+7 (727) 2222-101
 
Ответы на вопросы
Здравоохранение, образование
Вопрос от: Николай

Здравствуйте. Я инвалид II группы, трудовое увечье. Инвалидность установлена без срока переосвидетельствования. Травму получил 26 ноября 2012 года на производстве (имеется акт). 29 марта 2013 года была установлена инвалидность II группы. В мае 2013 года в связи с моей нетрудоспособностью по настоянию отдела кадров уволился по собственному желанию. Имеется ИПР на санаторно-курортное лечение (срок реализации — без срока). В данный момент воспользоваться этим не имею возможности: в РОЗ и СП ссылаются на п.1 ст.937 Гражданского кодекса РК; в отделе кадров предприятия, где я работал, говорят, что я уволился по собственному желанию и к ним теперь никакого отношения не имею. Вопрос: смогу ли я воспользоваться данной ИПР при выходе на пенсию или п.1 ст.937 ГК РК в моём случае закрепляется пожизненно за мной и предприятием?


Ответ: Здравствуйте, Николай!
Согласно ст.944 Гражданского Кодекса Республики Казахстан платежи устанавливаются на срок установления степени утраты трудоспособности, но не более чем по достижению пенсионного возраста.  Исходя из п.32 Правил проведения медико-социальной экспертизы утверждены Приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 30 января 2015 года № 44 ИРП устанавливается на срок инвалидности, с указанием срока проведения. В соответствии со ст.19 Закона «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» от 13 апреля 2005 года, ИПР может предоставляться бесплатно и за счет работодателя, по вине которого получено трудовое увечье. 

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Хибатова Алиса
Вопрос от: Саша

Здравствуйте. У меня к вам вопрос. Я по профессии техник-программист (средне-специальное образование). Имею я право преподавать уроки информатики по обновленной системе в начальных классах, без педагогического образования? Мне очень важно, а то меня заставляют. Если не буду вести, то уволят.

Ответ: Здравствуйте, Саша!
Мы предполагаем, что Вы имеете после среднее или профессиональное образование в области связи, телекоммуникаций и информационных технологий и закончили колледж либо высший колледж.
Мы полагаем, что Вы вправе преподавать предмет "Информатику” в учреждениях основного среднего образования (в школах). Пункт 1 статьи 51 Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (далее - Закон) гласит, что к занятию педагогической деятельностью допускаются лица, имеющие профессиональное образование по соответствующим профилям. Из определений в пунктах 29, 35, 53 статьи 1 Закона вытекает, что профессиональное образование - это образование, направленное на подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена, полученное в том числе в колледжах, позволяющее вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретной профессии или специальности. Также, согласно Типовым квалификационным характеристикам должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338, требования к квалификации учителя всех специальностей организации образования, а именно к специалисту среднего уровня квалификации без категории, в том числе, учителя информатики, позволяют иметь техническое и профессиональное, послесреднее педагогическое образование без предъявления требований к стажу работы.
Таким образом на основании вышеизложенных норм, мы полагаем, что Вы можете преподавать предмет "Информатику” в учреждениях среднего образования, имея Ваше профессиональное или послесреднее образование в области информационных технологий (без педагогического образования), при этом, классифицируя себя, как минимум, специалистом среднего уровня без категории.
Вопрос от: Марина

На основании п.17 ст.47 Закона "Об образовании" граждане Республики Казахстан, поступившие на педагогические и медицинские специальности на основе государственного образовательного заказа, обязаны отработать в государственных организациях образования и государственных организациях здравоохранения не менее трех лет после окончания организации высшего и (или) послевузовского образования. Я отработала больше года в организации образования после завершения учебы в ВУЗе. В случае беременности и выхода в декрет буду ли я освобождена от обязанности по отработке гос. образовательного гранта? Или после декрета должна буду продолжить отработку в организации образования? Поясните , пожалуйста, пункты 17-2-4 И 17-3-4 ст.47. Спасибо за ответ!


 

Ответ: Здравствуйте, Марина!
На основании подпункта 4 пункта 17-2 статьи 47 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (далее - Закон) Вы можете быть освобождены от обязанности по отработке, предусмотренной пунктом 17 статьи 47 Закона (далее - обязанность по отработке) по решению комиссии по персональному распределению молодых специалистов (далее - комиссия).
Согласно подпункту 4 пункта 17-3 статьи 47 Закона, где говорится, что обязанность по отработке прекращается без возмещения расходов, понесенных за счет бюджетных средств для беременных женщин и/или лиц, имеющих, а также самостоятельно воспитывающих ребенка (детей) в возрасте до трех лет. Следовательно, Вы можете быть освобождены от обязанности по отработке в случае, если получите положительное решение комиссии об освобождении от данной обязанности.

Вопрос от: Александр

Здравствуйте. Ответьте, пожалуйста. Моя дочь учится в РФ, там она получает стипендию на банковскую карточку. Нужно ли подавать налоговую декларацию за этот счёт в банке? И если да, то как и где это сделать? Спасибо.

 


Ответ: Здравствуйте, Александр! 
1 января 2018 года вступил в действие новый Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс).
В соответствии с документом граждане Республики Казахстан, которые имеют по состоянию на 31 декабря 2017 года деньги на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан, а также недвижимость за рубежом, обязаны до 31 марта 2018 года подать Декларацию по индивидуальному подоходному налогу.
Студенты, обучающиеся за границей, предоставляют отчеты в случаях, если у них открыты счета в зарубежных банках. Например, если обучающийся получает стипендию через местный иностранный банк.
 Если студент имеет карту только казахстанского банка и пользуется ей за рубежом, но не имеет счетов в банках за границей, тогда отчет не нужно сдавать.
– Есть несколько способов сдачи декларации:
– электронный: через сайт "Кабинет налогоплательщика" или портал электронного правительства. Но здесь необходимо иметь электронную цифровую подпись, которую можно получить в любом отделении "Правительства для граждан" (бывший ЦОН) в Казахстане. Находясь за рубежом, получить ЭЦП электронно нельзя;
– нарочным: скачать форму декларации на сайте Комитета государственных доходов РК kgd.gov.kz. Документ нужно заполнить и отправить заказным письмом с уведомлением в местный департамент госдоходов по месту прописки;
– по доверенности: выписать нотариально удостоверенную доверенность на родственника, друга или знакомого, который за вас сдаст в местный департамент госдоходов вашу декларацию.
В случае если Ваша дочь попадает под категорию граждан, которые обязаны подать декларацию, имейте в виду, что Вам следует подать Форму 240.00 -Декларация по индивидуальному подоходному налогу. 

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Абдрахманов Дамир
Вопрос от: Алтынай

Здравствуйте! У меня вопрос касательно определения степени тяжести производственных травм. Согласно Трудовому Кодексу РК, работодатель, при возникновении случая производственной травмы, оформляет АКТ. Согласно приказу Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 5 мая 2015 года № 321 "Об утверждении Положения о деятельности врачебно-консультативной комиссии", медицинская организация, оказывающая амбулаторно-поликлиническую помощь, выдает справку врачебно-консультационной комиссии о наличии полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве, а также при установлении профессионального заболевания, степени их тяжести. Также согласно п.1 ст.95 главы 16 раздела 5 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18.09.2009 года №193-IVинформация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и (или) лечении, составляют врачебную тайну. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных пунктами 3 и 4 ст. 95 – с согласия пациента или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим физическим и (или) юридическим лицам в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, использования этих сведений в учебном процессе и иных целях; представление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в следующих случаях:

1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;

2) при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в том числе при донорстве крови и ее компонентов;

3) по запросу органов дознания и предварительного следствия, прокурора, адвоката и (или) суда в связи с проведением расследования или судебного разбирательства;

4) при оказании медицинской помощи несовершеннолетнему или недееспособному лицу для информирования его законных представителей;

5) при наличии оснований полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных деяний.

Исходя из выше изложенного прошу Вас дать разъяснение:

1. Имеет ли право медицинская организация давать информацию касательно состояния здоровья их сотрудника? (т.к. Закон выше приказа)

При получении запроса от работодателя не должна ли медицинская организация ссылаться на статью о врачебной тайне и написать, что данный пациент должен обратиться в медорганизацию по месту прикрепления для оформления справки ВКК (дальше кому он будет предоставлять данные о своем здоровье - его право).

Ответ: Здравствуйте, Алтынай. 
Согласно приказу Министерства здравоохранения СССР от 22 сентября 1980 года № ВП 95-26 «Схема определения тяжести производственных травм» заключение о тяжести производственной травмы выдается по запросу администрации предприятия, учреждения, организации, совхоза, колхоза, в которых произошел данный несчастный случай, в возможно короткий срок (не более 3 суток с момента поступления запроса). Отсюда следует, что медицинская организация, в которой работнику была оказана первая помощь, обязана дать работодателю информацию касательно степени тяжести производственной травмы по его запросу.  Согласие работника при этом не требуется.
Вопрос от: Ира

Здравствуйте! Я обратилась с болью зуба к врачу, он мне вырвал зуб. На следующий день опухла щека в районе вырванного зуба. Оказывается, врач не имел лицензии и право вырывать зубы. Дал направление в стоматологическую клинику, меня положили туда, выкачивали гной и вырвали еще 3 зуба. Опухоль не спадала. Оказывается, первый врач, который вырвал зуб, оставил корни и пошло заражение кости челюсти. Вырвали еще 1 зуб. Выкачивали гной, опять лежала в больнице. Поставили диагноз - остеомиелит. На больничном уже 3 месяца. Уже нет никаких денег и сил. Куда мне обратиться, чтобы защитить свои права? Могу я подать в суд? Нужно ли мне принимать их предложение ехать в другой город в клинику?


Ответ: Здравствуйте, Ира!
Безусловно, врач, осуществивший удаление зуба, нарушил уголовное законодательство РК, а именно ст.317 Ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским работником и ст.322 Незаконная медицинская деятельность. Вы можете подавать в суд, закон на Вашей стороне. 
Также Вы праве требовать возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, в соответствии со ст.936 ГК РК.
Более того, Вы вправе требовать и возмещение морального вреда  в денежной форме в соответствии со ст. 951 ГК РК. Моральный вред - это нарушение, умаление или лишение личных неимущественных благ и прав физических лиц, в том числе нравственные или физические страдания (унижение, раздражение, подавленность, гнев, стыд, отчаяние, физическая боль, ущербность, дискомфортное состояние и т.п.), испытываемые (претерпеваемые, переживаемые) потерпевшим в результате совершенного против него правонарушения. 
Вам следует предъявить требование как на возмещение вреда, так и возмещение морального вреда.
Также стоит заметить, что в случае если Вы  обратились за медицинской помощью в стоматологическую клинику, а лицо, осуществившее удаление зуба, является работником данной клиники, то Вы вправе подать иск на саму клинику, что является более разумным. В соответствии со ст.921 ГК РК, юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
За защитой своих прав Вы можете обратиться в суд, закон полностью на Вашей стороне. 
Также существует Общественный фонд «Аман-саулык». Данный фонд занимается экспертной и правозащитной деятельностью в сфере здравоохранения и социальной защиты. Вам следует обратиться туда за правовой помощью. Возможно, они посодействуют Вам.
Телефонная "Горячая линия" в г. Алматы:  8 (727) 220 71 87, 8 707 137 61 84
Адрес: г. Алматы, ул. Байтурсынова (бывшая ул. Космонавтов), угол ул. Габдуллина, 145/26, 1 этаж, каб. 110, 112 (вход со стороны ул. Байтурсынова, 2-х этажное здание с белыми колоннами у входа в здание).

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Абдрахманов Дамир
Вопрос от: ...

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какие льготы предусмотрены участникам ВОв и труженикам тыла при оказании медицинской помощи и согласно каких нормативно-правовых актов? Также прошу Вас дать разъяснение предусмотрены ли скидки данных категории граждан при прохождении справок 086 и 083? 

Ответ: Здравствуйте!
В соответствии с п.19, 20, 21 ст.11 и ст.14 Закона РК «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним» от  28 апреля 1995 года №2247, участникам ВОв и труженикам тыла при оказании медицинской помощи предусмотрены следующие льготы:
1. Преимущественное обслуживание в амбулаторно-поликлинических учреждениях и внеочередная госпитализация.
2. Бесплатное обеспечение протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями.
3. Квалифицированная медицинская помощь в порядке, определяемом Приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам здравоохранения от 15 января 2001 года № 41 «О дальнейшем улучшении оказания медицинской помощи участникам, инвалидам Великой Отечественной войны и лицам, приравненным к ним».
Согласно п. 3 вышеуказанного Приказа, управления (департаменты) здравоохранения областей, городов Астана и Алматы осуществляют: 
1. организационно-методическое руководство по вопросам медицинского обеспечения инвалидов Отечественной войны и лиц, приравненных к ним; 
2. контроль за состоянием учета контингента, проведением ежегодных комплексных медицинских осмотров, их полноты и качества; 
3. выявление и учет лиц, нуждающихся в стационарном, амбулаторном, санаторно-курортном лечении и контроль за своевременностью осуществления намеченных лечебно-оздоровительных мероприятий; 
4. организацию направления лиц вышеуказанных категорий на стационарное лечение в специализированные лечебно-профилактические организации, в клиники научно-исследовательских институтов, научных центров и в Республиканский клинический госпиталь для инвалидов Отечественной войны. 
Что касается выдачи медицинских справок формы 086 и 083, каких-либо льгот по бесплатной выдаче данных справок законодательством не предусмотрено.  
Согласно п.3 Приказа Министра здравоохранения и социального развития РК "Об утверждении Правил и условий оказания платных услуг в организациях здравоохранения", платные услуги - услуги, не входящие в Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, оплачиваемые за счет собственных средств пациентов. 
Выдача медицинских справок не входит в Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи. 
Таким образом, медицинские справки по форме 086 и 083, предоставляются платно. 
Виды платных услуг (в том числе выдача мед. справок) и прейскурант цен на них доводятся до сведения населения через наглядную информацию в медицинских организациях (п.5 Правил).

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Каримов Асан
Вопрос от: Павел

4.03.16 в г. Тараз мои родители попали в ДТП. Виновник вылетел на встречную полосу движения и врезался в их машину. Двое пассажиров обратились в этот же день в городскую больницу с подозрениями на переломы ребер. По заключению СМЭ №348 от 17.03.16 у пассажира ушиб грудной клетки, который квалификационной оценке не смогли привести. После независимой мед экспертизы выявлены переломы ребер у обоих пассажиров. В виду этих обстоятельств была назначена дополнительная суд мед экспертиза. По заключению СМЭ причинен средней тяжести вред здоровью. После следователем инициирована дополнительная суд мед экспертиза в городе Алматы. По ее результатам так же выявлены переломы. Но следователь направляет на доп суд мед экспертизу, но уже в город Астану. Ответ также с результатом перелом ребер. Но следователь опять направляет на доп мед экспертизу в Астану. Такими экспертизами проходит полтора года с момента аварии. В ноябре 2017 года приходит результаты последней мед экспертизы, по результатам которой следователь доказывает вину виновника по ст.345 ч.1 УК РК. После от виновника поступает заявление о его согласии на прекращение уголовного дела за истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности. Согласно ст.71 ч.1 пункт 1 УК РК его освободили от уголовной ответственности и руководствуясь ст.35 ч.1 п.4 УК РК следователь прекращает расследование. В результате виновнику ДТП не предъявляют никого штрафа и ответственности за ДТП и он не производит никаких выплат за причиненный вред в результате ДТП. Подскажите, правомерны ли действия следователя по данному делу и имел ли он право раз за разом отправлять на доп мед экспертизу, тем самым замедляя и продлевая следствие и не передавая дело в суд? По результатам этих действий дело вышло за временные рамки. И каким образом можно привести виновника к наказанию?


Ответ: Здравствуйте, Павел!

Если было начато досудебное расследование по ч.1 ст.345 УК РК – в соответствии с ч.3 ст.32 УПК РК дело является делом частно-публичного обвинения. Производство по этим делам начинается не иначе как по жалобе потерпевшего и подлежит прекращению за примирением, а также после того, как подозреваемый, обвиняемый или подсудимым загладил причиненный вред (ст.68 УК РК).

Ч.23 ст.191 УПК по делам об уголовных проступках, предусмотренных ч.1 статьи 345, досудебное расследование производится в протокольной форме.

В соответствии с ч.3 ст.526 УПК в случае, когда требуется проведение экспертизы или получение заключения специалиста, протокол об уголовном проступке составляется в течение суток с момента получения соответствующего заключения.

Согласно ст.528 после ознакомления подозреваемого с протоколом и материалами дела уголовное дело направляется начальнику органа дознания. Далее начальник органа дознания, изучив протокол и приложенные к нему материалы, производит одно из следующих действий:

1) утверждает протокол об уголовном проступке и направляет уголовное дело в суд, копия протокола направляется прокурору;

2) отказывает в утверждении протокола и возвращает уголовное дело для производства дознания.

Согласно ст.100 УПК Вы можете обжаловать решения и действия лица, осуществляющего досудебное расследование, прокурора, суда или судьи в соответствии с УПК РК. Жалобы подаются в тот государственный орган или тому должностному лицу, которые уполномочены законом рассматривать жалобы и принимать решения по данному уголовному делу.

Согласно ст.102 жалобы на решение о прекращении уголовного дела на досудебной стадии могут быть поданы в течение одного года с момента вынесения соответствующего постановления органа уголовного преследования либо утверждения его прокурором.

 


Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Бермахан Аяжан

Вопрос от: ГККП "Детский сад 21 Самал" Акимата города Темиртау

Засчитывается ли в стаж работы по специальности воспитателя время работы в качестве помощника воспитателя?

Ответ: Здравствуйте!
Согласно Приказу Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1042 «Об утверждении Реестра должностей гражданских служащих сферы социального обеспечения» помощник воспитателя входит в данный реестр. Следовательно, в соответствии с п.2 Приказа Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 10 июня 2016 года № 495 «Об утверждении Правил и условии исчисления стажа работы по специальности для гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий социального обеспечения», в стаж работы по специальности засчитывается все время работы по той же специальности, то есть стаж работы в качестве помощника воспитателя будет засчитан в стаж работы именно помощником воспитателя.
Вопрос от: Диляра

Здравствуйте! 1) Подскажите, пожалуйста, есть ли какие-либо ограничения по участию в государственных закупках медицинских услуг юридических лиц, участником которого является иностранное лицо? 2) Если юридическое лицо состоит в реестре субъектов здравоохранения, претендующих на оказание услуг в рамках ГОБМП и ОСМС, который формировался в сентябре 2017 года, нужно ли ему дополнительно подавать заявку на включение в реестр субподрядчиков для участия в госзакупках медицинских услуг?


Ответ: Здравствуйте, Диляра!

Ограничений по участию в государственных закупках медицинских услуг юридических лиц, участником которого является иностранное лицо нет, так как статьей 6 Закона "О государственных закупках" данное ограничение не предусмотрено.

По второму вопросу, согласно пп.19-30 новых правил от 7 августа 2017 г. № 591, формируется база данных субъектов здравоохранения, претендующих на оказание медицинских услуг в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медицинского страхования.

Что касается реестра субподрядчиков для участия в государственных закупках медицинских услуг, то согласно новым правилам от 7 июня 2017 г. № 397 данный реестр в отличии от старых правил не предусмотрен, то есть был исключен.


Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Халикова Азиза