Категории вопросов
|
Ответы на вопросы
Жильё, строительство
Вопрос от: Алексей
я заключил договор предварительного бронирования квартиры 9 месяцев назад со строительной компанией, внес 50% от стоимости квартиры, планировал приобретать квартиру по программе 7-20-25, по данной программе банки сейчас не кредитуют. Строительная фирма предлагает оформится по программе Отбасы банка 30 на 70, но при этом повышает цену за квартиру. В договоре бронирования цена фиксирована, а также в договоре не указано по какой ипотечной программе я должен кредитоваться. Законны действия застройщика?
Рассмотрев Ваше обращение, мы выделили следующиевопросы:
1.Законны ли действия застройщика в отношении цены по предварительному договору бронирования? 2.Как защитить
свои права?
В соответствии с п.1 ст.3Закона «О долевом участии в жилищном строительстве» от 7 апреля 2016 года № 486-V ЗРК, Закон распространяется на отношения, при которых одна сторона обязуется обеспечить строительство многоквартирного жилого дома и передать по завершении строительства второй стороне квартиры или нежилые помещения в многоквартирном жилом доме, а вторая – произвести оплату и принять квартиры или нежилые помещения в многоквартирном жилом доме. Вы заключили предварительный договор, согласно ст.390 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 года (далее - "ГК РК"). Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора. Таким образом, Вы заключили договор, в котором прямо указана цена квартиры, как существенное условие, соответственно ошибки в нем быть не должно.
2.Как защитить свои права?
Исходя из вышеизложенного, Вы можете подать иск в суд о признании сделки недействительной, ссылаясь на п.8 ст.159 ГК РК. Согласно п.8 ст.159 ГК РК, сделка, совершенная вследствие заблуждения, имеющего существенное значение, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения. Существенное значение имеет заблуждение относительно природы сделки, тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению. Заблуждение в мотивах может служить основанием недействительности сделки лишь при включении такого мотива в ее содержание в качестве отлагательного или отменительного условия. В соответствии со ст.148 «Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан» от 31 октября 2015 года № 377-V иск должен содержать: 1.наименование суда, в который направлен иск, 2.фамилию, имя и отчество истца, 3.его место жительства, дата и место рождения, 4.наименование представителя и его адрес, 5.номера телефонов, адреса электронной почты истца и его представителя. 6.если истцом являются юридическое лицо, то его наименование, место нахождения, БИН и банковские реквизиты.
В иске истец обязан указать наименование ответчика, место его нахождения и иные сведения, если истцу они известны.
Иск также в обязательном порядке должен содержать исковые требования (предмет иска) и изложение обстоятельств, которыми истец обосновывает свои требования (основание иска), суть нарушения или угрозы нарушения прав, свобод и законных интересов истца. К иску Вы должны приложить доказательства в подтверждение обстоятельств, которыми обосновываются исковые требования, документы, как правило, прилагаются в подлинниках, квитанция об уплате государственной пошлины. Таким образом, эта сделка совершена вследствие заблуждения, имеющего существенное значение. Существенное заблуждение служит основанием признания сделки недействительной. Вы платите определенную сумму за заранее оговоренную квадратуру квартиры, и если бы цена была меньше той, за которую Вы желали ее купить, соответственно, Вы бы и не совершили данную сделку.
Вопрос от: Жансая
Здравствуйте. У меня такой вопрос. Я живу с двумя детьми в юридическом здании которая приспособлена под арендное жилье, за электроэнергию в месяц платим 10-12 тысяч. Квитанций не дают счетчик в коридоре не понятный не карточный, печек и зас у нас нет аристона тоже. Законно ли что счетчик стоит в коридоре, а не в квартире.
Исходя из Вашего обращения, мы выделили следующие вопросы: 1.Законно ли ставить счетчик в коридоре квартиры? 2.Что делать,
если Вы не согласны с расчетами по электроэнергии? В соответствии с п.109Приказа Министра энергетики Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 230 «Об утверждении Правил устройства электроустановок», приборы учета должны размещаться в легкодоступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже нормированной в паспорте прибора учета от завода-изготовителя. Также допускается размещение приборов учета в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций. При этом, должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры не выше +200 С.
Следовательно, из вышеупомянутого пункта
мы полагаем, что приборы учета могут находиться непосредственно в коридоре при
условии, что проход к приборам учета является свободным для
представителей энергопередающей организации. 2.Что делать, если Вы не согласны с расчетами по электроэнергии? В соответствии с п.1 ст.488 Гражданский кодекса Республики Казахстан от 1 июля 1999 года № 409-I (Далее - «ГК РК»), оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, определяемое в соответствии с показателями приборов учета. В случае, если Вы полагаете, что расчет электроэнергии произведен некорректно, Вам следует обратиться к поставщику электроэнергии (к примеру: АлматыЭнергоСбыт, АстанаЭнергоСбыт и т.д.) по горячей линий для консультации по тарифу и по расчету электроэнергии. В случае, если горячая линия поставщика электроэнергии не проконсультирует Вас по расчетам, мы полагаем, что, согласно п.4 ст.9 ГК РК, Вы можете потребовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательными актами или договором не предусмотрено иное. Под убытками подразумеваются расходы, которые произведены или должны быть произведены лицом, право которого нарушено. Мы полагаем, что согласно п.6 ст.8 Кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-V «Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан» (далее - «ГПК РК»), Вам следует урегулировать спор в досудебном порядке, если это предусмотрено договором для разрешение возникших разногласий без вмешательства судебных органов. Следовательно, мы полагаем, что Вам следует написать претензию на имя поставщика электроэнергии в нижеследующем виде: 1.Форма документа – письменная.
Претензия должна быть составлена так, чтобы при ее игнорировании другой стороной, это игнорирование могло однозначно толковаться, как отказ в ее удовлетворении.
Например, «Неполучение Вашего ответа в течение 10 дней будем вынуждены расценивать как отказ в удовлетворении претензии».
Реквизиты: – требования заявителя; – сумма претензии и обоснованный ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке; – обстоятельства, на которых основываются требования; – доказательства, подтверждающие эти обстоятельства; – иное.
2. Направление претензии.
Документ должен быть отправлен с помощью средств связи, обеспечивающих подтверждение факта его направления адресату и факта его получения адресатом.
В случае, если поставщик электроэнергии не удовлетворит досудебную претензию, мы полагаем, что, согласно п.1 ст.9 ГК РК, Вы имеете право защитить гражданские права в судебном порядке для признания прав и пресечения действий, нарушающих право. Следовательно, Вы имеете право подать гражданский иск против поставщика электроэнергии.
Для подачи иска, в соответствии со ст.148 ГПК РК, Вам необходимо:
1.Подать иск в суд первой инстанции в письменной форме, либо в форме электронного документа. Согласно п.2 ст.29 ГПК РК, иск к юридическому лицу предъявляется в суд по месту нахождения юридического лица согласно учредительным документам и (или) адресу, внесенному в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров.2.В заявлении Вы должны указать: ·наименование суда, в который подается иск; ·фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) истца, дата его рождения, место жительства, индивидуальный идентификационный номер, а если истцом является юридическое лицо, то его полное наименование, место нахождения, бизнес-идентификационный номер и банковские реквизиты; наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем. В заявлении должны быть указаны сведения об абонентском номере сотовой связи и электронном адресе истца и представителя, если они имеются; ·полное наименование, место нахождения, банковские реквизиты (если они известны истцу) и бизнес-идентификационный номер (если он известен истцу) юридического лица. В заявлении должны быть указаны сведения об абонентском номере сотовой связи и электронном адресе ответчика, если они известны истцу; ·суть нарушения или угрозы нарушения прав и свобод гражданина или законных интересов истца и требования истца; ·обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, а также содержание доказательств, подтверждающих эти обстоятельства; ·сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено законом или предусмотрено договором; ·сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались; ·цена иска, если иск подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм; ·перечень прилагаемых к иску документов.
3. Иск подписывается истцом или его представителем при наличии полномочия на подписание иска. При подаче иска в форме электронного документа через портал электронного правительства «Egov», он удостоверяется электронной цифровой подписью истца (ЭЦП) или его представителя.
При подаче электронного иска необходимо: 1) авторизоваться на портале, 2) открыв вкладку правовая помощь, выбрать графу судопроизводство, 3) воспользоваться услугой искового заявления в суд, 4) заполнить необходимые поля, 5) прикрепить необходимые документы, 6) подписать иск своей ЭЦП.
В соответствии со ст.149 ГПК, к иску прилагаются: 1) копии иска и приложенных к нему документов по числу ответчиков и третьих лиц; 2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины; 3) доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя; 4) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования; 5) документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, если этот порядок установлен законом или предусмотрен договором; 5-1) документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия совершались; 6) ходатайство истца об истребовании доказательств, если доказательства находятся у ответчика или третьего лица;
Кроме того, к иску, подаваемому в форме электронного документа, прилагаются в электронной форме копии документов, указанных в ст.149 пп.2)-7) ч.1.
В случае признания иска, согласно п.1 ст.491 ГК РК, энергоснабжающая организация обязана возместить причиненный этим реальный ущерб в случае неисполнения обязательств по договору энергоснабжения. Также, в случае, если Вам понадобится квалифицированная юридическая помощь в подготовке документов, мы рекомендуем Вам обратиться в Юридическую Клинику Университета КИМЭП, e-mail: legal.clinic@kimep.kz, телефон: +7 (727) 237 47 57.
Вопрос от: Жанара
Имеет ли право сосед установить свои столбы для проведения электричества, и может ли установить столбы параллельно моим столбам? Ответ: Здравствуйте, Жанара!
Рассмотрев Ваше обращение, мы полагаем, что Вас интересуют следующий вопрос:
Имеет ли сосед право на установку воздушных линий электропередач?
В первую очередь важно уточнить, что строительство воздушных линий электропередач (далее - «ВЛ») проходит в строгом соответствии с регламентом, прописанным в правилах устройства электроустановок (далее - «ПУЭ») и в строительных нормах и правилах (далее - « СНиП»).
Согласно приказу Министра энергетики Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 230 «Правила устройства электроустановок», вести строительство имеют право исключительно специализированные организации, у которых имеется соответствующее разрешение, при соблюдении всех требований.
Согласно гл. 2 п.3 Приказа Министра энергетики Республики Казахстан «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» от 30 марта 2015 года № 246 (далее - «Приказ»), в зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации электроустановок у потребителей создается энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации электротехническим персоналом. Допускается проводить эксплуатацию электроустановок по договору со специализированной организацией, осуществляющей деятельность по эксплуатации электроустановок (далее – «Специализированная организация»).
Согласно гл. 3, п. 10 Приказа, до начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо:
1.получить технические условия от энергопередающей организации;
2.выполнить проектную документацию;
3.согласовать проектную документацию с энергопередающей организацией, выдавшей технические условия по проекту.
При этом следующие положения, касающиеся ВЛ, должны приниматься во внимание:
ст. 614 Приказа Министра энергетики Республики Казахстан «Об утверждении правил устройства электроустановок» от 20 марта 2015 года № 230 (далее - «Приказ»), ВЛ должны размещаться так, чтобы опоры не загораживали входов в здания и въездов во дворы и не затрудняли движения транспорта и пешеходов. В местах, где имеется опасность наезда транспорта (у въездов во дворы, вблизи съездов с дорог, при пересечении дорог), опоры должны быть защищены от наезда;
ст. 615 Приказа, на опорах ВЛ на высоте 2,2–3 м от земли должны быть установлены (нанесены) порядковый номер и год установки опоры, плакаты, на которых указаны расстояния от опоры ВЛ до кабельной линии связи (на опорах, установленных на расстоянии менее 4 м до кабелей связи), а через 250 м по магистрали ВЛ – ширина охранной зоны и телефон владельца ВЛ;
ст. 670 Приказа, расстояние по горизонтали от проводов ВЛ при наибольшем их отклонении до зданий, строений и сооружений должно быть не менее:
1.1,5 метров – до балконов, террас и окон;
2.1 метров - до глухих стен.
Таким образом, сосед имеет право установить столбы для проведения электричества, то есть воздушные линии электропередачи, при соблюдении всех перечисленных требований, если территория, на которой устанавливается ВЛ, является его собственностью, и ВЛ устанавливает специализированная организация, у которой имеются соответствующие разрешения.
Вопрос от: Гульнара
Здравствуйте! Жители нашей улицы получили постановление №107 от 3 апреля 2023 года Жылыойского районного Акимата о начале принудительного изъятия земельных участков с жилыми строениями в пользу государственных нужд. Кто-то из соседей получил 8 апреля, кто-то позже, а кто-то еще не получал. Статья о принудительном изъятии земельных участков со списком жителей и указанием адресов в местные СМИ была опубликована в районной местной газете "Кен Жылой" только 11 апреля 2023 года (нарушен принцип соблюдения гласности процедуры принудительного отчуждения). Никто из жителей не был в курсе, почему было принято решение со стороны Акимата о принудительном изъятии наших земельных участков. Пошли в районный Акимат для того, чтобы выяснить этот вопрос. Акима на месте не оказалось, и с нами встретились руководители отделов по земельным отношения и Архитектуры и строительства. Они сказали, что наши земельные участки подпадают под новый генплан города, который был утвержден в декабре 2022 года. До утверждения генерального плана города были проведены 7 общественных слушаний, на котором никто из жителей нашей улицы не принимал участие, никто не был в курсе. Мы со своей стороны запросили данные протокола, чтобы ознакомиться с ними. Данные представители власти сказали написать нам заявление на имя Акима Жылыойского района и запросить все протокола и только после получения нашего заявления они смогут предоставить эти протокола с Атырауского отдела Архитектуры и строительства. Написали заявление от имени жильцов на имя Акима Жылыойского района Атырауской области, что не согласны с данным постановлением и не даем свое согласие на принудительное изъятие наших участков. А также запросили предоставить копии следующих документов для дальнейших действий: 1. Копию проекта по нашему участку, по реконструкции территории парка, которое имеет рекреационное назначение; 2. Копию генерального плана нашего населенного пункта; 3. Копию планов детальной планировки объектов; 4. Копию протоколов, проведенных общественных слушаний в количестве 7 шт. Дать пояснение, кто являлся представителем со стороны жителей нашего участка, когда принимались решения по генеральному плану. Ответ от Акима поступил нашему представителю только 28 апреля и не были предоставлены запрашиваемые документы. В ответе только сделана ссылка на нормативы РК по принудительному изъятию земельных участков. 2 раза встречались с депутатом от нашего округа, представителем маслихата, ЖКХ и отдела по земельным отношениям по обсуждению правомочности изъятия земель. Согласно Генерального плана в парке (рекреационная зона) планируют построить гостиницу, автодром/конно-спортивный клуб и кинотеатр. Наши земельные участки отведены под парковку для автотранспорта. Постройка гостиницы относится к Общественной (общественно-деловой) зоне, но никак не к рекреационной зоне. Насколько правомочно было утверждение генплана с вышеуказанными объектами без участия и привлечения жителей на общественные слушания, которых должен затронуть вопрос принудительного изъятия с формулировкой под государственные нужды. Не проводилась разъяснительная работа с жителями, не были организованы встречи заинтересованных лиц с населением. Пожалуйста, помогите нам и проконсультируйте по этим вопросам с разъяснениями согласно законодательной базы. Ответ: Здравствуйте, Гульнара!
Рассмотрев Ваше обращение, мы выделили следующие вопросы:1.Что является основанием для отказа принудительного отчуждения земельного участка? 2.Как защитить свои права исходя из данной ситуации?
1.Что является основанием для отказа принудительного отчуждения земельного участка? В соответствии с п.6 ст.84 Земельного кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442-II, принудительное отчуждение земельного участка для государственных нужд производится при соблюдении гласности процедуры отчуждения. Постановление Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа о начале принудительного отчуждения земельного участка подлежит опубликованию соответственно в республиканских или местных средствах массовой информации, включая интернет-ресурсы исполнительных органов, в течение трех рабочих дней с момента его принятия. Только после получения уведомления о принудительном отчуждении земельного участка, государство имеет право преимущественной покупки. В соответствии с п.3 ст.61 Закона Республики Казахстан от 1 марта 2011 года № 413-IV «О государственном имуществе», с момента получения собственником или негосударственным землепользователем уведомления о принудительном отчуждении земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд государство имеет преимущественное право его покупки. Таким образом, невыполнение вышеуказанного положения является основанием для отказа судом в принудительном отчуждении земельного участка для государственных нужд и отмены принятого Правительством Республики Казахстан или местным исполнительным органом постановления о начале принудительного отчуждения земельного участка для государственных нужд. 2.Как защитить свои права исходя из данной ситуации?
Согласно п.1 ст.91 Кодекс Республики Казахстан от 29 июня 2020 года № 350-VI «Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан» (далее - «АППК») участник административной процедуры вправе обжаловать административное действие (бездействие), связанное с принятием административного акта. Рассмотрение жалобы в административном (досудебном) порядке производится вышестоящим административным органом, должностным лицом (далее - «орган, рассматривающий жалобу; орган местного самоуправления, государственное юридическое лицо»). В соответствии с п.4 ст.91 АППК, жалоба подается в административный орган, должностному лицу, чьи административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются. Административный орган, должностное лицо, чьи административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются, не позднее трех рабочих дней со дня поступления жалобы направляют ее и административное дело в орган, рассматривающий жалобу. Также, обращение в суд допускается после обжалования в досудебном порядке. В случае, если законом предусмотрена возможность обращения в суд без необходимости обжалования в вышестоящем органе, административный орган, должностное лицо, административный акт, административное действие (бездействие) которых оспариваются, наряду с отзывом представляют в суд мотивированную позицию руководителя вышестоящего административного органа, должностного лица. В случае отсутствия вышестоящего административного органа, должностного лица, административный акт, административное действие (бездействие) могут быть обжалованы в суде, о чем извещается участник административный процедуры административным органом, чей административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются, при принятии решения по административному делу. Обращаем Ваше внимание, что, согласно ст.92 АППК, жалоба на административный акт, административное действие (бездействие) подается в административный орган, должностному лицу не позднее трех месяцев со дня, когда участнику административной процедуры стало известно о принятии административного акта или совершении административного действия (бездействия). В случае пропуска срока по уважительной причине, срок по ходатайству участника административной процедуры может быть восстановлен органом, рассматривающим жалобу. В соответствии со ст.93 АППК жалоба подается в письменной (бумажной и (или) электронной) форме. В жалобе указываются: 1.наименование органа, рассматривающего жалобу; 2.фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), индивидуальный идентификационный номер, почтовый адрес физического лица либо наименование, почтовый адрес, бизнес-идентификационный номер юридического лица; 3.адрес фактического проживания физического лица и места нахождения юридического лица; 4.наименование административного органа, должностного лица, чьи административный акт, административное действие (бездействие) оспариваются; 5.обстоятельства, на которые участник административной процедуры основывает свои требования и доказательства; 6.дата подачи жалобы; 7.подпись участника административной процедуры; 8.перечень прилагаемых к жалобе документов; 9.иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Казахстан. Исходя из вышеуказанного, мы полагаем, чтопостановление №107 от 3 апреля 2023 года Жылыойского районного Акимата о начале принудительного изъятия земельных участков с жилыми строениями в пользу государственных нужд может быть признано неправомерным. Также, мы полагаем, что Вы можете защитить свои права путем обжалования административного действия, написав жалобу в административный орган.
Вопрос от: Бинур
Добрый день. Подскажите пожалуйста как быть собственникам квартир в такой ситуации. Дом с 2022 года перешел на новую форму правления в виде Простого товарищества. На сегодняшний день выяснилось, что доверенное лицо не заключил ни с одной обслуживающей организацией договора. По ежемесячным взносам и ремонта некоторый частей дома отчёты не предоставляются. То есть, только один раз был размещен в виде таблицы, однако без подтверждающих документов и подписей ответственных лиц. То есть, не ясно куда и зачем были израсходованы ежемесячные взносы. С обслуживающих организаций уже поступают уведомления с предупреждением об увеличении тарифов в связи отсутствием заключения договоров. Обращения жильцов непосредственно самому доверенному лицу и в орган полиции не дал результатов. И можно ли обратиться в органы ДЭР в такой ситуации? Спасибо. Ответ: Здравствуйте, Бинур. Из Вашего вопроса мы можем разобрать следующее: Куда вы можете обратиться?
По делам частного характера Вам нужно обратиться с исковым заявлением в суд. Если нынешнее доверительное лицо бездействует, то его следует переизбрать и обратиться в судебные органы.
Вы можете это сделать онлайн через сайт государственных услуг «eGov.kz» С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Ситник Елена
Вопрос от: Александр
Добрый день! В собственности имеется участок 5 соток куплен 8 месяцев назад с расчетом пока жить в стареньком доме и рядом строить новый дом. Сосед с тыльной стороны дал разрешение на строительство на расстоянии 1 метр от его забора сразу и без проблем (разрешение письменное). А вот сосед слева артачится. Но при этом его постройки построены прям по линии забора т.е. вместо забора пол участка забор и его дом в 1 метре от забора, а потом сарай и баня прям по линии забора построены. Талая вода и все остальное с его крыш летит на мой участок, ну и там стены сыпятся от старости тоже на мой участок. Вопросы: 1. При таком раскладе обязательно ли мне брать разрешение от упёртого соседа на строительство? Я также хотел на 1 метр отступить, тем более что с этой стороны у меня по уровню первого этажа будет глухая стена окна только на втором этаже. 2. могу ли я как-то повлиять на упёртого соседа законными способами чтоб он убрал свои постройки, если не придём к консенсусу? в продолжении чтоб понятнее было см. видео Ответ: Здравствуйте, Александр. Исходя из предоставленных Вами данных мы выделили следующие вопросы, на которые были даны ответы: 1.Обязательно ли получение разрешения на строительство от соседа? Согласие соседа на строительство дома не требуется только в случае, если ваши дома не смежные и строительство дома соседей не затрагивает ваших интересов. Согласно Закону «О жилищных отношениях», согласие соседей требуется при изменении (переоборудовании, перепланировке) помещений (квартир), когда вышеперечисленные изменения затрагивают интересы собственников других помещений (частей дома), смежных с изменяемыми помещениями (частями дома).
Минимальное расстояние между домами согласно СН РК 3.01-01-2013 «Градостроительство», расстояние от границы участка должно быть не менее: 3 м – до стены жилого дома; 1 м – до хозяйственных построек. То есть, от 1,5 до 2 метров от границы своего участка. Если, например, 1,5 метра отступите Вы, и сосед 1,5 метра, то получается 3 метра.
В этой связи, согласие соседа в Вашем случае обязательно к получению, так как Ваш дом находится на расстоянии 1-го метра от дома Вашего соседа. А минимальное расстояние согласно законодательству составляет 3 метра.
2.Можно ли законным путем убрать постройки соседа по линии забора? В Вашем случае, на языке архитектурно-градостроительного законодательства построения Вашего соседа в 1-ом метре от забора означает, что сосед не соблюдает нормативные отступы от границ смежного усадебного участка. Как уже упоминалось, согласно нормативам, отступ должен быть от границы участка до стены жилого дома - не менее 3 метров. Эти значения могут быть уменьшены только с согласия и получения от соседа письменного согласия.
Таким образом, Вы можете подать иск в суд на своего соседа. С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Асанова Акбота
Вопрос от: Бахытжан
Прошу проконсультировать по следующей ситуации: Имеется многоквартирный дом, год постройки в 2023 г, кондоминиум не зарегистрирован. С 2013 года управляет домом ТОО, это ТОО является субъектом управления объектом кондоминиума? Ответ: Подпункт 12) ст.2 Закона РК «О
жилищный отношениях» определяет управление объектом кондоминиума как комплекс
мероприятий, направленных на создание безопасных и комфортных условий
проживания (пребывания) собственников квартир, нежилых помещений, надлежащее
содержание общего имущества объекта кондоминиума, решение вопросов пользования
общим имуществом объекта кондоминиума и предоставление коммунальных услуг.
Статьей 42 данного Закона жителям многоквартирных домов предложены следующие формы управления объектом кондоминиума: создать объединение собственников имущества (ОСИ) или образовать простое товарищество (ПТ). Каждая из форм управления подразумевает, что жильцы многоквартирных домов должны управлять своим домом самостоятельно, предварительно зарегистрировав его как объект кондоминиума. При этом также обращаем внимание, что 15 марта 2023 г. принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства», который вводится в действие с 15 мая 2023 г. В этой связи мы размещаем редакцию статьи 42 Закона РК «О жилищных отношениях», которая вступит в силу в вышеуказанную дату. «Статья 42. Формы управления объектом кондоминиума 1. Собственники квартир, нежилых помещений для управления объектом кондоминиума, финансирования его содержания и обеспечения сохранности общего имущества объекта кондоминиума обязаны выбрать одну из форм управления объектом кондоминиума: 1) объединение собственников имущества; 2) простое товарищество многоквартирного жилого дома (простое товарищество), если количество собственников квартир, нежилых помещений не превышает тридцати; 3) непосредственное совместное управление всеми собственниками квартир, нежилых помещений, если количество собственников квартир, нежилых помещений не превышает шестнадцати. 2. Собственники квартир, нежилых помещений свободны в выборе и смене форм управления объектом кондоминиума, определенных пунктом 1 настоящей статьи. 3. Заказчик (застройщик) многоквартирного жилого дома после регистрации многоквартирного жилого дома вправе привлечь управляющую компанию для управления многоквартирным жилым домом на период до момента создания в данном многоквартирном жилом доме одной из форм управления объектом кондоминиума, определенных пунктом 1 настоящей статьи, сроком до шести месяцев. 4. При недостижении соглашения между собственниками квартир, нежилых помещений о выборе формы управления объектом кондоминиума, определенной пунктом 1 настоящей статьи, а также если была использована возможность, определенная пунктом 3 настоящей статьи, жилищная инспекция в установленном законодательством Республики Казахстан порядке определяет и назначает сроком до одного года временную управляющую компанию в соответствии с правилами определения и назначения жилищной инспекцией временной управляющей компании по управлению объектом кондоминиума многоквартирного жилого дома. Временная управляющая компания обязана открыть в банке второго уровня текущий счет для зачисления денег по расходам на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума данного многоквартирного жилого дома. Собственники квартир, нежилых помещений обязаны в период управления объектом кондоминиума временной управляющей компанией выбрать одну из форм управления согласно пункту 1 настоящей статьи.». Таким образом, в настоящее время указанной в вопросе формы управления домом (объектом кондоминиума) законодательством не предусмотрено.
Вопрос от: Наталья
Добрый день. Будьте добры: Насколько законна установка шлагбаума во дворе многоэтажного жилого дома? Спасибо Ответ: Статьей 42-1 Закона РК «О жилищных отношениях» к компетенции собрания напрямую не отнесено решение вопроса об установке шлагбаума во дворе многоэтажного жилого дома.
В этой связи порядок решения данного вопроса должен быть определен либо уставом ОСИ (объединения собственников имущества), либо решением участников простого товарищества многоквартирного жилого дома, в зависимости от выбранной формы управления объектом кондоминиума.
При этом отметим, что установка шлагбаума должна отвечать требованиям приказа Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 17 августа 2021 г. № 405 «Об утверждении технического регламента «Общие требования к пожарной безопасности», включая возможность беспрепятственного подъезда и проезда пожарной техники, безопасность эвакуации людей при пожаре.
Вопрос от: Айжан
Умер муж, прошло 6 месяцев. Я все документы подготовила, оформила. Нотариус попросил сдать запрос в Гос.архив через ЦОН и Нотариальную палату. У меня вопрос, на супруга оформлена квартира в строящемся доме, приобретнным через Отбасы банк. Дом еще не сдан в эксплуатацию. Я являюсь созаемщиком. Плачу в течении 6 месяцев ежемесячный кредит. Со строительной фирмы либо с Отбасы банка нужны какие то документы запрашивать? Второй вопрос, есть еще автомашина, приобретенная через 4 % годовых. Оформленная на мужа. Я тоже оплачиваю. С банка нужно тоже запрос делать? И какой? Ответ: Исходя из содержания обращения, можно выделить два вопроса:
1) какие документы необходимы для оформления квартиры, которая еще не сдана в эксплуатацию?
2) какие документы необходимы для того, чтобы унаследовать автомобиль, оформленный в кредит на Вашего мужа?
1. Для оформления наследственных прав на недвижимость в нотариальном порядке необходимы следующие документы:
- подлинник и копия свидетельства о смерти;
- подлинники и копии документов, подтверждающих родственные отношения с наследодателем (свидетельство о рождении, о браке и т.д.);
- правоустанавливающий документ на квартиру (договор купли-продажи, дарения и т.п.); для оформления наследственных прав на дом – это правоустанавливающие документы на дом и на земельный участок;
- справка о последнем месте жительства умершего (из адресного стола, поквартирная карта или книга регистрации граждан);
- справка о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество и сделок с ним. Выдается органами юстиции через центры обслуживания населения по месту нахождения квартиры.
Данный перечень может меняться в зависимости от каждого конкретного случая, поэтому рекомендуем обратиться к нотариусу и уточнить, какие еще документы необходимы для вступления в наследство.
2. В отношении автомобиля: рекомендуем обратиться в банк и сообщить о смерти должника, предоставив свидетельство о смерти, после которого будут определены дальнейшие действия: Вы может закрыть кредит полностью или переоформить договор кредитования на себя.
Вопрос от: Султан
Добрый день, как можно добиться качественной электроэнергией, на районе где я живу очень слабая электроэнергия, установил стабилизатор но все равно вечерние время отключаются из за слабости тока, писал в ЖКХ, ответном письмо утверждают что 2025 году будет готов новый электростанция, пока ждите. 2 года без электричество сидеть ? техника каждый раз ломается из за слабой электричеств. Спасибо! Ответ: Здравствуйте, Султан!
Рассмотрев Ваше обращение, мы выделили следующие вопросы:
1. Являются ли нарушением действия электроснабжающей организации?
2. Что Вам следует предпринять для разрешения спора о подаче электроэнергии?
1. Являются ли нарушением действия электроснабжающей организации?
Согласно г.1 п.9 Приказа Министра энергетики Республики Казахстан «Об утверждении Типового договора электроснабжения» от 23 октября 2017 года № 356 (далее - «Приказ»), потребитель имеет право:
1. получать электрическую энергию в соответствии с заключенным договором;
2. использовать электрическую энергию в необходимом ему количестве;
3. требовать от энергопроизводящей, энергопередающей и энергоснабжающей организаций возмещения реального ущерба, причиненного недопоставкой или поставкой некачественной электрической энергии, в соответствии с условиями заключенного договора;
4. обращаться в суд для решения спорных вопросов, связанных с заключением и исполнением договора;
5. производить оплату за потребленную электрическую энергию по тарифам, дифференцированным в зависимости от объемов ее потребления;
6. расторгнуть Договор в одностороннем порядке при условии уведомления Продавца за 30 (тридцать) календарных дней и полной оплаты за потребленную электрическую энергию;
7. требовать от Продавца платежный документ с детальной расшифровкой начислений, по объемам потребленной электрической энергии;
8. сменить обслуживающую энергоснабжающую организацию на новую энергоснабжающую организацию.
Мы полагаем, что на основании заключенного договора Вы имеете право на качественную электрическую энергию.
Согласно г.6 п.12 Приказа, продавец обязан:
1. предоставлять электрическую энергию в соответствии с заключенными договорами;
2. возместить Потребителю в полном объеме причиненный ему реальный ущерб;
3. уведомить Потребителя не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней до приостановления подачи электрической энергии за неоплату или не полной оплаты за электрическую энергию способом, позволяющим подтвердить факт отправки уведомления Потребителю;
4. информировать Потребителя о тарифах на услуги электроснабжения, их изменении путем размещения объявления в средствах массовой информации не менее чем за 3 (три) рабочих дня, а также с указанием информации о данных изменениях в платежных документах;
5. обеспечивать прием платежей от Потребителя за предоставляемую ему электрическую энергию через собственные кассы, а также банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций. Допускается прием платежей от Потребителя за предоставляемую ему электрическую энергию через дополнительные источники, в том числе посредством интернет-ресурсов, терминалов, платежных агентов, платежных организаций;
6. ежемесячно предоставлять Потребителю платежный документ для оплаты за потребленную электрическую энергию;
7. информировать Потребителя о планируемом прекращении подачи электрической энергии в связи с проведением со стороны энергопередающих организаций плановых работ по ремонту оборудования и подключению новых потребителей не позднее, чем за три календарных дня до отключения;
8. предоставлять электрическую энергию по тарифам, согласованным государственным органом, осуществляющим руководство в сфере естественных монополий.
