Категории вопросов
|
Ответы на вопросы
Все
Вопрос от: Гульшат
Здравствуйте. Есть АО, 100% акций которого принадлежат государству. В связи с действующей политикой о приватизации государственного имущества, АО должно уйти с молотка в ближайшем будущем. Чтобы не оказаться "за бортом", коллектив АО хочет сохранить все как есть и сами управлять своим АО. Как правильно это оформить? Возможно ли организовать ТОО из коллектива АО и передать в доверительное управление АО с последующей приватизацией? Ответ: Здравствуйте, Гульшат! Для того чтобы управлять АО самостоятельно, вам необходимо получить АО в доверительное управление, в соответствии с Правилами передачи государственного имущества в доверительное управление.
Касательно второго вопроса. В соответствии с требованиями, установленными пунктом 1 статьи 86 Закона «Об акционерных обществах», АО (за исключением некоммерческой организации, созданной в организационно-правовой форме акционерного общества) вправе преобразоваться в хозяйственное товарищество или в производственный кооператив, к которому переходят все права и обязанности преобразуемого общества в соответствии с передаточным актом. Согласно п1. ст.45 ГК РК реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) производится по решению собственника его имущества или уполномоченного собственником органа, учредителей (участников), а также по решению органа, уполномоченного учредительными документами юридического лица, либо по решению судебных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Согласно Правилам передачи государственного имущества в доверительное управление (Утверждены приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 16 января 2015 года № 17):
Решение о передаче объекта в доверительное управление с правом или без права последующего выкупа принимается учредителем, сведения о котором включаются учредителем в электронную базу данных по договорам доверительного управления в течение десяти рабочих дней с даты принятия решения. Передача объекта в доверительное управление с правом последующего выкупа осуществляется на тендерной основе.
Заявление оформляется в произвольной форме с указанием наименования объекта, его балансодержателя, а также обоснования потребности в объекте с предоставлением следующих документов:
1) для юридических лиц:
копия свидетельства с предъявлением оригинала для сверки или нотариально удостоверенная копия указанного документа либо справка о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица;
копии учредительных документов (учредительный договор и устав) с предъявлением оригинала для сверки либо нотариально удостоверенные копии указанных документов;
сведения об отсутствии (наличии) налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям (за исключением случаев, когда срок уплаты отсрочен в соответствии с главой 6 Кодекса Республики Казахстан о налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс), выданные не ранее месяца до даты подачи заявления;
2) для физических лиц – копии документа, удостоверяющего личность физического лица, с предъявлением оригинала для сверки либо нотариально удостоверенные копии указанных документов;
3) для индивидуального предпринимателя – копии свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, документа, удостоверяющего личность физического лица, с предъявлением оригинала для сверки либо нотариально удостоверенные копии указанных документов, сведения об отсутствии (наличии) налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям (за исключением случаев, когда срок уплаты отсрочен в соответствии с главой 6 Кодекса Республики Казахстан о налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс), выданные не ранее месяца до даты подачи заявления.
Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Идрисова З.
Вопрос от: Полина
Добрый день! Прошу помочь разобраться с таким вопросом: В отличие от Трудового кодекса 2007 года, Трудовым кодексом 2015 года установлен последовательный обязательный порядок досудебного урегулирования трудового спора. Таким образом, за разрешением трудового спора работник/работодатель сначала обязательно должен обратиться в согласительную комиссию, а при не урегулировании спора или при неисполнении решения согласительной комиссии - последовательно в суд. В этой связи, при обращении работника/работодателя в суд в виду неисполнения решения согласительной комиссии, какую силу будет иметь решение, принятое согласительной комиссией, при рассмотрении судом искового заявления? Ответ: Здравствуйте, Полина! Согласно п.1 ст.159 Трудового Кодекса РК, индивидуальные трудовые споры рассматриваются согласительными комиссиями, а по неурегулированным вопросам либо неисполнению решения согласительной комиссии – судами за исключением субъектов малого предпринимательства и руководителей исполнительного органа юридического лица.
