+7 (727) 2222-101
 
Ответы на вопросы
КИМЭП
Вопрос от: Эльвира

Добрый день! Вопрос - в 2015 году было зарегистрировано общественное объединение. В ходе проверки со стороны органов прокуратуры в июле 2016 года было выявлено, что для создания ОО съезд не проводился, подписи собирались вне съезда. Все подписи являются оригинальными, однако один из участников ОО заявил сотрудникам прокуратуры, что не является инициатором, и не подписывал ничего. В настоящий момент планируется судебное дело в части правомерности создания ОО. Как выяснил директор утвержденного ОО, инициатор сказал о том, что ничего не подписывал, поскольку испугался давления правоохранительных органов, в настоящий момент готов подтвердить подпись в суде. Признавая факт того, что нарушены правила собрания, а именно съезд не состоялся, может ли ОО рассчитывать на устранение нарушений согласно ст.49 ГК РК и подтверждении инициаторами оригинальности подписей, без ликвидации ОО?


Ответ: Здравствуйте, Эльвира!
Считаем, что нет. Согласно пп.2 п.2 ст.49 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года (далее – ГК РК), по решению суда юридическое лицо может быть ликвидировано в случае признания недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер. Мы считаем, что данное нарушение носит неустранимый характер.
В соответствии с Инструкцией по государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств, утвержденной Приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 12 апреля 2007 года № 112, для регистрации общественного объединения в регистрирующий орган, наряду с другими документами, также предоставляются:
• устав, принятый на учредительном съезде (конференции, собрании); 
• протокол учредительного съезда (конференции, собрания), принявшего устав, подписанный председателем и секретарем съезда (конференции, собрания);
Следовательно, отсутствие учредительного съезда при создании ОО, относится к нарушениям законодательства, которые носят неустранимый характер и могут служить основанием для ликвидации ОО в соответствии со ст. 49 ГК РК.
Вопрос от: Светлана

Здравствуйте! Военнослужащий вышел в запас, приватизирует квартиру, выданную ему Министерством обороны. Через какое время после оформления квартиру можно выставить на продажу? Заранее благодарю за ответ.


Ответ: Здравствуйте, Светлана!
Вы вправе выставить квартиру на продажу в любое время после приватизации с соблюдением необходимых условий. Согласно
п. 2 ст. 13 Закона Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года № 94-I «О жилищных отношениях» (далее – Закон), приватизированное жилище переходит в общую совместную собственность нанимателя и всех постоянно проживающих с ним членов семьи, в том числе временно отсутствующих, если иное не предусмотрено договором между ними. Согласно ст. 3 Закона, отчуждение жилища, находящегося в общей совместной собственности, допускается только с согласия всех собственников. Если сделка затрагивает интересы несовершеннолетних, являющихся собственниками жилища, требуется согласие органа опеки и попечительства. 
Таким образом, собственниками квартиры являются все лица, указанные в правоустанавливающем документе, в нашем случае — в договоре приватизации. Собственники приватизированного жилого помещения получают право владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению, не нарушая при этом прав и охраняемых законом интересов других лиц. Они могут заключать договоры купли-продажи, мены, дарения в отношение принадлежащей им доли квартиры, но только с согласия других сособственников, указанных в правоустанавливающих документах. 
Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что квартиру можно будет выставить на продажу при соблюдении условий отчуждения указанных в ст. 13 Закона.
Вопрос от: Айнагуль

Здравствуйте! У нас большая новая больница, в которую мы переехали 2 года назад. В связи с изменениями в Трудовом Кодексе мы решили сделать аттестацию рабочих мест. При проведении аттестации рабочих мест выяснилось, что вредных условий у многих специальностей нет, так как больница новая, новое оборудование, условия намного лучше, чем было в старой больнице. Оставили во вредных оперирующих врачей, врачей-анестезиологов, рентген-лаборантов, врачей УЗИ, бак. лабораторию, санитарок реанимации. Остальным мы хотели бы сократить отпуска с 52 дней на 40, так как 12 дней мы давали за вредные условия труда. Так как законом не запрещается проводить аттестацию рабочих мест, мы ее провели. Но профсоюзы почему-то против аттестации рабочих мест. Говорят, что мы ухудшаем положение работников, хотя наоборот работодатель улучшил условия труда работника, устранив вредные условия. Также профсоюзы ссылаются, что аттестацию нужно проводить только на производстве. Но в понятие производственная деятельность также входит понятие оказание различных видов услуг и выполнение работ, что можно отнести и к нам. Аттестация рабочих мест позволит в нашей организации свободно работать пенсионерам, совместителям и, конечно, благодаря аттестации руководитель будет дальше стараться улучшать условия труда работников. Правильно ли мы действуем?

Ответ: Здравствуйте, Айнагуль!
Мы считаем, что касательно вопроса проведения аттестации рабочих мест Вы действуете правомерно. Согласно пп. 63 п. 1 ст. 1 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V (далее – ТК РК), производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, оказание различных видов услуг и выполнение работ.
Исходя из определения производственной деятельности, можно сделать вывод о том, что образовательные, медицинские, спортивные, культурные учреждения не относятся к производственным объектам.
Согласно пп. 65 п. 1 ст. 1 ТК РК, аттестация производственных объектов по условиям труда - деятельность по оценке производственных объектов (цехов, участков, рабочих мест, а также иных отдельно стоящих подразделений работодателей, осуществляющих производственную деятельность) в целях определения состояния безопасности, вредности, тяжести, напряженности выполняемых на них работ, гигиены труда и определения соответствия условий производственной среды нормативам в области безопасности и охраны труда.
Ст. 183 ТК РК гласит, что обязательной периодической аттестации по условиям труда подлежат производственные объекты, а также регламентирует условия и порядок проведения аттестации. 
Следует отметить, что в законодательстве нет прямых ограничений и запретов на проведение аттестации в отношении непроизводственных объектов. Следовательно, полагаем, проведение аттестации правомерно.
Однако, считаем, что использование аттестации в качестве юридического факта для изменения условий  трудового договора неправомерно, так как работники лишаются дополнительных оплачиваемых ежегодных трудовых отпусков, предусмотренных ст. 89 ТК РК.
Вопрос от: Гульмира

Здравствуйте! У меня вопрос по госзакупкам. Чтобы получить условную скидку по услуге за год, нужно прикладывать акты за каждый месяц (с января по декабрь) или достаточно 3-4 акта к договору?


Ответ: 
Здравствуйте, Гульмира! В соответствии со ст. 21 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках» и Правилами осуществления государственных закупок, утвержденными Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648, документы необходимые для получения условной скидки подаются единовременно при подаче конкурсной заявки. Потенциальному поставщику при подаче заявки необходимо предоставить документы, подтверждающие критерии, влияющие на конкурсное ценовое предложение, такие как документы о подтверждении соответствия потенциальных поставщиков специальным квалификационным требованиям, справка об опыте работы, документ о добровольном подтверждении соответствия предлагаемых товаров национальным или неправительственным стандарта и т.д.  
Следует отметить, что в Законе и Правилах не указан конкретный период, за который нужно предоставить подтверждающие документы, а лишь указан перечень необходимых документов, который нужно в обязательном порядке приложить к конкурсной заявке в разовом порядке для получения условной скидки.
Вопрос от: Гульжанат

Сотрудник получает производственную травму в 2010 году, получает все предусмотренные выплаты. В настоящее время он достиг пенсионного возраста. Имеем ли мы право уволить его после достижения пенсионного возраста?


Ответ: Здравствуйте, Гульжанат!
Не совсем понятна связь между производственной травмой и достижением пенсионного возраста в вопросе.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 52 Трудового Кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V, одним из оснований для расторжения трудового договора по инициативе работодателя является достижение работником пенсионного возраста. Расторжение трудового договора по данному основанию возможно при соблюдении условия об уведомлении работника не менее чем за один месяц до даты расторжения трудового договора, с выплатой компенсации.
Однако, полагаем, что трудовой договор был заключен в соответствии с требованиями Трудового Кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года № 251-III (далее – старый ТК РК). Как известно, ст. 54 старого ТК РК в качестве основания для расторжения трудового договора по инициативе работодателя не предусматривает достижение работником пенсионного возраста (если только работник не является гражданским служащим согласно ст. 240 старого ТК РК). 
В соответствии с п. 1 ст. 43 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 480-V «О правовых актах» (далее – Закон), действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие. Более того, в соответствии с п. 3 ст. 43 Закона, нормативные правовые акты, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. 
Следовательно, правоотношения между Вами и Вашим работником следует регулировать тем Трудовым Кодексом, в период действия которого, был подписан Ваш договор. Если Ваш трудовой договор был заключен в соответствии с требованиями старого ТК РК, то, считаем, что увольнение работника неправомерно.
Вопрос от: Анзор

