+7 (727) 2222-101
 
Прием вопросов временно приостановлен. Ведется обработка поступивших вопросов.
Ответы на вопросы
Все ответы юристов
Вопрос от: Анна

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться в одном вопросе. Моему дяде (гражданину России) бабушка (его мать) оставила в наследство дом в Казахстане. Чтобы вступить в наследство нужен временный ИИН. Я, как доверенное лицо дяди, подала заявку в егов-правительство. Но в миграционной полиции нам отказали, так как дядя, живя в России 21 год, не утратил гражданство Казахстана и паспорт РК в консульство не сдавал. А теперь по состоянию здоровья он не может выехать ни сюда в Казахстан, ни даже в консульство РК у себя в России и (по совету нашего адвоката казахстанского) он отправил паспорт сюда в Казахстан, чтобы я могла уже здесь решить этот вопрос по доверенности. Принеся паспорт в миграционную службу, мне отказали, ссылаясь на 30 статью гл 5 закона "О гражданстве в РК". Но там нигде не сказано, что НЕЛЬЗЯ оформлять утрату гражданства по доверенности. Нам ведь только нужно сдать паспорт и получить ИИН. Гражданство РФ дяди подтверждено. У нас есть нотариально заверенная копия паспорта. Что нам делать?

Ответ: Здравствуйте, Анна!
Исходя из предоставленных Вами данных мы выделили следующие вопросы:
1.Возможно ли оформить утрату гражданства Республики Казахстан через представителя по доверенности?
Согласно статье 33 Закона Республики Казахстан «О гражданстве Республики Казахстан», Ходатайства о приеме в гражданство Республики Казахстан, восстановлении в гражданстве или выходе из него рассматриваются по письменной просьбе заявителя. Ходатайства в отношении лиц, не достигших 18 лет, рассматриваются по просьбе их законных представителей, удостоверенной нотариально, а в других государствах - удостоверенной загранучреждением Республики Казахстан. При подаче заявления о приеме в гражданство Республики Казахстан, восстановлении в гражданстве Республики Казахстан и выходе из него ребенка в возрасте от 14 до 18 лет обязательно его согласие, которое должно быть выражено в письменной форме и удостоверено нотариально, а в других государствах - удостоверено загранучреждением Республики Казахстан. При подаче ходатайства о выходе из гражданства Республики Казахстан ребенка в возрасте до 14 лет, один из родителей которого остается гражданином Республики Казахстан, должно быть представлено также заявление этого родителя, в котором выражено его отношение к выходу ребенка из гражданства Республики Казахстан. Такое заявление удостоверяется нотариально, в других государствах - загранучреждением Республики Казахстан. Если заявитель не может подписать заявление по неграмотности или в силу физических недостатков, заявление по его просьбе подписывается другим лицом, о чем государственным нотариусом, загранучреждением Республики Казахстан делается соответствующая надпись на заявлении. К заявлению о приеме, восстановлении в гражданстве Республики Казахстан или выходе из гражданства Республики Казахстан должны быть приложены документы, удостоверяющие личность заявителя.
В соответствии с пунктом 10 Приказа Министра внутренних дел Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 85 «Об утверждении Правил приема, оформления и рассмотрения органами внутренних дел ходатайств (заявлений) по вопросам приема в гражданство Республики Казахстан и восстановления в гражданстве Республики Казахстан, в том числе в упрощенном (регистрационном) порядке, выхода из гражданства, утраты, лишения гражданства и определения принадлежности к гражданству Республики Казахстан», Ходатайство (заявление) о приеме, восстановлении в гражданстве Республики Казахстан и выходе из гражданства Республики Казахстан в отношении лиц, не достигших 18 лет, а также признанных недееспособными, подается их законными представителями, удостоверенное нотариально, вместе с копией свидетельства о рождении ребенка (усыновители, опекуны и попечители представляют копию решения местного исполнительного органа) либо с документом, удостоверяющим личность недееспособного лица. При этом требуется нотариально заверенное согласие несовершеннолетнего ребенка в возрасте от 14 до 18 лет, которое подписывается им самим и подается, одновременно с ходатайством (заявлением) родителей или их законных представителей. 
Согласно пункту 3 вышеуказанных Правил, необоснованный отказ в приеме заявления по вопросам гражданства, нарушение сроков рассмотрения заявлений, а также другие неправомочные действия должностных лиц, нарушающие порядок рассмотрения дел о гражданстве и порядок исполнения решений по вопросам гражданства, могут быть обжалованы в установленном законом порядке вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу в административном (досудебном) порядке. Рассмотрение жалобы в административном (досудебном) порядке производится вышестоящим административным органом (должностным лицом), рассматривающим жалобу. Жалоба подается в административный орган (должностному лицу), чей административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются. Административный орган (должностное лицо), чье решение, действие (бездействие) обжалуются, не позднее трех рабочих дней со дня поступления жалобы направляют ее и административное дело в орган, рассматривающий жалобу. При этом административный орган (должностное лицо) чье решение, действие (бездействие) обжалуются, вправе не направлять жалобу в орган, рассматривающий жалобу, если он в течение трех рабочих дней примет решение либо иное административное действие, полностью удовлетворяющего требованиям, указанных в жалобе.
