Категории вопросов
|
Ответы на вопросы
Предпринимательская деятельность
Вопрос от: Александр
Я являюсь учредителем ТОО (упрощенка), за 22 год превысили лимит и не своевременно встали на НДС, встали только в 23 году. Налоговый орган выставляет штрафные санкции в размере 50 МРП и 15% от превышенного порога. Сумма штрафа очень большая. Могу ли я подать на банкротство, в связи не возможностью оплаты данного штрафа и какие последствия будут при этом? Так же могут ли мое личное имущество арестовать и забрать в счёт оплаты штрафа? Ответ: Пунктом 5 ст.4 Закона РК «О реабилитации и банкротстве» установлено, что основанием для объявления должника банкротом в судебном порядке является его несостоятельность. Несостоятельность должника устанавливается судом с учетом заключения о финансовой устойчивости, составленного в соответствии с требованиями названного Закона.
В свою очередь, в соответствии со статьей 5 Закона, основанием для обращения должника с заявлением в суд о признании его банкротом и ликвидации с возбуждением процедуры банкротства является его устойчивая неплатежеспособность. Неплатежеспособность является устойчивой, если обязательства должника превышают стоимость его имущества на дату подачи заявления в суд и на начало года, в котором подано заявление, а также на начало года, предшествующего году подачи заявления, в случае, если заявление подано должником в первом квартале календарного года.
Таким образом, лишь одного факта начисления товариществу органом государственных доходов значительного штрафа не может явиться основанием для возбуждения дела о банкротстве. Более того, данное обстоятельство может быть расценено как попытка уклониться от исполнения наложенного административного взыскания.
Что же касается второго вопроса, отметим, что, по общему правилу, участники товарищества с ограниченной ответственностью не отвечают по обязательствам ТОО и несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Однако одним из исключений из этого общего правила является преднамеренное банкротство, под которым понимается умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное в результате действий (бездействия) учредителя (участника), должностного лица, органов юридического лица в личных интересах или в интересах иных лиц (подпункт 2) ст.1 Закона РК «О реабилитации и банкротстве»). Согласно пункту 1 ст.6 Закона, учредитель (участник) и (или) должностное лицо, признанные виновными в преднамеренном банкротстве в порядке административного или уголовного судопроизводства, несут перед кредиторами субсидиарную ответственность принадлежащим им имуществом. Субсидиарная ответственность предполагает возможность, в случае недостаточности имущества у самого товарищества для выплаты долгов, взыскания оставшейся части задолженности за счет имущества его участников.
Вопрос от: Azhar
Добрый вечер! Очень нужна Ваша помощь. В 2017 году открыли ИП в упрощенном порядке через ЕГОВ, но налоговые отчеты ни разу не сдавали, действительно не знали что надо сдавать. И вот в сентябре 2022 года, узнали что находимся в списке "бездействующих". В конце сентября сдаем все отчеты, в том числе ликвидационный, и закрываем ИП. Объяснительную сдаем через Е-отинищ, на что получаем ответ о прекращении административного производства датируемый 27 сентябрем. В поисковике ИП прекратил свою деятельность с 08.10. 2022г. И П было на имя мужа. Муж теперь поступает на государственную службу. В декабре 2022 года сдал все документы, в том числе анкету для спецпроверки КНБ, где указал что в течении года не привлекался к адм. ответственности. А местное ДГД вынесло решение об административном правонарушении по ст 272 ч 1 КоАП, предупреждение от 09.01.2023 года. Является ли это «в течение года перед поступлением на правоохранительную службу налагалось в судебном порядке административное взыскание за умышленное правонарушение»? И можно ли отменить решение за истечением срока давности, ведь все ип ликвидировано в октябре, а решение вынесено ДГД в январе нового года?
Исходя из предоставленной Вами информации, мы выделили следующие вопросы: 1. Правомерно ли наказание в административном порядке за непредоставление налоговой отчетности? 2. Можно ли обжаловать постановление об административном правонарушении? 1. Правомерно ли наказание в административном порядке за непредоставление налоговой отчетности? Согласно п.2 ст. 62 Административного кодекса от 5 июля 2014 года № 235-V, физическое лицо не подлежит привлечению к административной ответственности за совершение правонарушения в области налогообложения по истечении пяти лет со дня его совершения. Таким образом, из положений названной статьи можно сделать вывод о том, что административное взыскание наложено правомерно, так как за отсутствие представления налоговой отчетности предусмотрена ответственность и срок давности по данному правонарушению составляет 5 лет. Следовательно, так как налоговые отчетности Вами не были сданы по 2022 год, а Департамент Государственных Доходов выявил нарушение в 2023 года, ему удалось соблюсти 5 летний срок исковой давности, а административное взыскание является законным и обоснованным. 2. Можно ли обжаловать постановление об административном правонарушении? Согласно п.2 ст.168 Кодекса Республики Казахстан от 29 июня 2020 года № 350-VI «Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан», обжалование постановления о наложении административного взыскания происходит в течении двух месяцев со дня вынесения такого постановления. Предупреждение Департаментом Государственных Доходов было вынесено 9 января 2023 года, обжаловать его было возможно до 9 марта 2023 года. Следовательно, сроки обжалования Вами были пропущены.
Вопрос от: Ажар
Добрый вечер! Очень нужна Ваша помощь. В 2017 году открыли ИП в упрощенном порядке через ЕГОВ, но налоговые отчеты ни разу не сдавали, действительно незнали что надо сдавать. И вот в сентябре 2022 года, узнали что находимся в списке "бездействующих". В конце сентября сдаем все отчеты, в том числе ликвидационный, и закрываем ИП. Обьяснительную сдаем через Е-отинищ, на что получаем ответ о прекращении административного производства датируемый 27 сентябрем. В поисковике ИП прекратил свою деятельность с 08.10. 2022г. ИП было на имя мужа. Муж теперь поступает на государственную службу. В декабре 2022 года сдал все документы, в том числе анкету для спецпроверки КНБ, где указал что в течении года не привлекался к адм. ответственности. А местное ДГД вынесло решение об административном правонарушении по ст 272 ч 1 КоАП, предупреждение от 09.01.2023 года. Является ли это «в течение года перед поступлением на правоохранительную службу налагалось в судебном порядке административное взыскание за умышленное правонарушение»? И можно ли отменить решение за истечением срока давности, ведь все ип ликвидировано в октябре, а решение вынесено ДГД в январе нового года? О решении узнали случайно, когда зашли на личный кабинет ЕГОВ, считается ли решение вынесенным в судебном проядке если административное взыскание наложил ДГД? Ответ: В соответствии с пунктом 1 ст. 272 Кодекса РК об административных правонарушениях, за непредставление в орган государственных доходов налоговой отчетности в срок, установленный законодательными актами Республики Казахстан, предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения.
При этом прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, согласно КоАП, не является обстоятельством, исключающим административную ответственность.
В этой связи для определения сроков давности для возможного привлечения к административной ответственности их следует исчислять со дня нарушения Вашим супругом срока предоставления крайней (последней) налоговой отчетности до прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Однако в любом случае привлечение уполномоченным государственным органом (ДГД) к административной ответственности не приравнивается к ответственности, назначенной судом.
Вопрос от: Серикболсын
Здравствуйте! Можно ли привлечь Индивидуального предпринимателя к административной ответственности после прекращения деятельности ИП за несоблюдение требований санитарных правил, НПА? Срок давности привлечения к административной ответственности не истек. Ответ: Здравствуйте,
Серикболсын.
Рассмотрев Ваше обращение, мы выделили следующие вопросы: 1.Можно ли привлечь индивидуального предпринимателя к административной ответственности после его закрытия? 2.Каков порядок привлечения к ответственности?
1.Можно ли привлечь индивидуального предпринимателя к административной ответственности после его закрытия? Мы полагаем, что физическое лицо после прекращения деятельности индивидуального предпринимателя (далее - «ИП») может быть привлечено к административной ответственности в пределах сроков исковой давности, установленных ст.62 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан № 235-V от 5 июля 2014 года (далее - «КоАП»). Согласно ст.802 КоАП, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст.741 КоАП. Таким образом, мы полагаем, что ИП, прекратившее деятельность, может быть привлечено к административной ответственности при наличии административного правонарушения в пределах исковой давности. 2.Каков порядок привлечения к административной ответственности? Для подачи жалобы на ИП за несоблюдение требований санитарных правил, мы рекомендуем Вам обратиться с жалобой в Департамент санитарно-эпидемиологического контроля Министерства Здравоохранения Республики Казахстан по вашему городу (далее - «Департамент»). Контакты Департамента Алматинской области +7(7172)74-18-21, а также электронный адрес almobldkgsen@dsm.gov.kz. Таким образом, для привлечения к административной ответственности ИП, Вам следует обратиться в Департамент санитарно-эпидемиологического контроля вашего города.
Вопрос от: Евгений
Здравствуйте, не подскажете, хотим установить рядом с дизельным генератором емкость для хранения дизельного топлива, разрешено ли ставить пластиковые емкости и должны ли они быть в помещении, а не на открытом воздухе? Ответ: Здравствуйте, Евгений!
Рассмотрев Ваше обращение, мы выделили следующий вопрос: Разрешено ли ставить пластиковые емкости для дизельного топлива к генератору? Мы полагаем, что нормативные акты и правила об обеспечении промышленной безопасности при эксплуатации и ремонте резервуаров для нефти и нефтепродуктов действуют на юридические лица. Согласно Правилу обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации и ремонте резервуаров для нефти и нефтепродуктов, обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации и ремонте резервуаров для нефти и нефтепродуктов, Правила предназначены для применения всеми организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими эксплуатацию и ремонт резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов. Вертикальные, цилиндрические стальные резервуары подразделяют: 1) по вместимости - от 100 м3 до 50 000 м3; 2) по расположению - наземные, подземные; 3) по давлению в газовом пространстве - без давления, с избыточным давлением до 0,002 МПа и повышенным давлением до 0,07 МПа; 4) по конструкции подразделяются на: с плавающей крышей; со стационарной крышей без понтона; со стационарной крышей и понтоном. Горизонтальные цилиндрические стальные резервуары подразделяют: 1) по вместимости - от 3 м3 до 200 м3; 2) по расположению - наземные, подземные; 3) по давлению в газовом пространстве - без давления, с избыточным давлением. Горизонтальные резервуары рассчитаны на внутреннее давление до 0,04 МПа. Резервуары горизонтальные имеют плоские, конические и сферические днища, а также днища в форме усеченного конуса. Резервуары эксплуатируются в различных климатических условиях с температурой окружающего воздуха до минус 60 °С в зимнее время и до 50 °С в летнее время при различной температуре продукта в резервуаре. Выбор типа резервуара для хранения нефти и нефтепродуктов обосновывается технико-экономическими расчетами в зависимости от характеристик нефтепродукта, климатических условий эксплуатации с учетом максимального снижения потерь от испарения при хранении. Каждый действующий резервуар должен постоянно иметь полный комплект соответствующего оборудования, предусмотренного проектом, и находиться в исправном рабочем состоянии. Разукомплектация в процессе эксплуатации не допускается. Горизонтальные резервуары можно располагать на поверхности или под землей. Подземные резервуары перед определением вместимости полностью засыпаются землей. Резервуары должны иметь уровни или края отсчета для контроля наклона. Таким образом, Вы сможете поставить пластиковую емкость, если она будет соответствовать указанному Правилу. Однако, важно отметить, что для физических лиц не предусмотрены правила по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации и ремонте резервуаров для нефти и нефтепродуктов. Тем самым, мы полагаем, что для физических лиц требований нет.
Вопрос от: Игорь
Добрый день! Хочу открыть ТОО (малый бизнес), нужно выбрать вид деятельности для устава, так же было бы неплохо увидеть пример устава и учредительного договора. Ответ: Выбор видов деятельности, которыми субъект предпринимательства намерен заняться, определяется самостоятельно самими учредителями (участниками, членами, акционерами). Сведения о видах деятельности организации, оформляемые в виде предмета, целей или задач юридического лица, могут быть указаны в учредительных документах.
Утвержденный текст Типового устава товарищества с ограниченной ответственностью приложен к приказу Министра юстиции РК от 24 февраля 2015 г. № 106.
Содержание учредительного договора ТОО определяется самими учредителями, однако в нем обязательно должны найти свое отражение следующие положения (пункты 2, 3 ст.14 Закона РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»):
1) решение о создании товарищества, его фирменное наименование и место нахождения;
2) перечень учредителей товарищества с указанием их наименования, места нахождения, банковских реквизитов (если учредителем является юридическое лицо) или имени, места жительства и данных документа, удостоверяющего личность (если учредителем является физическое лицо);
3) порядок учреждения товарищества; обязанности учредителей, связанные с его учреждением, а также иные условия осуществления учредителями деятельности по созданию товарищества; определение полномочий указанных лиц, а также других лиц, которые уполномочиваются представлять интересы учреждаемого товарищества в процессе его создания и регистрации;
4) размер уставного капитала товарищества;
5) сведения о составе, размере и сроках внесения денежного вклада каждого учредителя в уставный капитал товарищества или о денежной оценке вклада в натуральной форме или в виде имущественных прав; порядок принятия решения о внесении дополнительных вкладов в уставный капитал товарищества, а также последствия несвоевременного внесения вкладов в уставный капитал товарищества;
6) определение доли учредителя в имуществе товарищества; порядок перехода долей участников товарищества;
7) утверждение устава товарищества;
8) порядок распределения чистого дохода товарищества.
В учредительный договор по решению учредителей могут быть включены и другие условия, касающиеся создания товарищества и его деятельности, не противоречащие настоящему Закону и другим законодательным актам.
В учредительном договоре товарищества с ограниченной ответственностью могут быть предусмотрены предмет и цели его деятельности.
Вопрос от: Татьяна
ТОО "А" выписала генеральную доверенность на 5 сотрудников (снабженцы) для получения груза и подписание документов связанные с получение груза, на 1 календарный год. С 10 октября один сотрудник (снабженец) увольняется. Вопрос: Как правильно поступить, чтобы не отзывать доверенность, но и уведомить поставщиков об отмене доверенности по уволенному сотруднику? Как правильно составить текст уведомление или письма? Ответ: Здравствуйте, Татьяна! Исходя из предоставленных Вами данных мы выделили следующие вопросы:
1)Как отменить доверенность?
2)Как поставить поставщиков в известность?
Согласно статье 170 Гражданского кодекса РК N 268-XIII от 27.12.1994 года.
1. Действие доверенности прекращается вследствие: 1) истечения срока доверенности; 2) осуществления действий, предусмотренных доверенностью; 3) отмены доверенности лицом, выдавшим ее; 4) отказа лица, которому выдана доверенность; 5) прекращения юридического лица, от имени которого выдана доверенность; 6) ликвидации юридического лица, на имя которого выдана доверенность; 7) смерти лица (в том числе объявления умершим), выдавшего доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим; 8) смерти гражданина (в том числе объявления умершим), которому выдана доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим. 2. Лицо, выдавшее доверенность, может во всякое время отменить доверенность или передоверие, а лицо, которому выдана доверенность, отказаться от нее. Соглашение об отказе от этого права ничтожно.
Вам следует отменить доверенность по одному из этих пунктов.
2) Далее вам следует уведомить поставщика. Пример уведомления:
Нашей организацией на имя (имя гражданина), была выдана доверенность (номер) от (дата выдачи) года, по которой были предоставлены следующие полномочия: (полномочия). Настоящим уведомляем вас о частичной отмене данной доверенности (ссылаетесь на статью 170 и указываете пункт), в отношении (лицо в отношении которого была отменена доверенность). С момента получения данного уведомления, ваша организация не вправе осуществлять действия, указанные в доверенности. С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Дурягин Данил
Вопрос от: Gulzhan
Как закрыть ИП на ОУР? Спасибо. Ответ: Здравствуйте, Gulzhan! Исходя из предоставленных Вами данных мы выделили следующие вопросы:
Как закрыть ИП которое находится на общеустановленном режиме?
После длительного анализа Вашего дела, мы пришли к следующим ключевым выводам, на которые мы хотим обратить Ваше внимание.
Согласно пункту 1 статьи 38 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан.
Деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена в добровольном либо принудительном порядке, а также в случае наступления обстоятельств, предусмотренных настоящим Кодексом.
В добровольном порядке деятельность индивидуального предпринимателя прекращается в любое время на основании решения, принятого самостоятельно индивидуальным предпринимателем при личном предпринимательстве, всеми участниками совместно - при совместном предпринимательстве. В этом случае индивидуальный предприниматель представляет в орган государственных доходов заявление о прекращении предпринимательской деятельности.
Для добровольного прекращения деятельности индивидуальный предприниматель представляет в орган государственных доходов заявление о прекращении предпринимательской деятельности.
Возможна ликвидация ИП в упрощенному порядке.
Согласно пункту 1 статьи 67 Налогового кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года.
Прекращение деятельности отдельных категорий индивидуальных предпринимателей в упрощенном порядке осуществляется без проведения камерального контроля, установленного статьей 95 Настоящего кодекса, на основании:
1) налогового заявления налогоплательщика о прекращении деятельности;
2) письменного согласия, содержащегося в налоговом заявлении о приостановлении (продлении, возобновлении) представления налоговой отчетности или в расчете стоимости патента, – в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
3) согласия, указанного в специальном мобильном приложении при переходе на специальный налоговый режим с его использованием, – в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 статьи 65 Налогового кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года.
Индивидуальный предприниматель или лицо, занимающееся частной практикой, в течение месяца со дня принятия решения о прекращении деятельности одновременно представляет в налоговый орган по месту своего нахождения:
1) налоговое заявление о проведении налоговой проверки;
2) ликвидационную налоговую отчетность.
Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Дурягин Данил
Вопрос от: Маприза
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста сроки проведения двухэтапных процедур по ГЧП. Ответ: Здравствуйте, Маприза! По вашему вопросу был выделен следующий вопрос: 1)В какие сроки проводятся двухэтапные процедуры государственно-частного партнерства?
Данные двухэтапные процедуры ГЧП проводятся непосредственно в момент проведения конкурса в соответствии с пунктами 121 и 123 параграфа 7 особенности проведения конкурса по определению частного партнера с использованием двухэтапных процедур приказа и.о. министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 ноября 2015 года № 725 "О некоторых вопросах планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства". По первому этапу этих двухэтапных процедур в соответствии с пунктом 2 закона Республики Казахстан от 31 октября 2015 года «О государственном-частном партнерстве» это: Формирование технического задания, опубликование объявления о проведении конкурса по определению частного партнера с использованием двухэтапных процедур, представление организатором конкурса технического задания потенциальным частным партнерам, представление потенциальными частными партнерами технических предложений, разработанных в соответствии с техническим заданием, рассмотрение организатором конкурса технических предложений и обсуждение с потенциальными частными партнерами вопросов, касающихся технико-экономических и эксплуатационных характеристик объекта государственно-частного партнерства и условий проекта договора государственно-частного партнерства, разработка и утверждение организатором конкурса конкурсной документации проекта государственно-частного партнерства, направление организатором конкурса приглашения потенциальным частным партнерам, представившим на первом этапе технические предложения, принять участие во втором этапе конкурса по определению частного партнера. Второй этап конкурса двухэтапных процедур предусматривает в соответствии с пунктом 123 параграфа 7 особенности проведения конкурса по определению частного партнера с использованием двухэтапных процедур приказа и.о. министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 ноября 2015 года № 725 о некоторых вопросах планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства: представление потенциальными частными партнерами, прошедшими квалификационный отбор, конкурсных заявок, а также внесение обеспечения конкурсной заявки, и проведение самого конкурса по определению частного партнера в соответствии пунктом 76 приказа и.о. министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 ноября 2015 года № 725 о некоторых вопросах планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства. То есть, подводя итог всего двухэтапные процедуры проводятся конкурсными (аукционными комиссиями) в режиме реального времени и нет четко определенного срока проведения двухэтапных процедур. С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Раисов Алишер
Вопрос от: Максат
На территории специальной экономической зоны "TURKISTAN" осуществляют деятельность инвесторы не с постоянным циклом определенного производства или сферы услуг, а с осуществлением инвестиций в конкретный объект для последующего отчуждения (например, строительство ИЖС и коммерческие объекты). В данном случае эти предприниматели по завершении реализации проекта сталкиваются с невозможностью выкупа земельного участка, так как законодательство предусматривает выкуп участков по завершению срока действия СЭЗ (в случае СЭЗ «TURKISTAN» до 2043 года). Вопрос: Какой действующий закон может обеспечить участников СЭЗ, возможностью выкупа земельных участков по завершенным объектам строительства, кроме МЖК, как это предусмотрено для участников индустриальной зоны республиканского или регионального значения.
Ответ: Здравствуйте, Максат!
Исходя из Вашего обращения, мы выделили следующий вопрос:
Вправе ли участники специальных экономических зон (далее - «СЭЗ») выкупить земельные участки завершенных объектов до истечения срока СЭЗ?
В соответствии с п.1 ст.24 Закона РК «О специальных экономических и индустриальных зонах» от 3 апреля 2019 года № 242-VI, СЭЗ упраздняется по истечении срока, на который данная СЭЗ была создана. Также, согласно п.2 ст.119-2 Земельного кодекса РК от 20 июня 2003 года № 442-II (далее - «Кодекс»), участники СЭЗ вправе выкупить земельные участки после истечения срока функционирования СЭЗ при условии исполнения обязательств, предусмотренных договором об осуществлении деятельности в качестве участника СЭЗ. Иные случаи, позволяющие участникам СЭЗ выкупить земельные участки до истечения срока функционирования СЭЗ, не предусмотрены.
Право выкупа земельного участка при условии введения в эксплуатацию всех объектов, предусмотренных проектом, принадлежит лишь участникам индустриальных зон республиканского и регионального значения, в соответствии с пп.2 п.2 ст.119-2 Кодекса.
Следовательно, мы полагаем, что участники СЭЗ не вправе выкупить земельные участки завершенных объектов, так как выкуп возможен только по истечению срока функционирования СЭЗ, то есть в 2043 году в случае с СЭЗ «TURKISTAN». Данная информация подтверждена ведомством Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, компетентным по вопросам СЭЗ. |