+7 (727) 2222-101
 
Ответы на вопросы
Государственные закупки
Вопрос от: Даулет

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, в нашей организации заложен бюджет для приобретения компьютерной техники, способ закупа открытый конкурс, так как поставщики не успеют поставить товар по всем регионам до конца года, мы хотели бы перенести закуп на 2020 год. Возможно ли это? Какие основания есть для того, чтобы убрать пункты закупок с годового плана закупок. Заранее благодарю за ваш скорый ответ!

Ответ: Здравствуйте, Даулет!
В соответствии с п.7 ст.5 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках» (далее «Закон») Вы как заказчик вправе вносить изменения и (или) дополнения в годовой план государственных закупок не более двух раз в месяц, до заключения договора о гос. закупках. В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о внесении изменений и (или) дополнений в годовой план государственных закупок Вы обязаны разместить внесенные изменения и (или) дополнения на веб-портале государственных закупок. Также согласно Закону, государственные органы, государственные учреждения и государственные предприятия на праве оперативного управления могут заключить договор о государственных закупках на срок более одного финансового года в случае приобретения товаров, работ, услуг, срок поставки (выполнения, оказания) которых в связи с длительностью исполнения обусловлен в следующем (последующем) финансовом году (годы), установленном в соответствующих бюджете, плане развития, индивидуальном плане финансирования, а также работ и услуг по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог областного и районного значения. Срок действия такого договора о государственных закупках не должен превышать три года.
Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Бибикова Карина
Вопрос от: Бейбут

Здравствуйте! У меня такой вопрос: заказчик при объявлении госзакупки в договоре указал наименование товара, который ему требовался (принтер определенной модели и марки), но по ошибке в технической спецификации указал товар другой марки и модели (дешевле по стоимости). Поставщик поставил 1 из трех единиц товара, настаивает на его принятии, а также остальных двух единиц (ему это выгодно). Мы намерены обратиться в суд с иском о признании его недобросовестным поставщиком, но хотели бы сначала определиться, что приоритетнее в данном случае - сам договор или техническая спецификация? Как может быть разрешена данная ситуация? Также нами был изменен статус договора на "Расторгнут", что является законным основанием для возвращения его в статус "Действует". Заранее благодарен! с/у Бейбут

Ответ: Здравствуйте! Поскольку техническая спецификация является приложением, а, следовательно, неотъемлемой частью самого договора, она должна содержать наименование того товара, который необходимо поставить. 
Однако, если предмет договора установлен в тексте самого договора, то при расхождении специфических свойств предмета в договоре и техспецификации, приоритет будет дан тексту Договора, так как приложения к нему должны соответствовать условиям Договора. При возникновении спора суд даст предпочтение тексту договора в соответствии с правилами толкования договора, установленными ст.392 ГК РК.
В соответствии с п.3 ч.4 ст.12 Закона «О государственных закупках», реестр недобросовестных участников госзакупок представляет собой перечень поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключённым с ними договорам о госзакупках. А в соответствии с ч.23 ст.43 Закона, договор о государственных закупках считается исполненным при условии полного выполнения заказчиком и поставщиком принятых обязательств по указанному договору.
В данном случае Поставщика могут и не признать недобросовестным, потому что свои обязательства по договору он исполнил в соответствие с тех спецификацией. Обычаи делового оборота сложились таким образом, что за основу исполнения Поставщики определяют, как раз этот документ. Но при этом следует иметь ввиду, что противоречие тех спецификации договору могли быть выявлены до исполнения и согласованы сторонами заранее, то вероятность признания Поставщика недобросовестным имеется.

Клиницист юридической клиники Высшей школы права КАЗГЮУ Жарова Адина, Байқадамова Айгерім
Вопрос от: Арман

Здравствуйте. Такой вопрос: в конкурсе по ремонту помещения и второй конкурс этого организатора ремонт гаража требовали и отклонили мою заявку, хотя мы прошли по цене. И описали, что наша лицензия не имеет значения и должны прикрепить материальные и то ресурсы. Разве это допустимо?? Аудит контроль тоже отписал, что заказчик прав, но имея лицензии мы разве должны подтверждать что-то?

Ответ: В соответствии с пп.4 п.1 ст.9 Закона РК «О государственных закупках», одним из квалификационных требований, предъявляемых к потенциальным поставщикам, является обладание материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору о государственных закупках.  В п.3 ст.9 Закона установлено, что в подтверждение своего соответствия таким требованиям потенциальный поставщик предоставляет документы, которые предусмотрены Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648.  Если потенциальный поставщик не предоставляет эти сведения, он признается не соответствующим квалификационным требованиям и не допускается к участию в конкурсе (не может быть признан участником конкурса) в соответствии с пп.1 п.150 Приказа и пп.1 п.1 ст.10 Закона. 

Клиницист юридической клиники Высшей школы права КАЗГЮУ Әмірхамза Лаура, Асубаева Айдана, Омирбеков Алимжан
Вопрос от: Гульжанат

Добрый день. Прошу пояснить, когда необходимо заключить договор на продление по п.50 ст.39 если имеется необходимость в осуществлении государственных закупок ежедневной и (или) еженедельной потребности на период до подведения итогов государственных закупок и вступления в силу договора о государственных закупках в случае, если такие государственные закупки осуществляются по перечню, утвержденному уполномоченным органом, в объеме, не превышающем объема государственных закупок таких товаров, работ, услуг, необходимого для обеспечения потребности заказчика в течение срока проведения государственной закупки, но не более чем на два месяца, в конце года или в начале года? Еще второй вопрос: не будет ли дробление позиции плана, так как необходимо заключать два договора?

Ответ: Здравствуйте, Гульжанат!
Продление срока договора о государственных закупках, предусмотренного пп.50 п.3 ст.39 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» от 4 декабря 2015 года № 434 - V устанавливается порядком согласования сторонами соответствующих условий на последующие периоды после окончания срока действия договора.

Клиницист юридической клиники Высшей школы права КАЗГЮУ Мамбеталиева Аружан
Вопрос от: Назыма

Дд! Вопрос такой: заказчик подал объявление по ЗЦП на закуп реактивов, но не запросил лицензию. Нарушение это или нет?

Ответ: Здравствуйте, Назыма!
Запрос ценовых предложений (далее - ЗЦП) может объявляться как государственными юридическими лицами, так и негосударственными юридическими лицами. Мы не нашли в законодательстве Республики Казахстан прямой обязанности у заказчиков запрашивать наличие лицензии или разрешения в конкурсной документации. Следовательно, это не является нарушением законодательства Республики Казахстан.
Однако, обращаем Ваше внимание на то, что если на реализацию указанных Вами реактивов поставщикам нужно иметь лицензию или разрешение, а в конкурсной документации заказчика в требованиях не указана необходимость наличия такой лицензии или разрешения, то это может являться нарушением внутренних правил  организации,  осуществляющей конкурс по ЗЦП.
Исходя из этого, поставщик может пожаловаться руководителю данной организации на факт нарушения внутренних правил организации для привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности. 
Вопрос от: Лариса

Здравствуйте. Хотели бы узнать: наша организация заключила договор на оказание услуг, но Заказчиком не производится оплата согласно договора государственных закупок на оказание услуг, хотя есть акты оказанных услуг, подписанные обеими сторонами. Как взыскать неустойку с Заказчика?

Ответ: Здравствуйте, Лариса!
Мы полагаем, что между Вами и заказчиком заключен договор оказания услуг, а также условия либо сроки оплаты, указанные в нем, были нарушены.
Исходя из предоставленной Вами информации мы выделили следующие вопросы:
1.На каких основаниях заказчик должен оплатить оказанные ему услуги?
Заказчик должен оплатить оказанные ему услуги согласно условиям, которые указаны в договоре. В соответствии со статьей 685 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409-I (Далее - ГК РК), заказчик обязуется оплатить оказанные ему услуги в сроки и порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
2.Каков должен быть размер неустойки?
В первую очередь важно отметить, что договор должен содержать в себе условия об уплате неустойки (сумма/проценты, сроки). Согласно пункту 13 статьи 43 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V "О государственных закупках”, договор о государственных закупках должен предусматривать неустойку (штраф, пеню) за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору о государственных закупках. Согласно статье 296 ГК РК, размеры неустойки определяются в твердой денежной сумме или в процентах к сумме неисполненного либо ненадлежаще исполненного обязательства.
Таким образом, мы рекомендуем Вам посмотреть в Вашем договоре, каким образом осуществляется возмещение неустойки и, если заказчик нарушает условия договора, то на основании данных нарушений мы рекомендуем Вам подать исковое заявление в суд для принудительного исполнения заказчиком обязательств и уплаты неустойки.
Вопрос от: Юлия

Добрый день! В документации к составу заявки заказчик устанавливает требование: Потенциальный поставщик должен обладать (исключительными) интеллектуальными правами, авторскими правами ПО или иметь договор безвозмездного пользования ПО, заключенный с правообладателем с правом передачи третьим лицам на аналогичных договорных условиях. Потенциальный поставщик должен подтвердить соответствие требованию приложением подтверждающих документов. Интеллектуальными правами, авторскими правами на ПО мы не обладаем. Какой документ мы можем приложить? Обязательно ли иметь договор безвозмездного пользования ПО или можно составить обычный лицензионный договор или какой то ещё? 

Ответ: Здравствуйте, Юлия!

Исходя из предоставленной Вами информации, мы полагаем, что одним из обязательных требований заказчика является обладание интеллектуальными правами на программное обеспечение (далее - ПО) с правом его передачи третьим лицам. То есть, Вы должны являться либо автором ПО, который этот ПО разработал и обладает правом осуществлять, разрешать и запрещать использование ПО, либо является правообладателем на осуществление, разрешение или запрещение использования ПО на договорной основе.

Мы предполагаем, что Вы не являетесь автором данного ПО, следовательно для подтверждения права на интеллектуальную собственность Вы можете предоставить договор, который определяет, что права на интеллектуальную собственность могут быть переданы Вами на пользование третьим лицам. В соответствии с пунктом 1 статьи 966 Гражданского Кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года №409-1 (далее - ГК РК), Вы можете заключить лицензионный договор с правообладателем на право временно использовать соответствующий объект интеллектуальной собственности определенным способом.

В Вашем случае Вы можете заключить как договор безвозмездного пользования ПО с правообладателем, так и лицензионный договор с правообладателем на Ваш выбор. Возможным отличием данных двух договоров является оплата за пользование объекта интеллектуальной собственности. То есть, по договору безвозмездного пользования ПО, Вы не платите за данное пользование, тогда как лицензионный договор предполагается возмездным в соответствии с пунктом 1 статьи 966 ГК РК. Таким образом, для подтверждения требования Вам нужно предоставить заказчику договор по Вашему выбору, но подтверждающий Ваше право на передачу права пользования на интеллектуальную собственность третьим лицам.

Вопрос от: Еркин

Здравствуйте, подскажите пжс! В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона «О государственных закупках» (далее – Закон), к потенциальным поставщикам предъявляются соответствующие квалификационные требования, в том числе обладать соответствующими материальными и трудовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору о государственных закупках товаров, работ, услуг. Потенциальный поставщик в подтверждение его соответствия квалификационным требованиям, установленным статьей 21 Закона, представляет организатору государственных закупок соответствующие документы, предусмотренные правилами осуществления государственных закупок (пункт 3 статьи 21 Закона). Согласно пункту 85-1 Правил осуществления государственных закупок, утвержденных приказом Министра финансов от 11 декабря 2015 года № 648, материальные и трудовые ресурсы, необходимые заказчику для исполнения обязательств по договору, указываются в технической спецификации, являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации. Так, приложением 6 к конкурсной документации утверждены Сведения о квалификации при закупках услуг, в соответствии с которым потенциальный поставщик указывает сведения о наличии материальных ресурсов, предусмотренных конкурсной документацией, необходимых для оказания услуг с приложением электронных копий подтверждающих документов. Данные сведения предусматривают информацию о собственных материальных ресурсах (прилагаются документы, подтверждающие право собственности), или арендованных (прилагаются документы, подтверждающие право собственности арендодателя). И теперь вопрос, какие ИМЕННО документы потенциальный поставщик должен приложить в подтверждении его соответствия квалификационным требования в части обладания материальными ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору о государственных закупках услуг указанных в сведений согласно приложению 6 к конкурсной документации?

