Категории вопросов
|
Ответы на вопросы
Государственная служба
Вопрос от: Юля
Здравствуйте! Я являюсь сотрудником ОВД РК , у меня такой вопрос. Имею ли я права получать компенсацию на жилье с предоставлением справки об отсутствии жилища, но арендованное у близких родственников? Обязаны ли близкие родственники регистрироваться или вставать на учет в налоговом органе, получая дополнительные доходы? Прошу Вас разъяснить законодательство РК, а так же разъяснить правомерность или не правомерность действий государственных органов. Ответ: Здравствуйте, Юля! После длительного анализа Вашего вопроса мы пришли к следующим ключевым выводам, на которые мы хотим обратить Ваше внимание.
Согласно п.1 ст.22 Закона об органах внутренних дел Республики Казахстан, Жилищные права сотрудников органов внутренних дел, членов их семей
1. Сотрудник органов внутренних дел и члены его семьи, нуждающиеся в жилище, обеспечиваются жилищем на период прохождения службы в органах внутренних дел. До обеспечения жилищем нуждающемуся в жилье сотруднику органов внутренних дел выплачивается компенсация за наем (аренду) жилища.
Порядок обеспечения жилищем, выплаты компенсации за наем (аренду) жилища, а также категории должностей сотрудников органов внутренних дел, имеющих право на получение компенсации, определяются Правительством Республики Казахстан.
2. Сотрудники органов внутренних дел, имеющие выслугу двадцать и более лет в календарном исчислении, и сотрудники, уволенные со службы и имеющие выслугу двадцать и более лет в календарном исчислении, за исключением уволенных по отрицательным мотивам, а также сотрудники, имеющие выслугу десять и более лет в календарном исчислении и содержащие на иждивении детей-инвалидов, имеют право безвозмездно приватизировать занимаемое жилище, предоставленное из государственного жилищного фонда.
3. Семья сотрудника органов внутренних дел, потерявшая кормильца, не может быть выселена из занимаемого ею служебного жилища или жилища, приравненного к служебному, без предоставления другого жилища.
4. Члены семьи сотрудника органов внутренних дел, погибшего (умершего) при прохождении службы в органах внутренних дел, имеют право безвозмездно приватизировать предоставленное жилище из государственного жилищного фонда независимо от выслуги лет погибшего (умершего).
В случае смерти пенсионера органов внутренних дел, имевшего право на приватизацию предоставленного служебного жилища, право приватизации переходит к членам семьи умершего (погибшего).
Примечание.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Нургалиев ЖанибекВ настоящей главе под членами семьи сотрудников органов внутренних дел понимаются: супруга (супруг), совместные или одного из супругов несовершеннолетние дети (усыновленные, находящиеся на иждивении или под опекой); дети (усыновленные, находящиеся на иждивении или под опекой) и дети супруга (супруги), обучающиеся в организациях образования по очной форме обучения в возрасте до двадцати трех лет; дети-инвалиды (усыновленные, находящиеся на иждивении или под опекой) и дети-инвалиды супруга (супруги), ставшие инвалидами до восемнадцати лет; родители и родители супруга (супруги), находящиеся на иждивении сотрудника.
В настоящей главе под лицами, находящимися на иждивении, признаются члены семьи сотрудника органов внутренних дел, проживающие за счет его дохода и не имеющие самостоятельного источника дохода.
