+7 (727) 2222-101
 
Ответы на вопросы
Каспийский
Вопрос от: Асель

Каким способом осуществляется закупка лекарственных средств на сумму до 100 мрп? Является ли обязательным объявлять закупку способом конкурса или же возможно прямое заключение договора? И распространяются ли нормы статьи 37 пункта 4 Закона «О государственных закупках» на вышеназванную закупку?


Ответ: Согласно ст. 39 п.3 пп.42 Закона РК "О государственных закупках", приобретение однородных товаров, работ, услуг, если годовой объем таких однородных товаров, работ, услуг в стоимостном выражении не превышает стократного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, является основанием осуществления закупки из одного источника путём прямого заключения договора.
Однако кроме того следует знать, что согласно приказу Министра финансов Республики Казахстан "Об утверждении Правил осуществления государственных закупок" за № 648 от 11.12.2015 года, параграф 3 регламентирует, что при осуществлении государственных закупок способом из одного источника путём прямого заключения договора, заказчик определяет поставщика и заключает с ним договор посредством веб-портала. Офертой является направление потенциальному поставщику проекта договора. Кроме того, заказчик не позднее десяти рабочих дней должен составить и разместить на веб-портале отчёт, содержащий обоснование выбора поставщика, цены договора, а также иных условий договора. Коль скоро нормы статьи 37 предназначены для осуществления госзакупок способом запроса ценовых предложений, на такой способ закупки, как из одного источника они не распространяются.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Ибрагимов И.

Вопрос от: Гульшат
Здравствуйте. Есть АО, 100% акций которого принадлежат государству. В связи с действующей политикой о приватизации государственного имущества, АО должно уйти с молотка в ближайшем будущем. Чтобы не оказаться "за бортом", коллектив АО хочет сохранить все как есть и сами управлять своим АО. Как правильно это оформить? Возможно ли организовать ТОО из коллектива АО и передать в доверительное управление АО с последующей приватизацией?

 

Ответ: Здравствуйте, Гульшат!
Для того чтобы управлять АО самостоятельно, вам необходимо получить АО в доверительное управление, в соответствии с Правилами передачи государственного имущества в доверительное управление.
Касательно второго вопроса. В соответствии с требованиями, установленными пунктом 1 статьи 86 Закона «Об акционерных обществах», АО (за исключением некоммерческой организации, созданной в организационно-правовой форме акционерного общества) вправе преобразоваться в хозяйственное товарищество или в производственный кооператив, к которому переходят все права и обязанности преобразуемого общества в соответствии с передаточным актом. Согласно п1. ст.45 ГК РК реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) производится по решению собственника его имущества или уполномоченного собственником органа, учредителей (участников), а также по решению органа, уполномоченного учредительными документами юридического лица, либо по решению судебных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Согласно Правилам передачи государственного имущества в доверительное управление (Утверждены приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 16 января 2015 года № 17):
Решение о передаче объекта в доверительное управление с правом или без права последующего выкупа принимается учредителем, сведения о котором включаются учредителем в электронную базу данных по договорам доверительного управления в течение десяти рабочих дней с даты принятия решения. Передача объекта в доверительное управление с правом последующего выкупа осуществляется на тендерной основе.
Заявление оформляется в произвольной форме с указанием наименования объекта, его балансодержателя, а также обоснования потребности в объекте с предоставлением следующих документов:
1) для юридических лиц:
копия свидетельства с предъявлением оригинала для сверки или нотариально удостоверенная копия указанного документа либо справка о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица;
копии учредительных документов (учредительный договор и устав) с предъявлением оригинала для сверки либо нотариально удостоверенные копии указанных документов;
сведения об отсутствии (наличии) налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям (за исключением случаев, когда срок уплаты отсрочен в соответствии с главой 6 Кодекса Республики Казахстан о налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс), выданные не ранее месяца до даты подачи заявления;
2) для физических лиц – копии документа, удостоверяющего личность физического лица, с предъявлением оригинала для сверки либо нотариально удостоверенные копии указанных документов;
3) для индивидуального предпринимателя – копии свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, документа, удостоверяющего личность физического лица, с предъявлением оригинала для сверки либо нотариально удостоверенные копии указанных документов, сведения об отсутствии (наличии) налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям (за исключением случаев, когда срок уплаты отсрочен в соответствии с главой 6 Кодекса Республики Казахстан о налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс), выданные не ранее месяца до даты подачи заявления.
 
Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Идрисова З.
Вопрос от: Полина
Добрый день! Прошу помочь разобраться с таким вопросом: В отличие от Трудового кодекса 2007 года, Трудовым кодексом 2015 года установлен последовательный обязательный порядок досудебного урегулирования трудового спора. Таким образом, за разрешением трудового спора работник/работодатель сначала обязательно должен обратиться в согласительную комиссию, а при не урегулировании спора или при неисполнении решения согласительной комиссии - последовательно в суд. В этой связи, при обращении работника/работодателя в суд в виду неисполнения решения согласительной комиссии, какую силу будет иметь решение, принятое согласительной комиссией, при рассмотрении судом искового заявления?

 

Ответ: Здравствуйте, Полина!
Согласно п.1 ст.159 Трудового Кодекса РК, индивидуальные трудовые споры рассматриваются согласительными комиссиями, а по неурегулированным вопросам либо неисполнению решения согласительной комиссии – судами за исключением субъектов малого предпринимательства и руководителей исполнительного органа юридического лица.
Однако трудовой спор в суде будет рассматриваться заново и для суда решение согласительной комиссии не имеет преюдициального значения.
 
Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Идрисова З.
Вопрос от: Алия
Здравствуйте! Я являюсь инвалидом третьей группы, сравнительно недавно подала заявление на освобождение от обложения ИПН моей заработной платы на основании прилагаемых документов, в размерах, предусмотренных законодательством. Спустя месяц ко мне обращается коллега с вопросом, как я добилась того, что не плачу налоги и начала приводить примеры про своего брата-инвалида, хотя эту тему я ни с кем из своих коллег не обсуждала. Неприятная для меня тема, тем более что она обсуждается среди моих коллег. На основании чего я могу написать заявление о разглашении конфиденциальной информации и можно ли предупредить, и кто за это понесет наказание? Правильно ли будет это с моей стороны?

 

Ответ: Здравствуйте, Алия!
В соответствии с п.15 ст.1 Закона РК «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах по отношению к третьим странам»: «Конфиденциальная информация – информация ограниченного доступа, содержащая коммерческую и иную охраняемую законом тайну, за исключением государственных секретов».
Исходя из вышеизложенного понятия ясно, что информация признается «конфиденциальной» только если она коммерческого характера или является иной охраняемой законом тайной. Однако факт инвалидности не является как таковой разновидностью охраняемой законом тайны. Законом РК «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» не указывается, что факт инвалидности лица является охраняемой законом тайной. Следовательно, в данном случае, нет законного основания для заявления о разглашении конфиденциальной информации, как и не полагается наказание.
Если бы имело место распространение не соответствующих действительности сведений, умаляющих честь, достоинство, деловую репутацию, в таком случае, гражданское законодательство предусматривает защиту этих и других личных неимущественных прав (Глава 3, § 3. ст. 141, 143 ГК РК).
В соответствии с п.1 Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан «О применении в судебной практике законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации физических и юридических лиц»: «Порочащими являются такие не соответствующие действительности сведения, которые умаляют честь и достоинство гражданина в общественном мнении или мнении отдельных граждан с точки зрения соблюдения законов, моральных принципов общества (например, сведения о совершении нечестного поступка, недостойном поведении в трудовом коллективе, в семье; сведения, опорочивающие производственно-хозяйственную деятельность, репутацию и т.п.).
- Честь - это общественная оценка лица, мера его духовных и социальных качеств.
- Достоинство - внутренняя самооценка лицом собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего общественного значения.
- Деловая репутация - устойчивая положительная оценка деловых (производственных, профессиональных) достоинств лица общественным мнением».
Если сведения признаны судом соответствующими действительности, а также, если распространенные сведения не являются порочащими, требования об их опровержении удовлетворению не подлежат (п. 11 того же постановления).
Сообщение информации об инвалидности и её обсуждение между 3-ми лицами не является правонарушением, если, во-первых, она соответствует действительности, во-вторых, если сообщение о ней в приемлемой нормам морали форме, не причиняет вреда чести, достоинству и деловой репутации лица.
 
Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Нурсеит А.
Вопрос от: Светлана
Здравствуйте! Мы воспитываем девочку, у которой умерла мама, местонахождение отца неизвестно. С 2002г. мой муж официально являлся опекуном. В феврале 2016г. ей исполнилось 18 лет, продолжает получать пособие по утере кормильца по месту жительства. С сентября 2016г. она является студенткой Новосибирского Государственного Аграрного университета. В Российской Федерации предусматривается социальная поддержка лиц до 23 лет, имеющих статус сироты и лиц оставшихся без попечения родителей на весь период! обучения. Все необходимые документы мы предоставили: свидетельство о смерти мамы, о неизвестном местонахождении отца, постановление о назначении опеки, свидетельство о рождении и др. Но университет запрашивает справку о подтверждении наличия у нашей девочки статуса приравнивания к лицам, оставшимся без попечения родителей. У нас в г. Усть-Каменогорске в органах опеки, куда и относился ребенок такую справку дают на момент достижения ребенком 18 лет, т.е. февраль 2016г., согласно этой справке ребенок на данный момент уже не относится к категории граждан, оставшихся без попечения родителей. В акимате г. Усть-Каменогорска тоже отказались подтвердить данный статус, ссылаясь на то, что такой справки нет в стандарте. Получается, что бюрократические проволочки лишают социальной поддержки ребенка, который будет обучаться до 23 лет еще 5 лет. Скажите, какая статья закона подтверждает поддержку лиц, относящихся к категории граждан, оставшихся без попечения родителей в Казахстане, а также какая организация у нас ответственна, чтобы выдать справку человеку, который относится к данной категории. В данный момент мы загнаны в угол и не знаем, в какую организацию нам обратиться. С уважением, Плохова Светлана.

 

Ответ: Здравствуйте, Светлана!
В Республике Казахстан поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется Законом РК «О правах ребенка в Республике Казахстан».
Законодательство Республики Казахстан не предусматривает поддержку лиц от 18 до 23 лет, имеющих статус сироты и лиц, оставшихся без попечения родителей. Поддержка оказывается исключительно ребенку, а в соответствии с п.2 ст.1 Закона РК «О правах ребенка в Республике Казахстан»: «ребенок – лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста (совершеннолетия)».
Относительно вопроса о поддержке граждан старше 18 лет, обучающихся в системах образования (общего среднего, технического и профессионального, послесреднего и высшего образования), законодательство предусматривает лишь получение пособия по потере кормильца, при этом до 23 летнего возраста получателя пособия.
В соответствии с ч.3 ст.13 Закона Республики Казахстан «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан»: «Обучающиеся граждане старше восемнадцати лет имеют право на пособие по случаю потери кормильца до окончания учебного заведения очной формы в системе общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, в системе высшего образования в пределах, не превышающих двадцатитрехлетнего возраста».
Поскольку девочка также получает пособие по потере кормильца и для того, чтобы пособие выплачивалось до 23 лет (до конца периода её обучения), университет в свою очередь обязан выдать девочке справку, подтверждающую то, что она действительно является обучающейся очной формы обучения в этом университете. Данная справка университетом должна свободно и безоговорочно выдаваться каждому своему студенту.
Справка должна соответствовать форме, утвержденной приказом №223 Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 14 апреля 2015 года. Образец данной справки является Приложением №4 к Правилам предоставления государственной базовой пенсионной выплаты за счет бюджетных средств, а также назначения и осуществления пенсионных выплат по возрасту, государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту, государственных специальных пособий (в этом же приказе).
 
Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Нурсеит А.
Вопрос от: Меруерт
Здравствуйте! Каким законом (Постановлением, указом) регулируется количество выездных платных семинаров сотрудникам в год? Сколько раз вообще можно сотруднику обучаться за счет организации?

 

Ответ: Здравствуйте Меруерт!

В соответствии со статьей 118 Трудового кодекса Республики Казахстан необходимость и объем профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для функционирования и развития организации определяются работодателем.
Т.е. работодатель сам определяет количество семинаров. 
 
Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Хасанов Д.
Вопрос от: Лейла
Здравствуйте! Наша организация является медицинской. Вопрос: имеем ли мы право переводить водителей дежурной машины на круглосуточный режим работы (24 часа сутки)? Не будет ли это нарушением норм трудового законодательства?

 

Ответ: Добрый день, Лейла! 
Согласно ст.68 Трудового Кодекса Республики Казахстан нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю (8 часов в день, 5 дней в неделю).
Привлечение к сверхурочным работам допускается только с письменного согласия работника, сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника в течение суток два часа (ст. 77, 78 ТК РК).
24-часовая работа будет нарушением трудового законодательства, если не будет введен сменный режим. 
Сменная работа - работа в две, либо в три или четыре рабочие смены в течение суток. Работодателем составляется график сменности, с которым работник должен ознакомиться за 10 дней до введения графика в действие. (п.3 ст.73 ТК РК). 
Также часто практикуется режим "сутки на трое" - т.е. работник работает 24 часа, затем отдыхает 3 суток.
 
Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Нусенова А.
Вопрос от: Меруерт
Здравствуйте! Я работаю в коммунальном государственном учреждении. К нам устроилась на период декретного отпуска девушка на должность экономиста. При предоставлении справки о несудимости выяснилось, что имеется судимость по ст.129 ч.2 УК РК, постановление суда № 2 УДО за неотбытый срок 6 мес. 27 дней. Имеет ли право она занимать данную должность, и чем регулируется данный вопрос?

 

Ответ: Здравствуйте Меруерт!
1) Если на момент вынесения судом приговора в отношении работницы, действовал Уголовный кодекс РК от 16 июля 1997 года, судимость по части 2 статьи 129 УК РК не препятствует заключению трудового договора.
2) Если же, на момент вынесения приговора, действовал Уголовный кодекс РК от 3 июля 2014 года, согласно подпункту 3 части 2 статьи 26 Трудового кодекса РК от 23 ноября 2015 года. Судимость по части 2 статьи 129 УК РК исключает трудоустройство в определенных сферах деятельности, перечень которых содержится в статье 26 Трудового кодекса РК. В остальных случаях трудоустройство с данной судимостью допускается в общем порядке.
Ответ на ваш вопрос: Девушка имеет право занимать данную должность.
 
Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Ли И.
Вопрос от: Меруерт
Добрый день! Можно ли указать место работы сотрудника - не место нахождения самого работодателя (ни цех, ни структурное подразделение) другой город, другой страны, но он является резидентом? С уважением, Меруерт.

 

Ответ: Добрый день, Меруерт! В трудовом договоре может указываться как само наименование организации-работодателя, так и то место, где сотрудник данной организации работает (структурное подразделение работодателя, филиал) даже если он находится в другом городе.

 

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Айткулова Э.
Вопрос от: Нурлан
Об утверждении Правил передачи государственного имущества в имущественный наем (аренду)» Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 17 марта 2015 года № 212. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 17 марта 2015 года № 10467 53. Расчет ставки арендной платы передаваемых в имущественный наем (аренду) помещений, находящихся в государственных юридических лицах среднего образования, производится за учебный год, при подаче письменного заявления поставщика, заключившего договор о закупках услуг по организации питания обучающихся в организациях среднего образования. Вопрос согласно пункту 53: получается Ап – ставка арендной платы объектов государственного нежилого фонда, находящихся на балансе государственных юридических лиц в год; разделяется на 12 или 9 месяцев?

 

Ответ: Здравствуйте, Нурлан!

Учебный год длится 9 месяцев, то и расчет будет на 9 месяцев. Данная норма действует только на аренду столовой в государственных организациях образования реализующих программу среднего образования. 


Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Хасанов Д.