+7 (727) 2222-101
 
Прием вопросов временно приостановлен. Ведется обработка поступивших вопросов.
Ответы на вопросы
Все ответы юристов
Вопрос от: Саша

Здравствуйте. У меня к вам вопрос. Я по профессии техник-программист (средне-специальное образование). Имею я право преподавать уроки информатики по обновленной системе в начальных классах, без педагогического образования? Мне очень важно, а то меня заставляют. Если не буду вести, то уволят.

Ответ: Здравствуйте, Саша!
Мы предполагаем, что Вы имеете после среднее или профессиональное образование в области связи, телекоммуникаций и информационных технологий и закончили колледж либо высший колледж.
Мы полагаем, что Вы вправе преподавать предмет "Информатику” в учреждениях основного среднего образования (в школах). Пункт 1 статьи 51 Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (далее - Закон) гласит, что к занятию педагогической деятельностью допускаются лица, имеющие профессиональное образование по соответствующим профилям. Из определений в пунктах 29, 35, 53 статьи 1 Закона вытекает, что профессиональное образование - это образование, направленное на подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена, полученное в том числе в колледжах, позволяющее вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретной профессии или специальности. Также, согласно Типовым квалификационным характеристикам должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338, требования к квалификации учителя всех специальностей организации образования, а именно к специалисту среднего уровня квалификации без категории, в том числе, учителя информатики, позволяют иметь техническое и профессиональное, послесреднее педагогическое образование без предъявления требований к стажу работы.
Таким образом на основании вышеизложенных норм, мы полагаем, что Вы можете преподавать предмет "Информатику” в учреждениях среднего образования, имея Ваше профессиональное или послесреднее образование в области информационных технологий (без педагогического образования), при этом, классифицируя себя, как минимум, специалистом среднего уровня без категории.
Вопрос от: Elena

Здравствуйте! проживаем с супругом (владельцем 1/3 части участка) в доме на 3 хозяина. земельный участок общего пользования, но каждый имеет равную 1/3 часть на основании мирового соглашения принятого судом в начале 2000 годов. сосед 1 отделился забором, имеет отдельный вход и заезд на участок, а также провёл отдельные коммуникации и всё это зарегистрировал. Сосед 2 и мы имеем один совместный вход на участок. Газ и электричество отдельно подведено к каждому из домов и соответственно зарегистрировано. Вода и канализация с соседом 2 у нас общая, при этом данные коммуникации у нас оформлены законно, за что мы и платим, а вот сосед 2 данные коммуникации официально не оформил и не зарегистрировал. 1. Можно ли как-то воздействовать законным путём на соседа 2 для того, чтобы он зарегистрировал на себя тоже воду и канализацию? 2. Сосед 2 в 2017 году перемерил участок без участия соседа 1 и моего супруга как владельцев на данного участка. После этого сосед 2 переоформил план участка и теперь предъявляет устные претензии по поводу площади которая ему положена (он утверждает что у него маленькая площадь участка). И данный вопрос поднимается соседом 2 каждый год. Он предлагает равными частями разделить данный участок. Как разрешить спор по поводу разделения участка?

Ответ: Здравствуйте, Елена!
Основываясь на данной Вами информации, мы выделили следующие вопросы:
1.Какие меры правового воздействия можно применить, чтобы сосед зарегистрировал на себя воду и канализацию? 
Согласно статье 50 Закона Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года № 94-I «О жилищных отношениях» (Далее - Закон) собственники обязаны участвовать в расходах на содержание общего имущества объекта кондоминиума, поэтому Ваш сосед обязан оплачивать воду и канализацию. В качестве меры правового воздействия мы рекомендуем Вам, для начала, направить ему претензию, если Вы желаете урегулировать спор в досудебном порядке. В претензии следует предъявить требования о возмещении компенсации за оплату воды и канализации, а также то, что в случае судебного разбирательства на соседа будет возложена обязанность уплатить государственную пошлину. Если Ваш сосед откажется удовлетворить требования, указанные в претензии, то мы рекомендуем Вам обратиться к нему в судебном порядке. Согласно статье 917 Гражданского Кодекса Особенной части Республики Казахстан имущественный вред должен быть возмещен полностью лицом, причинившим этот вред. В данном случае Вам нужно будет доказать причинно-следственную связь и размер вреда, который зависит от того, как выплачивалась оплата за канализацию и воду.