Вопрос от: Альмира
Здравствуйте! 3 года назад муж проходил по уголовному делу (По ст.28 ч.2 и 215 ч.3) который был прекращён ст.65 УК РК. Может ли он устроиться на службу в правоохранительные органы? Ответ: Здравствуйте, Альмира! Согласно пп.9) п.2 ст.6 Закона Республики Казахстан «О правоохранительной службе» на правоохранительную службу не может быть принято лицо, ранее судимое либо освобожденное от уголовной ответственности за совершение преступления, в том числе и освобожденное от ответственности в соответствии со ст.65 УК РК. Несмотря на то, что статья, по которой проходило уголовное дело, ныне исключена в соответствии с Законом РК от 03.07.17 г. № 84-VI, само подтверждение факта совершения деяния в судебном порядке (а деятельное раскаяние предусматривает признание лицом совершения преступления) исключает любую возможность поступления на работу в правоохранительные органы независимо от последующих изменений в законодательстве. Таким образом, Ваш муж не может устроиться на службу в правоохранительные органы. С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Ысқақова Динара
Вопрос от: Андрей
Уважаемые юристы, помогите пожалуйста разобраться! Бывшая супруга хочет лишить меня родительских прав. В материалах к исковому заявлению обнаруживаю документ, озаглавлен как «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», с гербовой печатью Управления образования г.Нур-Султан (далее – УО), подпись первого руководителя, подпись специалиста отдела Опеки и Попечительства (далее- Специалист), т.е. все официально. Но по сути этот документ - обследование жилищно-бытовых условии (ЖБУ) проживания несовершеннолетнего ребенка… Далее обнаруживаю, что вместе с «детскими стульями, кроватями», после слов «заключаю:» специалист УО добавил, цитирую «Отец ребенка не помогает, не посещает ребенка, не платит алименты, в воспитании ребенка не учавствует». Крайне возмущен. Все это не соответствует действительности. Не знаю, как бывшей супруге удалось заполучить для себя столь выгодный документ от официального гос.органа (выставляющий отца ребенка в негативном свете), но ведь это не шутки, когда отдел Опеки и Попечительства делает такие выводы, к иску о лишении меня родительских прав. После этого, обращаюсь в другой гражданский суд с отдельной жалобой на действия специалиста УО. Суд выносит определение «об прекращении дела: Заявитель оспаривает заключение по обследованию ЖБУ, считая его незаконным. В этой связи, он просил возложить на УО города Нур-Султан обязанности отменить данное заключение. Суд прекратил производство по делу по основанию, что указанные требования заявителя не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Заключение не влечет для заявителя какие- либо правовые последствия»! Вопрос: интересует ваше мнение как трактовать первое: «не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства», т.е. мне нужно обращаться в уголовный суд, т.е. в полицию? Т.е. по ст.служебный подлог и по ст.интелектуальная фальсификация УК РК. Второе: «Заключение не влечет для заявителя какие- либо правовые последствия» к специалисту УО напрямую не обращался. Специалист УО мне этот документ не выдавал, однако он касается меня и был направлен против меня (предоставил преимущество Матери ребенка в суде по ее иску о лишении меня родительских прав). Т.е. считаю, что мои права нарушены. Никак не могу понять позицию суда, помогите мне разобраться, пожалуйста. Ответ: Здравствуйте, Андрей!
В порядке, установленном главой 29 ГПК РК, любое физическое или юридическое лицо вправе оспорить решения, действия (бездействие) государственного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения, организации, должностного лица, государственного служащего в суде. В случаях, когда законом установлено рассмотрение обращения вышестоящим органом, организацией, должностным лицом, комиссиями или омбудсменом, заявление гражданина и юридического лица подается в суд после соблюдения такого порядка обращения.
Согласно ч.4 ст.65 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 480-V «О правовых актах», подача заинтересованными лицами заявления об отмене, изменении, дополнении или приостановлении действия правового акта индивидуального применения в вышестоящий государственный орган или суд приостанавливает действие правового акта до принятия соответствующего решения.
Согласно п.1 ст.24 Закона Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года № 2709 «О прокуратуре», прокурор приносит протест на противоречащие Конституции, законам и актам Президента республики нормативные и иные правовые акты, решения и действия государственных органов и должностных лиц.
В связи с вышеизложенным, Вы вправе обратиться в суд для обжалования заключения Управления образования или в прокуратору для опротестования прокурором этого заключения. Клиницист юридической клиники Высшей школы права КАЗГЮУ Мамбеталиева Аружан
Вопрос от: Балжан
Здравствуйте! В 2010 году судом мне присудили не работать в госорганах в течение 3-х лет. В 2013 году срок закончился, имею ли я право работать в РГП на ПХВ? Ответ: Уважаемая Балжан,
Исходя из предоставленной информации, мы выделили следующий вопрос:
Можно ли работать в республиканском государственном предприятии (РГП) на праве хозяйственного ведения (ПХВ) при запрете на работу в государственных органах по решению суда?
Согласно подпункту 3 пункта 1 и подпункту 2 пункта 2 статьи 26 Трудового Кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V, не допускается трудоустройство:
1.граждан, лишенных права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
2.лиц, ранее совершивших коррупционное преступление, в государственные предприятия на праве хозяйственного ведения, национальные управляющие холдинги, национальные институты развития, национальные холдинги и национальные компании, а также их дочерние организации на должность, связанную с исполнением управленческих функций.
Таким образом, Вы можете работать в РГП на ПХВ в случае, если Вы ранее не совершали коррупционное преступление и в случае, если срок Вашего приговора, запрещающий работать в государственных предприятиях, в действительности закончился.
Вопрос от: Назира
Здравствуйте! Сейчас учусь в магистратуре очная форма обучения, вопрос могу ли я устроиться на государственную службу? Т.е разрешено ли законом совмещение учебы и государственной службы? Ответ: Здравствуйте, Назира!
В Законе "О государственной службе Республики Казахстан” от 23 ноября 2015 года № 416-V и Законе "О противодействии коррупции” от 18 ноября 2015 года № 410-V мы не нашли ограничений, запрещающих совмещение государственной службы и обучения в магистратуре. Следовательно, мы полагаем, что Вы можете совмещать государственную службу и обучение в магистратуре. Однако, обращаем Ваше внимание на то, что посещение занятий в рабочее время решается по усмотрению работодателя.
Вопрос от: Сауле
Добрый день. Какая ответственность органа опеки и попечительства за ненадлежащее исполнение им служебных обязанностей? Можно конкретные ссылки на статьи? Ответ: Здравствуйте, Сауле!
Согласно пункту 1 статьи 43 Закона Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 416-V «О государственной службе Республики Казахстан», за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих служебных обязанностей государственные служащие несут гражданско-правовую, дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
В соответствии с пунктом 3 статьи 27 Закона Республики Казахстан от 8 августа 2002 года № 345-II «О правах ребенка в Республике Казахстан», органами опеки и попечительства являются местные исполнительные органы, то есть, акиматы. В этой связи, в первую очередь, рекомендуем обратиться непосредственно к руководителям Управления Образования при акимате по Вашему месту жительства. Таким образом, Вы сможете привлечь государственного служащего к дисциплинарной ответственности.
В Вашем случае, основанием для обращения в суд по гражданскому делу может служить пункт 3 статьи 922 Гражданского Кодекса Республики Казахстан. Согласно данной статье, вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, возмещается на общих основаниях. Таким образом, если Вашим имущественным и (или) неимущественным благам и правам был причинен вред неправомерными действиями государственного служащего (например, Вам был испытан моральный вред), Вы можете обратиться в суды первой инстанции (районные и городские суды) с иском против государственного служащего по Вашему месту жительства.
Также, при причинении Вам существенный вред, не исключено, что государственный служащей тем самым злоупотребляет либо превышает свои должностные полномочия. В связи с этим, государственный служащий может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии со статьями 361 и 362 Уголовного Кодекса Республики Казахстан. Вы вправе обратиться в прокуратуру по месту жительства для возбуждения уголовного дела.
Ведомством, осуществляющим надзор за органом опеки и попечительства, является Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции. Для подачи жалобы на деятельность работника органа опеки и попечительства Вам необходимо обратиться в Департамент Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по Вашему городу или области. Таким образом, государственный служащий может быть привлечен к административной ответственности.
Вопрос от: ГККП "Детский сад 21 Самал" Акимата города Темиртау
Засчитывается ли в стаж работы по специальности воспитателя время работы в качестве помощника воспитателя? Ответ: Здравствуйте!
Согласно Приказу Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1042 «Об утверждении Реестра должностей гражданских служащих сферы социального обеспечения» помощник воспитателя входит в данный реестр. Следовательно, в соответствии с п.2 Приказа Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 10 июня 2016 года № 495 «Об утверждении Правил и условии исчисления стажа работы по специальности для гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий социального обеспечения», в стаж работы по специальности засчитывается все время работы по той же специальности, то есть стаж работы в качестве помощника воспитателя будет засчитан в стаж работы именно помощником воспитателя.
Вопрос от: злой
Здравствуйте! У меня такой вопрос: с 2004 года по 2013 год я являлся сотрудником полиции и уволился по собственному желанию. Хотел восстановиться, но мне везде ссылаются на какие-то моратории и т.д и т.п. Мой возраст 33 года. Заранее благодарю!
Ответ: Здравствуйте! В соответствии с ч.4 ст.62 Закона РК «О государственной службе Республики Казахстан», «Незаконно уволенные государственные служащие при соответствии квалификационным требованиям восстанавливаются на государственной службе в прежней (а с их согласия – на равной) государственной должности и обеспечиваются всеми правами, недополученными после незаконного увольнения. Данный период включается в стаж государственной службы». Из этого следует, что Ваш случай увольнения по собственному желанию - не является основанием для восстановления в государственной службе.
Поскольку Вы уволились по собственному желанию, то в дальнейшем, Вы можете вернуться на службу, в соответствии с условиями поступления на правоохранительную службу, предусмотренными ч.1 ст.6 Закона РК «О правоохранительной службе», а именно, «На службу в правоохранительные органы принимаются на добровольной основе граждане Республики Казахстан, достигшие восемнадцатилетнего возраста, способные по своим личным, моральным, деловым, профессиональным качествам, состоянию здоровья и физическому развитию, уровню образования выполнять возложенные на них должностные обязанности».
Относительно обстоятельств, препятствующих поступлению на правоохранительную службу. В ч.2 ст.6 Закона РК «О правоохранительной службе», установлены обстоятельства, при которых лицо не может быть принято на правоохранительную службу, а именно, лицо:
1) признанное в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;
2) в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии имеющее заболевание, препятствующее выполнению должностных полномочий;
2-1) не прошедшее медицинское или психофизиологическое освидетельствование, в том числе полиграфологическое исследование, в военно-врачебных комиссиях для определения пригодности к службе;
3) отказавшееся принять на себя ограничения, связанные с пребыванием сотрудника на правоохранительной службе, и антикоррупционные ограничения, установленные Законом Республики Казахстан "О противодействии коррупции";
4) исключен Законом РК от 18.11.2015 № 411-V (вводится в действие с 01.01.2016);
5) на которое в течение года перед поступлением на правоохранительную службу налагалось в судебном порядке административное взыскание за умышленное правонарушение;
6) на которое в течение трех лет до поступления на правоохранительную службу за совершение коррупционного правонарушения налагалось в судебном порядке административное взыскание;
6-1) в отношении которого в течение трех лет перед поступлением на службу за совершение уголовного проступка вынесен обвинительный приговор суда или которое в течение трех лет перед поступлением на службу освобождено от уголовной ответственности за совершение уголовного проступка на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан;
7) совершившее коррупционное преступление;
8) уволенное с работы за совершение коррупционного правонарушения;
9) ранее судимое либо освобожденное от уголовной ответственности за совершение преступления на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, а также уволенное по отрицательным мотивам с государственной службы, из иных правоохранительных органов, специальных государственных органов, судов и органов юстиции.
Иных обстоятельств, препятствующих быть принятым на правоохранительную службу, не имеется. Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Нурсеит А. |