Здравствуйте! Прошу Вас дать разъяснение о порядке применения нормы, предусмотренной п. 13 Правил и условий выдачи разрешений иностранному работнику на трудоустройство и работодателям на привлечение иностранной рабочей силы, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 января 2012 года № 45, а именно следующего. Абзацем 1 указанного пункта установлено, что "Поиск соответствующих кандидатур на внутреннем рынке труда осуществляется работодателем путем направления сведений о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) в уполномоченный орган по месту осуществления трудовой деятельности иностранной рабочей силы в соответствии с Законом Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О занятости населения". В настоящее время сложилась такая столичная практика, что работодателю необходимо лично обращаться в ГУ "Управление занятости, труда и социальной защиты города Астаны", где работники управления сначала одобряют форму сведений (визируют), потом работодателю необходимо передавать подписанный бланк сведений в КГУ "Центр занятости" акимата города Астаны, который в свою очередь не предоставляет никакое подтверждение о принятии сведений о потребности в рабочей силе. Только после всего этого процесса, работодатель признается выполнившим обязанность по поиску соискателей на внутреннем рынке труда и вправе обращаться за получением необходимого разрешения. Вопросы следующие: 1. Правомерно ли требуют сотрудники ГУ "Управление занятости, труда и социальной защиты города Астаны" соблюдение указанного выше порядка? 2. Какой именно государственный орган является уполномоченным согласно пп. 13 п. 3 Правил? 3. Чем руководствуется ГУ "Управление занятости, труда и социальной защиты города Астаны" при установлении данного порядка? 4. Достаточно ли представлять сведения о потребности в работниках в канцелярию ГУ "Управление занятости, труда и социальной защиты города Астаны" для поиска соответствующих кандидатур? Кроме того, последним абзацем п. 8 указанных Правил предусмотрено, что "Настоящий пункт сохраняет свое действие до момента вступления Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию". А, как известно, Республика Казахстан уже является участником Всемирной торговой организации. В связи с этим имеет место дополнительный вопрос: должен ли работодатель соблюдать соотношение списочной численности работников согласно п. 8 Правил, а также представлять уполномоченному органу информацию о местном содержании в кадрах? Заранее благодарю Вас за ответ.


Ответ: Здравствуйте, Анзор!
Рассмотрев Ваше обращение, сообщаем следующее. Просим Вас обратить внимание на то, что заданные Вами вопросы на данный момент регулируются
Законом Республики Казахстан № 482-V «О занятости населения» от 6 апреля 2016 года (далее – Закон), за исключением подпункта 5-1) статьи 7, пункта 4 статьи 10, статьи 11, которые действуют до 1 января 2017 года, а также «Правилами и условиями выдачи разрешений иностранному работнику на трудоустройство, а также работодателям на привлечение иностранной рабочей силы и иностранных работников, переводимых в рамках внутрикорпоративного перевода» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 31.03.2016 г.) (далее – Правила).
Согласно пп. 13 п.3 Правил, уполномоченный орган - структурное подразделение местных исполнительных органов областей, городов Астана и Алматы, обеспечивающее содействие занятости населения и социальную защиту от безработицы на региональном уровне. 
Постановлением акимата города Астаны от 17 сентября 2015 года № 158-1639 было утверждено Положение о государственном учреждении «Управление занятости, труда и социальной защиты города Астаны» (далее - Положение), согласно которому:
а) Государственное учреждение «Управление занятости, труда и социальной защиты города Астаны» (далее – Управление) является государственным органом Республики Казахстан, уполномоченным на осуществление функций государственного управления в области занятости, труда и социальной защиты населения на территории города Астаны. Следовательно, полагаем, Управление и есть уполномоченный орган, о котором идет речь в Правилах. Также, согласно Положению, Коммунальное государственное учреждение «Центр занятости» акимата города Астаны, которое было утверждено постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 162 (далее – Центр занятости), находится в ведении Управления. Более того, согласно п. 7 ст. 10 Закона, местный орган по вопросам занятости населения, координирует работу центров занятости населения. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 28 Закона, работодатель обязан направлять центру занятости населения сведения о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) в течение трех рабочих дней со дня их появления с указанием условий труда и оплаты. 
Исходя из вышеизложенного, считаем необходимым предоставление сведений о наличии вакантных мест в Центр занятости, и только по истечении 15 календарных дней подавать иные сопутствующие документы на получения разрешения на привлечения иностранной рабочей силы в Управление, так как Центр занятости находится в ведении Управления. 
Считаем, что в своей деятельности, в указанном Вами порядке, а также в иных вопросах Управление руководствуется Законом, Правилами, внутренними документами (Положение, инструкции и т.д.).
В соответствии с п. 8 Правил, измененными и дополненными 31.03.2016 г., текст о действии данного пункта до вступления Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию исключен, но дополнен требованием соблюдения соотношения списочной численности работников. Действие данного пункта не распространяется на: 
1) субъекты малого предпринимательства;
2) государственные учреждения и предприятия;
3) разрешения, выдаваемые в рамках квот по приоритетным проектам и странам исхода, на территорию специальной экономической зоны, а также иностранному работнику на трудоустройство;
4) разрешения, выдаваемые в рамках внутрикорпоративного перевода.
Для разрешения Вашего вопроса Вы также вправе обратиться в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан (www.mzsr.gov.kz). В соответствии с пунктом 15 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 сентября 2014 года № 1005, одной из основных задач данного Министерства является формирование и реализация государственной политики, осуществление межотраслевой координации и государственное управление в области труда, в том числе безопасности и охраны труда, занятости; социального обеспечения, в том числе пенсионного обеспечения и обязательного социального страхования; социальной защиты инвалидов; социальной поддержки семей с детьми; социальной помощи отдельным категориям граждан; предоставления специальных социальных услуг.
Вопрос от: Toma

