+7 (727) 2222-101
 
Ответы на вопросы
КИМЭП
Вопрос от: Людмила

Скажите пожалуйста, надо ли предприятию ТОО с участием государства 49%, субъект естественных монополий, размещать на портале план закупок? И можно ли объем одного товара дробить и закупать у разных поставщиков? 

Ответ: Здравствуйте, Людмила.

1. Требуется ли ТОО с участием государства 49%, субъекту естественных монополий, размещать на государственном портале план закупок?

Учитывая то, что Ваше ТОО является субъектом естественных монополий, то закупка услуг (товаров, работ), затраты на которые учитываются при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней и тарифных смет на регулируемые услуги, осуществляется в форме тендера согласно пункту 3 статьи 18-4 Закона Республики Казахстан от 9 июля 1998 года № 272-I «О естественных монополиях» (далее по тексту - «Закон»).

Также, просим принять во внимание, что в соответствии с пунктом 4 статьи 18-4 Закона, субъект естественной монополии может осуществить закупки способом из одного источника, тендера с применением двухэтапных процедур, запроса ценовых предложений, в том числе посредством электронных закупок в соответствии с законом Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках» (далее по тексту - «Закон о гос. закупках»)

Исходя из сути Вашего вопроса, мы будем отвечать на вопрос в размере Закона "О государственных закупках", а именно обязанности публикации плана закупок на государственном портале закупок.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона о гос. закупках, только Заказчики обязаны разместить годовой план закупок на веб-портале государственных закупок.

Заказчиками в соответствии с пунктом 27 статьи 2 Закона о гос. закупках являются государственные органы, государственные учреждения, а также государственные предприятия, юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству. Учитывая, что в Вашем ТОО только 49% долей участия в уставном капитале принадлежит государству, следовательно, такое ТОО не является Заказчиком - субъектом регулирования Закона о гос. закупках.

Учитывая вышеизложенное, мы предполагаем, что публикация плана закупок на календарный год на государственном портале закупок Вашему ТОО не обязательна.

 

2. Можно ли объем одного товара дробить и закупать у разных поставщиков?

Мы полагаем, что при проведении тендера по закупке однородных товаров, работ и услуг, заказчику в тендерной документации необходимо разделить товары, работы и услуги на части (лоты) по месту их поставки (выполнения, оказания) в соответствии с пунктом 25 приказа Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 января 2015 года № 18 «Об утверждении Правил закупок субъектами естественных монополий товаров, работ и услуг».

Вопрос от: Лидия

Здравствуйте, мы живем в доме 70-го года постройки. За все года в доме ни разу не делался капитальный ремонт, только косметический (покраска стен и побелка). Кафель с лестничных пролетов весь отвалился, штукатурка обваливается. Мы, жильцы нашли рабочего-строителя, который за умеренную плату согласился нам сделать ремонт, установили пластиковые окна, так как старые рассохлись и не закрывались, купили кафель на пол... В общем работа с материалом обошлась по 31000 с квартиры, а в подъезде 15 квартир. Одна квартира категорично не хочет сдавать на ремонт, они и раньше не сдавали на косметический, люди сами как-нибудь перекрывали, а теперь эту сумму никто не хочет за них вкладывать. В той квартире живут трое - хозяйка-бабушка , ее сын и племянница. Что делать? Как повлиять на них чтобы они заплатили?

Ответ: Здравствуйте, Лидия!

Собственники помещений (квартир) обязаны участвовать во всех расходах на содержание общего имущества и несут ответственность за сохранность и безопасную эксплуатацию общего имущества и помещений, находящихся в индивидуальной (раздельной) собственности, что установлено пунктом 2 статьи 35 Закона «О жилищных отношениях».

Размеры взносов на содержание общего имущества объекта кондоминиума устанавливаются соразмерно доле собственника помещения (квартиры) в общем имуществе. Понятие доли собственника помещения (квартиры) в общем имуществе регулируется 3 пунктом статьи 31 Закона «О жилищных отношениях». Так, размер доли определяется отношением полезных площадей жилых и (или) нежилых помещений, находящихся в индивидуальной (раздельной) собственности (иного вещного права), к сумме полезных площадей всех жилых и площадей всех нежилых помещений, находящихся в данном объекте кондоминиума. Соответственно, в Вашем случае следовало разделить взносы на содержание общего имущества между собственниками квартир в соответствии с принадлежащей им долей (соотношением размера полезных площадей собственников помещений).