Ответ: Добрый день Еркин!

Перечень необходимых документов описан в статье 9 Закона «О государственных закупках» (далее – Закон), но эти документы являются обязательными для всех потенциальных поставщиков. Все-таки для определенных видов деятельности требуются специальные документы, они описаны в приказе Министра финансов от 11 декабря 2015 года №648 «Об утверждении правил осуществления государственных закупок» (далее – Правила). Так в пункте 85-1 Материальные и трудовые ресурсы, необходимые заказчику для исполнения обязательств по договору, указываются в технической спецификации, являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации. При осуществлении государственных закупок работ по строительству (новое строительство, расширение, техническое перевооружение, модернизация, реконструкция, реставрация и капитальный ремонт существующих объектов), разработке технико-экономического обоснования, проектно-сметной документации и градостроительных проектов, документом, подтверждающим обладание потенциальным поставщиком материальными и трудовыми ресурсами, является соответствующее разрешение (лицензия), выданное в соответствии с законодательством РК «О разрешениях и уведомлениях».

А также дополнительным пунктом в правилах является пункт 85-2. При осуществлении государственных закупок по оказанию инжиниринговых услуг по техническому надзору в технической спецификации, указывается требование о наличии у потенциального поставщика аттестованных инженерно-технических работников, оказывающих инжиниринговые услуги по техническому надзору, работающих у него на постоянной основе. Совмещение работы аттестованными инженерно-техническими работниками в других организациях, осуществляющих указанные виды деятельности, не допускается. Резюмируя вышесказанное потенциальный поставщик для участия в государственных закупках должен предоставить документы,  установленные статьей 9 Закона и пунктами 85 – 1 и 85 – 2 Правил.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г.Басина Высшей школы права «Әдлет» при Каспийском общественном университете Жанатов Тимур 

Вопрос от: Индира

Добрый вечер! У меня к вам вопрос касательно госзакупа. У нас есть закон, который гласит, что все госучреждения РК обязаны закупать товар или услугу (на большую сумму) только через государственные закупки. Так вот, не могли бы вы подсказать, что это за закон и какая статья? Никак не получается найти своими силами. Заранее благодарю за ваш скорый ответ!


Ответ: Здравствуйте, Индира!
Согласно пп.14 статьи 2 Закона «О государственных закупках» Государственными закупками является приобретение заказчиками товаров, работ, услуг полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) собственных доходов, за исключением доходов, связанных с оказанием услуг нерезидентам Республики Казахстан;
Согласно пп.27 статьи 2 того же Закона: 
Заказчики - государственные органы, государственные учреждения, а также государственные предприятия, юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированные с ними юридические лица.
Из Закона следует, что государственные учреждения являются заказчиками госзакупок. Исходя из этого, госучреждения должны приобретать любые товары или услуги именно через госзакупки.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Сыздыкова Асем
Вопрос от: Тимур

День добрый. ВОПРОС: при внесении обеспечения заявки в размере 1% возможно ли внесение обеспечения одним платежным поручением на несколько лотов одного заказчика? Насколько это правомерно? Заранее выражаю признательность за уделенное внимание.

 

Ответ: Здравствуйте, Тимур!
Согласно пункту 113 Правил осуществления государственных закупок от 11 декабря 2015 года в случае участия в конкурсе по нескольким лотам потенциальный поставщик вправе представить обеспечение заявки на участие в конкурсе на каждый лот отдельно.
Также согласно пункту 146 Правил осуществления государственных закупок допускается внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе на общую сумму лотов конкурса, в которых потенциальный поставщик принимает участие.
Поэтому вы имеете право внести обеспечение заявки как отдельно, так и одним платежным поручением.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Нечаева Александра