Добрый день! Не могли бы вы подсказать правильную процедуру экспорта товаров из Казахстана в Киргизию в рамках Евразийского Экономического Союза? Перечень документов, представляемых в налоговые органы при уплате НДС? Нужно ли нам создавать филиал в Киргизии? Какие документы нужно собирать при экспорте? На какие НПА лучше опереться при возникновении вопросов по данной теме?


Ответ: Здравствуйте, Toma!
Процедура экспорта товаров из Казахстана в Киргизию предусмотрена главами 31 и 37-1 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 99-IV «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» (далее – НК РК).
Обязанности уплачивать НДС при экспорте товаров не возникает при наличии подтверждающих документов согласно ст. 276-11 НК РК.
Мы полагаем, что создавать филиал в Киргизии Вам не обязательно.
Cогласно ст. 276-11 НК РК, документы, которые необходимо собирать при экспорте, включают следующие:
1) договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним, на основании которых осуществляется экспорт товаров, а в случае лизинга товаров или предоставления займа в виде вещей - договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты), предусматривающие предоставление займа в виде вещей, договоры (контракты) на изготовление товаров;
2) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов и (или) освобождении и (или) ином способе уплаты (на бумажном носителе в оригинале или в копии) либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронной форме);
3) копии товаросопроводительных документов, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза.
4) документы, подтверждающие поступление валютной выручки на банковские счета налогоплательщика в банках второго уровня на территории Республики Казахстан, открытые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
при возникновении вопросов по данной теме Вы можете руководствоваться НК РК (преимущественно ст. 276-10, 276-11) и иными нормативными правовыми актами.
Вопрос от: Булгакова Нина

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, с какими лицами заключается договор на время выполнения определенной работы? Заключается ли данный договор с лицами, у которых тяжелые или вредные условия труда? Включается ли в данный договор отпуск, больничные? Нужно ли включать в штат лиц по данному договору? Заполняется ли трудовая книжка? 
Разъясните, пожалуйста, ситуацию: работодатель взял проект на выполнение работ, связанных с монтажом системы отопления, вентиляции, канализации, водопровода. Есть бригада рабочих и инженеров, но в штат работодатель не хочет их включать. Какой договор можно заключить с такими лицами? Спасибо.


