+7 (727) 2222-101
 
Прием вопросов временно приостановлен. Ведется обработка поступивших вопросов.
Ответы на вопросы
Все ответы юристов
Вопрос от: Сергей

Имеет ли право налоговая лишать пенсии человека, если он является директором ТОО и у него долги по налогам? Долги не по его вине, делали работы, а фирма другая не оплатила, нечем оплатить НДС. Был суд, его выиграли. Это уже длится 4 года.

Ответ: Здравствуйте, Сергей!
Исходя из фактов, мы предполагаем, что НДС изымается из пенсии человека по долгам ТОО, в котором этот человек является директором. 
В соответствии с п.2 ст.44 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года, участники юридического лица не отвечают по его обязательствам. В данном случае, долги по НДС являются долгами юридического лица, за которые участники лично не несут ответственности. 
Также, ст.228 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 99-IV «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» перечисляет лиц, которые могут быть плательщиками НДС. В соответствии с этим, можно сделать вывод, что в вашем случае человек (физическое лицо) не может быть плательщиком данного вида налога.   
На основе вышеизложенного, считаем, что департамент государственных доходов (налоговая) не вправе лишать пенсии физическое лицо за долги ТОО по налоговым обязательствам.
Вопрос от: Олег Анатольевич

Здравствуйте! Подскажите, возможно ли физическому лицу, обычному гражданину (не предпринимателю) БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ на портале государственных закупок посмотреть тендера за 2016 год? Если да, то как? Если нет, то почему?


Ответ: Здравствуйте, Олег Анатольевич!
Да, можно. Информация опубликована на портале государственных закупок. Ссылка: http://goszakup.gov.kz/app/index.php/ru/publictradenogz/openbuys

Вопрос от: Маулен

Работника, принятого на работу временно, до определенного срока по Трудовому договору на время выполнения определенной работы, можно ли с его согласия перевести на другую работу, на время отсутствия основного работника (к примеру, на период отсутствия основного работника в отпуске по уходу за ребенком)? И если внести изменения в Трудовой договор касательно его срока, указав, что договор продлевается только на период отсутствия основного работника, можно ли с данным работником по выходу на работу основного работника, расторгнуть Трудовой договор? Или же, если мы переводим временного работника на другую временную работу, значит ли это, что у данного работника срок Трудового договора продлевается на неопределенный срок?


Ответ: Здравствуйте, Маулен!
Ст.111 Трудового кодекса РК от 23 ноября 2015 года № 414-V (далее - ТК) предусматривает временный перевод как один из вариантов замещения временно отсутствующего работника. Исполнение (замещение) обязанностей временно отсутствующего работника – это выполнение работником наряду со своей основной работой, предусмотренной трудовым договором, дополнительной работы как по другой, так и по такой же должности. Обязательным условием такого возложения обязанностей является произведение доплаты работнику. У временного перевода имеется 3-х месячный срок (ст.41 ТК). При временном переводе работодатель, в случае производственной необходимости, в том числе временного замещения отсутствующего работника, имеет право переводить работника без его согласия на другую работу, не обусловленную трудовым договором и не противопоказанную ему по состоянию здоровья работу в той же организации, в той же местности либо в структурное подразделение работодателя, расположенное в другой местности, с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже средней заработной платы на прежней работе.
Если у Вас есть производственная необходимость в переводе работника, и основной работник будет отсутствовать не более 3-х месяцев, работника можно временно перевести и без его согласия. Обязанности по замещению основного работника будут прекращены по возвращении к работе основного работника.
Срок основного договора, заключенного с данным (замещающим) работником на время выполнения определенной работы, истекает в день завершения работы (п.3 ст.51 ТК). Так как в Вами изложенном не усматриваются основания для прекращения трудового договора в соответствии со ст.49 ТК, Вы не можете расторгнуть трудовой договор с работником до тех пор, пока им не будет выполнена определенная (основная) работа, по которой он был трудоустроен.
Следовательно, работника можно перевести на другую работу на время отсутствия основного работника путем издания акта работодателя о переводе (ст.11 ТК). Срок перевода устанавливается работодателем, но не может превышать 3-х месяцев. Расторжение трудового договора с замещающим работником в данном случае невозможно. Договор не может считаться заключенным на неопределенный срок, т.к. срок его истечения – это день выполнения определенной работы, по которой работник изначально был трудоустроен. Если он выполнит свою основную работу до возвращения замещаемого работника, договор по выполнению определенной (основной его) работы будет прекращен, но Вы можете заключить новый договор на время замещения временно отсутствующего работника, в соответствии с пп.4 п.1 ст.30 ТК.
Вопрос от: Асель

Вправе ли субъект естественной монополии и субъект регулируемого рынка вносить изменения в части установления размера неустойки в Типовой договор на предоставление услуг водоснабжения или водоотведения, в Типовой договор на оказание услуг по снабжению тепловой энергии, утвержденные Приказом Министра национальной экономики РК от 27.03.2015 г. №266?

Ответ: Здравствуйте, Асель!
Нет, субъекты естественных монополий не вправе вносить изменения в части установления размера неустойки в Договор водоснабжения и (или) водоотведения и Договор энергоснабжения
1.В соответствии со ст.293 Гражданского Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года (далее – ГК РК), неустойкой признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. 
2.П. 8) ст. 7 Закона Республики Казахстан от 9 июля 1998 года № 272-I «О естественных монополиях» (далее – Закон) определяет, что субъекты естественных монополий обязаны заключать индивидуальные договоры с потребителями на каждый вид предоставляемых регулируемых коммунальных услуг и (или) иных предоставляемых регулируемых услуг в соответствии с типовыми договорами, утвержденными уполномоченным органом. 
3.Пп. 27 п. 8 Типового договора на предоставление услуг водоснабжения и (или) водоотведения (далее - Договор водоснабжения и (или) водоотведения), утвержденного Приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 266,  указывает, что в случае просрочки платы за предоставленные услуги Потребитель, в соответствии с Договором, выплачивает неустойку по ставке рефинансирования, установленной Национальным Банком Республики Казахстан, действующей на день уплаты этих сумм, за каждый день просрочки, но не более суммы основного долга.
a.Исходя из вышеизложенного следует, что субъект естественной монополии, предоставляющий услуги водоснабжения и (или) водоотведения (далее - Субъект 1), в случае неисполнения Потребителем своих обязанностей по своевременной оплате предоставляемых Субъектом 1 услуг, вправе взыскать неустойку. 
b.Сумма взыскиваемой неустойки рассчитывается, исходя из ставки рефинансирования, действующей на день уплаты этих сумм, за каждый день просрочки.
c.Следовательно, Договором водоснабжения и (или) водоотведения установлен размер неустойки, являющийся обязательным для Субъекта 1 и в соответствии с которым сумма неустойки должна быть рассчитана.
d.Установление Субъектом 1 размера неустойки, отличного от указанного в утвержденном Договором водоснабжения и (или) водоотведения, влечет недействительность такого условия о неустойке в соответствии с п.п. 4, 5 ст.387 ГК РК. 
4.Пп. 28 п. 9 Типового договора на оказание услуг по снабжению тепловой энергией (далее – Договор энергоснабжения), утвержденного Приказом, указывает, что за неоплату счета к моменту наступления срока оплаты по нему, субъект естественной монополии вправе начислять неустойку по неоплаченным суммам Потребителя, в размере не более 1,5 кратной ставки рефинансирования, установленной Национальным Банком Республики Казахстан на день фактического исполнения Потребителем денежного обязательства, за каждый день просрочки платежа, но не более суммы основного долга.
a.Исходя из вышеизложенного следует, что субъект естественной монополии, предоставляющий услуги по снабжению тепловой энергией (Субъект 2) в соответствии с Договором энергоснабжения, в случае неисполнения Потребителем своих обязанностей по своевременной оплате предоставляемых Субъектом 2 услуг, вправе взыскать неустойку. 
b.Субъект 2 вправе самостоятельно устанавливать размер неустойки в пределах, установленных пп. 28 Договора энергоснабжения.
c.Размер неустойки в соответствии с пп. 28 Договора энергоснабжения не может превышать 1,5 кратную ставку рефинансирования на день исполнения Потребителем обязательства. 
d.В силу п. 3) ст. 7 Закона и п. 2 ст. 387 ГК РК, в случае установления неустойки в размере 1,5 или менее кратной ставки рефинансирования, данный размер неустойки должен применяться ко всем потребителям Субъекта 2, так как Субъект 2 обязан предоставлять потребителям равные условия.
e.Установление Субъектом 2 размера неустойки более 1,5 кратной ставки рефинансирования, влечет недействительность такого условия о размере неустойки в соответствии с п.п. 4, 5 ст.387 ГК РК.
5.Ст.294 ГК РК устанавливает, что соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме, так как несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке.
6.Исходя из вышеизложенного, субъекты естественных монополий не вправе вносить изменения в части установления размера неустойки в Договор водоснабжения и (или) водоотведения и Договор энергоснабжения, утвержденные Приказом, в силу п.п. 8) ст.7 Закона и п.п. 4, 5 ст. 387 ГК РК. 
Вопрос от: Марат

Если председатель КСК не считает нужным отчитываться и проводить Общие собрания ЕЖЕГОДНО, мы как жильцы имеем право не оплачивать Расходы на содержание имущества?


Ответ: Здравствуйте, Марат!
Нет, не имеете. Согласно ст.47 и 48 Закона РК «О жилищных отношениях» от 16 апреля 1997 года № 94-I (далее – «Закон»), правление КСК обязано проводить общие собрания членов кооператива не реже одного раза в год. Так как в Вашем случае правление отказывается выполнять данное обязательство, жильцы кондоминиума могут создать инициативную группу, состоящую из не менее десятой части жильцов для проведения собрания собственников помещений, на котором могут быть приняты решения об изменении формы управления объектом кондоминиума, утверждении размеров взносов на управление и содержание общего имущества объекта кондоминиума и т.д. (ст. 42-1 Закона). Кворум такого собрания составляет не менее двух третей от общего числа собственников помещений. В случае отсутствия кворума, рекомендуем провести письменный опрос. 
Также считаем, что Вы вправе обратиться в местный исполнительный орган (акимат) с жалобой на действия/бездействие председателя КСК. 
Вы не вправе перестать оплачивать расходы на содержание имущества, т.к. это входит в Вашу обязанность как члена КСК (п.1 ст.50 Закона). При просрочке обязательных платежей за каждый просроченный день, начиная с первого дня последующего месяца, на сумму долга начисляется пеня в размере, установленном законодательством (п.4 ст.50 Закона).
Вопрос от: Светлана

Возможно ли залогодателю потребовать прекращения договора залога, т.к. произошла замена должника? Должник умер и его единственный наследник - несовершеннолетний ребенок (согласно ст. 326 ГК РК: "С переводом на другое лицо долга по обязательству, обеспеченному залогом, залог прекращается, если залогодатель не дал кредитору согласия отвечать за нового должника"), т.к. дать согласие отвечать за нового должника - несовершеннолетнего ребенка, естественно залогодатель не захочет.


Ответ: Здравствуйте, Светлана!
В данном случае, оснований для прекращения залога не имеется. В соответствии с главой 57 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 1 июля 1999 года № 409-I, залог сохранится в результате универсального правопреемства. То есть, в данном случае на имущество залогодателя обратят взыскание. 
Вопрос от: Динара

Здравствуйте! Какие рычаги воздействия на подрядчика в вопросе сбора подписей поставщиков услуг в декларации о соответствии выполненных строительно-монтажных работ? 


Ответ: Здравствуйте, Динара!
Согласно приказу И.О. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 121 «Об утверждении форм заключений о качестве строительно-монтажных работ и соответствии выполненных работ проекту, декларации о соответствии, акта приемки объекта в эксплуатацию», имеется утвержденная законодательством форма декларации о соответствии выполненных строительно-монтажных работ, в которой обязательно ставится подпись руководителя поставщиков услуг по инженерному и коммунальному обеспечению. С данным приказом можно бесплатно ознакомиться в интернете. 
Более того, мы считаем, Вы вправе руководствоваться положениями договора подряда.
Вопрос от: Елена

Возникла следующая ситуация. Согласно требований конкурсной документации, Поставщик должен иметь опыт работы не менее двух лет. Согласно квалификационных требований при закупке работ на портале было сформировано соответствующее приложение с прикрепленными подтверждающими документами: счета-фактуры, наличие соответствующего оборудования и трудовых ресурсов за 2015 -2016 года, но компания зарегистрирована 29 января 2015 года в связи с чем Организатор (он же Заказчик) говорит, что мы не соответствуем квалификационным требованиям, так как опыт работы у нас якобы менее 2-х лет. Какие именно документы являются подтверждением опыта работы? Правомерно ли наше отклонение? Сумма закупки превышает 212 млн. тенге.


Ответ: Здравствуйте, Елена!
В Вашем вопросе была упомянута конкурсная документация, что дает нам право полагать, что деятельность компании связана с государственными закупками, поскольку конкурсная документация - это набор документов, содержащий все условия конкурса и будущего государственного договора. Следовательно, применяется Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках» (далее – Закон). 
Отклонение правомерно. В соответствии с пп.5 п.1 ст.9 Закона наличие опыта работы является квалификационным требованием, предъявляемым к потенциальному поставщику. Понятие «наличие опыта» объясняется в Правилах осуществления государственных закупок, утвержденных Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648 (далее - Правила). Основываясь на п.441 Правил, заказчик, может предъявлять квалификационные требования к потенциальному поставщику в части обладания опытом работы на рынке закупаемых товаров, работ, услуг, являющихся предметом проводимых государственных закупок. Требование, устанавливающее наличие опыта работы до 2-х лет, согласно пункту 442 Правил, обязательно, когда выделенная сумма на осуществление государственных закупок способом конкурса превышает сто тысячекратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год. В соответствии с п.4 ст.11 Закона Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 426-V «О республиканском бюджете на 2016-2018 годы», размер одного месячного расчетного показателя на 2016 год составляет 2121 тенге. Следовательно, опыт работы не менее двух лет обязателен в случае превышения суммы заказа в размере 212 100 000 тенге. Требования Заказчика являются правомерными, если сумма Вашего заказа превышает 212 100 000 тенге, так же как и отклонение, связанное с отсутствием необходимого опыта работы. 
Также считаем необходимым сообщить, что в соответствии с п.3 ст.42 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года, юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. В Вашем случае компания была зарегистрирована 29 января 2016 года, следовательно, опыт работы не может быть больше двух лет, так как сама компания существует меньше двух лет.
Согласно примечания Приложения 5 Правил, документами, подтверждающими опыт работы, являются электронные копии актов приемки выполненных работ и приемки объектов в эксплуатацию; в случае если предметом конкурса является строительство – электронные копии актов приемки выполненных работ и счет-фактур и т.д.
Вопрос от: Анастасия

ООО «FFFFFF» (Исполнитель), являющееся резидентом Республики Беларусь, заключил договор на разработку программного обеспечения с заказчиком - резидентом Республики Казахстан (Заказчик). Договор заключен на срок 7 месяцев. Услуги по данному договору оказываются сотрудниками Исполнителя удаленно на территории города Минска и с выездом к Заказчику в командировки. 1.При ведении проекта с одним клиентом (Заказчиком) более 183 дней будет ли Исполнитель рассматриваться как нерезидент с постоянным учреждением в Республике Казахстан, согласно налоговому законодательству Республики Казахстана? 2.Применимы ли в данном случае нормы Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (заключено в г. Минске 11 апреля 1997 г.), в котором содержится более узкое определение понятия "постоянное учреждение (представительство)", чем это предусмотрено Налоговым кодексом Республики Казахстан, в частности в статье 5 указанного соглашения нет упоминания о признании наличия постоянного учреждения нерезидента при осуществлении контракта более 183 дней? 3.Если Исполнитель всё же обязан регистрировать постоянное учреждение в Республике Казахстан для целей налогообложения, то когда наступает срок обязательной регистрации постоянного учреждения (с даты истечение 183 дней с момента заключения договора или с иной даты или с даты заключения договора)?


Ответ: Здравствуйте, Анастасия!
1.В Вашем случае налоговое законодательство Республики Казахстан не применяется в вопросе определения Исполнителя как нерезидента с постоянным учреждением в Республике Казахстан, так как согласно п.5 ст.2 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 99-IV «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» (далее – НК РК), если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в НК РК, применяются правила указанного договора. 
2.Да, применимы. Согласно п.1, 2 ст.5 Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество, ратифицированного Республикой Казахстан 31 октября 1997 года, термин «постоянное учреждение (представительство)» означает постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность предприятия. Термин «постоянное учреждение (представительство)» в частности включает: (а) место управления; (b) отделение; (c) контору; (d) фабрику; (e) мастерскую; (f) рудник, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов; (g) помещение, используемое для сбыта товаров или изделий. Исходя из представленных фактов, деятельность, осуществляемая ООО «FFFFFF» в качестве Исполнителя, не подпадает под определение «постоянное учреждение». 
3.Регистрация не требуется. В данном случае применим п.1 ст.7 указанного Соглашения, согласно которому прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Договаривающемся Государстве, если только это предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное учреждение (представительство). Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность, как указано выше, то прибыль данного предприятия может облагаться налогом в другом Договаривающемся Государстве, но только в той части, которая относится к такому постоянному учреждению (представительству). То есть, деятельность, осуществляемая ООО «FFFFFF» подлежит налогообложению только в Республике Беларусь без регистрации постоянного учреждения.
Вопрос от: Дастан

Здравствуйте! Были утеряны документы, а именно: госакты на земельные участки. Хотел бы узнать процедуру восстановления данных документов. Среди НПА нашлись стандарты государственных услуг по изготовлению новых госактов. Но не описаны моменты по стоимости и методике расчетов стоимости по изготовлению госакта.


Ответ: Здравствуйте Дастан!
Процедура восстановления госакта проводится в следующем порядке:
1.Вам необходимо обратиться в местную газету по месту нахождения земельного участка и подать объявление об утере данного госакта.
2. По истечении двух дней после публикации Вашего объявления необходимо обратиться в ЦОН по месту нахождения земельного участка со следующим перечнем документов:
-Публикация объявления в оригинале,
-Удостоверение личности,
-Справка о наличии (отсутствии) обременений на имущество (Справка выдается в ЦОНе).
Оплата производится в размере 0.25  МРП (МРП на 2016 год равен 2121 тенге, на 2017 год - 2269 тенге.)

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Хасанов Д.