+7 (727) 2222-101
 
Ответы на вопросы
Государственные закупки
Вопрос от: Екатерина

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, в какие уполномоченные органы можно жаловаться, если происходят нарушения во время закупа по Постановлению 1729 (а именно: объявления выкладываются уже после того как выходит протокол вскрытия)?

Ответ: Здравствуйте, Екатерина!  
Мы предполагаем, что у Вас есть два способа обжаловать действия и решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта или единого оператора в сфере государственных закупок, посредством электронной или письменной подачи жалобы в Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан.
1. Подача жалобы посредством электронного портала.
Опираясь на подпункт 1 пункта 3 статьи 18 Закон Республики Казахстан "О государственных закупках” от 4 декабря 2015 года № 434-V (далее - Закон о гос. закупках), Вы можете направить жалобу в электронном виде через веб-портал государственных закупок - www.goszakup.gov.kz, таким способом Вы можете сэкономить время.
Также, согласно пункту 1 статьи 48 Закона о гос. закупках, жалоба на действия (бездействие), решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок в уполномоченный орган должна содержать:
1.наименование, место нахождения юридического лица, действия (бездействие), решения которого обжалуются;
2.наименование, место нахождения лица, подавшего жалобу;
3.сведения о государственных закупках, в рамках которых совершены нарушения законодательства Республики Казахстан о государственных закупках;
4.обжалованные действия (бездействие), решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок.
К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу.
2.Подача письменной жалобы в Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан.
 Согласно пункту 21 статьи 2 Закона о гос. закупках, уполномоченный орган в сфере государственных закупок (далее - уполномоченный орган) - государственный орган, осуществляющий руководство в сфере государственных закупок. Таковым является Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан (далее - Комитет). 
Таким образом, Вы можете обратиться в Комитет с жалобой на действия заказчика, организатора государственных закупок по следующему адресу:
Казахстан, 010000, Астана г.а., Сарыаркинская р.а., пр.Победы, д.11. Контакты: тел: (7172) 71-84-35, 71-81-03, факс: (7172) 71-83-04;
Также, хотим ознакомить Вас с мерами реагирования Комитета. Согласно пункту 2 статьи 5 Закона "О государственном аудите и финансовом контроле” от 12 ноября 2015 года № 392-V, мерами реагирования финансового контроля являются: 
1.вынесение обязательного для исполнения всеми государственными органами, организациями и должностными лицами предписания об устранении выявленных нарушений и о рассмотрении ответственности лиц, их допустивших;
2.возбуждение административного производства в пределах компетенции, предусмотренной законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;
3. в случаях выявления признаков уголовных или административных правонарушений в действиях должностных лиц объекта государственного аудита передача материалов с соответствующими аудиторскими доказательствами в правоохранительные органы или органы, уполномоченные возбуждать и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях;
4.предъявление иска в суд в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в том числе в целях обеспечения возмещения в бюджет, восстановления путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету выявленных сумм нарушений и исполнения предписания.
Таким образом, орган финансового контроля может принудить организатора выполнить требования по своевременному размещению информации или добиться отмены проведенных с нарушением закупок. В случаях выявления признаков уголовных или административных правонарушений, орган обязуется передать материалы в правоохранительные органы или органы, уполномоченные возбуждать и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях.
Также, исходя из данной Вами информации, мы предполагаем, что действия организаторов государственных закупок могут являться превышением власти и должностных полномочий и могут повлечь за собой как административную, так и уголовную ответственности. 
Поясняем, что превышение власти или должностных полномочий лицом может быть совершено только в связи с осуществлением им своих должностных обязанностей. Если совершенные лицом деяния не связаны с его служебными полномочиями или не выходят за рамки его компетенции, то данное лицо не может быть привлечено к уголовной и административной ответственности. Если нарушения будут выявлены органом финансового контроля, то орган имеет полномочия передать материалы в правоохранительные органы или уполномочен возбуждать и рассматривать дела об административных нарушениях. 
Опираясь на часть 1 статьи 362 Уголовного Кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V, превышение власти или должностных полномочий, то есть совершение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом действий, явно выходящих за пределы его прав и полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -наказывается штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо либо привлечением к общественным работам на срок до восьмисот часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Согласно части 1 статьи 207 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V, нарушение требований законодательства Республики Казахстан о государственных закупках к конкурсной документации (аукционной документации), либо в размещаемой информации при осуществлении государственных закупок способом запроса ценовых предложений путем установления любых не измеряемых количественно и (или) не администрируемых требований к потенциальным поставщикам, либо указания на характеристики, определяющие принадлежность приобретаемых товаров, работ, услуг отдельным потенциальным поставщикам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о государственных закупках, - влечет штраф на должностных лиц в размере пятидесяти месячных расчетных показателей (126 250 тг).
Вопрос от: Наталья

