Категории вопросов
|
Ответы на вопросы
Административное право
Вопрос от: Clean
Добрый день! Почему при выписывании электронного протокола сразу появляется штраф в базе, ещё до рассмотрения дела?Или это происходит только при сокращённом производстве и считается всегда, что правонарушитель признает вину? Возможно у сотрудника полиции после составления протокола имеется возможность поставить какуе-то галочку о создании штрафа в базе? Есть ссылки на инструкции, регламенты по составлению электронного протокола и создании штрафа? Как называется база, где все штрафы или организация? Ответ: Здравствуйте! Из предоставленных Вами данных, мы готовы дать ответ на ваш запрос. В первую очередь, следует отметить, что в соответствии с п.1 и 2 ст.802 КоАП РК: 1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения с учетом положений части третьей настоящей статьи;
2) материалы, поступившие из правоохранительных органов, а также других государственных органов, органов местного самоуправления;
3) сообщения или заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации;
4) показания специальных автоматизированных измерительных средств, а также сертифицированных специальных контрольно-измерительных технических средств и приборов наблюдения, в том числе работающих в автоматическом режиме и фиксирующих совершение административного правонарушения в сфере автомобильного транспорта и безопасности дорожного движения посредством фото-, видеосъемки дорожной ситуации, определения скорости и направления движения транспортного средства, действий других участников дорожного движения;
5) показания контрольно-измерительной аппаратуры и (или) средств радиотехнического контроля.
2. Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения
Также согласно п.4 этой же статьи КоАП РК: Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, а также объявления судьей (судом) об установлении факта проявления неуважения к суду со стороны присутствующего в процессе лица в ходе судебного разбирательства. В случае, если административное правонарушение зафиксировано сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента направления предписания о необходимости уплаты штрафа.
Ознакомиться с перечнем штрафов и оплатить их гражданин может на портале www.egov.kz. Электронный способ оплаты удобен, прежде всего, тем, что информация о погашении штрафа автоматически поступает в централизованную базу данных по учету нарушений Правил дорожного движения МВД, после чего штраф будет считаться погашенным.
После оплаты штрафа пользователь получает электронный чек, который сохраняется в личном кабинете пользователя портала электронного правительства. Его можно распечатать и предъявить при необходимости.
Исходя из всего изложенного, можно сделать вывод, что конкретно в Вашем случае моментом возбуждения об административном правонарушении является направление предписания о необходимости уплаты штрафа, поэтому здесь нет необходимости для рассмотрения дела, а также для сокращенного производства. В протоколе об административном правонарушении указываются все сведения о правонарушителе, а также в чем заключается само правонарушение (т.е. его содержание), в соответствии со ст.803 КоАП РК. Вы можете проверить данные сведения на электронном портале www.egov.kz. С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Ким Анна
Вопрос от: Денис
Обнаружен штраф, числящийся на физическом лице, о котором было неизвестно и который помечен оплаченным в порядке сокращенного производства. Загружая протокол, в нём отсутствует подпись. Сроки с момента вынесенного протокола свыше 10 рабочих дней. Как обжаловать в таком случае? Будет ли это являться существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны правонарушителю, потерпевшему; или подложность протокола об административном правонарушении? Ответ: Здравствуйте, Денис! Из предоставленных Вами данных, мы готовы дать ответ на Ваш запрос. 1) В первую очередь необходимо отметить, что протокол об административном правонарушении — это процессуальный документ, в котором фиксируется административное правонарушение. Поэтому протокол является доказательством по делу об административном правонарушении и должен соответствовать требованиям, предъявляемым к доказательствам. Поскольку протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, фиксирующим совершенное административное правонарушение. Обжалование протокола об административном правонарушении не предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях РК, так как данный документ по делу об административном правонарушении не является итоговым. Итоговым процессуальным документом по делу об административном правонарушении является постановление.
2)Да, данный случай будет являться существенным для обстоятельств дела, если протокол об административном правонарушении будет признан подложным, т.к. ч. 2 ст. 852 КоАП РК приводит исчерпывающий перечень оснований для пересмотра. К ним относятся существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны правонарушителю, потерпевшему.
