Здравствуйте! В одной из частных клиник отцу сделали операцию по удалению катаракты на платной основе. После операции прошёл месяц и ощутимых улучшений зрения отец не наблюдает. В клинике сказали, что зрение уже не улучшится, так как у него есть другие заболевания снижающие остроту зрения (макулодистрофия сухая). Перед операцией нас предупреждали, что "как в молодости" зрения не будет, но то, что, возможно, никаких существенных изменений в лучшую сторону не будет никто не говорил. А операцию мы делали исходя именно из потребности улучшить зрение, а не по каким-то другим причинам. То есть, по факту, нас ввели в заблуждение. Вопрос: можно ли привлечь клинику к ответу за введение в заблуждение, вернуть полностью или частично затраченные средства и какие шаги необходимо для этого предпринять?
Ответ: Здравствуйте, Константин!
Исходя из Вашего обращения, мы полагаем, что Вас интересуют следующие вопросы:
1. Несет ли Клиника ответственность в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей?
2. Какие действия следует предпринять, если Клиника не исполнила обязанности надлежащим образом?
3. Какие действия следует предпринять в случае нарушения ваших прав?
1. Несет ли Клиника ответственность в случае ненадлежащего исполнения своих обязательств?
Согласно ст.683 Гражданского кодекса от 27 декабря 1994 Республики Казахстан (далее - «ГК РК»), по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. То есть, на основании договора между Вами и Клиникой, Клиника обязана оказать медицинские услуги, а Вы принять и уплатить за оказанные услуги.
Исходя из Вашего обращения, мы полагаем, что Вы обратились за услугой Клиники по проведению операции, после которой ожидали улучшение зрения. В свою очередь Клиника не гарантировала полное восстановление зрения. После оказания услуги, положительный результат, а именно улучшение зрения, не был получен.
Согласно п.1 ст.29 Закона «О защите прав потребителей» № 274-IV от 4 мая 2010 года (далее - «Закон»), если договором предусмотрены обязательные требования к качеству услуги, исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую этим требованиям. То есть, если в Договоре между Вами и Клиникой прописано, что улучшение зрения гарантируется, то в таком случае Клиника обязуется провести операцию в соответствии Договору.
Исходя из этого, мы полагаем, что Вам следует уточнить наличие договоренности по улучшению зрения после операции на основании Договора между Вами и Клиникой.
Также, согласно ст. 349 ГК РК, под нарушением обязательства понимается его неисполнение, либо исполнение ненадлежащим образом (несвоевременное, с недостатками товаров и работ, с нарушением других условий, определенных содержанием обязательства. Если в Договоре оговорен результат в виде улучшения зрения после операции, а Клиника не оказала данную услугу, то услуга считается оказанной ненадлежащим образом.
Таким образом, Клиника несет ответственность только в том случае, если не исполнила обязательства согласно Договору.
2. Какие действия следует предпринять, если Клиника не исполнила обязанности надлежащим образом?
Как было отмечено выше, в случае договоренности об улучшении зрения, но не достижении результата, Клиникой обязанности исполнены ненадлежащим образом.
Согласно ст.35 Закона, потребитель при обнаружении недостатков в оказанной услуге вправе по своему выбору потребовать:
1.безвозмездного устранения недостатков в оказанной услуге;
2.соответствующего уменьшения вознаграждения за оказанную услугу;
3.безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного оказания услуги;
4.возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право потребителя устранять их предусмотрено в договоре.
Таким образом, Вы вправе обратиться к Клинике с досудебной письменной претензией одним из требовании указанных выше.
3. Какие действия следует предпринять, в случае нарушения ваших прав?
В случае неудовлетворения Вашего требования Клиникой, Вам следует подать обращение в Департамент по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан по месту Вашего жительства.
Далее, в случае не урегулирования спора Департаментом, Вы вправе подать иск о некачественном оказании медицинских услуг согласно ст. 349 ГК РК в районный суд по месту нахождения ответчика - Клиники.
Согласно п. 2 ст. 148 и п.1 149 Гражданского процессуального кодекса № 377-V от 31 октября 2015 года Республики Казахстан, в исковом заявлении должны быть указаны:
1. наименование суда, в который подается иск;
2. фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) истца, дата его рождения, место жительства, индивидуальный идентификационный номер, а если истцом является юридическое лицо, то его полное наименование, местонахождение, бизнес-идентификационный номер и банковские реквизиты; наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем. В заявлении должны быть указаны сведения об абонентском номере сотовой связи и электронном адресе истца и представителя, если они имеются;
3. фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) ответчика, его место жительства, индивидуальный идентификационный номер (если он известен истцу), если ответчиком является юридическое лицо, то его полное наименование, место нахождения, банковские реквизиты (если они известны истцу) и бизнес-идентификационный номер (если он известен истцу). В заявлении должны быть указаны сведения об абонентском номере сотовой связи и электронном адресе ответчика, если они известны истцу;
4. суть нарушения или угрозы нарушения прав и свобод гражданина или законных интересов истца и требования истца;
5. обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, а также содержание доказательств, подтверждающих эти обстоятельства;
6. сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено законом или предусмотрено договором;
7. сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались (Обращение в Клинику и Департамент);
8. цена иска, если иск подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
9. перечень прилагаемых к иску документов.
К иску прилагаются:
1. копии иска и приложенных к нему документов по числу ответчиков и третьих лиц;
2. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
3. доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя;
4. документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
5. документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, если этот порядок установлен законом или предусмотрен договором;
6. документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия совершались.
Таким образом, в соответствии с законодательством Казахстана, клиника несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, если договор между клиникой и Вами устанавливает обязательные стандарты качества услуг, которые не были выполнены. Если в Вашем договоре заявлено улучшение зрения после операции, и результат не был достигнут, клиника может быть привлечена к ответственности. Рекомендуется начать с письменной претензии к клинике. В случае отсутствия реакции, обратиться в Департамент по защите прав потребителей. Если проблема не разрешится, следует подать иск в районный суд о некачественных медицинских услугах.