+7 (727) 2222-101
 
Ответы на вопросы
КИМЭП
Вопрос от: Юрий

Здравствуйте! Правомерен ли запрос подтверждения квалификационных требований при проведении закупок способом запроса ценовых предложений? Согласно п. 7 статьи 9 Закона Республики Казахстан о государственных закупках "Квалификационные требования не распространяются на случаи осуществления государственных закупок, предусмотренных статьями 37, 38 .... настоящего закона". Статьи 37 и 38 осуществление и организация закупок способом запроса ценовых предложений, в этих статьях применение квалификационных требований не описывается.


Ответ: Здравствуйте, Юрий.
Полагаем, подобный запрос неправомерен. Согласно ст. 9 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года №434-V «О государственных закупках» (далее – Закон), потенциальным поставщикам предъявляются следующие квалификационные требования:

1)обладать правоспособностью (для юридических лиц), гражданской дееспособностью (для физических лиц);

2)являться платежеспособным, не иметь налоговой задолженности;

3) не подлежать процедуре банкротства либо ликвидации;

4)обладать соответствующими материальными и трудовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору о государственных закупках товаров, работ, услуг;

5)наличие опыта работы.

Квалификационные требования не распространяются на случаи осуществления государственных закупок, предусмотренных пп. 2) п. 2 ст. 37, 38 и п. 3 ст. 39 и ст. 42 Закона.

Это означает, что на осуществление государственных закупок товаров через товарные биржи (ст. 42 Закона), способом из одного источника (ст. 39 Закона), способом запроса ценовых предложений (ст. 37 Закона) указанные квалификационные требования не распространяются.
Вопрос от: Татьяна

Добрый день. В соответствии с пунктом 21) статьи 2 Закона РК О государственных закупках "уполномоченный орган в сфере государственных закупок (далее - уполномоченный орган) - государственный орган, осуществляющий руководство в сфере государственных закупок;" Скажите, пожалуйста, какой государственный орган осуществляет руководство в сфере государственных закупок? В какой государственный орган нужно направить жалобу в связи с нарушением заказчиком нормы пункта 2 статьи 22 Закона «О государственных закупках», касающихся внесения изменений в конкурсную документацию после предварительного обсуждения? Спасибо!


Ответ: Здравствуйте, Татьяна!
Рассмотрев Ваше обращение, сообщаем следующее. В соответствии с Приказом Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра финансов Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года № 182, уполномоченным органом в сфере государственных закупок является Комитет по государственным закупкам Министерства финансов Республики Казахстан.
Вопрос от: Арман

Случай уголовного права, в котором по халатности, не проконтролировав выполнения работ, отправили денежные средства государственного учреждения районного уровня в республиканский бюджет дочки Национального холдинга КАЗАГРО в счет договорных обязательств. Вменяют ущерб государству. Пожалуйста, подскажите, имеет ли место ущерб государству в этом случае? Укажите правовую ссылку, если не затруднит. Заранее благодарен!


Ответ: Здравствуйте, Арман!
Результаты бухгалтерско-экономической экспертизы, оформленные в виде заключения эксперта, могут служить одним из доказательств (но не вещественным) в данном деле в целях установления наличия ущерба государству, согласно ст. 111 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231-V (далее - УПК РК). Однако, следует отметить, что заключение эксперта не является обязательным для суда, в соответствии с ч. 3 ст. 116 УПК РК и суду не обязательно следовать результатам, отраженным в заключении при определении наличия или отсутствия ущерба. Другими словами, результаты бухгалтерско-экономической экспертизы не могут служить единственным доказательством наличия ущерба государству и для более правильного разрешения данного вопроса, суду необходимо исследовать другие доказательства и учесть другие обстоятельства, являющиеся существенными для дела.

В целом, в данном деле может проводиться бухгалтерско-экономическая экспертиза исходя из общей практики, т. к. нет определенной законодательной нормы, которая бы указывала на конкретный вид экспертизы, проводимой для расследования тех или иных уголовных правонарушений. В частности, бухгалтерско-экономическая экспертиза может проводиться при нарушении финансовой дисциплины работниками государственных учреждений, которые привели к убыткам. В таких случаях размер убытков устанавливается посредством проверки данных бухгалтерских учетов.

Необходимо отметить, что при совершении преступлений работниками государственных учреждений, ущерб может быть причинен государству, т.к. в соответствии со ст. 159, ст. 165 Закона Республики Казахстан от 1 марта 2011 года № 413-IV «О государственном имуществе», государственное учреждение создается государством и «при недостаточности у государственного учреждения денег субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Республика Казахстан или административно-территориальная единица средствами соответствующего бюджета». Другими словами, при совершении уголовных правонарушений работниками часть материального ущерба возмещается государством из государственной казны, тем самым косвенно причиняется ущерб государству.

Для более полного и правильного разрешения данного вопроса, Вам необходимо предоставить точную и более детальную информацию, относящуюся к совершенному уголовному правонарушению (состав уголовного правонарушения, сведения касательно лиц, совершивших уголовные правонарушения и т.д.).

Вопрос от: Максим

Добрый день! Какая статья какого Кодекса приводится для того, чтобы подать заявление в ГАИ ДВД для списания или снятия о неуплате штрафов в ГАИ ДВД. Сроки давности 2-3 года уже, а они висят всё в базе.


Ответ: Здравствуйте, Максим! Рассмотрев Ваше обращение, сообщаем следующее. Согласно п. 1, ст. 890 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V (далее - КоАП), постановление о наложении административного взыскания не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. Так как срок давности составляет 2-3 года, следовательно, в таком случае применяется п. 1, ст. 890 КоАП.
Вопрос от: Юрий

Здравствуйте! У меня вопрос: как, при каких условиях и возможно ли вообще отменить дарственную на дом по дареный мной старшему брату? Спасибо.


Ответ: Здравствуйте, Юрий!
Перечень условий, при которых даритель имеет право отказаться от исполнения договора дарения предусмотрен в ст. 511 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 1 июля 1999 года № 409-I (далее – ГК РК). Таковыми условиями могут быть следующие:

·если после заключения договора дарения имущественное или семейное положение либо состояние здоровья дарителя изменилось настолько, что исполнение договора в новых условиях приведет к существенному снижению уровня жизни;

·по основаниям, дающим ему право отменить дарение, предусмотренным ст. 512 ГК РК.

Ст. 512 ГК РК предусматривает следующие основания:

·даритель имеет право на отмену дарения, если одаряемый совершил покушение на его жизнь, жизнь кого-либо из членов его семьи или близких родственников либо умышленно причинил дарителю телесные повреждения;

·даритель вправе потребовать в судебном порядке отмены дарения, если обращение одаряемого с подаренной вещью, представляющей для дарителя большую неимущественную ценность, создает угрозу ее безвозвратной утраты;

· иные основания.

Если между Вами и Вашим братом договор дарения уже заключен и действителен, то в таком случае ст. 511 и ст. 512 ГК РК являются исчерпывающими для отмены или отказа от исполнения договора дарения.
Вопрос от: Анна

Добрый день! Можно ли лекарственные средства для медико-социального учреждения закупить по ст. 39 п.3 пп.42 Закона «О государственных закупках»? Спасибо!!!


Ответ: Здравствуйте, Анна!

Здравствуйте, Анна. Рассмотрев Ваше обращение, сообщаем следующее. Согласно ст. 39 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках» (далее – Закон), государственные закупки способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках осуществляются в случае приобретения однородных товаров, работ, услуг, если годовой объем таких однородных товаров, работ, услуг в стоимостном выражении не превышает стократного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете (см. к примеру Закон).

Ст. 2 Закона предусматривает понятие однородных товаров, работ, услуг как товары, работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и быть взаимозаменяемыми. При проведении государственных закупок необходимо четко руководствоваться критериями однородности.

Таким образом, для того чтобы считаться однородными товарами, необходимые лекарственные средства могут иметь различную стоимость, не являться идентичными, но выполнять одни и те же функции, состоять из схожих компонентов, иметь сходные характеристики и быть взаимозаменяемыми.

В противном случае, осуществление закупок без применения норм Закона невозможно.
Вопрос от: Анна

Здравствуйте! Скажите, может ли наша строительная фирма заключать с работниками Договор возмездного оказания услуг (Договор на оказание услуг) на армирование, укладку бетона? если нет то почему? Какой вид договора мы можем заключить с работником?


Ответ: Здравствуйте, Анна!

Мы поняли Ваш вопрос следующим образом: Вы хотели бы заключить договор возмездного оказания услуг вместо трудового договора. Работодатель (организация) может оформить свои отношения с работником в гражданско-правовой форме, например, договором возмездного оказания услуг. По такому договору у первого гораздо больше прав и меньше обязанностей. Однако, если договор, названный договором возмездного оказания услуг, будет содержать все существенные условия трудового договора (например, режим рабочего времени, условия оплаты, время отдыха и т. д.), то у работника появляется больше шансов доказать, что данный гражданско-правовой договор в действительности является трудовым договором.

Ст. 27 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V предусмотрены отличительные признаки трудового договора от иных видов договоров. Такими признаками являются:

1) выполнение работником работы по определенной квалификации, специальности, профессии или должности;

2) выполнение обязательств лично с подчинением трудовому распорядку;

3) получение работником заработной платы за труд.

Мы советуем Вам заключить один из видов договоров подряда, предусмотренных главой 32 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 1 июля 1999 года № 409-I по той причине, что на практике вероятность признания договора подряда трудовым договором меньше, чем вероятность признания договора возмездного оказания услуг трудовым договором.
Вопрос от: Ирина

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста. Я беременна, срок 6 месяцев. Трудовой отпуск отгуляла. До ухода в декрет осталось работать 1 месяц. Однако работа тяжелая. Можно ли мне взять отпуск без сохранения заработной платы на 1 месяц? Хотя на работе сказали, что на б/с можно уйти только на 15 дней. Правомерно ли это? И как мне поступить в такой ситуации. Заранее спасибо!


Ответ: Здравствуйте, Ирина! Вы в праве взять отпуск без сохранения заработной платы на 1 месяц. В соответствии со ст. 97 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V (далее – ТК РК) отпуск без сохранения заработной платы предоставляется по соглашению сторон трудового договора и на основании заявления работника. Это значит, что никаких ограничений на количество предоставляемых дней отпуска без сохранения заработной платы в трудовом законодательстве нет. Отпуск без сохранения заработной платы может предоставляться в любое время, неограниченное количество раз и на неограниченное количество дней. Единственным условием для его предоставления является соглашение с работодателем. Следовательно, работодатель вправе на свое усмотрение определять количество предоставляемых дней отпуска.

Что касается упомянутых Вами 15 дней, возможно, во внутренних правилах компании/организации/предприятия содержится положение, устанавливающее данное ограничение. Однако, даже если в трудовом или коллективном договоре данного ограничения нет, работодатель вправе его установить в соглашении с Вами о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы.

Вы можете переговорить с работодателем и попросить войти в Ваше положение и предоставить отпуск без сохранения заработной платы на необходимое Вам количество дней, т.к. все условия предоставления отпуска без сохранения заработной платы определяются по соглашению между Вами и Вашим работодателем.

В Вашем обращении Вы упомянули о том, что работа «тяжелая», в связи с чем хотелось бы отметить некоторые ограничения в труде для беременных.

В соответствии с ТК РК, к работе в ночное время не допускаются беременные женщины, предоставившие работодателю справку о беременности (п. 2 ст. 76).

Запрещается привлечение беременных женщин, предоставивших работодателю справку о беременности, к работе в выходные и праздничные дни (п. 4 ст. 85).

Применение суммированного учета рабочего времени для беременных женщин не допускается, если продолжительность рабочего дня (рабочей смены) будет превышать восемь часов (п. 7 ст. 75).

Работодатель на основе медицинского заключения обязан перевести беременную женщину на другую работу, исключающую воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, с сохранением средней заработной платы (ст. 44).

До предоставления беременной женщине другой работы она подлежит освобождению от выполнения работы с сохранением средней заработной платы.

В случае отказа беременной женщины от предложенного работодателем перевода на другую работу она подлежит освобождению от выполнения противопоказанной работы без сохранения заработной платы до предоставления отпуска по беременности и родам.
Вопрос от: Амир

Добрый день уважаемые юристы! Вопрос касательно исполнения договора по государственным закупкам. Предприятие закупило услугу по изготовлению медицинских бланков способом запроса ценовых предложений (место расположения - г.Алматы), Поставщик (г.Караганда) напечатал бланки, но по качеству бланки не соответствуют стандартам (напечатали на темной газетной бумаге, очень тонкой) в технической спецификации указано, что «Если Бланки и Журналы не соответствуют стандартам качества, Заказчик может отказаться от них, и Поставщик либо заменяет забракованные Бланки и Журналы, либо внести необходимые изменения в соответствии с требованиями стандартов качества, без каких либо дополнительных затрат со стороны Заказчика». Можно ли написать претензию поставщику по качеству, и не принимать бланки? В технической спецификации точно не описаны качества бумаги и чернил. Или сразу подавать иск в суд?


Ответ: Здравствуйте, Амир. Рассмотрев Ваше обращение, сообщаем следующее.

Да, Вы можете предъявить письменную претензию к Поставщику об устранении недостатков в качестве поставленного товара, основываясь на технической спецификации, а также ст. 471 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 1 июля 1999 года № 409-I (далее – ГК РК), согласно которой, Покупатель (получатель), которому поставлен товар ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 428 ГК РК. Статья 428 ГК РК предусматривает следующий список возможных требований: 1) соразмерного уменьшения покупной цены; 2) безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; 3) возмещения своих расходов на устранение недостатков товара; 4) замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору; 5) отказа от исполнения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Следует отметить, что несмотря на то, что в технической спецификации не содержатся конкретные требования к качеству бумаги и чернил, Поставщиком все же были допущены нарушения стандартов качества посредством изготовления бланков на темной газетной бумаге. В частности, Поставщиком были нарушены государственные стандарты по оформлению бланков, содержащиеся в «Типовых Правилах документирования и управления документацией в государственных и негосударственных организациях» от 22 декабря 2014 года, утвержденные Приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 22 декабря 2014 года № 144 «Об утверждении Типовых правил документирования и управления документацией в государственных и негосударственных организациях» (далее – Правила). В соответствии с п. 12 Правил бланки изготавливаются на белых листах форматов А4 или А5.

В случае если, претензия не будет удовлетворена, Вы можете подать иск в суд, на основании ст. 11 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках» (далее – Закон). Согласно подпункта 3 п. 4 ст. 11 Закона, в случае если поставщик не исполнил/ ненадлежащим образом исполнил обязательства по заключенному договору, Заказчик обязан в течение 30 календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения подать иск в суд о признании данного Поставщика недобросовестным участником государственных закупок.
Вопрос от: Антон

Здравствуйте! Товарищество с ограниченной ответственностью является субъектом естественной монополии, со 100% участием государства в уставном капитале. Закупки товаров, работ, услуг осуществляются в соответствии с ЗРК "О государственных закупках". Все споры по договорам о государственных закупках рассматриваются в специализированных межрайонных экономических судах. В связи с чем возникают следующие вопросы: 1) правомерно ли указывать в договорах о государственных закупках пункт, что все споры будут рассматриваться в третейском суде? 2) имеет ли право третейский суд рассматривать заявления о признании потенциального поставщика недобросовестным участником в государственных закупках?


Ответ: Здравствуйте, Антон! Рассмотрев ваше обращение, сообщаем следующее.

В Вашем случае закупки товаров, работ и услуг регулируются Законом Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках» (далее – Закон). Статья 9 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года (далее – ГК РК) гласит, что защита гражданских прав осуществляется судом, арбитражем или третейским судом.

П. 5 ст. 43 Закона устанавливает, что в случае, если договор о государственных закупках предусматривает передачу возникших или могущих возникнуть споров по указанному договору на рассмотрение в арбитраж, к нему должно прилагаться письменное согласие уполномоченного органа соответствующей отрасли на заключение арбитражного соглашения. Мы полагаем, что «арбитраж» и «третейский суд» - равнозначные понятия.

Иными словами, мы считаем, что (1) указание в договорах о государственных закупках возможности рассмотрения споров в третейском суде правомерно, так как законодатель предусматривает возможность обращения в арбитраж, однако для включения подобной оговорки необходимо иметь разрешение соответствующего уполномоченного органа (соответствующего деятельности Вашего ТОО).

Мы полагаем, что (2) третейский суд не вправе рассматривать заявления о признании потенциального поставщика недобросовестным участником в государственных закупках, так как это вопрос публичного регулирования согласно ст. 7 Закон Республики Казахстан от 28 декабря 2004 года № 22-III «О третейских судах».