Таким обстоятельствам необходима совокупность нескольких черт:
- обстоятельства существовали во время рассмотрения дела;
- эти обстоятельства не были и не могли быть известны заявителю, а значит, они не были известны и суду, рассмотревшему дело;
- обстоятельства имеют существенное значение для дела. Существенность означает то, что будь эти обстоятельства известны во время рассмотрения дела, решение было бы вынесено иное. Однако, вновь открывшиеся обстоятельства следует отличать от юридически значимых фактов, возникших после вынесения решения. Решение должно соответствовать фактам, существовавшим в момент его вынесения. Факты, возникшие впоследствии, не могут свидетельствовать о незаконности решения. Таким образом, исходя из Вашего вопроса, следует отметить, что основанием для пересмотра служат установленные вступившим в законную силу приговором суда подложность протокола об административном правонарушении, документов либо вещественных доказательств, повлекшие за собой вынесение незаконного либо необоснованного постановления. С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Ким Анна
Вопрос от: Жансая
Здравствуйте! Мне не повезло с соседями по лестничной площадке. Дело в том, что они выставляют свои мусорные пакеты на лестничную площадку, могут по несколько дней не выбрасывать мусор, кроме того они не убирают саму лестничную площадку в результате чего по подъезду образовалась грязь и невыносимый запах. Напишите, пожалуйста, что можно предпринять в такой ситуации? Заранее благодарю. Ответ: Доброго времени суток, Жансая! Благодарим Вас за обращение именно к нам!
В данной ситуации Вы можете предпринять следующие меры:
1) Попробуйте лично переговорить с Вашими соседями, сообщив им об административной ответственности согласно статье 434-2 КоАП РК: «Загрязнение мест общего пользования, парков, скверов, в том числе выброс коммунальных отходов в неустановленных местах, – влечет штраф в размере пяти месячных расчетных показателей.».
2) Обратитесь в уполномоченный орган- в полицию. Для этого Вам нужно написать заявление на имя начальника РУВД и изложить проблему с требованием привлечения к ответственности нарушителей. Если никаких мер по Вашему заявлению не будет принято, то Вы можете подать жалобу на действия должностных лиц в вышестоящий орган или прокуратуру, или в Специализированный межрайонный административный суд г. Алматы.
Если Ваше заявление будет принято, то будет заведено дело по которому Вы будете участвовать в судебном заседании. Для этого Вам стоит собрать доказательства (заснять нарушение на фото или видео), дополнительно можно приложить коллективное обращение от других соседей. Кроме письменного обращения вы можете дополнительно написать о данном факте нарушения в интернет-блог начальника ДВД г. Алматы. С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Ибраимова Жанел
Вопрос от: Ерлан
В течение какого срока ЧСИ должен ответить на запрос? каким законом это регламентировано? Исходя из предоставленных Вами данных, мы пришли к следующим ключевым выводам.
Данные правоотношения регулируются Законом Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» от 2 апреля 2010 года и Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан от 29 июня 2020 года.
Согласно ст. 76 Административно процедурно-процессуального Кодекса (далее АППК) срок административной процедуры, возбужденной на основании обращения, составляет пятнадцать рабочих дней со дня поступления обращения, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.
Иными словами в течении 15 дней с подачи обращения ЧСИ должен ответить на ваш запрос. С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Рашидова Ясмин
Вопрос от: Арман
Добрый день Меня лишили прав. Я не пил за рулём и не пил до посадки в транспортное средство. Протокол я не подписал. Понятых не назначили. Первое медэкспертиза показала якобы 0.36 промилле хотя я был трезв, поставили лёгкую степень. Вслед сдал второе через 30 минут, повторное показало что трезв. Судья во время первого суда, перепутал мою экспертизу с чужой и посадил меня на 15 суток хотя я ему кричал что это не моя экспертиза. По прошествии 15 суток подал в областной суд но судья не изменил приговор не аргументируя ничем абсолютно. Вызвал полицейского на допрос и на вопрос почему нет понятых, не получил внятного ответа хотя в аналогичных случаях у всех были понятые. Теперь вот как поступить даже и не знаю, насколько я помню высшая инстанция не рассматривает такие дела.
Исходя из Вашего обращения, мы выделили следующие вопросы:
1.Какова процедура для Вашего дела?
2.Возможно ли пересмотр судебного акта в кассационном порядке?
1.Какова процедура для Вашего дела?
Согласно п.5 ст.226 Кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-V «Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан», в мотивировочной части решения указываются:
•кратко обстоятельства дела, установленные судом;
•доказательства, на которых основаны выводы суда о правах и обязанностях;
•доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Следовательно, мы полагаем, что по Вашему вопросу в мотивировочной части решения суда обоснованы решение суда.
Исходя из предоставленной Вами информации, суд перепутал акты экспертиз. Следовательно, мы полагаем, что Вы вправе написать жалобу в Комиссию по судейской этике. Адреса, телефоны, реквизиты Комиссии судейской этике прописаны на данном сайте:
2.Возможен ли пересмотр судебного акта в кассационном порядке?
Согласно ст. 851 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V, основаниями к пересмотру в кассационном порядке постановлений по делам об административных правонарушениях являются случаи, когда:
•исполнение принятого постановления может привести к тяжким необратимым последствиям для жизни, здоровья людей либо для экономики и безопасности Республики Казахстан;
•принятое постановление нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
•принятое постановление нарушает единообразие в толковании и применении судами, уполномоченными органами (должностными лицами) норм права.
Таким образом, мы полагаем, что невозможно пересмотра судебного акта по Вашему случаю в кассационном порядке.
Вопрос от: Бауржан
День добрый! Разъясните пожалуйста, что является публично-правовыми отношениями в РК, и кто является субъектами публично-правовых отношений? Ответ: Здравствуйте, Бауржан Публичными признаются все те правоотношения, одним из субъектов которых является государство (через свои органы) со специфическим своим характером носителя принудительной власти, а частными признаются те отношения, в которых государство отсутствует в качестве субъекта, или же выступает на одной стороне отношения, но лишь как носитель имущественных интересов.
Публичными правоотношениями являются те правоотношения, в которых одним из субъектов является носитель государственно-властных полномочий, дает, в частности, четкий и формально определенный критерий выделения данной группы правоотношений. Одна из особенностей публичных правоотношений состоит в том, что они носят в большинстве случаев вертикальную направленность.
Субъекты публично правовых отношений:
•государственные органы и их структурные подразделения;
•предприятия, учреждения, организации;
•общественные (негосударственные) объединения;
•служащие государственных органов и организаций, общественных объединений;
•представители общественных формирований, наделенные административными правами и обязанностями;
•граждане Республики Казахстан;
•иностранные граждане, лица без гражданства, кандасы, беженцы и т.д.
Отношение субъектов в публичном праве регулирует императивный метод. Императивный метод используется в публичном праве для регулирования так называемых вертикальных отношений, отношений между государством с одной стороны и гражданами и их организациями — с другой.
Регулируя данные отношения, государство одних субъектов (государственные органы, должностных лиц) наделяет их полномочиями, на других же (граждан и их организации) возлагает соответствующие обязанности. В результате отношения между этими субъектами складываются как отношения власти и подчинения. С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Жандарбек Нурасыл
Вопрос от: Алихан
Сосед-маргинал на постоянной основе в утреннее и ночное время выходит на балкон и кричит оскорбительные фразы в сторону разных национальностей (разжигание ненависти), людей (соседей и сотрудников полиции), угрозы нанести увечья и смерти, взорвать дом, клевета, мешает спать, портит имущество двора. Это продолжается на протяжении года и больше. Чувствует абсолютную безнаказанность за свои действия. Обращение к участковому не дает эффекта. Видеодоказательства имеются. Как поступать? Что делать, если сосед, возможно, состоит на учете душевнобольных? Ответ: Здравствуйте, Алихан! Исходя из предоставленных Вами данных мы выделили следующие вопросы:
1)Куда вам нужно обратиться в данной ситуации?
2)Что делать, если сосед, возможно, состоит на учете как душевнобольной?