Ответ: Здравствуйте, Нина!
Рассмотрев Ваше обращение, сообщаем следующее. Договор на выполнение определенной работы заключается с физическими и юридическими лицами. Все зависит от того, какой это договор – трудовой или гражданский.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 1 ТК РК Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V (далее – ТК РК), тяжелые работы - виды деятельности работника, связанной с постоянными передвижениями, перемещением и переноской вручную (десяти килограммов и более) тяжестей и требующей больших физических усилий (расход энергии более 250 ккал/час).
Согласно пп. 49 п. 1 ст. 1 ТК РК, вредные условия труда – условия труда, которые характеризуются наличием вредных производственных факторов.  
В случае гражданского договора, данный вопрос решается на усмотрение заказчика с согласия подрядчика/исполнителя. В случае трудового договора, необходимо уточнить вид тяжелых работ, так как в законодательстве имеется несколько категорий работ с тяжелыми и вредными условиями труда.
К примеру, ст. 26 ТК РК запрещает заключение трудового договора с гражданами, не достигшими восемнадцатилетнего возраста, на тяжелые работы, работы с вредными и (или) опасными условиями труда; женщинами на тяжелые работы, работы с вредными и (или) опасными условиями труда согласно списку работ, на которых запрещается применение труда женщин; на работу по совместительству с работниками, не достигшими восемнадцатилетнего возраста, и работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Работа лиц, задействованных на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда должна регулироваться с учетом соблюдения ст. 69, ст. 78, ст. 89, ст. 95, ст. 105 ТК РК.
Содержание трудового договора предусмотрено ст. 28 ТК РК. По трудовому договору работодатель обязан включать в трудовой договор отпуск, больничные. 
Работодатель обязан включать работников в штат.
В соответствии с п. 1 ст. 35 ТК РК, трудовая книжка является документом, подтверждающим сведения о трудовой деятельности работника. Законодательством не установлена обязанность работника или работодателя вести трудовую книжку, однако при наличии трудовой книжки работодатель обязан внести в таковую соответствующие записи о трудовой деятельности.
Касательно «бригады рабочих и инженеров»: при наличии трудового договора между сторонами работодатель обязан включить работников в штат. В качестве альтернативы, можем предложить, но настоятельно не рекомендуем, заключить с задействованными лицами гражданско-правовой договор.

Вопрос от: Наталья

Здравствуйте! По новому трудовому законодательству с 1 января 2016 года Работодатель обязан не допускать к тяжелым работам, работам с вредными и (или) опасными условиями труда лиц, достигших пенсионного возраста согласно пп.5 п.2 ст.182 ТК РК либо перевести на нормальные условия труда. В случае если работодатель не уволил работника с работы с вредными условиями труда и не перевел работника на нормальные условия труда, какую он несет ответственность перед законом?


Ответ: Здравствуйте, Наталья!
В случае допуска работодателем работника к тяжелым работам, работам с вредными и (или) опасными условиями труда лиц, достигших пенсионного возраста и отказе в переводе на нормальные условия труда, спор между работником и работодателем разрешается в порядке, установленном ст. 159 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V (далее – ТК РК).
В соответствии со ст. 159 ТК РК, индивидуальные трудовые споры рассматриваются согласительными комиссиями, а по неурегулированным вопросам либо неисполнению решения согласительной комиссии – судами. Согласительная комиссия является постоянно действующим органом, создаваемым в организации, ее филиалах и представительствах на паритетных началах из равного числа представителей от работодателя и работников. Ответственность работодателя будет заключаться в восстановлении нарушенного им права работника, в данном случае это может быть перевод работника на нормальные условия труда.
Также следует отметить, что за нарушение трудового законодательства Республики Казахстан, повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам гражданина, может наступать уголовная ответственность согласно ст. 152 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V.

Вопрос от: Игорь1965

Здравствуйте! Ситуация: квартиры, находившиеся в моей собственности 15 лет официально объединил в одну, через 1 месяц продал. Вопрос: правомерно ли налоговая требует оплатить 10% налог?


Ответ: Здравствуйте, Игорь!
Мы полагаем, что требование Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан («налоговой») правомерно по следующему основанию. Согласно ст. 180, 180-1 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 99-IV «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» (далее – НК РК) налогооблагаемый доход физического лица (имущественный доход) — это доход от прироста стоимости при реализации жилища, которым человек владел менее года. Так как после объединения квартиры, согласно новым документам, Вы являетесь собственником квартиры один месяц. При продаже квартиры Вам необходимо уплатить 10% налог в соответствии со ст. 158 НК РК.
Для более детальной и подробной консультации Вы вправе обратиться в Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан.