Здравствуйте. У меня была кредитная карта от Казкоммерцбанка. В 2019 году кредитную карту закрыли, остаток суммы оплатили в отделении банка, так как их приложение Homebank перестал работать на тот момент, потому что стали они Народный банк. В августе 2021 года при оформлении ипотеки выяснялось, что числится долг перед Банком и начисляется пеня по ранее закрытой кредитной карте. Никаких уведомлений от сотрудников Банка о наличии задолженности, точнее о просроченной задолженности и пени не было ни на мобильный телефон, ни на адрес проживания ни от сотрудников банка, ни от судебных исполнителей. Закрыли все. Теперь хотим оформить ипотеку на расширение, но Банки второго уровня отказывают, так как информация передана была в пкб1, история отрицательная, статус уже дали реабилитирован, но все равно Банки ипотеку не выдают, указывая на просрочку. Никаких проблем с банками второго уровня никогда не имели. Написали в Народный, отказывают в очистке истории в пкб1. Говорят было смс, письмо. Но до нас это все не доходило. Как можно решить проблему? Подскажите пожалуйста.
Ответ: Здравствуйте, Индира!
Исходя из Вашего обращения, мы выделили следующие вопросы:
1. Как очистить отрицательную кредитную историю, возникшую по технической причине?
2. Как изменить статус в кредитном бюро?
1. Как очистить отрицательную кредитную историю, возникшую по технической причине?
В соответствии с п.1 ст.31 Закона «О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республике Казахстан» от 6 июля 2004 года N 573 (далее - «Закон»), заявление субъекта кредитной истории об оспаривании информации, содержащейся в кредитном отчете, подаваемое им в кредитное бюро или поставщику информации, должно содержать:
1. фамилию, имя, отчество;
2. место жительства,
3. юридический адрес
4. данные документа, удостоверяющего личность физического лица
5. наименование и сведения о месте нахождения юридического лица а также указание на оспариваемую информацию и требование о предоставлении достоверной информации.
К заявлению могут прилагаться копии документов, на которые ссылается заявитель. Следовательно, мы полагаем, что Вы имеете право оспорить информацию о Вашей кредитной истории, направив заявление в Первое Кредитное Бюро (далее - «Кредитное бюро») или к поставщику информации - Народному банку (далее - «Банк»).
Мы полагаем, что в заявлении об оспаривании информации следует ссылаться на несоответствие информации о своей кредитной истории и статуса, регулируемым п.2 Правил и условий предоставления кредитного отчета, утвержденных постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 марта 2017 года № 53, согласно которому кредитное бюро присваивает статус «Реабилитирован» в отношении кредита, по которому ранее была допущена просрочка свыше 90 дней, при соблюдении заемщиком нижеуказанных условий.
В случае, если по истечении года после погашения задолженности по кредиту:
1. Погашено свыше 50% суммы задолженности по кредиту, имевшейся на дату реструктуризации или рефинансирования, и заемщиком не допускалась просрочка свыше 30 календарных дней после реструктуризации или рефинансирования кредита в течение года.
2. При отсутствии просрочек свыше 30 календарных дней в течение последних 12 последовательных календарных месяцев, после погашения просроченной свыше 90 календарных дней задолженности
Более того, согласно п.п.5 п.5 Требований к содержанию, оформлению, обязательным условиям договора банковского займа, утвержденных постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 23 декабря 2019 года № 248, обязанности банка предусматривают требование при наличии просрочки исполнения обязательства, но не позднее двадцати календарных дней с даты ее наступления уведомить заемщика способом и в сроки, предусмотренные в договоре: что уведомление считается доставленным, если оно направлено заемщику одним из следующих способов, предусмотренных договором: с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование получение уведомления заемщиком.
Следовательно, мы полагаем, что в заявлении Вы имеете право опираться на ненадлежащее уведомление о задолженности, так как мы предполагаем, что Вы не получали уведомление. Следовательно, мы полагаем, что отсутствие надлежащего уведомления является основанием для оспаривания кредитной истории перед банком/кредитным бюро.
Кроме того, согласно п.2 ст.31 Закона, поставщик информации или кредитное бюро обязаны в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения заявления рассмотреть заявление и произвести одно из двух действий, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи. Более того, в соответствии с п.3 ст.31, в случае, если искажение полученной кредитным бюро информации произошло вследствие технических ошибок поставщика информации или кредитного бюро, вследствие иных действий или бездействия их сотрудников, то поставщик информации обязан в течение десяти рабочих дней со дня обнаружения допущенного искажения предоставить в кредитное бюро информацию, имеющуюся у поставщика информации на дату обнаружения искажения. Кредитное бюро обязано предоставить получателю исправленный кредитный отчет.
