+7 (727) 2222-101
 
Прием вопросов временно приостановлен. Ведется обработка поступивших вопросов.
Ответы на вопросы
Все ответы юристов
Вопрос от: Иван

Можно ли подать заявление на компанию такси. За передачу правоохранительным органам адрес откуда забрали клиента и куда доставили?


Ответ: Здравствуйте, Иван!
В соответствии с ч.2 ст.29 ГПК РК, 2. Иск к юридическому лицу предъявляется в суд по месту нахождения юридического лица согласно учредительным документам и (или) адресу, внесенному в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров. Иск к организации без образования юридического лица предъявляется по месту ее нахождения. 
Но Вам следует иметь в виду, что в соответствии со ст.9 Закона Республики Казахстан от «О персональных данных и их защите», в случае осуществления деятельности правоохранительных органов и судов исполнительного производства, сбор и обработка персональных данных производятся без согласия субъекта или его законного представителя.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Умаров Санжар
Вопрос от: Яна

Здравствуйте я хотела проконсультироваться по поводу новых законов РК а я воспитываю ребёнка инвалида с детства воспитываю одна живу временно у мамы в городе чу джамбульской области а официально работать я не могу потому что та лечение у ребёнка то операции да это не оправдание но у меня не получается работать вынуждена подрабатывать временно что мне делать как мне быть потому что по всем законам меня могут просто штрафовать так как я понимаю ребенку сейчас 8 лет в том году 2019 году мы перенес и две операции подряд за год три операции было я по поводу хотела узнать медстрахования работы и жилья потому что у меня нет своего жилья и вообще по всем законам которые были изменения как мне сейчас быть что мне делать в связи изменением законов. Я просто впадаю в панику если честно на Прошу вас ответьте помогите как вообще по новому закону мне сейчас жить благодарю вас.


Ответ: Здравствуйте, Яна!
1.В соответствие с законодательством РК об обязательном социальном медицинском страховании. С 1 января 2020 года в республике стартует программа обязательного социального медицинского страхования. Реализация ОСМС, по словам властей, призвана улучшить качество и доступность медицинских услуг. Обязательное социальное медицинское страхование предусматривает оказание расширенного пакета медицинских услуг застрахованным гражданам, сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), в том числе дорогостоящих. Каждый гражданин должен ежемесячно производить взносы и отчисления в Фонд медстрахования за ОСМС в размере, который установлен отдельно для каждой категории граждан. Фонд, как некоммерческая организация, будет закупать медуслуги у больниц и поликлиник по принципу «деньги следуют за пациентом».
15 льготных категорий граждан освобождены от уплаты.  За них отчисления в Фонд медстрахования будет производить государство:
дети;
неработающие беременные женщины;
неработающие лица, воспитывающие ребенка до достижения им трех лет;
лица, находящиеся в отпусках в связи с беременностью и родами, усыновлением или удочерением новорожденного ребенка, а также по уходу за ребенком до достижения им трех лет;
многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени;
неработающие лица, осуществляющие уход за ребенком-инвалидом;
лица, ухаживающие за инвалидами с детства;
инвалиды;
пенсионеры и ветераны ВОВ;
лица, обучающиеся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования;
лица, зарегистрированные в качестве безработных;
неработающие получатели государственной адресной социальной помощи; неработающие оралманы;
лица, отбывающие наказание по приговору суда в учреждениях уголовно-исполнительной системы, за исключением учреждений минимальной безопасности; лица, содержащиеся в следственных изоляторах. 
2.В соответствие с пп.2 п.4 ст.2 Закона о государственной адресной социальной помощи, Вы имеете право на получение безусловной денежной помощи которая обеспечивается малообеспеченным семьям, в составе которых нет трудоспособных лиц или единственный трудоспособный член осуществляет уход за ребенком в возрасте до трех лет, ребенком-инвалидом, инвалидом первой или второй группы, престарелым, нуждающимся в постороннем уходе и помощи.
Для получения адресной социальной помощи в соответствии с п.1 ст.3 "Закона о ГАСП" необходимо подать заявление в центр занятости населения по месту жительства или акиму поселка/села/сельского округа с документом, подтверждающим личность.
3.Для того чтобы получить собственное жилье необходимо встать в очередь за получением квартиры. Также немаловажным условием является нужда в квартире, т. е. по закону человек признается нуждающимся в улучшении жилищных условий при наличии одного из этих факторов:
если у него нет жилья на праве собственности (на момент постановки на учет); 
жилищные условия не отвечают санитарным, техническим нормам; 
одну квартиру занимают две семьи или больше; 
член семьи болен тяжелой формой хронической болезни, проживание с ним невозможно.
Обязательно нужно постоянно проживать в населенном пункте, где очередник претендует на жилье.
Сначала необходимо собрать пакет документов:
1.заявление по форме, устанавливаемой жилищной комиссией, на имя председателя жилищной комиссии; 
2.копии удостоверений личности либо паспортов заявителя и членов его семьи;
3.копии свидетельства о заключении (расторжении) брака, смерти членов семьи, рождении детей;
4.копию трудовой книжки, заверенную кадровой службой или выписку из послужного списка;
5.справку территориального органа юстиции (о наличии или отсутствии у заявителя и постоянно проживающих с ним членов семьи жилища, принадлежащего им на праве собственности);
6.в случаях признания других лиц членами семьи заявителя, последними представляется решение суда о признании их членами семьи заявителя; 
7.адресную справку, подтверждающую проживание в соответствующем населенном пункте (при предоставлении жилища из коммунального жилищного фонда); 
8.справку органа социальной защиты, подтверждающую принадлежность заявителя (семьи) к социально уязвимым слоям населения, либо справку с места работы (службы) государственного служащего, работника бюджетной организации, военнослужащего, кандидата в космонавты, космонавта (при предоставлении жилища из коммунального жилищного фонда);
9.гражданами, единственное жилище которых признано аварийным, представляется соответствующая справка местного исполнительного органа (при предоставлении жилища из коммунального жилищного фонда);
10.граждане, относящиеся к социально уязвимым слоям населения (за исключением семей, имеющих или воспитывающих детей-инвалидов), дополнительно предоставляют сведения о доходах за последние двенадцать месяцев перед обращением на каждого члена семьи (при предоставлении жилища из коммунального жилищного фонда).
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Ли Юрий
Вопрос от: Владимир

Здравствуйте. Такой вопрос: нечаянно разбил бутылку в супермаркете. Должен ли я оплатить за этот товар? Интересует, какие требования существуют к прилавкам с стеклотарой?


Ответ: Здравствуйте, Владимир!
Исследовав Ваше обращение, мы пришли к следующему:
В соответствии с пунктом 1 статьи 190 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) риск случайной гибели или случайной порчи отчуждаемых вещей переходит на приобретателя одновременно с возникновением у него права собственности, если иное не установлено законодательными актами или договором. Иными словами, пока вы, как посетитель супермаркета не приобрели товар, расплатившись за него через кассу, ответственность за безопасность товара, расположенного на стеллажах, несет персонал и владелец магазина (супермаркета). В свою очередь для защиты нарушенных прав собственник магазина может обратиться с требованием о возмещении вреда, причиненного неправомерными действиями посетителя магазина.
Однако, согласно пункту 1 статьи 917 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) имущественный вред, причиненный неправомерными действиями имущественным благам и правам граждан и юридических лиц, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объеме. Следовательно, собственник магазина имеет право потребовать от Вас возмещения причиненного ущерба, а в случае отказа от возмещения причиненного ущерба обратиться с иском в суд. В свою очередь законодательство предусматривает Ваше право посетителя супермаркета на представление доказательств, указывающих на то, что товар испорчен не по Вашей вине.
В том случае если Вы повредили товар не по своей вине, а в результате ненадлежащего размещения стеллажей в магазине, скользкого пола или иных обстоятельств, указывающих на необеспечение магазином надлежащих условий для безопасности товара, то Вы вправе отказаться от возмещения вреда.
Таким образом, право требования возмещения ущерба, причиненного супермаркету предусмотрено нормами действующего законодательства, перечисленного выше, но в случае Вашего отказа от добровольного возмещения вреда, принудить Вас оплатить поврежденный товар администрация супермаркета не вправе. Для защиты своих прав и предоставления доказательств Вашей вины, как посетителя супермаркета, собственник магазина может обратиться с иском в суд о возмещении причиненного ему ущерба.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Галимзянова Виолета
Вопрос от: Рустам

Здравствуйте. Хотели начать строительство Жилые комплексы, а Над нашим участком проходит Воздушная линия 35кВ и кабельная линия 35кВ. Вопрос: кто должен делать вынес линии ВЛ и КЛ 35кВ? и какие нормативы или кодексы есть? Спасибо.


Ответ: Здравствуйте, Рустам!
После длительного анализа Вашего вопроса мы пришли к следующим ключевым выводам, на которые мы хотим обратить Ваше внимание.  
Согласно п.2. пп.5. статьи 34-2 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242-II  «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», которая устанавливает права и обязанности заказчика строительства
2. Заказчик строительства обязан:
1) до начала производства строительно-монтажных работ передать подрядчику (генеральному подрядчику) утвержденную проектную (проектно-сметную) документацию;
2) обеспечить объект всеми необходимыми разрешительными документами, предусмотренными законодательством Республики Казахстан;
3) обеспечить строительство объекта с сопровождением технического и авторского надзоров;
4) принимать меры к подрядчику (генеральному подрядчику) за неисполнение либо несвоевременное и некачественное исполнение указаний технического и авторского надзоров;
5) обеспечить условия работы для технического и авторского надзоров;
6) обеспечить исполнение предписаний органов государственного архитектурно-строительного контроля и надзора;
7) обеспечить допуск на объект должностных лиц органов государственного архитектурно-строительного контроля и надзора по контролю за деятельностью технического надзора;
8) в течение трех рабочих дней с даты утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию направить в Государственную корпорацию «Правительство для граждан» по месту нахождения объекта утвержденный акт приемки объекта в эксплуатацию с приложением к нему технических характеристик объекта, декларации о соответствии и заключений о качестве строительно-монтажных работ и соответствии выполненных работ утвержденному проекту;
9) осуществлять иные обязанности, предусмотренные законами Республики Казахстан.
Исходя из вышеизложенного, апеллируя пп.5 настоящей статьи, заказчику следует обратиться к организации, которой принадлежит ВЛ 35 кВ.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Нургалиев Жанибек
Вопрос от: Досанова Балхаш

Здравствуйте, я в частной организации проработала 9 месяцев без договора, за тем с февраля 2019 года они приняли меня на постоянно. Вопрос: за 9 месяцев мне положено компенсация или нет?


Ответ: Здравствуйте, Балхаш!
После длительного анализа Вашего дела мы пришли к следующим ключевым выводам, на которые мы хотим обратить Ваше внимание. 
Согласно ст.36 Трудового кодекса РК, которая устанавливает условие об испытательном сроке в трудовом договоре:
1. При заключении трудового договора в трудовом договоре может быть установлено условие об испытательном сроке в целях проверки соответствия квалификации работника поручаемой работе. Испытательный срок начинается с начала действия трудового договора.
2. Испытательный срок включается в трудовой стаж работника и не может превышать три месяца. Для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств организаций испытательный срок может быть увеличен до шести месяцев.
3. Испытательный срок приостанавливается на период, когда работник фактически отсутствовал на работе.
Исходя из вашего вопроса, мы предполагаем, что все 9 месяцев Вы были на испытательном сроке, тем самым Вам работодатель не выплатил компенсацию и вы не подписали договор. Вы можете обжаловать и возместить расходы, в случае если вы обговаривали заранее условия работы.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Нургалиев Жанибек
Вопрос от: Айдана

Здравствуйте. Мы как отдел земельных отношений расторгали договора аренды на зем.участки в связи с неиспользованием зем участка, и регистрировали РАСТОРЖЕНИЕ в юстиции. Затем мы подавали в суд иски чтобы отменить постановление о предоставлении. но суд просил их отозвать в связи с тем что мы сами должны отменять наши постановления. можем ли мы отменить сами постановление. и на каком основании. но в законен прописано что постановление отменяется в судебном порядке.


Ответ: Здравствуйте, Айдана!
В соответствии с пп.1) п.2 ст.16 Земельного кодекса РК (далее – «ЗК РК»), к компетенции местного исполнительного органа города республиканского значения, столицы в области регулирования земельных отношений также относится предоставление земельных участков в частную собственность и землепользование. Таким образом, акимат выносит постановление о предоставлении в землепользование земельного участка, далее отдел земельных отношений заключает договор аренды с землепользователем. 
Отдел земельных отношений не может отменять постановления, так как отменой постановлений должен заниматься орган, их вынесший, то есть акимат. 
Согласно Постановлению Конституционного Совета Республики Казахстан от 31 мая 2000 г. N 3/2 «Об официальном толковании пункта 4 статьи 88 Конституции Республики Казахстан», В Конституционный Совет Республики Казахстан 10 мая 2000 года поступило обращение Премьер-Министра Республики Казахстан Токаева К.К. об официальном толковании пункта 4 статьи 88 Конституции Республики Казахстан.  Обращение мотивировано тем, что в судебной практике по спорам, касающимся полномочий местных исполнительных органов, складывается мнение о неправомочности акимов самостоятельно отменять свои ранее принятые акты, поскольку об этом прямо не указано в пункте 4 статьи 88 Конституции Республики Казахстан. По мнению субъекта обращения такое понимание конституционных норм ограничивает права акима на принятие решений и распоряжений по вопросам, которые урегулированы ранее принятыми актами того же уровня. В связи с этим в обращении содержится просьба при даче официального толкования пункта 4 статьи 88 Конституции Республики Казахстан предусмотреть ответ на вопрос: имеют ли акимы право самостоятельно отменять принятые ими решения и распоряжения. Конституционный Совет полагает, что отсутствие в приведенных нормах Конституции прямого указания о праве соответствующих органов и должностных лиц самим отменить изданные ими акты, не свидетельствует о неправомочности этих органов и должностных лиц на такую отмену. При этом Конституционный Совет исходит из того, что право представительных и исполнительных органов государства, а также должностных лиц, в том числе акимов, отменять, в случае необходимости, принятые ими акты вытекает из их же закрепленных в Конституции и законах полномочий по изданию соответствующих актов и является одной из форм реализации этих полномочий.
Таким образом, Конституционный Совет РК постановляет, что пункт 4 статьи 88 Конституции Республики Казахстан следует понимать так, что установленный данной нормой перечень должностных лиц и органов государства, правомочных отменять решения и распоряжения акимов, не является исчерпывающим и не исключает право акимов отменять принятые ими решения и распоряжения. То есть отмена постановлений входит в компетенцию органа, вынесшего его, коим является акимат. Соответственно, отдел земельных отношений расторгает договоры аренды, а акимат на этом основании отменяет постановления.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Ысқақова Динара
Вопрос от: Шолпан

Первый вопрос. Какова процедура оформления опекунства над родной матерью. Второй вопрос. В каких случаях можно оспорить опекунство? Моя мать сильно заболела, оказалась немощной, нуждается в постоянном присмотре, уходе, как маленький ребенок, ей уже 80лет. Моя сестра забрала у меня нашу мать и пенсионную карточку. Теперь она заявляет, что офомила опекунство над ней.


Ответ: Здравствуйте, Шолпан!
В соответствии п.2 ст.129 Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье», при наличии уважительных причин (болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным и другие) опекун или попечитель освобождается от исполнения им своих обязанностей по его просьбе или по инициативе органа, осуществляющего функции по опеке или попечительству. Также по ст.130 данного Кодекса, опека или попечительство над совершеннолетними лицами прекращается в случаях вынесения судом решения о признании подопечного дееспособным или отмены ограничения его дееспособности по заявлению опекуна или попечителя либо органа, осуществляющего функции по опеке или попечительству. Но у Вас есть возможность обжаловать действия опекунов или попечителей в органе, осуществляющем функции по опеке или попечительству, либо в суде по месту жительства подопечного в интересах последнего, по ст.131 указанного Кодекса. 
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Бибикова Карина
Вопрос от: Нана

Добрый день, дала знакомой в долг достаточно приличную сумму. Эта знакомая скрылась в другой стране в горле Москва. Заняла под расписку, что теперь делать?

Ответ: Здравствуйте, Нана!
Рассмотрев Ваш вопрос, мы считаем, что для разрешения Вашего вопроса, Вы можете обратиться в суд с заявлением о взыскании суммы задолженности в порядке упрощенного (письменного) производства.
Согласно подпункту 2 части 1 статьи 145 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-V  (далее - ГПК РК), упрощенное (письменное) исковое производство может быть начато вне зависимости от цены поданного иска, по требованиям, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика.
Таким образом, для получения решения суда, на основании которого у Вас появится возможность взыскивать сумму долга с ответчика, Вам необходимо обратиться в суд первой инстанции, по месту жительства ответчика в письменной форме либо в форме электронного документа. Отметим, что поданное Вами заявление должно содержать в себе все элементы, указанные в части 2 статьи 148 ГПК РК.
В случае, если суд удовлетворит Ваши исковые требования, то следующим шагом для получения присужденных Вам денег будет являться исполнение решение суда.
Мы полагаем, что Вам следует обратиться в суд, вынесший указанное решение, с ходатайством об исполнении Вашего решения суда на территории Российской Федерации (далее - РФ) в соответствии с положениями статьи 6 Кишиневской Конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 7 октября 2002 года, ратифицированной Республикой Казахстан и Российской Федерацией.
Согласно подпункту 11 пункта 1 Постановления Правительства Республики Казахстан «О мерах по реализации Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 года» от 31 декабря 2004 года № 1453 (далее - Постановление), государственным органом, ответственным за выполнение положений Конвенции, является Департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (аппарат Верховного Суда Республики Казахстан), в функции которого, согласно подпункту 23 пункта 15 главы 2 Указа Президента Республики Казахстан от 3 ноября 2010 года № 1093,  входит организация оказания правовой помощи по поручениям судов Республики Казахстан, связанных с исполнением решений и иных официальных документов судов, на территории иных государств.
Для получения более детальных разъяснений о том, как именно будет осуществляться исполнение решений судов Республики Казахстан на территории иностранных государств, Вам следует обратиться в суд, вынесший решение о взыскании суммы задолженности.
Вопрос от: Роза

Здравствуйте, гражданин является пенсионером по выслуге лет (полковник милиции в отставке) и продолжает работать. В текущем году наступает срок достижения общеустановленного пенсионного возраста (63 года). Какие мероприятия необходимо провести для получения подтверждающих документов пенсионера по возрасту и соответственно получения социальных льгот

