+7 (727) 2222-101
 
Ответы на вопросы
КИМЭП
Вопрос от: Мадина

Добрый день! Вопрос по разделу приватизированного имущества после смерти родственника. В 1984 году отец и мать получили квартиру. В 2009г. отец и мать развелись. Отец не претендовал на раздел имущества и жил отдельно до своей смерти. В 2013 году отец скончался. В семье остались бывшая жена, сын и дочь. Дети совершеннолетние, но на момент смерти сын жил отдельно. Квартира была приватизирована и в ней прописаны все трое. 
Вопрос: на какой размер доли может претендовать каждый из членов семьи на имущество (приватизированную квартиру) в случае раздела имущества?  Имеет ли значение, кто будет указан как собственник квартиры?

Ответ: Здравствуйте, Мадина!
Отвечая на Ваш первый вопрос, размер доли, на который может претендовать каждый из членов семьи в случае раздела имущества (приватизированной квартиры), будет составлять: 37,5% - доля сына; 37,5% - доля дочери; 25% - доля бывшей супруги. 
Согласно п.2 ст.13 Закона Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года № 94-I «О жилищных отношениях» (далее – Закон РК «О жилищных отношениях») приватизированное жилище переходит в общую совместную собственность нанимателя и всех постоянно проживающих с ним членов семьи, в том числе временно отсутствующих, если иное не предусмотрено договором между ними. 
Согласно п.2 ст.221 Гражданского Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года № 268-XIII (далее - ГК РК), при разделе общего имущества и выделе из него доли, если иное не предусмотрено законодательными актами или соглашением участников, их доли признаются равными. Следовательно, каждому из членов семьи, включая умершего, (четыре человека) принадлежит 25% доли на приватизированную квартиру изначально на праве общей совместной собственности.   
Далее, согласно п.1 ст.1061 ГК РК в первую очередь право на наследование по закону получают в равных долях дети наследодателя, в том числе родившиеся живыми после его смерти, а также супруг (супруга) и родители наследодателя. Соответственно, претендовать на 25% доли имущества умершего имеют право только дети умершего, так как бывшая супруга не является наследником по закону. Его доля на приватизированную квартиру будет разделена в равных долях между детьми поэтому, к доле каждого из детей (25% изначально) прибавляется половина доли умершего (12,5%), что, в общем, составляет 37,5% доли у каждого из детей. Доля бывшей супруги остается неизменной, так как она не является наследником, но она остается собственником имущества на праве общей совместной собственности по договору приватизации.
Отвечая на Ваш второй вопрос, мы подразумеваем, что Вы имели в виду приобретатель, под значением собственник, так как в договоре приватизации (правоустанавливающий документ) под приобретателем подразумевается одно лицо. Не имеет значение, кто будет указан как приобретатель приватизированной квартиры в правоустанавливающем документе. Однако, имеет значение проверить, кто также вписан в договор приватизации, так как вписанные лица являются собственниками недвижимого имущества. 
Согласно п.7 ст.7 Закона Республики Казахстан от 26 июля 2007 года № 310-III «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» (далее – Закон РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество») с момента введения государственной регистрации прав на недвижимое имущество правовой кадастр и правоустанавливающий документ являются единственными источниками информации, подтверждающими зарегистрированные права на недвижимое имущество. 
Согласно п.4 ст.24 Закона РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», правоустанавливающие документы должны содержать сведения о правообладателях, вносимые в регистрационный лист, о виде регистрируемого права (обременения права), адрес, регистрационный код адреса (при его наличии), а также необходимые для целей ведения правового кадастра данные об объекте недвижимости. В Вашем случае правоустанавливающим документом является договор приватизации. 
Помимо приобретателя, на момент приватизации, все лица, прописанные и проживающие в квартире, в том числе несовершеннолетние и временно отсутствующие, указываются в договоре приватизации согласно п. 13 ст. 2 Постановления Правительства Республики Казахстан от 2 июля 2013 года № 673 «Об утверждении Правил приватизации жилищ из государственного жилищного фонда».
В справочно-информационных службах Министерства юстиции Республики Казахстан (тел. 119) и ЦОНа г. Алматы (тел. 1414) уточнили, что собственниками приватизированной квартиры являются лица, указанные в договоре приватизации.  
Для того, чтобы получить информацию, на кого зарегистрировано недвижимое имущество, необходимо ознакомиться с договором приватизации, или же подать запрос на выдачу справки о наличии (отсутствии) недвижимого имущества в ЦОН по месту нахождения имущества. 
Если же в договоре приватизации указаны не все члены семьи, то в данном случае, можно попробовать в судебном порядке потребовать признать приватизацию незаконной. Согласно Нормативному постановлению Верховного Суда Республики Казахстан от 18 июля 1997 года № 9 «О практике применения законодательства по приватизации гражданами жилых помещений» при рассмотрении такого дела будут установлены все лица, имеющие право на владение, пользование и распоряжение приватизируемой квартиры, а также будет выяснено их отношение к договору приватизации.

Вопрос от: Анар

Просим дать разъяснение: На основании какого документа можно оформить дополнительную оплату за дополнительные обязанности, которые не входят в основные обязанности и в штатном расписании эта должность не отражена?

Ответ: Здравствуйте, Анар!
Согласно п.1 ст.28 Трудового Кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V (далее – ТК РК) работник следует должностной инструкции и выполняет только ту работу, что предусмотрена трудовым договором. Однако, законодатель не ограничивает работодателя и с согласия работника возможно возложить на него дополнительные обязанности. Если у работника увеличивается должностной оклад в связи с наложением на него дополнительных обязанностей, которые не входят в его основные обязанности и не входят в штатное расписание организации, то в данном случае необходимо заключение дополнительного соглашения к трудовому договору. В дополнительном соглашении будут указаны оплата за дополнительные обязанности и перечень этих самых дополнительных обязанностей. Это регулируется п.2 ст.33 ТК РК.
В случае, если речь идёт о совмещении должностей, необходимо издание соответствующего акта работодателя (приказа), заключение дополнительного соглашения к трудовому договору и подписание должностной инструкции на совмещаемую должность. При этом следует отметить, что, если речь идёт о совмещении должностей, вторая должность должна быть отражена в штатном расписании компании. В обратном случае целесообразно применить первый сценарий, указанный выше. Вопросы совмещения регламентированы ст.111 ТК РК.
Вопрос от: Наталья

Здравствуйте! В начале 2017 года наша компания по требованию УГД исключила из зачета НДС по сделке за 3 квартал 2012 года с контрагентом. УГД предоставило решение суда от октября 2016г., где написано «..признать недействительной и отменить государственную перерегистрацию ТОО «…», произведенную на основании приказа Управления юстиции г. Алматы от июня 2012 года. В сентябре 2017г. на сайте КГД МФ РК я обнаружила, что данное ТОО-контрагент снято с учета в мае 2014 года с формулировкой « Отсутствие по месту нахождения». В данный момент в нашем ТОО проходит проверка. Проверяющий намерен доначислить по данному контрагенту и КПН. Подскажите, пожалуйста, как нам поступить, чтобы вернуть необоснованно исключенный НДС и подлежит ли доначислению КПН? Проверить наличие данного решения суда на портале «Судебный кабинет» не удалось (ответ-нет данных). 

Ответ: Здравствуйте, Наталья!
Мы предполагаем, что контрагент имел государственную регистрацию и функционировал как ТОО на момент зачисления НДС по сделке за 3 квартал 2012 года. В этом случае Вы имеете право оспорить необоснованное решение в вышестоящий орган налоговой службы, а также обжаловать в судебном порядке.  
Согласно пп.10 п.1 ст.13 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», Вы вправе обжаловать в установленном настоящим Кодексом порядке результаты налоговой проверки и решение вышестоящего органа налоговой службы, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы, а также действия (бездействия) должностных лиц органов налоговой службы, чтобы вернуть необоснованно исключенный НДС. 
Согласно п.1 ст.292 Гражданского Процессуального Кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-V (далее – ГПК РК), гражданин и юридическое лицо вправе оспорить решение, действия (бездействие) государственного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения, организации, должностного лица, государственного служащего в суде. Законом установлено, что гражданин и юридическое лицо вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда им стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов (п.3 ст.292 ГПК РК).
Если предположить, что контрагент был признан лжепредприятием, в этом случае у контрагентов лжепредприятия подлежат исключению из вычетов КПН расходы и из зачета суммы НДС по этим сделкам. Соответственно, вернуть исключенный НДС и доначислить КПН будет невозможно.
Вопрос от: Алексей

Добрый вечер, в течение какого срока заказчик должен выслать проект договора на утверждение победителю способом ценовых предложений?

Ответ: Здравствуйте, Алексей!
Данный вопрос регулируется Законом Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках» (далее – Закон РК) или Гражданским кодексом Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года № 268-XIII (далее – ГК РК). Исходя из Вашего вопроса есть две опции:
1) Если субъект подпадает под государственные закупки, то заказчик направляет победителю проект договора о государственных закупках, удостоверенный электронной цифровой подписью в течение 5 рабочих дней со дня определения победителя способом запроса ценовых предложений согласно пп.2 п.2 ст.43 указанного Закона РК;
2) Если субъектом является частное лицо (предполагаем, что победитель тендера, проведенного способом запроса ценовых предложений), то данный срок не указан в ГК РК. Заказчик не обязан заключать соответствующий договор и высылать проект договора победителю. Но в случае отказа инициатора тендера заключить соответствующий договор, победитель тендера вправе взыскать причиненные ему убытки согласно п.5 ст. 915 ГК РК.

Вопрос от: Кирилл

Здравствуйте! Пожалуйста, прошу дать разъяснение. Наше ТОО участвовало в государственных закупках способом открытого конкурса и стало победителем. Мы имеем несколько филиалов по Казахстану. После 5 дней на обжалование заказчик не выслал нам договор, а выслал его через 10 дней на утверждение. Но договор мы не смогли утвердить, так как специалист упустил этот факт в связи с командировкой, тем самым портал автоматически подставил реквизиты в договор другого филиала, который тем временем не знал о том, что ему прислали договор на подписание и не подписал его. Теперь мы, как поставщики, занесены в реестр недобросовестных на 24 месяца в связи с уклонением от заключения договора. На текущий момент готовим обжалование. Скажите, является ли отправка договора позже положенного срока на утверждение и на другой филиал основанием для обжалования действий организатора? Спасибо. 

Ответ: Здравствуйте, Кирилл! 
Решение о внесении потенциального поставщика или поставщика в реестр недобросовестных участников государственных закупок уполномоченным органом может быть обжаловано в соответствии с п.1 ст.292 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-V (далее – ГПК РК). Срок на обжалование в судебные органы составляет 3 месяца со дня, когда поставщику стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов (ст.294 ГПК РК).  В соответствии с п.2 Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан № 5 от 14 декабря 2012 года «О применении судами законодательства о государственных закупках» и ст.31 ГПК РК иски по спорам о государственных закупках предъявляются по месту нахождения ответчика. Для того, чтобы обжаловать решение о внесении поставщика в реестр недобросовестных участников государственных закупок необходимо подать в суд заявление: 
о признании недействительным решения уполномоченного органа о включении в реестр;
об обязании устранить такое нарушение и исключить сведения о поставщике из реестра.
Основания для обжалования:
1.Победитель торгов действовал добросовестно;
2.Договор не заключен по вине заказчика;
3.Решение о включении в реестр принято с процессуальными нарушениями.
В заявлении необходимо указать, в чем конкретно заключается нарушение прав и интересов поставщика. Важно указать, какие нормы Закона "О государственных закупках", Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков нарушил уполномоченный орган при включении сведений в реестр. Это может быть неправильная оценка фактов, документов и информации, представленных заказчиком, не учёт при вынесении решения тех или иных обстоятельств. При оспаривании в суде решения необходимо доказать, что поведение победителя торгов было добросовестным и в его действиях (бездействии) отсутствовал умысел на нарушение Закона.
Вопрос от: Ахмет

Добрый день. Лет 6 назад работал в одном ТОО. Потом ТОО продали, меня уволили. Сейчас в базе Минюста я директором выхожу данной организации. Как можно убрать эти данные из базы юстиции?

Ответ: Здравствуйте, Ахмет! 
Как мы поняли, на данный момент Вы, фактически не являясь директором ТОО (первый руководитель исполнительного органа ТОО), в базе Министерства юстиции Республики Казахстан (Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров) все еще зарегистрированы в качестве директора ТОО.
Для изменения этих данных Вам следует написать заявление об изменении данных в Департамент Министерства юстиции Республики Казахстан по Вашему месту жительства и приложить к нему документ, подтверждающий факт Вашего увольнения из этого ТОО. В качестве такого документа Вы можете использовать любой документ, доказывающий Ваше увольнение (к примеру, Решение общего собрания участников товарищества о Вашем увольнении).
Вопрос от: Асель

Здравствуйте! Подскажите, как поступить? Мама не занимается воспитанием несовершеннолетнего ребенка (14 лет), устно отказывается от своих прав (письменно отказ не оформляет), отец погиб. Мать получает пособие по потере кормильца, сын проживает у тети, мать в свою очередь никак не помогает... карточку не отдает, денежные средства пропивает. Посоветуйте, куда обратиться? Возможно ли, не лишая родительских прав, получить разрешение на получение денежных средств по доверенности или лично ребенку, может быть откладывая на его счет до совершеннолетия?

Ответ: Здравствуйте, Асель!
У вас нет возможности получения пособия на ребенка по случаю потери кормильца, если вы не являетесь его законным представителем. 
Согласно ст.66 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года № 518-IV «О браке (супружестве) и семье» (далее – КоБС РК) суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пособий, поступают в распоряжение родителей или других законных представителей ребенка.
В этом случае вы можете договориться с матерью, и она может дать согласие на оформление попечительства над ребенком. Для этого она должна нотариально заверить заявление, в котором она даст письменный отказ от ребенка и согласие на установление Вами попечительства над ребенком (ст.119 КоБС РК). После посещения нотариуса Вы можете начать процедуру установления попечительства над ребенком, подав заявление в органы опеки по месту жительства ребенка (приложения 2 Приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 апреля 2015 года № 198 «Об утверждении стандартов государственных услуг, оказываемых в сфере семьи и детей»). После, став законным представителем, вы сможете получать пособие ребенка по потере кормильца и распоряжаться им в интересах ребенка.
Если мать не дает необходимое согласие на установление Вами попечительства над ребенком, в Вашем случае можно обратиться в органы опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Вы должны заявить о невыполнении или ненадлежащем выполнении родителем обязанностей по содержанию, воспитанию, образованию ребенка (п.3 ст.67 КоБС РК), а также об алкоголизме родителя. Заявление о ее (матери) злоупотреблении алкогольными напитками подтверждается соответствующей справкой из наркологического диспансера, которая выдается в случае, если лицо признано больным алкоголизмом в соответствии с Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 1 декабря 2009 года № 808 «Об утверждении Правил признания лица больным алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией». После вашего обращения орган, осуществляющий функции по опеке и попечительству, проведет проверку жилищных условий ребенка и при наличии угрозы его физическому либо психическому здоровью (ст.75 КоБС РК) будет инициирован иск о лишении матери родительских прав в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 марта 2012 года №382 «Об утверждении Правил осуществления функций государства по опеке и попечительству». Далее, согласно п.3 ст.76 КоБС РК, при рассмотрении дела о лишении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей, лишенных родительских прав. После лишения матери родительских прав, ребенок будет передан на попечение органа, осуществляющего функции по опеке и попечительству. Далее Вы сможете усыновить ребенка в установленном законами Республики Казахстан порядке.

Вопрос от: Алтынай

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, возможна ли уступка прав требования по оказанной финансовой помощи ТОО бывшим директором ТОО, действующему директору того же ТОО (не является участником ТОО).

Ответ: Здравствуйте, Алтынай!
Как мы понимаем, Вас интересует, может ли право требования быть уступлено, если кредитором выступает бывший руководитель исполнительного органа ТОО (директор ТОО), а новым кредитором является действующий руководитель исполнительного органа ТОО, а также может ли физическое лицо оказывать финансовую помощь юридическому лицу.
Да, уступка права требования возможна, если это разрешено заключенным между ТОО (должник) и бывшим директором ТОО (кредитор) договором об оказании финансовой помощи, а также не является правом, неразрывно связанным с личностью бывшего директора.
Согласно п.1 ст.339 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года № 268-XIII (далее – ГК РК) кредитор может уступить требование другому лицу по сделке. В данной статье нет каких-либо оговорок о необходимости нынешнего директора являться участником ТОО.
Согласно ст.345 ГК РК, уступка требования кредитором другому лицу допускается, если она не противоречит договору. Также без согласия должника, в соответствии с п.2 ст.345 ГК РК не допускается переход прав, если личность кредитора в обязательстве имеет существенное значение для должника. 
Далее, рассматривая вопрос о возможности оказания финансовой помощи физическим лицом юридическому лицу, стоит отметить, что, если деньги привлекаются на основе возвратности и срочности, такие сделки признаются займом согласно п.1 ст.715 ГК РК. Однако, в п.3 ст.715 ГК РК устанавливает, что юридическим лицам и гражданам запрещается привлечение денег в виде займа от граждан в качестве предпринимательской деятельности, и такие договоры признаются недействительными с момента их заключения. Вместе с тем, следует учитывать, что ограничение распространяется лишь на случаи использования займа в качестве способа осуществления предпринимательской деятельности, поэтому разовое или эпизодическое взятие денег в долг не может рассматриваться в качестве предпринимательства и не влечет последствий в виде признания договора займа недействительным. В отношении заключения договора о предоставлении займа физическим лицом юридическому лицу без выплаты вознаграждения законодательство ограничений не содержит. Следовательно, физическое лицо имеет право оказывать финансовую помощь юридическим лицам. 
Мы считаем, что передача права требования возможна.
Вопрос от: Лариса

Добрый день! Подскажите, пожалуйста. Маленькое ТОО, главный бухгалтер не предусмотрен, в штате бухгалтера нет. Для составления бухгалтерских и налоговых отчетов можно заключить договор ГПХ с приходящим бухгалтером или правильнее внести изменения в штатное расписание и принять по трудовому договору на неполный рабочий день по совместительству бухгалтера?

Ответ: Здравствуйте, Лариса.
Вам следует посмотреть Устав Вашего ТОО, касательно порядка приема сотрудников или если в Вашем Уставе имеется раздел о Трудовом Коллективе Товарищества, нужно будет внимательно его изучить на предмет наличия в нем конкретного положения о форме заключаемых договоров с сотрудниками ТОО. Это может быть как трудовое, так и гражданское законодательство. Соответственно может заключаться договор на трудовой, либо гражданской основе, если в Вашем уставе не предусмотрено иное.
Вопрос от: Аспан

Прошу дать разъяснение по поводу того, может ли государственное учреждение включить или подлежит ли включению в реестр недобросовестных поставщиков АО со 100% долевым участием государства, являющимся субъектом естественных монополий? Также прошу дать разъяснения статьи 12 п.10 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках».

Ответ: Здравствуйте, Аспан.
1. В Вашем случае АО со 100% долевым участием государства, являющимся субъектом естественных монополий не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подпункт 27 пункт 3 ст. 39 Закона РК "О государственных закупках")

2. Согласно п.10 ст.12 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках", ссылающегося на подпункты 1), 2), 27) и 36) пункта 3 статьи 39 Закона, в случаях:
1) приобретения услуг, относящихся к сферам естественных монополий, а также услуг энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии; 
2) приобретения товаров, работ, услуг по ценам, тарифам, установленным законодательством Республики Казахстан; 
27) приобретения государственным органом товаров, работ, услуг у: акционерных обществ и хозяйственных товариществ, сто процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, соответствующие полномочия которых установлены законами Республики Казахстан, указами Президента Республики Казахстан; 
36) приобретения товаров, работ, услуг у лица, определенного законами Республики Казахстан 
возможно прямое заключение договора о государственных закупках, т.к. в данных случаях подразумевается отсутствие у государства оснований полагать, что вторая сторона может повести себя недобросовестно."