Статья 4 Уголовного кодекса Республики Казахстан устанавливает, что единственным основанием уголовной ответственности является совершение уголовного правонарушения, то есть деяния, содержащего все признаки состава преступления либо уголовного проступка, предусмотренного настоящим Кодексом. В соответствии с частью 1 статьи 174 Уголовного кодекса Республики Казахстан, умышленные действия, направленные на разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни, на оскорбление национальной чести и достоинства либо религиозных чувств граждан, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, сословной, национальной, родовой или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации или сетей телекоммуникаций, а равно путем изготовления или распространения литературы или иных носителей информации, пропагандирующих социальную, национальную, родовую, расовую, сословную или религиозную рознь, - наказываются штрафом в размере от двух тысяч до семи тысяч месячных расчетных показателей либо ограничением свободы на срок от двух до семи лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Согласно пункту 1 статьи 185 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, орган уголовного преследования обязан принять и зарегистрировать заявление, сообщение о любом готовящемся, совершенном либо совершаемом уголовном правонарушении. Заявителю выдается документ о регистрации принятого заявления или сообщения об уголовном правонарушении.
Соответственно если после принятия вашего заявления в ходе проверки будет обнаружено, что действия вашего соседа содержат в себе признаки состава уголовного правонарушения, установленного частью 1 статьи 174 Уголовного кодекса Республики Казахстан в отношении вашего соседа будет возбуждено уголовное дело, в последствии он должен быть привлечен к уголовной ответственности.
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: 2) материалы, поступившие из правоохранительных органов, а также других государственных органов, органов местного самоуправления; 3) сообщения или заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, (подпункт 2,3 части 1 статьи 802 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»).
Часть 1 статьи 437 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» устанавливает, что нарушение тишины с 22 до 9 часов утра, в том числе проведение в жилище и вне его работ, сопровождаемых шумом, не связанных с неотложной необходимостью, препятствующее нормальному отдыху и спокойствию физических лиц, а равно нарушение тишины развлекательными заведениями, расположенными в жилых зданиях и на территориях жилой застройки, с 22 до 9 часов утра в будние, с 23 до 10 часов утра в выходные и праздничные дни - влечет штраф на физических лиц в размере пяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства - в размере ста месячных расчетных показателей.
Часть 1 статьи 434 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» устанавливает, что мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к физическим лицам, осквернение жилых помещений и другие подобные действия, выражающие неуважение к окружающим, нарушающие общественный порядок и спокойствие физических лиц, - влечет штраф в размере пяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до десяти суток.
Вы вправе обратится в территориальное управление полиции по вашему району и сообщить о совершенных вашим соседом административных правонарушениях, сотрудниками органа внутренних дел ваше сообщение будет передано, что станет поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении вашего соседа. Также вам стоит учесть, что в соответствии с частью 1 статьи 64 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве - по истечении одного года со дня его совершения, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 26 Гражданского кодекса Республики Казахстан, гражданин, который вследствие психического заболевания или слабоумия не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным, в связи с чем над ним устанавливается опека. В соответствии со статьей 29 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправного деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и опасность своих действий (бездействия) или руководить ими вследствие хронического психического заболевания, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Согласно части 1 статьи 16 Уголовного кодекса Республики Казахстан, не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) или руководить ими вследствие хронического психического заболевания, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Суммируя вышеуказанное если в отношении вашего соседа вынесено решение суда о признании его недееспособным, у него имеется психическое заболевание в следствии которого он не руководит своими действиями, он не подлежит ни уголовной, ни административной ответственности. К нему согласно части 2 статьи 16 Уголовного кодекса Республики Казахстан, могут применены принудительные меры медицинского характера, установленные настоящим кодексом. С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Кадырова Сабина
Вопрос от: Никита
Здравствуйте. Вчера охранник магазин подошёл и не представился и начал проверять мои карманы без спроса. Я знаю что охранник не имеет право проводить обыск, а если они меня подозревают в краже или имеют видеозапись камер, или сработала сигнализация возле двери что я украл товар то имеют право меня задержать и вызвать полицию и потом обыскать. Скажите пожалуйста какая статья РК запрещает проводить обыск людей в данном случае охраника и какие меры наказания будут ему. Ответ: Добрый день Никита! Рассмотрев Ваше обращение, сообщаем следующее: В первую очередь необходимо отметить, что Обыск и досмотр личных вещей граждан допускаются только в случаях, прямо предусмотренных законом.
