+7 (727) 2222-101
 
Прием вопросов временно приостановлен. Ведется обработка поступивших вопросов.
Ответы на вопросы
Все ответы юристов
Вопрос от: Владимир

Просим вас пояснить в каком виде хранить таможенную декларацию после выпуска таможенной декларации согласно пункта 1 статьи 405 Хранение документов, необходимых для проведения таможенного контроля Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан». В каком виде (электронном или бумажном) при таможенной проверке (электронном или бумажном) декларант должен предоставлять таможенную декларацию и как подтверждать её подлинность? Или таможенная декларация находится на портале таможенных органов, и таможенные органы не будут запрашивать таможенную декларацию при проведении таможенных проверок? Должен предоставлять таможенную декларацию и как подтверждать её подлинность?


Ответ: Здравствуйте, Владимир! 
При проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой до выпуска товаров и завершаемой после выпуска товаров, а также начатой после выпуска товаров таможенный орган вправе запрашивать и получать документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в соответствии со статьей 426  Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее Кодекса).
Согласно п.5 ст.426 Кодекса запрошенные таможенными органами документы представляются в оригиналах или копиях, в том числе бумажных копиях электронных документов, если таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан не установлено обязательное представление оригиналов документов.
Представленные копии документов должны быть заверены лицом, их представившим.
Таможенные органы вправе проверять соответствие представленных копий документов их оригиналам. 
Согласно п.6 данной статьи кодекса декларант, перевозчик, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные лица обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.
Так как порядок проведения проверки определяется уполномоченным органом, то в соответствии с пп.1 п.1 статьи 422 Кодекса
Проверяемое лицо при проведении таможенной проверки вправе:
1) запрашивать у таможенных органов и получать от них информацию о положениях таможенного законодательства Евразийского экономического союза, таможенного и (или) иного законодательства Республики Казахстан, касающихся порядка проведения таможенной проверки;
Согласно пп.1, 2, 10, 11 п.2 данной статьи, проверяемое лицо при проведении таможенной проверки обязано:
1) предъявлять товары, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка, при наличии возможности предъявить такие товары;
2) представлять по требованию таможенного органа в установленные сроки документы и сведения на бумажном носителе, а при необходимости также на ином носителе;
10) обеспечивать должностным лицам таможенных органов, проводящим выездную таможенную проверку, доступ к документам (информации), необходимым для проведения выездной таможенной проверки;
11) обеспечивать должностным лицам таможенных органов, проводящим выездную таможенную проверку, доступ к просмотру и (или) представление на электронном носителе и (или) бумажном носителе данных программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского учета, и (или) информационной системы, содержащей данные первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, относящиеся к проверяемым товарам;
Проверка на подлинность производится в соответствии  п.6 ст.409 Кодекса.
Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится путем анализа документов и сведений, указанных в пункте 1  статьи 409, в том числе путем сопоставления сведений, содержащихся в одном документе, между собой, а также со сведениями, содержащимися в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, со сведениями, полученными из информационных систем, используемых таможенными органами, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) Республики Казахстан в рамках информационного взаимодействия, из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, а также другими способами в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза, таможенного и иного законодательства Республики Казахстан.
Одновременно с запрошенными таможенным органом документами и (или) сведениями лицами, у которых они запрошены, могут быть представлены иные документы и (или) сведения в целях подтверждения достоверности и полноты сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
Выездная таможенная проверка производится согласно ст.418 Кодекса.
Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место (места) нахождения юридического лица, место (места) осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) место (места) фактического осуществления деятельности такими лицами.
Согласно п.3 данной статьи, выездная таможенная проверка проводится на основании предписания. Предписание должно быть подписано руководителем (лицом, его замещающим) таможенного органа.
Таким образом, при осуществлении уполномоченным органом таможенной проверки, документы необходимо хранить  согласно п.5 ст.426 Кодекса в оригиналах или копиях, в том числе бумажных копиях электронных документов.
Если ваши документы хранятся только в электронном формате то предоставляете копию электронных документов. Порядок проведения проверки определяется уполномоченным органом, в соответствии с  таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан может быть установлено обязательное представление оригиналов документов.
Согласно п.6 статьи 426 Кодекса декларант обязан представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.
Так как таможенные органы вправе проверять соответствие представленных копий документов их оригиналам в соответствии  п.6 ст.409 Кодекса, проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится путем анализа документов и сведений, указанных в пункте 1  статьи 409, в том числе путем сопоставления сведений, содержащихся в одном документе, между собой, а также со сведениями, содержащимися в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, со сведениями, полученными из информационных систем и из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки.
У вас есть право одновременно с запрошенными таможенным органом документами и (или) сведениями, представить иные документы и (или) сведения в целях подтверждения достоверности и полноты сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
При проведении проверки таможенный орган запрашивает документы и сведения содержащиеся в таможенной декларации и согласно пп.1, 2 п.2 статьи 422 Кодекса:
Проверяемое лицо при проведении таможенной проверки обязано:
Представлять по требованию таможенного органа в установленные сроки документы и сведения на бумажном носителе, а при необходимости также на ином носителе.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Тимишев Геннадий
Вопрос от: Айнур

Добрый день! Вопрос касательно государственных закупок... Ситуация такая: Поставщик согласно договора должен был поставить товар до 15.03.2018 года. По факту товар поставщик поставил 14.03.2018 года, но акт в портале выставил 05.04.2018 года. То есть акт выставлен с просрочкой. Вопрос: 1. Как нам быть в данной ситуации т.к. поставщик товар фактический поставил, что подтверждают документы. Но в портале договор из-за того, что акт выставлен 05.04.2018 года идет как просроченный... Должна ли я подать исковое заявление на поставщика как на недобросовестного участника гос.закупок, т.к. по порталу поставка товара была просрочена. 2.Также бывают ситуации, когда поставщик и вовсе не выставляет акт на портале, как быть в данных случаях?


Ответ: Здравствуйте, Айнур!
В соответствии с пунктом 26 статьи 43 Закона «О государственных закупках», документы об исполнении договора о государственных закупках (акт приема-передачи товара, акт выполненных работ, оказанных услуг, счет-фактура) оформляются в электронной форме.
В соответствии с пунктом 426 Правил осуществления государственных закупок (далее – Правила), исполнение договора о государственных закупках при поставке товаров осуществляется в следующей последовательности:
1) доставка товара в пункт назначения товара с предоставлением оригинала накладной;
2) оформление поставщиком акта приема-передачи товара посредством веб-портала с прикреплением электронной копии накладной, подтверждающий факт доставки товара;
3) приемка товара заказчиком.
4) оформление электронной счет-фактуры, выписанной посредством информационной системы электронных счетов-фактур, в соответствии с
Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 23 февраля 2018 года № 270 «Об утверждении Правил выписки счет-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур» (далее – Правила документооборота счетов-фактур, выписываемых в электронной форме);
5) оплата заказчиком за поставленный товар. Также, согласно пункту 426-2 Правил, поставщик направляет посредством веб-портала заказчику утвержденный электронно-цифровой подписью акт приема-передачи товаров по форме согласно приложению 22-1, с заполнением сведений о товарах.
При этом, согласно пункту 426-3 Правил поставщик после полного исполнения договорных обязательств одновременно с актами приема-передачи товаров направляет заказчику посредством веб-портала утвержденный электронно-цифровой подписью отчет о местном содержании в товарах, работах, услугах по формам согласно приложению 22-4 к Правилам.
Согласно пункту 426-4 Правил заказчик не позднее трех рабочих дней со дня получения на веб-портале уведомления об оформлении поставщиком акта приема-передачи товара, выполнения работ, оказания услуг, заполняет в акте информацию по договору и подписывает его электронно-цифровой подписью либо отказывает в принятии товаров, работ, услуг с указанием аргументированных обоснований.
Таким образом, Поставщик обязан сформировать посредством веб-портала акт приема-передачи товара с прикреплением электронной копии накладной, подтверждающий факт доставки товара. Согласно п. 5.4 Типового договора при соблюдении условий п. 5.3 Договора датой поставки/передачи товара считается дата направления поставщиком посредством веб-портала заказчику акта приема-передачи товара. На веб-портале государственных закупок в форме электронного акта указываются: дата создания акта поставщиком, дата направления акта заказчику, дата подписания акта поставщиком, дата подписания либо отказа в принятии акта заказчиком. Вместе с тем датой акта приема-передачи товаров считается дата подписания акта поставщиком (утверждающим), после которой акт автоматически направляется системой заказчику.
В данном случае Вы должны действовать в соответствии с условиями заключенного договора о государственных закупках.
Пунктом 7.3 Типового договора определено, что в случае просрочки сроков поставки Товара Заказчик удерживает (взыскивает) с Поставщика неустойку (штраф, пеню) в размере 0,1% от общей суммы Договора за каждый день просрочки в случае полного неисполнения поставщиком обязательств либо удерживает (взыскивает) неустойку (штраф, пеню) в размере 0,1% от суммы неисполненных обязательств за каждый день просрочки в случае ненадлежащего исполнения (частичного неисполнения) обязательств. При этом общая сумма неустойки (штрафа, пени) не должна превышать 10% от общей суммы Договора.
В связи, с чем Заказчик обязан взыскать неустойку с Поставщика, для чего необходимо направить поставщику Претензию (уведомление), в которой требуете в добровольном порядке уплатить неустойку, за данное количество дней просрочки в размере 0,1% от суммы договора не дожидаясь решения суда, так как в любом случае избежать оплаты неустойки поставщику не удастся.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Амангельды Темирхан
Вопрос от: Ботагоз

Добрый день! Следующая ситуация: Объявлены закупки методом ЗЦП, согласно итогов вышел Победитель закупок, договор подписан в сроки и зарегистрирован в органах Казначейства, срок поставки до 31.03.2018 года, оплата до 20.04.2018г. Теперь Поставщик пишет Письмо о продлении сроков поставки, договор продлен до 30.04.2018г. Сегодня прислал Поставщик Письмо об отказе поставки в связи с повышением цены и расторжении договора. Мы ведь можем заключить со вторым претендентом или же заново объявить закупку. Исход от данной ситуации нам не принес ущерб и т.д. В данном случае иск в суд на признание недобросовестным участником подавать на данного Поставщика? Пожалуйста, подскажите, верное решение.


Ответ: Здравствуйте, Ботагоз!
Расторжение договора о государственных закупках согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса РК возможно по соглашению сторон путем заключения сторонами соглашения о расторжении по той же форме, что и договор. В случае если по каким-либо причинам не предоставляется возможным расторгнуть договор указанным способом, то согласно пункту 2 указанной статьи расторжение договора возможно по требованию одной из сторон по решению суда, то есть в судебном порядке.
Таким образом, расторжение договора возможно только одним из двух способов: по соглашению сторон либо по решению суда.
В соответствии со статьей 402 ГК РК соглашение об изменении и расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из законодательства, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. В пункте 2 данной статьи сказано, что требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законодательством либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Обращаю ваше внимание на то, что согласно абзацу 2 подпункта 3) пункта 4 статьи 12 Закона «О государственных закупках» (далее – Закон) заказчик обязан не позднее тридцати календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения поставщиком законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, обратиться с иском в суд о признании такого потенциального поставщика или поставщика недобросовестным участником государственных закупок, в случаях указанных в подпунктах 1) и 3) пункта 4 статьи 12 Закона, 4. Реестр недобросовестных участников государственных закупок представляет собой перечень:
1) поставщиков, с которыми заказчики в одностороннем порядке расторгли договоры о государственных закупках, в ходе исполнения которых установлено, что поставщик не соответствует квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации (аукционной документации) или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем конкурса (аукциона), по результатам которой заключен такой договор;
3) поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках.
Таким образом, без нарушения сроков поставки Поставщиком ваша обязанность на подачу иска не наступает.
Далее, нормами Закона возможность заключения договора с потенциальным Поставщиком, занявшим второе место, предусмотрена только при условии уклонения победителя от заключения договора. 
В данном случае с поставщиком, занявшим второе место невозможно заключить договор на первоначальных условиях. Необходимо проводить новую закупку с новыми условиями в части сроков исполнения обязательств. 

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Амангельды Темирхан
Вопрос от: Байболова Жанбота

Наследодателю было вынесено решение акима о выделении земельного участка от 1993 года. Решение, вынесенное наследодателю не отменялось, не отзывалось. В 2016 году наследница получила наследственное имущество- земельный участок, на которое местный акимат выдает Постановление и земельный комитет- государственный акт на земельный участок. Потом выяснятся, что на данный земельный участок было вынесено в 2006 году Постановление и государственный акт другому лицу, который никак не значится в плане-схеме, который ссылается на расписку о приобретении имущества от лица, никак не касающегося данного земельного участка. На судебном процессе представители акимата и земельного кадастра признают, что было нарушение, что по неизвестным причинам выдали другому лицу Постановление и т.д., также признали, что не отзывали Решение, вынесенное наследодателю. Суд основывается на ст. 118 ГК РК как ранее зарегистрированное имущество другого лица и отказывает наследнице в иске. Что дальше делать?! Стоит ли дальше обжаловать Решения суда первой инстанции?


Ответ: Здравствуйте!
Согласно части 1 статьи 455 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, решения, определения и постановления, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.
Основаниями для пересмотра решений, определений и постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам являются юридические факты, имеющие существенное значение для правильного разрешения ранее рассмотренного дела, которые возникли или имели место, однако о них стало известно после вступления судебного акта в законную силу.
В соответствии с требованиями статьи 455 ГПК РК, основаниями для пересмотра решений, определений и постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам являются:
1) установленные вступившими в законную силу приговором, постановлением суда, постановлениями государственных органов и должностных лиц, осуществляющих функции уголовного преследования, заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, подложность документов либо вещественных доказательств, повлекшие за собой постановление незаконного либо необоснованного решения;
2) установленные вступившими в законную силу приговором, постановлением суда, постановлениями государственных органов и должностных лиц, осуществляющих функции уголовного преследования, уголовное правонарушение сторон, других лиц, участвующих в деле, либо их представителей или уголовное правонарушение судей, совершенные при рассмотрении данного дела;
3) отмена решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления иного государственного органа, послужившего основанием к вынесению данного решения, определения или постановления.
Вступившее в законную силу решение суда первой инстанции пересматривается по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судом, вынесшим это решение.
Заявление о пересмотре решения, определения или постановления по вновь открывшимся или новым обстоятельствам подается сторонами, другими лицами, участвовавшими в деле, или прокурором в суд, вынесший решение, определение или постановление, в течение трех месяцев со дня установления обстоятельств, служащих основанием для пересмотра. Оно рассматривается судами в течении 15 рабочих дней.
Форму и содержание заявления определяет статья 458 ГПК РК.
Заявление подписывается лицом, подающим заявление, или его уполномоченным представителем.
В заявлении о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся или новым обстоятельствам должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается заявление;
2) наименования лица, подающего заявление, и других лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;
3) наименование суда, принявшего судебный акт, о пересмотре которого по вновь открывшимся или новым обстоятельствам ходатайствует заявитель, дата принятия судебного акта, предмет спора;
4) требование лица, подающего заявление; вновь открывшиеся или новые обстоятельства, предусмотренные статьей 455 настоящего Кодекса и являющиеся, по мнению заявителя, основанием для постановки вопроса о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, со ссылкой на документы, подтверждающие открытие или установление этого обстоятельства;
5) перечень прилагаемых документов.
В заявлении могут быть также указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты лиц, участвующих в деле, и иные сведения.
Лицо, подающее заявление, обязано направить другим лицам, участвующим в деле, копии заявления и приложенных документов, которые у них отсутствуют.
К заявлению должны быть приложены:
1) копии документов, подтверждающих вновь открывшиеся или новые обстоятельства;
2) копия судебного акта, о пересмотре которого ходатайствует заявитель;
3) документ, подтверждающий направление другим лицам, участвующим в деле, копий заявления и документов, которые у них отсутствуют;
4) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия лица на подписание заявления.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Амангельды Темирхан
Вопрос от: Гульжан

Добрый день. Вопрос такой: возможно образовать один фонд для трех компаний ТОО среднего бизнеса? При этом чтобы каждая компания работала самостоятельно. Или в случае выигрыша тендера, другая компания может показать за победителя тендера его финансовую стабильность?


Ответ: Здравствуйте, Гульжан!
Да, образование фонда для нескольких компаний ТОО среднего бизнеса возможно. Это указано в п.1 ст.12 Закона «О некоммерческих организациях». Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно-полезные цели. Также согласно п.3 ст.13 этого же закона Корпоративным фондом признается фонд, учрежденный одним юридическим лицом или несколькими юридическими лицами - коммерческими и (или) некоммерческими организациями за счет средств этих организаций.
То есть ваш вид фонда будет относиться к категории «корпоративный фонд». Что касается возможности работы самостоятельно, то это также возможно, так как в п.3 ст.13 также указано, что имущество корпоративного фонда формируется за счет единовременных и (или) регулярных поступлений от одного или нескольких юридических лиц - коммерческих и (или) некоммерческих организаций (учредителей), а также других источников. Это значит, что вы можете единожды произвести выплату в фонд, а дальше работать самостоятельно.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Нұрахан Заирбек
Вопрос от: Айна

Здравствуйте. Можете ответить? Работник 5 разряда требует повысить ему разряд, однако мы ему не можем повысить пока разряд. И разве повышение разряда (должности) не на усмотрение руководства, можно ли привести законное обоснование этому?!


Ответ: Здравствуйте, Айна!
Повышение в должности происходит только по усмотрению работодателя. В ст.23 Трудового Кодекса РК перечислены права и обязанности работодателя, и в данном перечне, а именно в пп.6 п.1 указано, что работодатель имеет право поощрять работников. Из этого следует, что повышение в должности работника не является обязанностью работодателя, а является правом, то есть руководство (работодатель) вправе решать самому повышать разряд или нет. 
Согласно п.1. ст.159 Трудового Кодекса РК индивидуальные трудовые споры рассматриваются согласительными комиссиями. То есть если данный спор не будет решен, работодатель и работник могут решить его в порядке обращения в согласительную комиссию.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Нұрахан Заирбек
Вопрос от: Татьяна

Здравствуйте! Есть имущество, у него шесть человек являются дольщиками. Один из них женился, проживают в этой квартире. Вопрос: супруга этого человека по истечении какого срока будет иметь право на половину доли своего супруга? И по какой статье это можно найти? Заранее благодарю!

Ответ: Здравствуйте, Татьяна!
Данное правоотношение регулируется Кодексом «О браке (супружестве) и семье». Согласно п.1 ст.35 данного Кодекса собственностью каждого из супругов является имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак (супружество). Так как супруг приобрел данную долю до вступления в брак, то соответственно супруга не может претендовать на половину доли своего супруга. Однако, в ст.36 того же Кодекса указано, что имущество каждого из супругов признается их общей совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака (супружества) за счет общего имущества супругов или имущества другого из супругов либо труда любого из них были произведены вложения, значительно увеличившие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и другие). То есть если выясниться, что в период брака доля на данное имущество возросла в цене путем общего имущества либо имущества супруги, то в таком случае супруга имеет право на половину доли своего супруга.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Нұрахан Заирбек
Вопрос от: Юрий

Добрый день! Имеется вывеска на баннере, висящая на заборе с перечислением типографских услуг, но нет никакой юридической информации (типа телефонов, юридического названия фирмы и т.д.), но пришло уведомление из архитектуры, что нужно платить за рекламу, хотя исходя из понятия рекламы, закона о рекламе данная вывеска не попадает под определение реклама. Вопрос: все-таки такая вывеска реклама или нет?


Ответ: Здравствуйте, Юрий!
Исходя из изложенного Вами, информация на баннере больше попадает под понятие «реклама», нежели вывеска. 
В пп.7-1) ст.3 Закона «О рекламе», вывеска - информация о роде деятельности физических и юридических лиц, включая средства их индивидуализации, размещаемая в пределах входа в здание по числу входов в него и (или) на входе ограждения занимаемой территории, а также на крышах и фасадах в пределах собственных (арендуемых) зданий, пристроек к ним и временных сооружений физических и юридических лиц в местах реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг – нет пункта как «перечисление предоставляемых услуг». Под индивидуализацией следует понимать наименование юридического лица, а под информацией о роде деятельности подразумевается краткое описание направления деятельности. К примеру, вывеска: «Куликовский» - кондитерские изделия. 
Куликовский – индивидуализация торговой марки,
Кондитерские изделия - информация о роде деятельности физических и юридических лиц.
Также, Национальная Палата Предпринимателей «Атамекен» публиковала фабулу подобного спора с управлением архитектуры и градостроительства г.Алматы и ТОО «Алматыжарнама», где надпись «Автомойка» на фасаде здания была признана вывеской. Поэтому, в Вашем случае вывеской будет являться табличка с надписью «Типография», а перечень услуг на баннере считается рекламой. 

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Бегахметова Айя
Вопрос от: Дияр

Здравствуйте. У меня такая ситуация. 20 декабря 1990 года мой отчим получил от птицекомбината жилую квартиру с земельным участком. Есть договор, но не зарегистрированный в органах. Через шесть дней т.е. 26 декабря 1990 года, он с моей матерью регистрирует брак. 15.01.1991 году местный Акимат выдает ему акт о закреплении земельного участка, т.е. получается после заключения брака между отчимом и моей мамой. В 1994 году отчим скончался. Моя мама наследство не оформила. В 2014 году умерла моя мама. Я обратился к нотариусу, он мне посоветовал обратиться в суд для того, чтобы я подал сначала заявление о выделении доли моей матери в имуществе, а потом после получения решения, обратился с другим заявлением в суд о продлении срока на принятия наследства после смерти моей матери, и отдельно после смерти отчима. Вопрос: Правильно ли мне дали консультацию? Какая гос.пошлина оплачивается в суд? Мне говорят, что нужно делать оценку. Могу ли я сразу подать заявление на восстановления срока после смерти отчима?


Ответ: Здравствуйте, Дияр!
В силу пункта 1 статьи 33 Кодекса о браке (супружестве) и семье имущество, нажитое супругами во время брака (супружества), является их общей совместной собственностью.
В силу пункта 1 статьи 219 ГК РК общая совместная собственность существует в виде: общей собственности супругов.
В силу статьи 1041 ГК РК смерть участника общей совместной собственности является основанием для определения его доли в собственности и раздела общего имущества либо выдела из него доли умершего участника в порядке, установленном статьей 218 ГК РК. В этом случае наследство открывается на долю умершего участника в общем имуществе, а при невозможности раздела имущества в натуре - в отношении стоимости доли.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1072 ГК РК для приобретения наследства наследник по закону или по завещанию должен его принять. Способ принятия наследства определяется по закону, действовавшему на момент открытия наследства.
В соответствии с Нормативным Постановлением Верховного Суда РК от 29 июня 2009 года № 5 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о наследовании» наследство, открывшееся до введения в действие ГК (Особенная часть) (до 1 июля 1999 года) и после введения в действие изменений, внесенных в ГК (Особенная часть), Законом Республики Казахстан от 12 января 2007 года (с 3 февраля 2007 года), должно быть принято наследником путем подачи по месту открытия наследства нотариусу или должностному лицу, уполномоченному в соответствии с законом на выдачу свидетельства о праве на наследство, заявления о принятии наследства или о выдаче свидетельства о праве на наследство, либо путем фактического его принятия.
Под фактическим принятием наследства понимаются действия наследника, которые свидетельствуют о вступлении его во владение и пользование после смерти наследодателя имуществом последнего, осуществление действий по содержанию и охране его имущества, производство оплаты его долгов и налогов, связанных с наследственным имуществом, либо получение причитавшихся наследодателю выплат, ценностей имущественного характера, которые подлежат включению в наследственную массу.
Указанные действия должны быть совершены наследниками в течение шести месяцев с момента открытия наследства.
Таким образом, если были совершены вышеуказанные действия, то считается, что наследство было принято. 
В соответствии со статьей 1072-3 по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (ст.1072-2 ГК РК - 6 месяцев), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник пропустил этот срок по уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.       
Уважительность причин пропуска срока для принятия наследства и признания наследника принявшим наследство определяется судом в зависимости от конкретных обстоятельств каждого дела.
В соответствии со статьей 620 Налогового Кодекса РК размер государственной пошлины для физических лиц - 1 процент от суммы иска, а с исковых заявлений о продлении срока принятия наследства - 0,5 МРП.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Шамсутдинова Карина
Вопрос от: Данияр

Здравствуйте! Меня интересует следующий вопрос. В соответствии с п. 7-2 Правил расчета годовой эффективной ставки вознаграждения по предоставляемым микрокредитам, в расчет годовой эффективной ставки вознаграждения по микрокредиту, выдаваемому физическому лицу, включаются комиссии и иные платежи, связанные с выдачей и обслуживанием микрокредита, предусмотренные договором о предоставлении микрокредита, размеры и сроки выплаты, которых известны на дату заключения договора о предоставлении микрокредита. Кроме того, если при расчете годовой эффективной ставки вознаграждения отсутствует возможность определения размеров платежей в пользу лиц, указанных в подпунктах 7), 8) и 9) пункта 2 Перечня комиссий и иных платежей, на весь срок микрокредитования, в расчет годовой эффективной ставки вознаграждения включаются платежи за весь срок микрокредитования, исходя из тарифов, установленных данными лицами и определенных на дату заключения с ними договоров. В настоящее время существуют различные способы погашения микрокредита заемщиками - физическими лицами (БВУ, платежные системы касса 24, qiwi и пр.), что при расчете ГЭСВ создает определенные трудности в силу того, что МФО не может заранее предвидеть способы оплаты, которые будут осуществляться клиентом в будущем. В этой связи, в целях исключения возможности иного понимания норм законодательства, возникла необходимость в получении разъяснения относительно следующего интересующего меня вопроса: вправе ли МФО не учитывать комиссии БВУ, платежных систем РК (касса.24, qiwi) с которыми МФО состоит в договорных отношениях, при расчете годовой эффективной ставки вознаграждения по выдаваемому физическому лицу микрокредиту?


Ответ: Здравствуйте, Данияр! 
В соответствии с Перечнем комиссий и иных платежей, связанных с выдачей и обслуживанием банковского займа и микрокредита, выданных физическому лицу, учитываемых при расчете годовой эффективной ставки вознаграждения, утвержденным Постановлением Национального Банка Республики Казахстан от 30 мая 2016 года №134 к комиссиям и иным платежам, связанным с выдачей и обслуживанием займа, микрокредита, выданным (выдаваемым) физическому лицу, учитываемым при расчете годовой эффективной ставки вознаграждения, относятся следующие комиссии и иные платежи:
1) за рассмотрение заявления и документов на получение займа, микрокредита;
2) за организацию займа, микрокредита;
3) за выдачу займа, микрокредита;
4) за открытие и ведение текущих счетов, связанных с обслуживанием займа;
5) комиссии за изменение условий предоставленных займа, микрокредита: графика погашения; валюты займа; ставки вознаграждения; методов погашения займа, микрокредита;
6) комиссии за рассмотрение вопросов по:
изменению условий, связанных с заемщиком (созаемщиком), гарантом (поручителем) по инициативе заемщика (созаемщика), гаранта (поручителя);
изменению условий обременения предмета залога по займу, микрокредиту, а также при замене предмета залога;
замене залогодателя;
выдаче по заявлению клиента правоустанавливающих документов на предмет залога, содержащихся в кредитном досье клиента;
выдаче по заявлению клиента справки о согласии на регистрацию (снятие с регистрации) по месту жительства физического лица, на узаконение перепланировок, построек, пристроек, произведенных на территории залогового обеспечения;
оказанию услуг по оформлению права собственности и (или) права залога на имущество, введенное в эксплуатацию при смене залогодателя;
оказанию услуг по изменению целевого назначения недвижимого имущества, разделению земельных участков на доли;
выдаче по заявлению клиента справки о разрешении на замену регистрационного номера транспортного средства, являющегося залоговым обеспечением, на переоформление свидетельства о регистрации транспортного средства, на восстановление утерянных документов по транспортному средству;
7) платежи клиента в пользу страховой организации, если выгодоприобретателем по договору страхования в случае наступления страхового случая выступают банк второго уровня, организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций (далее - банк), микрофинансовая организация, за исключением платежей клиента в пользу страховой организаций при страховании предмета залога по договору залога, обеспечивающего обязательства клиента по договору банковского займа, договору о предоставлении микрокредита и находящегося в пользовании залогодателя;
8) платежи клиента гаранту (поручителю) за получение гарантии (поручительства), оценщику за оценку передаваемого в залог имущества;
9) платежи клиента в пользу организаций (посредников), оказывающих услуги банку, микрофинансовой организации по привлечению клиентов, осуществлению проверки документов, предоставляемых клиентами, на соответствие условиям выдачи займа, микрокредита, передаче документов клиентов банку, микрофинансовой организации, приему платежей и переводов от клиентов банка, микрофинансовой организации в счет погашения займов, микрокредитов;
10) за выдачу по заявлению клиента справки о ссудной задолженности по займу, микрокредиту;
11) за частичное (полное) досрочное погашение займа.
Таким образом, микрофинансовая организация вправе не учитывать комиссии банков второго уровня, платежных систем РК при расчете годовой эффективной ставки вознаграждения по выдаваемому физическому лицу микрокредиту.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Шамсутдинова Карина