Однако трудовой спор в суде будет рассматриваться заново и для суда решение согласительной комиссии не имеет преюдициального значения.
Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Идрисова З.
Вопрос от: Алия
Здравствуйте! Я являюсь инвалидом третьей группы, сравнительно недавно подала заявление на освобождение от обложения ИПН моей заработной платы на основании прилагаемых документов, в размерах, предусмотренных законодательством. Спустя месяц ко мне обращается коллега с вопросом, как я добилась того, что не плачу налоги и начала приводить примеры про своего брата-инвалида, хотя эту тему я ни с кем из своих коллег не обсуждала. Неприятная для меня тема, тем более что она обсуждается среди моих коллег. На основании чего я могу написать заявление о разглашении конфиденциальной информации и можно ли предупредить, и кто за это понесет наказание? Правильно ли будет это с моей стороны? Ответ: Здравствуйте, Алия! В соответствии с п.15 ст.1 Закона РК «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах по отношению к третьим странам»: «Конфиденциальная информация – информация ограниченного доступа, содержащая коммерческую и иную охраняемую законом тайну, за исключением государственных секретов».
Исходя из вышеизложенного понятия ясно, что информация признается «конфиденциальной» только если она коммерческого характера или является иной охраняемой законом тайной. Однако факт инвалидности не является как таковой разновидностью охраняемой законом тайны. Законом РК «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» не указывается, что факт инвалидности лица является охраняемой законом тайной. Следовательно, в данном случае, нет законного основания для заявления о разглашении конфиденциальной информации, как и не полагается наказание.
Если бы имело место распространение не соответствующих действительности сведений, умаляющих честь, достоинство, деловую репутацию, в таком случае, гражданское законодательство предусматривает защиту этих и других личных неимущественных прав (Глава 3, § 3. ст. 141, 143 ГК РК).
В соответствии с п.1 Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан «О применении в судебной практике законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации физических и юридических лиц»: «Порочащими являются такие не соответствующие действительности сведения, которые умаляют честь и достоинство гражданина в общественном мнении или мнении отдельных граждан с точки зрения соблюдения законов, моральных принципов общества (например, сведения о совершении нечестного поступка, недостойном поведении в трудовом коллективе, в семье; сведения, опорочивающие производственно-хозяйственную деятельность, репутацию и т.п.).
- Честь - это общественная оценка лица, мера его духовных и социальных качеств.
- Достоинство - внутренняя самооценка лицом собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего общественного значения.
- Деловая репутация - устойчивая положительная оценка деловых (производственных, профессиональных) достоинств лица общественным мнением».
Если сведения признаны судом соответствующими действительности, а также, если распространенные сведения не являются порочащими, требования об их опровержении удовлетворению не подлежат (п. 11 того же постановления).
Сообщение информации об инвалидности и её обсуждение между 3-ми лицами не является правонарушением, если, во-первых, она соответствует действительности, во-вторых, если сообщение о ней в приемлемой нормам морали форме, не причиняет вреда чести, достоинству и деловой репутации лица.
Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Нурсеит А.