Так согласно статей 16, 18, 21 Конституции Республики Казахстан, граждане имеют право свободного передвижения, на личную свободу, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства.
Также необходимо отметить и тот факт, что обычно охрану в организациях торговли и обслуживания на территориях частных компаний осуществляют сотрудники частных охранных фирм. Так, в соответствии со ст.ст.1 и 3 Закона РК «Об охранной деятельности:
•защиту жизни и здоровья физических лиц от преступных и иных противоправных посягательств;
•защиту имущества физических и юридических лиц от противоправных посягательств.
Иных полномочий охранникам законом не предоставлено.
В статье 4 данного Закона, указано, что охранная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также учета жизненно важных интересов личности, общества и государства. Осуществление охранной деятельности не должно нарушать прав и свобод третьих лиц.
Таким образом, ни охранник, ни другие работники магазина или организации, охраняемого предприятия не имеют права устраивать досмотр личных вещей посетителей. Они могут лишь попросить вас показать содержимое сумок или карманов. Но выполнять данную просьбу или нет – вы решаете самостоятельно. Не является причиной к досмотру даже утверждение о том, что вы были замечены берущим товар с полки магазина. Если имеются веские показания (сигнал охранной магнитной рамки о проносе товара или видеозапись кражи товара), вас имеют права задержать до приезда сотрудников полиции, которые и могут делать досмотр с соблюдением описанных выше правил.
В статье 14 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее – КоАП РК) указано, что: Никто не может быть подвергнут административному задержанию, приводу, доставлению в органы внутренних дел (полицию) или другие государственные органы, личному досмотру и досмотру находящихся при физическом лице вещей или иным мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с п.5 ст.791 КоАП РК, Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут производиться только в период производства по делу об административном правонарушении. Основанием для проведения личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице, является совершение лицом административного правонарушения.
Аналогичная норма приведена и в ст.132 Уголовно процессуального кодекса РК (далее – УПК РК): Лицо, осуществляющее задержание, вправе с соблюдением правил, предусмотренных статьей 255 настоящего Кодекса, незамедлительно произвести личный обыск задержанного в случаях, когда есть основания полагать, что он имеет при себе оружие либо предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, или запрещенные к обращению и иные предметы, которые могут быть использованы в доказывании, либо он попытается освободиться от доказательств, изобличающих его в совершении уголовного правонарушения, или в иных необходимых случаях.
Касательно Вашего вопроса, в соответствии с п.3 ст.791 КоАП РК, Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, производятся только уполномоченными должностными лицами, перечень которых определен в статье 787 настоящего Кодекса, части первой статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан и является исчерпывающим. Производство указанных мер другими лицами запрещается и влечет ответственность, предусмотренную законом.
В соответствии со ст. 787 КоАП РК:
Административное задержание, то есть кратковременное ограничение личной свободы физического лица, представителя юридического лица, должностного лица с целью пресечения правонарушения или обеспечения производства, может производиться:
1) органами внутренних дел - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 685 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с подпунктом 1) части первой статьи 804 настоящего Кодекса составляют протоколы об административном правонарушении;
2) комендатурой местности, где объявлено чрезвычайное положение, и военными патрулями - при нарушении режима чрезвычайного положения и действий, провоцирующих нарушение правопорядка в условиях чрезвычайного положения;
3) должностными лицами, участвующими в антитеррористической операции, в пределах установленной компетенции - при нарушении правового режима антитеррористической операции или невыполнении требований, установленных в связи с объявлением антитеррористической операции;
4) должностными лицами Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан - при выявлении административных правонарушений, рассматриваемых ими в соответствии с частью третьей статьи 726 настоящего Кодекса либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с подпунктом 44) части первой статьи 804 настоящего Кодекса составляют протоколы об административном правонарушении;
5) старшим в месте расположения охраняемого объекта военнослужащим, сотрудником органов внутренних дел, специальных государственных органов, должностным лицом военизированной охраны - при совершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемые объекты, другое чужое имущество;
