Категории вопросов
|
Ответы на вопросы
Трудовое право
Вопрос от: Алексей
Можно ли военнослужащему уволиться по собственному желанию согласно нового Социального кодекса? Ответ: Здравствуйте, Алексей!
Исходя из предоставленной Вами информации, мы выделили следующий вопрос:
Предусматривает ли Кодекс Республики Казахстан от 20 апреля 2023 года № 224-VII «Социальный кодекс Республики Казахстан» увольнение военнослужащего?
Кодексом Республики Казахстан от 20 апреля 2023 года № 224-VII «Социальный кодекс Республики Казахстан» не предусматривается возможность увольнения военнослужащего по собственному желанию.
Однако, в соответствии с п.3 ст. 26 Закона Республики Казахстан от 16 февраля 2012 года № 561-IV «О воинской службе и статусе военнослужащих» (далее - «Закон о воинской службе»), военнослужащий, проходящий воинскую службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с воинской службы:
1. в случае существенного и (или) систематического (два и более раза) нарушения в отношении него условий контракта о прохождении воинской службы;
2. по семейным обстоятельствам при:
• невозможности проживания члена его семьи по медицинским показаниям в местности, в которой он проходит воинскую службу, и при отсутствии возможности его перевода к новому месту воинской службы;
• изменении места воинской службы супруга - военнослужащего (супруги - военнослужащей), связанном с необходимостью переезда семьи в другой населенный пункт;
• необходимости постоянного ухода за супругой (супругом), близкими родственниками, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением медицинской организации по месту их жительства в постоянном уходе либо являющимися лицами с инвалидностью первой или второй группы, или лицами, достигшими установленного законодательством Республики Казахстан общеустановленного пенсионного возраста или не достигшими восемнадцати лет, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
• необходимости ухода за ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) восемнадцати лет, которого (которых) военнослужащий воспитывает без матери (отца);
3. в случае избрания или назначения в представительные органы Республики Казахстан;
4. в случае избрания или назначения на должность судьи.
Таким образом, основания для досрочного увольнения военнослужащих предусмотрены не в Социальном кодексе, а в Законе о воинской службе.
Вопрос от: Куаныш
Уволенные по отрицательным мотивам военнослужащие имеют ли работать в школе? Ответ: Здравствуйте, Куаныш!
Рассмотрев Ваше обращение, мы выделили следующие вопросы:
1. Что относится к отрицательным мотивам?
2. Кто не может работать педагогом?
1. Что относится к отрицательным мотивам?
Согласно п. 2 ст. 26 Закона Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих» от 16 февраля 2012 года, увольнение военнослужащего с воинской службы по отрицательным мотивам производится в случаях:
1) вступления в законную силу обвинительного приговора суда за совершение преступления;
2) освобождения от уголовной ответственности за совершение преступления на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан;
3) установления при исполнении обязанностей воинской службы факта употребления психоактивного вещества или состояния опьянения, подтвержденного результатами медицинского освидетельствования, проведенного в медицинской организации, а также отказа или уклонения от его прохождения;
4) установления факта немедицинского употребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов во внеслужебное время, подтвержденного результатами медицинского освидетельствования, проведенного в медицинской организации;
5) систематического (два и более раза) нарушения условий контракта о прохождении воинской службы;
6) непредставления или искажения сведений, указанных в пункте 2 статьи 38 настоящего Закона, независимо от даты совершения;
7) лишения воинского звания в установленном законодательством Республики Казахстан порядке;
8) отсутствия военнослужащего специального государственного органа или органа внутренних дел Республики Казахстан на службе без уважительной причины в течение трех и более часов подряд;
9) нарушения установленных требований по обеспечению режима секретности, повлекшего разглашение или утрату сведений, составляющих государственные секреты, их носителей;
10) определенных трудовым законодательством Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции»;
11) совершения проступка, дискредитирующего воинскую службу.
Таким образом, мы полагаем, что список оснований для увольнения по отрицательным мотивам является исчерпывающим и описаны выше.
2. Кто не может работать педагогом?