Также, согласно параграфу 1 п.9 пп.3 и п.55 Правил оказания услуг системным оператором, организации и функционирования рынка системных и вспомогательных услуг, утвержденным согласно Приказу Министра энергетики Республики Казахстан № 691 от 3 декабря 2015 года (далее - «Правила»), при оказании услуг по технической диспетчеризации системный оператор осуществляет выполнять нормативные требования, направленные на поддержание стандартной частоты электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан.
При оказании услуг по резервированию мощности системный оператор:
1. обеспечивает поставку резервной мощности в объеме и сроки, оговоренные договором;
2. обеспечивает пропускную способность национальной электрической сети в необходимых пределах в режиме ожидания поставки резервной мощности;
3. обеспечивает выполнение договорных условий закупки, передачи и поставки резервной мощности субъекту оптового рынка в случае возникновения у него дефицита генерирующей мощности;
4. прогнозирует потребность ЕЭС Казахстана в услугах по резервированию мощности на основе прогнозных балансов производства(потребления) электрической энергии;
5. выполняет меры, направленные на поддержание установленных показателей качества электрической энергии в ЕЭС Казахстана в соответствии с ГОСТ 13109-97.
То есть, организация, соответствуя вышеуказанным нормам Приказа, должна исполнить обязанности по электроснабжению, согласно Правилам.
Согласно ст. 491 Гражданского Кодекса Республики Казахстан № 409-I от 1 июля 1999 года (Далее - «ГК РК»), в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация и абонент обязаны возместить причиненный этим реальный ущерб.
Мы полагаем,, что в случае ненадлежащего исполнения обязанностей электроснабжающей организацией (далее - «Организация»), организация обязана возместить ущерб. Таким образом, необеспечение качественной и стабильной электроэнергии является нарушением прав потребителей со стороны электроснабжающей организации.
2.Что Вам следует предпринять для разрешения спора о подаче электроэнергии?
Для досудебного урегулирования спора Вы можете в письменном порядке обратиться в организацию, с которой Вы заключили договор об оказании услуг электроснабжения, и в Департамент развития электроэнергии по Вашему городу, предварительно вызвав электромонтера, который сможет снять показатели мощности электричества в вашем доме. Рекомендуем вам получить заключение электромонтера в письменном виде или зафиксировать результаты проверки в формате фото/видео. Данные материалы необходимо приложить к обращению. В Вашем письменном обращении необходимо указать ваши контактные данные, причину, по которой вы обращаетесь, и доказательство обстоятельств, на которые вы ссылаетесь.
Согласно гл.1 Правил пользования электрической энергией, утвержденных Приказом Министра энергетики Республики Казахстан № 143 от 25 февраля 2015 года, споры, возникающие между субъектами рынка электрической энергии, решаются в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан. Исходя из этого, в случае неразрешения спора в досудебном порядке, Вы вправе обратиться в районный суд по месту нахождения ответчика, то есть организации, с иском об оспаривании нарушенных прав.
Согласно ст.148 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан № 377-V от 31 октября 2015 года (Далее - «ГПК РК»), в иске должны быть указаны:
1.наименование суда, в который подается иск;
2.фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) истца, дата его рождения, место жительства, индивидуальный идентификационный номер, В заявлении должны быть указаны сведения об абонентском номере сотовой связи и электронном адресе истца и представителя, если они имеются;
3.если ответчиком является юридическое лицо, то его полное наименование, место нахождения, банковские реквизиты (если они известны истцу) и бизнес-идентификационный номер (если он известен истцу). В заявлении должны быть указаны сведения об абонентском номере сотовой связи и электронном адресе ответчика, если они известны истцу;
4.суть нарушения или угрозы нарушения прав и свобод гражданина или законных интересов истца и требования истца;
5.обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, а также содержание доказательств, подтверждающих эти обстоятельства;
6.сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено законом или предусмотрено договором;
7.сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались;
8.цена иска, если иск подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
9.перечень прилагаемых к иску документов.
Также, согласно ст. 149 ГПК РК, к иску прилагаются:
1.копии иска и приложенных к нему документов по числу ответчиков и третьих лиц;
2.документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
3.доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя;
4.документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
5.документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, если этот порядок установлен законом или предусмотрен договором;
6.документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия совершались;
7.ходатайство истца об истребовании доказательств, если доказательства находятся у ответчика или третьего лица;
Таким образом, для разрешения спора Вы праве обратиться с претензией в организацию, с которой Вы заключили договор об оказании услуг электроснабжения и в Департамент развития электроэнергии, а также в суд по месту нахождения ответчика. |