+7 (727) 2222-101
 
Ответы на вопросы
Все
Вопрос от: Кирилл

Здравствуйте! С нашим ТОО из одного источника заключен договор на выполнение СМ (строительно-монтажных – прим. ПРАВМЕДИА) работ, в связи с тем, что были допущены мы одни. По истечении 15 рабочих дней заказчик подал заявку на внесение в реестр недобросовестных и статус договора изменен на «не заключен». Минфин отказал во внесении в реестр НУ (недобросовестных участников – прим. ПРАВМЕДИА) в связи с тем, что из одного источника обеспечение не вносится. Но на текущий момент статус договора – «не заключен», в связи с чем непонятна ситуация: продолжать ли выполнение работ и возможно ли восстановить Договор? Чья здесь вина - заказчика или поставщика? Какие последствия могут быть, если не исполнять договор? Спасибо.

Ответ: Здравствуйте, Кирилл!

 

Из Вашего вопроса не совсем понятно, как происходила процедура подписания договора, то есть, был ли договор на самом деле заключен либо процедура его заключения оборвалась на каком-то этапе. Если договор был подписан обеими сторонами, соответственно, заключен, то мы предполагаем, что нынешний статус договора «не заключен» не следует расценивать как расторжение, а следует расценивать как действующий договор с вступившими в силу обязательствами сторон. Если договор не был подписан сторонами, то юридических последствий данные отношения не влекут.

 

В первую очередь, необходимо прояснить, что в соответствии с п.1 ст.386Гражданского Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года № 268-XIII (далее – ГК РК) договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Следовательно, обязательства, вытекающие из договора, становятся обязательными для исполнения сторонами только с момента заключения договора.

 

В Вашем случае рассмотрим два варианта: с действующим договором и с не заключенным договором.

 

В случае, если договор был подписан Вами и заказчиком, то, как было упомянуто ранее, в соответствии с п.1 ст.386 ГК РК с момента заключения договора у сторон возникли обязательства. Другими словами, у Вас есть обязательства перед заказчиком по дальнейшему исполнению условий договора, равно как и у заказчика есть обязательства по дальнейшей оплате Ваших услуг.

 

В случае, если договор не был подписан Вами и/или заказчиком или процедура его заключения была прервана, обязательств у сторон не возникло, следовательно, у Вас нет обязательств перед заказчиком по выполнению работ.

 

(1) Таким образом, отвечая на Ваш первый вопрос, продолжать ли выполнение работ, мы выяснили, что в том случае, если Вами и/или заказчиком договор не был подписан, то продолжать выполнять работы нет необходимости, в силу того, что у Вас не возникло обязательств перед заказчиком. В случае, если договор был подписан и Вами и заказчиком, то такой договор является обязательным для исполнения и Вам необходимо продолжать выполнение работ, обусловленных договором. Рекомендуем Вам написать письмо заказчику для прояснения ситуации с заключением договора. До прояснения ситуации советуем продолжать выполнение работ.

 

(2) Относительно Вашего второго вопроса о восстановлении договора, не понятно, что Вы имеете в виду под восстановлением. В случае, если договор был подписан и Вами и заказчиком, то данный договор является действующим и не требует никаких других процедур по созданию обязательств у сторон. Однако, если договор не был заключен, его можно только заключить, пройдя все этапы процедуры с начала. Иными словами, стороны только могут создать новые правоотношения посредством заключения договора. Согласно п.3 ст.43 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках» проект договора о государственных закупках должен быть удостоверен победителем государственных закупок посредством электронной цифровой подписи в течение трех рабочих дней со дня поступления на веб-портал государственных закупок уведомления с приложением проекта договора о государственных закупках. Если же процедура заключения договора была сорвана, с чем и связан нынешний статус договора «не заключен», то данный договор не подлежит дальнейшему заключению, так как упущены сроки для его заключения.

 

(3) Касательно Вашего третьего вопроса, чья вина заказчика или поставщика, нет однозначного ответа, так как мы не владеем полной информацией о последовательности событий, приведших к таким последствиям.

 

(4) Согласно п.1 ст.349 ГК РК неисполнение обязательства по договору является нарушением обязательства. Тем самым, если договор был подписан и Вами и заказчиком, то последствиями неисполнения обязательств, а именно прекращения исполнения работ, обусловленных договором, могут являться последствия, предусмотренные самим договором. Если договором такие последствия не предусмотрены, то наступают последствия, предусмотренные законодательством, а именно возмещение Вами убытков заказчика на основании п.4 ст.9 ГК РК, согласно которому лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, либо расторжение договора в одностороннем порядке заказчиком и возмещение Вами убытков заказчика на основании пп.1 п.2 ст.401 ГК РК. Другими словами, последствия неисполнения обязательств зависят от характера нарушения условий договора. В случае, если договор не был подписан Вами и/или заказчиком, следовательно, у Вас нет никаких обязательств перед заказчиком, неисполнение работ не является нарушением и не влечет никаких последствий для Вас.

 

Исходя из вышесказанного, советуем Вам разобраться в процедуре подписания данного договора, то есть выяснить был ли договор заключен или нет.

Вопрос от: Сауле

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, процедуру сдачи отчетности в военкомат организацией, штрафы, и сроки. Спасибо заранее!

Ответ: Здравствуйте, Сауле! 
По поводу процедуры сдачи отчетности и сроков, согласно п.70 Приказа Министра обороны Республики Казахстан от 24 января 2017 года №28 «Об утверждении Правил воинского учета военнообязанных и призывников» (далее – Правила) для осуществления воинского учета юридическими лицами приказом первого руководителя назначаются лица, ответственные за ведение воинского учета, на которых возлагаются:
ежегодное к 1 сентября представление в Местный Орган Военного Управления (далее – МОВУ) района (города областного значения) списков граждан 15-16-летнего возраста и к 1 декабря списков граждан, подлежащих приписки к призывным участкам;
ежемесячное представление к 25 числу в МОВУ района (города областного значения) списка военнообязанных и призывников, принятых на работу (учебу) или уволенных с работы (отчисленных из организации образования) юридическими лицами по форме, согласно приложению 29 к настоящим Правилам;
ежегодное к 15 февраля (по состоянию на 1 января) направление в МОВУ района (города областного значения) сведений о численности на работающих (учащихся) военнообязанных и призывников по форме, согласно приложению 30 к настоящим Правилам.

В соответствии со ст. 642 Кодекса Республики Казахстан об Административных Правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V непредставление или несвоевременное представление в МОВУ в установленный срок списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет либо приписке к призывным участкам, влечет штраф: 

(1) на должностных лиц организаций, учебных заведений, а также должностных лиц организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых домов, и домовладельцев - в размере десяти месячных расчетных показателей (далее – МРП);
(2) на первых руководителей организаций, учебных заведений - в размере пятнадцати МРП;
(3) на субъекты малого предпринимательства - в размере двадцати МРП;
(4) на субъекты среднего предпринимательства - в размере тридцати МРП;
(5) на субъекты крупного предпринимательства - в размере сорока МРП.
Вопрос от: Анна

Я живу в 5-этажном жилом доме на 2 этаже. Недавно под моей квартирой началось переоборудование квартиры в ресторан или кафе. Хотя никто не спрашивал ни моего согласия, ни согласия моих соседей. Мы все категорически против, потому что не хотим слушать музыку, пьяные крики, шум и гам по ночам. Но нам хозяева показывают разрешения их ГАСК, акимата на такое переоборудование. Говорят, что уже все согласовано. Как нам не допустить постройки ресторана, как бороться? ПОМОГИТЕ!!!

Ответ: Здравствуйте, Анна.
Данная сложившаяся ситуация является не простой. В зависимости от определённых обстоятельств, в данном деле могут иметь место несколько вариантов предполагаемых действий со стороны всех несогласных собственников (жильцов) квартир с переоборудованием квартиры на 1 этаже вашего жилого дома.
Данная юридическая консультация будет содержать разъяснение всех возможных вариантов действий при каждом определённом раскладе дела.
Прежде всего, необходимо указать подробно на основания проведения обязательного письменного опроса собственников квартир.
В соответствии с п.3 ст.4 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях»: «Переоборудование и перепланировка жилых и нежилых помещений в жилом доме возможны с согласия собственника помещения и при наличии проекта, выполненного физическим или юридическим лицом, несущим ответственность за соответствие проекта строительным нормам и правилам. Нежилые помещения должны быть изолированы от жилых помещений и не иметь общего входа (выхода). Соответствие проекта обязательным требованиям подтверждается в установленном законодательством Республики Казахстан порядке уполномоченным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства.
При изменении (переоборудовании, перепланировке) помещений (квартир) обязательное письменное согласие не менее двух третей от общего числа собственников помещений (квартир) жилого дома требуется в следующих случаях:
- изменения затрагивают несущие конструкции;
- изменения затрагивают общее имущество.
В случае, когда вышеперечисленные изменения затрагивают интересы только собственников других помещений (частей дома), смежных с изменяемыми помещениями (частями дома), требуется получение письменного согласия только указанных лиц.».
Исходным документом для изменения (проектирования и (или) перепланировки) помещения (помещений) является решение акимата о перепланировке (реконструкции, переоборудовании) помещений (отдельных частей) существующих зданий. При обращении в акимат за получением данного разрешения на переоборудование помещений, подаётся определённый перечень документов, среди которых должно быть и письменное согласие собственников других помещений:
Так в соответствии с абзацем 4 п.9 ст.2 приложения № 3 «Стандарт государственной услуги "Выдача решения на реконструкцию (перепланировку, переоборудование) помещений (отдельных частей) существующих зданий, не связанных с изменением несущих и ограждающих конструкций, инженерных систем и оборудования"» к Приказу и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 257. «Об утверждении стандартов государственных услуг "Выдача справки по определению адреса объектов недвижимости на территории Республики Казахстан", "Выдача архитектурно-планировочного задания" и "Выдача решения на реконструкцию (перепланировку, переоборудование) помещений (отдельных частей) существующих зданий, не связанных с изменением несущих и ограждающих конструкций, инженерных систем и оборудования"»: «Перечень документов необходимых для оказания государственной услуги при обращении услугополучателя:
1) к услугодателю:
-нотариально засвидетельствованное письменное согласие собственников других помещений (частей дома), смежных с изменяемыми помещениями (частями дома), в случае, если планируемые реконструкции (перепланировки, переоборудование) помещений (частей жилого дома) или перенос границ помещений затрагивают их интересы…».
Услугодателем в данном случае выступает акимат, так как, согласно п. 3 ст. 1 приложения № 3 к тому же приказу: «Государственная услуга оказывается местными исполнительными органами городов Астаны и Алматы, районов и городов областного значения (далее – услугодатель).».
Согласно пп.4 ст.1 Закона РК «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан»: «местный исполнительный орган (акимат) - коллегиальный исполнительный орган, возглавляемый акимом области, города республиканского значения и столицы, района (города областного значения), осуществляющий в пределах своей компетенции местное государственное управление и самоуправление на соответствующей территории».
Вывод 1-ый: для получения соответствующего разрешения для переоборудования в акимате действительно требуется письменное согласие других собственников жилых помещений (квартир).
Как правило, в выдаче данного разрешения акимат должен отказать, если изменения (переоборудование) касаются интересов соседей или владельцев смежных помещений, при этом они не согласны с планируемой перепланировкой, реконструкцией или переоборудованием.
1-ый вариант действий в случае, если переоборудование квартиры, на основании имеющегося разрешения ГАСК, акимата, было (будет) произведено без письменного согласия определённого количества собственников квартир.
Так как акиматом было выдано разрешение при отсутствии нотариально засвидетельствованного письменного согласия, что нарушило вышеуказанный установленный перечень предъявляемых документов, это является основанием для оспаривания решения акимата в суде, в порядке особого искового производства, согласно главе 29 ГПК РК.
Подробно о процедуре оспаривания решения акимата в судебном порядке: согласно ч.1 ст.292 ГПК РК: «Гражданин и юридическое лицо вправе оспорить решение, действия (бездействие) государственного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения, организации, должностного лица, государственного служащего в суде.». В соответствии с пп.1 ч.1 ст.293 ГПК РК: «К решениям, действиям (бездействию) государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц, государственных служащих, подлежащим судебному оспариванию, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
1) нарушены права и свободы гражданина и законные интересы юридического лица…».
В данном случае, по причине неправомерной дачи разрешения акиматом на переоборудование, в результате не проведения письменного опроса собственников (письменный опрос - выявление мнений более двух третей собственников помещений (квартир) в объекте кондоминиума для принятия решений, связанных с управлением, содержанием и эксплуатацией объекта кондоминиума, осуществляемое в письменной форме до проведения повторного собрания (пп. 3 ст. 2 Закона РК «О жилищных отношениях»), было нарушено предусмотренное п.1 ст.34 того же Закона - право управления общим имуществом всех собственников квартир.
В соответствии с п.1 и 2 ст.294 ГПК РК: «1. Гражданин и юридическое лицо вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда им стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.
2. Пропуск трехмесячного срока для обращения с заявлением в суд не является основанием для суда к отказу в принятии заявления.
Ходатайство о восстановлении указанного срока либо о применении этого срока рассматривается в предварительном судебном заседании или в судебном заседании. Если срок не восстановлен, суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявления.».
Как было указано выше, в самом начале, это является лишь 1-ым вариантом действий в вышеупомянутом случае (если акимат неправомерно выдал разрешение).
Кардинально иная ситуация и предпринимаемые действия будут и могут иметь место в том случае, если всё же письменный опрос был проведён, но в нём, вероятно, не участвовали все собственники квартир жилого дома.
Пункты со 2 по 9 ст.42-2 Закона РК «О жилищных отношениях» определяют порядок проведения письменного опроса: «2. Каждый собственник помещения (квартиры) имеет при проведении письменного опроса один голос. Если собственнику помещения (квартиры) принадлежит несколько помещений (квартир), то он имеет соответствующее количество голосов.
3. Для организации проведения письменного опроса назначаются ответственные лица из числа собственников помещений (квартир).
4. Каждый лист голосования должен содержать порядковый номер, вопросы, внесенные для обсуждения, адрес, фамилию, имя, отчество (при его наличии) собственника помещения (квартиры), место для подписи, подпись руководителя органа управления объектом кондоминиума.
5. Лист голосования по вопросам, вынесенным на проведение письменного опроса, доводится до каждого собственника помещения (квартиры).
6. Письменный опрос считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие не менее двух третей собственников помещений (квартир).
7. Итоги голосования подводятся на собрании собственников помещений (квартир). Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины собственников помещений (квартир).
8. В протоколе по итогам письменного опроса приводятся сводные данные по листам голосования. Листы голосования являются обязательным приложением к протоколу и хранятся совместно.
9. Решение, принятое путем письменного опроса, является обязательным для всех собственников помещений (квартир).».
Выделенные выше жирным шрифтом пункты 6, 7 и 9 указывают на то, что в Вашей ситуации могли участвовать не все собственники квартир, но решение могло быть правомерно принято большинством голосов (более половины) собственников.
В этом же случае, правомерно принятое решение большинства собственников было нотариально письменно зафиксировано и предоставлено в акимат для получения разрешения на переоборудование, проведению которого, в свою очередь, препятствовать будет недопустимо.
Однако, так как несогласных собственников беспокоит исключительно риск нарушения тишины со стороны кафе/ресторана или иного общественного заведения, имеется пара вариантов правомерных для Вас действий:
1) В случае нарушения тишины, Вы можете вызвать сотрудников правоохранительных органов. В результате подтверждения нарушения тишины последует привлечение к административной ответственности: «1. Нарушение тишины в ночное время (с 23 до 6 часов утра), в том числе проведение в жилых помещениях и вне их сопровождаемых шумом работ, не связанных с неотложной необходимостью, препятствующее нормальному отдыху и спокойствию физических лиц, –
влечет штраф на физических лиц в размере пяти, насубъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере десяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере пятнадцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
2. То же действие, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, –
влечет штраф на физических лиц в размере десяти, насубъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере девяноста месячных расчетных показателей.» (ст. 437 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях).
2) Наряду с этим, в случае нарушения нормальных условий проживания, в том числе и права на тишину, Вы (самостоятельно или коллективно с другими собственниками квартир) вправе обратиться в суд с иском о защите права собственности от нарушений, не соединённых с лишением владения (негаторный иск) на основании ст.264 Гражданского кодекса Республики Казахстан: «Собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.».
В этом случае, в исковом заявлении необходимо будет изложить конкретные неправомерные действия ответчика и обосновать их соответствующими доказательствами. В качестве неоспоримых доказательств Вами суду могут быть предоставлены ранее оформленные протоколы сотрудников полиции об административном правонарушении по вышеуказанной статье, за нарушение тишины.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Нурсеит Азиз
Вопрос от: Татьяна

Добрый день! Подскажите, пожалуйста. В 2007 году Иванов Т.Г. обратился в банк за получением кредита, но ему отказали. Приходит решение суда о взыскании долга по кредиту от 2015 года. Иванов Т.Г. говорит, что не брал кредит, узнает о существовании решения суда 11 октября 2017 года. Судебный исполнитель начал исполнять это решение. На суде Иванов Т.Г. не участвовал, никаких извещений не получал, все сроки обжалования им пропущены. Он обращался в банк. Ему сказали, что кредит ему не одобрили и отказали. Никаких извещений из банка не было, никакие суммы в счет погашения не платил, хотя в решении написано, что взнос по погашению кредита им произведен 11 января 2013 года. Какие наши действия? Объясните, пожалуйста!


Ответ: Здравствуйте, Татьяна!
Для начала Вам необходимо восстановить пропущенный срок апелляционного обжалования.
В соответствии с п.3 статьи 126 Гражданского процессуального кодекса РК, которая гласит, что суд обязан восстановить пропущенный срок в случае нарушения закона судом либо судебных актов, ограничивающих возможность участника процесса на защиту своих прав и законных интересов, а также при наличии иных обстоятельств, которые воспрепятствовали своевременно подать жалобу, принести прокурору ходатайство или протест.
Ненадлежащее извещение участвующих в деле лиц - является ограничением возможности на защиту своих и законных интересов.
В соответствии с п.4 ст.126 ГПК РК, Вам необходимо подать заявление о восстановлении пропущенного срока в суд, вынесший решение по Вашему делу, с указанием уважительной причины. Заявление должно быть подано не позднее одного месяца, со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов. В Вашем случае заявление должно быть подано не позднее 11 ноября 2017 года.
После восстановления срока, Вам надлежит подать апелляционную жалобу на решение суда от 2015 года. В апелляционной жалобе Вам необходимо указать, что:
1) Вы не были извещены о возбуждении дела в отношении Вас как должника по кредиту;
2) Вы не были извещены о судебном слушании дела;
3) Вы не являетесь заемщиком в указанном банке;
4) Указать о необходимости приостановления начатого исполнительного производства.
В качестве доказательства того, что Вы не являетесь заемщиком, Вам необходимо взять справку из банка о том, что в кредите Вам было отказано и кредитов в указанном банке Вы не имеете.
В соответствии с пп.2) п.4 ст.427 ГПК РК решение суда первой инстанции подлежит отмене в любом случае, если дело рассмотрено судом в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Проскурина Кристина
Вопрос от: Аида

Уважаемые юристы, помогите советом. Мне 28 лет, моему мужу – 29. Скоро ожидаем рождения ребенка, а живем на съемной квартире. Попадаем мы в категорию «Молодая семья» и можем ли претендовать на получение льготного жилья? Если да, то в каком законе это написано? Жду вашего ответа.


Ответ: Здравствуйте, Аида.
В Казахстане действует программа «Нурлыжер», которая предоставляет молодым семьям возможность аренды квартиры с последующим выкупом без первоначального взноса и по сниженным процентным ставкам, но к сожалению, Вы не попадаете под условия получения жилья, так как возраст супругов не должен превышать 29 лет. Также в Алматы стартовала новая жилищная программа «Алматы жастары», которая дает возможность молодым людям до 35 лет получить льготный заем для приобретения новой квартиры. Ее уникальность заключается в низкой процентной ставке - заем в размере до десяти миллионов тенге будет предоставляться под льготные 5 процентов годовых. Срок возврата кредита по программе будет рассчитываться индивидуально, исходя из платежеспособности заемщика и составит от 3 до 25 лет. Условия и необходимые документы, которые требуются, Вы можете посмотреть на сайте almaty-zhastary.kz. Заявление на участие в программе необходимо подать в течение десяти дней через специальный сайт - almaty-zhastary.kz. Для авторизации нужно иметь электронную цифровую подпись, получить которую можно в ближайшем ЦОНе.
Также можно взять ипотеку.  Ипотеку для молодых семей предлагают в Казахстане два банка: Сбербанк и БанкЦентрКредит. Программы отличаются более низкой ставкой вознаграждения, чем для других клиентов и сниженным первоначальным взносом. Ознакомьтесь  с их с условием более тщательно и выберите тот вариант, который Вам больше всего подходит.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Нурдин Мадина
Вопрос от: Алибек

Я хочу открыть заведение (как бы лаундж-бар и кафе), там будут еда и напитки. Вопрос в том, что я хочу поставить там кальяны (табачные). Можно ли ставить кальяны там, где есть общепит? И я хотел бы узнать, если нельзя, то можно ли вместо табака использовать безникотиновые камни? Там только сладкий вкусный пар вместо дыма. 


Ответ: Здравствуйте, Алибек.
Отвечая на Ваш первый вопрос, следует отметить следующее: в соответствии с пп. 3) п. 5 ст. 159 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения», потребление табачных изделий запрещается в пунктах общественного питания. 
Понятие табака и табачных изделий разъяснено в пп.100), 101) п.1 ст.1 вышеупомянутого Кодекса: табак - никотиносодержащее растение, используемое для производства табачных изделий, табачные изделия - продукты, полностью или частично изготовленные из табачного листа в качестве сырьевого материала, приготовленного таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья.
Отвечая на Ваш второй вопрос необходимо обратить внимание на то, что, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Министерства здравоохранения Республики Казахстан «О введении запрета на курение кальяна в общественных местах», по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы курительных трубок, кальянных жидкостей и их емкостей, исходной курительной смеси, исследованных на объектах общественного питания и других мест курения кальяна на территории республики, установлено наличие кишечной и синегнойной палочек, золотистого стафилококка, дрожжей, грибков в смывах, высокое содержание токсических элементов в курительных смесях, что подтверждает об их потенциальную опасность для здоровья человека.
Следовательно, не только никотин, но и само устройство кальяна признано потенциально опасным для здоровья человека.
Согласно пп. 1) п. 1 вышеназванного Постановления, курение кальяна запрещено в пунктах общественного питания.
Таким образом, как с использованием табака, так и с использованием безникотиновых камней, курение кальяна запрещено в местах общественного питания.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Ибрагимов Искандер
Вопрос от: Сандугаш Т.

Мы хотели арендовать земельный участок в долгосрочной перспективе в приграничной зоне. Есть ли принципиальное отличие долгосрочной аренды на землях РК от долгосрочной аренды в приграничной зоне? Просим Вас дать информацию или порядок действий при долгосрочной аренде в приграничной зоне. И подскажите, пожалуйста, какие инстанции владеют информацией по данному вопросу.


Ответ: Здравствуйте, Сандугаш!
Во-первых, согласно п.1 статьи 37 Земельного Кодекса Республики Казахстан (далее - Земельного Кодекса) право временного возмездного (краткосрочного и долгосрочного) землепользования (аренды) земельным участком может предоставляться гражданам, негосударственным юридическим лицам, а также международным организациям.
Во-вторых, в соответствии с п.5 ст.37 Земельного Кодекса право временного возмездного землепользования (аренды) предоставляется:
1) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства:
гражданам Республики Казахстан на срок от 10 до 49 лет;
оралманам на срок до 25 лет;
2) для ведения товарного сельскохозяйственного производства:
негосударственным юридическим лицам Республики Казахстан на срок до 49 лет.
В-третьих, отличие долгосрочной аренды на землях РК от долгосрочной аренды в приграничной зоне есть в субъекте временного землепользования, а также нужно получить разрешение у Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан. Согласно п.4 ст.23 Земельного Кодекса не допускается предоставление земельных участков, расположенных в пограничной зоне и пограничной полосе Республики Казахстан, в частную собственность иностранцам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам. 
В соответствии с п.6. ст.25 Земельного Кодекса земельные участки сельскохозяйственного назначения, непосредственно примыкающие (трехкилометровая зона) к охранной зоне Государственной границы Республики Казахстан, предоставляются только гражданам и юридическим лицам Республики Казахстан на праве временного землепользования до их делимитации и демаркации (определение, установление государственных границ), если иное не установлено законодательством Республики Казахстан о Государственной границе Республики Казахстан.
П.1 ст.24 Закона Республики Казахстан «О Государственной границе Республики Казахстан» гласит: «Въезд в пограничную полосу, временное пребывание, проживание или передвижение в ней лиц без разрешения Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан запрещаются». 
В-четвертых, статья 43 Земельного Кодекса определяет порядок предоставления права на земельный участок:
"1. Предоставление права на земельный участок из земель, находящихся в государственной собственности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 44, 44-1 и 45 (предоставление земельных участков для строительства объекта), а также земель, выставляемых на торги (конкурсы, аукционы) согласно статье 48 Земельного Кодекса, производится в следующем порядке:
1) принятие к рассмотрению заявления о предоставлении соответствующего права на земельный участок;
2) определение возможности использования испрашиваемого земельного участка по заявленному целевому назначению в соответствии с территориальным зонированием;
3) предварительный выбор земельного участка (при испрашивании земельного участка для строительства объектов, за исключением строительства объектов в черте населенного пункта);
4) подготовка заключения комиссией, создаваемой соответствующими местными исполнительными органами, о предоставлении земельного участка;
5) разработка и утверждение землеустроительного проекта;
6) принятие решения местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акимом города районного значения, поселка, села, сельского округа о предоставлении права на земельный участок;
7) заключение договора купли-продажи или временного (краткосрочного, долгосрочного) возмездного (безвозмездного) землепользования;
8) установление границ земельного участка на местности;
9) изготовление и выдача идентификационного документа на земельный участок, за исключением земельного участка, предназначенного для строительства объектов в черте населенного пункта".
Таким образом, Вы можете обратиться в Акимат, в Управление земельных отношений, а также получить разрешение у Пограничной службы Комитета Национальной Безопасности Республики Казахстан. 

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Алмаскызы Шолпан
Вопрос от: Мурат

Здравствуйте!
Мои права и удостоверение подделали! Что делать? Застраховались в АО СК «КоммескОмир». Меня не страхуют с оригинальными документами и копию мошенника не выдают. Полиция говорит, что нет основания для возбуждения  дела. Туда-сюда отправляют. Замкнутый круг.


Ответ: Здравствуйте, Мурат!
Вам необходимо обратиться в органы уголовного преследования с заявлением об уголовном правонарушении (подделка документов). Согласно ст.180 УПК РК, поводами к началу досудебного расследования служат достаточные данные, указывающие на признаки уголовного правонарушения, при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу, а именно:
1)заявление физического лица либо сообщение должностного лица государственного органа или лица, выполняющего управленческие функции в организации, об уголовном правонарушении либо безвестном исчезновении лица;
Согласно ст. 185 УПК РК, орган уголовного преследования обязан принять и зарегистрировать заявление, сообщение о любом готовящемся, совершенном либо совершаемом уголовном правонарушении. Заявителю выдается документ о регистрации принятого заявления или сообщения об уголовном правонарушении.
В случае, если имела место подделка документов, виновное лицо будет привлекаться по статье 385 УК РК: «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков, государственных знаков почтовой оплаты, государственных наград».

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Орынбек Аксултан
Вопрос от: ГККП "Ясли-сад № 111"

Правила формирования личных дел гражданских служащих. Просим перечислить, какие документы и в каком порядке должны находиться в личном деле. В соответствии с какими нормативными документами? 