В соответствии с п. 3 ст. 11 Закона Республики Казахстан «О статусе педагога» от 27 декабря 2019 года, к профессиональной деятельности педагога не допускаются лица:
1. лишенные права осуществлять профессиональную деятельность педагога в соответствии со вступившим в законную силу приговором суда;
2. признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в порядке, установленном законами Республики Казахстан;
3. имеющие медицинские противопоказания, а также с психическими, поведенческими расстройствами (заболеваниями), в том числе связанными с употреблением психоактивных веществ, состоящие на учете в организациях, оказывающих медицинскую помощь в области психического здоровья;
4. не имеющие документов о техническом и профессиональном, послесреднем, высшем или послевузовском образовании;
5. на основании иных ограничений, предусмотренных Трудовым кодексом Республики Казахстан.
Следовательно, мы полагаем, что если Ваша причина увольнения с воинской службы по отрицательным мотивам соответствует с вышеуказанными ограничивающими факторами для работы педагогом, такими как медицинские противопоказания (употребление психоактивных веществ или лишение права осуществлять профессиональную деятельность педагога ввиду совершения преступления) мы полагаем, что Ваше трудоустройство будет невозможно. В случае, если причина увольнения не относится к пунктам статьи о ограничивающих факторах профессиональной деятельности педагога, и Вы имеете необходимое педагогическое образование, мы полагаем, что Вы вправе работать в школе.
Вопрос от: Ханум
Ребенку 4 года. Недавно провели операцию Декомпрессия ЗЧЯ. Диагноз Синдром Арнольда Киари 2 степени. После реабилитации направляют во ВТЭК для оформления пенсии. Назначат ли пенсию ребенку, если мать работает и платит ОПВ? Ответ: Здравствуйте, Ханум!
Из предоставленной Вами информации, мы выделили следующий вопрос:
Правомочен ли ВТЭК назначать пенсию ребенку инвалиду при наличии работы и ОПВ у его опекуна?
На данный момент отсутствуют законодательные нормы, запрещающие получение пособия ребенком инвалидом при наличии работающего родителя. Согласно п.3 ст.33 Закона РК «О правах ребенка Республики Казахстан» от 8 августа 2002 года N 345, родители, воспитывающие ребенка с инвалидностью и осуществляющие уход за ними, имеют право на получение государственной помощи.
Более того, в соответствии с Кодексом Республики Казахстан от 20 апреля 2023 года № 224-VII «Социальный кодекс Республики Казахстан», не предусмотрены ограничения на выплаты пособий по инвалидности, а также пособий на воспитание ребенка с инвалидностью.
Вопрос от: Арман
Здравствуйте! У меня такой вопрос, устроился я на работу 15 декабря 2022 года, вахта 14/14 Атырау. Положено ли мне отпуск за этот год? Ответ: Здравствуйте, Арман!
Проанализировав Ваш запрос, мы выделили следующие вопросы:
1. На каких условиях предоставляется отпуск?
2. Какие особенности отпускных правил применяются к работникам,
занятым по графику вахты 14/14?
1. На каких условиях предоставляется отпуск?
Согласно п.1 ст.92 Трудового Кодекса Республики Казахстан (далее - «Кодекс»), ежегодный трудовой оплачиваемый отпуск предоставляется работнику за первый и последующие годы работы по соглашению сторон в любое время рабочего года.
В соответствии с п.2 указанной статьи, рабочий год определяется как двенадцать календарных месяцев, исчисленных с первого дня трудовой деятельности работника.
2. Какие особенности отпускных правил применяются к работникам, занятым по графику вахты 14/14?
Согласно ст.87 Кодекса, ежегодный оплачиваемый трудовой отпуск предоставляется на определенное количество календарных дней с сохранением средней заработной платы.
В соответствии со ст.135 Кодекса, вахтовый метод является особой формой осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к постоянному месту жительства.
Следовательно, мы полагаем, что действующее трудовое законодательство не запрещает работникам, занятым вахтовым методом, использовать свой трудовой отпуск в период между вахтами.