Жалоба рассматривается в сроки, установленные Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.
До обращения в суд, участник административной процедуры обязан соблюсти досудебный порядок в соответствии с частью 5 статьи 91 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан и обратиться с жалобой в вышестоящий орган/должностному лицу, если иное не установлено законом. Часть 1 статьи 92 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан устанавливает, что жалоба на административный акт, административное действие (бездействие) подается в административный орган, должностному лицу не позднее трех месяцев со дня, когда участнику административной процедуры стало известно о принятии административного акта или совершении административного действия (бездействия). В соответствии со статьей 99 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан, срок рассмотрения жалобы составляет двадцать рабочих дней со дня поступления жалобы. Жалоба подается в тот же административный орган/должностному лицу, которое ранее вынесло административный акт/предприняло административное действие (бездействие). Далее, такой орган/лицо передает жалобу в вышестоящий орган. Согласно части 1 статьи 100 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан,  рассмотрев жалобу, орган, рассматривающий жалобу, выносит одно из следующих решений: 1) об отмене административного акта; 2) об отмене административного акта и принятии нового административного акта; 3) о совершении административного действия; 4) об оставлении жалобы без удовлетворения; 5) о направлении административного дела в административный орган, должностному лицу, чьи административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются, для осуществления административной процедуры с указанием допущенных нарушений и предложениями по их устранению; 6) об оставлении жалобы без рассмотрения. Часть 4 вышеуказанной статьи указывает, что решение органа, рассматривающего жалобу, является обязательным для исполнения. Часть 6 статьи 100 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан,  также устанавливает, что в случае несогласия с решением органа, рассматривающего жалобу, участник административной процедуры вправе обжаловать административный акт, административное действие (бездействие) в другой орган, рассматривающий жалобу, или в суд.
Согласно части 1,2 статьи 131 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан,  в административном суде административное дело возбуждается на основании иска. Исками, подаваемыми в суд, являются: 1) иск об оспаривании; 2) иск о принуждении; 3) иск о совершении действия;4) иск о признании. Иск подается в суд в письменной форме либо в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи истца и (или) его представителя. Статья 132 устанавливает, что при нарушении обременяющим административным актом прав, свобод и законных интересов истца он вправе предъявить иск об оспаривании с требованием отменить административный акт полностью или в какой-либо его части. Часть 1 статьи 133 указывает, что по иску о принуждении истец может потребовать принять благоприятный административный акт, в принятии которого было отказано либо не принятый по причине бездействия административного органа, должностного лица. Согласно части 1 статьи 134 по иску о совершении действия истец может потребовать совершить определенные действия или воздержаться от таких действий, которые не направлены на принятие административного акта. По иску о признании истец может потребовать признать наличие или отсутствие какого-либо правоотношения, если он не может подать иск в соответствии со статьями 132, 133 и 134 Административного процедурно-процессуального Кодекса (часть 1 статьи 135 Административного процедурно-процессуального Кодекса). В соответствии со статьей 117 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан,  административное судопроизводство заключается в последовательном прохождении следующих основных стадий:
1) регистрация иска в суде;
2) действия суда по поступившему административному делу и предварительное слушание;
3) судебное разбирательство;
4) вынесение решения суда, его оглашение и разъяснение;
5) исполнение решения суда и судебный контроль.
Согласно статье 151 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан, судебный акт, которым суд разрешает спор, по существу, выносится в форме решения. Решение может быть вынесено в краткой форме. Решение выносится после разбирательства административного дела и изготавливается не позднее десяти рабочих дней со дня окончания устного разбирательства. В исключительных случаях с учетом сложности административного дела решение суда изготавливается не позднее одного месяца со дня окончания устного разбирательства. Датой вынесения решения являются: для устного производства - день объявления решения по административному делу; для письменного производства - дата, указанная в решении суда. Решение вступает в силу после истечения срока на апелляционное обжалование, согласно статье 161 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан.
Суммируя вышеуказанное, законодательно не установлен запрет на оформление утраты гражданства Республики Казахстан через представителя. В связи с чем вы вправе обжаловать действия миграционной полиции. 
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Кадырова Сабина
Вопрос от: Анна

