Категории вопросов
|
Прием вопросов временно приостановлен. Ведется обработка поступивших вопросов.
Ответы на вопросы
Все ответы юристов
Вопрос от: Гульжанат
Сотрудник получает производственную травму в 2010 году, получает все предусмотренные выплаты. В настоящее время он достиг пенсионного возраста. Имеем ли мы право уволить его после достижения пенсионного возраста?
Не совсем понятна связь между производственной травмой и достижением пенсионного возраста в вопросе. В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 52 Трудового Кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V, одним из оснований для расторжения трудового договора по инициативе работодателя является достижение работником пенсионного возраста. Расторжение трудового договора по данному основанию возможно при соблюдении условия об уведомлении работника не менее чем за один месяц до даты расторжения трудового договора, с выплатой компенсации.
Однако, полагаем, что трудовой договор был заключен в соответствии с требованиями Трудового Кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года № 251-III (далее – старый ТК РК). Как известно, ст. 54 старого ТК РК в качестве основания для расторжения трудового договора по инициативе работодателя не предусматривает достижение работником пенсионного возраста (если только работник не является гражданским служащим согласно ст. 240 старого ТК РК).
В соответствии с п. 1 ст. 43 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 480-V «О правовых актах» (далее – Закон), действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие. Более того, в соответствии с п. 3 ст. 43 Закона, нормативные правовые акты, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.
Следовательно, правоотношения между Вами и Вашим работником следует регулировать тем Трудовым Кодексом, в период действия которого, был подписан Ваш договор. Если Ваш трудовой договор был заключен в соответствии с требованиями старого ТК РК, то, считаем, что увольнение работника неправомерно.
Вопрос от: Анзор
Здравствуйте! Прошу Вас дать разъяснение о порядке применения нормы, предусмотренной п. 13 Правил и условий выдачи разрешений иностранному работнику на трудоустройство и работодателям на привлечение иностранной рабочей силы, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 января 2012 года № 45, а именно следующего. Абзацем 1 указанного пункта установлено, что "Поиск соответствующих кандидатур на внутреннем рынке труда осуществляется работодателем путем направления сведений о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) в уполномоченный орган по месту осуществления трудовой деятельности иностранной рабочей силы в соответствии с Законом Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О занятости населения". В настоящее время сложилась такая столичная практика, что работодателю необходимо лично обращаться в ГУ "Управление занятости, труда и социальной защиты города Астаны", где работники управления сначала одобряют форму сведений (визируют), потом работодателю необходимо передавать подписанный бланк сведений в КГУ "Центр занятости" акимата города Астаны, который в свою очередь не предоставляет никакое подтверждение о принятии сведений о потребности в рабочей силе. Только после всего этого процесса, работодатель признается выполнившим обязанность по поиску соискателей на внутреннем рынке труда и вправе обращаться за получением необходимого разрешения. Вопросы следующие: 1. Правомерно ли требуют сотрудники ГУ "Управление занятости, труда и социальной защиты города Астаны" соблюдение указанного выше порядка? 2. Какой именно государственный орган является уполномоченным согласно пп. 13 п. 3 Правил? 3. Чем руководствуется ГУ "Управление занятости, труда и социальной защиты города Астаны" при установлении данного порядка? 4. Достаточно ли представлять сведения о потребности в работниках в канцелярию ГУ "Управление занятости, труда и социальной защиты города Астаны" для поиска соответствующих кандидатур? Кроме того, последним абзацем п. 8 указанных Правил предусмотрено, что "Настоящий пункт сохраняет свое действие до момента вступления Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию". А, как известно, Республика Казахстан уже является участником Всемирной торговой организации. В связи с этим имеет место дополнительный вопрос: должен ли работодатель соблюдать соотношение списочной численности работников согласно п. 8 Правил, а также представлять уполномоченному органу информацию о местном содержании в кадрах? Заранее благодарю Вас за ответ.
Рассмотрев Ваше обращение, сообщаем следующее. Просим Вас обратить внимание на то, что заданные Вами вопросы на данный момент регулируются Законом Республики Казахстан № 482-V «О занятости населения» от 6 апреля 2016 года (далее – Закон), за исключением подпункта 5-1) статьи 7, пункта 4 статьи 10, статьи 11, которые действуют до 1 января 2017 года, а также «Правилами и условиями выдачи разрешений иностранному работнику на трудоустройство, а также работодателям на привлечение иностранной рабочей силы и иностранных работников, переводимых в рамках внутрикорпоративного перевода» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 31.03.2016 г.) (далее – Правила). Согласно пп. 13 п.3 Правил, уполномоченный орган - структурное подразделение местных исполнительных органов областей, городов Астана и Алматы, обеспечивающее содействие занятости населения и социальную защиту от безработицы на региональном уровне.
Постановлением акимата города Астаны от 17 сентября 2015 года № 158-1639 было утверждено Положение о государственном учреждении «Управление занятости, труда и социальной защиты города Астаны» (далее - Положение), согласно которому:
а) Государственное учреждение «Управление занятости, труда и социальной защиты города Астаны» (далее – Управление) является государственным органом Республики Казахстан, уполномоченным на осуществление функций государственного управления в области занятости, труда и социальной защиты населения на территории города Астаны. Следовательно, полагаем, Управление и есть уполномоченный орган, о котором идет речь в Правилах. Также, согласно Положению, Коммунальное государственное учреждение «Центр занятости» акимата города Астаны, которое было утверждено постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 162 (далее – Центр занятости), находится в ведении Управления. Более того, согласно п. 7 ст. 10 Закона, местный орган по вопросам занятости населения, координирует работу центров занятости населения. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 28 Закона, работодатель обязан направлять центру занятости населения сведения о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) в течение трех рабочих дней со дня их появления с указанием условий труда и оплаты.
Исходя из вышеизложенного, считаем необходимым предоставление сведений о наличии вакантных мест в Центр занятости, и только по истечении 15 календарных дней подавать иные сопутствующие документы на получения разрешения на привлечения иностранной рабочей силы в Управление, так как Центр занятости находится в ведении Управления.
Считаем, что в своей деятельности, в указанном Вами порядке, а также в иных вопросах Управление руководствуется Законом, Правилами, внутренними документами (Положение, инструкции и т.д.).
В соответствии с п. 8 Правил, измененными и дополненными 31.03.2016 г., текст о действии данного пункта до вступления Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию исключен, но дополнен требованием соблюдения соотношения списочной численности работников. Действие данного пункта не распространяется на:
1) субъекты малого предпринимательства;
2) государственные учреждения и предприятия;
3) разрешения, выдаваемые в рамках квот по приоритетным проектам и странам исхода, на территорию специальной экономической зоны, а также иностранному работнику на трудоустройство;
4) разрешения, выдаваемые в рамках внутрикорпоративного перевода.
Для разрешения Вашего вопроса Вы также вправе обратиться в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан (www.mzsr.gov.kz). В соответствии с пунктом 15 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 сентября 2014 года № 1005, одной из основных задач данного Министерства является формирование и реализация государственной политики, осуществление межотраслевой координации и государственное управление в области труда, в том числе безопасности и охраны труда, занятости; социального обеспечения, в том числе пенсионного обеспечения и обязательного социального страхования; социальной защиты инвалидов; социальной поддержки семей с детьми; социальной помощи отдельным категориям граждан; предоставления специальных социальных услуг.
Вопрос от: Toma
Добрый день! Не могли бы вы подсказать правильную процедуру экспорта товаров из Казахстана в Киргизию в рамках Евразийского Экономического Союза? Перечень документов, представляемых в налоговые органы при уплате НДС? Нужно ли нам создавать филиал в Киргизии? Какие документы нужно собирать при экспорте? На какие НПА лучше опереться при возникновении вопросов по данной теме?
Процедура экспорта товаров из Казахстана в Киргизию предусмотрена главами 31 и 37-1 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 99-IV «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» (далее – НК РК). Обязанности уплачивать НДС при экспорте товаров не возникает при наличии подтверждающих документов согласно ст. 276-11 НК РК.
Мы полагаем, что создавать филиал в Киргизии Вам не обязательно.
Cогласно ст. 276-11 НК РК, документы, которые необходимо собирать при экспорте, включают следующие:
1) договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним, на основании которых осуществляется экспорт товаров, а в случае лизинга товаров или предоставления займа в виде вещей - договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты), предусматривающие предоставление займа в виде вещей, договоры (контракты) на изготовление товаров;
2) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов и (или) освобождении и (или) ином способе уплаты (на бумажном носителе в оригинале или в копии) либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронной форме);
3) копии товаросопроводительных документов, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза.
4) документы, подтверждающие поступление валютной выручки на банковские счета налогоплательщика в банках второго уровня на территории Республики Казахстан, открытые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
при возникновении вопросов по данной теме Вы можете руководствоваться НК РК (преимущественно ст. 276-10, 276-11) и иными нормативными правовыми актами.
Вопрос от: Булгакова Нина
Рассмотрев Ваше обращение, сообщаем следующее. Договор на выполнение определенной работы заключается с физическими и юридическими лицами. Все зависит от того, какой это договор – трудовой или гражданский. Согласно пп. 5 п. 1 ст. 1 ТК РК Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V (далее – ТК РК), тяжелые работы - виды деятельности работника, связанной с постоянными передвижениями, перемещением и переноской вручную (десяти килограммов и более) тяжестей и требующей больших физических усилий (расход энергии более 250 ккал/час).
Согласно пп. 49 п. 1 ст. 1 ТК РК, вредные условия труда – условия труда, которые характеризуются наличием вредных производственных факторов.
В случае гражданского договора, данный вопрос решается на усмотрение заказчика с согласия подрядчика/исполнителя. В случае трудового договора, необходимо уточнить вид тяжелых работ, так как в законодательстве имеется несколько категорий работ с тяжелыми и вредными условиями труда.
К примеру, ст. 26 ТК РК запрещает заключение трудового договора с гражданами, не достигшими восемнадцатилетнего возраста, на тяжелые работы, работы с вредными и (или) опасными условиями труда; женщинами на тяжелые работы, работы с вредными и (или) опасными условиями труда согласно списку работ, на которых запрещается применение труда женщин; на работу по совместительству с работниками, не достигшими восемнадцатилетнего возраста, и работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Работа лиц, задействованных на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда должна регулироваться с учетом соблюдения ст. 69, ст. 78, ст. 89, ст. 95, ст. 105 ТК РК.
Содержание трудового договора предусмотрено ст. 28 ТК РК. По трудовому договору работодатель обязан включать в трудовой договор отпуск, больничные.
Работодатель обязан включать работников в штат.
В соответствии с п. 1 ст. 35 ТК РК, трудовая книжка является документом, подтверждающим сведения о трудовой деятельности работника. Законодательством не установлена обязанность работника или работодателя вести трудовую книжку, однако при наличии трудовой книжки работодатель обязан внести в таковую соответствующие записи о трудовой деятельности.
Касательно «бригады рабочих и инженеров»: при наличии трудового договора между сторонами работодатель обязан включить работников в штат. В качестве альтернативы, можем предложить, но настоятельно не рекомендуем, заключить с задействованными лицами гражданско-правовой договор.
Вопрос от: Наталья
Здравствуйте! По новому трудовому законодательству с 1 января 2016 года Работодатель обязан не допускать к тяжелым работам, работам с вредными и (или) опасными условиями труда лиц, достигших пенсионного возраста согласно пп.5 п.2 ст.182 ТК РК либо перевести на нормальные условия труда. В случае если работодатель не уволил работника с работы с вредными условиями труда и не перевел работника на нормальные условия труда, какую он несет ответственность перед законом?
В случае допуска работодателем работника к тяжелым работам, работам с вредными и (или) опасными условиями труда лиц, достигших пенсионного возраста и отказе в переводе на нормальные условия труда, спор между работником и работодателем разрешается в порядке, установленном ст. 159 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V (далее – ТК РК). В соответствии со ст. 159 ТК РК, индивидуальные трудовые споры рассматриваются согласительными комиссиями, а по неурегулированным вопросам либо неисполнению решения согласительной комиссии – судами. Согласительная комиссия является постоянно действующим органом, создаваемым в организации, ее филиалах и представительствах на паритетных началах из равного числа представителей от работодателя и работников. Ответственность работодателя будет заключаться в восстановлении нарушенного им права работника, в данном случае это может быть перевод работника на нормальные условия труда.
Также следует отметить, что за нарушение трудового законодательства Республики Казахстан, повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам гражданина, может наступать уголовная ответственность согласно ст. 152 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V.
Вопрос от: Игорь1965
Здравствуйте! Ситуация: квартиры, находившиеся в моей собственности 15 лет официально объединил в одну, через 1 месяц продал. Вопрос: правомерно ли налоговая требует оплатить 10% налог?
Мы полагаем, что требование Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан («налоговой») правомерно по следующему основанию. Согласно ст. 180, 180-1 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 99-IV «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» (далее – НК РК) налогооблагаемый доход физического лица (имущественный доход) — это доход от прироста стоимости при реализации жилища, которым человек владел менее года. Так как после объединения квартиры, согласно новым документам, Вы являетесь собственником квартиры один месяц. При продаже квартиры Вам необходимо уплатить 10% налог в соответствии со ст. 158 НК РК. Для более детальной и подробной консультации Вы вправе обратиться в Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан.
Вопрос от: Анастасия
Добрый день! Подскажите, пожалуйста. В тендере участвует простое товарищество, у которого в договоре о совместной деятельности прописаны две ТОО. Одно ТОО предоставило документы согласно квалификационным требованиям. Необходимо ли второму ТОО предоставлять такие же документы? Второе ТОО не участвует в оказании услуги, но прописано в договоре о совместной деятельности. Должны ли они показывать опыт работы, предоставлять обеспечение заявки, справку с налоговой и т.д.? Ответ: Здравствуйте, Анастасия! Консорциум это временный добровольный равноправный союз (объединение) на основе договора о совместной хозяйственной деятельности, закрепленный ст. 233 ГК РК, в котором юридические лица объединяют те или иные ресурсы и координируют усилия для решения конкретных хозяйственных задач.
Мы полагаем, что представленные документы были приложены для дополнительной информации. Если Вы подразумевали, что в тендере участвует консорциум, то оба ТОО представляют документы. Если же было указано только то ТОО, которое будет оказывать услуги, то, полагаем, другому ТОО не нужно представлять документы.
Вопрос от: Асем
Здравствуйте! Могу ли я работать на двух
предприятиях? Я работаю на предприятии со сменным графиком «день-ночь-48». В
свободное от основной работы время хочу устроиться на дополнительную работу в
другом предприятии. График работы на этом предприятии 5-дневный. Принять на
полную ставку они отказываются и предлагают работу только по совместительству.
Правомерно ли? У меня вопрос: могу ли я работать на полную ставку на втором
предприятии? Например, изменив режим работы? Или это на усмотрение
работодателя? Если в старом Трудовом Кодексе была целая глава про
совместительство, то в новом ТК РК этой главы нет. Может, с 2016 года нет
понятия «совместительство»? Ответ: Здравствуйте, Асем! Рассмотрев Ваше обращение, сообщаем следующее. Подпункт 56) п. 1 ст. 1 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V (далее – ТК РК) определяет совместительство, как выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Из чего следует, что Ваша работа на другом предприятии квалифицируется как работа по совместительству. Статья 68 ТК РК декларирует обязательное условие к продолжительности рабочего времени. Согласно п. 3 ст. 68 ТК РК, суммарная продолжительность ежедневной работы по месту основной работы и работы по совместительству не должна превышать норму продолжительности ежедневной работы, установленную п. 4 ст. 71 ТК РК, более чем на 4 часа. В соответствии с п. 4 ст. 71 ТК РК, продолжительность ежедневной работы не может превышать 8 часов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан. Исходя из вышеуказанных статей, продолжительность Вашей работы на обоих предприятиях не должна превышать 12 часов в день.
Согласно ст. 73 ТК РК, Ваша работа на первом предприятии является сменной, так как длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы.
Более того, согласно ст. 83 ТК РК, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха работника между окончанием работы и ее началом на следующий день (рабочую смену) не может быть менее двенадцати часов.
Исходя из вышеизложенного, согласно ТК РК, работа на обоих предприятиях с учетом текущих условий не является правомерной, потому как не соответствует ежедневной норме нагрузки, а также не обеспечивает необходимых часов отдыха.
Изменение режима работы, если таковое будет соответствовать вышеуказанным нормам, может быть решением Вашего вопроса.
В качестве альтернативы, можем предложить, но настоятельно не рекомендуем, заключить гражданско-правовой договор со вторым предприятием.
Вопрос от: Фариза
Добрый день! Возникает вопрос по законодательству о государственных закупках. Проведена закупка «Услуги по оценке стоимости имущества, обращенного (поступившего) в республиканскую собственность по отдельным основаниям» по способу открытый конкурс. Конкурс не состоялся в связи с представлением менее двух заявок. Согласно п.п 2) ст.29 Закона «О государственных закупках» и п.п.2) п.179 параграф 14 Правил конкурс признается несостоявшимся если представлено менее двух заявок на участие в конкурсе. В соответствии с п.п.2 п.3 настоящего Закона приглашение на участие в государственных закупках способом из одного источника направляется потенциальному поставщику, представившему заявку на участие в конкурсе. Согласно п.368 Правил в случае признания государственных закупок способом конкурса (аукциона) несостоявшимися по причине представления менее двух заявок на участие в данном конкурсе (аукционе) организатор в течение двух рабочих дней со дня принятия решения об осуществлении государственных закупок способом из одного источника направляет посредством веб-портала приглашение потенциальному поставщику, представившему заявку на участие в данном конкурсе (аукционе). Но противоречит именно данному пункту п.2 ст.47 Закона в случае обжалования действий (бездействия), решений заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок в уполномоченный орган не позднее пяти рабочих дней со дня размещения протокола об итогах государственных закупок способом конкурса (аукциона) срок заключения договора о государственных закупках приостанавливается до окончания срока рассмотрения жалобы. И объявление на портале от 01.04.2016 - «На веб-портале государственных закупок www.goszakup.gov.kz (далее - Портал) на новой платформе 29 марта обновлена следующая функциональность модуля «Договоры»: При создании договора по итогам закупок способом «Открытый конкурс», «Аукцион», «Государственный социальный заказ» - отображаются, но недоступны для выбора пункты плана, если разница между датой публикации итогов и текущим временем - менее 5 рабочих дней. При создании договора в форме выбора пунктов плана выводится информационное сообщение: «Лоты, итоги по которым с даты подведения итогов не прошло 5 рабочих дней, могут быть обжалованы, в связи с чем доступ для создания по ним договора будет предоставлен только после 5 рабочих дней с даты подведения итогов, либо после окончания процедуры обжалования.» Данная функциональность реализована в соответствии с п.2 статьи 47 «Закона о государственный закупках». Теперь, если ссылаться на Правила реализации или использования имущества, арестованного на основании приговора суда по уголовному делу в части конфискации имущества либо на основании решения о передаче имущества государству там тоже указаны сроки. Все вышеизложенные Законы - действующие на данный момент, но мы замечаем коллизию права. Как быть в случае, когда ты должен заключить договор с поставщиком, так как работа остановлена и сроки сжатые, и на портале технически не можешь совершить действия по проведению закупки?
Необходимо отметить, что если в течение 5 рабочих дней запросов с жалобой не получено Заказчик, в соответствии с п. 387 «Правил осуществления государственных закупок» (далее- Правила) в течение 1 рабочего дня со дня истечения срока на обжалование протокола об итогах государственных закупок способом конкурса, аукциона должен направить посредством веб-портала победителю запрос сведений о лице, которое подписывает договор, и реквизитах поставщика для оформления договора.
Согласно п. 388 Правил, потенциальный поставщик в течение трех рабочих дней со дня получения на веб-портале соответствующего запроса от Заказчика согласовывает договор. Заказчик в течение 1 рабочего дня со дня истечения срока подтверждения потенциальным поставщиком сведений формирует проект договора, удостоверенный электронной цифровой подписью, и направляет для подписания потенциальному поставщику.
Таким образом, в соответствии с новым Законом РК о «Государственных закупках», Вам можно приступить к оформлению электронного договора государственных закупок только по истечении 5 рабочих дней с момента выхода протокола об итогах государственных закупок и только в случае если в течение данного срока не поступят жалобы со стороны потенциального поставщика. Необходимо также помнить о временных ограничениях, упомянутых ранее, в течение которого Заказчику нужно успеть направить соответствующий запрос потенциальному поставщику.
Вопрос от: Валерий
У меня свое ИП по грузоперевозкам. Я выполнил перевозку из России в Казахстан, и за перевозку мне уже месяц не оплачивает компания, которой я привез груз. Все документы с моей стороны им были предоставлены от А до Я. Но они меня, как говорится, кормят завтраками. Что мне делать в такой ситуации, подскажите, пожалуйста? Обращаться в финансовую полицию или в суд? С уважением, ИП Каменев.
Отвечая на Ваш вопрос, мы подразумевали, что ответчик находится в Казахстане. Мы также полагаем, что между Вами и Вашим клиентом имеет место договор перевозки. Согласно ст. 706 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 1 июля 1999 года № 409-I (далее - ГК РК), до обращения в суд Вам необходимо предъявить (желательно отправить заказным письмом) претензию клиенту в письменном виде.
Форма, условия, порядок, сроки предъявления претензии, порядок и сроки рассмотрения претензии зависят от вида договора (если это договор перевозки, то также имеет значение вид перевозок).
Если претензия не будет удовлетворена, Вы вправе инициировать судебный процесс путем подачи искового заявления в суд. Согласно ст. 27 Кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-V «Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан» (далее - ГПК РК), так как Вы осуществляете индивидуальную предпринимательскую деятельность (ИП), а ответчик - юридическое лицо, Вам необходимо обращаться в Специализированный межрайонный экономический суд г. Алматы.
Что касается самого нарушения со стороны Вашего клиента, то согласно ст. 272 Гражданского Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года (далее - ГК РК), обязательство должно исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства.
Понятие нарушения обязательства содержится в ст. 349 ГК РК. Под таковым понимается неисполнение либо исполнение ненадлежащим образом (несвоевременное, с недостатками товаров и работ, с нарушением других условий, определенных содержанием обязательства) - ненадлежащее исполнение.
Если деяния (действия/бездействие) Вашего клиента можно расценивать как нарушение обязательства, то в соответствии с п. 1 ст. 350 ГК РК и п. 4 ст. 9 ГК РК, Вы можете требовать полного возмещения причиненных Вам убытков, если законодательными актами или договором не предусмотрено иное.
В соответствии с п. 4 ст. 9 ГК РК, под убытками следует подразумевать расходы, которые произведены или должны быть произведены лицом, право которого нарушено, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если Вы усматриваете в деяниях (действиях/бездействии) Вашего клиента признаки уголовного правонарушения, Вы вправе обратиться с заявлением об уголовном правонарушении в РУВД/УВД г. Алматы. Форма такого заявления регламентируется ст. 181 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231-V. Вероятнее всего, деяния (действия/бездействие) Вашего клиента следует квалифицировать по ч. 1 ст. 190 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V как хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. |