Расчет отпускных в Республике Казахстан выглядит следующим образом:
В соответствии с п.1 ст.90 Кодекса, продолжительность оплачиваемых ежегодных трудовых отпусков исчисляется в календарных днях без учета праздничных дней, приходящихся на дни оплачиваемого ежегодного трудового отпуска, независимо от применяемых режимов работы и графиков сменности. В Вашем случае (9 месяцев), предшествующих отпуску, разделенные на количество фактически отработанных работником дней (при графике 14/14 фактически отработанных дней за период с 15 декабря 2022 года по 7 октября 2023 года составляет - 157 дней)
С учетом вышесказанного, мы полагаем, что если Вы приступили к работе 15 декабря 2022 года, Вам положен отпуск за этот год.
Вопрос от: Жасулан
Я военнослужащий по контракту и как могу уволиться с рядов армий и претендую ли на какие-либо выплаты. Ответ: Здравствуйте, Жасулан. Исходя из предоставленных Вами данных мы выделили следующие вопросы, на которые были даны ответы: 1. На каких основаниях Вы можете уволиться с воинской службы по контракту?
Пункт 1 статьи 26 Закона РК «О воинской службе и статусе военнослужащих» от 16 февраля 2012 года предусматривает общие для всех видов служб основания для увольнения:
•Достижение Вами предельного возраста состояния на воинской службе (зависит от Вашей воинской должности);
•Если Вы перейдете на гос. службу, за исключением правоохранительных органов;
•Если при сокращении штатов воинской части, Вас не смогут назначить на другую равнозначную должность и если Вы откажитесь от назначения на низшую воинскую должность;
• Если прекратиться Ваше гражданство Республики Казахстан;
•Если по результатам специальной проверки Вы будете признаны не годными к продолжению службы;
•Если по результатам аттестации Вы не будете соответствовать стандартам прохождения службы;
Пункт 3 статьи 26 того же Закона предусматривает закрытый перечень оснований для увольнения с контрактной службы:
•Систематическое нарушение условий прохождения воинской службы (лишает Вас многих социальных благ, предоставляемых службой);
•Если Вас избрали или назначили депутатом представительных органов РК (Маслихат, Мажилис, Сенат);
•Если Вас избрали или назначили на должность судьи;
•По семейным обстоятельствам. Этот вариант включает:
oНевозможность проживания члена Вашей семьи по мед показаниям в той местности, где проходит Ваша служба, и если отсутствует возможность перевести Вас на новое место;
oНеобходимость постоянного ухода за супругой или близким родственником, которые нуждаются в постоянном уходе по заключению мед организации либо если они являются инвалидами первой или второй группы. Это также применяется в случаях, когда уход за близкими родственниками пенсионного возраста либо несовершеннолетними детьми не могут оказать лица, которые обязаны это делать по закону;
oНеобходимость ухода за ребенком или детьми, не достигшими 18 лет, которых Вы воспитываете без матери.
2. Какие выплаты полагаются лицам, которые досрочно прекратили свою службу?
Для более подробного изучения данного вопроса следует изучить Приказ Министра обороны Республики Казахстан от 2 июня 2017 года № 255 «Об утверждении Правил выплаты денежного довольствия, пособий и прочих выплат военнослужащим Вооруженных Сил Республики Казахстан». Кратко, Вам полагаются следующие выплаты:
•Согласно пункту 75 Приказа, при увольнении с воинской службы по достижению предельного возраста на воинской службе, по состоянию здоровья или в связи с сокращением штатов, выходное пособие выплачивается в размере:
oимеющему выслугу от 10 до 15 календарных лет, - четырехмесячного денежного содержания;
oот 15 до 20 лет - пятимесячного денежного содержания;
oот 20 до 25 лет - шестимесячного денежного содержания;
oот 25 до 30 лет - семимесячного денежного содержания;
oсвыше 30 лет - восьмимесячного денежного содержания.
•Согласно пункту 89 Приказа, при увольнении с воинской службы денежное довольствие выплачивается до дня исключения из списков личного состава воинской части, но не более чем за один месяц со дня получения воинской частью приказа или письменного извещения об увольнении. С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Сактапбергенов Алиби
Вопрос от: Дана
Здравствуйте. у кого храниться Санитарная книжка работника-юриста организации дома престарелого, и в каких случаях кому предоставляется. Ответ: Здравствуйте, Дана. Согласно законодательству РК, работники, занятые в отдельных сферах, обязаны иметь медицинскую книжку (санкнижку) и регулярно проходить медосмотр. Настоящие Правила выдачи, учета и ведения личных медицинских книжек (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 9 статьи 86 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» и определяют единый порядок выдачи, учета и ведения личных медицинских книжек. Также, законодательство РК определяет 15 категорий работ, где работникам требуется обязательное наличие санитарной книжки. В список входят и работники санаториев, домов отдыха, пансионатов, интернатов и домов для инвалидов и престарелых.
Далее, санитарная книжка в Казахстане предоставляется работодателю по месту работы. И хранится санитарная книжка на рабочем месте. С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Асанова Акбота
Вопрос от: Нурик
Здравствуйте. Я военнослужащий ПС КНБ РК хочу уволиться по отрицательной мативам т.к по другому не получилось. Был на контракте. Через какое время я смогу устроиться работать в госохраны, и сможет ли вообще? Ответ: Здравствуйте, Нурик! Рассмотрев Ваше обращение, мы выделили следующий
вопрос:
Возможно ли вновь поступить на государственную службу после увольнения по отрицательным мотивам? Согласно п.9 ст.7 Закона Республики Казахстан «О специальных государственных органах Республики Казахстан» от 20.04.23 г. № 226-VII, на государственную службу, в том числе Комитет национальной безопасности, не может быть принят гражданин, уволенный по отрицательным мотивам с государственной службы, из иных специальных государственных органов, правоохранительных органов, судов и органов юстиции. Следовательно, мы полагаем, что если Вас уволили по отрицательным мотивам, то Вы не сможете снова поступить на государственную службу.
Вопрос от: Куаныш
Добрый вечер. Я хотел узнать можно ли обратно восстановиться на госслужбу если уволен так: Статья 26, пункт 1, пункт 13 Закона Республики Казахстан «О статусе военной службы и государственных служащих, уволенных по отрицательным мотивам (в связи с систематическим нарушением требований контракта). Ответ: Здравствуйте, Куаныш!
Рассмотрев Ваше обращение, мы полагаем, что Вас интересует следующий вопрос: Возможно ли восстановиться на государственную службу, если Вы были уволены по отрицательным мотивам? Согласно пп.14 п.3 ст.16Закон Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан» № 416-V от 23 ноября 2015 года, на государственную службу не может быть принят гражданин, который был уволен по отрицательным мотивам из правоохранительных органов, за исключением случаев увольнения гражданина на основании отсутствия на работе без уважительной причины в течение трех и более часов подряд, который вправе поступить на государственную службу по истечении 3 (трех) лет после такого увольнения. Следовательно, мы полагаем, что Вы не сможете восстановиться на государственную службу в связи с тем, что Вы были ранее уволены по отрицательным мотивам.
Вопрос от: Руслан Кабдельманов
Я работаю заместителем руководителя по учебно-воспитательной работе в колледже. Пришла справка, что несовершеннолетняя студентка беременна (17 лет). Должен ли я как заместитель по воспитательной работе нести какую-то ответственность за это? Руководитель колледжа ссылаясь что в общеколледжном плане стоит профилактика ранней беременности вынес мне дисциплинарное взыскание в виде выговора с которым я не согласен, так как я несу за нее ответственность только когда она находится в колледже, а в остальное время по закону за ее воспитание отвечает родитель. Родитель полностью берет на себя ответственность и признает что сам способствовал сожительству и отношениям. Пара подала на регистрацию брака.
Рассмотрев Ваше обращение, мы выделили следующие вопросы: 1.Должны ли Вы нести ответственность за раннюю беременность несовершеннолетней студентки? 2.Правомерно ли наложено дисциплинарное взыскание? 1. Должны ли Вы нести ответственность за раннюю беременность несовершеннолетней студентки? В соответствии со ст. 12 Закона «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности», органы образования в пределах своей компетенции: 1.осуществляют меры по развитию сети специальных организаций образования и организаций образования с особым режимом содержания, а также иных организаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка; 2.участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних; 3.выявляют и ведут учет несовершеннолетних, не посещающих по неуважительным причинам общеобразовательные учебные заведения, проводят с ними и их родителями или законными представителями меры индивидуальной профилактики; 4.разрабатывают и внедряют в практику работы организаций образования программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, привитие им основ нравственности и здорового образа жизни; 5.создают психолого-медико-педагогические комиссии, которые выявляют несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии или поведении, проводят их комплексное обследование и готовят рекомендации по определению форм их дальнейшего обучения и воспитания; 6.участвуют в выявлении несовершеннолетних с девиантным поведением, неблагополучных семей, постановке их на учет в органы внутренних дел и проведении с ними мер индивидуальной профилактики; 7.обеспечивают организацию в общеобразовательных учебных заведениях доступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и вовлекают в них несовершеннолетних; 8.оказывают помощь в получении среднего образования несовершеннолетним, состоящим на учете службы пробации, в соответствии с индивидуальной программой оказания социально- правовой помощи, разработанной службой пробации. В данном случае, никакого правонарушения со стороны несовершеннолетней студентки совершено не было, так как беременность наступила после наступления возраста сексуального согласия (16 лет). Следовательно, мы полагаем, что Вы не должны нести ответственность за случившееся, так как это выходит за пределы компетенции учреждения образования, а также за пределы Вашей компетенции как должностного лица. 2. Правомерно ли наложено дисциплинарное взыскание? Согласно п.1 ст.66 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015года № 414-V (далее «Трудовой Кодекс») дисциплинарное взыскание налагается в случае ненадлежащего исполнения должностных обязанностей либо неисполнения должностных обязанностей. В данной ситуации Вам следует внимательно изучить Ваши должностные обязанности, которые прописаны в трудовом договоре, а также должностной инструкции, и в случае отсутствия нарушений с Вашей стороны, Вам следует обратиться в департамент труда по территориальной принадлежности работодателя с жалобой на имя руководителя колледжа за защитой своих законных прав и интересов. Жалоба подается в письменной форме с указанием: 1.Ф.И.О.; 2.должности; 3.полного наименования работодателя, его местонахождения; описание самого факта нарушения условий трудового договора/законодательства. В случае если инспектор по труду не примет мер по устранению нарушений, или работодатель не исполнит указания инспектора, Вы вправе передать спор в согласительную комиссию. В соответствии со ст.159 Трудового Кодекса заявление, поступившее в согласительную комиссию, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день подачи. Заявление подается в той же форме, что и жалоба. Спор рассматривается в присутствии заявителя и (или) уполномоченного им представителя в пределах делегированных ему полномочий в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Допускается рассмотрение спора без участия заявителя при наличии его письменного согласия. Согласительная комиссия обязана рассмотреть спор в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации заявления и выдать сторонам спора копии решения в течение трех рабочих дней со дня его принятия. Решение должно быть мотивированным, излагаться в письменной форме и подписываться председателем и секретарем согласительной комиссии. Решение согласительной комиссии подлежит исполнению в установленный ею срок, который не может превышать один месяц со дня вынесения решения согласительной комиссии, за исключением спора о восстановлении на работе. Суммы, подлежащие выплате работодателем по решению согласительной комиссии, выплачиваются заявителю в срок не позднее установленного для выплаты заработной платы следующего месяца после вынесения решения согласительной комиссии.
В случае неисполнения решения согласительной комиссии в установленный ею срок, либо неурегулирования вопросов, работник или лицо, ранее состоявшее в трудовых отношениях, либо работодатель вправе обратиться в суд.
В соответствии со ст.131 Административного Процедурно-Процессуального Кодекса Республики Казахстан от 29 июня 2020 года № 350-VI, иск подается в суд в письменной форме либо в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи истца и (или) его представителя.
В иске должны быть указаны: 1) наименование суда, в который подается иск; 2) фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) истца, если истцом является физическое лицо, его место жительства, дата и место его рождения, наименование представителя и его адрес, если иск подается представителем; номера телефонов, адреса электронной почты истца, его представителя; наименование истца, если истцом является юридическое лицо или иная организация, место его нахождения, бизнес-идентификационный номер и банковские реквизиты; 3) наименование ответчика, место нахождения, банковские реквизиты (если они известны истцу) и бизнес-идентификационный номер (если он известен истцу). В иске должны быть указаны номера телефонов и электронный адрес ответчика, если они известны истцу; 4) содержание исковых требований (предмет иска) и изложение обстоятельств, которыми истец обосновывает свои требования (основания иска), суть нарушения или угрозы нарушения прав, свобод и законных интересов истца. В случае подачи иска к нескольким ответчикам - содержание исковых требований в отношении каждого из ответчиков; 5) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено законом; 6) перечень документов и других прилагаемых материалов (при наличии). В иске, как правило, также указываются: 1) обоснованное мнение истца о нарушении ответчиком его прав, свобод и законных интересов, об установлении препятствий к их осуществлению либо о незаконном наложении на него какой-либо обязанности; 2) в случае необходимости - письменное ходатайство об отсрочке, рассрочке, освобождении от уплаты государственной пошлины; о назначении судебной экспертизы; об истребовании доказательств; о вызове свидетелей; об обеспечении иска и другие ходатайства.
В подтверждение обстоятельств, которыми обосновываются исковые требования, истец представляет доказательства, а в случае невозможности указывает доказательства, которые не может самостоятельно представить, с указанием соответствующих причин.
Иск подписывается истцом или его представителем при наличии полномочия на его подписание. Если иск подается представителем, то в нем указываются имя представителя, его почтовый адрес, а также номера телефонов, адрес электронной почты, если таковые имеются.
Документы, прилагаемые к иску, представляются, как правило, в подлинниках. При невозможности представления документов в подлинниках они могут быть представлены в заверенных в установленном законом порядке копиях. Если копия документа не может быть заверена ввиду отсутствия подлинника, в иске должна быть изложена причина невозможности совершения таких действий.
К иску прилагаются: 1) копии иска и приложенных к нему документов по числу участников административного процесса; 2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины; 3) доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя; 4) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования; 5) документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, если этот порядок установлен законом; Таким образом, мы полагаем, что Вы не несете ответственности за беременность учащейся, а действия руководителя колледжа являются неправомерными. Вы можете обжаловать дисциплинарное взыскание, написав жалобу в департамент защиты труда. В случае ее неудовлетворения, либо игнорирования со стороны руководителя, мы рекомендуем Вам обратиться в согласительную комиссию. В случае несогласия с решением согласительной комиссии, Вы имеете право перевести данный спор в административный суд.
Вопрос от: Дарья
Добрый день. вопрос про РВП. мой молодой человек приехал из России в Казахстан, заключил трудовой договор с компанией (получается РВП было на год ). потом уволился. и на данный момент 2 месяца находится без работы. подскажите по закону какие последствия? так как он уже не работает в компании, как понимаю после того, как он уволился с работы, ему надо найти в течении определенного времени работу либо РВП пропадает, а он не работает 2 месяца? это штраф? депортация? как теперь исправить ситуацию? нужно выехать из страны и обнулить возможно (заплатив штраф?) вообщем прошу помощи.
Из предоставленной Вами информации, мы выделили следующие вопросы:
1.Каковы последствия, если иммигрант с РВП является безработным в течение 2 месяцев после увольнения? 2.Как исправить
ситуацию, чтобы остаться на территории Республики Казахстан? 1.Каковы последствия, если иммигрант с РВП является безработным в течение 2 месяцев после увольнения?
Во-первых, из предоставленной Вами информации о сроке разрешения на временное проживание (далее «РВП») (на 1 год) мы предполагаем, что это сезонный иностранный работник - иммигрант, привлекаемый на работу работодателем на срок не более одного года для выполнения сезонных работ, согласно пп.3 ст. 34 Закона Республики Казахстан от 22 июля 2011 года № 477-IV «О миграции населения» (далее «Закон РК»). Согласно пп.2 п.1 ст.43 Закона РК, иммигрант, прибывший с целью осуществления трудовой деятельности, обязаны покинуть Республику Казахстан по завершении срока разрешении (РВП), если не имеют законных основании для дальнейшего пребывания.
Также, согласно информации, предоставленной управлением миграционной службы Департамента г.Алматы, работодателю следует уведомить орган миграционной службы о завершении срока договора.
Следовательно, мы полагаем, что в Вашем случае лицо незаконно находится 2 месяца на территории Республики Казахстан, так как по окончанию трудового договора он обязан был выехать за ее пределы. Таким образом, он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии п.4 ст.517 Кодекса Республики Казахстан от 5 июля 2014 года №235-V «Об административных правонарушениях» (далее «Кодекс РК»), за уклонение от выезда в течение периода, превышающего 10 суток после истечения установленного законодательством срока с наложением штраф в размере 25 МРП (86 250 тг), либо административным выдворение за пределы РК.
В Управлении миграционной службы Департамента г.Алматытакже было отмечено, что административное выдворение осуществляется административным судом.
2.Как исправить ситуацию, чтобы остаться на территории Республики Казахстан? Мы полагаем, что Вам следует заключить новый трудовой договор для получения нового разрешения на временное пребывание. В соответствии с Главой 2 Правила выдачи, продления и отзыва разрешения трудовому иммигранту, утвержденными приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 15 апреля 2022 года № 123 (далее- «Правила»), государственная услуга «Выдача, продление и отзыв разрешения трудовому иммигранту» (далее – «государственная услуга») оказывается исполнительным органом, финансируемый из местного бюджета - государственное учреждение, уполномоченное акиматом областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент на выполнение функций по обеспечению содействия занятости населения (далее – местный исполнительный орган). Для получения государственной услуги физическое лицо - трудовой иммигрант (далее - услугополучатель) подает при личном обращении в некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан»(далее - Государственная корпорация) пакет документов: 1. заявление о выдаче разрешения трудовому иммигранту согласно Приложению 2 к Правилам; 2. квитанция об уплате предварительного платежа по индивидуальному подоходному налогу (после сканирования возвращается услугополучателю); 3. паспорт с отметкой о пересечении Государственной границы (после сканирования возвращается услугополучателю); 4. справка о медицинском освидетельствовании иностранца, подтверждающую отсутствие заболеваний, препятствующих трудовой деятельности по избранной специальности (медицинская справка формы 075/у); 5. справка о прохождении дактилоскопирования и фотографирования – по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам (при наличии сведений о получении трудового разрешения иммигрантом в течении предыдущего календарного года дактилоскопирование и фотографирование не производится); 6. медицинская страховка (после сканирования возвращается услугополучателю); 7. трудовой договор, составленный между работодателем и услугополучателем в соответствии с Трудовым Кодексом Республики Казахстан в случае оказания проактивной государственной услуги "Выдача разрешения на временное проживание иностранцам и лицам без гражданства, временно пребывающим в Республике Казахстан" (после сканирования возвращается услугополучателю).
Основаниями для отказа в оказании государственной услуги, установленные законодательством Республики Казахстан могут быть: 1) превышения размера распределенной квоты; 2) несоответствие предоставленных материалов, необходимых для оказания государственной услуги; 3) установление недостоверности документов, представленных услугополучателем для получения государственной услуги, и (или) данных (сведений), содержащихся в них; 4) несоответствие гражданства иностранца со списком стран, указанных в стандарте государственной услуги; 5) отрицательное решение территориальных органов; 6) несвоевременное предоставление ответа территориальными органами. В случае, если Вам понадобится квалифицированная юридическая помощь в подготовке документов, мы рекомендуем Вам обратиться в Юридическую Клинику Университета КИМЭП, e-mail: legal.clinic@kimep.kz ,телефон +7 (727) 237 47 57. |