Категории вопросов
|
Ответы на вопросы
Каспийский
Вопрос от: Айгерим
Здравствуйте Я работаю учителем более 15 лет в средней школе. Замужем. Имею 5-х детей, из которых 3 являются совершеннолетними. Я 05.05.1968 года рождения. Подала заявку и собрала все необходимые документы для получения пособие как многодетная мать. Однако, мой работодатель (директор школы) говорит если я буду получать пособие от государства то я вынуждена уволится с работы по собственному желанию или работодатель уволит меня. Тем самым предупреждает меня отказаться от гос.пособии. Вопрос: насколько законны действия моего работодателя? И может ли меня работодатель уволить на основании вышеизложенного? Заранее спасибо! Ответ: Доброго времени суток, Айгерим! Благодарим Вас за то, что задали вопрос именно нам.
Начнем с того, что основаниями расторжения договора по инициативе работодателя указаны в статье 52 Трудового Кодекса РК. Получение пособия же не подпадает под эти основания. Исходя из этого, работодатель не имеет никаких оснований увольнять Вас, и в случае увольнения по данному основанию будет считаться незаконным. Строго говоря любое увольнение работника без его согласия по иным основаниям или с нарушением установленного порядка и будет являться незаконным.
В случае увольнения, Вы можете обратиться с иском в суд «О признании увольнения незаконным». С уважением, клиницисты юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете
Вопрос от: Нурила
Здравствуйте! Произошло ДТП с участием крупнорогатого скота в дневное время на трассе. Человек (не является хозяином КРС) верхом на лошади был, и рядом его собака. Собака гонялась за коровой и она неожиданно выбежала на проезжую часть. И корова и автомобиль сильно пострадали. Превышения скорости не было. Кто будет в ответе? Ответ: Здравствуйте, Нурила! В абзаце втором пункта 26 Нормативного Постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 6 октября 2017 года за № 7 «О некоторых вопросах применения судами норм Особенной части Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях», разъяснено следующее:
Если дорожно-транспортное происшествие, повлекшее гибель скота и домашних животных, имело место вне зоны действия предупреждающих дорожных знаков 1.24 "Перегон скота" при отсутствии нарушения скоростного режима и других положений Правил дорожного движения, водитель транспортного средства не подлежит административной ответственности по части первой статьи 610 КоАП. Непосредственной причиной дорожно-транспортного происшествия при таких обстоятельствах является невыполнение владельцем скота обязанности по осуществлению надзора за животными, которая возлагается на него подпунктом 1) пункта 8 раздела 24 Правил дорожного движения.
Таким образом, для привлечения к ответственности водителя транспортного средства в случае дорожно-транспортного происшествия, повлекшее гибель скота и домашних животных, а также их увечье, необходимо наличие следующих условий:
Первое. ДТП имеет место в зоне действия знака 1.24 «перегон скота».
Второе. ДТП является следствием превышения установленной скорости движения водителем транспортного средства, выезда на полосу дороги, предназначенную для встречного движения, обгона, когда такой обгон запрещен дорожными знаками или разметкой дороги, неисправность приборов освещения или тормозной системы и др.
В случае, если Вы соблюдали правила ПДД, не совершали вышеуказанные правонарушения, то ответственности привлекают собственника коровы.
Причиной дорожно-транспортного происшествия при таких обстоятельствах является невыполнение владельцем скота обязанности по осуществлению надзора за животными, которая возлагается на него подпунктом 1 пункта 12 раздела 24 ПДД РК (владельцам скота не допускается оставлять животных без надзора в случаях, не исключающих их появления на дорогах с твёрдым покрытием).»
Наказания за это в КоАП нет, но в суде можно требовать с владельца животного компенсацию за причинённый автомобилю ущерб.
Из пункта 4 статьи 188 Гражданского кодекса следует, что осуществление собственником своих правомочий не должно нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и государства.
Собственник обязан принимать меры, предотвращающие ущерб здоровью граждан и окружающей среде, который может быть нанесен при осуществлении его прав.
Таким образом, из указанных норм Гражданского кодекса следует бесспорный вывод о том, что на собственника имущества, в том числе владельца скота, возложена обязанность по соблюдению прав других лиц. С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Бекжан Алдияр
Вопрос от: Нурила
Здравствуйте! Произошло ДТП с участием крупнорогатого скота в дневное время на трассе. Человек (не является хозяином КРС) верхом на лошади был, и рядом его собака. Собака гонялась за коровой и она неожиданно выбежала на проезжую часть. И корова и автомобиль сильно пострадали. Превышения скорости не было. Кто будет в ответе? Ответ: Здравствуйте, Нурила! В абзаце втором пункта 26 Нормативного Постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 6 октября 2017 года за № 7 «О некоторых вопросах применения судами норм Особенной части Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях», разъяснено следующее:
Если дорожно-транспортное происшествие, повлекшее гибель скота и домашних животных, имело место вне зоны действия предупреждающих дорожных знаков 1.24 "Перегон скота" при отсутствии нарушения скоростного режима и других положений Правил дорожного движения, водитель транспортного средства не подлежит административной ответственности по части первой статьи 610 КоАП. Непосредственной причиной дорожно-транспортного происшествия при таких обстоятельствах является невыполнение владельцем скота обязанности по осуществлению надзора за животными, которая возлагается на него подпунктом 1) пункта 8 раздела 24 Правил дорожного движения.