2.Может ли собственник участка переоформить план участка без ведома других собственников?
Под планом участка мы понимаем акт на право частной собственности на земельный участок, что является идентификационным документом, в котором должны быть указаны границы участка согласно пункту 25 статьи 12 Земельного Кодекса Республики Казахстан. Для того, чтобы удостовериться, что смена границ участка все-таки произошла и устные претензии соседа имеют юридическую силу, Вы можете проверить Ваш акт на право частной собственности, если он новый, или запросить его в Департаменте земельного кадастра и Технического обследования недвижимости города Алматы по адресу: Ауэзова, 107. Мы рекомендуем Вам сверить свой акт с актом соседа, так как есть вероятность того, что причина изменения границ участков произошла из-за ошибки отдела земельных отношений. 
Перечень документов необходимых для получения акта:
1.Заявление к услугодателю, на выдачу акта на право частной собственности на земельный участок.
2.Документ, удостоверяющий личность (требуется для идентификации личности).
3.Копия выписки из решения местного исполнительного органа о предоставлении права частной собственности на земельный участок.
4.Копия землеустроительного проекта, утвержденного структурным подразделением местного исполнительного органа областей (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения), осуществляющими функции в области земельных отношений (далее - уполномоченный орган) (в случае изготовления землеустроительного проекта услугодателем предоставление землеустроительного проекта не требуется).
5.Копия материалов по установлению границ земельного участка на местности (в случае выполнения работ по установлению границ участка услугодателем, предоставление материалов по установлению границ не требуется).
6.При наличии землеустроительного проекта размещения земельных участков на площадку для отвода под индивидуальное жилищное строительство представляется часть землеустроительного проекта на конкретный земельный участок и материалы по установлению его границ на местности, выдаваемые организацией, выполнившей указанные работы.
7.Копия договора купли-продажи земельного участка (при продаже земельного участка).
8.Копия платежного документа о произведенной оплате выкупной цены (для физических лиц - квитанция, для юридических лиц - платежное поручение) земельного участка (при продаже земельного участка государством).
9.Платежный документ (квитанцию) об оплате услуг за изготовление акта на право частной собственности на земельный участок.
Однако в случае, если Ваш сосед действительно имеет иное распределение границ в своем акте, чем было определено мировым соглашением, и решит перераспределить площадь согласно новому плану в судебном порядке, то мы полагаем, что Вам потребуется поднять вопрос о правомерности принятия данного плана участка, так как у Вас уже было мировое соглашение, которое разделило участок на равные площади. Сама процедура перераспределения границ участка заключается в проведении землеустроительных работ, которые включают выезд специалиста, составление землеустроительного проекта и утверждение в Управлении земельных отношений г. Алматы площади участка. Для того, чтобы выяснить, каким образом произошло переоформление плана участка, рекомендуем Вам обратиться в Департамент земельного кадастра и Технического обследования недвижимости города Алматы по адресу: Ауэзова, 107. Телефон: +7(727) 375 5707. Адрес электронной почты: almaty@aisgzk.kz.
Вопрос от: Людмила

Скажите пожалуйста, надо ли предприятию ТОО с участием государства 49%, субъект естественных монополий, размещать на портале план закупок? И можно ли объем одного товара дробить и закупать у разных поставщиков? 

Ответ: Здравствуйте, Людмила.

1. Требуется ли ТОО с участием государства 49%, субъекту естественных монополий, размещать на государственном портале план закупок?

Учитывая то, что Ваше ТОО является субъектом естественных монополий, то закупка услуг (товаров, работ), затраты на которые учитываются при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней и тарифных смет на регулируемые услуги, осуществляется в форме тендера согласно пункту 3 статьи 18-4 Закона Республики Казахстан от 9 июля 1998 года № 272-I «О естественных монополиях» (далее по тексту - «Закон»).

Также, просим принять во внимание, что в соответствии с пунктом 4 статьи 18-4 Закона, субъект естественной монополии может осуществить закупки способом из одного источника, тендера с применением двухэтапных процедур, запроса ценовых предложений, в том числе посредством электронных закупок в соответствии с законом Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках» (далее по тексту - «Закон о гос. закупках»)

Исходя из сути Вашего вопроса, мы будем отвечать на вопрос в размере Закона "О государственных закупках", а именно обязанности публикации плана закупок на государственном портале закупок.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона о гос. закупках, только Заказчики обязаны разместить годовой план закупок на веб-портале государственных закупок.

Заказчиками в соответствии с пунктом 27 статьи 2 Закона о гос. закупках являются государственные органы, государственные учреждения, а также государственные предприятия, юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству. Учитывая, что в Вашем ТОО только 49% долей участия в уставном капитале принадлежит государству, следовательно, такое ТОО не является Заказчиком - субъектом регулирования Закона о гос. закупках.

Учитывая вышеизложенное, мы предполагаем, что публикация плана закупок на календарный год на государственном портале закупок Вашему ТОО не обязательна.

 

2. Можно ли объем одного товара дробить и закупать у разных поставщиков?

Мы полагаем, что при проведении тендера по закупке однородных товаров, работ и услуг, заказчику в тендерной документации необходимо разделить товары, работы и услуги на части (лоты) по месту их поставки (выполнения, оказания) в соответствии с пунктом 25 приказа Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 января 2015 года № 18 «Об утверждении Правил закупок субъектами естественных монополий товаров, работ и услуг».

Вопрос от: Лидия

Здравствуйте, мы живем в доме 70-го года постройки. За все года в доме ни разу не делался капитальный ремонт, только косметический (покраска стен и побелка). Кафель с лестничных пролетов весь отвалился, штукатурка обваливается. Мы, жильцы нашли рабочего-строителя, который за умеренную плату согласился нам сделать ремонт, установили пластиковые окна, так как старые рассохлись и не закрывались, купили кафель на пол... В общем работа с материалом обошлась по 31000 с квартиры, а в подъезде 15 квартир. Одна квартира категорично не хочет сдавать на ремонт, они и раньше не сдавали на косметический, люди сами как-нибудь перекрывали, а теперь эту сумму никто не хочет за них вкладывать. В той квартире живут трое - хозяйка-бабушка , ее сын и племянница. Что делать? Как повлиять на них чтобы они заплатили?

Ответ: Здравствуйте, Лидия!

Собственники помещений (квартир) обязаны участвовать во всех расходах на содержание общего имущества и несут ответственность за сохранность и безопасную эксплуатацию общего имущества и помещений, находящихся в индивидуальной (раздельной) собственности, что установлено пунктом 2 статьи 35 Закона «О жилищных отношениях».

Размеры взносов на содержание общего имущества объекта кондоминиума устанавливаются соразмерно доле собственника помещения (квартиры) в общем имуществе. Понятие доли собственника помещения (квартиры) в общем имуществе регулируется 3 пунктом статьи 31 Закона «О жилищных отношениях». Так, размер доли определяется отношением полезных площадей жилых и (или) нежилых помещений, находящихся в индивидуальной (раздельной) собственности (иного вещного права), к сумме полезных площадей всех жилых и площадей всех нежилых помещений, находящихся в данном объекте кондоминиума. Соответственно, в Вашем случае следовало разделить взносы на содержание общего имущества между собственниками квартир в соответствии с принадлежащей им долей (соотношением размера полезных площадей собственников помещений).

Следовательно, мы рекомендуем подать в суд иск от имени собственников квартир и запросить компенсацию произведенных затрат, пропорционально своей доле в общем имуществе.При этом следует приложить протокол, в котором зафиксировано решение большинства собственников о проведении капитального ремонта объекта кондоминиума.
Мы полагаем, что каждый добросовестный плательщик имеет право получить с должника компенсацию пропорционально своей доле в имуществе.

Вопрос от: Ксения

Здравствуйте. Государственное предприятие провело капитальный ремонт здания. После демонтажа остались стройматериалы (в том числе металлические конструкции). Нужно и оприходовать данный материал, подлежит ли он реализации и как проводится реализация такого стройматериала?

Ответ: Здравствуйте, Ксения!
Мы полагаем, что в Вашем случае есть 2 возможных варианта решения.
1.По соглашению с компанией, проводившей ремонт в государственном предприятии, Вы можете реализовать оставшийся стройматериал этой компании. Тем самым Вы сможете уменьшить сумму договора подряда на сумму стройматериала, который Вы сможете реализовать. 
2.В соответствии с учредительными документами государственного предприятия, оценку стройматериала производит оценочная комиссия (в зависимости от учредительных документов). В случае принятия решения о пригодности данного стройматериала и его цене, государственное предприятие может его реализовать. В случае, если стройматериал по решению комиссии окажется непригодным, Вы можете утилизировать данный стройматериал. Это можно сделать, заключив договор с компанией, специализирующейся на утилизации отходов.
Вопрос от: Роза

Здравствуйте! Есть договор о государственных закупках, на сумму 14 млн. со спецификой оплаты 11 процентов на этот год, остальные на следующий 2019г. Согласно договору первоначально выставили акт на общую сумму договора, и нам отказали в принятии акта выполненных работ, так как выставили полную сумму, чтобы мы выставили акт на сумму 2 млн, в связи с эти мы выставили акт сроком позже. На нас обратились в суд с требованием признать нас недобросовестным поставщиком и выплатить штраф на общую сумму договора. Что можно сделать?

Ответ: Уважаемая Роза!
Согласно п.22 ст.2 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках» (далее - Закон о государственных закупках), договор о государственных закупках это «гражданско-правовой договор, заключенный посредством веб-портала государственных закупок между заказчиком и поставщиком, удостоверенный электронными цифровыми подписями...». Также, Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года №648 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупок» (далее - Правила осуществления государственных закупок) предписывает срок предоставления акта - приемки: заказчик должен не позднее трех дней со дня получения уведомления об оформлении поставщиком акта выполнения работ, оказания услуг, подписать его либо отказать в принятии работ или услуг с указанием аргументированных обоснований. Сроки предоставления акта-приемки поставщиком после отказа заказчика законодательством не предусмотрены. Отсюда, мы предполагаем, что совершенная Вами просрочка стала основанием для подачи иска заказчиком в соответствии со ст.349 Гражданского Кодекса Республики Казахстан (Общая часть) 27 декабря 1994 года (далее - ГК РК), а именно в части несвоевременного (ненадлежащего) исполнения обязательств.  
В соответствии с п.4 ст.12 Закона о государственных закупках существует ряд критериев, по которым поставщик может быть признан недобросовестным. Одним из оснований включения в Реестр недобросовестных поставщиков является неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязательств по заключенным договорам о государственных закупках. Исходя из данной Вами информации, мы презюмируем, что все обязательства, которые Вы приняли на себя по договору, были выполнены надлежащим образом.
Согласно ст.366 ГК РК, заказчик в данном случае тоже считается просрочившим в случае отказа надлежаще подтвердить произведенное должником исполнение обязательства, то есть выполнение работ, а отказ от акта означает, что договор остается неисполненным.
Мы полагаем, что в случае, если срок передачи акта-приемки выполненных работ был включен в качестве условия договора между Вами и заказчиком, то Ваша просрочка могла стать основанием судебного иска, включения Вас в реестр недобросовестных поставщиков и взыскания штрафа.
В заключении мы рекомендуем Вам действовать на основании условий договора и действующего законодательства, то есть путем предъявления встречных исков: о взыскании оплаты за услуги\работы и о понуждении к исполнению обязательств по договору.

Вопрос от: Алма

Добрый день! Способом ЗЦП был объявлен закуп анализаторов паров этанола (алкотестеры) Поставщик, признанный победителем предлагает поставить товар имеющий сходные характеристики, но не совсем соответствующий технической спецификации предложенной нами, т.е. Заказчиком. Может ли Заказчик отказаться от приема товара несоответствующего технической спецификации прикрепленной на портале госзакупок при объявлении закупок способом ЗЦП? Должны ли мы подать в суд как на недобросовестных поставщиков, если Поставщик хочет осуществить поставку товара , который не соответствует техспецификации?

Ответ: Здравствуйте, Алма!
Основываясь на данной Вами информации, мы выделили следующие вопросы:
1. На каких основаниях можно отправить в реестр недобросовестных поставщиков?
Под "ЗЦП” мы понимаем закупку путем запросов ценовых предложений.
Так как в Вашем случае закуп был объявлен способом ЗЦП, в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках» (далее - Закон), Поставщик, ненадлежащим образом исполнивший свои обязательства по заключенным с ним договорам о государственных закупках подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков. При этом стоит отметить, что согласно пункту 1 статьи 349 ГК РК исполнение обязательства ненадлежащим образом включает в себя нарушение условий, определенных содержанием обязательства. В данном случае, по заключенному Вами договору обязательством Поставщика является поставка товара соответствующей технической спецификации. Таким образом, мы полагаем, что Поставщик поставляющий Вам алкотестеры частично соответствующей тех. спецификации исполняет свое обязательство ненадлежащим образом, а, следовательно, подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Может ли Заказчик обращаться в суд против поставщика, поставляющего товар несоответствующей тех.спецификации?
Поставка алкотестеров несоответствующей технической спецификации (далее – тех. спецификации) является исполнением обязательства ненадлежащим образом. Вы, как Заказчик обязаны не позднее тридцати календарных дней со дня, когда Вам стало известно о факте нарушения поставщиком законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, обратиться с иском в суд о признании такого поставщика недобросовестным участником государственных закупок в соответствии с подпунктом 3 части первой пункта 4 статьи 12 Закона.
3. Имеет ли Заказчик право отказаться от приема товара не соответствующей технической спецификации, прикрепленной на портале госзакупок при объявлении закупок способом ЦП?
В соответствии с п.23 ст.43 Закона, договор о государственных закупках считается исполненным при условии полного выполнения заказчиком и поставщиком принятых обязательств по указанному договору. Согласно части 3 пункта 26 статьи 43 Закона и пункту 423 Правил осуществления государственных закупок, утвержденных приказом Министра финансов РК от 11.12.2015 г. № 648, при исполнении договора наименование, количество, качество, техническая спецификация, стоимость, место и сроки поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) должны соответствовать содержанию договора о государственных закупках. Таким образом, Вы не можете осуществить приемку товара, не соответствующего технической спецификации и должны отказаться от подобной поставки.
 
Вместе с тем согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 45 Закона внесение изменения в заключенный договор о государственных закупках при условии неизменности качества и других условий, явившихся основой для выбора поставщика, допускается в случае, если поставщик в процессе исполнения заключенного с ним договора о государственных закупках товара, работы, услуги предложил при условии неизменности цены за единицу товара, работы, услуги более лучшие качественные и (или) технические характеристики либо сроки и (или) условия поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, являющихся предметом заключенного с ним договора о государственных закупках. Таким образом, в Вашей ситуации мы рекомендуем Вам рассмотреть, являются ли фактические технические характеристики поставляемого товара лучшими по сравнению с теми, что установлены в договоре. Если да, то Вы можете заключить дополнительное соглашение и исполнить договор. Если предлагаемые технические характеристики хуже, чем указанные в тех. спецификации, то поставка товара, не соответствующего условиям технической спецификации, будет являться ненадлежащим исполнением обязательств поставщиком.

Вопрос от: Жаслан

Добрый день! Медорганизация прошла реорганизацию путем слияния в первом полугодии с сохранением всех прав и обязанностей реорганизуемого предприятия. Согласно извещения о предстоящей проверке по особому порядку предусмотрена проверка, причем в качестве субъекта проверки указано старое наименование (которое ликвидировано). Вопрос 1. Правомерно ли проведение проверки после реорганизации? Вопрос 2. Является ли нарушением указание в извещении о проверки наименование "старого" предприятия?

Ответ: Здравствуйте, Жаслан!
1.В вашем случае, согласно пункту 8 статьи 140 Предпринимательского Кодекса Республики Казахстан (далее - Предпринимательский Кодекс), проведение проверки по особому порядку в отношении юридических лиц, созданных в порядке реорганизации и правопреемников реорганизованных юридических лиц, является законным и проводится на общих основаниях, независимо от момента прохождения реорганизации. Важным моментом будет соответствие назначения проверки с периодами проведения проверки, предписанными законом. 
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 141 Предпринимательского кодекса периодичность проведения проверок медицинских учреждений не может превышать одного раза в полгода.

Мы полагаем, что если юридическое лицо прошло проверку перед реорганизацией, и с момента прохождения проверки не прошло полгода, то такая проверка будет незаконной.

2.В соответствии с пунктом 5 статьи 6-3 Закона Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года № 2198 «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств», реорганизованное, вновь возникшее юридическое лицо подлежит отдельной государственной регистрации и номер юридического лица, ликвидированного при слиянии, исключается из Национального реестра бизнес-идентификационных номеров.
На основании вышесказанного, мы презюмируем, что данная проверка будет незаконной, так как реорганизованное юридическое лицо является новым юридическим лицом и новым субъектом проверки, несмотря на сохранение всех прав и обязанностей старого юридического лица. Старое юридическое лицо считается ликвидированным и не может являться субъектом проверки.  В данном случае, мы полагаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 157 Предпринимательского кодекса, вы можете обжаловать проведение незаконной проверки в вышестоящий государственный орган либо в суд в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Вопрос от: Гултбаршын

Здравствуйте! Мама умерла. Осталась на ипотека на ее имя. Может ли отец отказаться от кредита, то есть для этого нужно отказаться от наследство?

Ответ: Здравствуйте, Гултбаршын.
В первую очередь Вам необходимо письменно уведомить Банк о случившемся и прикрепить копию подтверждающих документов.
Мы предполагаем, что ипотека была оформлена во время брака Ваших родителей, а значит, согласно Кодексу о браке и семье от 26 декабря 2011 года № 518-IV (далее - КоБС), законным режимом имущества Ваших родителей является режим общей совместной собственности.
Согласно статье 1074 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 1 июля 1999 года № 409-I (далее - ГК РК) Ваш отец вправе отказаться от наследства в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Его отказ будет считаться безоговорочным, и он не сможет претендовать на оставшуюся часть в наследстве. 
Однако следует обратить внимание на договор ипотеки, который Ваш отец, как супруг подписывал. Банки обычно требуют обязательного включения второго супруга в созаемщики. Если Ваш отец участвовал в заключении договора ипотеки в качестве созаемщика, то в этом случае, все обязательство по займу после смерти его супруги автоматически переходит к нему.
Вопрос от: Anar

Здравствуйте! Можно ли удержать из заработной платы работника за нарушения в размере 50%?


Ответ: Здравствуйте, Anar!
В случае, если работник нарушил условия трудового договора или нарушил дисциплину иным образом, работодатель может применить к работнику один из видов дисциплинарных взысканий, предусмотренных статьей 64 Трудового кодекса РК (далее ТК РК):
1) замечание;
2) выговор;
3) строгий выговор;
4) расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным подпунктами 8), 9), 10), 11), 12), 13), 14), 15), 16), 17) и 18) пункта 1 статьи 52 настоящего Кодекса.
Данный список является исчерпывающим, иными словами к такому работнику не могут быть применены иные меры дисциплинарной ответственности.
При применении дисциплинарных взысканий также необходимо помнить, что согласно пункту 3 статьи 65 ТК РК за каждый дисциплинарный проступок к работнику может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Список причин, по которым может осуществляться удержание из заработной платы работника указан в пункте 2 статьи 115 ТК РК: удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности перед организацией, в которой он работает, могут производиться на основании акта работодателя с письменным уведомлением  работника по следующим причинам:
1) для погашения неизрасходованных и своевременно не возвращенных денежных сумм, выданных в связи с командировкой, а также в случае непредоставления подтверждающих расходы документов, связанных с командировкой;
2) в случаях, предусматривающих возмещение работодателю затрат, связанных с обучением работника, при наличии договора обучения, пропорционально недоработанному сроку отработки при досрочном расторжении трудового договора;
3) для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;
4) в случаях перенесения или отзыва работника из ежегодного оплачиваемого трудового отпуска, за исключением пункта 3 статьи 95 настоящего Кодекса (При отзыве работника из оплачиваемого ежегодного трудового отпуска вместо предоставления неиспользованной части отпуска в другое время по соглашению между работником и работодателем работнику производится компенсационная выплата за дни неиспользованной части оплачиваемого ежегодного трудового отпуска);
5) в иных случаях при наличии письменного согласия работника.
Таким образом, удержание может быть произведено в случаях, если работником были совершены одно или несколько действий, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Размер удержания, который может произвести работодатель указан в пункте 3 статьи 115 ТК РК: при удержании из заработной платы по нескольким исполнительным листам, а также в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан и настоящей статьей Кодекса, размер ежемесячного удержания не может превышать пятьдесят процентов причитающейся работнику заработной платы.
На основании изложенного, можно сказать, что удержания из заработной платы работника могут производиться ежемесячно, но, при этом, не должны превышать половины его месячной заработной платы.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Дзейтова Зарина