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться в одном вопросе. Моему дяде (гражданину России) бабушка (его мать) оставила в наследство дом в Казахстане. Чтобы вступить в наследство нужен временный ИИН. Я, как доверенное лицо дяди, подала заявку в егов-правительство. Но в миграционной полиции нам отказали, так как дядя, живя в России 21 год, не утратил гражданство Казахстана и паспорт РК в консульство не сдавал. А теперь по состоянию здоровья он не может выехать ни сюда в Казахстан, ни даже в консульство РК у себя в России и (по совету нашего адвоката казахстанского) он отправил паспорт сюда в Казахстан, чтобы я могла уже здесь решить этот вопрос по доверенности. Принеся паспорт в миграционную службу, мне отказали, ссылаясь на 30 статью гл 5 закона "О гражданстве в РК". Но там нигде не сказано, что НЕЛЬЗЯ оформлять утрату гражданства по доверенности. Нам ведь только нужно сдать паспорт и получить ИИН. Гражданство РФ дяди подтверждено. У нас есть нотариально заверенная копия паспорта. Что нам делать?

Ответ: Здравствуйте, Анна!
Исходя из предоставленных Вами данных мы выделили следующие вопросы:
1.Возможно ли оформить утрату гражданства Республики Казахстан через представителя по доверенности?
Согласно статье 33 Закона Республики Казахстан «О гражданстве Республики Казахстан», Ходатайства о приеме в гражданство Республики Казахстан, восстановлении в гражданстве или выходе из него рассматриваются по письменной просьбе заявителя. Ходатайства в отношении лиц, не достигших 18 лет, рассматриваются по просьбе их законных представителей, удостоверенной нотариально, а в других государствах - удостоверенной загранучреждением Республики Казахстан. При подаче заявления о приеме в гражданство Республики Казахстан, восстановлении в гражданстве Республики Казахстан и выходе из него ребенка в возрасте от 14 до 18 лет обязательно его согласие, которое должно быть выражено в письменной форме и удостоверено нотариально, а в других государствах - удостоверено загранучреждением Республики Казахстан. При подаче ходатайства о выходе из гражданства Республики Казахстан ребенка в возрасте до 14 лет, один из родителей которого остается гражданином Республики Казахстан, должно быть представлено также заявление этого родителя, в котором выражено его отношение к выходу ребенка из гражданства Республики Казахстан. Такое заявление удостоверяется нотариально, в других государствах - загранучреждением Республики Казахстан. Если заявитель не может подписать заявление по неграмотности или в силу физических недостатков, заявление по его просьбе подписывается другим лицом, о чем государственным нотариусом, загранучреждением Республики Казахстан делается соответствующая надпись на заявлении. К заявлению о приеме, восстановлении в гражданстве Республики Казахстан или выходе из гражданства Республики Казахстан должны быть приложены документы, удостоверяющие личность заявителя.
В соответствии с пунктом 10 Приказа Министра внутренних дел Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 85 «Об утверждении Правил приема, оформления и рассмотрения органами внутренних дел ходатайств (заявлений) по вопросам приема в гражданство Республики Казахстан и восстановления в гражданстве Республики Казахстан, в том числе в упрощенном (регистрационном) порядке, выхода из гражданства, утраты, лишения гражданства и определения принадлежности к гражданству Республики Казахстан», Ходатайство (заявление) о приеме, восстановлении в гражданстве Республики Казахстан и выходе из гражданства Республики Казахстан в отношении лиц, не достигших 18 лет, а также признанных недееспособными, подается их законными представителями, удостоверенное нотариально, вместе с копией свидетельства о рождении ребенка (усыновители, опекуны и попечители представляют копию решения местного исполнительного органа) либо с документом, удостоверяющим личность недееспособного лица. При этом требуется нотариально заверенное согласие несовершеннолетнего ребенка в возрасте от 14 до 18 лет, которое подписывается им самим и подается, одновременно с ходатайством (заявлением) родителей или их законных представителей. 
Согласно пункту 3 вышеуказанных Правил, необоснованный отказ в приеме заявления по вопросам гражданства, нарушение сроков рассмотрения заявлений, а также другие неправомочные действия должностных лиц, нарушающие порядок рассмотрения дел о гражданстве и порядок исполнения решений по вопросам гражданства, могут быть обжалованы в установленном законом порядке вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу в административном (досудебном) порядке. Рассмотрение жалобы в административном (досудебном) порядке производится вышестоящим административным органом (должностным лицом), рассматривающим жалобу. Жалоба подается в административный орган (должностному лицу), чей административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются. Административный орган (должностное лицо), чье решение, действие (бездействие) обжалуются, не позднее трех рабочих дней со дня поступления жалобы направляют ее и административное дело в орган, рассматривающий жалобу. При этом административный орган (должностное лицо) чье решение, действие (бездействие) обжалуются, вправе не направлять жалобу в орган, рассматривающий жалобу, если он в течение трех рабочих дней примет решение либо иное административное действие, полностью удовлетворяющего требованиям, указанных в жалобе.
Жалоба рассматривается в сроки, установленные Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.
До обращения в суд, участник административной процедуры обязан соблюсти досудебный порядок в соответствии с частью 5 статьи 91 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан и обратиться с жалобой в вышестоящий орган/должностному лицу, если иное не установлено законом. Часть 1 статьи 92 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан устанавливает, что жалоба на административный акт, административное действие (бездействие) подается в административный орган, должностному лицу не позднее трех месяцев со дня, когда участнику административной процедуры стало известно о принятии административного акта или совершении административного действия (бездействия). В соответствии со статьей 99 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан, срок рассмотрения жалобы составляет двадцать рабочих дней со дня поступления жалобы. Жалоба подается в тот же административный орган/должностному лицу, которое ранее вынесло административный акт/предприняло административное действие (бездействие). Далее, такой орган/лицо передает жалобу в вышестоящий орган. Согласно части 1 статьи 100 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан,  рассмотрев жалобу, орган, рассматривающий жалобу, выносит одно из следующих решений: 1) об отмене административного акта; 2) об отмене административного акта и принятии нового административного акта; 3) о совершении административного действия; 4) об оставлении жалобы без удовлетворения; 5) о направлении административного дела в административный орган, должностному лицу, чьи административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются, для осуществления административной процедуры с указанием допущенных нарушений и предложениями по их устранению; 6) об оставлении жалобы без рассмотрения. Часть 4 вышеуказанной статьи указывает, что решение органа, рассматривающего жалобу, является обязательным для исполнения. Часть 6 статьи 100 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан,  также устанавливает, что в случае несогласия с решением органа, рассматривающего жалобу, участник административной процедуры вправе обжаловать административный акт, административное действие (бездействие) в другой орган, рассматривающий жалобу, или в суд.
Согласно части 1,2 статьи 131 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан,  в административном суде административное дело возбуждается на основании иска. Исками, подаваемыми в суд, являются: 1) иск об оспаривании; 2) иск о принуждении; 3) иск о совершении действия;4) иск о признании. Иск подается в суд в письменной форме либо в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи истца и (или) его представителя. Статья 132 устанавливает, что при нарушении обременяющим административным актом прав, свобод и законных интересов истца он вправе предъявить иск об оспаривании с требованием отменить административный акт полностью или в какой-либо его части. Часть 1 статьи 133 указывает, что по иску о принуждении истец может потребовать принять благоприятный административный акт, в принятии которого было отказано либо не принятый по причине бездействия административного органа, должностного лица. Согласно части 1 статьи 134 по иску о совершении действия истец может потребовать совершить определенные действия или воздержаться от таких действий, которые не направлены на принятие административного акта. По иску о признании истец может потребовать признать наличие или отсутствие какого-либо правоотношения, если он не может подать иск в соответствии со статьями 132, 133 и 134 Административного процедурно-процессуального Кодекса (часть 1 статьи 135 Административного процедурно-процессуального Кодекса). В соответствии со статьей 117 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан,  административное судопроизводство заключается в последовательном прохождении следующих основных стадий:
1) регистрация иска в суде;
2) действия суда по поступившему административному делу и предварительное слушание;
3) судебное разбирательство;
4) вынесение решения суда, его оглашение и разъяснение;
5) исполнение решения суда и судебный контроль.
Согласно статье 151 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан, судебный акт, которым суд разрешает спор, по существу, выносится в форме решения. Решение может быть вынесено в краткой форме. Решение выносится после разбирательства административного дела и изготавливается не позднее десяти рабочих дней со дня окончания устного разбирательства. В исключительных случаях с учетом сложности административного дела решение суда изготавливается не позднее одного месяца со дня окончания устного разбирательства. Датой вынесения решения являются: для устного производства - день объявления решения по административному делу; для письменного производства - дата, указанная в решении суда. Решение вступает в силу после истечения срока на апелляционное обжалование, согласно статье 161 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан.
Суммируя вышеуказанное, законодательно не установлен запрет на оформление утраты гражданства Республики Казахстан через представителя. В связи с чем вы вправе обжаловать действия миграционной полиции. 
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Кадырова Сабина
Вопрос от: Инкар

Если гражданин находясь в общественном транспорте проявлял грубость и стал приставать пассажирам, имел ли право водитель, высадить его из транспорта?


Ответ: Согласно пункту 31 приказа Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 349 проезд пассажиров по маршрутам регулярных городских (сельских) и пригородных автомобильных перевозок пассажиров и багажа исключает:
      1) вход и выход из автобуса, микроавтобуса до полной его остановки или во время движения; 
      2) препятствование открытию и закрытию дверей автобуса; 
      3) отвлечение водителя разговорами во время движения автотранспортного средства; 
      4) порчу внутреннего оборудования и оснащения салона автобуса, микроавтобуса; 
5) курение, мусор, распитие спиртных напитков; 
6) перевозку огнеопасных, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся, ядовитых, едких и зловонных веществ, огнестрельного оружия без чехлов и сопроводительных документов. 
Согласно пункту 65, приказа Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 349  При осуществлении поездки на маршрутах межрайонных (междугородных внутриобластных) автомобильных перевозок пассажиров и багажа исключается: 
      1) внесение исправлений в проездные документы; 
      2) провоз багажа в салоне автобуса, микроавтобуса; 
      3) курение, мусор, распитие спиртных напитков; 
      4) отвлечение водителя разговорами, а также хождение по салону во время движения автобуса; 
    5) перевозка огнеопасных, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся, ядовитых, едких и зловонных веществ, огнестрельного оружия без чехлов и сопроводительных документов, а также предметов и вещей, которые наносят ущерб (загрязнение или повреждение) пассажирам либо оборудованию или оснащению салона автобуса.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Жандарбек Нурасыл
Вопрос от: Агадиль

Здравствуйте! С моего банковского счета были несанкционированно списаны средства компанией Яндекс.Такси. В свою очередь мною не был совершен заказ или поездка. При требовании о возврате средств, сервис отказал мне в данном запросе, ссылаясь на то, что средства были украдены мошенниками и необходимо обратиться в банк. Далее я обратился в банк, где мне сказали, что средства списаны непосредственно самим сервисом Яндекс.Такси и что банк не имеет права возвращать средства от их имени и посоветовали потребовать возврата у самого сервиса, так как они и списали их. При повторном обращении в сервис Яндекс.Такси получил аналогичный ответ о том, что это возможно мошенничество и мне необходимо самому решать этот вопрос. Подскажите, пожалуйста, является ли данной действие со стороны Яндекс.Такси законно обоснованным и как мне решить этот вопрос? Так как неизвестно, если один раз так случилось, боюсь что в будущем под прикрытием мошенничества и передачи ответственности в банк сервис будет незаконно списывать средства с моего счета.


Ответ: Добрый день Агадиль! Рассмотрев Ваше обращение, сообщаем, что отказ Банка в возврате Ваших средств и совет в обращении к самому сервису Яндекс Такси является необоснованным ввиду чего, Вам необходимо обратиться в банк. 
Повторно обратившись в банк Вам необходимо в свободной форме написать заявление о несанкционированном платеже и как можно подробнее изложить все обстоятельства дела.
и написать в свободной форме письменное заявление, в котором необходимо как можно подробнее изложить обстоятельства дела. Далее, Банк после получения от Вас заявления о несанкционированном платеже направляет либо бенефициару (Яндекс Такси) либо в банк бенефициара уведомление о возврате денег.
В соответствии с пунктом 191 параграфа 11 Постановления Правления Национального Банка РК «Об утверждении Правил осуществления безналичных платежей и (или) переводов денег на территории Республики Казахстан» (далее – Постановление):
Отправитель определяет правильность исполнения платежного документа и, в случае исполнения несанкционированного платежного документа, сообщает банку об этом в течение трех операционных дней после его обнаружения, но в пределах срока исковой давности, который исчисляется с момента проведения такого платежа.
Банк не позднее следующего операционного дня после получения от отправителя сообщения о несанкционированном платеже направляет бенефициару либо в банк бенефициара уведомление о возврате денег по несанкционированному платежу. Форма уведомления определяется банком самостоятельно.
Далее, в соответствии с п.4 Закона РК «О платежах и платежных системах»:
Возврат денег по ошибочному указанию или несанкционированному платежу и (или) переводу денег осуществляется банком бенефициара не позднее следующего операционного дня со дня обнаружения данного факта за счет имеющихся денег на банковском счете бенефициара, в том числе в случае, если по банковскому счету имеются акты о наложении ареста на деньги, находящиеся на банковском счете, и (или) временного ограничения на распоряжение имуществом, и (или) решения, и (или) распоряжения уполномоченных государственных органов или должностных лиц о приостановлении расходных операций по банковскому счету, и (или) неисполненные указания, подлежащие исполнению в неопределенные сроки.
В целях безопасности и сохранности Ваших средств в будущем, рекомендуем Вам открыть новую карту в другом банке для привязки ее в различных интернет системах, и пополнять данную карту на небольшие суммы. 
Таким образом, Вам необходимо обратиться в Банк с письменным заявлением и ожидать пока Банк выполнит установленные законодательством действия.
С уважением, клиницисты юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете
Вопрос от: Саулебеков Аширбек

Какой порядок отделиться от кондоминиума, участок делимый для обслуживания производственных зданий и сооружении, земля арендуемая у государства, при разделе участок будет иметь отдельный выход на улицу, находится с краю общего участка, не имеет общих коммуникации.


Ответ: Здравствуйте, Аширбек!
Проанализировав детально ваш вопрос, мы столкнулись с тем, что для полного ответа на Ваш вопрос нам не хватает следующей информации: 
Что именно входит в вами упомянутый кондоминиум?
Поскольку в соответствии с п.32 Земельного кодекса РК- «кондоминиум - особая форма собственности (иного права) на недвижимость, при которой отдельные части недвижимости находятся в раздельной (индивидуальной) собственности (ином праве) физических и (или) юридических лиц, а те части недвижимости, которые не находятся в раздельной собственности, в том числе и земельный участок, принадлежат им на праве общей долевой собственности (ином общем праве) и не отделимы от прав на части недвижимости, находящейся в раздельной (индивидуальной) собственности (ином праве)». 
В связи с тем, что правовая конструкция кондоминиума применяется, когда объекты, которые принадлежат различным отдельным лицам, неотделимы от объектов, которые не могут принадлежать кому-то из этих лиц в отдельности. Поэтому такие объекты переводят в долевую собственность. То есть в вопросах, связанных с кондоминиумом, обязательно следует указывать о каких объектах идет речь, что и почему с этими объектами вы намереваетесь совершить. 
Исходя из ваших слов «земля арендуемая у государства» и «участок… не имеет общих коммуникации». Мы пришли к выводу, что вероятно в кондоминиум входит объект, расположенный на этом земельном участке. Если вам принадлежит объект целиком, и он самостоятелен и отделен от коммуникаций других объектов (соседних зданий и т.д.), то мы полагаем, что создавать кондоминиум не следовало. Если Вам принадлежит часть объекта (помещения в здании), то в таком случае мы не видим возможности отделения.  Также если Ваше владение земельным участком является долевым, учреждение в последующем кондоминиума было решение опрометчивым, поскольку изначально у Вас раздельные коммуникации.
Таким образом, просим Вас предоставить более детальную информацию по вашей проблеме, дабы дать вам более глубокий анализ Вашей проблемы. 
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете
Вопрос от: Дарья

текла крыша, заливало все (проводку, распределительные коробки (это же пожароопасно), комнаты, коридор), а в том году так вообще затопило весь подъезд, лифт, шахту лифта, прямо как на водопаде было. С КСК провели общедомовое собрание и КСК озвучило - проблема не наша, собирайте деньги, заключайте договор с подрядчиками и чините. Вот, посей день крыша течет, таких денег нет, что им делать? Соседи, какая то часть подписала согласие на ремонт, а какая то, которую не топит видать, не подписала. Может есть какой нибудь орган который имеет управу на КСК? Подскажите пожалуйста.


Ответ: Исходя из пункта 14, статьи 2 Закона РК «О жилищных отношениях»: «Общее имущество объекта кондоминиума – части объекта кондоминиума (фасады, подъезды, вестибюли, холлы, коридоры, лестничные марши и лестничные площадки, лифты, крыши, чердаки, технические этажи, подвалы, общедомовые инженерные системы и оборудование, абонентские почтовые ящики, земельный участок под многоквартирным жилым домом и (или) придомовой земельный участок, элементы благоустройства и другое имущество общего пользования), кроме квартир, нежилых помещений, находящихся в индивидуальной (раздельной) собственности;». Значит, крыши являются общим имуществом и орган управления общим имуществом, которым КСК (кооперативы собственников квартир), обязано содержать его и проводить соответствующие виды ремонта исходя из положения статьи 2 Закона РК «О жилищных отношениях»:
15-1) капитальный ремонт общего имущества объекта кондоминиума – комплекс мероприятий и работ по замене изношенных конструкций, деталей и инженерного оборудования многоквартирного жилого дома на новые или более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых объектов, проводимых с целью восстановления ресурса многоквартирного жилого дома;
15-2) расходы на капитальный ремонт общего имущества объекта кондоминиума – обязательные ежемесячные взносы собственников квартир, нежилых помещений на капитальный ремонт общего имущества объекта кондоминиума или отдельных его частей;
Проведение капитального ремонта входит в обязанности КСК (кооперативы собственников квартир), так как, Вы как жильцы выплачиваете определенные суммы и согласно Закону «О жилищных отношениях» описываются как накопление денег на счетах в банках на проведение текущего и капитального ремонта. По закону КСК на каждый дом должно открывать счет в банке — на него перечисляют ежемесячные платежи жильцов. Эти платежи должны быть не меньше 0,02-кратного МРП. Верхняя граница устанавливается на собрании собственников. 
Вы имеете полное право требовать у КСК провести капитальный ремонт.
Вам следует обратиться в суд с иском к КСК.
С уважением, клиницисты юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете
Вопрос от: Айман

какой орган дает разъяснения по принятым законам (земельной законодательство РК)?


Ответ: Здравствуйте, Айман!
В соответствии с пунктом 4 статьи 60 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О правовых актах», государственные органы, проводящие государственную политику, осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) или к компетенции которых отнесено решение соответствующих вопросов, либо иные государственные органы в соответствии с предоставленными им полномочиями могут давать в пределах своей компетенции разъяснения нормативных правовых актов в отношении конкретных субъектов или применительно к конкретной ситуации. Такие разъяснения не имеют обязательной юридической силы и носят рекомендательный характер. 
В связи с этим, это зависит от Вашего вопроса к уполномоченному органу или конкретной Вашей ситуации. Так, исходя из Вашего вопроса разъяснение нормативно правовых актов дает местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы. 
Таким образом, местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы дает разъяснение нормативных правовых актов в отношении конкретных субъектов или применительно к конкретной ситуации.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Елеуов Алихан
Вопрос от: Айман

какой орган дает разъяснения по принятым законам (земельной законодательство РК)?


Ответ: Здравствуйте, Айман!
В соответствии с пунктом 4 статьи 60 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О правовых актах», государственные органы, проводящие государственную политику, осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) или к компетенции которых отнесено решение соответствующих вопросов, либо иные государственные органы в соответствии с предоставленными им полномочиями могут давать в пределах своей компетенции разъяснения нормативных правовых актов в отношении конкретных субъектов или применительно к конкретной ситуации. Такие разъяснения не имеют обязательной юридической силы и носят рекомендательный характер. 
В связи с этим, это зависит от Вашего вопроса к уполномоченному органу или конкретной Вашей ситуации. Так, исходя из Вашего вопроса разъяснение нормативно правовых актов дает местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы. 
Таким образом, местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы дает разъяснение нормативных правовых актов в отношении конкретных субъектов или применительно к конкретной ситуации.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Елеуов Алихан
Вопрос от: Фариза

здравствуйте! 6 мес назад приобрела в магазине технодом смартфон и через 2 месяца начался сбой или как его можно назвать. телефон 2-х симочный, и вторую симку просто не видит. звонила в калл центр магазина сначала сказали один адрес. пошла в место где приобретала указали на другой адрес. ни один адрес не точен. не смогла найти. вот так они отфутболивают по гарантий. Что делать? куда обращаться?


Ответ: Здравствуйте Фариза!
В первую очередь обращаю Ваше внимание на то, что согласно пункту 4 статьи 1 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2010 года № 274-IV «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), недостаток - несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям технических регламентов, документов по стандартизации, условиям договора, а также информации о товаре (работе, услуге), предоставленной продавцом (изготовителем, исполнителем).
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона о защите прав потребителей, Вы как потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
1) соразмерного уменьшения покупной цены;
2) безвозмездного устранения недостатков товара.
3) возмещения своих расходов на устранение недостатков товара;
4) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
5) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
6) расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы.
В случае, когда продавец товара ненадлежащего качества не является его изготовителем, требования, указанные в подпунктах 2), 4) и 5) выше, могут быть предъявлены по выбору покупателя к продавцу либо к изготовителю.
Вы как потребитель вправе предъявить вышеуказанные требования, при условии, что они обнаружены в сроки, установленные Законом о защите прав потребителей.
Так, согласно пункту 2 статьи 17 Закона о защите прав потребителей, если на товар установлен гарантийный срок, Вы как потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков товара в течение гарантийного срока.
Гарантийный срок начинает исчисляться с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором. 
Однако исходя из фабулы дела неизвестно каков гарантийный срок на телефон.
В таком случае, если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены Вами как потребителем при условии, что недостатки в проданном товаре были обнаружены в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, если более длительные сроки не установлены законодательством Республики Казахстан или договором.
В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, продавец (изготовитель) несет ответственность, если Вы как потребитель докажете, что недостатки товара возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Наряду с вышеизложенным, Вы вправе обратиться к продавцу (изготовителю, исполнителю) с претензией об устранении нарушений прав и законных интересов и возмещении потребителю причиненного этими нарушениями убытка (вреда) вследствие недостатков товара (работы, услуги) в добровольном порядке (пункт 1 статьи 42-4 Закона О защите прав потребителей).
Претензия потребителя к продавцу (изготовителю, исполнителю) вручается нарочно либо направляется в форме заказного почтового отправления с уведомлением о вручении либо по адресу электронной почты продавца (изготовителя, исполнителя), если такой адрес ранее был указан продавцом (изготовителем, исполнителем) (часть 2 пункта 1 статьи 42-4 Закона О защите прав потребителей).
В то время как продавец (изготовитель, исполнитель) обязан рассмотреть Вашу претензию и в случае несогласия с требованиями в течение десяти календарных дней со дня получения Вашей претензии представить мотивированный письменный ответ, обоснованный документально. Копии этих документов должны прилагаться к ответу продавца (изготовителя, исполнителя) Вам в лице потребителя (пункт 2 статьи 42-4 Закона О защите прав потребителей).
Ответ продавца (изготовителя, исполнителя) представляется потребителю способами, изложенными выше (часть 2 пункта 1 статьи 42-4 Закона О защите прав потребителей).
Если в течение десяти календарных дней продавец (изготовитель, исполнитель) письменно не ответит на претензию или откажется устранить нарушения и возместить в добровольном порядке причиненный убыток (вред) вследствие недостатков товара (работы, услуги), а также откажется принять участие в рассмотрении потребительского спора в досудебном порядке, Вы вправе обратиться в уполномоченный орган, государственные органы, осуществляющие функции в сфере защиты прав потребителей (пункт 3 статьи 42-4 Закона О защите прав потребителей).
Уполномоченным органом в сфере защиты прав потребителей является Комитет по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Абдукадыр Шыңғысхан
Вопрос от: Айман

Компания намеревается приобрести в собственность (аренду) земельный участок, расположенный в пограничной зоне, но в соответствии с п.4 ст.23 Земельного кодекса РК данный участок не может принадлежать на праве собственности юридического лица РК с иностранным участием-однако не указано какое именно юридическое лицо относиться к категории "юридических лиц с иностранным участием", в связи с чем просим Вас разъяснить какие лица относятся к юридическим лицам с иностранным участием? Обращались в юридическую компанию, но нам точного ответа не дали, якобы разъяснение дает, тот орган, который принял законы.


Ответ: Здравствуйте, Айман!
После анализа Вашего запроса, мы пришли к следующим выводам, на которые мы хотим обратить Ваше внимание. 
К юридическим лицам с иностранным участием относятся две категории юридических лиц:
Иностранные предприятия, в которых весь уставный фонд образован иностранными учредителями;
Совместные предприятия, в которых уставный фонд образован и иностранными, и казахстанскими учредителями.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Мұхан Шыңғыс