Таким образом, для привлечения к ответственности водителя транспортного средства в случае дорожно-транспортного происшествия, повлекшее гибель скота и домашних животных, а также их увечье, необходимо наличие следующих условий:
Первое. ДТП имеет место в зоне действия знака 1.24 «перегон скота».
Второе. ДТП является следствием превышения установленной скорости движения водителем транспортного средства, выезда на полосу дороги, предназначенную для встречного движения, обгона, когда такой обгон запрещен дорожными знаками или разметкой дороги, неисправность приборов освещения или тормозной системы и др.
В случае, если Вы соблюдали правила ПДД, не совершали вышеуказанные правонарушения, то ответственности привлекают собственника коровы.
Причиной дорожно-транспортного происшествия при таких обстоятельствах является невыполнение владельцем скота обязанности по осуществлению надзора за животными, которая возлагается на него подпунктом 1 пункта 12 раздела 24 ПДД РК (владельцам скота не допускается оставлять животных без надзора в случаях, не исключающих их появления на дорогах с твёрдым покрытием).»
Наказания за это в КоАП нет, но в суде можно требовать с владельца животного компенсацию за причинённый автомобилю ущерб.
Из пункта 4 статьи 188 Гражданского кодекса следует, что осуществление собственником своих правомочий не должно нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и государства.
Собственник обязан принимать меры, предотвращающие ущерб здоровью граждан и окружающей среде, который может быть нанесен при осуществлении его прав.
Таким образом, из указанных норм Гражданского кодекса следует бесспорный вывод о том, что на собственника имущества, в том числе владельца скота, возложена обязанность по соблюдению прав других лиц. С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Бекжан Алдияр
Вопрос от: Нурдаулет
Здравствуйте, работаю в сфере продаж товаров. Клиент заказывал товар через каспи онлайн магазин, при передачи товара, клиенту забыл выдать заказ в личном кабинете каспи. Клиент забрал товар с подписанным 3-2 накладным, но из за моей ошибки заказ в каспи отменился и банк не отправил мне деньги. Клиенту всё объяснил, но связь отключил. Как можно поступить в таких случаях, есть ли возможность через суд вернуть денежные средства с клиента? Ответ: Здравствуйте, Нурдаулет! Исходя из предоставленных вами данных, мы постараемся дать ответ на вопрос, можете ли вы получить средства обратно.
Хотелось бы выделить, что есть два варианта решения вашего дела. Решение зависит от специфики правоотношений, возникшими между вами, банком и клиентом. Правоотношение подразумевает то, как именно в юридическом смысле вы связаны с банком и клиентом, какие договоры заключены между вами, и как это будет регулироваться.
В связи с тем, что я не ознакомлена непосредственно с вашим договором с каспи онлайн магазин, предполагаю два варианта:
1. Если при заказе в каспи онлайн магазине клиент направляет сумму при заказе сразу в банк (а не вам), то есть до фактического получения товара.
В таком случае клиент исполнил своё обязательство по уплате товара, и вы не можете обратиться к нему с нарушением им условий договора (договора купли-продажи между клиентом и вами). Рекомендую ознакомиться вам с договором, который вы заключали с каспи онлайн магазин для сотрудничества, и найти положение о том, какая судьба будет у средств, и имеете ли вы право на требование возместить деньги в случае собственной ошибки. Так же вам стоит обратиться к сотрудникам банка и запросить ответ и консультацию, а так же попробовать потребовать у них возмещение суммы.
2. Если клиент товар еще не оплатил, то это нарушение клиентом обязательства по договору купли-продажи.
Согласно пункту 1 статьи 406 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее ГК РК): По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать имущество (товар) в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять это имущество (товар) и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Так, согласно п.3 ст. 439 ГК РК: Если покупатель не оплачивает переданный в соответствии с договором товар, продавец вправе потребовать оплаты товара и уплаты неустойки за пользование чужими деньгами.
Вы можете требовать от клиента исполнения его обязательства по оплате товара путем подачи иска, доказательствами будут накладные и онлайн заказ. С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Мухидинкызы Махаббат
Вопрос от: Александр
Добрый день! У меня отец признан недееспособным, в силу психического расстройства, Он всю жизнь проработал в налоговом органе. Может ли "недееспособность отца повлиять на принятие меня на госслужбу? Ответ: Здравствуйте! Проанализировав вашу ситуацию и предоставленную информацию, мы можем начать разбирать данное дело. Итак, для этого нам необходимо будет ответить на несколько вопросов: во-первых, что такое дееспособность и недееспособность лица. Во-вторых, каковы условия поступления на государственную службу и из-за каких обстоятельств гражданин не может быть принят на государственную службу. В-третьих, влияет ли недееспособность родственника на принятие на государственную службу. Во-первых, говоря о дееспособности, нам необходимо в первую очередь обратиться к Гражданскому Кодексу РК, а именно к пункту 1 статьи 17 данного кодекса которая называет дееспособностью способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Также согласно пункту 1 статьи 26 того же кодекса мы понимаем, что недееспособным признается гражданин, который вследствие психического заболевания или слабоумия не может понимать значения своих действий или руководить ими.
Во-вторых, говоря о условиях поступления на государственную службу, нам необходимо обратиться к Закону РК «О государственной службе в Республике Казахстан», а именно к статье 16 которая говорит о том, что на государственную службу принимаются граждане Республики Казахстан, соответствующие квалификационным требованиям, способные по своим личным и профессиональным качествам, состоянию здоровья, уровню образования выполнять возложенные на них должностные обязанности и не достигшие установленного законом Республики Казахстан пенсионного возраста. Граждане, которые впервые поступают на правоохранительную службу, за исключением поступающих на обучение в организации образования правоохранительных органов, проходят тестирование в уполномоченном органе, включая оценку их личных качеств, в порядке и сроки, определяемые уполномоченным органом, по согласованию с правоохранительными органами. Согласно пункту 3 статьи 16 данного закона, на государственную службу не может быть принят гражданин, который моложе восемнадцати лет, признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным, лишенный судом права занимать государственные должности в течение определенного срока, имеющий заболевание, препятствующее выполнению должностных полномочий, на основании заключения медицинского учреждения, в случаях, когда специальные требования к состоянию здоровья для занятия соответствующих государственных должностей установлены в квалификационных требованиях, отказавшийся принять на себя ограничения, установленные настоящим Законом, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию его статуса и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных неслужебных интересах, который в течение трех лет перед поступлением на государственную службу привлекался к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, дискредитирующий государственную службу. При этом на государственную службу не допускается гражданин, уволенный за дисциплинарный проступок, дискредитирующий государственную службу. А также гражданин на которого в течение трех лет до поступления на государственную службу за совершение коррупционного правонарушения налагалось административное взыскание, совершивший коррупционное преступление, в отношении которого в течение трех лет перед поступлением на государственную службу за совершение уголовного проступка или преступлений небольшой и средней тяжести вынесен обвинительный приговор суда или который освобожден от уголовной ответственности за совершение уголовного проступка или преступлений небольшой и средней тяжести, имеющий судимость, которая ко времени поступления на государственную службу не погашена или не снята в установленном законом порядке, ранее судимый или освобожденный от уголовной ответственности за совершение преступления на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, совершивший преступление в составе преступной группы, в отношении которого уголовное дело о преступлении в составе преступной группы прекращено органом уголовного преследования или судом до истечения срока нижнего предела наказания в виде лишения свободы и уволенный по отрицательным мотивам из правоохранительных органов, специальных государственных органов и судов, воинской службы, за исключением случаев увольнения гражданина на основании отсутствия на работе (службе) без уважительной причины в течение трех и более часов подряд, который вправе поступить на государственную службу по истечении трех лет после такого увольнения.
В-третьих, в вышеизложенном перечне вы могли заметить пункт, связанный с дееспособностью, но, там сказано, что, если вы являетесь недееспособным или ограниченно дееспособным, то вас не могут принять на государственную службу. А имея сведения, которые вы предоставили мы можем понять, что недееспособным являетесь не вы, а ваш отец. Согласно пункту 5 статьи 16 того же закона не допускается установление при поступлении на государственную службу какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.
Резюмируя все вышесказанное, недееспособность вашего отца никак не будет влиять на принятие вас на государственную службу. С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Рахимов Аңсар Молдағалиұлы
Вопрос от: Анна
Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться в одном вопросе. Моему дяде (гражданину России) бабушка (его мать) оставила в наследство дом в Казахстане. Чтобы вступить в наследство нужен временный ИИН. Я, как доверенное лицо дяди, подала заявку в егов-правительство. Но в миграционной полиции нам отказали, так как дядя, живя в России 21 год, не утратил гражданство Казахстана и паспорт РК в консульство не сдавал. А теперь по состоянию здоровья он не может выехать ни сюда в Казахстан, ни даже в консульство РК у себя в России и (по совету нашего адвоката казахстанского) он отправил паспорт сюда в Казахстан, чтобы я могла уже здесь решить этот вопрос по доверенности. Принеся паспорт в миграционную службу, мне отказали, ссылаясь на 30 статью гл 5 закона "О гражданстве в РК". Но там нигде не сказано, что НЕЛЬЗЯ оформлять утрату гражданства по доверенности. Нам ведь только нужно сдать паспорт и получить ИИН. Гражданство РФ дяди подтверждено. У нас есть нотариально заверенная копия паспорта. Что нам делать? Исходя из предоставленных Вами данных мы выделили следующие вопросы:
1.Возможно ли оформить утрату гражданства Республики Казахстан через представителя по доверенности?