Следовательно, мы полагаем, что кредитное бюро обязано рассмотреть заявление и принять дальнейшие действия в течении пятнадцати рабочих дней. В случае, если техническая ошибка будет доказана, кредитное бюро или банк обязаны будут предоставить новые сведения о Вашей кредитной истории. Мы рекомендуем Вам направить заявления в кредитное бюро и банк одновременно, так как это ускорит процесс изменения статуса в случае отказа со стороны банка.
2. Как изменить статус в кредитном бюро?
Заявление об изменение статуса в кредитное бюро заполняется письменно, и, в соответствии с п.2 ст.63 Административного Процедурно-Процессуального Кодекса Республики Казахстан (далее - «АППК РК») от 29 июня 2020 года № 350-VI., в нем необходимо указать следующие сведения:
1. фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), индивидуальный идентификационный номер (при его наличии), почтовый адрес физического лица либо наименование, почтовый адрес, бизнес-идентификационный номер юридического лица (при его наличии);
2. наименование административного органа, должностного лица, которым подается обращение;
3. суть обращения;
4. дата подачи обращения;
5. подпись заявителя или его представителя;
6. иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Заявление в кредитное бюро направляется через электронную подпись заявителя на электронном портале обращений «E-Otinish». Процедура подачи заявления следующая:
1. Авторизоваться на портале и перейти по кнопке «Заказать услугу онлайн» (для получения услуги вы должны быть зарегистрированы или пройти однократную регистрацию на сайте eotinish.kz).
2. Подать обращение в государственные органы.
3. Заполнить представленную форму.
4. Подписать обращение ЭЦП Национального удостоверяющего центра Республики Казахстан (НУЦ РК) и отправить в государственный орган.
Согласно, п.3 ст.31 Закона, в случае, если оспариваемая информация соответствует сведениям кредитного бюро, поставщика информации, то поставщик информации и (или) кредитное бюро направляют заявителю письменный отказ в удовлетворении заявления с указанием источников получения оспариваемой информации в срок, указанный в пункте 2 настоящей статьи. Следовательно, мы полагаем, что при получении отказа на заявление/истечения сроков ответа кредитного бюро, Вы имеете право вновь оспорить информацию и направить повторное заявление с предоставлением новых доказательств, или направить жалобу в Агентство. На основании п.1 ст.91 АППК РК, участник административной процедуры вправе обжаловать административный акт, административное действие (бездействие), не связанное с принятием административного акта, в административном (досудебном) порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, участник административной процедуры вправе обжаловать административное действие (бездействие), связанное с принятием административного акта. Более того, следует учесть, что жалоба подается в течении трех месяцев с получения ответа на заявление.
Согласно п.2 ст.93 АППК РК, жалоба в Агентство подается в письменной форме, в жалобе должны указаны:
1. наименование органа, рассматривающего жалобу;
2. фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), индивидуальный идентификационный номер, почтовый адрес физического лица либо наименование, почтовый адрес, бизнес-идентификационный номер юридического лица;
3. адрес фактического проживания физического лица и места нахождения юридического лица;
4. наименование административного органа, должностного лица, чьи административный акт, административное действие (бездействие) оспариваются;
5. обстоятельства, на которые участник административной процедуры основывает свои требования и доказательства;
6. дата подачи жалобы;
7. подпись участника административной процедуры;
8. перечень прилагаемых к жалобе документов;
9. иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
В случае, если Ваша жалоба будет отклонена, Вы имеете право оспорить решение Агентства в судебном порядке, направив административный иск.
На основании п.2 ст.131 АППК, иск подается в письменной форме, в нем указывается следующая информация:
1. наименование суда, в который подается иск;
2. наименование истца, если истцом является юридическое лицо или иная организация, место его нахождения, бизнес-идентификационный номер и банковские реквизиты;
3. наименование ответчика, место нахождения, банковские реквизиты (если они известны истцу) и бизнес-идентификационный номер (если он известен истцу). В иске должны быть указаны номера телефонов и электронный адрес ответчика, если они известны истцу;
4. содержание исковых требований (предмет иска) и изложение обстоятельств, которыми истец обосновывает свои требования (основания иска), суть нарушения или угрозы нарушения прав, свобод и законных интересов истца.
5. сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено законом;
6. перечень документов и других прилагаемых материалов (при наличии).
Исходя из вышеперечисленного, Вы имеете право оспорить переданную информацию банком в кредитное бюро о вашей просрочке ввиду принятия всех возможных мер и наличия технической ошибки банка, а также потребовать пересмотра статуса «Реабилитирован» в письменном виде, направив заявление в кредитное бюро. В случае, если кредитное бюро отказало в удовлетворении заявления ,или же не ответило в течение предусмотренного срока, Вам следует направить электронное обращение в Агентство об обжаловании решения кредитного бюро. Если Вас не удовлетворит ответ Агентства, Вы имеете право направить административный иск в суд первой инстанции по месту жительства, с содержанием ваших исковых требований и изложением обстоятельств к кредитному бюро и Агентству,отметив ранние попытки досудебного решения обращения к ответчику/ответчикам.