+7 (727) 2222-101
 
Ответы на вопросы
Все
Вопрос от: Надежда

При перерасчете базовой пенсии с 01.07.18г мне не был учтен в стаж период работы с 1998г по 28.10.2001г. Предприятие, где я работала, не перечисляло пенсионные отчисления и считалось банкротом. Заработную плату наличными не выдавало, только бартером, т.е. сельхозпродукцией, углем. 15.05.2002г официально признано банкротом и ликвидировано (согласно архивной справке). Могут ли в суде восстановить мои права ? Если да...то как должен выглядеть образец заявления?

Ответ: Здравствуйте, Надежда!
Мы считаем, что Вы не можете восстановить свои права на пенсионные отчисления с 1998 г. по 28.10.2001 г. 
Базовая пенсия с 1 июля 2018 года зависит от размера стажа участия в пенсионной системе и от величины прожиточного минимума, который в Казахстане меняется каждый год.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона Республики Казахстан от 21 июня 2013 года № 105-V "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан”, в стаж участия в пенсионной системе при предоставлении государственной базовой пенсионной выплаты засчитывается период, за который осуществлялись обязательные пенсионные взносы, чего в Вашем случае юридическим лицом сделано не было. 
Исходя из вышеизложенного, мы полагаем, что Ваш трудовой стаж с 1998 года по 2001 год учитываться не будет, так как не было пенсионных отчислений от работодателя.

Вопрос от: Екатерина

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, в какие уполномоченные органы можно жаловаться, если происходят нарушения во время закупа по Постановлению 1729 (а именно: объявления выкладываются уже после того как выходит протокол вскрытия)?

Ответ: Здравствуйте, Екатерина!  
Мы предполагаем, что у Вас есть два способа обжаловать действия и решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта или единого оператора в сфере государственных закупок, посредством электронной или письменной подачи жалобы в Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан.
1. Подача жалобы посредством электронного портала.
Опираясь на подпункт 1 пункта 3 статьи 18 Закон Республики Казахстан "О государственных закупках” от 4 декабря 2015 года № 434-V (далее - Закон о гос. закупках), Вы можете направить жалобу в электронном виде через веб-портал государственных закупок - www.goszakup.gov.kz, таким способом Вы можете сэкономить время.
Также, согласно пункту 1 статьи 48 Закона о гос. закупках, жалоба на действия (бездействие), решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок в уполномоченный орган должна содержать:
1.наименование, место нахождения юридического лица, действия (бездействие), решения которого обжалуются;
2.наименование, место нахождения лица, подавшего жалобу;
3.сведения о государственных закупках, в рамках которых совершены нарушения законодательства Республики Казахстан о государственных закупках;
4.обжалованные действия (бездействие), решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок.
К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу.
2.Подача письменной жалобы в Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан.
 Согласно пункту 21 статьи 2 Закона о гос. закупках, уполномоченный орган в сфере государственных закупок (далее - уполномоченный орган) - государственный орган, осуществляющий руководство в сфере государственных закупок. Таковым является Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан (далее - Комитет). 
Таким образом, Вы можете обратиться в Комитет с жалобой на действия заказчика, организатора государственных закупок по следующему адресу:
Казахстан, 010000, Астана г.а., Сарыаркинская р.а., пр.Победы, д.11. Контакты: тел: (7172) 71-84-35, 71-81-03, факс: (7172) 71-83-04;
