+7 (727) 2222-101
 
Ответы на вопросы
Все
Вопрос от: Дильшод

Здравствуйте. Я гражданин республики Узбекистан. Нахожусь на территории Казахстана уже 6 месяцев, без каких-либо документов подтверждающих легальное нахождение на территории Казахстана. Я могу как-то узаконить свое пребывание на территории этой страны?


Ответ: Здравствуйте, Дильшод!

Изучив Ваше обращение, мы выделили несколько интересующих Вас вопросов:

 

1.Какой срок легального нахождения иностранца без регистрации в Республике Казахстан?

2.Каков процесс подачи документов для разрешения на временное проживание и уведомления о прибытии иностранца?

3.Какая ответственность за нарушение иностранцем законодательства Республики Казахстан в области миграции населения?

 

1.Какой срок легального нахождения иностранца без регистрации в Республике Казахстан?

Согласно ст. 6 Постановления Правительства Республики Казахстан от 21 января 2012 года № 148 «Правила въезда и пребывания иммигрантов в Республике Казахстан, а также их выезда из Республики Казахстан и Правил осуществления миграционного контроля, а также учета иностранцев и лиц без гражданства, незаконно пересекающих Государственную границу Республики Казахстан, незаконно пребывающих на территории Республики Казахстан, а также лиц, которым запрещен въезд на территорию Республики Казахстан», разрешенный срок пребывания иммигрантов в Республике Казахстан заканчивается для граждан государств, с которыми у Республики Казахстан имеются ратифицированные международные договоры, определяющие иные сроки пребывания, – по истечении сроков, указанных в этих договорах.

Согласно Протоколу о внесении изменений в Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан об условиях взаимных поездок граждан от 7 июля 2000 года, в случае пребывания гражданина государства одной Стороны на территории государства другой Стороны свыше 30 (тридцати) календарных дней, указанный гражданин обязан получить разрешение на временное проживание (временную прописку) в компетентных органах государства Стороны пребывания в соответствии с национальным законодательством государства Стороны пребывания.

 

2.Каков процесс подачи документов для разрешения на временное проживание и уведомления о прибытии иностранца?

 

Разрешение на временное проживание (далее – «РВП») – документ, который выдается иностранцам или лицам без гражданства, временно пребывающим в Республике Казахстан. Иностранные граждане могут находиться в Казахстане не более 30 дней, и чтобы продлить своё пребывание в нашей стране, они могут оформить РВП.

Процедуры, включающие в себя получение разрешения на временное проживание, оформление ИИН (при необходимости) и получение разрешения на трудовую деятельность у физического лица, проводятся в Центре обслуживания населения (далее – «ЦОН»).

Для того, чтобы получить услугу в ЦОНе, вам необходимо иметь:

1.Заявление-анкету о выдаче РВП.

2.Копия документа, удостоверяющего личность иностранца либо лица без гражданства, с которыми ратифицированы соглашения о безвизовом пребывании (оригинал предоставляется для сверки).

3.Копия медицинской страховки (оригинал предоставляется для сверки).

 

При оформлении РВП иностранцу необходимо обосновать цель своего пребывания в Казахстане. Это могут быть следующие причины:

1.Работа, лечение, учеба;

2.Воссоединение с семьёй;

3.Открытие бизнеса;

4.Миссионерская деятельность.

 

Мы не знаем причину вашего пребывания в Казахстане, но предполагаем, что это - работа. Таким образом, необходимыми документами для оформления РВП с целью осуществления трудовой деятельности, являются:

1.Заявление-анкета от работодателя

2.Оригинал паспорта

3.Трудовой договор

4.Уведомление о прибытии (подробнее в данном материале)

5.Ходатайство от компании

6.Дополнительные документы в зависимости от региона оформления РВП

Также в трудовой договор вписываются данные работника – ИИН и адрес проживания.

В зависимости от региона проживания, РВП можно оформить в миграционном ЦОН-е или отделах Миграционной Службы. В среднем процедура занимает 1-5 рабочих дней с момента регистрации документов.

Помимо оформления РВП, Вам необходимо отправить уведомление о прибытии иностранного гражданина, которое осуществляется 3 способами в течение 3 рабочих дней с момента его приезда в РК:

1.Онлайн через Визово-миграционный портал vmp.gov.kz;

2.В бумажном виде непосредственно в миграционную службу;

3.Электронно через информационную систему eQonaq.kz.

Необходимая информация/документы для подачи уведомления:

1.Четкая копия паспорта (Действительный загранпаспорт. Срок действия паспорта не должен истекать ранее, чем через 3 месяца после истечения срока действия регистрации);

2.Планируемый адрес проживания в РК;

3.Данные о пребывании (цель прибытия).

 

3.Какая ответственность за нарушение иностранцем законодательства Республики Казахстан в области миграции населения?

Согласно п.3, ст. 517 КОАП РК, нарушение иностранцем или лицом без гражданства законодательства Республики Казахстан в области миграции населения, выразившееся в не выезде из Республики Казахстан после истечения срока, установленного законодательством Республики Казахстан:

1.в течение трех суток, влечет предупреждение;

2.свыше трех до истечения пяти суток, влечет штраф в размере 10 (десяти) месячных расчетных показателей (далее - «МРП»), что составляет 34 500 (тридцать четыре тысячи пятьсот) тенге;

3.свыше пяти до истечения десяти суток, влечет штраф в размере 15 (пятнадцати) МРП, что составляет 51 750 (пятьдесят одна тысяча семьсот пятьдесят) тенге.

4.Нарушение иностранцем или лицом без гражданства законодательства Республики Казахстан в области миграции населения, выразившееся в уклонении от выезда в течение периода, превышающего десять суток после истечения установленного законодательством срока, – влечет штраф в размере 20 (двадцати пяти) МРП, что составляет 86 250 (восемьдесят шесть тысяч двести пятьдесят) тенге, либо административное выдворение за пределы Республики Казахстан.

 

При осуществлении трудовой деятельности без рабочего разрешения (когда применимо), несоответствие осуществляемой деятельности целям, указанным в визе влечет штраф в размере 25 (двадцати пяти) МРП, что составляет 86 250 (восемьдесят шесть тысяч двести пятьдесят) тенге, либо арест на 10 суток, либо выдворение из страны.

Таким образом, нарушение миграционного законодательства РК может повлечь за собой административные санкции в зависимости от срока нарушения установленного законодательством законного периода пребывания в РК. Более того, в случае превышения срока законного пребывания на территории РК более, чем на 10 (десять) суток, Вам может грозить выдворение за пределы РК. Важно отметить, что иностранцам или лицам без гражданства, ранее выдворенным из РК, запрещается въезд в РК в течение 5 (пяти) лет со дня исполнения решения суда о выдворении.
Вопрос от: Serik

Доброго времени суток! Вопрос по аренде частного дома! Требуется ли разрешение соседей на сдачу частного дома! Если да, то какая статья?


Ответ: Здравствуйте, Серик!

Рассмотрев Ваше обращение, мы выделили следующий вопрос:

Нужно ли разрешение соседей на сдачу частного дома?

В соответствии со ст.543 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409-I, сдавать имущество внаем может только его собственник. Наймодателями могут быть также лица, уполномоченные собственником сдавать имущество внаем.

Таким образом, если жилище не принадлежит Вам на праве собственности, то сдавать его в аренду Вы можете только при наличии доверенности от собственника. Поскольку сдача имущества внаем является способом распоряжения имуществом, такая доверенность должна быть нотариально заверена.

Исходя из вышеизложенного, если Вы хотите сдавать дом, принадлежащий Вам на праве собственности, то согласие соседей или дачного кооператива Вам не требуется.
Вопрос от: Жансая

Здравствуйте. У меня такой вопрос. Я живу с двумя детьми в юридическом здании которая приспособлена под арендное жилье, за электроэнергию в месяц платим 10-12 тысяч. Квитанций не дают счетчик в коридоре не понятный не карточный, печек и зас у нас нет аристона тоже. Законно ли что счетчик стоит в коридоре, а не в квартире.


Ответ: Здравствуйте, Жансая!

Исходя из Вашего обращения, мы выделили следующие вопросы:

1.Законно ли ставить счетчик в коридоре квартиры?

2.Что делать, если Вы не согласны с расчетами по электроэнергии?
1.Законно ли ставить счетчик в коридоре?

В соответствии с п.109Приказа Министра энергетики Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 230 «Об утверждении Правил устройства электроустановок», приборы учета должны размещаться в легкодоступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже нормированной в паспорте прибора учета от завода-изготовителя. Также допускается размещение приборов учета в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций. При этом, должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры не выше +200 С.

 

Следовательно, из вышеупомянутого пункта мы полагаем, что приборы учета могут находиться непосредственно в коридоре при условии, что проход к приборам учета является свободным для представителей энергопередающей организации.

2.Что делать, если Вы не согласны с расчетами по электроэнергии?

В соответствии с п.1 ст.488 Гражданский кодекса Республики Казахстан от 1 июля 1999 года № 409-I (Далее - «ГК РК»), оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, определяемое в соответствии с показателями приборов учета. В случае, если Вы полагаете, что расчет электроэнергии произведен некорректно, Вам следует обратиться к поставщику электроэнергии (к примеру: АлматыЭнергоСбыт, АстанаЭнергоСбыт и т.д.) по горячей линий для консультации по тарифу и по расчету электроэнергии.

В случае, если горячая линия поставщика электроэнергии не проконсультирует Вас по расчетам, мы полагаем, что, согласно п.4 ст.9 ГК РК, Вы можете потребовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательными актами или договором не предусмотрено иное. Под убытками подразумеваются расходы, которые произведены или должны быть произведены лицом, право которого нарушено.

Мы полагаем, что согласно п.6 ст.8 Кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-V «Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан» (далее - «ГПК РК»), Вам следует урегулировать спор в досудебном порядке, если это предусмотрено договором для разрешение возникших разногласий без вмешательства судебных органов. Следовательно, мы полагаем, что Вам следует написать претензию на имя поставщика электроэнергии в нижеследующем виде:

1.Форма документа – письменная.

 

Претензия должна быть составлена так, чтобы при ее игнорировании другой стороной, это игнорирование могло однозначно толковаться, как отказ в ее удовлетворении.

 

Например, «Неполучение Вашего ответа в течение 10 дней будем вынуждены расценивать как отказ в удовлетворении претензии».

 

Реквизиты:

– требования заявителя;

– сумма претензии и обоснованный ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;

– обстоятельства, на которых основываются требования;

– доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

– иное.

 

2. Направление претензии.

 

Документ должен быть отправлен с помощью средств связи, обеспечивающих подтверждение факта его направления адресату и факта его получения адресатом.

 

В случае, если поставщик электроэнергии не удовлетворит досудебную претензию, мы полагаем, что, согласно п.1 ст.9 ГК РК, Вы имеете право защитить гражданские права в судебном порядке для признания прав и пресечения действий, нарушающих право. Следовательно, Вы имеете право подать гражданский иск против поставщика электроэнергии.

 

Для подачи иска, в соответствии со ст.148 ГПК РК, Вам необходимо:

 

1.Подать иск в суд первой инстанции в письменной форме, либо в форме электронного документа.

Согласно п.2 ст.29 ГПК РК, иск к юридическому лицу предъявляется в суд по месту нахождения юридического лица согласно учредительным документам и (или) адресу, внесенному в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров.2.В заявлении Вы должны указать:

·наименование суда, в который подается иск;

·фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) истца, дата его рождения, место жительства, индивидуальный идентификационный номер, а если истцом является юридическое лицо, то его полное наименование, место нахождения, бизнес-идентификационный номер и банковские реквизиты; наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем. В заявлении должны быть указаны сведения об абонентском номере сотовой связи и электронном адресе истца и представителя, если они имеются;

·полное наименование, место нахождения, банковские реквизиты (если они известны истцу) и бизнес-идентификационный номер (если он известен истцу) юридического лица. В заявлении должны быть указаны сведения об абонентском номере сотовой связи и электронном адресе ответчика, если они известны истцу;

·суть нарушения или угрозы нарушения прав и свобод гражданина или законных интересов истца и требования истца;

·обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, а также содержание доказательств, подтверждающих эти обстоятельства;

·сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено законом или предусмотрено договором;

·сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались;

·цена иска, если иск подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;

·перечень прилагаемых к иску документов.

 

3. Иск подписывается истцом или его представителем при наличии полномочия на подписание иска. При подаче иска в форме электронного документа через портал электронного правительства «Egov», он удостоверяется электронной цифровой подписью истца (ЭЦП) или его представителя.

 

При подаче электронного иска необходимо:

1) авторизоваться на портале,

2) открыв вкладку правовая помощь, выбрать графу судопроизводство,

3) воспользоваться услугой искового заявления в суд,

4) заполнить необходимые поля,

5) прикрепить необходимые документы,

6) подписать иск своей ЭЦП.

 

В соответствии со ст.149 ГПК, к иску прилагаются:

1) копии иска и приложенных к нему документов по числу ответчиков и третьих лиц;

2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;

3) доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя;

4) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;

5) документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, если этот порядок установлен законом или предусмотрен договором;

5-1) документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия совершались;

6) ходатайство истца об истребовании доказательств, если доказательства находятся у ответчика или третьего лица;

 

Кроме того, к иску, подаваемому в форме электронного документа, прилагаются в электронной форме копии документов, указанных в ст.149 пп.2)-7) ч.1.

 

В случае признания иска, согласно п.1 ст.491 ГК РК, энергоснабжающая организация обязана возместить причиненный этим реальный ущерб в случае неисполнения обязательств по договору энергоснабжения.

Также, в случае, если Вам понадобится квалифицированная юридическая помощь в подготовке документов, мы рекомендуем Вам обратиться в Юридическую Клинику Университета КИМЭП, e-mail: legal.clinic@kimep.kz, телефон: +7 (727) 237 47 57.
Вопрос от: Жанара

Имеет ли право сосед установить свои столбы для проведения электричества, и может ли установить столбы параллельно моим столбам?

Ответ: Здравствуйте, Жанара!
Рассмотрев Ваше обращение, мы полагаем, что Вас интересуют следующий вопрос: 
Имеет ли сосед право на установку воздушных линий электропередач? 
В первую очередь важно уточнить, что строительство воздушных линий электропередач (далее - «ВЛ») проходит в строгом соответствии с регламентом, прописанным в правилах устройства электроустановок (далее - «ПУЭ») и в строительных нормах и правилах (далее - « СНиП»). 
Согласно приказу Министра энергетики Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 230 «Правила устройства электроустановок»,  вести строительство имеют право исключительно специализированные организации, у которых имеется соответствующее разрешение, при соблюдении всех требований. 
Согласно гл. 2 п.3 Приказа Министра энергетики Республики Казахстан «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» от 30 марта 2015 года № 246 (далее - «Приказ»), в зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации электроустановок у потребителей создается энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации электротехническим персоналом. Допускается проводить эксплуатацию электроустановок по договору со специализированной организацией, осуществляющей деятельность по эксплуатации электроустановок (далее – «Специализированная организация»).
Согласно гл. 3, п. 10 Приказа, до начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо:
1.получить технические условия от энергопередающей организации;
2.выполнить проектную документацию;
3.согласовать проектную документацию с энергопередающей организацией, выдавшей технические условия по проекту.
При этом следующие положения, касающиеся ВЛ, должны приниматься во внимание:
ст. 614 Приказа Министра энергетики Республики Казахстан «Об утверждении правил устройства электроустановок» от 20 марта 2015 года № 230 (далее - «Приказ»), ВЛ должны размещаться так, чтобы опоры не загораживали входов в здания и въездов во дворы и не затрудняли движения транспорта и пешеходов. В местах, где имеется опасность наезда транспорта (у въездов во дворы, вблизи съездов с дорог, при пересечении дорог), опоры должны быть защищены от наезда; 
ст. 615 Приказа, на опорах ВЛ на высоте 2,2–3 м от земли должны быть установлены (нанесены) порядковый номер и год установки опоры, плакаты, на которых указаны расстояния от опоры ВЛ до кабельной линии связи (на опорах, установленных на расстоянии менее 4 м до кабелей связи), а через 250 м по магистрали ВЛ – ширина охранной зоны и телефон владельца ВЛ; 
ст. 670 Приказа, расстояние по горизонтали от проводов ВЛ при наибольшем их отклонении до зданий, строений и сооружений должно быть не менее: 
1.1,5 метров – до балконов, террас и окон; 
2.1 метров - до глухих стен.                                                               
Таким образом, сосед имеет право установить столбы для проведения электричества, то есть воздушные линии электропередачи, при соблюдении всех перечисленных требований, если территория, на которой устанавливается ВЛ, является его собственностью, и ВЛ устанавливает специализированная организация, у которой имеются соответствующие разрешения.
Вопрос от: Молдир

Здравствуйте, Помогите пожалуйста решить мой вопрос. Куда обратиться не знаю. Мне сделели некачественный татуаж бровей, не такой какой я хотела. Мастер говорит, что устранит неполадки, когда приду на коррекцию. Получается я еще должна платить деньги. Я боюсь, что она мне вообще изуродует лицо. Как вернуть деньги за некачественную услугу бровей. Они не ровные и кривые.

Ответ: Здравствуйте, Молдир!

Исходя из предоставленной Вами информации, мы выделили следующие вопросы:

1.Является ли неправомерным предоставление мастером некачественных косметических услуг по татуажу бровей?

2.Куда Вам следует обратиться для защиты Ваших прав и законных интересов?

1.Является ли неправомерным предоставление мастером некачественных косметических услуг по татуажу бровей?

Исходя из предоставленных нам фактов, мы понимаем, что мастер оказала Вам косметическую услугу по татуажу бровей за определенную плату. Следовательно, данные правоотношения будут регулироваться договором возмездного оказания услуг. Согласноп.1 ст.683 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) № 409-I от 1 июля 1999 года (далее - «ГК РК»), по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

 

Ст. 687  ГК РК предусматривает, что к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде и бытовом подряде.

В соответствии с пп.3 п.1 ст.635  ГК РК, если работа выполнена с недостатками, то заказчик вправе потребовать возмещения своих расходов на устранение недостатков. Аналогичное положение содержит пп.4 п.1 ст.35  Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» № 274-IV от 4 мая 2010 года (далее - «Закон»). Таким образом, Вы имеете право требовать возмещения убытков с мастера, оказавшего услугу ненадлежащего качества. В Вашем случае убытки будут составлять сумму стоимости некачественно оказанных услуг, а также расходы на устранение недостатков данной услуги у другого мастера.

Также Вы имеете право требовать возмещение морального вреда, нанесенного Вам некачественно оказанной услугой. Согласно п.1 ст.951 ГК РК, моральный вред - это нарушение, умаление или лишение личных неимущественных благ и прав физических лиц, в том числе нравственные или физические страдания (унижение, раздражение, подавленность, гнев, стыд, отчаяние, физическая боль, ущербность, дискомфортное состояние и т.п.), испытываемые (претерпеваемые, переживаемые) потерпевшим в результате совершенного против него правонарушения.

Согласно ст.21 Закона, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем его прав и законных интересов, предусмотренных законодательством РК о защите прав потребителей, подлежит возмещению при наличии вины исполнителя в размере, определяемом судом, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан. Таким образом, помимо возврата уплаченной суммы за услугу и расходов на устранение недостатков, Вы имеете право потребовать моральную компенсацию за некачественно оказанную услугу. Вы вправе сами определить сумму моральной компенсации, однако судебная практика показывает, что чаще всего удовлетворяется компенсация, соразмерная понесенным убыткам.

2.Куда Вам следует обратиться для защиты Ваших прав и законных интересов?

Мы полагаем, что мастер нарушила Ваши права, оказав услугу ненадлежащего качества. Для разрешения спора Вам следует обратиться к мастеру с претензией для урегулирования спора в досудебном порядке. В Вашем письменном обращении необходимо указать ваши контактные данные, причину, по которой вы обращаетесь, и доказательство обстоятельств, на которые вы ссылаетесь. Важно отметить, что, согласно законодательству, электронная переписка относится к письменным доказательствам. Таким образом, Вы можете обратиться к мастеру с письменной претензией в мессенджерах (WhatsApp, Telegram, Instagram).

Если Вы не смогли разрешить спор напрямую с мастером, Вам следует подать обращение в Департамент по защите прав потребителей через Телеграмм-бот (kzpp_bot), портал электронного правительства, «горячую» телефонную линию +7 (7172) 75-06-42, 75-16-32, 74-98-32, 74-98-36, или написать письменное обращение в e-tutynushy.kz.

Однако в случае неразрешения спора в досудебном порядке, Вы вправе обратиться в районный суд по месту нахождения ответчика с иском о взыскании уплаченной суммы за некачественную услугу, о возмещении расходов на устранение недостатков услуги, а также о возмещении морального вреда.

Согласно ст.148 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан № 377-V от 31 октября 2015 года (далее - «‎ГПК РК»), в иске должны быть указаны:

1.наименование суда, в который подается иск;

2.фамилия, имя и отчество истца, дата его рождения, место жительства, индивидуальный идентификационный номер (ИИН), сведения об абонентском номере сотовой связи и электронном адресе истца и представителя (при наличии);

3.если ответчиком является юридическое лицо (организация), то Вы должны указать его полное наименование, место нахождения, банковские реквизиты, бизнес-идентификационный номер, сведения об абонентском номере сотовой связи и электронном адресе (если они Вам известны);

4.суть нарушения прав и свобод гражданина или законных интересов истца и требования истца. В данном пункте Вы должны подробно описать ситуацию о нарушении Ваших прав.

5.обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, а также содержание доказательств, подтверждающих эти обстоятельства. Вы можете приложить фотографию результата татуажа бровей, квитанцию об оплате услуги, квитанцию о расходе на устранение недостатков услуги, или иные доказательства.

6.сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено законом или предусмотрено договором. Вы можете предоставить Вашу досудебную претензию, направленную мастеру;

7.сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались;

8.цена иска, если иск подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм. В Вашем случае ценой иска будет считаться совокупность стоимости косметической услуги, стоимости устранения недостатков данной услуги, а также суммы морального вреда;

9.перечень прилагаемых к иску документов.

Согласно ст. 149  ГПК РК, к иску прилагаются:

1.копии иска и приложенных к нему документов по числу ответчиков и третьих лиц;

2.документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. Сумма государственной пошлины будет составлять 1% от цены иска, указанной выше.

3.доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя в случае, если Ваши интересы будет представлять третье лицо;

4.документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;

5.документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, если этот порядок установлен законом или предусмотрен договором. В рамках данного пункта Вы можете приложить копии письменных претензий, направленных в адрес мастера, и ответы на такие претензии (при наличии).

Таким образом, мы полагаем, что мастер нарушила Ваши права, оказав услугу ненадлежащего качества. Для разрешения спора Вам следует обратиться к мастеру с претензией для урегулирования спора в досудебном порядке. Также, Вы можете обратиться в Департамент по защите прав потребителей. Однако в случае неразрешения спора в досудебном порядке, Вы вправе обратиться в районный суд с иском о взыскании уплаченной суммы за некачественную услугу, о возмещении расходов на устранение недостатков услуги, а также о возмещении морального вреда.

Вопрос от: Гульнара

Здравствуйте! Жители нашей улицы получили постановление №107 от 3 апреля 2023 года Жылыойского районного Акимата о начале принудительного изъятия земельных участков с жилыми строениями в пользу государственных нужд. Кто-то из соседей получил 8 апреля, кто-то позже, а кто-то еще не получал. Статья о принудительном изъятии земельных участков со списком жителей и указанием адресов в местные СМИ была опубликована в районной местной газете "Кен Жылой" только 11 апреля 2023 года (нарушен принцип соблюдения гласности процедуры принудительного отчуждения). Никто из жителей не был в курсе, почему было принято решение со стороны Акимата о принудительном изъятии наших земельных участков. Пошли в районный Акимат для того, чтобы выяснить этот вопрос. Акима на месте не оказалось, и с нами встретились руководители отделов по земельным отношения и Архитектуры и строительства. Они сказали, что наши земельные участки подпадают под новый генплан города, который был утвержден в декабре 2022 года. До утверждения генерального плана города были проведены 7 общественных слушаний, на котором никто из жителей нашей улицы не принимал участие, никто не был в курсе. Мы со своей стороны запросили данные протокола, чтобы ознакомиться с ними. Данные представители власти сказали написать нам заявление на имя Акима Жылыойского района и запросить все протокола и только после получения нашего заявления они смогут предоставить эти протокола с Атырауского отдела Архитектуры и строительства. Написали заявление от имени жильцов на имя Акима Жылыойского района Атырауской области, что не согласны с данным постановлением и не даем свое согласие на принудительное изъятие наших участков. А также запросили предоставить копии следующих документов для дальнейших действий: 1. Копию проекта по нашему участку, по реконструкции территории парка, которое имеет рекреационное назначение; 2. Копию генерального плана нашего населенного пункта; 3. Копию планов детальной планировки объектов; 4. Копию протоколов, проведенных общественных слушаний в количестве 7 шт. Дать пояснение, кто являлся представителем со стороны жителей нашего участка, когда принимались решения по генеральному плану. Ответ от Акима поступил нашему представителю только 28 апреля и не были предоставлены запрашиваемые документы. В ответе только сделана ссылка на нормативы РК по принудительному изъятию земельных участков. 2 раза встречались с депутатом от нашего округа, представителем маслихата, ЖКХ и отдела по земельным отношениям по обсуждению правомочности изъятия земель. Согласно Генерального плана в парке (рекреационная зона) планируют построить гостиницу, автодром/конно-спортивный клуб и кинотеатр. Наши земельные участки отведены под парковку для автотранспорта. Постройка гостиницы относится к Общественной (общественно-деловой) зоне, но никак не к рекреационной зоне. Насколько правомочно было утверждение генплана с вышеуказанными объектами без участия и привлечения жителей на общественные слушания, которых должен затронуть вопрос принудительного изъятия с формулировкой под государственные нужды. Не проводилась разъяснительная работа с жителями, не были организованы встречи заинтересованных лиц с населением. Пожалуйста, помогите нам и проконсультируйте по этим вопросам с разъяснениями согласно законодательной базы.

Ответ: Здравствуйте, Гульнара!

Рассмотрев Ваше обращение, мы выделили следующие вопросы:1.Что является основанием для отказа принудительного отчуждения земельного участка?

2.Как защитить свои права исходя из данной ситуации?

1.Что является основанием для отказа принудительного отчуждения земельного участка?

В соответствии с п.6 ст.84 Земельного кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442-II, принудительное отчуждение земельного участка для государственных нужд производится при соблюдении гласности процедуры отчуждения.

Постановление Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа о начале принудительного отчуждения земельного участка подлежит опубликованию соответственно в республиканских или местных средствах массовой информации, включая интернет-ресурсы исполнительных органов, в течение трех рабочих дней с момента его принятия.

Только после получения уведомления о принудительном отчуждении земельного участка, государство имеет право преимущественной покупки. В соответствии с п.3 ст.61 Закона Республики Казахстан от 1 марта 2011 года № 413-IV «О государственном имуществе», с момента получения собственником или негосударственным землепользователем уведомления о принудительном отчуждении земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд государство имеет преимущественное право его покупки.

Таким образом, невыполнение вышеуказанного положения является основанием для отказа судом в принудительном отчуждении земельного участка для государственных нужд и отмены принятого Правительством Республики Казахстан или местным исполнительным органом постановления о начале принудительного отчуждения земельного участка для государственных нужд.

2.Как защитить свои права исходя из данной ситуации?

 

Согласно п.1 ст.91 Кодекс Республики Казахстан от 29 июня 2020 года № 350-VI «Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан» (далее - «АППК») участник административной процедуры вправе обжаловать административное действие (бездействие), связанное с принятием административного акта.

Рассмотрение жалобы в административном (досудебном) порядке производится вышестоящим административным органом, должностным лицом (далее - «орган, рассматривающий жалобу; орган местного самоуправления, государственное юридическое лицо»).

В соответствии с п.4 ст.91 АППК, жалоба подается в административный орган, должностному лицу, чьи административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются.

Административный орган, должностное лицо, чьи административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются, не позднее трех рабочих дней со дня поступления жалобы направляют ее и административное дело в орган, рассматривающий жалобу.

Также, обращение в суд допускается после обжалования в досудебном порядке. В случае, если законом предусмотрена возможность обращения в суд без необходимости обжалования в вышестоящем органе, административный орган, должностное лицо, административный акт, административное действие (бездействие) которых оспариваются, наряду с отзывом представляют в суд мотивированную позицию руководителя вышестоящего административного органа, должностного лица.

В случае отсутствия вышестоящего административного органа, должностного лица, административный акт, административное действие (бездействие) могут быть обжалованы в суде, о чем извещается участник административный процедуры административным органом, чей административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются, при принятии решения по административному делу.

Обращаем Ваше внимание, что, согласно ст.92 АППК, жалоба на административный акт, административное действие (бездействие) подается в административный орган, должностному лицу не позднее трех месяцев со дня, когда участнику административной процедуры стало известно о принятии административного акта или совершении административного действия (бездействия).

В случае пропуска срока по уважительной причине, срок по ходатайству участника административной процедуры может быть восстановлен органом, рассматривающим жалобу.

В соответствии со ст.93 АППК жалоба подается в письменной (бумажной и (или) электронной) форме. В жалобе указываются:

1.наименование органа, рассматривающего жалобу;

2.фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), индивидуальный идентификационный номер, почтовый адрес физического лица либо наименование, почтовый адрес, бизнес-идентификационный номер юридического лица;

3.адрес фактического проживания физического лица и места нахождения юридического лица;

4.наименование административного органа, должностного лица, чьи административный акт, административное действие (бездействие) оспариваются;

5.обстоятельства, на которые участник административной процедуры основывает свои требования и доказательства;

6.дата подачи жалобы;

7.подпись участника административной процедуры;

8.перечень прилагаемых к жалобе документов;

9.иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Исходя из вышеуказанного, мы полагаем, чтопостановление №107 от 3 апреля 2023 года Жылыойского районного Акимата о начале принудительного изъятия земельных участков с жилыми строениями в пользу государственных нужд может быть признано неправомерным. Также, мы полагаем, что Вы можете защитить свои права путем обжалования административного действия, написав жалобу в административный орган.

Вопрос от: Рустем

Имеют ли право несовершеннолетние дети находится в парке после 22:00?

Ответ: Здравствуйте, Рустем!

Исходя из Вашего обращения, мы выделили следующий вопрос:

Имеют ли право несовершеннолетние находится в парке после 22:00?

Согласно п.5 ст.36 Закона Республики Казахстан от 8 августа 2002 года № 345-II «О правах ребенка в Республике Казахстан», запрещается нахождение ребенка без сопровождения законных представителей вне жилища с 23 до 6 часов утра.

Согласно п.2 ст.442 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V (Далее - «Кодекс»), нахождение несовершеннолетних без сопровождения законных представителей вне жилища с 23 до 6 часов утра влечет предупреждение на законных представителей.

 

Согласно п.3 ст.442 Кодекса, действия, предусмотренные п.2 ст.422 статьи Кодекса, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания влекут штраф на законных представителей в размере семи месячных расчетных показателей.

Следовательно, мы полагаем, что несовершеннолетним разрешается посещать парки с 22 часов до 23 без сопровождения законных представителей, после 23 часов несовершеннолетним разрешается посещать парки толькос сопровождением законных представителей.

Вопрос от: Татьяна

Здравствуйте, вопрос: у меня был один судебный исполнитель за неуплату налога за автотранспорт, я все погасила в 19:00 часов 2.12.2022г затем я узнаю через 30 минут после полного погашения налога что у меня в 17:00 часов 02.12.2023г появляется новый судебный исполнитель и заводит дело заново на остаток налога, узнаю я все от первого судебного исполнителя связываюсь с новым сама в 20:00 объясняю что я все оплатила могу предоставить чеки, на что он говорит чтоб я оплатила его комиссию и накладывает арест на счета. Вопрос: новый судебный исполнитель меня ни очень не уведомил до сих пор, на контакт не идёт, диалог не ведет, но наложил арест на счета и заставляет оплатить за его якобы работу, оплата первому судебном исполнителю была произведена полностью, как и погашен полностью налог. Спасибо за ранее за ответ на мой вопрос.


Ответ: Здравствуйте, Татьяна. Исходя из предоставленных Вами данных мы выделили следующие вопросы, на которые были даны ответы:
Правомерны ли требования второго судебного исполнителя?
Нет, не правомерны. Если Вы действительно исполнили свои обязательства по выплате налоговой задолженности так, как того требует решение суда, то новое исполнительное производство не может быть возбуждено. Такое производство может быть начато на основании исполнительного документа (в данном случае – постановления налогового органа). Если судебный исполнитель возбудил действия на основании документа, требования которого были удовлетворены, то он нарушает статью 12 КОАП (запрещающей повторно привлекать к административной ответственности за одно и то же правонарушение).
Как следует поступить для защиты нарушенных прав?
Вы вправе лично или через своего представителя подать жалобу в территориальный орган юстиции по местонахождению частного судебного исполнителя. На это Вам даётся срок не позднее трёх месяцев с момента, когда Вам стало известно о действиях или бездействиях судебного исполнителя, которые нарушают Ваши права. Нарушением также считается непринятие мер судебным исполнителем по письменному обращению к стороне производства (в том числе непредоставление ответа на обращение). В этом случае необходимо подождать, чтобы прошло 5 рабочих дней с момента подачи обращения судебному исполнителю. Подробно распишите всю историю взаимодействий с судебным исполнителем и приложите копии соответствующих документов, например счетов и подтверждений из налоговых органов о выплате налоговых задолженностей. 
Более подробный порядок обжалования действий или бездействия судебных исполнителей в административном порядке Вы можете найти в Главе 13 Административного процедурно-процессуального кодекса РК.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Сактапбергенов Алиби
Вопрос от: Надежда

Добрый день. Соседи смежного участка проложили трубы холодной воды через мой участок (по середине участка). Суд по моему иску присудил им демонтировать трубы своими силами. Решение еще не вступило в силу, но они подали иск на меня на установление сервитута, чтоб не выкапывать свои трубы. При начинающемся строительстве на моем участке трубы, проложенные по центру участка, естественно будут мне мешать. Вопрос: Может ли меня суд принудить подписать сервитут в данной ситуации, при том, что там еще находятся участки соседей, но никто им не хочет разрешать прокладывать трубы. Как мне уйти от подписания сервитута. Буду ли я нести ответственность, если при строительстве я поврежу их трубы с холодной водой.


Ответ: Здравствуйте, Надежда. Исходя из предоставленных Вами данных мы выделили следующие вопросы, на которые были даны ответы:
1. Может ли суд принудить Вас к подписанию договора об установлении частного сервитута?
К сожалению, да. Если суд удовлетворит требования Ваших соседей, проложивших трубы (далее – другая сторона), то, согласно пункту 1 статьи 67 (право ограниченного пользования соседним участком) и подпункту 2 пункта 2 статьи 69 (право на прокладку труб в рамках установления сервитута) Земельного Кодекса РК, заключение подобного договора является обязательным. В случае Вашего отказа другая сторона будет вправе обратиться в суд с требованием понудить Вас заключить его, согласно пункту 4 статьи 399 (эта статья регулирует договоры, обязательные для заключения) Гражданского кодекса РК. 
Однако, если суд присудил другой стороне демонтировать трубы, то он подтверждает тот факт, что трубы были проложены в качестве самовольной застройки, что регулируется статьей 244 Гражданского кодекса. Согласно пункту 2 данной статьи, лицо, осуществившее самовольную застройку, не имеет над ней каких-либо прав собственности и обязуется снести их за свой счет. Таким образом, у суда почти нет оснований, позволяющих ему признать правомерным требование другой стороны о заключении договора установления сервитута.
2. Влияет ли на обязанность заключить договор наличие других собственников земельных участков, которые выступают против прокладки труб?
Да, влияет, в свете выше указанного ответа. Однако, с каждым из этих собственников другая сторона будет пытаться заключать отдельный договор, а потому нет оснований считать, что они все будут заключены или не заключены вовсе ввиду различных обстоятельств. 
3. Как избежать необходимости подписывать договор о заключении сервитута?
В свете ответа на первый вопрос, если судом будет принято решение о правомерности требований другой стороны, Вы будете обязаны его заключить. 
4. Будете ли Вы нести ответственность, если в результате Ваших действий трубы соседей будут повреждены? 
Да, будете. Пока идет рассмотрение иска другой стороны о признании права на заключение договора об установлении сервитута, по заявлению истца суд может запретить Вам проводить какие-либо действия, могущие повлечь повреждения труб, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 156 Гражданского процессуального кодекса РК. При нарушении принятых судом обеспечительных мер, включая повреждение труб, Вы будете нести административную ответственность по статье 669 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях. Вы также будете обязаны возместить истцу ущерб, причинённый трубам. 
Однако, если суд откажет истцу в удовлетворении его требований, то Вы не понесете никакой ответственности за повреждение труб, поскольку они являются самовольной постройкой, на которую не распространяется право собственности другой стороны.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Сактапбергенов Алиби
Вопрос от: Жасулан

Я военнослужащий по контракту и как могу уволиться с рядов армий и претендую ли на какие-либо выплаты.


Ответ: Здравствуйте, Жасулан. Исходя из предоставленных Вами данных мы выделили следующие вопросы, на которые были даны ответы:
1. На каких основаниях Вы можете уволиться с воинской службы по контракту?
Пункт 1 статьи 26 Закона РК «О воинской службе и статусе военнослужащих» от 16 февраля 2012 года предусматривает общие для всех видов служб основания для увольнения:
Достижение Вами предельного возраста состояния на воинской службе (зависит от Вашей воинской должности);
Если Вы перейдете на гос. службу, за исключением правоохранительных органов;
Если при сокращении штатов воинской части, Вас не смогут назначить на другую равнозначную должность и если Вы откажитесь от назначения на низшую воинскую должность;
Если прекратиться Ваше гражданство Республики Казахстан;
Если по результатам специальной проверки Вы будете признаны не годными к продолжению службы;
Если по результатам аттестации Вы не будете соответствовать стандартам прохождения службы;
Пункт 3 статьи 26 того же Закона предусматривает закрытый перечень оснований для увольнения с контрактной службы:
Систематическое нарушение условий прохождения воинской службы (лишает Вас многих социальных благ, предоставляемых службой);
Если Вас избрали или назначили депутатом представительных органов РК (Маслихат, Мажилис, Сенат);
Если Вас избрали или назначили на должность судьи;
По семейным обстоятельствам. Этот вариант включает:
oНевозможность проживания члена Вашей семьи по мед показаниям в той местности, где проходит Ваша служба, и если отсутствует возможность перевести Вас на новое место;
oНеобходимость постоянного ухода за супругой или близким родственником, которые нуждаются в постоянном уходе по заключению мед организации либо если они являются инвалидами первой или второй группы. Это также применяется в случаях, когда уход за близкими родственниками пенсионного возраста либо несовершеннолетними детьми не могут оказать лица, которые обязаны это делать по закону;
oНеобходимость ухода за ребенком или детьми, не достигшими 18 лет, которых Вы воспитываете без матери.
2. Какие выплаты полагаются лицам, которые досрочно прекратили свою службу?
Для более подробного изучения данного вопроса следует изучить Приказ Министра обороны Республики Казахстан от 2 июня 2017 года № 255 «Об утверждении Правил выплаты денежного довольствия, пособий и прочих выплат военнослужащим Вооруженных Сил Республики Казахстан». Кратко, Вам полагаются следующие выплаты:
Согласно пункту 75 Приказа, при увольнении с воинской службы по достижению предельного возраста на воинской службе, по состоянию здоровья или в связи с сокращением штатов, выходное пособие выплачивается в размере: 
oимеющему выслугу от 10 до 15 календарных лет, - четырехмесячного денежного содержания;
oот 15 до 20 лет - пятимесячного денежного содержания;
oот 20 до 25 лет - шестимесячного денежного содержания;
oот 25 до 30 лет - семимесячного денежного содержания;
oсвыше 30 лет - восьмимесячного денежного содержания.
Согласно пункту 89 Приказа, при увольнении с воинской службы денежное довольствие выплачивается до дня исключения из списков личного состава воинской части, но не более чем за один месяц со дня получения воинской частью приказа или письменного извещения об увольнении.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Сактапбергенов Алиби