Здравствуйте. Как и куда можно обратиться с жалобой на поставщика, т.к. тендер он выиграл не честно. Допустим, я знаю, что такой товар (сапоги 47 размера), который был указан в лоте и который он в итоге выигрывает, не изготавливает завод. Получается, этот поставщик как подставной, чтобы забрать этот тендер себе. Как поступить в этом случае?

Ответ: Здравствуйте, Наталья!
В случае, если закупки проводила компания, доля государства в которой составляет более 50%, то согласно пункту 6 статьи 1 будет применяться Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках», (далее - Закон о государственных закупках). Процедура обжалования решения заказчика регулируется главой 9 Закона о государственных закупках.
Согласно статье 47 Закона о государственных закупках, обжалование действий, решений заказчика потенциальный поставщик вправе обжаловать действия, решения заказчика, если их действия, решения нарушают права и законные интересы потенциального поставщика. В случае, если Вы считаете, что Ваши права и законные интересы были нарушены, то вы можете обжаловать действия и решения заказчика.
Далее согласно статье 47 Закона о государственных закупках жалоба потенциального поставщика может быть подана на веб-портале государственных закупок - www.goszakup.gov.kz .  
Согласно статье 48 Закона о государственных закупках, на данный момент действует следующий порядок подачи жалобы на действия, решения заказчика:
"1.  Ваша жалоба должна содержать: 
1) наименование, место нахождения юридического лица, действия, решения которого обжалуются;
2) наименование, место нахождения лица, подавшего жалобу;
3) сведения о государственных закупках, в рамках которых совершены нарушения;
4) обжалованные действия, решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок.
К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу. Также необходимо отметить, что жалоба подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должна быть приложена доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя. Если жалоба не соответствует требованиям, установленным пунктом 1 статьи 48 Закона о государственных закупках, и не подписана либо подписана лицом, не имеющим полномочий на ее подписание, уполномоченный орган возвращает ее подавшему лицу без рассмотрения в течение 2 рабочих дней со дня поступления.
В случае, если проводила частная компания, в которой доля государства в которой меньше 50%, мы рекомендуем Вам обратиться в вышестоящий орган компании, а именно руководителю исполнительного органа или в Совет директоров в Акционерном обществе в частном порядке. 
Вопрос от: Ашим

Добрый день! У меня ИП с 2016 года находится в РНУ, т.е. ограничение согласно ст.6 Закон о госзакупе! Хотел узнать какие сроки и порядок снятия ограничения? Куда надо обращаться по истечении срока ограничения?

Ответ: Здравствуйте, Ашим!
Согласно п.6 ст.12 Закона «О государственных закупках», потенциальные поставщики, включенные в реестр недобросовестных участников государственных закупок по основаниям: потенциальные поставщики или поставщики, предоставившие недостоверную информацию по квалификационным требованиям и (или) документам, влияющим на конкурсное ценовое предложение, потенциальные поставщики, определенные победителями, уклонившихся от заключения договора о государственных закупках, не допускаются к участию в государственных закупках в течение двадцати четырех месяцев со дня принятия решения уполномоченным органом о признании их недобросовестными участниками государственных закупок.
В соответствии с пп.52 п.16 Постановления Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2008 года № 387 "О некоторых вопросах Министерства финансов Республики Казахстан" формирование и ведение реестров в сфере государственных закупок отнесено к компетенции уполномоченного органа (Министерство Финансов РК). В соответствии с п.29 Правил формирования и ведения реестров в сфере государственных закупок, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 694, запись в реестре, содержащая сведения о недобросовестном участнике государственных закупок, исключается из реестра автоматически по истечении срока, установленного Законом.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Хибатова Алиса
Вопрос от: Гаухар

Уставной деятельностью АО является повышение квалификации педагогических кадров системы образования. Может ли АО заниматься другим видом деятельности? Например, организацией и проведением конференции для работников системы государственной службы, т.е. принимать участие в госзакупках?

Ответ: Уважаемая Гаухар!

Мы рекомендуем Вам просмотреть устав Вашего акционерного общества на предмет наличия или отсутствия прямых ограничений в уставе на занятие определенными видами деятельности. В случае, если в уставе имеются ограничения на занятие другими видами деятельности, мы рекомендуем Вам учесть такие ограничения при осуществлении того или иного вида деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 5 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V, субъекты предпринимательства вправе осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законами Республики Казахстан.

Следовательно, в случае, если таких ограничений нет, Ваше акционерное общество вправе заниматься любыми видами деятельности, прямо не противоречащими виду деятельности, указанному в уставе.

Вопрос от: Фариза

Добрый день! У меня такой вопрос наличие лицензии освобождает поставщика от представления подтверждения о наличии определенной техники и рабочего персонала. Где это прописано??? У нас лицензия на покупку электроэнергии в целях энергоснабжения. Имея данный вид лицензии, мы все равно должны предоставлять подтверждение наличие определенной техники.


Ответ: Здравствуйте, Фариза!
Перечень необходимых документов описан в статье 9 Закона «О государственных закупках», но эти документы являются обязательными для всех потенциальных поставщиков. Все-таки для определенных видов деятельности требуются специальные документы, они описаны в приказе Министра финансов от 11 декабря 2015 года №648 «Об утверждении правил осуществления государственных закупок». Так, в пункте 85-1 Материальные и трудовые ресурсы, необходимые заказчику для исполнения обязательств по договору, указываются в технической спецификации, являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации.  При осуществлении государственных закупок работ по строительству (новое строительство, расширение, техническое перевооружение, модернизация, реконструкция, реставрация и капитальный ремонт существующих объектов), разработке технико-экономического обоснования, проектно-сметной документации и градостроительных проектов, документом, подтверждающим обладание потенциальным поставщиком материальными и трудовыми ресурсами, является соответствующее разрешение (лицензия), выданное в соответствии с законодательством РК «О разрешениях и уведомлениях». А также дополнительным пунктом в правилах является пункт 85-2. При осуществлении государственных закупок по оказанию инжиниринговых услуг по техническому надзору в технической спецификации, указывается требование о наличии у потенциального поставщика аттестованных инженерно-технических работников, оказывающих инжиниринговые услуги по техническому надзору, работающих у него на постоянной основе. Совмещение работы аттестованными инженерно-техническими работниками в других организациях, осуществляющих указанные виды деятельности, не допускается. Резюмируя вышеуказанное следует сделать вывод, что помимо лицензии на покупку электроэнергии в целях энергоснабжения для заказчика не является достаточной, в соответствии с правилами Вы должны будете предоставить дополнительные документы описанные в пунктах 85-1 и 85-2 действующих правил по осуществлению государственных закупок. 

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Жанатов Тимур
Вопрос от: Елена

Здравствуйте! Согласно нового Закона «О госзакупках» 2019 г. нужно вносить обеспечение исполнения договора 3% в течение 10 дней при выигрыше путем запроса ценовых предложений. Если поставщик поставил товар до 10 дней, все документы подписаны, акт прикреплен, подписан заказчиком,  должен ли поставщик оплачивать 3%?


Ответ: Здравствуйте, Елена!
Условия, форма, объем и способ внесения обеспечения исполнения договора о государственных закупках регулируются Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупок» (далее – Приказ) 
В соответствии с п.73 Приказа, поставщик в течение десяти рабочих дней со дня заключения договора вносит обеспечение исполнения договора. Размер обеспечения исполнения договора устанавливается организатором государственных закупок в размере трех процентов от общей суммы договора.
Согласно п.75 Приказа, Заказчик возвращает внесенное обеспечение исполнения договора поставщику в сроки, указанные в договоре, или в течение пяти рабочих дней со дня полного и надлежащего исполнения поставщиком своих обязательств по договору.
Из этого следует, что Заказчик обязан вернуть внесенную сумму обеспечения исполнения договора обратно Поставщику в течение пяти рабочих дней со дня полного и надлежащего исполнения Поставщиком своих обязательств по договору, кроме случая, если в Вашем договоре указаны иные сроки.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Сыздыкова Асем
Вопрос от: ЗАУРЕШ

Здравствуйте. 1. Подскажите, как быть в ситуации: заключили договор по текущему ремонту. Срок окончания договора 31 декабря 2018 года, но поставщик до сих пор выполняет работы. Как правильно поступить в данной ситуации: расторгать договор или можно продлить срок действия договора? 2. Договор по приобретению ТМЗ, срок действия договора - 31 декабря 2018 года. Поставщик поставил товар 8 января 2019 года. Мы должны принять и подписать акт на портале или должны отклонить и расторгнуть договор и подать в суд?

Ответ: Уважаемая Зауреш,
Мы предполагаем следующее:
1)Вами были заключены договоры поставки и подряда.
2)Вы являетесь участником государственных закупок.
Касательно договора подряда, согласно статье 620 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее - ГК РК) в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором.
Таким образом, мы полагаем, что Вы не несете риски в случае продления действия договора.

Мы предполагаем, что под договором по приобретению ТМЗ Вы подразумеваете договор поставки товарно-материальных запасов.
Касательно договора поставки согласно статье 476 ГК РК односторонний отказ от исполнения договора (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Нарушение договора поставщиком предполагается существенным в случаях:
1) поставки товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
2) неоднократного нарушения сроков поставки товара.
В Вашем случае мы не видим оснований для одностороннего отказа от исполнения договора.
Нарушение поставщиком срока исполнения обязательств по договору о государственных закупках влечет за собой включение его в реестр недобросовестных участников государственных закупок (пп.3 пункта 4 ст.12 Закона РК "О государственных закупках”). Заказчик обязан не позднее 30 календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте соответствующего нарушения, обратиться с иском в суд о признании такого потенциального поставщика недобросовестным участником государственных закупок. 
В случае незначительности нарушения поставщиком срока исполнения договора и отсутствия наступления для заказчика негативных последствий, исходя из критериев справедливости и разумности согласно пункту 5 статьи 6 Гражданского процессуального кодекса РК, суды отказывают в иске о признании такого поставщика недобросовестным участником государственных закупок.
Таким образом, учитывая незначительность нарушения поставщиком срока исполнения договора, мы полагаем, что Вы можете без рисков принять и подписать акт приема-передачи товара.

Вопрос от: Марина

ЗРК о государственных закупках. Что значит фраза ст.43: "Договоры о государственных закупках, заключенные в соответствии с пунктом 3 статьи 39 настоящего Закона, могут быть составлены в иной форме с учетом требований законодательства Республики Казахстан." Мой вопрос: 1. Что предполагает иная форма договора? 2. Может ли договор о госзакупках иметь форму меморандума (фактически неоплачиваемая форма)? Спасибо.

Ответ: Уважаемая Марина.
Из вышеперечисленного мы понимаем ситуацию следующим образом:
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 43 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках” от 4 декабря 2015 года № 434-V (далее по тексту "Закон”), договоры о государственных закупках, заключенные в соответствии с пунктом 3 статьи 39 настоящего Закона, могут быть составлены в иной форме с учетом требований законодательства Республики Казахстан. 
Из этого у Вас возникли следующие вопросы:
1.Какая иная форма договора возможна для заключения договора о государственных закупок в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Закона?
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Закона, иная форма договора может быть применена только для осуществления государственных закупок способом из одного источника. 
Под иной формой договора понимается, любая форма в которой сторонами достигнуто соглашение по всем существенным его условиям. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые признаны существенными законодательством или необходимы для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение в соответствии с пунктом 1 статьи 393 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года (далее - "ГК РК”).
2.Может ли такая иная форма договора предполагать форму меморандума?
Да, возможно при достижении соглашения Сторонами по всем существенным условиям для данного вида товаров, работ и услуг. 
Хотим заметить, что наименование договора не является существенным условием для исполнения обязательств Стороны.
Вопрос от: Ашим

Добрый день! У меня ИП с 2016 года находится в РНУ, т.е. ограничение согласно ст. 6 Закон о госзакупе! Хотел узнать, какие сроки и порядок снятия ограничения, куда надо обращаться по истечении срока ограничения?