Также, хотим ознакомить Вас с мерами реагирования Комитета. Согласно пункту 2 статьи 5 Закона "О государственном аудите и финансовом контроле” от 12 ноября 2015 года № 392-V, мерами реагирования финансового контроля являются: 
1.вынесение обязательного для исполнения всеми государственными органами, организациями и должностными лицами предписания об устранении выявленных нарушений и о рассмотрении ответственности лиц, их допустивших;
2.возбуждение административного производства в пределах компетенции, предусмотренной законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;
3. в случаях выявления признаков уголовных или административных правонарушений в действиях должностных лиц объекта государственного аудита передача материалов с соответствующими аудиторскими доказательствами в правоохранительные органы или органы, уполномоченные возбуждать и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях;
4.предъявление иска в суд в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в том числе в целях обеспечения возмещения в бюджет, восстановления путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету выявленных сумм нарушений и исполнения предписания.
Таким образом, орган финансового контроля может принудить организатора выполнить требования по своевременному размещению информации или добиться отмены проведенных с нарушением закупок. В случаях выявления признаков уголовных или административных правонарушений, орган обязуется передать материалы в правоохранительные органы или органы, уполномоченные возбуждать и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях.
Также, исходя из данной Вами информации, мы предполагаем, что действия организаторов государственных закупок могут являться превышением власти и должностных полномочий и могут повлечь за собой как административную, так и уголовную ответственности. 
Поясняем, что превышение власти или должностных полномочий лицом может быть совершено только в связи с осуществлением им своих должностных обязанностей. Если совершенные лицом деяния не связаны с его служебными полномочиями или не выходят за рамки его компетенции, то данное лицо не может быть привлечено к уголовной и административной ответственности. Если нарушения будут выявлены органом финансового контроля, то орган имеет полномочия передать материалы в правоохранительные органы или уполномочен возбуждать и рассматривать дела об административных нарушениях. 
Опираясь на часть 1 статьи 362 Уголовного Кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V, превышение власти или должностных полномочий, то есть совершение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом действий, явно выходящих за пределы его прав и полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -наказывается штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо либо привлечением к общественным работам на срок до восьмисот часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Согласно части 1 статьи 207 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V, нарушение требований законодательства Республики Казахстан о государственных закупках к конкурсной документации (аукционной документации), либо в размещаемой информации при осуществлении государственных закупок способом запроса ценовых предложений путем установления любых не измеряемых количественно и (или) не администрируемых требований к потенциальным поставщикам, либо указания на характеристики, определяющие принадлежность приобретаемых товаров, работ, услуг отдельным потенциальным поставщикам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о государственных закупках, - влечет штраф на должностных лиц в размере пятидесяти месячных расчетных показателей (126 250 тг).
Вопрос от: Жанар

