+7 (727) 2222-101
 
Прием вопросов временно приостановлен. Ведется обработка поступивших вопросов.
Ответы на вопросы
Все ответы юристов
Вопрос от: Досым

Добрый день! Подскажите пожалуйста, возможно ли заключение Договор уступки права на интеллектуальную собственность между работником и работодателем, если в функционале работника никак не предусмотрено создание объекта интеллектуальной собственности (в данном случае, авторского права на Программу для ЭВМ)? Также возможно ли расторжение заключенного Договора уступки и восстановление прав на интеллектуальную собственность после увольнения сотрудника?


Ответ: Здравствуйте, Досым!

Исходя из предоставленных Вами данных мы выделили следующие вопросы:

1)Можно ли заключить Договор уступки права на интеллектуальную собственность между работником и работодателем?

2)Можно ли расторгнуть заключенный Договор уступки и восстановить право на интеллектуальную собственность после увольнения сотрудника?

По договору уступки авторского права одна сторона передает принадлежащее ей исключительное право на объект авторского права в полном объеме или частично другой стороне. Согласно статье 972 Гражданского кодекса РК к видам объектов авторского права относятся программы для ЭВМ. Охрана программ для ЭВМ распространяется на все виды программ для ЭВМ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код. В данном случае заключение Договора уступки права на интеллектуальную собственность между работником и работодателем возможно, даже если в функционале работника не предусмотрено создание объекта интеллектуальной собственности.

Согласно п.1 ст. 380 ГК, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Иными словами, стороны соглашения могут включить в договор любые условия, не противоречащие законодательству.

В случае увольнения сотрудника, работодатель или работник может расторгнуть такой договор уступки авторского права на ЭВМ, если это предусмотрено условиями договора. В этом случае права на интеллектуальную собственность возвращаются к работнику.

 

С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г.Басина Высшей школы права «Әділет» при Каспийском университете Асанова Акбота
Вопрос от: Акбала

Здравствуйте! Я продаю в Каспи магазине. И у меня такой случай. Клиент купил у меня микроволновую печь 25 октября и сегодня 4 декабря говорит, что хочет менять товар из-за того, что от эта микроволновка воняет. Если я не обменяю, говорит жалуется на меня в суд. В таком случае кто прав?


Ответ: Здравствуйте, Акбала!

Исходя из предоставленных данный, необходимо осветить ключевые аспекты вопроса о возможном возврате товара и последующих правовых аспектах. Рассмотрим каждый аспект в деталях:

1. В приложении Kaspi в разделе магазины, точнее в пункте 10, четко определены сроки и условия возврата товара. Согласно этому разделу, клиент имеет право вернуть товар в течение 14 дней после получения, если товар не использовался и сохранил товарный вид. Также предусмотрен возврат в течение 30 дней или до истечения гарантийного срока в случае брака товара. Эти условия важны для понимания прав клиента

2. Кроме того, закон "О защите прав потребителей" статья 17 пункт 2 гарантирует потребителю право предъявить требования по недостаткам товара в течение гарантийного срока. Гарантийный срок начинается с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором. Это важно учитывать при рассмотрении случая с микроволновой печью.

3. Следует отметить, что продавец обязан уточнить состояние товара и провести экспертизу, особенно учитывая ситуацию с появлением запаха в микроволновой печи. Это важно для выявления возможных дефектов или проблем с товаром.

Таким образом, на основе предоставленной информации можно сделать вывод, что клиент имеет законные основания для возврата товара, учитывая политику магазина и законы о защите прав потребителей. Однако, дополнительные шаги, такие как проведение экспертизы, необходимы для установления конкретных причин возникшей ситуации.

С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г.Басина Высшей школы права «Әділет» при Каспийском университете Бациева Лаура
Вопрос от: Гульназ

Здравствуйте. Имеется задолженность в двух банках на большую сумму. По первому банку идет удержание 50% с зарплаты по исполнительному листу ЧСИ с июля 2023 года. В августе т.г. второй банк выставил платежное требование на всю сумму долга и с оставшихся 50% зарплаты забирает оттуда свои 50% в счет долга. В 1-й банк писала заявление о реструктуризации, в котором указала, что у меня уже 50% удерживает ЧСИ и приложила постановление ЧСИ. Но банк ответил, что рассмотрит вариант реструктуризации в случае потери дохода и тд., то есть не принял во внимание постановление ЧСИ об удержании 50% с зарплаты. Более того, в сентябре, в октябре, ноябре т.г. выставили еще три платежных требования на разные мелкие суммы. Звонила им, но ответа так и не получила. Правомерны ли их действия? Что делать в таком случае? Так как они нарушают Конституцию РК и Трудовой кодекс РК.

Ответ: Здравствуйте, Гульназ!

После длительного анализа Вашего дела мы пришли к следующим ключевым выводам по заданным вопросам, на которые мы хотим обратить Ваше внимание.

Во-первых, касательно Заявления о реструктуризации кредитного обязательства, согласно п.1-1 ст.36 Закона РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», в течение тридцати календарных дней с даты наступления просрочки исполнения обязательства по договору банковского займа заемщик - физическое лицо вправе посетить банк (организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций) и (или) представить в письменной форме либо способом, предусмотренным договором банковского займа, заявление, содержащее сведения о причинах возникновения просрочки исполнения обязательства по договору банковского займа, доходах и других подтвержденных обстоятельствах (фактах), которые обуславливают его заявление о внесении изменений в условия договора банковского займа.

В связи с вышеизложенным, поскольку Постановление частного судебного исполнителя является удостоверяющим документом, банк должен был принять его к сведению как обстоятельство, в связи с которым было подано заявление об изменении условий кредитного договора.

Во-вторых, что касается правомерности действий банка, согласно п.2 ст.36 Закона РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», взыскание задолженности заемщика - физического лица по договору банковского займа путем предъявления платежного требования ограничивается в пределах 50% от суммы денег, находящейся на его банковском счете, и (или) от каждой суммы денег, поступающей в последующем на банковский счет заемщика, и осуществляется, не дожидаясь поступления на банковский счет всей суммы, необходимой для полного исполнения платежного требования. При этом сумма денег, сохраняемая на текущем счете физического лица, должна быть не менее размера прожиточного минимума, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

В соответствии со ст.95 Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», при обращении взыскания на заработную плату или иные виды дохода должника по одному или нескольким исполнительным документам, в том числе находящимся в производстве других судебных исполнителей, за должником должно быть сохранено не менее пятидесяти процентов заработной платы или иного дохода.

При этом сохраняемая сумма за должником должна быть не менее размера прожиточного минимума, устанавливаемого ежегодно на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, за исключением случаев взыскания алиментов и возмещения вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца.

При наличии нескольких постановлений об обращении взыскания на заработную плату и иные виды доходов в отношении одного должника производится пропорциональное распределение взысканных сумм по исполнительным документам.

Также, согласно ст.115 Трудового кодекса РК, при удержании из заработной платы по нескольким исполнительным листам, а также в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан и настоящей статьей Кодекса, размер ежемесячного удержания не может превышать пятьдесят процентов причитающейся работнику заработной платы.

Статья 28 Конституции также устанавливает, что гражданину Республики Казахстан гарантируется минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям.

Из этого следует, что действия банка в данном случае являются незаконными, поскольку с Вас взыскивается сумма, которая превышает 50% от суммы Вашей заработной платы.

В-третьих, для защиты своих прав, в соответствии с п.1-3 ст.36 Закона РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» заемщик - физическое лицо в течение пятнадцати календарных дней с даты получения решения банка (организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций) об отказе в изменении условий договора банковского займа с указанием мотивированного обоснования причин такого отказа, или при недостижении взаимоприемлемого решения об изменении условий договора банковского займа вправе обратиться в уполномоченный орган с одновременным уведомлением банка (организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций).

Уполномоченный орган рассматривает обращение заемщика - физического лица при представлении доказательств его обращения в банк (организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций) и недостижения с банком (организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций) взаимоприемлемого решения об изменении условий договора банковского займа.

Уполномоченным органом, обеспечивающим надлежащий уровень защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг, является Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка.

Поэтому в случае, если пятнадцатидневный срок с получения Вами Решения банка не истек, Вы вправе обратиться в Агентство для урегулирования данного вопроса.

В целом, согласно ст.102 Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», контроль за правильностью удержаний из заработной платы осуществляет частный судебный исполнитель по обращению взыскателя (законного представителя), но не более одного раза в квартал. Это значит, что в данном случае присутствует вина и судебных исполнителей, которые ведут исполнительные производства в отношении Вас.

Из этого следует, что в соответствии со ст.166 вышеуказанного закона, вы вправе обжаловать действия судебного исполнителя в судебном порядке.

Вместе с тем Вы также можете обратиться в судебное органы для защиты Ваших прав и законных интересов с заявлением о признании действий банка незаконными и нарушающими законодательство Республики Казахстан в частях, указанных выше.

 

С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г.Басина Высшей школы права «Әділет» при Каспийском университете Жолдасбек Диана
Вопрос от: Жанат

Добрый вечер! Про консультируйте пожалуйста о порядке приватизации служебного жилья военнослужащими! Какие были дополнения в закон о жилищных отношениях. И если возможно перечень документов для приватизации служебного жилья!


Ответ: Здравствуйте, Жанат!

Исходя из предоставленных Вами данных мы выделили следующие вопросы:

1)Порядок приватизации служебного жилья военнослужащими

2) Перечень документов для приватизации служебного жилья

3) Какие дополнения были внесены в закон о жилищных отношениях?

 

На сегодня порядок перехода права собственности на жилье производится через жилищные выплаты.

 

Согласно Закону О жилищных отношениях и Постановлению Правительства Республики Казахстан от 12 февраля 2018 года № 49. Об утверждении Правил обеспечения служебным жилищем военнослужащих, исчисления размера, назначения, перерасчета, осуществления, прекращения, приостановления и возобновления жилищных выплат

Если у военнослужащего нет необходимого количества стажа работы, будут применяться следующие правила приватизации.

Порядок приватизации служебного жилья военнослужащими таков:

Реализация права на жилище военнослужащими (за исключением военнослужащих срочной воинской службы, курсантов и кадетов военных учебных заведений, военнообязанных, призванных на воинские сборы) осуществляется со дня признания их нуждающимися в жилище путем предоставления служебного жилища или перечисления на их личный специальный счет жилищных выплат.

Для признания военнослужащего и членов его семьи нуждающимися в жилище необходимо подать рапорт на имя жилищной комиссии.

 

Прием рапорта и выдача результата оказания государственной услуги могут осуществляться посредством веб-портала "электронного правительства".

К рапорту необходимо приложить:

1) справка с места службы с указанием сведений о составе семьи и получении компенсации взамен права безвозмездной приватизации, выданная кадровым подразделением (подразделением комплектования) государственного учреждения;

2) справка территориального органа юстиции (о наличии или отсутствии у военнослужащего и членов его семьи жилища, принадлежащего на праве собственности в данном населенном пункте), полученная в течение десяти календарных дней до дня регистрации рапорта;

3) копии документов, удостоверяющих личность военнослужащего и членов его семьи, заключении (расторжении) брака, свидетельств о рождении детей, при наличии у военнослужащего членов семьи;

4) информация по нанимателю (о наличии или отсутствии у военнослужащего и членов его семьи в постоянном пользовании в данном населенном пункте жилища из государственного жилищного фонда), размещенная на веб-портале реестра государственного имущества, полученная в течение десяти календарных дней до дня регистрации рапорта;

5) справка с места работы супруги (супруга) со сведениями о получении жилища из государственного жилищного фонда, полученная в течение месяца до дня регистрации рапорта, в случае, когда супруг (супруга) является работником государственного учреждения или государственного предприятия;

6) справка о сдаче служебного жилища по прежнему месту службы в случае, если военнослужащему предоставлялось жилище;

7) справка организации здравоохранения при наличии в семье членов, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний (по списку заболеваний, утвержденному Правительством Республики Казахстан);

8) справка об инвалидности с государственного учреждения социальной защиты населения при наличии ребенка-инвалида в семье до достижения им возраста восемнадцати лет;

9) в случаях, когда жилище, в котором проживает семья, не отвечает установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям, военнослужащий дополнительно представляет оригинал санитарно-эпидемиологического заключения, выданного территориальным подразделением уполномоченного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, проведенной организацией санитарно-эпидемиологической службы;

10) в случаях, когда жилище, в котором проживает семья, не отвечает установленным техническим требованиям, военнослужащий дополнительно представляет оригинал технического заключения (по результатам технического обследования жилища) аттестованного эксперта в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

11) в случаях, когда в смежных, неизолированных жилых помещениях проживают две и более семей, военнослужащий дополнительно представляет копии технического паспорта и правоустанавливающего документа на жилое помещение, в котором он проживает;

12) копии документов, подтверждающих площадь занимаемого жилища, в случае, если военнослужащий подает рапорт о признании его нуждающимся в жилище в связи с необходимостью улучшения жилищных условий;

13) копии документов, подтверждающих использование жилищных выплат

 

Признание военнослужащих и членов их семей нуждающимися в жилище осуществляется решением жилищной комиссии не позднее тридцати календарных дней со дня регистрации рапорта. О принятом решении военнослужащие извещаются в письменном виде.

 

Размер текущей жилищной выплаты исчисляется путем умножения размера стоимости аренды одного квадратного метра благоустроенного жилища в соответствующем регионе Республики Казахстан, в котором военнослужащий проходит воинскую службу, на площадь жилища.

Площадь жилища определяется из расчета восемнадцать квадратных метров полезной площади на каждого члена семьи, включая самого военнослужащего.

Размер стоимости аренды одного квадратного метра благоустроенного жилища в соответствующем регионе Республики Казахстан определяется согласно данным уполномоченного органа в области государственной статистики по состоянию за январь текущего года, публикуемым на его интернет-ресурсе.

Если на январь 2013 года у военнослужащего есть необходимое количество стажа, к нему применяются следующие правила приватизации:

Военнослужащие имеют право приватизировать занимаемые ими жилища из государственного жилищного фонда в порядке, установленном Законом о Жилищных отношениях.

Военнослужащие, состоявшие на воинской службе десять и более лет в календарном исчислении на 1 января 2013 года, имеющие срок воинской службы двадцать лет и более в календарном исчислении и проживающие в служебном жилище, не подлежащем приватизации, имеют право на получение денежной компенсации взамен права безвозмездной приватизации в виде жилищных выплат в соответствии с Правилами осуществления денежной компенсации, утвержденными Правительством Республики Казахстан.

Денежная компенсация взамен права безвозмездной приватизации, не выплачивается в случаях, если военнослужащий либо его (ее) супруга (супруг):

1) имеют жилище на праве собственности на территории Республики Казахстан, при этом наличие доли менее пятидесяти процентов в жилище не учитывается;

2) реализовали право на приватизацию жилища из государственного жилищного фонда, за исключением осуществления приватизации жилища через купонный механизм;

3) получили жилищные выплаты, или денежную компенсацию взамен права безвозмездной приватизации;

4) произвели отчуждение жилища, принадлежавшего ему (ей) на праве собственности на территории Республики Казахстан, в течение последних пяти лет.

 

При этом военнослужащему жилищные выплаты, осуществляются без учета его (ее) супруги (супруга), а также его (ее) ребенка (детей) в случае, если его (ее) право на жилище реализовано до вступления его (ее) в брак.

Размер денежной компенсации взамен права безвозмездной приватизации определяется путем умножения стоимости одного квадратного метра продажи нового жилища в среднем по республике на площадь жилища из расчета восемнадцать квадратных метров полезной площади на каждого члена семьи, включая самого военнослужащего, за минусом суммы ранее осуществленных жилищных выплат.

Лица, которым была выплачена денежная компенсация взамен права безвозмездной приватизации, сдают служебное жилище в установленном порядке не позднее трех месяцев с момента выплаты денежной компенсации.

Если оба супруга являются военнослужащими, денежная компенсация взамен права безвозмездной приватизации выплачивается одному из супругов по их выбору.

Военнослужащие за периоды необеспеченности жилищем из государственного жилищного фонда при увольнении с воинской службы по достижении предельного возраста состояния на воинской службе, по состоянию здоровья, в связи с сокращением штатов, по истечении срока контракта о прохождении воинской службы, в случае существенного и (или) систематического (два и более раза) нарушения в отношении них условий контракта или по семейным обстоятельствам получают жилищные выплаты со дня поступления на службу в специальные государственные органы, Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования до 1 января 2018 года за минусом периодов:

1) ранее осуществленных жилищных выплат;

2) проживания в жилище, ранее предоставленном из государственного жилищного фонда на территории Республики Казахстан или на праве собственности по каждому месту прохождения службы.

 

Перечень документов для приватизации служебного жилья:

Для приобретения в собственность жилищ в порядке приватизации заявитель предоставляет в некоммерческое акционерное общество "Государственная корпорация "Правительство для граждан" (далее – Государственная корпорация) либо через веб-портал "электронного правительства" (далее – портал) на рассмотрение жилищной комиссии следующие документы:

1) заявление на приватизацию занимаемого жилища, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи нанимателя;

2) документ, удостоверяющий личности услугополучателя и членов его семьи (для идентификации);

3) свидетельства о заключении (расторжении) брака, смерти членов семьи, рождении детей (по мере необходимости, в случае отсутствия сведений в информационной системе);

4) договор найма либо ордер на жилище;

5) в случаях признания других лиц членами семьи услугополучателя, последним предоставляется решение суда о признании их членами семьи услугополучателя;

6) граждане, относящиеся к категории государственных служащих, работников бюджетных организаций, военнослужащих, сотрудников специальных государственных органов, судей и лиц, занимающих государственные выборные должности, дополнительно предоставляют справку с места работы (службы) либо копию документа, подтверждающего трудовую деятельность работника;

7) документ, подтверждающий отсутствие задолженности по договору найма жилища;

8) документ, подтверждающий принадлежность к категории граждан, имеющих право на безвозмездное получение в собственность жилища из государственного жилищного фонда.

Сведения документов, удостоверяющих личность, свидетельства о заключении или расторжении брака (после 1 июня 2008 года), о смерти (после 13 августа 2007 года), о рождении детей (после 13 августа 2007 года), сведения о наличии или отсутствии жилища (по Республике Казахстан), принадлежащего им на праве собственности, сведения об адресе, решение суда о признании других лиц членами семьи услугополучателя, документов, подтверждающих принадлежность услугополучателя к социально уязвимым слоям населения, предоставляются услугодателю на всех членов семьи из соответствующих государственных информационных систем через шлюз "электронного правительства".

Отвечая на последний вопрос о изменениях и дополнениях в закон о Жилищных отношениях, рекомендуется перейти по указанной ссылке и просмотреть все дополнения и изменения внесенные в закон, поскольку изменений было много закрепить все сюда не представляется возможным.

 

С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г.Басина Высшей школы права «Әділет» при Каспийском университете Пирова Ситора
Вопрос от: Ирина

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как быть в такой ситуации: заказала товар через интернет-магазин, произвела оплату сразу, на что продавец заявил о доставке товара в течение 15 дней, но по истечении этого времени товар не пришел, на что сказали груз задерживается. Прошло ещё 15 дней - та же история, в общем со дня заказа прошло почти 100 дней, товар до сих пор не пришел и возвращать обратно деньги они не хотят, и в итоге вообще перестали отвечать на сообщения. Данный товар уже в приобретение не актуален, так как был заказан специально на день рождения за месяц, а прошло уже 4.

Ответ: Здравствуйте, Ирина!

Исходя из предоставленных Вами данных, мы выделили следующий вопрос:

Как вам вернуть деньги за непредставленный товар?

Во-первых, для лучшего понимания Вашей ситуации, следует знать, что, купив товар Вы заключили договор купли-продажи, соответственно, Вы стали покупателем, а интернет-магазин – продавцом. Знания этих понятий поможет Вам ориентироваться в законах Республики Казахстан, регулирующих такое производство.

Во-вторых, согласно ст. 416 ГК РК в случае, когда продавец не передал приобретенный вами товар, то Вы в праве отказаться от исполнения договора купли-продажи, а он должен вернуть вам деньги.

Далее следуя ст. 402 ГК РК вы должны направить претензию продавцу об расторжении договора купли-продажи, в данном случае он обязан возвратить уплаченную вами ранее денежную сумму.

В случае его отказа, либо же в если им не был дан ответ в срок (вы можете указать его сами, либо в течение 30 дней, если срок не предусмотрен в законодательстве), вы можете обратиться к нему уже через суд, подав иск.

Таким образом, продавец не исполнил свое обязательство по передаче товара, что дает вам право отказаться от исполнения договора купли-продажи и расторгнуть договор, таким образом, вернуть уплаченную вами денежную сумму.

С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г.Басина Высшей школы права «Әділет» при Каспийском университете Сатимова Дильназ
Вопрос от: Асет

Добрый день. Хочу зарегистрировать ТОО. Если зарегистрирую в г. Алматы, смогу вести деятельность в другом городе страны? Если да, нужно ли будет делать дополнительные действия, открывать филиал например?

Ответ: Здравствуйте, Асет!

Статья 7 Закона «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» устанавливает следующее правило: «Вне места своего нахождения товарищество с ограниченной ответственностью вправе создавать филиалы и открывать представительства в соответствии со статьей 43 Гражданского кодекса Республики Казахстан».

В соответствии со статьей 43 Гражданского кодекса РК Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства.

Соответственно, Закон «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» предоставляет юридическим лицам право, а не обязанность создавать филиалы вне места его нахождения.

Основываясь на всем вышесказанном, Вы сможете вести деятельность в других городах Казахстана, если зарегистрируете ТОО в г. Алматы. Для осуществления данной деятельности не является обязательным открытие филиала.

Также, стоит упомянуть про положения статьи 683 Налогового Кодекса РК, в соответствии с которой, не вправе применять специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения и (или) объекты налогообложения в разных населенных пунктах. Если Товарищество с ограниченной ответственностью осуществляет предпринимательскую деятельность в разных городах, то специальный налоговый режим (СНР) для малого бизнеса нельзя использовать.

 

С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г.Басина Высшей школы права «Әділет» при Каспийском университете Давлетгильдеев Динмухамед

Вопрос от: Рина

Добрый день. Заключила договор на бесплатное обучение с последующей отработкой. На 3 день занятий, поняла что давление, которое оказывается на меня в процессе обучения очень сказывается на мне. Психологически и физически (не было времени даже выйти на обед или в уборную). По этой причине решила отказаться от обучения. Преподаватель потребовала вернуть сумму за 3 дня обучения, я сказала что буду возмещать только через суд. Сейчас пришла претензия от нее, с требованием оплатить уже полный курс в течении 5 дней. И там же в претензии было указано, что если оплата не будет произведена, то она обратиться в суд за компенсацией всех трех курсов которые я должна была пройти. Законно ли это?


Ответ: Здравствуйте, Рина!

Рассмотрев ваш вопрос, мы сообщаем следующее:

Претензия, содержащая в себе требование об оплате полного курса либо всех трех курсов является незаконным, так как согласно статье 686 ГК РК, Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Рекомендуем также учитывать положения заключенного вами договора дабы избежать негативных последствий.

 

С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г.Басина Высшей школы права «Әділет» при Каспийском университете Нурахмет Динмухамет
Вопрос от: Анна

В соответствии со статьей 125 Трудового кодекса квалификационные требования к работникам и сложность определенных видов работ устанавливаются на основе «Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих» (далее - ЕТКС). Получить полное представление о служебных обязанностях из текста трудового договора довольно сложно, поэтому между работником и работодателем часто возникает непонимание, доходящее порой до открытого конфликта, а то и судебного разбирательства. Положение о должностной инструкции- не имеется. По ЕТКС конкретики нет должностей категории юриста в медико-социальном учреждении, поэтому мнения руководства разделились. С юридической стороны мы считаем, что: Юрист по Социальной работе относится к категории специалистов по социальной работе и осуществляет свою работу согласно основных положений в соответствии со Стандартом «оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения в условиях стационара». По возложению обязанностей, либо конкретно выполнение непосредственных услуг? (Осуществление в социальной сферы деятельности согласно стандарта устанавливает требования к качеству, объему и условиям предоставления специальных социальных услуг в организациях стационарного типа государственной и негосударственной форм собственности (далее – организации стационарного типа), предназначенных для круглосуточного постоянного или временного проживания в условиях стационара, определяет условия приема, содержания, выписки (отчисления), временного выбытия и перевода из организации стационарного типа: инвалидов первой и второй групп (далее – инвалиды); и лиц не способных к самостоятельному обслуживанию в связи с преклонным возрастом (далее – престарелые- именуемые получатели услуг.) в соответствии с профессиональным Стандартом оказывать следующие услуги: социально-правовые, социально –экономические и социально-юридические. 
Просим дать разъяснения с указанием НПА РК на следующие вопросы: 
Должностные обязанности юриста находящегося в штатном расписании по категории Социальный отдел центра оказания специальных социальных услуг предполагает какие обязанности? 
В период трудового, социального отпуска, либо отсутствия по уважительной причине, обязанности по замещению юриста выполняет Кто? (т.к. Помимо указанных в Социальном кодексе сец.соц.услуги предполагаются работа по взысканию различных задолженностей, и снятии ограничений по исполнительным производствам получателей услуг; выпуска и пере-выпуска ключей ЭЦП; и прочие поручения по доверенности).


Ответ: Здравствуйте, Анна!

Исходя из предоставленных Вами данных, мы выделили следующие вопросы:

 

Какие обязанности предполагают должностные обязанности юриста, находящегося в штатном расписании по категории Социальный отдел центра оказания специальных социальных услуг?

В параграфе 41 Приказа Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 30 декабря 2020 года № 553 «Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих» указаны следующие должностные обязанности юриста:

1. Осуществляет разработку учредительных документов;

2. Обеспечивает регистрацию юридических лиц, эмиссий ценных акций, внесение изменений в учредительные документы;

3. Координирует работу по ведению реестров акционеров (сторонними организациями), определяет правовые основы органов предприятия (разрабатывает положения о полномочиях общего собрания, о совете директоров, о правлении, о ревизионной комиссии);

4. Разрабатывает положение о сделках (договорах), связанных с приобретением или отчуждением имущества;

5. Координирует сделки с акциями предприятия;

6. Определяет правовые основы дивидендной политики на предприятии и осуществляет ее координацию;

7. Организует работу: по обеспечению предприятия законами, нормативными правовыми актами, необходимыми для осуществления деятельности предприятия, по учету и ведению баз нормативных правовых актов;

8. Обеспечивает подразделения предприятия, отдельных специалистов нормативными правовыми актами, необходимыми для осуществления ими своих функций и обязанностей;

9. Осуществляет проверку соответствия законодательству представляемых на подпись руководителю предприятия проектов приказов, инструкций, положений и иных документов правового характера, проверку соблюдения этапов согласования проектов документов с ответственными работниками, визирование проектов документов, выдачу ответственным работникам предприятия предписаний о внесении изменений или отмене актов, обусловленных изменением законодательства;

10. Ведет договорную работу на предприятии, определяет формы договорных отношений, разрабатывает проекты договоров, проверяет соответствие законодательству проектов договоров, представляемых предприятию контрагентами, принимает меры по разрешению разногласий по проектам договоров, обеспечивает нотариальное удостоверение и (или) государственную регистрацию отдельных видов договоров;

11. Анализирует договорную работу на предприятии, разрабатывает программы ее пересмотра и изменения, проверяет состояние договорной работы в структурных подразделениях предприятия;

12. Ведет претензионную работу на предприятии, обеспечивает учет претензий, поступающих от контрагентов, их рассмотрение;

13. Готовит ответы на поступившие претензии и принимает проекты решений об удовлетворении или об отказе в удовлетворении поступивших претензий;

14. Осуществляет подготовку претензий к контрагентам, их отправку и контроль за удовлетворением направленных контрагентам претензий;

15. Ведет исковую работу, принимает меры по соблюдению досудебного порядка урегулирования договорных споров;

16. Подготавливает исковые заявления и материалы и передает их в суды;

17. Изучает копии исковых заявлений по искам к предприятию, обеспечивает ведение банка данных по исковой работе;

18. Представляет интересы предприятия в судах;

19. Подготавливает заявки, заявления и иные документы для получения лицензий, разрешений, необходимых для осуществления деятельности предприятия;

20. Принимает участие в разработке документов, касающихся вопросов обеспечения сохранности собственности предприятия, договоров о материальной ответственности, инструкций, устанавливающих порядок поступления и приемки на предприятии материальных ценностей, учета их движения, инструкций учета выпуска и отпуска готовой продукции;

21. Проверяет и визирует договоры о материальной ответственности работников;

22. Осуществляет проверку законности увольнения и перевода работников, наложения на них дисциплинарных взысканий;

23. Представляет интересы предприятия при проверках, проводимых на предприятии государственными контрольно-надзорными органами с целью правового контроля за соблюдением процессуальных действий проверяющими, обоснованностью и правильностью выводов проверяющих, оформлением результатов проверок и составлением процессуальных документов;

24. Представительствует от имени предприятия в государственных надзорных органах, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, выявленных на предприятии;

25. Готовит и направляет жалобы на действия должностных лиц государственных надзорных органов, на неправомерно наложенные на предприятие административные взыскания;

26. Представительствует в суде по гражданским делам предприятия;

27. Имеет право принимать иски, отвечать по искам и подписывать мировые соглашения;

28. Осуществляет письменное и устное консультирование работников предприятия по различным правовым вопросам, оказывает правовую помощь в составлении юридических документов.

Кроме того, в Приказе Заместителя Премьер-Министра - Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 29 июня 2023 года № 263 «Об утверждении стандартов оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения» указаны следующие социально-правовые услуги, оказываемые в организациях стационарного типа:

1. Юридическое консультирование в области предоставления специальных социальных услуг и по вопросам, связанным с правами на социальное обеспечение и помощь в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

2. Помощь в оформлении документов, имеющих юридическое значение;

3. Оказание помощи в подготовке и подаче обращений на действие или бездействие организаций, предоставляющих специальные социальные услуги и нарушающих или ущемляющих законные права получателей услуг;

4. Оказание юридической помощи и содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ, социальных выплат;

5. Получение по доверенности полагающихся пособий, социальных выплат в порядке, установленном Гражданским кодексом Республики Казахстан;

6. Обеспечение представительства в суде для защиты прав и интересов;

7. Юридическое консультирование по вопросам усыновления, опеки и попечительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Социальным кодексом Республики Казахстан.

 

В период трудового, социального отпуска, либо отсутствия по уважительной причине, обязанности по замещению юриста выполняет Кто? (т.к. Помимо указанных в социальном Кодексе сец.соц.услуги предполагаются работа по взысканию различных задолженностей, и снятии ограничений по исполнительным производствам получателей услуг; выпуска и пере-выпуска ключей ЭЦП; и прочие поручения по доверенности.

 

Юрист должен иметь должную квалификацию.

В параграфе 41 Приказа Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 30 декабря 2020 года № 553 «Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих» указана квалификация юриста:

 

·юрист 1 категории: высшее (или послевузовское) образование по соответствующему направлению подготовки кадров и стаж работы в должности юриста 2 категории не менее 2 лет;

·юрист 2 категории: высшее (или послевузовское) образование по соответствующему направлению подготовки кадров и стаж работы в должности юриста без категории не менее 1 года;

·юрист без категории: высшее (или послевузовское) образование по соответствующему направлению подготовки кадров или техническое и профессиональное, послесреднее (среднее специальное, среднее профессиональное) образование по соответствующей специальности (квалификации) без предъявления требований к стажу работы.

 

Подпункт 4 пункта 1 статьи 30 ТК РК предполагает заключение трудового договора с другим лицом на время замещения временно отсутствующего работника.

Также на основании ст. 111 ТК РК предусмотрено совмещение другому работнику Вашего предприятия дополнительной работы, помимо основной, по другой или такой же должности за дополнительную оплату.

В случае необходимости на основании ст. 41 ТК РК возможен временный перевод другого работника без его согласия на срок до трех месяцев в течение календарного года на другую не обусловленную трудовым договором и не противопоказанную ему по состоянию здоровья работу.

 

С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю. Г. Басина Высшей школы права «Әділет» при Каспийском университете Ситник Елена
Вопрос от: Данияр

Здравствуйте. Вопрос касательно скоринговой системы банка. Являясь вкладчиком Отбасы банка, обратился в банк для прохождения предварительного одобрения на получение ипотечного кредита, однако при проведении проверки отказали, сославшись на то, что сработала скоринг система. Ранее при обращении получал предварительное одобрение (в июне), но не успел оформиться. На вопрос о причинах отказа не могут дать точного ответа, ссылаясь на скоринг систему. Вопрос: должен ли банк назвать причины отказа, чтобы клиент мог их устранить и получить кредит? Как получить информацию у банка о причинах отказа в предодобрении?


Ответ: Здравствуйте, Данияр!

Исходя из предоставленных Вами данных, мы выделили следующий вопрос:

1. Обязан ли банк назвать причину отказа, чтобы клиент мог в последующем времени устранить ошибки выявленные скоринговой системой банка и получить одобрения после?

2. Есть ли вероятность получить информацию у банка о причинах и факторов, которые поспособствовали отказу?

 

Практически по каждому клиенту, подавшему кредитную заявку в банк, формируется скоринговый балл. Этот показатель означает, с какой вероятностью заемщик выплатит кредит. Чем выше эта вероятность, тем больше банк будет доверять вам, чем ниже — тем меньше доверия. У каждого банка скоринговая система является интеллектуальной собственностью.

 

Во-первых, отвечая на ваши вопросы, хочу отметить, что сам Отбасы банк отмечал, что традиционно технология работы кредитного «скоринга» сохраняется банками в тайне, чтобы исключить вероятность использования этих сведений недобросовестными заемщиками, а также сохранить конкурентное преимущество перед другими банками.

 

Во-вторых, согласно пункту 2 статьи 7-1 Закона РК от 6 июля 2004 года «О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республике Казахстан » Кредитные бюро и поставщики информации (в т. ч. банки), не обязаны раскрывать субъектам кредитных историй и иным третьим лицам собственные методики расчета кредитного скоринга, оценки рисков с учетом кредитных скорингов.

 

В-третьих, согласно ст.13 Постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан от 30 июля 2018 года «Об утверждении правил и условий расчета кредитного скоринга кредитным бюро» Информация о кредитном скоринге субъекта кредитной истории предоставляется кредитным бюро по запросу субъекта кредитной истории на электронном или бумажном носителе в порядке, определяемом кредитным бюро, и содержит следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество (при его наличии) субъекта кредитной истории;

2) скоринговый балл, присвоенный субъекту кредитной истории;

3) дата расчета кредитного скоринга кредитного бюро;

4) шкала кредитного скоринга кредитного бюро;

5) факторы, которые влияют на значение кредитного скоринга субъекта кредитной истории;

6) информацию о праве субъекта кредитной истории обратиться в кредитное бюро в случае несогласия с результатами расчета кредитного скоринга.

 

Содержание и форма информации о кредитном скоринге, предоставляемой поставщикам информации, указанным в подпункте 1) пункта 1 статьи 18 вышеупомянутого мною Закона, определяется кредитным бюро самостоятельно.

 

Вы можете обратиться в кредитное бюро, в вашем случае в Отбасы банк с письменным обращением, в случае несогласия с результатами расчета кредитного скоринга, но о содержании и форме информации о кредитном скоринге кредитное бюро определяет самостоятельно.

 

 

С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г.Басина Высшей школы права «Әділет» при Каспийском университете Чукаева Диана
Вопрос от: Анастасия

Здравствуйте! В 1996 году моему дедушке был выдан акт на пожизненное наследуемое владение земельным участком площадью 30 соток, при легализации в 2007 моей матери было присвоено только 25 соток, на каком основании мы можем выкупить эти оставшиеся 5 соток?

Ответ: Здравствуйте, Анастасия

Исходя из предоставленных Вами данных мы выделили следующие вопросы:

1. Процесс легализации в 2007 году.

2. Возможно ли выкупить часть оставшегося участка и на каком основании?

После анализа Вашего дела мы пришли к следующим ключевым выводам, на которые мы хотим обратить Ваше внимание:

Исходя из Вашего вопроса, остается неясным почему размер участка был уменьшен, мы можем предположить, что это произошло в результате перемера земельного участка, с использованием более современной техники, если в процессе легализации у Вас возникло право собственности на 25 соток и вы хотите увеличить свою собственность за счет какой-то конкретно части соседского участка, Вы должны договориться с соседом, путем заключения сделок, а если участок никому не принадлежит, написать заявление акиму с просьбой предоставить данный участок в собственность. При подаче заявления предлагаем воспользоваться положением "Об утверждении Правил предоставления прав на земельные участки под индивидуальное жилищное строительство".

 

С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г.Басина Высшей школы права «Әділет» при Каспийском университете Бер Виолетта