Согласно статье 33 Закона Республики Казахстан «О гражданстве Республики Казахстан», Ходатайства о приеме в гражданство Республики Казахстан, восстановлении в гражданстве или выходе из него рассматриваются по письменной просьбе заявителя. Ходатайства в отношении лиц, не достигших 18 лет, рассматриваются по просьбе их законных представителей, удостоверенной нотариально, а в других государствах - удостоверенной загранучреждением Республики Казахстан. При подаче заявления о приеме в гражданство Республики Казахстан, восстановлении в гражданстве Республики Казахстан и выходе из него ребенка в возрасте от 14 до 18 лет обязательно его согласие, которое должно быть выражено в письменной форме и удостоверено нотариально, а в других государствах - удостоверено загранучреждением Республики Казахстан. При подаче ходатайства о выходе из гражданства Республики Казахстан ребенка в возрасте до 14 лет, один из родителей которого остается гражданином Республики Казахстан, должно быть представлено также заявление этого родителя, в котором выражено его отношение к выходу ребенка из гражданства Республики Казахстан. Такое заявление удостоверяется нотариально, в других государствах - загранучреждением Республики Казахстан. Если заявитель не может подписать заявление по неграмотности или в силу физических недостатков, заявление по его просьбе подписывается другим лицом, о чем государственным нотариусом, загранучреждением Республики Казахстан делается соответствующая надпись на заявлении. К заявлению о приеме, восстановлении в гражданстве Республики Казахстан или выходе из гражданства Республики Казахстан должны быть приложены документы, удостоверяющие личность заявителя.
В соответствии с пунктом 10 Приказа Министра внутренних дел Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 85 «Об утверждении Правил приема, оформления и рассмотрения органами внутренних дел ходатайств (заявлений) по вопросам приема в гражданство Республики Казахстан и восстановления в гражданстве Республики Казахстан, в том числе в упрощенном (регистрационном) порядке, выхода из гражданства, утраты, лишения гражданства и определения принадлежности к гражданству Республики Казахстан», Ходатайство (заявление) о приеме, восстановлении в гражданстве Республики Казахстан и выходе из гражданства Республики Казахстан в отношении лиц, не достигших 18 лет, а также признанных недееспособными, подается их законными представителями, удостоверенное нотариально, вместе с копией свидетельства о рождении ребенка (усыновители, опекуны и попечители представляют копию решения местного исполнительного органа) либо с документом, удостоверяющим личность недееспособного лица. При этом требуется нотариально заверенное согласие несовершеннолетнего ребенка в возрасте от 14 до 18 лет, которое подписывается им самим и подается, одновременно с ходатайством (заявлением) родителей или их законных представителей.
Согласно пункту 3 вышеуказанных Правил, необоснованный отказ в приеме заявления по вопросам гражданства, нарушение сроков рассмотрения заявлений, а также другие неправомочные действия должностных лиц, нарушающие порядок рассмотрения дел о гражданстве и порядок исполнения решений по вопросам гражданства, могут быть обжалованы в установленном законом порядке вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу в административном (досудебном) порядке. Рассмотрение жалобы в административном (досудебном) порядке производится вышестоящим административным органом (должностным лицом), рассматривающим жалобу. Жалоба подается в административный орган (должностному лицу), чей административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются. Административный орган (должностное лицо), чье решение, действие (бездействие) обжалуются, не позднее трех рабочих дней со дня поступления жалобы направляют ее и административное дело в орган, рассматривающий жалобу. При этом административный орган (должностное лицо) чье решение, действие (бездействие) обжалуются, вправе не направлять жалобу в орган, рассматривающий жалобу, если он в течение трех рабочих дней примет решение либо иное административное действие, полностью удовлетворяющего требованиям, указанных в жалобе.
Жалоба рассматривается в сроки, установленные Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.
До обращения в суд, участник административной процедуры обязан соблюсти досудебный порядок в соответствии с частью 5 статьи 91 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан и обратиться с жалобой в вышестоящий орган/должностному лицу, если иное не установлено законом. Часть 1 статьи 92 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан устанавливает, что жалоба на административный акт, административное действие (бездействие) подается в административный орган, должностному лицу не позднее трех месяцев со дня, когда участнику административной процедуры стало известно о принятии административного акта или совершении административного действия (бездействия). В соответствии со статьей 99 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан, срок рассмотрения жалобы составляет двадцать рабочих дней со дня поступления жалобы. Жалоба подается в тот же административный орган/должностному лицу, которое ранее вынесло административный акт/предприняло административное действие (бездействие). Далее, такой орган/лицо передает жалобу в вышестоящий орган. Согласно части 1 статьи 100 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан, рассмотрев жалобу, орган, рассматривающий жалобу, выносит одно из следующих решений: 1) об отмене административного акта; 2) об отмене административного акта и принятии нового административного акта; 3) о совершении административного действия; 4) об оставлении жалобы без удовлетворения; 5) о направлении административного дела в административный орган, должностному лицу, чьи административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются, для осуществления административной процедуры с указанием допущенных нарушений и предложениями по их устранению; 6) об оставлении жалобы без рассмотрения. Часть 4 вышеуказанной статьи указывает, что решение органа, рассматривающего жалобу, является обязательным для исполнения. Часть 6 статьи 100 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан, также устанавливает, что в случае несогласия с решением органа, рассматривающего жалобу, участник административной процедуры вправе обжаловать административный акт, административное действие (бездействие) в другой орган, рассматривающий жалобу, или в суд.
Согласно части 1,2 статьи 131 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан, в административном суде административное дело возбуждается на основании иска. Исками, подаваемыми в суд, являются: 1) иск об оспаривании; 2) иск о принуждении; 3) иск о совершении действия;4) иск о признании. Иск подается в суд в письменной форме либо в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи истца и (или) его представителя. Статья 132 устанавливает, что при нарушении обременяющим административным актом прав, свобод и законных интересов истца он вправе предъявить иск об оспаривании с требованием отменить административный акт полностью или в какой-либо его части. Часть 1 статьи 133 указывает, что по иску о принуждении истец может потребовать принять благоприятный административный акт, в принятии которого было отказано либо не принятый по причине бездействия административного органа, должностного лица. Согласно части 1 статьи 134 по иску о совершении действия истец может потребовать совершить определенные действия или воздержаться от таких действий, которые не направлены на принятие административного акта. По иску о признании истец может потребовать признать наличие или отсутствие какого-либо правоотношения, если он не может подать иск в соответствии со статьями 132, 133 и 134 Административного процедурно-процессуального Кодекса (часть 1 статьи 135 Административного процедурно-процессуального Кодекса). В соответствии со статьей 117 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан, административное судопроизводство заключается в последовательном прохождении следующих основных стадий:
1) регистрация иска в суде;
2) действия суда по поступившему административному делу и предварительное слушание;
3) судебное разбирательство;
4) вынесение решения суда, его оглашение и разъяснение;
5) исполнение решения суда и судебный контроль.
Согласно статье 151 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан, судебный акт, которым суд разрешает спор, по существу, выносится в форме решения. Решение может быть вынесено в краткой форме. Решение выносится после разбирательства административного дела и изготавливается не позднее десяти рабочих дней со дня окончания устного разбирательства. В исключительных случаях с учетом сложности административного дела решение суда изготавливается не позднее одного месяца со дня окончания устного разбирательства. Датой вынесения решения являются: для устного производства - день объявления решения по административному делу; для письменного производства - дата, указанная в решении суда. Решение вступает в силу после истечения срока на апелляционное обжалование, согласно статье 161 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан.
Суммируя вышеуказанное, законодательно не установлен запрет на оформление утраты гражданства Республики Казахстан через представителя. В связи с чем вы вправе обжаловать действия миграционной полиции. С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Кадырова Сабина
Вопрос от: Анна
Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться в одном вопросе. Моему дяде (гражданину России) бабушка (его мать) оставила в наследство дом в Казахстане. Чтобы вступить в наследство нужен временный ИИН. Я, как доверенное лицо дяди, подала заявку в егов-правительство. Но в миграционной полиции нам отказали, так как дядя, живя в России 21 год, не утратил гражданство Казахстана и паспорт РК в консульство не сдавал. А теперь по состоянию здоровья он не может выехать ни сюда в Казахстан, ни даже в консульство РК у себя в России и (по совету нашего адвоката казахстанского) он отправил паспорт сюда в Казахстан, чтобы я могла уже здесь решить этот вопрос по доверенности. Принеся паспорт в миграционную службу, мне отказали, ссылаясь на 30 статью гл 5 закона "О гражданстве в РК". Но там нигде не сказано, что НЕЛЬЗЯ оформлять утрату гражданства по доверенности. Нам ведь только нужно сдать паспорт и получить ИИН. Гражданство РФ дяди подтверждено. У нас есть нотариально заверенная копия паспорта. Что нам делать? Исходя из предоставленных Вами данных мы выделили следующие вопросы:
1.Возможно ли оформить утрату гражданства Республики Казахстан через представителя по доверенности?
Согласно статье 33 Закона Республики Казахстан «О гражданстве Республики Казахстан», Ходатайства о приеме в гражданство Республики Казахстан, восстановлении в гражданстве или выходе из него рассматриваются по письменной просьбе заявителя. Ходатайства в отношении лиц, не достигших 18 лет, рассматриваются по просьбе их законных представителей, удостоверенной нотариально, а в других государствах - удостоверенной загранучреждением Республики Казахстан. При подаче заявления о приеме в гражданство Республики Казахстан, восстановлении в гражданстве Республики Казахстан и выходе из него ребенка в возрасте от 14 до 18 лет обязательно его согласие, которое должно быть выражено в письменной форме и удостоверено нотариально, а в других государствах - удостоверено загранучреждением Республики Казахстан. При подаче ходатайства о выходе из гражданства Республики Казахстан ребенка в возрасте до 14 лет, один из родителей которого остается гражданином Республики Казахстан, должно быть представлено также заявление этого родителя, в котором выражено его отношение к выходу ребенка из гражданства Республики Казахстан. Такое заявление удостоверяется нотариально, в других государствах - загранучреждением Республики Казахстан. Если заявитель не может подписать заявление по неграмотности или в силу физических недостатков, заявление по его просьбе подписывается другим лицом, о чем государственным нотариусом, загранучреждением Республики Казахстан делается соответствующая надпись на заявлении. К заявлению о приеме, восстановлении в гражданстве Республики Казахстан или выходе из гражданства Республики Казахстан должны быть приложены документы, удостоверяющие личность заявителя.
В соответствии с пунктом 10 Приказа Министра внутренних дел Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 85 «Об утверждении Правил приема, оформления и рассмотрения органами внутренних дел ходатайств (заявлений) по вопросам приема в гражданство Республики Казахстан и восстановления в гражданстве Республики Казахстан, в том числе в упрощенном (регистрационном) порядке, выхода из гражданства, утраты, лишения гражданства и определения принадлежности к гражданству Республики Казахстан», Ходатайство (заявление) о приеме, восстановлении в гражданстве Республики Казахстан и выходе из гражданства Республики Казахстан в отношении лиц, не достигших 18 лет, а также признанных недееспособными, подается их законными представителями, удостоверенное нотариально, вместе с копией свидетельства о рождении ребенка (усыновители, опекуны и попечители представляют копию решения местного исполнительного органа) либо с документом, удостоверяющим личность недееспособного лица. При этом требуется нотариально заверенное согласие несовершеннолетнего ребенка в возрасте от 14 до 18 лет, которое подписывается им самим и подается, одновременно с ходатайством (заявлением) родителей или их законных представителей.
Согласно пункту 3 вышеуказанных Правил, необоснованный отказ в приеме заявления по вопросам гражданства, нарушение сроков рассмотрения заявлений, а также другие неправомочные действия должностных лиц, нарушающие порядок рассмотрения дел о гражданстве и порядок исполнения решений по вопросам гражданства, могут быть обжалованы в установленном законом порядке вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу в административном (досудебном) порядке. Рассмотрение жалобы в административном (досудебном) порядке производится вышестоящим административным органом (должностным лицом), рассматривающим жалобу. Жалоба подается в административный орган (должностному лицу), чей административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются. Административный орган (должностное лицо), чье решение, действие (бездействие) обжалуются, не позднее трех рабочих дней со дня поступления жалобы направляют ее и административное дело в орган, рассматривающий жалобу. При этом административный орган (должностное лицо) чье решение, действие (бездействие) обжалуются, вправе не направлять жалобу в орган, рассматривающий жалобу, если он в течение трех рабочих дней примет решение либо иное административное действие, полностью удовлетворяющего требованиям, указанных в жалобе.
Жалоба рассматривается в сроки, установленные Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.
До обращения в суд, участник административной процедуры обязан соблюсти досудебный порядок в соответствии с частью 5 статьи 91 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан и обратиться с жалобой в вышестоящий орган/должностному лицу, если иное не установлено законом. Часть 1 статьи 92 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан устанавливает, что жалоба на административный акт, административное действие (бездействие) подается в административный орган, должностному лицу не позднее трех месяцев со дня, когда участнику административной процедуры стало известно о принятии административного акта или совершении административного действия (бездействия). В соответствии со статьей 99 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан, срок рассмотрения жалобы составляет двадцать рабочих дней со дня поступления жалобы. Жалоба подается в тот же административный орган/должностному лицу, которое ранее вынесло административный акт/предприняло административное действие (бездействие). Далее, такой орган/лицо передает жалобу в вышестоящий орган. Согласно части 1 статьи 100 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан, рассмотрев жалобу, орган, рассматривающий жалобу, выносит одно из следующих решений: 1) об отмене административного акта; 2) об отмене административного акта и принятии нового административного акта; 3) о совершении административного действия; 4) об оставлении жалобы без удовлетворения; 5) о направлении административного дела в административный орган, должностному лицу, чьи административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются, для осуществления административной процедуры с указанием допущенных нарушений и предложениями по их устранению; 6) об оставлении жалобы без рассмотрения. Часть 4 вышеуказанной статьи указывает, что решение органа, рассматривающего жалобу, является обязательным для исполнения. Часть 6 статьи 100 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан, также устанавливает, что в случае несогласия с решением органа, рассматривающего жалобу, участник административной процедуры вправе обжаловать административный акт, административное действие (бездействие) в другой орган, рассматривающий жалобу, или в суд.