Вопрос от: Светлана
Здравствуйте! Мы воспитываем девочку, у которой умерла мама, местонахождение отца неизвестно. С 2002г. мой муж официально являлся опекуном. В феврале 2016г. ей исполнилось 18 лет, продолжает получать пособие по утере кормильца по месту жительства. С сентября 2016г. она является студенткой Новосибирского Государственного Аграрного университета. В Российской Федерации предусматривается социальная поддержка лиц до 23 лет, имеющих статус сироты и лиц оставшихся без попечения родителей на весь период! обучения. Все необходимые документы мы предоставили: свидетельство о смерти мамы, о неизвестном местонахождении отца, постановление о назначении опеки, свидетельство о рождении и др. Но университет запрашивает справку о подтверждении наличия у нашей девочки статуса приравнивания к лицам, оставшимся без попечения родителей. У нас в г. Усть-Каменогорске в органах опеки, куда и относился ребенок такую справку дают на момент достижения ребенком 18 лет, т.е. февраль 2016г., согласно этой справке ребенок на данный момент уже не относится к категории граждан, оставшихся без попечения родителей. В акимате г. Усть-Каменогорска тоже отказались подтвердить данный статус, ссылаясь на то, что такой справки нет в стандарте. Получается, что бюрократические проволочки лишают социальной поддержки ребенка, который будет обучаться до 23 лет еще 5 лет. Скажите, какая статья закона подтверждает поддержку лиц, относящихся к категории граждан, оставшихся без попечения родителей в Казахстане, а также какая организация у нас ответственна, чтобы выдать справку человеку, который относится к данной категории. В данный момент мы загнаны в угол и не знаем, в какую организацию нам обратиться. С уважением, Плохова Светлана. Ответ: Здравствуйте, Светлана! В Республике Казахстан поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется Законом РК «О правах ребенка в Республике Казахстан».
Законодательство Республики Казахстан не предусматривает поддержку лиц от 18 до 23 лет, имеющих статус сироты и лиц, оставшихся без попечения родителей. Поддержка оказывается исключительно ребенку, а в соответствии с п.2 ст.1 Закона РК «О правах ребенка в Республике Казахстан»: «ребенок – лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста (совершеннолетия)».
Относительно вопроса о поддержке граждан старше 18 лет, обучающихся в системах образования (общего среднего, технического и профессионального, послесреднего и высшего образования), законодательство предусматривает лишь получение пособия по потере кормильца, при этом до 23 летнего возраста получателя пособия.
В соответствии с ч.3 ст.13 Закона Республики Казахстан «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан»: «Обучающиеся граждане старше восемнадцати лет имеют право на пособие по случаю потери кормильца до окончания учебного заведения очной формы в системе общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, в системе высшего образования в пределах, не превышающих двадцатитрехлетнего возраста».
Поскольку девочка также получает пособие по потере кормильца и для того, чтобы пособие выплачивалось до 23 лет (до конца периода её обучения), университет в свою очередь обязан выдать девочке справку, подтверждающую то, что она действительно является обучающейся очной формы обучения в этом университете. Данная справка университетом должна свободно и безоговорочно выдаваться каждому своему студенту.
Справка должна соответствовать форме, утвержденной приказом №223 Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 14 апреля 2015 года. Образец данной справки является Приложением №4 к Правилам предоставления государственной базовой пенсионной выплаты за счет бюджетных средств, а также назначения и осуществления пенсионных выплат по возрасту, государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту, государственных специальных пособий (в этом же приказе).
Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Нурсеит А.
Вопрос от: Найля
Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V (далее – ТК РК) предусматривает выплату пособия на оздоровление (лечебное пособие) только гражданским служащим, т.е. лицам, занимающим оплачиваемую штатную должность в казенных предприятиях, государственных учреждениях и осуществляющим должностные полномочия в целях реализации их задач и функций (пп.2 п.1 ст.1 ТК РК). Реестры должностей, которые подпадают под определение гражданской службы, разрабатываются и издаются приказами руководителей соответствующих государственных органов, в ведении которых находится то или иное предприятие, учреждение. Тем не менее, если Вы не являетесь гражданским служащим, Вам также может предоставляться лечебное пособие в соответствии с внутренними правилами организации или по заключенному с Вами трудовому договору. В этом случае Вам необходимо ознакомиться с порядком и условиями выплаты лечебного пособия в вышеупомянутых документах.
Если Вы все же являетесь гражданским служащим, то согласно п.10 ст.139 ТК РК, пособие на оздоровление (лечебное пособие) выплачивается гражданским служащим один раз в календарном году при предоставлении основного оплачиваемого ежегодного трудового отпуска в размере должностного оклада. То есть выплата данного пособия предусмотрена при выходе в трудовой отпуск.
Следовательно, Вам должны выплатить пособие на оздоровление в полном объеме за 2016 год в случае предоставления основного оплачиваемого ежегодного трудового отпуска в этом году за фактически проработанное время, т.к. согласно статье 139 Кодекса пособие выплачивается в полном объеме с первой частью отпуска независимо от того, предоставляется отпуск полностью или частями.
Важно еще раз отметить, что данное пособие выплачивается один раз в календарном году при выходе в трудовой отпуск (при увольнении выплата не производится).
Вопрос от: Нурлыхан
Как сделать консервацию объектов строительства РК? Если Вы являетесь Заказчиком, то для осуществления консервации строительства незавершенных объектов, согласно п. 15 Правил организации деятельности и осуществления функций заказчика (застройщика), утвержденных Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 марта 2015 года № 229, до начала работ по консервации, Вы обязаны направить уведомление с приложением необходимых документов в орган, осуществляющий государственный архитектурно-строительный контроль и надзор. Форму уведомления: http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1500010194#z24. Порядок подачи уведомления регулируется статьей 46 Закона «О разрешениях и уведомлениях» от 16 мая 2014 года № 202-V (далее – Закон). В качестве дополнительной информации считаем нужным сообщить следующее. Согласно п.5 ст.46 Закона, органам запрещается истребование от заявителей документов и иной информации, которые в соответствии с законодательством Республики Казахстан могут быть получены из государственных электронных информационных ресурсов.
Согласно п.6 ст.46 Закона, при введении уведомительного порядка в отношении конкретного вида деятельности или действия взамен разрешительного порядка физические и юридические лица, имевшие на момент введения уведомительного порядка действительное разрешение на данный вид деятельности или действия, считаются направившими уведомление и автоматически включаются в государственный электронный реестр разрешений и уведомлений. Согласно п. 3 Правил, в сферу разрешенной деятельности заказчика входит консервация строительства незавершенных объектов.
Вам также может быть полезно знать, что согласно п.7 ст.46 Закона, в случае изменения регистрационных данных, информация о которых является обязательной для заполнения в уведомлении, заявитель обязан в течение десяти рабочих дней со дня изменения направить уведомление об указанных изменениях.
Вопрос от: Александр
Добрый день! Поясните, пожалуйста, порядок обжалования Апелляционной жалобы в Верховном Суде. Кассационную жалобу подавать непосредственно в Верховный Суд? Или изначально в Генеральную прокуратуру РК для вынесения протеста? Поскольку в своём вопросе Вы не уточнили, о каком процессе идет речь, мы рассмотрим два вида процесса: гражданский и уголовный. Если речь идет о гражданском процессе, то согласно ст.434 Кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-V «Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан» (далее – ГПК РК), Вы можете подать ходатайство об оспаривании судебного акта апелляционной инстанции (кассационную жалобу) непосредственно в Верховный Суд РК, если только Ваше дело:
1)не рассматривалось в порядке упрощенного производства, предусмотренного главами 12 (приказное производство) и 13 (упрощенное (письменное) производство) ГПК РК;
2)не окончено мировым соглашением, соглашением об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации или соглашением об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры;
3)не связано с имущественными интересами физических лиц при сумме иска менее двух тысяч месячных расчетных показателей и юридических лиц при сумме иска менее тридцати тысяч месячных расчетных показателей;
4)не окончено в связи с отказом от иска;
5)не об урегулировании неплатежеспособности и не по спору, возникающему в рамках реабилитационной процедуры и процедуры банкротства (сюда входят дела о признании сделок, заключенных должником, недействительными, о возврате имущества должника, о взыскании дебиторской задолженности по искам банкротного или реабилитационного управляющего).
В первых четырех случаях вступивший в законную силу судебный акт апелляционной инстанции может быть пересмотрен Верховным Судом РК в кассационном порядке только по представлению Председателя Верховного Суда РК и протесту Генерального Прокурора РК при наличии следующих оснований (ч.6 ст.438 ГПК РК):
a.в случаях, когда исполнение принятого постановления может привести к тяжким необратимым последствиям для жизни, здоровья людей либо для экономики и безопасности РК;
b.в случаях, когда принятое постановление нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
c.в случаях, когда принятое постановление нарушает единообразие в толковании и применении судами норм права.
В пятом случае для пересмотра судебного акта достаточно лишь принесения протеста Генерального Прокурора РК. Однако и здесь необходимо наличие одного из следующих оснований (ст.427 ГПК РК):
a.неправильное определение и выяснение круга обстоятельств, имеющих значение для дела;
b.недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
c.несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела;
d.нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права;
e.в деле отсутствует протокол судебного заседания, отдельного процессуального действия, когда обязательность его ведения предусмотрена Кодексом.
Если же процесс – уголовный, то Вы также можете подать ходатайство о пересмотре судебного акта апелляционной инстанции непосредственно в Верховный Суд РК. Однако и здесь есть некоторые ограничения. В соответствии с ч.2 ст.484 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231-V (далее – УПК РК), не подлежат пересмотру в кассационном порядке судебные акты:
1) по делам об уголовных проступках и преступлениях небольшой тяжести;
2) вынесенные в ходе судебного разбирательства по вопросам, указанным в части второй ст.10 УПК РК (неприменимость нормативных правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан), а также касающиеся порядка и способа исследования доказательств, ходатайств участников процесса, соблюдения порядка в зале судебного заседания, в связи с отказом от обвинения государственного и частного обвинителя, по вопросам, связанным с исполнением приговора;
3) вынесенные следственным судьей.
В первом случае судебный акт может быть пересмотрен либо по протесту Генерального Прокурора РК, либо по представлению Председателя Верховного Суда при наличии необходимых оснований.
Для пересмотра судебного акта по внесению протеста Генерального Прокурора РК необходимо наличие одного из следующих оснований (ч. 1 ст. 485 УПК РК): допущенные при расследовании или судебном рассмотрении дела нарушения конституционных прав и свобод граждан либо неправильное применение уголовного и уголовно-процессуального законов, которые повлекли:
1) осуждение невиновного;
2) необоснованное вынесение оправдательного приговора или прекращение дела;
3) неправильную квалификацию деяния осужденного, неправильное определение вида рецидива и режима исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы;
4) лишение потерпевшего права на судебную защиту;
5) неправильное назначение наказания либо несоответствие назначенного судом наказания тяжести уголовного правонарушения и личности осужденного;
6) неправильное разрешение гражданского иска, кроме случаев оставления иска без рассмотрения, неправильное разрешение вопроса о конфискации имущества;
7) незаконное или необоснованное вынесение постановления по вновь открывшимся обстоятельствам или при применении принудительных мер медицинского характера;
8) противоречия судебных актов, по которым внесено представление об их устранении, либо постановление судьи кассационной коллегии Верховного Суда РК, вынесенное по вновь открывшимся обстоятельствам.
В соответствии ч.2 ст.485 УПК РК, основаниями к пересмотру в кассационном порядке судебных актов по представлению председателя Верховного Суда, являются случаи, когда:
1) судебный акт затрагивает государственные или общественные интересы, безопасность государства либо может привести к тяжким необратимым последствиям для жизни, здоровья людей;
2) приговором лицо осуждено к смертной казни или пожизненному лишению свободы;
3) принятый судебный акт нарушает единообразие в толковании и применении судами норм права.
Вопрос от: Daulet
Добрый день. У меня на руках есть справка о моих доходах, в которой отражены заработная плата и бонусы, которые мне начислялись в течение 4 месяцев подряд. Но при расчете отпускных мне не учли бонусов, ссылаясь на то, что они проходят по какой-то особой статье. Могу ли я рассчитывать на перерасчет отпускных? С уважением, Даулет. Вам следует определить вид выплачиваемой Вам премии (постоянный или единовременный). Вид премии определяется Трудовым договором. И если премия является: 1.Постоянной, то премия будет учитываться при расчете отпускных. Следовательно, Вы сможете рассчитывать на перерасчет отпускных.