Следовательно, мы рекомендуем подать в суд иск от имени собственников квартир и запросить компенсацию произведенных затрат, пропорционально своей доле в общем имуществе.При этом следует приложить протокол, в котором зафиксировано решение большинства собственников о проведении капитального ремонта объекта кондоминиума.
Мы полагаем, что каждый добросовестный плательщик имеет право получить с должника компенсацию пропорционально своей доле в имуществе.

Вопрос от: Ксения

Здравствуйте. Государственное предприятие провело капитальный ремонт здания. После демонтажа остались стройматериалы (в том числе металлические конструкции). Нужно и оприходовать данный материал, подлежит ли он реализации и как проводится реализация такого стройматериала?

Ответ: Здравствуйте, Ксения!
Мы полагаем, что в Вашем случае есть 2 возможных варианта решения.
1.По соглашению с компанией, проводившей ремонт в государственном предприятии, Вы можете реализовать оставшийся стройматериал этой компании. Тем самым Вы сможете уменьшить сумму договора подряда на сумму стройматериала, который Вы сможете реализовать. 
2.В соответствии с учредительными документами государственного предприятия, оценку стройматериала производит оценочная комиссия (в зависимости от учредительных документов). В случае принятия решения о пригодности данного стройматериала и его цене, государственное предприятие может его реализовать. В случае, если стройматериал по решению комиссии окажется непригодным, Вы можете утилизировать данный стройматериал. Это можно сделать, заключив договор с компанией, специализирующейся на утилизации отходов.
Вопрос от: Роза

Здравствуйте! Есть договор о государственных закупках, на сумму 14 млн. со спецификой оплаты 11 процентов на этот год, остальные на следующий 2019г. Согласно договору первоначально выставили акт на общую сумму договора, и нам отказали в принятии акта выполненных работ, так как выставили полную сумму, чтобы мы выставили акт на сумму 2 млн, в связи с эти мы выставили акт сроком позже. На нас обратились в суд с требованием признать нас недобросовестным поставщиком и выплатить штраф на общую сумму договора. Что можно сделать?

Ответ: Уважаемая Роза!
Согласно п.22 ст.2 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках» (далее - Закон о государственных закупках), договор о государственных закупках это «гражданско-правовой договор, заключенный посредством веб-портала государственных закупок между заказчиком и поставщиком, удостоверенный электронными цифровыми подписями...». Также, Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года №648 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупок» (далее - Правила осуществления государственных закупок) предписывает срок предоставления акта - приемки: заказчик должен не позднее трех дней со дня получения уведомления об оформлении поставщиком акта выполнения работ, оказания услуг, подписать его либо отказать в принятии работ или услуг с указанием аргументированных обоснований. Сроки предоставления акта-приемки поставщиком после отказа заказчика законодательством не предусмотрены. Отсюда, мы предполагаем, что совершенная Вами просрочка стала основанием для подачи иска заказчиком в соответствии со ст.349 Гражданского Кодекса Республики Казахстан (Общая часть) 27 декабря 1994 года (далее - ГК РК), а именно в части несвоевременного (ненадлежащего) исполнения обязательств.  
В соответствии с п.4 ст.12 Закона о государственных закупках существует ряд критериев, по которым поставщик может быть признан недобросовестным. Одним из оснований включения в Реестр недобросовестных поставщиков является неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязательств по заключенным договорам о государственных закупках. Исходя из данной Вами информации, мы презюмируем, что все обязательства, которые Вы приняли на себя по договору, были выполнены надлежащим образом.
Согласно ст.366 ГК РК, заказчик в данном случае тоже считается просрочившим в случае отказа надлежаще подтвердить произведенное должником исполнение обязательства, то есть выполнение работ, а отказ от акта означает, что договор остается неисполненным.
Мы полагаем, что в случае, если срок передачи акта-приемки выполненных работ был включен в качестве условия договора между Вами и заказчиком, то Ваша просрочка могла стать основанием судебного иска, включения Вас в реестр недобросовестных поставщиков и взыскания штрафа.
В заключении мы рекомендуем Вам действовать на основании условий договора и действующего законодательства, то есть путем предъявления встречных исков: о взыскании оплаты за услуги\работы и о понуждении к исполнению обязательств по договору.

Вопрос от: Алма

Добрый день! Способом ЗЦП был объявлен закуп анализаторов паров этанола (алкотестеры) Поставщик, признанный победителем предлагает поставить товар имеющий сходные характеристики, но не совсем соответствующий технической спецификации предложенной нами, т.е. Заказчиком. Может ли Заказчик отказаться от приема товара несоответствующего технической спецификации прикрепленной на портале госзакупок при объявлении закупок способом ЗЦП? Должны ли мы подать в суд как на недобросовестных поставщиков, если Поставщик хочет осуществить поставку товара , который не соответствует техспецификации?

Ответ: Здравствуйте, Алма!
Основываясь на данной Вами информации, мы выделили следующие вопросы:
1. На каких основаниях можно отправить в реестр недобросовестных поставщиков?
Под "ЗЦП” мы понимаем закупку путем запросов ценовых предложений.
Так как в Вашем случае закуп был объявлен способом ЗЦП, в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках» (далее - Закон), Поставщик, ненадлежащим образом исполнивший свои обязательства по заключенным с ним договорам о государственных закупках подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков. При этом стоит отметить, что согласно пункту 1 статьи 349 ГК РК исполнение обязательства ненадлежащим образом включает в себя нарушение условий, определенных содержанием обязательства. В данном случае, по заключенному Вами договору обязательством Поставщика является поставка товара соответствующей технической спецификации. Таким образом, мы полагаем, что Поставщик поставляющий Вам алкотестеры частично соответствующей тех. спецификации исполняет свое обязательство ненадлежащим образом, а, следовательно, подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Может ли Заказчик обращаться в суд против поставщика, поставляющего товар несоответствующей тех.спецификации?
Поставка алкотестеров несоответствующей технической спецификации (далее – тех. спецификации) является исполнением обязательства ненадлежащим образом. Вы, как Заказчик обязаны не позднее тридцати календарных дней со дня, когда Вам стало известно о факте нарушения поставщиком законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, обратиться с иском в суд о признании такого поставщика недобросовестным участником государственных закупок в соответствии с подпунктом 3 части первой пункта 4 статьи 12 Закона.
3. Имеет ли Заказчик право отказаться от приема товара не соответствующей технической спецификации, прикрепленной на портале госзакупок при объявлении закупок способом ЦП?
В соответствии с п.23 ст.43 Закона, договор о государственных закупках считается исполненным при условии полного выполнения заказчиком и поставщиком принятых обязательств по указанному договору. Согласно части 3 пункта 26 статьи 43 Закона и пункту 423 Правил осуществления государственных закупок, утвержденных приказом Министра финансов РК от 11.12.2015 г. № 648, при исполнении договора наименование, количество, качество, техническая спецификация, стоимость, место и сроки поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) должны соответствовать содержанию договора о государственных закупках. Таким образом, Вы не можете осуществить приемку товара, не соответствующего технической спецификации и должны отказаться от подобной поставки.
 
Вместе с тем согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 45 Закона внесение изменения в заключенный договор о государственных закупках при условии неизменности качества и других условий, явившихся основой для выбора поставщика, допускается в случае, если поставщик в процессе исполнения заключенного с ним договора о государственных закупках товара, работы, услуги предложил при условии неизменности цены за единицу товара, работы, услуги более лучшие качественные и (или) технические характеристики либо сроки и (или) условия поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, являющихся предметом заключенного с ним договора о государственных закупках. Таким образом, в Вашей ситуации мы рекомендуем Вам рассмотреть, являются ли фактические технические характеристики поставляемого товара лучшими по сравнению с теми, что установлены в договоре. Если да, то Вы можете заключить дополнительное соглашение и исполнить договор. Если предлагаемые технические характеристики хуже, чем указанные в тех. спецификации, то поставка товара, не соответствующего условиям технической спецификации, будет являться ненадлежащим исполнением обязательств поставщиком.

Вопрос от: Жаслан

Добрый день! Медорганизация прошла реорганизацию путем слияния в первом полугодии с сохранением всех прав и обязанностей реорганизуемого предприятия. Согласно извещения о предстоящей проверке по особому порядку предусмотрена проверка, причем в качестве субъекта проверки указано старое наименование (которое ликвидировано). Вопрос 1. Правомерно ли проведение проверки после реорганизации? Вопрос 2. Является ли нарушением указание в извещении о проверки наименование "старого" предприятия?

Ответ: Здравствуйте, Жаслан!
1.В вашем случае, согласно пункту 8 статьи 140 Предпринимательского Кодекса Республики Казахстан (далее - Предпринимательский Кодекс), проведение проверки по особому порядку в отношении юридических лиц, созданных в порядке реорганизации и правопреемников реорганизованных юридических лиц, является законным и проводится на общих основаниях, независимо от момента прохождения реорганизации. Важным моментом будет соответствие назначения проверки с периодами проведения проверки, предписанными законом. 
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 141 Предпринимательского кодекса периодичность проведения проверок медицинских учреждений не может превышать одного раза в полгода.

Мы полагаем, что если юридическое лицо прошло проверку перед реорганизацией, и с момента прохождения проверки не прошло полгода, то такая проверка будет незаконной.

2.В соответствии с пунктом 5 статьи 6-3 Закона Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года № 2198 «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств», реорганизованное, вновь возникшее юридическое лицо подлежит отдельной государственной регистрации и номер юридического лица, ликвидированного при слиянии, исключается из Национального реестра бизнес-идентификационных номеров.
На основании вышесказанного, мы презюмируем, что данная проверка будет незаконной, так как реорганизованное юридическое лицо является новым юридическим лицом и новым субъектом проверки, несмотря на сохранение всех прав и обязанностей старого юридического лица. Старое юридическое лицо считается ликвидированным и не может являться субъектом проверки.  В данном случае, мы полагаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 157 Предпринимательского кодекса, вы можете обжаловать проведение незаконной проверки в вышестоящий государственный орган либо в суд в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Вопрос от: Гултбаршын

Здравствуйте! Мама умерла. Осталась на ипотека на ее имя. Может ли отец отказаться от кредита, то есть для этого нужно отказаться от наследство?

Ответ: Здравствуйте, Гултбаршын.
В первую очередь Вам необходимо письменно уведомить Банк о случившемся и прикрепить копию подтверждающих документов.
Мы предполагаем, что ипотека была оформлена во время брака Ваших родителей, а значит, согласно Кодексу о браке и семье от 26 декабря 2011 года № 518-IV (далее - КоБС), законным режимом имущества Ваших родителей является режим общей совместной собственности.
Согласно статье 1074 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 1 июля 1999 года № 409-I (далее - ГК РК) Ваш отец вправе отказаться от наследства в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Его отказ будет считаться безоговорочным, и он не сможет претендовать на оставшуюся часть в наследстве. 
Однако следует обратить внимание на договор ипотеки, который Ваш отец, как супруг подписывал. Банки обычно требуют обязательного включения второго супруга в созаемщики. Если Ваш отец участвовал в заключении договора ипотеки в качестве созаемщика, то в этом случае, все обязательство по займу после смерти его супруги автоматически переходит к нему.
Вопрос от: Ирина

Добрый день! Если с момента заключения трудового договора прошел всего месяц и работник по своей инициативе расторгает трудовой договор, как производится выплата компенсации за неиспользованный ежегодный трудовой отпуск?

Ответ: Здравствуйте, Ирина!
Согласно статье 96 Трудового Кодекса Республики Казахстан (далее - ТК) при прекращении трудового договора работнику, который не использовал или использовал не полностью оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск (ежегодные трудовые отпуска), производится компенсационная выплата за неиспользованные им дни оплачиваемого ежегодного трудового отпуска (ежегодных трудовых отпусков). Так как Вы проработали меньше года, то сумма должна рассчитываться согласно подсчету отработанных дней. 
Согласно Методическим рекомендациям по применению Единых правил исчисления средней заработной платы, утвержденных приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 908, для определения суммы компенсации за неиспользованный трудовой отпуск при прекращении или расторжении трудового договора, дни неиспользованного отпуска отсчитываются с рабочего дня по календарю пятидневной или шестидневной рабочей недели, следующего за датой прекращения трудового договора и выбираются рабочие дни, приходящиеся на этот период с учетом режима работы.
Вопрос от: Мурат

Имеет ли право КСК взыскивать оплату за содержание дома если нет регистрации кондоминиума, хотя жители на собрании отказались от регистрации, однако на суде посчитали что сбор денег за обслуживание дома без зарегистрированного кондоминиума является не законным, как быть в этом случае? 

Ответ: Здравствуйте, Мурат.
Следует прояснить, что понятия кондоминиум и объект кондоминиума не являются тождественными. Так кондоминиум создается не волеизъявлением участников, а образовывается в силу факта нахождения отдельных помещений, находящихся в раздельной собственности (ином вещным праве) в составе многоквартирных жилых домов или иных зданий, в которых таких помещений два и более. Объектом кондоминиума признается имущественный комплекс, в состав которого входят как помещения, находящиеся в индивидуальной (раздельной) собственности, так и общее имущество, принадлежащее всем участникам кондоминиума, в том числе подъезды, лестницы, лифты, крыши, чердаки, подвалы, внеквартирные либо общедомовые инженерные системы и оборудование, земельный участок, включая элементы благоустройства и другое имущество общего пользования. Объект кондоминиума подлежит регистрации, согласно статье 32 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях», и может быть зарегистрирован в любой форме, не противоречащей законодательству Республики Казахстан. 
В соответствии со статьей 42 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях» собственники помещений (квартир) в месячный срок со дня образования кондоминиума должны на общем собрании решить вопрос о форме управления объектом кондоминиума. До такого решения по обязательствам, связанным с объектом кондоминиума как с единым комплексом, а также централизованным обеспечением жилого дома коммунальными услугами, собственники отвечают солидарно.
При недостижении соглашения между собственниками помещений (квартир) о выборе формы управления объектом кондоминиума в срок, указанный в пункте 1 настоящей статьи, жилищная инспекция при вводе в эксплуатацию жилого дома (жилого здания) определяет на трехмесячный срок обслуживающую организацию, которая осуществляет функции органа управления объектом кондоминиума.
В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях" собственники помещений (квартир) обязаны участвовать во всех расходах на содержание общего имущества и дома.
Следовательно, обязанности по содержанию общего имущества возложены на собственников помещений (квартир) многоквартирного дома. КСК в свою очередь является управляющей организацией, создаваемой собственниками помещений (квартир) для совместного управления общим имуществом объекта кондоминиума, в обязанности которого не входит участие в расходах на содержание общего имущества.
Таким образом, собственники помещений (квартир) обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Вопрос от: Наталья

Главой 14 Трудового Кодекса Республики Казахстан определен порядок, разработки, заключения, содержание, сроки и сфера действия коллективного Договора. В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 23 Трудового Кодекса Работодатель обязан вести коллективные переговоры в порядке, установленном настоящим Кодексом, заключать коллективный договор. Согласно требованиям пунктов 2 и 3 статьи 156 Трудового Кодекса основанием для заключения Коллективного Договора является предложение Стороны о начале коллективных переговоров и заключении коллективного договора. Трудовой Кодекс обязывает Работодателя заключить коллективный договор лишь в случае обращения коллектива работников или его представителей с предложением о намерении обсудить и заключить коллективный Договор, с последующим предоставлением одного подписанного экземпляра в орган по инспекции труда. На основании изложенного, прошу Вас разъяснить, обязан ли Работодатель заключать коллективный договор, если коллектив работников не изъявит желание его заключать и обязательно ли наличие коллективного Договора в предприятии?

Ответ: Добрый день, Наталья!

В Трудовом кодексе Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V не прописано прямой обязанности заключать коллективный договор. Поэтому мы полагаем, что Работодателю не обязательно заключать коллективный договор на предприятии, тем более, если нет изъявления желания со стороны работников.