Согласно части 1,2 статьи 131 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан, в административном суде административное дело возбуждается на основании иска. Исками, подаваемыми в суд, являются: 1) иск об оспаривании; 2) иск о принуждении; 3) иск о совершении действия;4) иск о признании. Иск подается в суд в письменной форме либо в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи истца и (или) его представителя. Статья 132 устанавливает, что при нарушении обременяющим административным актом прав, свобод и законных интересов истца он вправе предъявить иск об оспаривании с требованием отменить административный акт полностью или в какой-либо его части. Часть 1 статьи 133 указывает, что по иску о принуждении истец может потребовать принять благоприятный административный акт, в принятии которого было отказано либо не принятый по причине бездействия административного органа, должностного лица. Согласно части 1 статьи 134 по иску о совершении действия истец может потребовать совершить определенные действия или воздержаться от таких действий, которые не направлены на принятие административного акта. По иску о признании истец может потребовать признать наличие или отсутствие какого-либо правоотношения, если он не может подать иск в соответствии со статьями 132, 133 и 134 Административного процедурно-процессуального Кодекса (часть 1 статьи 135 Административного процедурно-процессуального Кодекса). В соответствии со статьей 117 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан, административное судопроизводство заключается в последовательном прохождении следующих основных стадий:
1) регистрация иска в суде;
2) действия суда по поступившему административному делу и предварительное слушание;
3) судебное разбирательство;
4) вынесение решения суда, его оглашение и разъяснение;
5) исполнение решения суда и судебный контроль.
Согласно статье 151 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан, судебный акт, которым суд разрешает спор, по существу, выносится в форме решения. Решение может быть вынесено в краткой форме. Решение выносится после разбирательства административного дела и изготавливается не позднее десяти рабочих дней со дня окончания устного разбирательства. В исключительных случаях с учетом сложности административного дела решение суда изготавливается не позднее одного месяца со дня окончания устного разбирательства. Датой вынесения решения являются: для устного производства - день объявления решения по административному делу; для письменного производства - дата, указанная в решении суда. Решение вступает в силу после истечения срока на апелляционное обжалование, согласно статье 161 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан.
Суммируя вышеуказанное, законодательно не установлен запрет на оформление утраты гражданства Республики Казахстан через представителя. В связи с чем вы вправе обжаловать действия миграционной полиции. С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Кадырова Сабина
Вопрос от: Инкар
Если гражданин находясь в общественном транспорте проявлял грубость и стал приставать пассажирам, имел ли право водитель, высадить его из транспорта? Ответ: Согласно пункту 31 приказа Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 349 проезд пассажиров по маршрутам регулярных городских (сельских) и пригородных автомобильных перевозок пассажиров и багажа исключает: 1) вход и выход из автобуса, микроавтобуса до полной его остановки или во время движения;
2) препятствование открытию и закрытию дверей автобуса;
3) отвлечение водителя разговорами во время движения автотранспортного средства;
4) порчу внутреннего оборудования и оснащения салона автобуса, микроавтобуса;
5) курение, мусор, распитие спиртных напитков; 6) перевозку огнеопасных, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся, ядовитых, едких и зловонных веществ, огнестрельного оружия без чехлов и сопроводительных документов.
Согласно пункту 65, приказа Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 349 При осуществлении поездки на маршрутах межрайонных (междугородных внутриобластных) автомобильных перевозок пассажиров и багажа исключается:
1) внесение исправлений в проездные документы;
2) провоз багажа в салоне автобуса, микроавтобуса;
3) курение, мусор, распитие спиртных напитков;
4) отвлечение водителя разговорами, а также хождение по салону во время движения автобуса;
5) перевозка огнеопасных, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся, ядовитых, едких и зловонных веществ, огнестрельного оружия без чехлов и сопроводительных документов, а также предметов и вещей, которые наносят ущерб (загрязнение или повреждение) пассажирам либо оборудованию или оснащению салона автобуса. С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Жандарбек Нурасыл
Вопрос от: Агадиль
Здравствуйте! С моего банковского счета были несанкционированно списаны средства компанией Яндекс.Такси. В свою очередь мною не был совершен заказ или поездка. При требовании о возврате средств, сервис отказал мне в данном запросе, ссылаясь на то, что средства были украдены мошенниками и необходимо обратиться в банк. Далее я обратился в банк, где мне сказали, что средства списаны непосредственно самим сервисом Яндекс.Такси и что банк не имеет права возвращать средства от их имени и посоветовали потребовать возврата у самого сервиса, так как они и списали их. При повторном обращении в сервис Яндекс.Такси получил аналогичный ответ о том, что это возможно мошенничество и мне необходимо самому решать этот вопрос. Подскажите, пожалуйста, является ли данной действие со стороны Яндекс.Такси законно обоснованным и как мне решить этот вопрос? Так как неизвестно, если один раз так случилось, боюсь что в будущем под прикрытием мошенничества и передачи ответственности в банк сервис будет незаконно списывать средства с моего счета. Ответ: Добрый день Агадиль! Рассмотрев Ваше обращение, сообщаем, что отказ Банка в возврате Ваших средств и совет в обращении к самому сервису Яндекс Такси является необоснованным ввиду чего, Вам необходимо обратиться в банк. Повторно обратившись в банк Вам необходимо в свободной форме написать заявление о несанкционированном платеже и как можно подробнее изложить все обстоятельства дела.