6) органами лесного хозяйства, животного мира, особо охраняемых природных территорий, осуществляющими государственный контроль и надзор, а также специализированными организациями уполномоченного органа и местных исполнительных органов - при совершении правонарушений в области лесного законодательства Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан в области охраны, воспроизводства и использования животного мира, в области особо охраняемых природных территорий;
7) органами транспортного контроля - при нарушении правил, контроль за соблюдением которых осуществляют эти органы;
8) должностными лицами военной полиции - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 727 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с подпунктом 4) части первой статьи 804 настоящего Кодекса составляют протоколы об административном правонарушении;
9) органами государственного контроля в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов - при нарушении природоохранного законодательства;
10) должностными лицами органов государственных доходов - при совершении правонарушений в сферах предпринимательской деятельности, торговли и финансов, налогообложения, таможенного дела в соответствии с подведомственностью дел об административных правонарушениях;
12) должностными лицами органов государственного горного надзора, Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, уполномоченного органа по геологии и использованию недр, органов по охране окружающей среды и природных ресурсов, республиканского органа по рыболовству - при совершении административных правонарушений на континентальном шельфе, территориальных водах (море) и внутренних водах, связанных с нарушением условий лицензии, регламентирующих разрешенную деятельность на континентальном шельфе, территориальных водах (море) и внутренних водах Республики Казахстан, нарушением правил проведения ресурсных или морских научных исследований, нарушением правил захоронения отходов и других материалов, невыполнением законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа, территориальных вод (моря) и внутренних вод Республики Казахстан об остановке судна или воспрепятствованием его осуществлению;
14) должностными лицами Службы государственной охраны Республики Казахстан - если правонарушение совершено во время проведения охранных мероприятий по обеспечению безопасности охраняемых лиц;
14-1) должностными лицами уполномоченного органа: в области ветеринарии, по карантину растений - при нарушении правил, требований, контроль и надзор за соблюдением которых осуществляют эти органы; в области защиты растений - при нарушении правил, требований, контроль за соблюдением которых осуществляет этот орган;
15) судебными приставами - при невыполнении требований о прекращении противоправных действий в зале во время судебного заседания, а также в ходе принудительного исполнения исполнительных документов.
Незаконные действия сотрудников охранных фирм или подразделений могут быть обжалованы в территориальные управления специализированной службы охраны (Это – подразделения департаментов внутренних дел). За существенные или систематические нарушения они могут быть лишены лицензии.
Отстаивать права, нарушенные администрацией и работниками магазина или другого предприятия, придется путем предъявления иска в суд. Это возможно сделать самостоятельно или с помощью организации по защите прав потребителей. С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Уббиниязов Ихтияр
Вопрос от: Ирина
Добрый день! Мои сосед изменил целевое назначение своего огорода с «обслуживания огорода» на «обслуживание огорода и хозяйственно-бытовых строений». На территории огорода начал строительство гаража, но подъезда к огороду нет, и не было предусмотрено ранее. Сосед намеревается проложить подъездной путь к огороду через прилегающую территорию к моей квартире с насаждениями. И настаивает на уборке всех плодовых насаждений и кустарников которые растут на моей половине двора. Хотя, у соседа уже имеется участок под строительство гаража в общем дворе для общего пользования, который предназначен для строительства и использования строений хозяйственно-бытовых строек. Но он отказывается использовать этот участок и настаивает на строительстве гаража на территории огорода. Территория прилегающая к обоим нашим квартирам является государственной. Но так получается что сосед распоряжается этой территорией как своей собственной. Территория которая прилегает к моей квартире служит зоной отдыха в летнее время. На своей половине двора которая прилегает к квартире соседа он вырубил все деревья (документов на вырубку никаких представлено не было). Насколько правомерны действия моего соседа? Ответ: Здравствуйте, Ирина!
Рассмотрев Ваше обращение, мы предполагаем, что Вам необходимы ответы на следующие вопросы:
1.Правомерны ли действия Вашего соседа?
2.Существует ли возможность привлечения его к ответственности?
1.Правомерны ли действия Вашего соседа?
Пункт 20.1 Типовых правил о содержании и защите зеленых насаждений, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 марта 2015 года №235 указывает, что вырубка деревьев разрешается в случае проведения строительных работ, если она утверждена и согласована градостроительной документацией. Так как Ваш сосед не получил разрешения от государственного органа на вырубку деревьев, мы полагаем, что его действия являются незаконными.
Также, пункт 4 Правил оказания государственной услуги «Выдача разрешения на вырубку деревьев», утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 марта 2015 года №235 гласит, что единый зеленый фонд городов подлежит защите. Соответственно, Ваш сосед не может как самовольно обращаться с деревьями и кустарниками на своей половине, так и настаивать на из уборке на Вашей половине двора. Таким образом, Ваш сосед может быть привлечен к ответственности в соответствии со статьей 381-1 Кодекса об Административных нарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК (далее - «КОАП РК») за незаконную порубку, уничтожение или повреждение деревьев и кустарников, предусматривающей административный штраф до размере 50 МРП.
Более того, пунктом 27 статьи 12 Земельного Кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года №442 определено понятие самовольного занятия земельного участка, что предполагает занятие земельного участка, находящегося в государственной собственности и не предоставленного в землепользование без соответствующего решения Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа, которое запрещено. В связи с тем, что Ваш сосед не получил надлежащего документа от Правительства или акимата для использования данного участка земли, на мы предполагаем, что его действия являются неправомерными. Мы полагаем, что Ваш сосед может быть привлечен к ответственности в соответствии со статьей 136 КОАП РК подразумевающий административный штраф в размере 75 МРП.
2.Существует ли возможность привлечения его к ответственности?
Так как мы полагаем, что действия Вашего соседа являются неправомерными, мы рекомендуем Вам следующие меры для привлечения Вашего соседа к ответственности.
1)Министерство экологии
Прежде всего, Вам следует обратиться в РГУ «Департамент экологии по городу Алматы Комитета экологического регулирования и контроля Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК» по адресу проспект Абая, 32 или позвонить по номеру +7 7172 74-08-44 и оставить сообщение о нарушении пункта 1 статьи 381-1 КОАП РК по факту незаконной вырубки деревьев.
2)Акимат
Так как Ваш сосед самовольно занял государственную территорию, для привлечения Вашего к ответственности, мы рекомендуем Вам сперва воспользоваться юридическими методами, то есть обратиться в акимат вашего города. Необходимо учитывать, что только обращения, поступившие в канцелярию акимата и через портал egov, считаются официальными обращениями, так как соответствуют требованиям Административному Процедурно-Процессуальному Кодексу Республики Казахстан от 29 июня 2020 года № 350-VI (далее - «АППК») и подписываются непосредственно заявителем.
Для подачи электронного обращения, Вам необходимо авторизоваться в сервисе «egov» при помощи Электронной Цифровой Подписи (далее-«ЭЦП»), зайти в поле «электронные обращения», создать новое обращение, заполнить электронную форму обращения, а именно указать почтовый адрес, фактическое место проживания, контактный телефон, регион (г.Алматы), имя получателя(городской акимат), содержание(наименование услуги), скан-копии необходимых документов), подписать ЭЦП (электронной цифровой подписью) и отправить.
Согласно статье 63 АППК для подачи обращения в традиционном формате, Вам необходимо указать в обращении Ваши личные данные (ФИО, ИИН, место жительства), наименование акимата, суть обращения, дату подачи, поставить вашу подпись.
Альтернативно Вы можете обратиться в Акимат по телефону доверия 8 7212 478 225, на интернет-ресурс акимата города Алматы - almaty.gov.kz , в разделе «Вопрос акиму», в социальных сетях: Instagram, Facebook, VK, Twitter, Одноклассники, - через портал Open Almaty также принимаются к рассмотрению акиматом, однако, хотим отметить, что данного рода обращения не являются юридическими мерами обращения.
3)Районное Отделение Внутренних Дел
Также, Вы имеете право обратиться в ближайшее Районное Отделение Внутренних Дел (далее -«РОВД»), которые в соответствии с пунктом 8 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года № 199-V «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» работают с административным делопроизводством.
В заявлении, Вам необходимо, опираясь на статью 63 Административно процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 29 июня 2020 года № 350-VI,описать факт незаконной вырубки деревьев и занятия государственной территории, ссылаясь на статьи 136 и 381-1 КОАП РК, подписать данное обращение.
Либо, Вы можете заполнить обращение на сайте электронного правительства egov.
