, согласно п.2 ст.148 Кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-V «Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан» должны быть указаны следующие данные:
1. наименование суда, в который подается иск;
2. фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) истца, дата его рождения, место жительства, индивидуальный идентификационный номер, а если истцом является юридическое лицо, то его полное наименование, место нахождения, бизнес-идентификационный номер и банковские реквизиты; наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем. В заявлении должны быть указаны сведения об абонентском номере сотовой связи и электронном адресе истца и представителя, если они имеются;
3. фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) ответчика, его место жительства, индивидуальный идентификационный номер (если он известен истцу), если ответчиком является юридическое лицо, то его полное наименование, место нахождения, банковские реквизиты (если они известны истцу) и бизнес-идентификационный номер (если он известен истцу). В заявлении должны быть указаны сведения об абонентском номере сотовой связи и электронном адресе ответчика, если они известны истцу;
4. суть нарушения или угрозы нарушения прав и свобод гражданина или законных интересов истца и требования истца;
5. обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, а также содержание доказательств, подтверждающих эти обстоятельства;
6. сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено законом или предусмотрено договором;
7. сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались;
8. цена иска, если иск подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
9. перечень прилагаемых к иску документов.
Также, согласно п.1 ст.149 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть), принятого Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 года, к иску прилагаются:
1. копии иска и приложенных к нему документов по числу ответчиков и третьих лиц;
2. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
3. доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя;
4. документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
5. документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, если этот порядок установлен законом или предусмотрен договором;
6. документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия совершались;
7. ходатайство истца об истребовании доказательств, если доказательства находятся у ответчика или третьего лица;
8. копии устава, свидетельства или справки о государственной регистрации (перерегистрации), если иск предъявлен юридическим лицом.
Вы вправе подать административный иск о признании на основании ст. 43 Кодекса, в соответствии со ст.135 Кодексом Республики Казахстан от 29 июня 2020 года № 350-VI «Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан» (далее - «АППК»), по иску о признании истец может потребовать признать наличие или отсутствие какого-либо правоотношения. Иск о признании может быть подан в случае достаточной заинтересованности истца в установлении данных отношений в кратчайшие сроки. Интерес истца в установлении правоотношений может иметь правовой, моральный или материальный характер. 
Согласно п.1 и п.8 ст.131 АППК, В иске должны быть указаны:
1. наименование суда, в который подается иск;
2. фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) истца, если истцом является физическое лицо, его место жительства, дата и место его рождения, наименование представителя и его адрес, если иск подается представителем; номера телефонов, адреса электронной почты истца, его представителя;
3. наименование истца, если истцом является юридическое лицо или иная организация, место его нахождения, бизнес-идентификационный номер и банковские реквизиты;
4. наименование ответчика, место нахождения, банковские реквизиты (если они известны истцу) и бизнес-идентификационный номер (если он известен истцу). В иске должны быть указаны номера телефонов и электронный адрес ответчика, если они известны истцу;
5. содержание исковых требований (предмет иска) и изложение обстоятельств, которыми истец обосновывает свои требования (основания иска), суть нарушения или угрозы нарушения прав, свобод и законных интересов истца. В случае подачи иска к нескольким ответчикам - содержание исковых требований в отношении каждого из ответчиков;
6. сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено законом;
7. перечень документов и других прилагаемых материалов (при наличии).
К иску прилагаются:
1. копии иска и приложенных к нему документов по числу участников административного процесса;
2. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
3. доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя;
4. документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
5. документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, если этот порядок установлен законом.
Далее Вам необходимо обратиться в местный уполномоченный орган по земельным делам для получения государственного акта, в котором будут сформированы границы Вашей доли в земельном участке. Далее Корректировка ошибочных сведений объектов недвижимости в информационной системе «Государственная база данных «Регистр недвижимости», эта информационная система предназначена для автоматизированного сбора (ввода), обработки, актуализации, хранения и анализа сведений в сфере государственной регистрации и учета прав на недвижимое имущество.  
На основании вышеизложенного, в казахстанском законодательстве нет понятия земельный пай, мы полагаем, что речь идет про долю в земельном участке. Вы вправе подать гражданское заявление о приобретательной давности, затем подать административный иск о признании с приложением документов, полученных еще в советское время, после чего обратиться для корректировки данных прав на недвижимое имущество.
Вопрос от: Ханзада

Добрый день! Произошло ДТП, я пострадавшая, во время нанесения ущерба машине меня не было, услышав звук вышла к машине. Виновный признал вину сразу, обратилась к ее страховой компании. Машина новая 2023 года, первая авария, ранее не подвергалась ремонту, повреждений не было. Оценщик страховой компании виновной стороны осмотрел авто, ему было предоставлены все документы от дилера (гарантийное письмо, справка нормы работ ремонта, счет на оплату), акт гаи. При ДТП были нанесены повреждения на передний бампер, блок фары, молдинг бампера, декоративные вставки бампера. Страховая компания виновной мне предоставила калькуляцию, в которой был расчет только защитной пленки, однако повреждения сильные, все нужно менять. Страховая компания сделала перерасчет с учетом замены деталей, но работы человеко-часы подсчитали не по справке дилера, ссылаясь на НПА (мне не предоставили). Итого мне со своего кармана нужно платить +300 к тенге. При этом, оценщик страховой компании виновной стороны утверждает, что человеко- часы считают согласно справки дилера, так как машина на гарантии и нужно ремонт производить у дилера. Кроме того, Страховая обязала меня после ремонта выдать им детали, ремонт производить за свой счет, после подтверждения получения тех самых деталей они переведут деньги. Вопрос: обязана ли я им предоставлять деталь? Должны сначала они мне перевести деньги и после этого мне делать ремонт? Человеко-часы считаются согласно справки дилера или нет? Спасибо!!

Ответ: Здравствуйте, Ханзада!
Рассмотрев ваше обращение, мы выделили следующие вопросы:
1. Можете ли Вы оспорить решение страхового оценщика? 
2. Обязаны ли Вы предоставлять деталь по требованию страховой компании?
3. Каков процесс выплат при страховом случае? 
4. Какие Вы имеете права при страховом случае?
1. Можете ли Вы оспорить решение страхового оценщика? 
Согласно главе 2 Правил определения размера вреда, причиненного транспортному средству, утвержденных Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 14 (далее - «Правила»), после окончания процедуры расчета размера вреда, причиненного транспортному средству, страховщик не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня осмотра поврежденного транспортного средства представляет потерпевшему или их представителям отчет о размере вреда для ознакомления. 
Потерпевший или их представитель в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения отчета о размере вреда указывает в полученном отчете отметку о согласии, либо несогласии с результатами проведенного расчета размера вреда. 
В случае Вашего несогласия с результатами проведенного расчета вреда, Вам необходимо уведомить об этом страховую компанию.  Оспаривание результатов расчета размера вреда потерпевшим или их представителями осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 29-1 закона Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» от 1 июля 2003 года N 446 (далее - «Закон»), согласно которому: 
1. При наличии спора, возникающего из договора обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, страхователь (потерпевший, выгодоприобретатель) вправе в письменной форме:
a. направить страховщику (в том числе через филиал, представительство, иное обособленное структурное подразделение, интернет-ресурс страховщика) заявление с указанием требований и приложением документов, подтверждающих его требования, либо
b. направить заявление страховому омбудсмену (напрямую страховому омбудсмену, в том числе через его интернет-ресурс, либо через страховщика, в том числе через его филиал, представительство, иное обособленное структурное подразделение, интернет-ресурс) или в суд для урегулирования споров, возникающих из договора обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, с учетом особенностей, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О страховой деятельности».
2. Страховщик при получении от страхователя (потерпевшего, выгодоприобретателя) заявления в течение пяти рабочих дней рассматривает и предоставляет письменный ответ с указанием дальнейшего порядка урегулирования спора.
3. В случае обращения страхователя (потерпевшего, выгодоприобретателя) к страховому омбудсмену, страховщик обязан по запросу страхователя, потерпевшего (выгодоприобретателя), страхового омбудсмана представить документы, относящиеся к рассмотрению и разрешению спора, в течение трех рабочих дней с даты получения запроса.
Если Ваше требование не удовлетворено страховой компанией, Вы имеете право обратиться в суд. Согласно ст.148 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 12.09.2023 г.) (далее - «ГПК РК»), исковое заявление подается в суд первой инстанции в письменной форме либо в форме электронного документа. 
В заявлении должны быть указаны: 
1. наименование суда, в который подается исковое заявление;
2. фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) истца, дата его рождения, место жительства, индивидуальный идентификационный номер. В заявлении должны быть указаны сведения об абонентском номере сотовой связи и электронном адресе истца и представителя, если они имеются;
3. фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) ответчика, его место жительства, индивидуальный идентификационный номер (если он известен истцу), если ответчиком является юридическое лицо, то его полное наименование, место нахождения, банковские реквизиты (если они известны истцу) и бизнес-идентификационный номер (если он известен истцу). В заявлении должны быть указаны сведения об абонентском номере сотовой связи и электронном адресе ответчика, если они известны истцу;
4. суть нарушения или угрозы нарушения прав и свобод гражданина или законных интересов истца и требования истца;
5. обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, а также содержание доказательств, подтверждающих эти обстоятельства;
6. сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено законом или предусмотрено договором;
7. сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались;
Исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии полномочия на подписание искового заявления. При подаче иска в форме электронного документа он удостоверяется электронной цифровой подписью истца или его представителя.
2. Обязаны ли Вы предоставлять деталь по требованию страховой компании?
Согласно ст. 831 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409. (далее - «ГК РК»), страхователь обязан: 
1. уплачивать страховые премии в размере, порядке и сроки, установленные договором страхования; 
2. информировать страховщика о состоянии страхового риска; 
3. уведомить страховщика о наступлении страхового случая; 
4. принять меры к уменьшению убытков от страхового случая (пункт 1 статьи 829 настоящего Кодекса); 
5. обеспечить переход к страховщику права требования к лицу, ответственному за наступление страхового случая (статья 840 настоящего Кодекса). 
2. Договором страхования могут быть предусмотрены и другие обязанности страхователя.
В перечисленные обязанности страхователя не входит предоставление страховщику каких-либо подтверждающих деталей, следовательно, Вы не обязаны передавать деталь автомобиля страховой компании, если только иное не прописано в договоре со страховой компанией.  
3. Каков процесс выплат при страховом случае? 
Согласно ст. 820 ГК РК, страховая выплата осуществляется единовременным платежом. Порядок определения размеров страховой выплаты устанавливается договором. По обязательному страхованию порядок определения размеров страховой выплаты устанавливается отдельным законодательным актом Республики Казахстан, регулирующим обязательный вид страхования. Порядок и сроки осуществления страховых выплат определяются договором. По обязательному страхованию они могут быть определены законодательными актами Республики Казахстан. За несвоевременное осуществление страховой выплаты страховщик несет ответственность в соответствии со ст. 353 ГК РК, если более высокий размер ответственности не предусмотрен договором или законодательными актами Республики Казахстан.
Таким образом, для уточнения порядка и сроков осуществления страховых выплат, Вам необходимо обратиться к договору со страховой компанией. 
4. Какие Вы имеете права при страховом случае?
Согласно ст.14 Закона Республики Казахстан от 30 ноября 2000 года № 109-II «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан», заказчик имеет право: 
1. получать от оценщика исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения оценки;
2. знакомиться с нормативными правовыми актами, на которых основываются отчет об оценке и выводы оценщика;
3. получать от оценщика необходимую информацию о методах проведения оценки;
4. отказаться от услуг оценщика в случае нарушения им условий договора. 
Также, согласно ст. 828 ГК РК:
1. Страховщик обязан: 
1. при наступлении страхового случая произвести страховую выплату в размере, порядке и сроки, установленные в договоре страхования или законодательных актах; 
1. ознакомить страхователя с правилами страхования и по его требованию представить (направить) копию правил;
2. возместить страхователю (застрахованному) расходы, произведенные им для уменьшения убытков при страховом случае; 
3. обеспечить тайну страхования;
4. в случаях непредставления страхователем (застрахованным) или потерпевшим (выгодоприобретателем) либо их представителем всех документов, необходимых для осуществления страховой выплаты, уведомить их о недостающих документах в срок, установленный договором страхования.
2. Законодательными актами о страховании и страховой деятельности, а также договором страхования могут быть предусмотрены другие обязанности страховщика.
Если Вы не получили информацию о методах проведения оценки; нормативно-правовые акты, на которых основываются отчет об оценке и его выводы; страховую выплату в размере, порядке и сроки, установленные в договоре страхования или законодательных актах, а также если Вам не возместили  расходы, произведенные для уменьшения убытков при страховом случае, то действия страховой компании являются нарушением законодательства. Вы имеете право потребовать выполнения обязательств. Также Вы имеете право отказаться от услуг оценщика в случае нарушения им условий договора.
Вопрос от: Тимур

Добрый день. В сентябре у меня случилась неприятная ситуация. У меня в квартире скучаем производится ремонт, и при подаче отопления я затопил соседей снизу. Мы меняли трубы и один радиатор был демонтирован, каким-то образом получилось так, что клапан закрыт не был. Потоп получился сильный, в результате чего получился также и значительный ущерб собственности соседей. При этом, произошло всё в будний день, когда все соседи были на работе, а я к тому же на вахте. Каких-либо уведомлений о том, что конкретно в тот день будет запускаться отопление мы не видели. Собственно, вопрос заключается в том, что я являюсь ли я в таком случае виновником затопления соседей снизу? КСК в доме как такового нет, есть человек, занимающийся данными вопросами. Наверняка не знаю, оформлено ли официально ОСИ. Заранее благодарен за ваш ответ.

Ответ: Здравствуйте, Тимур!
Исходя из Вашего обращения, мы полагаем, что Вас интересуют следующие вопросы:
1. Кто несет ответственность в случае затопления соседних квартир?
2. Обязан ли кооператив собственников помещений или энергоснабжающая организация предупреждать о включении/отключении отопления?
3. Какова процедура обращения в суд в случае наличия вины со стороны энергоснабжающей организации?
1. Кто несет ответственность в случае затопления соседних квартир?
Исходя из Вашего обращения, мы полагаем, что в процессе выполнения ремонтных работ в Вашей квартире и последующего включения отопления произошло затопление квартиры соседей на этаже ниже. Эта ситуация возникла из-за неправильного демонтажа радиатора. Возможно, Коммерческое товарищество собственников жилья (далее - «КСК») не предупредило Вас о запуске отопления. Однако, в результате, квартира соседей снизу была затоплена, что привело к значительным материальным убыткам.
Согласно ст.917 п.1 Гражданского кодекса  № 409-I от 1 июля 1999 года Республики Казахстан (далее - «ГК РК»), вред (имущественный и (или) неимущественный), причиненный неправомерными действиями (бездействием) имущественным или неимущественным благам и правам граждан и юридических лиц, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объеме. То есть, лицо, причинившее вред, обязуется возместить соответствующий ущерб.
Кроме того, в ст.39 п.1 Закона «О жилищных отношениях»  № 94-I от 16 апреля 1997 года Республики Казахстан (далее - «Закон»), установлено, что если собственник помещения (квартиры) наносит ущерб любой части общего имущества или любому другому помещению, он обязан за свой счет устранить ущерб либо возместить расходы по его устранению. 
В таком случае, если вред был нанесен в результате Вашей неосторожности, то Вы, как собственник квартиры, несете ответственность за причинение вреда соседним квартирам. 
2. Обязан ли кооператив собственников помещений или энергоснабжающая организация предупреждать о включении/отключении отопления?
Согласно ст.48 п.2 Закона, правление кооператива собственников помещений  (далее - «КСК») осуществляет все полномочия кооператива, за исключением тех, которые относятся исключительно к компетенции общего собрания членов кооператива собственников помещений. В компетенцию КСК, в частности, входит: 
1. контроль за своевременным внесением членами кооператива установленных обязательных платежей и взносов;
2. составление годового бюджета кооператива, смет и отчетов, представление их на утверждение общему собранию;
3. представление отчета по управлению объектом кондоминиума с периодичностью один раз в квартал;
4. заключение договоров от имени кооператива;
5. управление объектом кондоминиума или заключение договоров на управление объектом кондоминиума;
6. прием на работу работников для управления объектом кондоминиума и увольнение их в соответствии с утвержденным на общем собрании собственников помещений (квартир) данного объекта кондоминиума штатным расписанием;
7. ведение списка членов кооператива, делопроизводства, бухгалтерского учета и отчетности;
8. созыв и организация проведения общего собрания или письменного опроса;
9. выполнение иных обязанностей, вытекающих из устава кооператива.
То есть, в обязанности КСК не входит уведомление о включении и отключении  отопления. 
Согласно Приказу Министра энергетики Республики Казахстан от 18 декабря 2014 года № 211 «Об утверждении Правил пользования тепловой энергией» (далее - «Приказ»), в главе 2 п.3 сообщается, что купля-продажа тепловой энергии осуществляется на основании договора, заключаемого между энергоснабжающей организацией и потребителем, который присоединен к тепловым сетям энергопередающей или энергопроизводящей организации.
Также, согласно п.7 Приказа, споры, возникающие между энергопроизводящими, энергопередающими, энергоснабжающими организациями и потребителями при пользовании тепловой энергией решаются в порядке установленном гражданским законодательством Республики Казахстан. 
Таким образом, мы рекомендуем Вам обратиться к Договору, заключенному между Вами и энергоснабжающей организацией, и проверить его положения на предмет наличия обязанности такой организации предупреждать о подключении отопления. В случае, если такая обязанность предусмотрена, Вы можете обратиться с досудебной письменной претензией к энергоснабжающей организации с просьбой возместить ущерб, причиненный имуществу соседей в результате затопления. Если такое требование будет проигнорировано, Вы имеете право обратиться в гражданский суд по месту нахождения ответчика с иском о возмещении ущерба. 
3. Какова процедура обращения в суд, в случае наличия вины со стороны энергоснабжающей организации?
В соответствии ст.148 и 149 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-V ЗРК, в заявлении должны быть указаны:
1. наименование суда, в который подается иск;
2. фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) истца, дата его рождения, место жительства, индивидуальный идентификационный номер;
3. если ответчиком является юридическое лицо, то его полное наименование, место нахождения, банковские реквизиты (если они известны истцу) и бизнес-идентификационный номер (если он известен истцу). В заявлении должны быть указаны сведения об абонентском номере сотовой связи и электронном адресе ответчика, если они известны истцу; 
4. суть нарушения или угрозы нарушения прав и свобод гражданина или законных интересов истца и требования истца;
5. обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, а также содержание доказательств, подтверждающих эти обстоятельства;
6. сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено законом или предусмотрено договором (Ваша претензия к организации);
7. сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались;
8. цена иска, если иск подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
9. перечень прилагаемых к иску документов.
10. Помимо требований, указанных в подпунктах 1-8 настоящей части, в иске, предъявленном и подписанном представителем, должна содержаться ссылка на норму закона, на которой основываются требования.
Также, к иску прилагаются:
1. копии иска и приложенных к нему документов по числу ответчиков и третьих лиц;
2. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
3. доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя;
4. документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
5. документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, если этот порядок установлен законом или предусмотрен договором (Ваша претензия к организации);
6. документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия совершались;
7. ходатайство истца об истребовании доказательств, если доказательства находятся у ответчика или третьего лица.
Таким образом, в первую очередь Вам следует проверить Договор, заключенный между Вами и энергоснабжающей организацией, для определения наличия обязанности со стороны энергоснабжающей организации по уведомлению о включении отопления. В случае отсутствия этой обязанности, Вы сами несете ответственность за причиненный ущерб. При наличии обязанности по уведомлению, организация несет ответственность за причиненный ущерб. Следовательно, если обязанность по Договору не исполнена со стороны организации, Вы имеете право обратиться в суд.