2.Единовременной, то премия не будет учитываться при расчете отпускных. Следовательно, Вы не сможете рассчитывать на перерасчет отпускных.
В соответствии с пунктом 14 Единых правил исчисления средней заработной платы, утвержденных от 30 ноября 2015 года № 908 (далее – Правила), премии и другие стимулирующие выплаты за результаты труда, носящие постоянный характер и предусмотренные системой оплаты труда работодателя, за исключением годовых премий, вознаграждений, выплачиваемых по итогам работы за прошлый год, включаются при подсчете средней заработной платы по времени начисления.
Также, согласно пункту 12 Приложения к Правилам (далее - Приложение), к выплатам, не учитываемым при исчислении средней заработной платы относятся единовременные поощрительные выплаты (включая единовременные денежные вознаграждения), то есть единовременные (разовые) премии и вознаграждения независимо от источников их выплат; вознаграждения по итогам работы за год; премии за содействие изобретательству и рационализации; некоторые виды материальной помощи; вознаграждения к юбилейным датам, праздникам, торжественным событиям (включая подарки и материальную помощь); материальную помощь к отпуску, дополнительные выплаты при предоставлении ежегодного отпуска.
В качестве дополнительной информации считаем необходимым сообщить следующее.
Согласно п.6 Правил, исчисление средней заработной платы производится за фактически отработанное время из расчета среднего дневного (часового) заработка за соответствующий период с учетом установленных доплат и надбавок, премий и других стимулирующих выплат, носящих постоянный характер, предусмотренных системой оплаты труда. Согласно п.7 Правил, средняя заработная плата работника исчисляется путем умножения среднего дневного (часового) заработка на количество рабочих дней (рабочих часов), приходящихся на период события.
В соответствии со ст. 90 Трудового кодекса от 23 ноября 2015 года № 414-V продолжительность оплачиваемых ежегодных трудовых отпусков исчисляется в календарных днях без учета праздничных дней, приходящихся на дни трудового отпуска, независимо от применяемых режимов и графиков работы.
Вопрос от: Азамат
Добрый день! Благодарю Вас за предоставленный ответ на мои вопросы. Прошу Вас также не отказать в следующих вопросах касательно отца моей супруги: 1) можно ли подать в суд на работодателя уволившего в принудительном порядке в виде заявления по собственному желанию в период нахождения на больничном из за давней производственной травмы, которая не была зафиксирована из-за уговоров работодателей путём оплаты заработной платы в период лечения. Возможно ли путём подачи иска в суд восстановить срок исковой давности и путём направления письмо в прокуратуру с приложением больничных листов и иных справок подтверждающих лечение провести проверку работодателя на установление факта начисления заработной платы работнику (часов) в период лечения, операций, доказать производственную травму? И тем самым обязать работодателя о выплате за производственную травму. Рассмотрев Ваше обращение, сообщаем следующее. Во-первых, следует начать с того, что Вы всегда вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права, однако вынесет ли суд решение в Вашу пользу – это уже другой вопрос. Для вынесения решения в Вашу пользу необходимо иметь достаточные основания для привлечения работодателя к ответственности. Анализируя Вашу ситуацию, мы считаем, что таких оснований нет, так как если Вы подписываете заявление о расторжении трудового договора по собственному желанию - это рассматривается как увольнение (расторжение трудового договора по инициативе работодателя). Доказать же в суде элементы принуждения без фактических доказательств очень сложно и вероятность того, что суд вынесет решение в Вашу пользу крайне мала. Во-вторых, в соответствии с п.3 ст.187 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года (далее – ГК РК), исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении срока исковой давности, удовлетворяются не более, чем за три года, предшествовавших предъявлению иска. Из фактов дела известно, что травма была получена более трех лет назад. Следовательно, Ваши требования по выплате компенсаций будут удовлетворены не более, чем за последние три года, с момента подачи искового заявления. В соответствии со ст.185 ГК РК, Вы можете восстановить срок исковой давности в том случае, если суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности. Мы полагаем, что вопрос о восстановлении срока исковой давности актуален лишь постольку, поскольку Вы желаете получить компенсацию более, чем за три года, предшествовавших предъявлению иска. В-третьих, мы считаем, что Вы можете обязать работодателя к выплате компенсации за производственную травму при представлении соответствующих доказательств. Для определения размера пособия следует ссылаться на п.1 Постановления Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года № 1339 «Об определении размеров социального пособия по временной нетрудоспособности» (утратило силу) (далее – Постановление). Так как происходящее имело место более трех лет назад, следует ссылаться на утративший на сегодня силу нормативный правовой акт. Размер социального пособия по временной нетрудоспособности (далее - пособие) определяется путем умножения среднего дневного заработка работника на количество рабочих дней, подлежащих оплате согласно листу нетрудоспособности и не может превышать 15 месячных расчетных показателей. Из фактов дела следует, что заработная плата выплачивалась сотруднику в полном объеме в период лечения, однако выплачиваться Вам должно было пособие, размер которого отличается от размера средней заработной платы. Мы считаем, что при предъявлении всех медицинских документов, подтверждающих лечение работника в определенный период, вместе с выпиской о начислении заработной платы в полном объеме в тот же период, можно доказать производственную травму.
Вопрос от: Меруерт
Здравствуйте, с какого времени выплачиваются алименты на ребенка, если я с момента рождения ребенка не подавала на алименты (родила ребенка без заключения брака), с момента рождения ребенка прошел один год, будут ли выплачиваться алименты за прошедший год? Здравствуйте, Меруерт! Права и обязанности родителей в отношении ребенка возникают независимо от того, состояли ли родители в браке друг с другом или нет, однако для возложения прав и обязанностей на родителей ребенка необходимо доказать отцовство (в Вашем случае). Согласно ст.47 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года № 518-IV «О браке (супружестве) и семье» (далее – Кодекс), отцовство лица, не состоящего в браке (супружестве) с матерью ребенка, устанавливается путем подачи в регистрирующий орган совместного заявления отцом и матерью ребенка. Если достоверность отцовства мужчины, не являющегося супругом матери, установлена, мать ребенка вправе требовать от него денежные средства на содержание общего ребенка.
В соответствии со ст.138 Кодекса, выплата алиментов должна производится родителями добровольно. В случае, если алименты не выплачиваются добровольно, они взыскиваются в судебном порядке. Общее правило, закрепленное ст.164 Кодекса, гласит, что алименты выплачиваются с момента обращения в суд. Возможность взыскания алиментов за прошедший период предусмотрена в определенном случае. Согласно пп.2 п.2 ст.164 Кодекса, алименты за прошедший период могут быть взысканы в пределах трехлетнего срока с момента обращения в суд, если судом будет установлено, что до обращения в суд принимались меры к получению средств на содержание, но алименты не были получены вследствие уклонения лица, обязанного уплачивать алименты, от их уплаты. Следовательно, если будет доказано, что в течение прошедшего года Вы предпринимали меры к получению алиментов от родителя, обязанного их выплачивать, но не получили их вследствие уклонения родителя от уплаты алиментов, то алименты за прошедший год могут быть взысканы.
В случае, если Вы таких мер не предпринимали, взыскание алиментов будет произведено в общем порядке - с момента обращения в суд. В случае отсутствия между родителями соглашения об уплате алиментов, размер алиментов рассчитывается судом в соответствии с п.1 ст.139 Кодекса. Размер алиментов на одного ребенка составляет одну четверть от заработка и (или) иного дохода родителя, обязанного выплачивать алименты.
|