Ответ: Здравствуйте, Роза!
Исходя из контекста Вашего обращения, мы полагаем, что Вас интересует следующие вопросы:
1. Какие социальные льготы предоставляются отставным служащим полиции Республики Казахстан?
2. Какие процедуры необходимо совершить для получения положенных отставному служащему полиции социальных льгот?
3. Какой пакет документов необходим отставному служащему полиции для получения этих льгот?
1. Мы предполагаем, что указанный гражданин уже получает пенсионные выплаты в соответствии с пунктом 3 статьи 64 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении» от 21 июня 2013 года № 105-V, то есть получает пенсионные выплаты по выслуге лет. 
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Закона Республики Казахстана «О правоохранительной службе» от 6 января 2011 года №380-IV, в пределах, установленных Правительством Республики Казахстан, на сотрудников и пенсионеров правоохранительных органов распространяются льготы и преимущества, установленные законодательством Республики Казахстан для военнослужащих и пенсионеров Министерства обороны Республики Казахстан. Согласно пункту 1 статьи 50 Закона Республики Казахстан "О воинской службе и статусе военнослужащих” от 16 февраля 2012 года № 561-IV, лицам, уволенным с воинской службы по достижении предельного возраста состояния на воинской службе, по состоянию здоровья, получившим заболевание в связи с исполнением обязанностей воинской службы, а также имеющим выслугу двадцать и более лет, за счет государства предоставляется медицинское обеспечение в военно-медицинских учреждениях (организациях), а имеющим выслугу двадцать пять и более лет - санаторно-курортное лечение при наличии показаний по перечню заболеваний, определенных Правительством Республики Казахстан.
2. Согласно Правилам назначения и осуществления пенсионных выплат военнослужащим, сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, государственной фельдъегерской службы, а также лицам, права которых иметь специальные звания, классные чины и носить форменную одежду упразднены с 1 января 2012 года, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2013 года № 1500 (далее - Правила), гражданину необходимо обратиться в соответствующий уполномоченный орган - Министерства внутренних дел, при котором он нес полицейскую службу. 
3. Лицо, обратившееся за назначением пенсии, представляет в подразделение Министерства внутренних дел по месту жительства:
1 заявление по форме согласно приложению 1 к Правилам с приложением необходимых документов и их копии;
документ, удостоверяющий личность (удостоверение личности, удостоверение лица без гражданства, вид на жительство иностранца); 
документ, подтверждающий регистрацию по постоянному месту жительства (адресная справка либо справка сельских акимов) сведения о номере банковского счета в уполномоченной организации по выдаче пенсий либо контрольного счета наличности исправительного учреждения; 
фотографии размером 3х4 см (2 шт.).
Вопрос от: Жалгас

Добрый день. На авторынке Бак Орда имеются контейнера с октября 2016 года. В сентябре 2019 года большая часть рынка попала под снос. На месте рынка будут строиться дома, школы, детские сады. Владельцев контейнеров попросили забрать свои контейнеры, закрыв задолженность по аренде. После уплаты аренды с меня требуют сто тысяч тенге за каждый контейнер - депозит. В администрации говорили, депозит - это возвратная сумма, в случае если человек продаёт, забирает и уходит с рынка, эта сумма возвращается. Но забрать контейнер не дают, требуют по сто тысяч тенге. В администрации говорят, заплатить депозит, иначе они ещё начислят пеню. В договоре про депозит ничего не сказано. Куда можно обратиться? Как решить мой вопрос?

Ответ: Здравствуйте, Жалгас!
Мы понимаем, что вы уплатили 100.000 тенге в качестве обеспечения исполнения обязательства при заключении договора с администрацией рынка. Однако на данный момент рынок уплаченной суммы денег не возвращает, и требует еще с 100.000 тенге, но в Вашем с администрацией договоре ничего об этом не сказано. 
Если Вас просят уплатить денежную сумму в обеспечение того, что Вы заберете свой контейнер, то данное требование не является правомерным, если данное положение не было прописано в договоре.
Согласно положениям ст.7 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года, права и обязанности сторон возникают, изменяются и прекращаются на основании договора. Если в Вашем договоре не предусмотрена выплата денежной суммы, по истечению договора аренды, то данное требование является неправомерным, поскольку оно не предусмотрено договором или законодательными требованиями.
При несогласии с Вами администрации, согласно части 2 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-V, Вы можете обратиться с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения в суд по месту регистрации администрации рынка.