Ответ: Уважаемый Ашим,

Исходя из предоставленных Вами данных мы выделили следующие вопросы:

1. Какие сроки ограничения для недобросовестных участников государственных закупок?

Согласно пункту 6 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года №434-V "О государственных закупках” (далее - Закон о государственных закупках).
Поставщики, включенные в реестр недобросовестных участников, исключаются через 24 месяца со дня внесения их в реестр недобросовестных участников.

2. Куда нужно обращаться по истечении срока ограничения?

По истечении срока ограничения Вам не требуется обращаться в уполномоченный орган по ведению реестра недобросовестных участников, так как по истечении срока ограничения Вы должны автоматически исключаться из реестра недобросовестных участников не позднее одного рабочего дня, согласно пункту 6 статьи 12 Закона о государственных закупках от 4 декабря 2015 года №434-V.

В случае не исключения Вас из реестра недобросовестных участников, Вы можете написать заявление в Департамент по государственным закупкам Республики Казахстан, который непосредственно занимается ведением реестра государственных закупок. Поясняем, что при каждом министерстве есть свой департамент государственных закупок.

Учитывая, что мы не знаем, в какой сфере Вы участвуете в государственных закупках, то мы затрудняемся ответить, в какой именно департамент Вам необходимо обратиться. Однако, Вы можете напрямую связаться с представителями официального портала государственных закупок (https://goszakup.gov.kz/, 8 -7172-72 90 90 Пн - Пт: 09:00 - 18:30). Также, Вы можете подать заявление в соответствующее министерство согласно Закону "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц” от 12 января 2007 года №221-III.
Вопрос от: Светлана (Казахмыс)

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, каким документом регламентируется электронная закупка товаров недропользователем ТОО "Корпорация Казахмыс". Спасибо.

Ответ: Здравствуйте, Светлана!
Мы полагаем, что упомянутое товарищество с ограниченной ответственностью «Корпорация Казахмыс» (далее - Компания) занимается добычей меди - твердого рудного полезного ископаемого согласно пункту 4 статьи 12 Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 2017 года № 125-VI «О недрах и недропользовании» (далее - Кодекс о недрах).
Закупка товаров, работ и услуг с использованием реестра товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию, и их производителей регулируется и регламентируется Правилами приобретения недропользователями и их подрядчиками товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по добыче твердых полезных ископаемых (далее - Правила приобретения ТРУ) согласно пункту 1 статьи 213 Кодекса о недрах.
Обращаем Ваше внимание на следующее:
1)Компания обязана закупать товары, работы и услуги (далее - ТРУ) в порядке, предусмотренном Правилами приобретения ТРУ.
Правила приобретения ТРУ определяют порядок приобретения недропользователями и их подрядчиками ТРУ, используемых при проведении операций по добыче твердых полезных ископаемых (пункт 1 Правил приобретения ТРУ).
Согласно пункту 1 статьи 213 Кодекса о недрах Компания имеет право приобретать ТРУ только одним из следующих способов:
1) открытый конкурс;
2) из одного источника;
3) открытый конкурс на понижение (электронные торги);
4) закуп ТРУ без применения норм настоящего пункта;
5) на товарных биржах.
2)Компания имеет право проводить закуп ТРУ без использования  реестра и без применения норм подпунктов 1), 2), 3) и 5) пункта 1 статьи 213 Кодекса о недрах в случае, если такие ТРУ предусмотрены  перечнем ТРУ, указанному в  Приложении 1 к Правилам приобретения ТРУ согласно пункту 6 Правил приобретения ТРУ.