Для подачи электронного обращения, Вам необходимо авторизоваться в сервисе «egov» при помощи ЭЦП, зайти в поле «электронные обращения», создать новое обращение, заполнить электронную форму обращения, а именно указать почтовый адрес, фактическое место проживания, контактный телефон, регион (г.Алматы), имя получателя (городской акимат), содержание (наименование услуги), скан-копии необходимых документов), подписать ЭЦП (электронной цифровой подписью) и отправить.
Также, в случае, если вам понадобится квалифицированная юридическая помощь в подготовке обращения в Министерство экологии, заявления в РУВД мы рекомендуем Вам обратиться в Юридическую Клинику Университета КИМЭП, e-mail: legal.clinic@kimep.kz, телефон +7 (727) 237 47 57.
Вопрос от: Саида
Здравствуйте! Некий мужчина по средствам мессенджеров, сообщений и звонков оскорбляет меня и распространяет про меня ложную информацию в соц сетях и моим знакомым, начальству и друзьям. Угражает мне. Вымогает деньги. В общем, кибербуллинг и сталкеризм. Не могли бы мне посоветовать, что с этим делать? Ответ: Здравствуйте, Саида!
Исходя из представленной Вами информации, мы выделили следующий вопрос:
1.Каким образом можно защитить Ваши права?
Мы полагаем, что Вы имеете право обратиться за защитой Ваших прав и интересов (a) в уголовном порядке, (b) в гражданском порядке, (c) в административном порядке.
a)Защита Ваших прав в уголовном порядке
Мы полагаем, что в Вашем случае имеется состав преступления, предусмотренного ст. 194 Уголовного Кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года №226-V, вымогательство, которое подразумевает требование передачи чужого имущества под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего, либо иных сведений, оглашение которых может причинить существенный вред интересам потерпевшего.
Для привлечения виновника к уголовной ответственности Вам необходимо написать заявление в ближайшем отделении полиции для возбуждения уголовного дела.
Кроме того, согласно ст. 181 Уголовного процессуального кодекса Республики Казахстан от 4 июля 2014 года №231-V, заявления физического лица об уголовном правонарушении могут быть устными или письменными либо в форме электронного документа.
Следовательно, Вам необходимо написать заявление для возбуждения уголовного дела, при этом рекомендуем использовать письменный и электронный формат заявления.
b)Защита Ваших прав в гражданском порядке
Согласно п. 6 ст. 143 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года, гражданин в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещение убытков и морального вреда, причиненных этим распространением.
Для истребования морального вреда Вам необходимо обратиться с исковым заявлением в суд по месту жительства ответчика.
Однако согласно пп. 3 п. 1 ст. 148 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года №377-V, в исковом заявлении должна быть указана информация об ответчике включающая: фамилию, имя, отчество, место жительства и т.д. Таким образом, для истребования морального вреда обладание сведениями о распространителе информации является обязательным.
Следовательно, мы полагаем, что если у Вас имеется данная информация, то у Вас не будет сложностей с истребованием морального Вреда, и Вы сможете защитить свои гражданские права в суде.
c)Защита Ваших прав в административном порядке
Согласно ст. 73-3 Кодекса об Административных Правонарушениях Республики Казахстан от 5 июля 2014 года №235-V, клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Следовательно, мы полагаем, что Вы можете обратиться в административном порядке для привлечения мужчины к ответственности.
Согласно п. 1 ст. 62 Административного Процедурно-Процессуального Кодекса Республики Казахстан от 29 июня 2020 года №350-VI (далее- АППК РК), основанием для возбуждения административной процедуры может быть обращение. Обращение должно быть в следующей форме:
•в письменной форме в местном филиале Министерства Внутренних Дел или же
•путем онлайн подачи в системе Правительства для Граждан (eGov.kz).
Также Вам необходимо учитывать следующие требования представленные к обращению, указанные в ст. 63 АППК РК:
1.фамилия, имя, отчество, индивидуальный идентификационный номер, почтовый адрес физического лица;
2.суть обращения;
3.дата подачи обращения;
4.подпись заявителя или его представителя.
Следовательно, мы полагаем, что Вам необходимо подать обращение для возбуждения административной процедуры.
|