+7 (727) 2222-101
 
Прием вопросов временно приостановлен. Ведется обработка поступивших вопросов.
Ответы на вопросы
Все ответы юристов
Вопрос от: Мария Корякина

Добрый день! В связи с принятием нового Трудового Кодекса прошу разъяснить, должны ли мы вносить изменения в Трудовой договор? Правомерно ли будет подписать Дополнительное соглашение к ТД об изложении ТД в новой редакции и к этому дополнительному соглашению приложить ТД в новой редакции в виде «Приложения № 1 к Дополнительному соглашению № 1 к Трудовому Договору №111»?

 

Ответ: Здравствуйте, Мария!
Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем следующее. Мы полагаем, что Вы не обязаны вносить изменения в трудовой договор, так как согласно п. 1 ст. 43 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 480-V «О правовых актах» (далее - Закон), действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие. Более того, в соответствии с п. 3 ст. 43 Закона, нормативные правовые акты, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Следовательно, Ваш договор следует регулировать тем Трудовым Кодексом, в период действия которого, был подписан Ваш договор.

Если Вы желаете изменить и (или) дополнить договор в соответствии с Трудовым кодексом от 23 ноября 2015 года № 414-V (новым), то Вы можете либо перезаключить таковой, либо подписать дополнение к договору.

В вопросе подписания дополнения Вы можете действовать по своему усмотрению. При наличии согласия сторон договора, Вы вправе подписать дополнение к трудовому договору.

 

Вопрос от: Джума

Здравствуйте! Мы с мужем в разводе 20 лет. Муж умер, сын - единственный наследник. У нас нет ни свидетельства о смерти, ни документов на квартиру, так как мы не общаемся с сестрой мужа. Как нам быть?


Ответ: Здравствуйте, Джума.
Наследование осуществляется по завещанию или по закону. Наследование по закону имеет место, когда завещание отсутствует либо определяет судьбу не всего наследства. Отвечая на Ваш вопрос, мы подразумеваем, что в Вашем случае завещания не было.

Согласно ст. 1072-2 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 1 июля 1999 года № 409-I (далее – ГК РК), открытие наследства должно происходить в момент смерти человека (наследодателя). Наследство может быть принято в течении шести месяцев со дня открытия наследства.

В соответствии со ст. 1061 ГК РК, в первую очередь право на наследство по закону получают в равных долях дети, а также супруг и родители наследодателя. Если умерший прямо не завещал наследство третьим лицам и больше нет тех, кто имеет право на наследство первой очереди, то Ваш сын является единственным законным наследником.

Согласно ст. 1072 ГК РК, для получения наследства, наследник должен принять его. Для этого требуется предоставить ряд документов.

В соответствии со ст. 1072-1 ГК РК, принятие наследства осуществляется подачей нотариусу по месту открытия наследства заявления наследника о принятии наследства. Перечень документов, необходимых для оформления наследства, определяется в соответствии с Правилами совершения нотариальных действий нотариусами, утвержденных Приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 31 января 2012 года № 31 (далее – Правила). Согласно п. 29 Правил, факт смерти и наличие родственных отношений между наследником и наследодателем определяется по представленным нотариусу документам.

При обращении наследника с заявлением к нотариусу о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону, нотариус проверяет следующие обстоятельства:

1) факт смерти наследодателя;

2) время и место открытия наследства (наследство открывается в момент смерти наследодателя);

3) наличие родственных отношений наследников с наследодателем;

4) состав и место нахождения наследственного имущества, на которое выдается свидетельство о праве на наследство.

В Вашем случаенеобходимо начать процесс с предоставления нотариусу трех документов:

1) свидетельство о смерти наследодателя (выдается органом РАГС (ранее ЗАГС) по месту регистрации смерти);

2) свидетельство о рождении наследника;

3) удостоверение личности наследника.

Вопрос от: Ихтиёр

Здравствуйте! Прошу дать разъяснения на Закон «О государственных закупках». Я изготавливаю спортивные медали. Срок поставки - 15 календарных дней, я не успеваю так как количество 11000 тысяч штук. Мало того, меня просят предоставить образец готовой медали в течении 3 календарных дней. Это невозможно так как пресс-форма для производства медали (работа художника + работа станка по прессованию самой медали + гальванизация и добавления эмали) на производство одной медали требуется 10 календарных дней, а всей партии - 25 дней и доставка до места назначения еще 10 дней, а общий срок затраты поставки 45 дней. Как мне отреагировать на Претензию, поступившую со стороны Заказчика о том, что если я не предоставлю образцы готовой медали в течение 3 календарных дней, они расторгнут договор? Спасибо за Ваше внимание! С уважением, Касымов И.Б!


Ответ: Здравствуйте, Ихтиёр.
Рассмотрев Ваше обращение, сообщаем следующее. Ответ на Ваш вопрос во многом зависит от содержания Вашего договора. Если требуемые от вашей организации сроки присутствовали в заключенном Вами договоре, то у Вас возникают соответствующие обязательства. Согласно ст. 273 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года (далее – ГК РК), односторонний отказ от исполненияобязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законодательством или договором.

Однако ст. 374 ГК РК гласит, что обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое должник не отвечает. Действие настоящего правила не распространяется на денежные обязательства.

В случае невозможности исполнения стороной обязательства, вызванной обстоятельством, за которое ни она, ни другая сторона не отвечают, она не вправе требовать от другой стороны исполнения по обязательству, если иное не предусмотрено законодательством или договором. При этом каждая сторона, исполнившая обязательство, вправе требовать возвращения исполненного.

В случае невозможности исполнения должником обязательства, вызванной виновными действиями кредитора, последний не вправе требовать возвращения исполненного им по обязательству.

Таким образом, при условии, что Ваша сторона докажет невозможность поставки товара в указанный срок, обязательство прекратится.
Вопрос от: Леонид

Добрый день, уважаемые юристы! Помогите разобраться в вопросе наследования имущества в РК. Мой отец умер год назад. Я - наследник первой очереди. От отца осталась квартира, гараж и небольшая сумма денег на его банковском счете. Я гражданин РФ, но проживаю на ПМЖ в Германии. Какие налоги я должен заплатить при вступлении в наследство: квартиры, гаража и денег? Заранее благодарю. С уважением, Леонид.


Ответ: Здравствуйте, Леонид!
Рассмотрев Ваше сообщение, сообщаем следующее. Вам не нужно уплачивать налоги, связанные с получением Вами наследства.

В соответствии со ст. 12 Гражданского Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года (далее – ГК РК), под физическими лицами понимаются граждане Республики Казахстан, граждане других государств, а также лица без гражданства.

Подпункт 28 пункта 1 статьи 156 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 99-IV «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» (далее – НК РК) указывает, что имущество, полученное физическим лицом в виде дарения или наследования от другого физического лица не подлежит налогообложению.

Вопрос от: Екатерина

Здравствуйте! Опишите процедуру признания поставщика недобросовестным участником государственных закупок, в связи с изменениями в законодательстве на 2016 год (сроки, требования к исковому заявлению, подача искового заявления и т.п.).


Ответ: Здравствуйте, Екатерина!
Рассмотрев Ваше сообщение, сообщаем следующее. В соответствии с пунктом 16 Правил формирования и ведения реестров в сфере государственных закупок от 28 декабря 2015 года № 694 (далее – Правила), в случаях, указанных в подпунктах 1) и 3) пункта 15 Правил, заказчик обязан не позднее тридцати календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения поставщиком законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, обратиться с иском в суд о признании такого потенциального поставщика или поставщика недобросовестным участником государственных закупок.

Исковое заявление о признании поставщика недобросовестным участником государственных закупок должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым статьей 148 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-V (далее - ГПК РК).

В заявлении должно быть указано наименование суда, в который подается заявление, чаще это специализированный межрайонный экономический суд по месту нахождения ответчика. При подаче данного иска он должен содержать описание обстоятельств, являющихся основаниями для включения поставщика в реестр недобросовестных участников, а именно:

· предоставления потенциальным поставщиком недостоверной информации по квалификационным требованиям;

· нарушения потенциальным поставщиком требований статьи 6 Закона «О государственных закупках» (аффилиированность, нахождение в реестре должников и другие);

· уклонения потенциального поставщика от заключения договора о государственных закупках;

· не исполнения либо ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств по договору о государственных закупках.

Подпункт 4) пункта 1 статьи 148 ГПК РК указывает, что истец в исковом заявлении обязан указать суть нарушения или угрозы нарушения своих прав, свобод или законных интересов. В данном случае заказчик обязан указать иске, какие обязанности по договору или по закону нарушены заказчиком, и нарушение каких прав и интересов заказчика в свою очередь это повлекло.
Вопрос от: Жибек

Согласно п.1 ст.10 Закона «О гос.закупках» № 303 (утратил силу) потенциальные поставщики, предоставившие недостоверную информацию, включаются в реестр недобросовестных поставщиков. А в п.1 ст.10 Закона «О государственных закупках» №434 (действующий) потенциальные поставщики, предоставившие недостоверную информацию, позволившую им стать победителем конкурса, по результатам которой был заключен договор, включаются в реестр недобросовестных участников. Конкурс был объявлен до введения в действие закона № 434, потенциальный поставщик, предоставивший недостоверную информацию, не был признан победителем конкурса. Протокол итогов подписан в 2016 году. Нужно ли подавать в суд иск о признании этого потенциального поставщика недобросовестным участником?


Ответ: Здравствуйте, Жибек! Мы полагаем следующее: так как конкурс был объявлен до введения в действие Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках», на конкурс распространяется Закон Республики Казахстан от 21 июля 2007 года № 303-III «О государственных закупках». Следовательно, на потенциального поставщика, предоставившего недостоверную информацию, необходимо подавать иск в суд о признании его недобросовестным участником.
Вопрос от: Юрий

Здравствуйте! Правомерен ли запрос подтверждения квалификационных требований при проведении закупок способом запроса ценовых предложений? Согласно п. 7 статьи 9 Закона Республики Казахстан о государственных закупках "Квалификационные требования не распространяются на случаи осуществления государственных закупок, предусмотренных статьями 37, 38 .... настоящего закона". Статьи 37 и 38 осуществление и организация закупок способом запроса ценовых предложений, в этих статьях применение квалификационных требований не описывается.


Ответ: Здравствуйте, Юрий.
Полагаем, подобный запрос неправомерен. Согласно ст. 9 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года №434-V «О государственных закупках» (далее – Закон), потенциальным поставщикам предъявляются следующие квалификационные требования:

1)обладать правоспособностью (для юридических лиц), гражданской дееспособностью (для физических лиц);

2)являться платежеспособным, не иметь налоговой задолженности;

3) не подлежать процедуре банкротства либо ликвидации;

4)обладать соответствующими материальными и трудовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору о государственных закупках товаров, работ, услуг;

5)наличие опыта работы.

Квалификационные требования не распространяются на случаи осуществления государственных закупок, предусмотренных пп. 2) п. 2 ст. 37, 38 и п. 3 ст. 39 и ст. 42 Закона.

Это означает, что на осуществление государственных закупок товаров через товарные биржи (ст. 42 Закона), способом из одного источника (ст. 39 Закона), способом запроса ценовых предложений (ст. 37 Закона) указанные квалификационные требования не распространяются.
Вопрос от: Татьяна

Добрый день. В соответствии с пунктом 21) статьи 2 Закона РК О государственных закупках "уполномоченный орган в сфере государственных закупок (далее - уполномоченный орган) - государственный орган, осуществляющий руководство в сфере государственных закупок;" Скажите, пожалуйста, какой государственный орган осуществляет руководство в сфере государственных закупок? В какой государственный орган нужно направить жалобу в связи с нарушением заказчиком нормы пункта 2 статьи 22 Закона «О государственных закупках», касающихся внесения изменений в конкурсную документацию после предварительного обсуждения? Спасибо!


Ответ: Здравствуйте, Татьяна!
Рассмотрев Ваше обращение, сообщаем следующее. В соответствии с Приказом Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра финансов Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года № 182, уполномоченным органом в сфере государственных закупок является Комитет по государственным закупкам Министерства финансов Республики Казахстан.
Вопрос от: Арман

Случай уголовного права, в котором по халатности, не проконтролировав выполнения работ, отправили денежные средства государственного учреждения районного уровня в республиканский бюджет дочки Национального холдинга КАЗАГРО в счет договорных обязательств. Вменяют ущерб государству. Пожалуйста, подскажите, имеет ли место ущерб государству в этом случае? Укажите правовую ссылку, если не затруднит. Заранее благодарен!


Ответ: Здравствуйте, Арман!
Результаты бухгалтерско-экономической экспертизы, оформленные в виде заключения эксперта, могут служить одним из доказательств (но не вещественным) в данном деле в целях установления наличия ущерба государству, согласно ст. 111 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231-V (далее - УПК РК). Однако, следует отметить, что заключение эксперта не является обязательным для суда, в соответствии с ч. 3 ст. 116 УПК РК и суду не обязательно следовать результатам, отраженным в заключении при определении наличия или отсутствия ущерба. Другими словами, результаты бухгалтерско-экономической экспертизы не могут служить единственным доказательством наличия ущерба государству и для более правильного разрешения данного вопроса, суду необходимо исследовать другие доказательства и учесть другие обстоятельства, являющиеся существенными для дела.

В целом, в данном деле может проводиться бухгалтерско-экономическая экспертиза исходя из общей практики, т. к. нет определенной законодательной нормы, которая бы указывала на конкретный вид экспертизы, проводимой для расследования тех или иных уголовных правонарушений. В частности, бухгалтерско-экономическая экспертиза может проводиться при нарушении финансовой дисциплины работниками государственных учреждений, которые привели к убыткам. В таких случаях размер убытков устанавливается посредством проверки данных бухгалтерских учетов.

Необходимо отметить, что при совершении преступлений работниками государственных учреждений, ущерб может быть причинен государству, т.к. в соответствии со ст. 159, ст. 165 Закона Республики Казахстан от 1 марта 2011 года № 413-IV «О государственном имуществе», государственное учреждение создается государством и «при недостаточности у государственного учреждения денег субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Республика Казахстан или административно-территориальная единица средствами соответствующего бюджета». Другими словами, при совершении уголовных правонарушений работниками часть материального ущерба возмещается государством из государственной казны, тем самым косвенно причиняется ущерб государству.

Для более полного и правильного разрешения данного вопроса, Вам необходимо предоставить точную и более детальную информацию, относящуюся к совершенному уголовному правонарушению (состав уголовного правонарушения, сведения касательно лиц, совершивших уголовные правонарушения и т.д.).

Вопрос от: Максим

Добрый день! Какая статья какого Кодекса приводится для того, чтобы подать заявление в ГАИ ДВД для списания или снятия о неуплате штрафов в ГАИ ДВД. Сроки давности 2-3 года уже, а они висят всё в базе.


Ответ: Здравствуйте, Максим! Рассмотрев Ваше обращение, сообщаем следующее. Согласно п. 1, ст. 890 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V (далее - КоАП), постановление о наложении административного взыскания не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. Так как срок давности составляет 2-3 года, следовательно, в таком случае применяется п. 1, ст. 890 КоАП.