и написать в свободной форме письменное заявление, в котором необходимо как можно подробнее изложить обстоятельства дела. Далее, Банк после получения от Вас заявления о несанкционированном платеже направляет либо бенефициару (Яндекс Такси) либо в банк бенефициара уведомление о возврате денег.
В соответствии с пунктом 191 параграфа 11 Постановления Правления Национального Банка РК «Об утверждении Правил осуществления безналичных платежей и (или) переводов денег на территории Республики Казахстан» (далее – Постановление):
Отправитель определяет правильность исполнения платежного документа и, в случае исполнения несанкционированного платежного документа, сообщает банку об этом в течение трех операционных дней после его обнаружения, но в пределах срока исковой давности, который исчисляется с момента проведения такого платежа.
Банк не позднее следующего операционного дня после получения от отправителя сообщения о несанкционированном платеже направляет бенефициару либо в банк бенефициара уведомление о возврате денег по несанкционированному платежу. Форма уведомления определяется банком самостоятельно.
Далее, в соответствии с п.4 Закона РК «О платежах и платежных системах»:
Возврат денег по ошибочному указанию или несанкционированному платежу и (или) переводу денег осуществляется банком бенефициара не позднее следующего операционного дня со дня обнаружения данного факта за счет имеющихся денег на банковском счете бенефициара, в том числе в случае, если по банковскому счету имеются акты о наложении ареста на деньги, находящиеся на банковском счете, и (или) временного ограничения на распоряжение имуществом, и (или) решения, и (или) распоряжения уполномоченных государственных органов или должностных лиц о приостановлении расходных операций по банковскому счету, и (или) неисполненные указания, подлежащие исполнению в неопределенные сроки.
В целях безопасности и сохранности Ваших средств в будущем, рекомендуем Вам открыть новую карту в другом банке для привязки ее в различных интернет системах, и пополнять данную карту на небольшие суммы.
Таким образом, Вам необходимо обратиться в Банк с письменным заявлением и ожидать пока Банк выполнит установленные законодательством действия. С уважением, клиницисты юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете
Вопрос от: Саулебеков Аширбек
Какой порядок отделиться от кондоминиума, участок делимый для обслуживания производственных зданий и сооружении, земля арендуемая у государства, при разделе участок будет иметь отдельный выход на улицу, находится с краю общего участка, не имеет общих коммуникации. Ответ: Здравствуйте, Аширбек! Проанализировав детально ваш вопрос, мы столкнулись с тем, что для полного ответа на Ваш вопрос нам не хватает следующей информации:
Что именно входит в вами упомянутый кондоминиум?
Поскольку в соответствии с п.32 Земельного кодекса РК- «кондоминиум - особая форма собственности (иного права) на недвижимость, при которой отдельные части недвижимости находятся в раздельной (индивидуальной) собственности (ином праве) физических и (или) юридических лиц, а те части недвижимости, которые не находятся в раздельной собственности, в том числе и земельный участок, принадлежат им на праве общей долевой собственности (ином общем праве) и не отделимы от прав на части недвижимости, находящейся в раздельной (индивидуальной) собственности (ином праве)».
В связи с тем, что правовая конструкция кондоминиума применяется, когда объекты, которые принадлежат различным отдельным лицам, неотделимы от объектов, которые не могут принадлежать кому-то из этих лиц в отдельности. Поэтому такие объекты переводят в долевую собственность. То есть в вопросах, связанных с кондоминиумом, обязательно следует указывать о каких объектах идет речь, что и почему с этими объектами вы намереваетесь совершить.
Исходя из ваших слов «земля арендуемая у государства» и «участок… не имеет общих коммуникации». Мы пришли к выводу, что вероятно в кондоминиум входит объект, расположенный на этом земельном участке. Если вам принадлежит объект целиком, и он самостоятелен и отделен от коммуникаций других объектов (соседних зданий и т.д.), то мы полагаем, что создавать кондоминиум не следовало. Если Вам принадлежит часть объекта (помещения в здании), то в таком случае мы не видим возможности отделения. Также если Ваше владение земельным участком является долевым, учреждение в последующем кондоминиума было решение опрометчивым, поскольку изначально у Вас раздельные коммуникации.
Таким образом, просим Вас предоставить более детальную информацию по вашей проблеме, дабы дать вам более глубокий анализ Вашей проблемы. С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете |