+7 (727) 2222-101
 
Ответы на вопросы
Земельное право
Вопрос от: Serik

Доброго времени суток! Вопрос по аренде частного дома! Требуется ли разрешение соседей на сдачу частного дома! Если да, то какая статья?


Ответ: Здравствуйте, Серик!

Рассмотрев Ваше обращение, мы выделили следующий вопрос:

Нужно ли разрешение соседей на сдачу частного дома?

В соответствии со ст.543 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409-I, сдавать имущество внаем может только его собственник. Наймодателями могут быть также лица, уполномоченные собственником сдавать имущество внаем.

Таким образом, если жилище не принадлежит Вам на праве собственности, то сдавать его в аренду Вы можете только при наличии доверенности от собственника. Поскольку сдача имущества внаем является способом распоряжения имуществом, такая доверенность должна быть нотариально заверена.

Исходя из вышеизложенного, если Вы хотите сдавать дом, принадлежащий Вам на праве собственности, то согласие соседей или дачного кооператива Вам не требуется.
Вопрос от: Гульнара

Здравствуйте! Жители нашей улицы получили постановление №107 от 3 апреля 2023 года Жылыойского районного Акимата о начале принудительного изъятия земельных участков с жилыми строениями в пользу государственных нужд. Кто-то из соседей получил 8 апреля, кто-то позже, а кто-то еще не получал. Статья о принудительном изъятии земельных участков со списком жителей и указанием адресов в местные СМИ была опубликована в районной местной газете "Кен Жылой" только 11 апреля 2023 года (нарушен принцип соблюдения гласности процедуры принудительного отчуждения). Никто из жителей не был в курсе, почему было принято решение со стороны Акимата о принудительном изъятии наших земельных участков. Пошли в районный Акимат для того, чтобы выяснить этот вопрос. Акима на месте не оказалось, и с нами встретились руководители отделов по земельным отношения и Архитектуры и строительства. Они сказали, что наши земельные участки подпадают под новый генплан города, который был утвержден в декабре 2022 года. До утверждения генерального плана города были проведены 7 общественных слушаний, на котором никто из жителей нашей улицы не принимал участие, никто не был в курсе. Мы со своей стороны запросили данные протокола, чтобы ознакомиться с ними. Данные представители власти сказали написать нам заявление на имя Акима Жылыойского района и запросить все протокола и только после получения нашего заявления они смогут предоставить эти протокола с Атырауского отдела Архитектуры и строительства. Написали заявление от имени жильцов на имя Акима Жылыойского района Атырауской области, что не согласны с данным постановлением и не даем свое согласие на принудительное изъятие наших участков. А также запросили предоставить копии следующих документов для дальнейших действий: 1. Копию проекта по нашему участку, по реконструкции территории парка, которое имеет рекреационное назначение; 2. Копию генерального плана нашего населенного пункта; 3. Копию планов детальной планировки объектов; 4. Копию протоколов, проведенных общественных слушаний в количестве 7 шт. Дать пояснение, кто являлся представителем со стороны жителей нашего участка, когда принимались решения по генеральному плану. Ответ от Акима поступил нашему представителю только 28 апреля и не были предоставлены запрашиваемые документы. В ответе только сделана ссылка на нормативы РК по принудительному изъятию земельных участков. 2 раза встречались с депутатом от нашего округа, представителем маслихата, ЖКХ и отдела по земельным отношениям по обсуждению правомочности изъятия земель. Согласно Генерального плана в парке (рекреационная зона) планируют построить гостиницу, автодром/конно-спортивный клуб и кинотеатр. Наши земельные участки отведены под парковку для автотранспорта. Постройка гостиницы относится к Общественной (общественно-деловой) зоне, но никак не к рекреационной зоне. Насколько правомочно было утверждение генплана с вышеуказанными объектами без участия и привлечения жителей на общественные слушания, которых должен затронуть вопрос принудительного изъятия с формулировкой под государственные нужды. Не проводилась разъяснительная работа с жителями, не были организованы встречи заинтересованных лиц с населением. Пожалуйста, помогите нам и проконсультируйте по этим вопросам с разъяснениями согласно законодательной базы.

Ответ: Здравствуйте, Гульнара!

Рассмотрев Ваше обращение, мы выделили следующие вопросы:1.Что является основанием для отказа принудительного отчуждения земельного участка?

2.Как защитить свои права исходя из данной ситуации?

1.Что является основанием для отказа принудительного отчуждения земельного участка?

В соответствии с п.6 ст.84 Земельного кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442-II, принудительное отчуждение земельного участка для государственных нужд производится при соблюдении гласности процедуры отчуждения.

Постановление Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа о начале принудительного отчуждения земельного участка подлежит опубликованию соответственно в республиканских или местных средствах массовой информации, включая интернет-ресурсы исполнительных органов, в течение трех рабочих дней с момента его принятия.

Только после получения уведомления о принудительном отчуждении земельного участка, государство имеет право преимущественной покупки. В соответствии с п.3 ст.61 Закона Республики Казахстан от 1 марта 2011 года № 413-IV «О государственном имуществе», с момента получения собственником или негосударственным землепользователем уведомления о принудительном отчуждении земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд государство имеет преимущественное право его покупки.

Таким образом, невыполнение вышеуказанного положения является основанием для отказа судом в принудительном отчуждении земельного участка для государственных нужд и отмены принятого Правительством Республики Казахстан или местным исполнительным органом постановления о начале принудительного отчуждения земельного участка для государственных нужд.

2.Как защитить свои права исходя из данной ситуации?

 

Согласно п.1 ст.91 Кодекс Республики Казахстан от 29 июня 2020 года № 350-VI «Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан» (далее - «АППК») участник административной процедуры вправе обжаловать административное действие (бездействие), связанное с принятием административного акта.

Рассмотрение жалобы в административном (досудебном) порядке производится вышестоящим административным органом, должностным лицом (далее - «орган, рассматривающий жалобу; орган местного самоуправления, государственное юридическое лицо»).

В соответствии с п.4 ст.91 АППК, жалоба подается в административный орган, должностному лицу, чьи административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются.

Административный орган, должностное лицо, чьи административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются, не позднее трех рабочих дней со дня поступления жалобы направляют ее и административное дело в орган, рассматривающий жалобу.

Также, обращение в суд допускается после обжалования в досудебном порядке. В случае, если законом предусмотрена возможность обращения в суд без необходимости обжалования в вышестоящем органе, административный орган, должностное лицо, административный акт, административное действие (бездействие) которых оспариваются, наряду с отзывом представляют в суд мотивированную позицию руководителя вышестоящего административного органа, должностного лица.

В случае отсутствия вышестоящего административного органа, должностного лица, административный акт, административное действие (бездействие) могут быть обжалованы в суде, о чем извещается участник административный процедуры административным органом, чей административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются, при принятии решения по административному делу.

Обращаем Ваше внимание, что, согласно ст.92 АППК, жалоба на административный акт, административное действие (бездействие) подается в административный орган, должностному лицу не позднее трех месяцев со дня, когда участнику административной процедуры стало известно о принятии административного акта или совершении административного действия (бездействия).

В случае пропуска срока по уважительной причине, срок по ходатайству участника административной процедуры может быть восстановлен органом, рассматривающим жалобу.

В соответствии со ст.93 АППК жалоба подается в письменной (бумажной и (или) электронной) форме. В жалобе указываются:

1.наименование органа, рассматривающего жалобу;

2.фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), индивидуальный идентификационный номер, почтовый адрес физического лица либо наименование, почтовый адрес, бизнес-идентификационный номер юридического лица;

3.адрес фактического проживания физического лица и места нахождения юридического лица;

4.наименование административного органа, должностного лица, чьи административный акт, административное действие (бездействие) оспариваются;

5.обстоятельства, на которые участник административной процедуры основывает свои требования и доказательства;

6.дата подачи жалобы;

7.подпись участника административной процедуры;

8.перечень прилагаемых к жалобе документов;

9.иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Исходя из вышеуказанного, мы полагаем, чтопостановление №107 от 3 апреля 2023 года Жылыойского районного Акимата о начале принудительного изъятия земельных участков с жилыми строениями в пользу государственных нужд может быть признано неправомерным. Также, мы полагаем, что Вы можете защитить свои права путем обжалования административного действия, написав жалобу в административный орган.

Вопрос от: Надежда

Добрый день. Соседи смежного участка проложили трубы холодной воды через мой участок (по середине участка). Суд по моему иску присудил им демонтировать трубы своими силами. Решение еще не вступило в силу, но они подали иск на меня на установление сервитута, чтоб не выкапывать свои трубы. При начинающемся строительстве на моем участке трубы, проложенные по центру участка, естественно будут мне мешать. Вопрос: Может ли меня суд принудить подписать сервитут в данной ситуации, при том, что там еще находятся участки соседей, но никто им не хочет разрешать прокладывать трубы. Как мне уйти от подписания сервитута. Буду ли я нести ответственность, если при строительстве я поврежу их трубы с холодной водой.


Ответ: Здравствуйте, Надежда. Исходя из предоставленных Вами данных мы выделили следующие вопросы, на которые были даны ответы:
1. Может ли суд принудить Вас к подписанию договора об установлении частного сервитута?
К сожалению, да. Если суд удовлетворит требования Ваших соседей, проложивших трубы (далее – другая сторона), то, согласно пункту 1 статьи 67 (право ограниченного пользования соседним участком) и подпункту 2 пункта 2 статьи 69 (право на прокладку труб в рамках установления сервитута) Земельного Кодекса РК, заключение подобного договора является обязательным. В случае Вашего отказа другая сторона будет вправе обратиться в суд с требованием понудить Вас заключить его, согласно пункту 4 статьи 399 (эта статья регулирует договоры, обязательные для заключения) Гражданского кодекса РК. 
Однако, если суд присудил другой стороне демонтировать трубы, то он подтверждает тот факт, что трубы были проложены в качестве самовольной застройки, что регулируется статьей 244 Гражданского кодекса. Согласно пункту 2 данной статьи, лицо, осуществившее самовольную застройку, не имеет над ней каких-либо прав собственности и обязуется снести их за свой счет. Таким образом, у суда почти нет оснований, позволяющих ему признать правомерным требование другой стороны о заключении договора установления сервитута.
2. Влияет ли на обязанность заключить договор наличие других собственников земельных участков, которые выступают против прокладки труб?
Да, влияет, в свете выше указанного ответа. Однако, с каждым из этих собственников другая сторона будет пытаться заключать отдельный договор, а потому нет оснований считать, что они все будут заключены или не заключены вовсе ввиду различных обстоятельств. 
3. Как избежать необходимости подписывать договор о заключении сервитута?
В свете ответа на первый вопрос, если судом будет принято решение о правомерности требований другой стороны, Вы будете обязаны его заключить. 
4. Будете ли Вы нести ответственность, если в результате Ваших действий трубы соседей будут повреждены? 
Да, будете. Пока идет рассмотрение иска другой стороны о признании права на заключение договора об установлении сервитута, по заявлению истца суд может запретить Вам проводить какие-либо действия, могущие повлечь повреждения труб, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 156 Гражданского процессуального кодекса РК. При нарушении принятых судом обеспечительных мер, включая повреждение труб, Вы будете нести административную ответственность по статье 669 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях. Вы также будете обязаны возместить истцу ущерб, причинённый трубам. 
Однако, если суд откажет истцу в удовлетворении его требований, то Вы не понесете никакой ответственности за повреждение труб, поскольку они являются самовольной постройкой, на которую не распространяется право собственности другой стороны.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Сактапбергенов Алиби
Вопрос от: Александр

Добрый день! В собственности имеется участок 5 соток куплен 8 месяцев назад с расчетом пока жить в стареньком доме и рядом строить новый дом. Сосед с тыльной стороны дал разрешение на строительство на расстоянии 1 метр от его забора сразу и без проблем (разрешение письменное). А вот сосед слева артачится. Но при этом его постройки построены прям по линии забора т.е. вместо забора пол участка забор и его дом в 1 метре от забора, а потом сарай и баня прям по линии забора построены. Талая вода и все остальное с его крыш летит на мой участок, ну и там стены сыпятся от старости тоже на мой участок. Вопросы: 1. При таком раскладе обязательно ли мне брать разрешение от упёртого соседа на строительство? Я также хотел на 1 метр отступить, тем более что с этой стороны у меня по уровню первого этажа будет глухая стена окна только на втором этаже. 2. могу ли я как-то повлиять на упёртого соседа законными способами чтоб он убрал свои постройки, если не придём к консенсусу? в продолжении чтоб понятнее было см. видео


Ответ: Здравствуйте, Александр. Исходя из предоставленных Вами данных мы выделили следующие вопросы, на которые были даны ответы: 
1.Обязательно ли получение разрешения на строительство от соседа? Согласие соседа на строительство дома не требуется только в случае, если ваши дома не смежные и строительство дома соседей не затрагивает ваших интересов. Согласно Закону «О жилищных отношениях», согласие соседей требуется при изменении (переоборудовании, перепланировке) помещений (квартир), когда вышеперечисленные изменения затрагивают интересы собственников других помещений (частей дома), смежных с изменяемыми помещениями (частями дома).  
Минимальное расстояние между домами согласно СН РК 3.01-01-2013 «Градостроительство», расстояние от границы участка должно быть не менее: 3 м – до стены жилого дома; 1 м – до хозяйственных построек. То есть,  от 1,5 до 2 метров от границы своего участка. Если, например, 1,5 метра отступите Вы, и сосед 1,5 метра, то получается 3 метра. 
В этой связи, согласие соседа в Вашем случае обязательно к получению, так как Ваш дом находится на расстоянии 1-го метра от дома Вашего соседа. А минимальное расстояние согласно законодательству составляет  3 метра. 
2.Можно ли законным путем убрать постройки соседа по линии забора? В Вашем случае, на языке архитектурно-градостроительного законодательства  построения Вашего соседа в 1-ом метре от забора означает, что сосед не соблюдает нормативные отступы от границ смежного усадебного участка. Как уже упоминалось, согласно нормативам, отступ должен быть  от границы участка до стены жилого дома - не менее 3 метров.  Эти значения могут быть уменьшены  только с согласия и получения от соседа письменного согласия.
Таким образом,  Вы можете подать иск  в суд на своего соседа. 
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Асанова Акбота
Вопрос от: Сабина
Приобрели дом, граничащий с соседним домом, находящимся по уровню выше на 3-4 метра (горная местность). Общая стена при бывшем хозяине в 2000х годах была укреплена соседом бетоном, а также 5 железными опорами горизонтально, а также опорами по диагонали под 45 градусов к ним, каждая железная опора около 40-50 см в диагонали, в результате чего вся данная конструкция занимает в целом около 2 соток нашего участка. В настоящее время стена находится в аварийном состоянии и переживаем за свою безопасность и безопасность своих детей. И в целом конструкция занимает место на нашей территории. Мы предложили соседу 2 варианта:1. обновить укрепление стены, сменим конструкцию на более крепкую, залитую бетоном 600 и убрать опоры под 45 градусов, освободив нашу территорию; 2. Убрать всю конструкцию, но тогда его стена обрушится. Уточните пожалуйста кто несет ответственность за данную стену? Можем ли убрать конструкцию, которая является опорой нашего соседа на нашей территории?
Ответ: Делая такого рода приобретение, Вы были должны разумно предполагать, с какими проблемами Вам предстоит столкнуться.
В возникшей же ситуации рекомендуем Вам совместно с Вашим соседом найти наиболее приемлемое решение для обеих сторон.
Однако в любом случае все действия должны осуществляться с соблюдением требований законодательства Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и с согласия компетентного (уполномоченного) государственного органа.
Вопрос от: Салима

Здравствуйте. Скажите пожалуйста, на дом документы есть. Дом в собственности. Но не можем оформить землю в собственность, так как земля находиться в аренде. Продлили на 5 лет. Возможно ли оформить участок в собственность. Сказали что надо выкупать у акимата за 10 миллионов.


Ответ: Здравствуйте, Салима!

Рассмотрев Ваше обращение, мы выделили следующий вопрос:

Как оформить в собственность земельный участок, находящийся в аренде?

Мы полагаем, что согласно п.1 ст.47 Земельного кодекса (далее - «Кодекс») предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, в собственность граждан и негосударственных юридических лиц, имеющих право на приобретение земельных участков в частную собственность, осуществляется на возмездной основе.

В соответствии с п.3 ст.47 Кодекса, при намерении выкупа физическим или негосударственным юридическим лицом в частную собственность земельного участка, ранее предоставленного ему в землепользование, данное лицо подает заявление в местный исполнительный орган (глава местной администрации) области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акиму города районного значения, поселка, села, сельского округа.

К заявлению прилагаются:

1.документ, удостоверяющий право на земельный участок, или копия документа, заверенная нотариально;

2.копия свидетельства налогоплательщика;

3.справка из центра недвижимости об отсутствии обременений на земельный участок, препятствующих заключению сделок;

4.справка о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица.

 

Уполномоченный орган области (представительные органы, маслихаты, исполнительные государственные органы и акимы) города республиканского значения, столицы, района, города областного значения по месту нахождения земельного участка идентифицирует земельный участок по кадастровой документации и готовит проект решения о предоставлении права частной собственности на земельный участок.

 

Решение о предоставлении земельного участка в собственность должно быть принято в течение пяти рабочих дней со дня подачи землепользователем заявления в письменный форме в местный исполнительный орган.

 

Уполномоченный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения по месту нахождения земельного участка составляет и подписывает с покупателем договор купли-продажи земельного участка.

 

Обращаем Ваше внимание на то, что Вы можете приобрести право на земельный участок, который находятся в государственной собственности - в рассрочку, согласно ст. 49 Кодекса.

 

Земельный участок, находящийся в государственной собственности, продается в рассрочку на срок до десяти лет по письменному заявлению покупателя путем заключения договора купли-продажи.

 

Покупатель в течение десяти рабочих дней со дня заключения договора купли-продажи должен внести аванс в размере, составляющем не менее пяти процентов от стоимости земельного участка. В последующем оплата за земельный участок вносится покупателем ежемесячно согласно графику платежей, который прилагается к договору купли-продажи и является его неотъемлемой частью. Оплата за земельный участок может осуществляться как наличным, так и безналичным способом на счет продавца, указанный в договоре купли-продажи.

 

Покупатель вправе погашать свои обязательства досрочно как в полном объеме, так и частично. В случае частичного погашения обязательств график платежей должен переутверждаться.

 

Таким образом, мы полагаем, для того, чтобы оформить землю в собственность, Вам нужно подать заявление в местный исполнительный орган, а к заявлению приложить вышеуказанные документы.
Вопрос от: Нұрхат

Здравствуйте! КХ на конкурсной основе получил землю из сельскохозяйственных земель на срок 49 лет. построил там постройки необходимый для функционирования сельского хозяйства. теперь хочет взять кредит и в залог поставит эти постройки. можно ли оформит и зарегистрировать их.


Ответ: 

Здравствуйте, Нұрхат!

Исходя из Вашего обращения, мы выделили следующие вопросы:

Можно ли сделать объектом залога строение, построенное на земле, выигранной на конкурсной основе?

Мы полагаем, что Вы получили право землепользования на срок 49 лет, в соответствии с п.2 ст.35 Земельного кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442-II (далее - «Земельный Кодекс»).

В соответствии с п.1 ст.18 Земельного кодекса к компетенции местного исполнительного органа города областного значения в области регулирования земельных отношений в пределах границ (черты) города и на территории, переданной в его административное подчинение, относится предоставление земельных участков в частную собственность и землепользование.

В соответствии с п.2 ст.21 Земельного кодекса, права государства как собственника земли осуществляют государственные органы в соответствии с их компетенцией, установленной настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан.

Следовательно, мы полагаем, что стороной договора аренды является акимат, который является представителем Республики Казахстан как собственника земельного участка и решением которого Вам было предоставлено право временного землепользования.

В соответствии с п.1 ст.78 Земельного кодекса, залог здания, строения или сооружения, расположенного на неделимом земельном участке, либо на земельном участке, означает, что одновременно передается в залог весь земельный участок или право землепользования на весь земельный участок.

Также, в соответствии с п.1.ст.33 Земельного кодекса, передачу и отчуждение права землепользования могут производить только лица, выкупившие право временного возмездного землепользования (аренды). Однако выкуп права временного возмездного землепользования (аренды) при передаче самого права землепользования в залог не требуется.

В соответствии с п.3 ст.305Гражданского кодекса Республики Казахстан, принятого Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 года, залог права аренды или иного права на чужую вещь не допускается без согласия ее собственника или лица, имеющего на нее право хозяйственного ведения, если законодательными актами или договором запрещено отчуждение этого права без согласия указанных лиц.

Согласно ст. 5 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество»Республики Казахстан от 26 июля 2007 года № 310, залог подлежит государственной регистрации, так как при залоге возникнет обременение (ограничение владения и пользования имуществом) прав на недвижимое имущество, в вашем случае земельного участка. Обременение же - это дополнительное ограничение прав, налагаемое на собственника или иного обладателя вещного права в соответствии с договором либо более конкретным законодательством.

Таким образом, мы полагаем, что Вы вправе оформить залог на право землепользования земельным участком, которое включает право пользования постройками на данном участке. Однако, хотим обратить Ваше внимание на то, что для оформления залога необходимо согласие собственника, то есть акимата, с которым Вы заключили договор аренды. Также, залог будет подлежать государственной регистрации.

В случае, если Вам понадобится квалифицированная юридическая помощь в подготовке документов, мы рекомендуем Вам обратиться в Юридическую Клинику Университета КИМЭП, e-mail: legal.clinic@kimep.kz, телефон: +7 (727) 237 47 57.
Вопрос от: Земельный

Здравствуйте! можно ли выдавать земли сельхозназначения крестьянским хозяйствам под ЛПХ?


Ответ: Здравствуйте!

Исходя из предоставленной Вами информации, мы выделили следующий вопрос:

Можно ли выдавать земли сельскохозяйственного назначения крестьянским хозяйствам под личное подсобное хозяйство?

Согласно п.4 ст.2 Земельного Кодекса Республики Казахстан (далее - «РК») от 20 июня 2003 года № 442-II (далее - «Земельный кодекс РК»), населенные пункты, находящиеся на территории РК, подразделяются на городские и сельские:

1.к городским населенным пунктам относятся города республиканского, областного и районного значения, а также поселки, находящиеся на территории их административной подчиненности;

2.к сельским населенным пунктам относятся все остальные населенные пункты независимо от их административной подчиненности.

 

Согласно п.1 ст.102 Земельного кодекса РК, гражданам РК для ведения личного подсобного хозяйства (далее - «ЛПХ») предоставляются земельные участки из земель сельских населенных пунктов.

В соответствии с пп.5 п.3 ст.107 Земельного кодекса РК, земли сельскохозяйственного использования относятся к функциональным зонам населенных пунктов. Таким образом, выдача земель сельскохозяйственного использования под ЛПХ возможна.
Вопрос от: Зарина

Здравствуйте. Как происходит процедура объединения земельных участков по законодательству Республики Казахстан? При объединение смежных земельных участков в один необходимо ли согласование собственников земельных участков, расположенных в границе данных земельных участков?

Ответ: Здравствуйте, Зарина. Благодарим Вас за обращение. Изучив вопрос, мы пришли к следующим выводам, на которые хотим обратить Ваше внимание.
Первое, существуют правила составления землеустроительного проекта по формированию земельных участков, которые утверждены приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 3 июня 2022 года № 180. 
В Правилах применяются следующие понятия: землеустроительный проект – схема (план) земельного участка, сведения о площади земельного участка, его границы и местоположение, сведения о смежных собственниках и землепользователях земельных участков и об ограничениях, обременениях и сервитутах на земельные участки.
Разработка землеустроительного проекта осуществляется при предоставлении права на земельный участок из земель, находящихся в государственной собственности, и при упорядочении существующих земельных участков.
При предоставлении права на земельный участок из земель, находящихся в государственной собственности, разработка землеустроительного проекта по формированию нового земельного участка выполняется на основании положительного заключения земельной комиссии и заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка (далее – заказчик), на разработку землеустроительного проекта.
Эти положения распространяются на земельные участки, предоставляемые в порядке, предусмотренном статьями 43, 44 и 45 Земельного кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442-II.
При упорядочении существующих земельных участков разработка землеустроительного проекта выполняется на основании заказчика, и при наличии правоустанавливающего документа на земельный участок.
Разработка землеустроительных проектов по упорядочению существующих земельных участков осуществляется при объединении (слиянии) земельных участков и других изменениях.
Процедура составления землеустроительного проекта осуществляется в следующей последовательности:
1.подготовительные работы (камеральные и полевые);
2.составление землеустроительного проекта;
3.рассмотрение и согласование землеустроительного проекта;
4.утверждение землеустроительного проекта 
Перечень документов и сведений, указанных в настоящем пункте, является исчерпывающим. При разработке землеустроительных проектов не допускается истребования от заказчика документов и сведений, не предусмотренных настоящим пунктом.
10) схему (план) согласования земельного участка участниками землеустроительного процесса по форме согласно приложению 13 к настоящим Правилам (далее – схема).
Согласование схемы с государственными органами, третьими лицами обеспечивается заказчиком. Отсутствие согласования третьих лиц отмечается в пояснительной записке к землеустроительному проекту.
Третьи лица согласовывают схему в части местоположения и границ земельного участка (отсутствия наложений) при предоставлении права на земельный участок и изменении идентификационных характеристик земельного участка (границ), местоположения и границ земельного участка, занятого линейными объектами, в том числе железными, автомобильными дорогами, наземными, надземными и подземными трубопроводами с полосами отвода, опорами воздушных линий электропередачи, наземными сооружениями кабельных линий электропередач.
Однако в приложении 13 указано, что при образовании новых земельных участков в результате раздела или объединения земельного участка согласование схемы земельного участка участниками землеустроительного процесса третьими лицами не требуется.
В заключении: Согласование с государственными органами и третьими лицами обеспечивается заказчиком.  В случае образовании новых земельных участков в результате раздела или объединения земельного участка согласование схемы земельного участка участниками землеустроительного процесса третьими лицами не требуется. Однако отсутствие согласования третьих лиц отмечается в пояснительной записке к землеустроительному проекту.
Третьи лица согласовывают схему при предоставлении права на земельный участок и изменении идентификационных характеристик земельного участка в части местоположения и границ земельного участка.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Утеева Анель 
Вопрос от: Ренат

Здравствуйте! Я приобрел 2 года назад, 2 небольших земельных участка, под гаражные боксы. Имеется общий госакт, они входят в него земельной долей. Земельный участок общий, на нем есть жилое строение, в настоящее время участок выведен из баланса КГУ и передан КСК, на их баланс. Выходит, что существует кондоминиум. Я хотел, между 2 своими участками еще дозакрепить к ним еще 82 кв.м., чтобы было одно земельное пространство. Земработы проведены, готов земропроект. При встрече с председателем КСК, мне сказали, чтобы участок получить отдельным госактом, я должен купить в этом строении помещение. Вопрос: 1. Имею я ли право отделить свои участки отдельным госактом, чтобы потом изменить его целевое назначение. 2. Законны ли требования председателя КСК. 3. Можно ли мне предоставить еще к моим 2 участкам еще 82 кв.м. из общей земельной доли на основании общего собрания участников КСК.

Ответ: Здравствуйте, Ренат. Исходя из предоставленных Вами данных мы выделили следующий вопрос, на который был дан ответ:
1. Имеете ли Вы право отделить свои участки отдельным государственным актом на землю, чтобы потом изменить его целевое назначение? 
Нет, Вы не имеете право на отделение участка кондоминиума ни в какой форме. Согласно второму абзацу пункта 1 статьи 62 Земельного Кодекса РК, земельный участок кондоминиума является неделимым. Недопустимость отделения его частей с последующим изменением целевого назначения не допускается пунктом 1 статьи 59 того же Закона.
2. Правомерно ли требование КСК о том, что для приобретения общего участка Вам необходимо стать участником кондоминиума?
Да, данное требование правомерно. Согласно пункту 6 статьи 62 Земельного Кодекса РК, отчуждение третьим лицам не-участникам земельного участка (путем его выделения и продажи), находящегося в общей собственности участников кондоминиума, не допускается. 
3. Вправе ли общее собрание участников кондоминиума предоставить (на возмездной основе) Вам дополнительные 82 кв.м. из их общей земельной доли?
Нет, не вправе. Согласно уже упомянутому пункту 6 статьи 62, участники кондоминиума не вправе отчуждать долю своей общей собственности в пользу постороннего лица. Однако, если Вы станете собственником нежилого помещения, то сможете на основании пункта 3 той же статьи получить 82 кв. м. в раздельную собственность. Главные условия: этот земельный участок должен быть расположен вне контура многоквартирного жилого дома; и его использование не будет противоречить условиям эксплуатации земельного участка, входящего в состав общего имущества объекта кондоминиума, а также строительным, санитарным, экологическим, противопожарным и другим обязательным нормам и правилам.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Сактапбергенов Алиби