+7 (727) 2222-101
 
Ответы на вопросы
Автомобилисты и право
Вопрос от: Ренат

Доброго времени суток! Три года назад мною был приобретен автотранспорт (а/т) путем обмена "ключ на ключ" с моей доплатой. Но при постановке на учёт выяснилось, что я не могу зарегистрировать а/т на свое имя, т.к. он находится в аресте. До сих пор а/т зарегистрирован на имя прежнего хозяина. На мои просьбы о снятии с учета были только обещания. Что можно предпринять для перерегистрации а/т на моё имя? Заранее благодарю!


Ответ: Здравствуйте, Ренат! 
Во-первыx, согласно п.1 ст.413 Гражданского Кодекса РК: "Продавец обязан передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц, за исключением случая, когда покупатель согласился принять товар, обремененный правами третьих лиц.
Неисполнение продавцом этой обязанности дает покупателю право требовать уменьшения цены товара либо расторжения договора и возмещения убытков, если не будет доказано, что покупатель знал или должен был знать о правах третьих лиц на этот товар".
Таким образом, обязанность по снятию с учета и снятию ареста лежит на продавце машины. Вы вправе обратиться к продавцу и требовать снятия машины с ареста, после чего вы сможете перерегистрировать авто на свое имя. Если продавец будет уклоняться, то обращайтесь в суд и расторгайте договор с возмещением всеx убытков. 
Во-вторыx, вам вместе с продавцом нужно узнать, какой орган наложил арест на авто. Для этого необxодимо истребовать копию постановления о наложении ареста из СпецЦона. Арест налагается судебным исполнителем в качестве мер по обеспечению исполнения исполнительныx документов. Так, согласно пп.1 п.2 ст.32 Закона РК " Об исполнительном производстве и статусе судебныx исполнителей": Мерами по обеспечению исполнения исполнительных документов являются:
1) наложение ареста на имущество должника, включая деньги и ценные бумаги, находящиеся у него либо у иных физических или юридических лиц (за исключением банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, а также страховых организаций);
Далее необxодимо узнать основания наложения ареста и устранить эти причины путем оплаты задолженности, если основания таковые. Все данные о должникаx фиксируются в Едином Реестре Должников. Для получения  сведении о сумме задолженности требуется ввести индивидуальный идентификационный номер (ИИН) через сайт http://www.adilet.gov.kz/ru/kisa/erd, или обратиться в кассовое отделение АО «Казпочта». После погашения задолженности, судебный исполнитель в соответствии с п.2 ст.47 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» в течение суток выносит постановление о прекращении исполнительного производства и исключает данные должника из Единого реестра должников. После исключения данныx должника из Единого Реестра вы сможете перерегистрировать авто на своё имя. 

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Изимгалиева Асель
Вопрос от: Леонид

Здравствуйте. Мы купили машину. Оказалось, что двигатель бракован. Салон согласился обменять на другое авто, но возникла проблема: на парковке машину ночью кто-то притер. Остались царапины, теперь салон может отказать в обмене авто из-за царапин. Вторую машину мы уже оформили на себя, но она стоит в салоне, а эту снимаем с учета для них.


Ответ: Здравствуйте, Леонид!
Согласно ст.15 Закона РК "О защите прав потребителей" потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
1) соразмерного уменьшения покупной цены;
2) безвозмездного устранения недостатков товара.
3) возмещения своих расходов на устранение недостатков товара;
4) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
5) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
6) расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы.
При этом, ни одно из положений вышеназванного закона не содержит требования к покупателю компенсировать нанесенное повреждение или возможность продавца отказать в принятии товара ненадлежащего качества, в случае если такой товар был поврежден.
Из вышесказанного следует, что продавец не вправе отказать Вам в принятии автомобиля, качество которого не соответствует установленным, даже если автомобилю были нанесены повреждения. Более того, продавец не вправе требовать от Вас выплаты компенсации за нанесенное повреждение, так как законодательство подобных требований не выдвигает.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Дзейтова Зарина
Вопрос от: Самат

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, у нашей фабрики имеется погрузчик. На данный момент дизельное топливо привозят в 200 литровых бочках, по надобности. Мы хотим установить 2-3 кубовую емкость под дизельное топливо (с пистолетом или насосом). Какие требования мы должны соблюдать при установке данной емкости? Нужны ли разрешительные документы с гос.органов? Будет ли считаться данная ёмкость как малая автозаправочная станция?
С уважением, Самат Ахметжанов.


Ответ: Здравствуйте, Самат!
Во-первых, здесь не требуются разрешительные документы. 
Во-вторых, согласно п.1 (Область применения) ГОСТа 17032-2010 «Резервуары стальные горизонтальные для нефтепродуктов. Технические условия» настоящий стандарт распространяется на горизонтальные стальные резервуары объемом от 3 до 100, предназначенные для хранения нефтепродуктов. Допускается применение резервуаров для хранения технической воды и неагрессивных продуктов с плотностью до 1 300 кг/м.  
Согласно п.4 (Общие положения) ГОСТа настоящий стандарт устанавливает требования к проектированию, изготовлению и испытанию горизонтальных стальных резервуаров. Требования настоящего стандарта распространяются на следующие условия эксплуатации резервуаров:
- рабочая среда (хранимый продукт) взрывоопасная и пожароопасная или 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов опасности по ГОСТ 12.1.007;
- техническая вода, неагрессивные жидкие продукты.
Расположение резервуаров - надземное и подземное.
Подземные одностенные резервуары должны устанавливаться внутри казематов, выполненных из материалов, устойчивых к воздействию нефтепродуктов, а также обеспечивающих защиту от грунтовых вод.
Климатическое исполнение и категория размещения резервуаров - У1 и УХЛ1 по гост 15150. 
В соответствии с п.5 (Требования к проектированию) ГОСТа плотность хранимых в резервуарах нефтепродуктов не более 1300 кг/м. Температуры хранимых продуктов: максимальная - не выше плюс 90 °с, минимальная - не ниже минус 65 °с. Рабочее избыточное давление - не более 0,07 МПа (0,7 кг/см) для резервуаров с коническими днищами и 0,04 МПа (0,4 кг/см ) - для резервуаров с плоскими днищами; рабочее относительное разрежение в газовом пространстве не должно превышать 0,001 МПа (0,01 кг/см Сейсмичность района строительства - не более 7 баллов по картам ОСР-97 [3]; при сейсмичности более 7 баллов необходимо выполнение специальных расчетных и конструктивных мероприятий, соответствующих требованиям действующих нормативных документов, регламентирующих строительство зданий и сооружений в сейсмических районах.
Резервуары в неводонасыщенных грунтах обратной засыпки устанавливают при следующих условиях:
а) плотность грунта - не более 1700 кг/м ;
б) угол естественного откоса - 30°;
в) максимальная высота засыпки грунта над верхней образующей стенки - 1200 мм при отсутствии временных нагрузок на поверхности (кроме снегового покрова).
Резервуары в водонасыщенных грунтах обратной засыпки устанавливают при следующих условиях:
а) плотность грунта- не более 1100 кг/м 3 с учетом взвешивающего действия воды;
б) коэффициент пористости грунта - 0,4;
в) высота засыпки грунта над верхней образующей стенки-до 1200 мм при отсутствии временных
нагрузок на поверхности (кроме снегового покрова);
г) уровень грунтовых вод - на дневной поверхности земли.
В-третьих, согласно статье 1 Закона Республики Казахстан от 20 июля 2011 года «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» резервуар – емкость для хранения на базе нефтепродуктов либо на производственном объекте производителя нефтепродуктов; автозаправочная станция – технологический комплекс и оборудование, обеспечивающие хранение и розничную реализацию нефтепродуктов, оснащенные контрольными приборами учета.
Автозаправочные станции подразделяются на следующие типы:
- стационарный – с подземным или наземным размещением емкостей, предназначенный для заправки нефтепродуктами транспортных средств через топливораздаточные колонки;
- контейнерный – с наземным расположением емкостей для хранения нефтепродуктов, технологическая система которого характеризуется размещением топливораздаточных колонок в контейнере хранения нефтепродуктов, выполненном как единое заводское изделие; передвижной – с размещением емкости и топливораздаточной колонки на автомобильном шасси, прицепе, полуприцепе, выполненных как единое заводское изделие. 
Таким образом, вам не нужны никакие разрешения от гос. органов. Для установки данной емкости вам необходимо соблюдать требования указанного ГОСТа, и указанная емкость не будет считаться малой автозаправочной станцией. 

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Жангали Динмухамед
Вопрос от: Клара

Добрый день. Вопрос о подземных паркингах. 1) Входят ли подземные паркинги в кондоминиум? Паркинги в собственности жильцов. 2) Собственник квартиры, который находится над воротами в паркинг, жалуется на шум ворот при открытий и закрытии. 3) В обязанности КСП входит ли обслуживание КСП?

Ответ: Уважаемая, Клара!
Согласно статье 2 Закона Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года № 94-I «О жилищных отношениях», (далее - Закон о жилищных отношениях) объектом кондоминиума является единый имущественный комплекс, состоящий из жилых и нежилых помещений, находящихся в индивидуальной (раздельной) собственности физических и юридических лиц, государства, и общего имущества, которое принадлежит им на праве общей долевой собственности. Согласно данной статье паркинг входит в объекты кондоминиума, так как паркинг является нежилым помещением и находится в частной собственности.
Далее, согласно статье 2 Закона о жилищных отношениях орган управления объектом кондоминиума это физическое или юридическое лицо, осуществляющее функции по управлению объектом кондоминиума. Также, согласно статье 42 Закона о жилищных отношениях, форма управления объектом кондоминиума определяется соглашением его участников. Такими формами могут быть:
1) непосредственное совместное управление всеми собственниками, если их количество не превышает двадцати;
2) кооператив собственников помещений (квартир);
3) управление объектом кондоминиума третьими (сторонними) лицами: выборными или наемными физическими лицами - управляющими жилыми домами (менеджерами) или юридическими лицами;
4) иные формы, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.
Мы предполагаем, что органом управления Вашего кондоминиума является КСК (кооператив). Согласно пункту 4 Правил содержания общего имущества объекта кондоминиума от 19 февраля 2015 года, утвержденных  приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан (далее - Правила содержания общего имущества объекта кондоминиума), орган управления кондоминиума открывает на каждый объект кондоминиума текущий счет, на который перечисляются взносы (платежи) собственников помещений (квартир) на содержание и текущий ремонт общего имущества данного объекта кондоминиума и сберегательный счет для накопления сумм на капитальный ремонт общего имущества данного объекта кондоминиума.  Согласно данной статье КСК должен осуществлять деятельность по содержанию Вашего кондоминиума. 
Далее, согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества объекта кондоминиума содержание общего имущества объекта кондоминиума осуществляется путем:
1) проведения текущего и капитального ремонта в соответствии со строительными нормами, экологическими требованиями и нормативами, мероприятиями по санитарно-техническому обслуживанию.
Понятие текущего ремонта зданий (сооружения, оборудования, коммуникаций, объектов жилищно-коммунального назначения) обозначается как ремонт, выполняемый для восстановления исправности или работоспособности здания (сооружения, оборудования, коммуникаций, объектов жилищно-коммунального назначения), частичного восстановления его ресурса с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры в объеме, установленном нормативной и технической документацией. Мы предлагаем Вам обратиться в КСК с жалобой на шум издаваемый при работе ворот паркинга. В случае Вашего обращения, КСК должен будет проверить ворота на работоспособность. В случае, если шум ворот происходит из-за неисправности ворот, КСК должен будет произвести текущий ремонт. 
В случае, если во время проверки будет выявлена необходимость замены ворот полностью или будут найдены альтернативные ворота паркинга, которые не шумят, понадобится капитальный ремонт. Согласно пункту 9 Правил содержания общего имущества объекта кондоминиума расходование денег, накопленных на сберегательном счете, осуществляется только по решению общего собрания, принятому большинством голосов от общего числа собственников помещений (квартир) данного объекта кондоминиума и закрепленному протоколом собрания. Исходя из данной статьи, при необходимости проведения капитального ремонта решение будет приниматься по результатам большинства голосов собрания. 
Вопрос от: Галина

Добрый день. Грузовой автомобиль на праве собственности принадлежит его единственному учредителю и передан в управление по договору, бремя содержания имущества, согласно которого ТОО обладает не только правом на получения дохода, но и несет полную ответственность за данное имущество, в том числе восстановление, текущий и капитальный ремонт. ТОО заключило договор на оказание услуг с физическим лицом, которое при исполнении своих обязательств по договору нанесло материальный ущерб данному транспортному средству. Единственный учредитель своим решением дает указание ТОО подать иск от имени ТОО в отношении физического лица на возмещение ущерба при исполнении договора. В процессе рассмотрения спора сам единственный учредитель вступает в процесс в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на стороне Истца, т.е. своего же ТОО. Суд после длительного судебного разбирательства отказал в иске по причине того, что имущество не принадлежит ТОО. Скажите, пожалуйста, в чем ошибка истца и можно ли каким-то образом изменить ситуацию ири подаче апелляционной жалобы? Заранее спасибо.

Ответ: Уважаемая Галина!
Согласно п.4 ст.9 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 года № 268-XIII (далее - ГК РК), лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками подразумеваются расходы, которые произведены или должны быть произведены лицом, право которого нарушено, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также не полученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Бремя содержания на товариществе с ограниченной ответственностью (далее - ТОО) не исключает данной обязанности ответчика. Мы полагаем, что у ТОО в таком случае есть все основания для подачи апелляционной жалобы и возмещения этих убытков в судебном порядке.
В данном случае собственником транспортного средства действительно является физическое лицо - участник ТОО, однако определенные обязанности лежали и на самом ТОО. После вреда, нанесенного ответчиком, предполагается, что ТОО будет обязано произвести ремонт транспорта, понести расходы, связанные с последствиями вреда, нанесенного грузовой машине. Другими словами, эти расходы являются прямым ущербом и упущенной выгодой, и ТОО имеет право требовать возмещения этих расходов. 
Согласно ст.413 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан № 377-V, апелляционный суд будет проверять законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объёме. Апелляционный суд может изменить данное решение. Следовательно, при подаче апелляционной жалобы Вам желательно поддержать первоначальные требования ТОО документами, подтверждающими произведенные ТОО расходы по ремонту данной машины. 
Вопрос от: Куандык

Можно ли наклеить логотип другой компании на АТС? Грузовой транспорт находится в аренде и арендатор изъявил желание наклеить логотип компании.

 

Ответ: Уважаемый Куандык!
Согласно статье 594-1 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 1 июля 1999 года № 409-I (далее - Гражданский Кодекс) по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и в пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации. Мы предполагаем, что в данной ситуации Вы выступаете в качестве собственника машины, которую Вы сдали в аренду. 
Во время заключения договора аренды Вы не передаете право на изменение Вашей машины. Арендатору принадлежит только право пользования машиной, если Вы не предусмотрели иное в договоре. В случае если арендатор захочет приклеить логотип, ему понадобится Ваше согласие.
Согласно статье 49 Закона Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года № 194-V «О дорожном движении», внесение изменений в единую информационную систему государственной регистрации транспортных средств (ЕИС) и свидетельствах о регистрации транспортных средств производится в случаях (СРТС) "изменения цвета транспортного средства”. Исходя из этой статьи, в зависимости от размеров наклейки, а именно насколько существенно изменится первоначальный цвет автотранспортного средства, Вам понадобится перерегистрация свидетельства о регистрации транспортного средства. Для более точной информации насчет перерегистрации Вам нужно будет обратиться в Городское управление дорожной полиции.
Также согласно статье 590 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V управление транспортным средством, не прошедшим государственный или обязательный технический осмотр, влечет штраф в размере пяти месячных расчетных показателей, что составляет 12625 тенге (на 2019 год). Исходя из этого, если на машину будет нанесен логотип и не внесены изменения в свидетельство о регистрации, то будет наложен штраф на владельца машины. 
Вопрос от: Денис

Как оформляется акт временного закрепления автотранспорта за водителем?

Ответ: Здравствуйте, Денис.
Мы предполагаем, что Вы спрашиваете об оформлении доверенности, однако, доверенность на управление автотранспортным средством больше не выписывается.  Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 54 Закона Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года № 194-V «О дорожном движении», доверенность не включена в перечень обязательных документов, которые водитель должен иметь при себе. В настоящее время физическое лицо должно быть вписано в страховой полис автотранспорта.
Вопрос от: Диас

Здравствуйте. У меня сложилась следующая ситуация, требующая вашего экспертного разъяснения: Я в частной автомастерской купил подержанный двигатель на автомашину за наличный расчет без получения чека на его приобретение, в последующем в этой же мастерской мне его установили. Однако через некоторое время двигатель вышел из строя, после чего я обратился в мастерскую для его ремонта или замены. В результате на протяжении длительного времени (около 4-5 месяцев) мне его не ремонтируют и не меняют. Прошу вас дать мне разъяснения, как мне добиться, чтобы двигатель заменили или отремонтировали, либо вернули деньги за него? Каким способом мне защитить свои права? Спасибо за ответ.

Ответ: Здравствуйте, Диас!
МЫ ПРЕЗЮМИРУЕМ:
1)Сделка купли-продажи по приобретению двигателя была совершена в устной форме.
2)Сделка об оказании технических услуг по установке двигателя в автомашину была совершена в устной форме и не имеет материального подтверждения, в виде письменного договора или чека о передаче денег.
3)Целью сделки являлась продажа и установка исправного двигателя в обмен на оговоренную денежную сумму.
4)Двигатель вышел из строя по вине автомастерской (продажа заведомо неисправного двигателя/ технически неверная установка двигателя в автомашину).
5)Транспортное средство находится в автомастерской, где был куплен и установлен двигатель на протяжении 4-5 месяцев.
6)В течение вышеуказанного срока никаких действий по устранению неисправности со стороны автомастерской предпринято не было.
7)Мы имеем дело, с розничным договором купли-продажи. 
8)Необходимо выяснить кем представлена автомастерская - физическим или юридическим лицом, а также их реквизиты.
ВОПРОС:
Как добиться того, чтобы двигатель заменили, отремонтировали, либо вернули деньги? 
ОТВЕТ:
Согласно презюмированным условиям сделки, возврат денежных средств является наиболее вероятным и достижимым результатом.
Исходя из обстоятельств, описанных выше, возврат денежных средств представляется возможным только в случае отмены юридических последствий этой сделки, путем признания ее недействительной. 

Для возврата денежных средств или восстановления двигателя, необходимо:
1)Доказать факт заключения договора купли-продажи двигателя и договора на оказание услуг по установке двигателя.
2)Обосновать неправомерность действий (бездействий) продавца-подрядчика.

1.В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 152 Гражданского Кодекса Республики Казахстан (далее - ГК РК) в письменной форме должны совершаться сделки, осуществляемые в процессе предпринимательской деятельности, кроме сделок, исполняемых при самом их совершении. Мы презюмируем, что сделка купли-продажи и сделка установки двигателя была осуществлена устно, без заключения договора в письменной форме. Таким образом, приобретение двигателя в частной автомастерской без наличия чека или договора, все еще является законным заключением сделки, однако предупреждаем Вас, что в Вашем случае, согласно статье 153 ГК РК, несоблюдение простой письменной формы сделки лишает Вас права в случае спора подтверждать ее совершение, содержание или исполнение свидетельскими показаниями.

Стоит помнить о том, что в данном случае возможно и необходимо тем или иным образом подтвердить заключение сделки. Это представляется нам крайне проблематичным ввиду характера ситуации и исключения свидетельских показаний в качестве допустимых. Приемлемыми доказательствами являются полученные от исполнителя сообщения о ходе выполнения работ по СМС/ММС/WhatsApp или иному мессенджеру, зафиксированные звонки, переписка по электронной почте и прочие подобные допустимые доказательства согласно пункту 2 статьи 65 Кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-V «Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан» (далее - ГПК РК).

2.Согласно подпунктам 6), 7), 9), пункта 1 статьи 7 Закона "О защите прав потребителей” (далее - Закон о защите прав потребителей), потребитель, то есть Вы, имеет право на:
6)надлежащее качество товара (работы, услуги);
7) обмен или возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества;
9) получение у продавца (изготовителя, исполнителя) документа, подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги); 

Исходя из предоставленной Вами информации, продавцом (и исполнителем в одном лице) были нарушены подпункты 6),7),9), изложенные выше.

Следовательно, согласно статье 15 Закона "О защите прав потребителей", Вы имеете право:
-безвозмездного устранения недостатков товара.
-расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы. Право на возмещение причиненных Вам убытков остается за Вами независимо от выбранного Вами требования, 
-возмещения своих расходов на устранение недостатков товара;
-замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
-замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
-расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Требования, указанные в статье 15 Закона о защите прав потребителей, Вы вправе предъявить по месту покупки товара.
Также, уведомляем Вас о том, что подпункт 3 пункта 2 статьи 148 ГПК РК гласит о том, что Вы, как истец, при подаче искового заявления среди прочего должны обязательно указать реквизиты ответчика, поэтому Вам необходимо узнать, кем представлена автомастерская - физическим или юридическим лицом, а также их реквизиты.

Вопрос от: Диас

 

Здравствуйте. У меня вопрос. В настоящее время доверенности на право управления автотранспортом отменены, необходимо только включение в страховой полис ГПО лица, которому передается право управления автотранспортом. Подскажите, пожалуйста, на основании чего такие изменения? Как они соотносятся с законодательством, и в каком статусе в страховом полисе находится лицо, которое туда вписывают, и нет ли необходимости оформлять отдельный полис на лицо, которому передано право управления авто?

 

Ответ: Здравствуйте, Диас!

Отмена нотариального заверения доверенности на право управления транспортным средством была введена 1 января 2015 года по поручению Президента РК Нурсултана Назарбаева для сокращения количества поддельных страховых полисов, а также для упрощения процедуры получения права управления ТС, то есть автовладельцы освобождены от обязанности нотариально заверять доверенности и регистрации их в органах дорожной полиции.

Согласно ч.3 ст.11 Закона РК «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», страховой полис должен содержать сведения о страхователе (застрахованном, застрахованных) и эксплуатируемом транспортном средстве. В данном случае Вы являетесь одним из застрахованных лиц. Страховой полис не влечет приобретения права собственности на авто, если автомобиль зарегистрирован не на Ваше имя, также он не является доверенностью. В силу того, что правоотношения, складывающееся на основании доверенности, носят фидуциарный (доверительный) характер, страховой полис является одним из доказательств того, что лицо, управляющие ТС, входит в круг доверенных лиц, кому управомоченное лицо с высокой долей вероятности делегировало право на управление ТС.

Законом об обязательном страховании ГПО владельцев ТС допускается управление транспортным средством без оформления страхового полиса только в следующих случаях: 1. В силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей; 2. На основании трудового или иного договора с владельцем транспортного средства; 3. В присутствии владельца транспортного средства на основании его волеизъявления без оформления письменной формы сделки.

В остальных случаях лицо получившее управление ТС обязано иметь отдельный страховой полис или должно быть вписано в уже имеющийся. За нарушение данного требование предусматривается административная ответственность. Но данное нарушение связано только с императивными правилами, уставленными в законодательстве об обязательном страховании ГПО владельцев ТС.


Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Бегахметова Айя
Вопрос от: Серик

Вправе ли страховая требовать отдать им дорогую запчасть на машину, для того чтобы включить ее в стоимость расчета возмещения ущерба автомобиля? Вопрос: правомерны ли требования страховой компании?

Ответ: Здравствуйте, Серик!
В Казахстане действия страховых компаний регулируются согласно Закону Республики Казахстан от 1 июля 2003 года № 446-II «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон). В ст.17 Закона содержится перечень прав и обязанностей страховщика. Изучив данные права и обязанности, мы не нашли положений, согласно которым страховщик имеет право требования на принадлежащие Вам детали автомобиля. Однако, право требования детали Вашего автомобиля возможно, если это предусмотрено условиями Вашего договора со страховой компанией.