Добрый день! У меня вопрос по административному штрафу. Я уволилась с работы год назад. Буквально месяц назад была проверка, то есть ревизоры проверяли и нашли нарушения и в акте указали, что я должна оплатить административный штраф. С актом проверки меня не ознакомили, я слышала об этом от сотрудников организации, где я раньше работала. Могу ли я не платить штраф? Так, согласно согласно ст.62 Административного кодекса срок просрочен или я неправильно истолковала КоАП РК?

Ответ: Для начала мы рекомендуем Вам убедиться, что штраф действительно был Вам выписан. Следует помнить, если была проверка юридического лица, то административные штрафы выписываются на юридическое лицо или на должностных лиц компании. Вам следует прояснить этот момент.
В случае, если штраф имел место быть, то Вы правильно истолковали статью 62 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V. По истечении 2 месяцев Вас не могут привлечь за административное правонарушение, так как срок давности прошел.

Вопрос от: Клара

Добрый день. Вопрос о подземных паркингах. 1) Входят ли подземные паркинги в кондоминиум? Паркинги в собственности жильцов. 2) Собственник квартиры, который находится над воротами в паркинг, жалуется на шум ворот при открытий и закрытии. 3) В обязанности КСП входит ли обслуживание КСП?

Ответ: Уважаемая, Клара!
Согласно статье 2 Закона Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года № 94-I «О жилищных отношениях», (далее - Закон о жилищных отношениях) объектом кондоминиума является единый имущественный комплекс, состоящий из жилых и нежилых помещений, находящихся в индивидуальной (раздельной) собственности физических и юридических лиц, государства, и общего имущества, которое принадлежит им на праве общей долевой собственности. Согласно данной статье паркинг входит в объекты кондоминиума, так как паркинг является нежилым помещением и находится в частной собственности.
Далее, согласно статье 2 Закона о жилищных отношениях орган управления объектом кондоминиума это физическое или юридическое лицо, осуществляющее функции по управлению объектом кондоминиума. Также, согласно статье 42 Закона о жилищных отношениях, форма управления объектом кондоминиума определяется соглашением его участников. Такими формами могут быть:
1) непосредственное совместное управление всеми собственниками, если их количество не превышает двадцати;
2) кооператив собственников помещений (квартир);
3) управление объектом кондоминиума третьими (сторонними) лицами: выборными или наемными физическими лицами - управляющими жилыми домами (менеджерами) или юридическими лицами;
4) иные формы, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.
Мы предполагаем, что органом управления Вашего кондоминиума является КСК (кооператив). Согласно пункту 4 Правил содержания общего имущества объекта кондоминиума от 19 февраля 2015 года, утвержденных  приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан (далее - Правила содержания общего имущества объекта кондоминиума), орган управления кондоминиума открывает на каждый объект кондоминиума текущий счет, на который перечисляются взносы (платежи) собственников помещений (квартир) на содержание и текущий ремонт общего имущества данного объекта кондоминиума и сберегательный счет для накопления сумм на капитальный ремонт общего имущества данного объекта кондоминиума.  Согласно данной статье КСК должен осуществлять деятельность по содержанию Вашего кондоминиума. 
Далее, согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества объекта кондоминиума содержание общего имущества объекта кондоминиума осуществляется путем:
1) проведения текущего и капитального ремонта в соответствии со строительными нормами, экологическими требованиями и нормативами, мероприятиями по санитарно-техническому обслуживанию.
Понятие текущего ремонта зданий (сооружения, оборудования, коммуникаций, объектов жилищно-коммунального назначения) обозначается как ремонт, выполняемый для восстановления исправности или работоспособности здания (сооружения, оборудования, коммуникаций, объектов жилищно-коммунального назначения), частичного восстановления его ресурса с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры в объеме, установленном нормативной и технической документацией. Мы предлагаем Вам обратиться в КСК с жалобой на шум издаваемый при работе ворот паркинга. В случае Вашего обращения, КСК должен будет проверить ворота на работоспособность. В случае, если шум ворот происходит из-за неисправности ворот, КСК должен будет произвести текущий ремонт. 
В случае, если во время проверки будет выявлена необходимость замены ворот полностью или будут найдены альтернативные ворота паркинга, которые не шумят, понадобится капитальный ремонт. Согласно пункту 9 Правил содержания общего имущества объекта кондоминиума расходование денег, накопленных на сберегательном счете, осуществляется только по решению общего собрания, принятому большинством голосов от общего числа собственников помещений (квартир) данного объекта кондоминиума и закрепленному протоколом собрания. Исходя из данной статьи, при необходимости проведения капитального ремонта решение будет приниматься по результатам большинства голосов собрания. 
Вопрос от: Наталья

Здравствуйте. Как и куда можно обратиться с жалобой на поставщика, т.к. тендер он выиграл не честно. Допустим, я знаю, что такой товар (сапоги 47 размера), который был указан в лоте и который он в итоге выигрывает, не изготавливает завод. Получается, этот поставщик как подставной, чтобы забрать этот тендер себе. Как поступить в этом случае?

Ответ: Здравствуйте, Наталья!
В случае, если закупки проводила компания, доля государства в которой составляет более 50%, то согласно пункту 6 статьи 1 будет применяться Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках», (далее - Закон о государственных закупках). Процедура обжалования решения заказчика регулируется главой 9 Закона о государственных закупках.
Согласно статье 47 Закона о государственных закупках, обжалование действий, решений заказчика потенциальный поставщик вправе обжаловать действия, решения заказчика, если их действия, решения нарушают права и законные интересы потенциального поставщика. В случае, если Вы считаете, что Ваши права и законные интересы были нарушены, то вы можете обжаловать действия и решения заказчика.
Далее согласно статье 47 Закона о государственных закупках жалоба потенциального поставщика может быть подана на веб-портале государственных закупок - www.goszakup.gov.kz .  
Согласно статье 48 Закона о государственных закупках, на данный момент действует следующий порядок подачи жалобы на действия, решения заказчика:
"1.  Ваша жалоба должна содержать: 
1) наименование, место нахождения юридического лица, действия, решения которого обжалуются;
2) наименование, место нахождения лица, подавшего жалобу;
3) сведения о государственных закупках, в рамках которых совершены нарушения;
4) обжалованные действия, решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок.
К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу. Также необходимо отметить, что жалоба подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должна быть приложена доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя. Если жалоба не соответствует требованиям, установленным пунктом 1 статьи 48 Закона о государственных закупках, и не подписана либо подписана лицом, не имеющим полномочий на ее подписание, уполномоченный орган возвращает ее подавшему лицу без рассмотрения в течение 2 рабочих дней со дня поступления.
В случае, если проводила частная компания, в которой доля государства в которой меньше 50%, мы рекомендуем Вам обратиться в вышестоящий орган компании, а именно руководителю исполнительного органа или в Совет директоров в Акционерном обществе в частном порядке. 
Вопрос от: Георгий

Добрый день. Я работаю вахтовым методом 28/28. Могу ли я взять отпуск с последнего рабочего дня, т.е. я отрабатываю 27 дней и с 28 я ухожу в отпуск. По Трудовому Кодексу будут нарушения или нет?

Ответ: Согласно Трудовому кодексу Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V (далее - Кодекс) работники, работающие вахтовым методом, имеют право на оплачиваемые ежегодные трудовые отпуска на общих основаниях. Так согласно статье 92Кодекса оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск работнику за первый и последующие годы работы по соглашению сторон предоставляется в любое время рабочего года.

Согласно статье 93 Кодекса очередность предоставления оплачиваемых ежегодных трудовых отпусков работникам определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения работников, либо устанавливается вне графика отпусков по соглашению сторон. В случае изменения графика отпусков в связи с производственной необходимостью работодатель обязан уведомить работника об этом не менее, чем за две недели до начала трудового отпуска.

Следовательно, Вы имеете право взять отпуск в последний день вахты, предварительно согласовав это с работодателем, но следует учитывать, что работодатель имеет право отказать в предоставлении отпуска.

Вопрос от: Бахытгуль

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, вправе ли Работодатель принимать на 1 штатную единицу (ставку, должность) 2 сотрудников каждого по 0,5 ставки. Насколько это правомерно? Если можно со ссылкой на законодательство. Спасибо.

Ответ: Трудовой кодекс Республики Казахстан не предусматривает механизма приема на одну штатную единицу двух сотрудников. Если Вам штатное расписание утверждено вышестоящим органом, Вы обязаны следовать решениям этого вышестоящего органа, если решением было определено, что на одну штатную единицу может быть принят только один сотрудник, то вы не имеете право принимать двух сотрудников. В случае невыполнения акта вышестоящего органа этот орган имеет право применить меры дисциплинарного взыскания.
Вопрос от: Данияр

Сыну моего друга нужна срочная операция и жена с сыном улетела 28.12.18 без квоты и через 20 дней государство решило помочь, так как нужны были огромные деньги, так как операцию не делали сразу. Каждые 20 дней они должны были получить химиотерапию и теперь государство решило помочь с вылетами и мне нужна была справка о том, что она действительно улетала с сыном. Я нашел еле как справки и государство говорит, что у нас срок истек, нужно было справку предоставить в течение месяца. Как так, вы мне объясните?

Ответ: Здравствуйте, Данияр!
Мы предполагаем, что Вас просили предоставить выписку из истории болезни пациента.
Согласно подпункту 2 пункта 4 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстана "Об утверждении Правил направления граждан Республики Казахстан на лечение за рубеж за счет бюджетных средств”  от 30 июня 2015 года № 544, для решения направления граждан Республики Казахстан на лечение за рубеж за счет бюджетных средств, медицинская организация, которой Вы предоставляете документы, может запросить выписку из истории болезни пациента, представленную медицинской организацией за рубежом, содержащую результаты проведенных исследований и консультаций (далее - выписка) согласно клиническим протоколам диагностики и лечения сроком давности не более 30 (тридцать) рабочих дней. То есть, срок выписки составляет 30 рабочих дней с момента ее получения, не считая выходные и праздничные дни.  
Таким образом, в случае, если Вы предоставили выписку после 30 рабочих дней с момента ее получения, то данный Вам отказ правомерно.
Вопрос от: Раушан

Добрый день! C наступлением зимы кафе напротив моего дома повесило световую рекламную конструкцию, которая включается с наступлением темноты. Этот свет ужасно светит в две комнаты моей квартиры, а также в окна других жильцов. Мы опросили жильцов своего подъезда - все возмущены мешающим светом. Дело в том, что свет светит так, что в квартирах нашего дома становится светло, сквозь шторы свет проникает во все щели. Это мешает отдыхать после рабочего дня, нормально высыпаться - мелатонин и все такое. Прошу подсказать нормативный акт, который регламентирует световой шум. А также, подскажите, пожалуйста, алгоритм действий - как замерить, соответствует ли установка закону? Что делать, если не соответствует, а если соответствует, но при этом мешает…

Ответ: Здравствуйте, Раушан!
Мы предполагаем, что описанная Вами конструкция является объектом наружной рекламы, согласно подпункту 10 статьи 3 Закона Республики Казахстан от 19 декабря 2003 года № 508-II "О рекламе”.
Согласно пункту 4.9.41 Свода Правил Республики Казахстан СП РК 2.04-104-2012 "Естественное и искусственное освещение”, утвержденных  приказом Комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года № 156-НҚ, суммарная засветка окон жилых зданий и палат лечебных зданий световыми приборами архитектурного, рекламного и наружного освещения не должны быть выше величин, указанных в п.4.9.41 (таблица 40).
Со всей необходимой информацией Вы можете ознакомиться в таблице 40 на странице 58 пройдя по ссылке: СП РК 2.04-104-2012*
Для того, чтобы установить возможных нарушений, Вы можете подать заявление о проведении технической инспекции данной рекламной конструкции в акимат Вашего города. Данная рекомендация обусловлена тем, что в большинстве городов Республики Казахстан решением данного вопроса занимаются разные органы. Связавшись с приемной акимата Вашего города Вы будете проинформированы о последующих необходимых действиях.
Вопрос от: Ашим

Добрый день! У меня ИП с 2016 года находится в РНУ, т.е. ограничение согласно ст.6 Закон о госзакупе! Хотел узнать какие сроки и порядок снятия ограничения? Куда надо обращаться по истечении срока ограничения?

Ответ: Здравствуйте, Ашим!
Согласно п.6 ст.12 Закона «О государственных закупках», потенциальные поставщики, включенные в реестр недобросовестных участников государственных закупок по основаниям: потенциальные поставщики или поставщики, предоставившие недостоверную информацию по квалификационным требованиям и (или) документам, влияющим на конкурсное ценовое предложение, потенциальные поставщики, определенные победителями, уклонившихся от заключения договора о государственных закупках, не допускаются к участию в государственных закупках в течение двадцати четырех месяцев со дня принятия решения уполномоченным органом о признании их недобросовестными участниками государственных закупок.
В соответствии с пп.52 п.16 Постановления Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2008 года № 387 "О некоторых вопросах Министерства финансов Республики Казахстан" формирование и ведение реестров в сфере государственных закупок отнесено к компетенции уполномоченного органа (Министерство Финансов РК). В соответствии с п.29 Правил формирования и ведения реестров в сфере государственных закупок, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 694, запись в реестре, содержащая сведения о недобросовестном участнике государственных закупок, исключается из реестра автоматически по истечении срока, установленного Законом.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Хибатова Алиса