Ответ: Здравствуйте!
В соответствии с Трудовым Кодексом РК и иными нормативными актами не предусмотрен порядок и правила формирования в личном деле каждого сотрудника. Поскольку ведение личных дел для лиц, не относящихся к государственным служащим, не предусмотрено законодательством Республики Казахстан, и поэтому формирование личного дела сотрудника предусматривается Инструкцией по кадровому делопроизводству, изданной и утвержденной работодателем. Согласно ч.ч. 1-3 ст.32 Трудового Кодекса РК:

1. Для заключения трудового договора необходимы следующие документы:
1) удостоверение личности или паспорт (свидетельство о рождении для лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста).
Оралманы представляют удостоверение оралмана, выданное местными исполнительными органами;
2) вид на жительство или удостоверение лица без гражданства (для иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан) либо удостоверение беженца;
3) документ об образовании, квалификации, наличии специальных знаний или профессиональной подготовки при заключении трудового договора на работу, требующую соответствующих знаний, умений и навыков;
4) документ, подтверждающий трудовую деятельность (для лиц, имеющих трудовой стаж);
5) документ о прохождении предварительного медицинского освидетельствования (для лиц, обязанных проходить такое освидетельствование в соответствии с настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан).
В последующем эти документы хранятся в деле.
2. Для заключения трудового договора в сфере образования, воспитания, организации отдыха и оздоровления, физической культуры и спорта, медицинского обеспечения, оказания социальных услуг, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лицо представляет справку о наличии либо отсутствии сведений о совершении уголовного правонарушения: убийство, умышленное причинение вреда здоровью, против здоровья населения и нравственности, половой неприкосновенности, экстремистские или террористические преступления, торговлю людьми.
3. При поступлении на гражданскую службу, на работу в государственные предприятия на праве хозяйственного ведения, национальные управляющие холдинги, национальные институты развития, национальные холдинги и национальные компании, а также их дочерние организации на должность, связанную с исполнением управленческих функций, лицо представляет справку о наличии либо отсутствии сведений о совершении коррупционного преступления.
Также в личном деле целесообразно хранить копии приказов по личному составу, издаваемые после заключения трудовых договоров, при их изменениях и прекращении (прием, перевод, увольнение).
С учетом вышеизложенного, можно прийти к  выводу, что в личном деле сотрудников организации должны находиться следующие документы:
1.личный листок по учету кадров;
2.копия удостоверения личности либо вида на жительство либо удостоверение оралмана;
3.документы об образовании, сертификаты;
4.трудовая книжка;
5.личные заявления работника;
6.трудовой договор;
7.справки о состоянии здоровья – при необходимости;
8.справка в книги регистрации граждан либо адресная справка;
9.справка о несудимости;
10.внутренняя опись документов дела.
В соответствии ч.7 ст.32 Трудового Кодекса РК:
В случае согласия работника на хранение подлинников документов у работодателя либо временного их оставления для выполнения установленных законодательством Республики Казахстан процедур работодатель выдает работнику письменное обязательство о возврате документов.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Богамова Фируза
Вопрос от: Данияр

Здравствуйте! Моё имя Данияр. Я бы очень хотел обратиться за помощью. Я с города Костанай. Я не могу добиться справедливого решения по медицинскому освидетельствованию. Департамент здравоохранения отписался, что врач действовал по своему усмотрению. Хотя есть инструкция 466, как должен врач проводить. А он, в свою очередь, провёл с нарушением. Я обратился в Министерство, а они отписали вниз, то есть в область. Те же, в свою очередь, дали опять такой же ответ. Я обращался в независимую экспертизу Костанайской области, к Председателю ассоциации независимых экспертиз. Она мне чётко и ясно сказала, что против своих не пойдёт, так как она им подчиняется. Я никак не могу добиться справедливости.


Ответ: Здравствуйте, Данияр!
Для начала хотелось бы отметить, что «инструкции 466» нет, есть Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 11 июня 2003 года №446 "Об утверждении Инструкции по проведению медицинского освидетельствования для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения", который утратил силу приказом Министра здравоохранения РК от 13.07.2017 № 504. В главе 2, Правил проведения медицинского освидетельствования для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения, определен порядок проведения медицинского освидетельствования, для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения. В случае, если медицинский работник провел освидетельствование с нарушением или несоблюдением правил проведения медицинского освидетельствования, для обжалования действия (бездействия) должностных лиц, вам необходимо обратиться в суд.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Идрисова Зухра