Категории вопросов
|
Ответы на вопросы
Жильё, строительство
Вопрос от: Михаил
Здравствуйте. В 2011 году была приобретена квартира в жилом панельном доме на первом этаже. В этот же год она была реконструирована в магазин (была демонтирована несущая стена). Перед началом реконструкции было получено постановление акима об изменении функционального назначения и реконструкции квартиры. Также имеется эскизный проект 2011 года согласованный начальником ГУ Отдел строительства, архитектуры и градостроительства, технический паспорт. Однако, в связи с разгильдяйством объект не был введен в эксплуатацию. В данное время подавалось заявление на выдачу акта ввода в эксплуатацию объекта. Однако, был получен отказ из акимата и ГУ в связи с тем, что 25 июня 2012 года в СНиП РК 3.02-43-2007 «Жилые здания» - согласно пункту 6.10 в крупнопанельных домах перепланировка квартир с устройством проемов в несущих стенах не допускается. Есть какой-либо выход из сложившейся ситуации? Каковы перспективы судебного обжалования отрицательного ответа акимата и ГУ и получения акта ввода в эксплуатацию? Ответ: Отвечая на Ваш вопрос, мы исходим из того, что переоборудование приобретенной квартиры в магазин в 2011 г. было правомерно произведено на основании акта акима об изменении функционального назначения и реконструкции квартиры и согласованного эскизного проекта. С Вашей же стороны имело место нарушение сроков ввода объекта в эксплуатацию.
Согласно пункту 1 ст. 43 Закона РК «О правовых актах», действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие.
Следовательно, в Вашем случае следует руководствоваться теми строительными нормами, правилами и требованиями, которые действовали на момент осуществления реконструкции квартиры.
Также отметим, что СНиП РК 3.02-43-2007. «Жилые здания» отменены приказом Председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию РК от 29 декабря 2017 г. № 331-нқ «Об отмене некоторых нормативно-технических документов».
Вопрос от: Мартина
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, что делать. Квартира моей сестры расположена в центре города. Некая строительная фирма хочет снести этот дом и построить многоэтажный элитный дом. Сестра не согласилась и ничего не подписала, тем более что взамен они предложили квартиру на окраине города. А недавно она узнала, что фирма собирается идти в акимат за разрешением на снос здания, якобы все жильцы согласны и подписали. У жильцов ни у кого нет договора с этой фирмой, и толком они не знают на что же они согласились и что в результате получат. Здесь явное мошенничество. Люди в доме живут пожилые и очень пожилые. Помогите. Ответ: Здравствуйте, Мартина! Исходя из предоставленных Вами данных мы выделили следующий вопрос: Может ли строительная фирма снести жилой дом без согласия жителей? В данном случае, для сноса жилого дома строительная фирма должна получить разрешение соответствующего органа исполнительной власти и уведомить всех заинтересованных сторон (владельцев дома) о намерении снести дом. Жители могут выразить свое согласие или вносить возражения относительно сноса. После получения разрешения и учета мнения жителей, снос жилого дома может быть проведен в соответствии с установленными законом процедурами и требованиями. То есть, снос жилого дома осуществляется только при условии 100%-го согласия всех жителей дома. Далее, согласно пункту 1 статьи 25 Конституции Республики Казахстан жилище неприкосновенно. Не допускается лишение жилища, иначе как по решению суда. Проникновение в жилище, производство его осмотра и обыска допускаются лишь в случаях и в порядке, установленных законом. Согласно п. 1 ст. 26 Конституции РК граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество, также согласно п. 3 ст. 26 Конституции РК никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения. Но Вам (жильцам), решившим остаться в старом доме, необходимо понимать, что все дома, предусмотренные для сноса, имеют истекший срок эксплуатации. Соответственно, ветхие строения представляют серьезную угрозу для жизни и здоровья людей. При этом, согласно закона (п.3 статьи 18 Закона РК «О жилищных отношениях»), все расходы по осуществлению текущего и капитального ремонта жилого дома ложится на плечи собственников квартир. Далее, согласно статье 29 Закона РК от 16 апреля 1997 года № 94-I «О жилищных отношениях» принудительное (помимо воли собственника) прекращение права собственности на жилище допускается в случаях: 1) обращения взыскания на жилище вместе с земельным участком по долгам собственника; 2) реквизиции; 3) конфискации; 4) принудительного отчуждения земельного участка, на котором расположен дом, для государственных нужд; 5) сноса аварийного многоквартирного жилого дома. Также, статья 15 Закона «О жилищных отношениях» гласит, что при сносе жилого дома, в связи с государственными нуждами, до того, как это произойдет, собственнику должны предоставить в собственность аналогичное жилье или выплатить компенсацию. В соответствии со ст. 166 Земельного кодекса РК при определении размера компенсации в нее включаются: - рыночная стоимость земельного участка или права землепользования; - рыночная стоимость находящегося на участке недвижимого имущества, включая фруктовые деревья и многолетние насаждения; - стоимость затрат, связанных с освоением земельного участка, его эксплуатацией; - все убытки, причиненные собственнику или землепользователю изъятием земельного участка, включая все убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами; - упущенная выгода (для тех, кто занимается предпринимательской деятельностью)».
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г.Басина Высшей школы права «Әділет» при Каспийском университете Асанова Акбота
Вопрос от: Жанат
Добрый вечер! Про консультируйте пожалуйста о порядке приватизации служебного жилья военнослужащими! Какие были дополнения в закон о жилищных отношениях. И если возможно перечень документов для приватизации служебного жилья! Ответ: Здравствуйте, Жанат! Исходя из предоставленных Вами данных мы выделили следующие вопросы: 1)Порядок приватизации служебного жилья военнослужащими 2) Перечень документов для приватизации служебного жилья 3) Какие дополнения были внесены в закон о жилищных отношениях?
На сегодня порядок перехода права собственности на жилье производится через жилищные выплаты.
Согласно Закону О жилищных отношениях и Постановлению Правительства Республики Казахстан от 12 февраля 2018 года № 49. Об утверждении Правил обеспечения служебным жилищем военнослужащих, исчисления размера, назначения, перерасчета, осуществления, прекращения, приостановления и возобновления жилищных выплат Если у военнослужащего нет необходимого количества стажа работы, будут применяться следующие правила приватизации. Порядок приватизации служебного жилья военнослужащими таков: Реализация права на жилище военнослужащими (за исключением военнослужащих срочной воинской службы, курсантов и кадетов военных учебных заведений, военнообязанных, призванных на воинские сборы) осуществляется со дня признания их нуждающимися в жилище путем предоставления служебного жилища или перечисления на их личный специальный счет жилищных выплат. Для признания военнослужащего и членов его семьи нуждающимися в жилище необходимо подать рапорт на имя жилищной комиссии.
Прием рапорта и выдача результата оказания государственной услуги могут осуществляться посредством веб-портала "электронного правительства". К рапорту необходимо приложить: 1) справка с места службы с указанием сведений о составе семьи и получении компенсации взамен права безвозмездной приватизации, выданная кадровым подразделением (подразделением комплектования) государственного учреждения; 2) справка территориального органа юстиции (о наличии или отсутствии у военнослужащего и членов его семьи жилища, принадлежащего на праве собственности в данном населенном пункте), полученная в течение десяти календарных дней до дня регистрации рапорта; 3) копии документов, удостоверяющих личность военнослужащего и членов его семьи, заключении (расторжении) брака, свидетельств о рождении детей, при наличии у военнослужащего членов семьи; 4) информация по нанимателю (о наличии или отсутствии у военнослужащего и членов его семьи в постоянном пользовании в данном населенном пункте жилища из государственного жилищного фонда), размещенная на веб-портале реестра государственного имущества, полученная в течение десяти календарных дней до дня регистрации рапорта; 5) справка с места работы супруги (супруга) со сведениями о получении жилища из государственного жилищного фонда, полученная в течение месяца до дня регистрации рапорта, в случае, когда супруг (супруга) является работником государственного учреждения или государственного предприятия; 6) справка о сдаче служебного жилища по прежнему месту службы в случае, если военнослужащему предоставлялось жилище; 7) справка организации здравоохранения при наличии в семье членов, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний (по списку заболеваний, утвержденному Правительством Республики Казахстан); 8) справка об инвалидности с государственного учреждения социальной защиты населения при наличии ребенка-инвалида в семье до достижения им возраста восемнадцати лет; 9) в случаях, когда жилище, в котором проживает семья, не отвечает установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям, военнослужащий дополнительно представляет оригинал санитарно-эпидемиологического заключения, выданного территориальным подразделением уполномоченного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, проведенной организацией санитарно-эпидемиологической службы; 10) в случаях, когда жилище, в котором проживает семья, не отвечает установленным техническим требованиям, военнослужащий дополнительно представляет оригинал технического заключения (по результатам технического обследования жилища) аттестованного эксперта в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности; 11) в случаях, когда в смежных, неизолированных жилых помещениях проживают две и более семей, военнослужащий дополнительно представляет копии технического паспорта и правоустанавливающего документа на жилое помещение, в котором он проживает; 12) копии документов, подтверждающих площадь занимаемого жилища, в случае, если военнослужащий подает рапорт о признании его нуждающимся в жилище в связи с необходимостью улучшения жилищных условий; 13) копии документов, подтверждающих использование жилищных выплат
Признание военнослужащих и членов их семей нуждающимися в жилище осуществляется решением жилищной комиссии не позднее тридцати календарных дней со дня регистрации рапорта. О принятом решении военнослужащие извещаются в письменном виде.
Размер текущей жилищной выплаты исчисляется путем умножения размера стоимости аренды одного квадратного метра благоустроенного жилища в соответствующем регионе Республики Казахстан, в котором военнослужащий проходит воинскую службу, на площадь жилища. Площадь жилища определяется из расчета восемнадцать квадратных метров полезной площади на каждого члена семьи, включая самого военнослужащего. Размер стоимости аренды одного квадратного метра благоустроенного жилища в соответствующем регионе Республики Казахстан определяется согласно данным уполномоченного органа в области государственной статистики по состоянию за январь текущего года, публикуемым на его интернет-ресурсе.
Если на январь 2013 года у военнослужащего есть необходимое количество стажа, к нему применяются следующие правила приватизации: Военнослужащие имеют право приватизировать занимаемые ими жилища из государственного жилищного фонда в порядке, установленном Законом о Жилищных отношениях. Военнослужащие, состоявшие на воинской службе десять и более лет в календарном исчислении на 1 января 2013 года, имеющие срок воинской службы двадцать лет и более в календарном исчислении и проживающие в служебном жилище, не подлежащем приватизации, имеют право на получение денежной компенсации взамен права безвозмездной приватизации в виде жилищных выплат в соответствии с Правилами осуществления денежной компенсации, утвержденными Правительством Республики Казахстан. Денежная компенсация взамен права безвозмездной приватизации, не выплачивается в случаях, если военнослужащий либо его (ее) супруга (супруг): 1) имеют жилище на праве собственности на территории Республики Казахстан, при этом наличие доли менее пятидесяти процентов в жилище не учитывается; 2) реализовали право на приватизацию жилища из государственного жилищного фонда, за исключением осуществления приватизации жилища через купонный механизм; 3) получили жилищные выплаты, или денежную компенсацию взамен права безвозмездной приватизации; 4) произвели отчуждение жилища, принадлежавшего ему (ей) на праве собственности на территории Республики Казахстан, в течение последних пяти лет.
При этом военнослужащему жилищные выплаты, осуществляются без учета его (ее) супруги (супруга), а также его (ее) ребенка (детей) в случае, если его (ее) право на жилище реализовано до вступления его (ее) в брак. Размер денежной компенсации взамен права безвозмездной приватизации определяется путем умножения стоимости одного квадратного метра продажи нового жилища в среднем по республике на площадь жилища из расчета восемнадцать квадратных метров полезной площади на каждого члена семьи, включая самого военнослужащего, за минусом суммы ранее осуществленных жилищных выплат. Лица, которым была выплачена денежная компенсация взамен права безвозмездной приватизации, сдают служебное жилище в установленном порядке не позднее трех месяцев с момента выплаты денежной компенсации. Если оба супруга являются военнослужащими, денежная компенсация взамен права безвозмездной приватизации выплачивается одному из супругов по их выбору. Военнослужащие за периоды необеспеченности жилищем из государственного жилищного фонда при увольнении с воинской службы по достижении предельного возраста состояния на воинской службе, по состоянию здоровья, в связи с сокращением штатов, по истечении срока контракта о прохождении воинской службы, в случае существенного и (или) систематического (два и более раза) нарушения в отношении них условий контракта или по семейным обстоятельствам получают жилищные выплаты со дня поступления на службу в специальные государственные органы, Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования до 1 января 2018 года за минусом периодов: 1) ранее осуществленных жилищных выплат; 2) проживания в жилище, ранее предоставленном из государственного жилищного фонда на территории Республики Казахстан или на праве собственности по каждому месту прохождения службы.
Перечень документов для приватизации служебного жилья: Для приобретения в собственность жилищ в порядке приватизации заявитель предоставляет в некоммерческое акционерное общество "Государственная корпорация "Правительство для граждан" (далее – Государственная корпорация) либо через веб-портал "электронного правительства" (далее – портал) на рассмотрение жилищной комиссии следующие документы: 1) заявление на приватизацию занимаемого жилища, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи нанимателя; 2) документ, удостоверяющий личности услугополучателя и членов его семьи (для идентификации); 3) свидетельства о заключении (расторжении) брака, смерти членов семьи, рождении детей (по мере необходимости, в случае отсутствия сведений в информационной системе); 4) договор найма либо ордер на жилище; 5) в случаях признания других лиц членами семьи услугополучателя, последним предоставляется решение суда о признании их членами семьи услугополучателя; 6) граждане, относящиеся к категории государственных служащих, работников бюджетных организаций, военнослужащих, сотрудников специальных государственных органов, судей и лиц, занимающих государственные выборные должности, дополнительно предоставляют справку с места работы (службы) либо копию документа, подтверждающего трудовую деятельность работника; 7) документ, подтверждающий отсутствие задолженности по договору найма жилища; 8) документ, подтверждающий принадлежность к категории граждан, имеющих право на безвозмездное получение в собственность жилища из государственного жилищного фонда. Сведения документов, удостоверяющих личность, свидетельства о заключении или расторжении брака (после 1 июня 2008 года), о смерти (после 13 августа 2007 года), о рождении детей (после 13 августа 2007 года), сведения о наличии или отсутствии жилища (по Республике Казахстан), принадлежащего им на праве собственности, сведения об адресе, решение суда о признании других лиц членами семьи услугополучателя, документов, подтверждающих принадлежность услугополучателя к социально уязвимым слоям населения, предоставляются услугодателю на всех членов семьи из соответствующих государственных информационных систем через шлюз "электронного правительства".
Отвечая на последний вопрос о изменениях и дополнениях в закон о Жилищных отношениях, рекомендуется перейти по указанной ссылке и просмотреть все дополнения и изменения внесенные в закон, поскольку изменений было много закрепить все сюда не представляется возможным. С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г.Басина Высшей школы права «Әділет» при Каспийском университете Пирова Ситора
Вопрос от: Алена
Добрый день! У нас третий год идет "война" с соседями, живущими этажом ниже. Чуть более двух лет назад в эту квартиру заехали цыгане (мать-инвалид по слуху и ее сын - около 30 лет). С этих пор у нас редкий случай когда после работы вечером бывает тихо. Мы с мужем живем вдвоем в квартире и гостей у нас практически не бывает, поэтому у нас дома всегда тишина. Днем мы на работе и не слышим тот ор который идет из квартиры соседей (об этом нам рассказывают соседи которые живут над нами и слышат все это безобразие каждый день), но они и не успокаиваются и в ночное время. Неоднократно с ними разговаривали, и участковый дважды делал им предупреждение и вызывали наряд полиции, все бесполезно. Они купили квартиру и являются ее владельцами. Другим соседям они тоже мешают, но те по каким то причинам особо не освещают и не поднимают эту проблему. Каждый раз когда мы пытались поговорить с шумными соседями они объясняли, что женщина инвалид по слуху и поэтому громко говорит, хотя у нее есть слуховой аппарат и когда ей нужно она говорит абсолютно спокойно и достаточно тихо. Третий год мы практически не спим нормально по ночам, поскольку после 12 ночи начинаются то разборки, то гости к ним вдруг приехали, то еще что-нибудь, в общем громкие разговоры и крики. Из-за того что мы нормально не высыпаемся с мужем, у нас появились проблемы со здоровьем. Вопрос заключается в том, как мы можем кроме как бесед участкового и вызова наряда полиции повлиять на этих соседей. Можем ли мы подать на них в суд за причинение морального ущерба или что-то подобное или добиться чтобы они съехали с этой квартиры. Кстати они пытаются уже год продать эту квартиру безуспешно. Ответ: Согласно статье 437 Кодекса РК об административных правонарушениях, нарушение тишины с 22 до 9 часов утра, препятствующее нормальному отдыху и спокойствию физических лиц, влечет штраф на физических лиц в размере пяти МРП. То же действие, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, влечет штраф на физических лиц в размере десяти МРП.
За указанное нарушение установлено безальтернативное административное взыскание в виде штрафа. Продолжение противоправного поведения, согласно статье 57 КоАП РК, также исключает применение в отношении этих же лиц административного взыскания в виде предупреждения.
Таким образом, действия или же реакция полиции и участкового на данное правонарушение являются неправомерными. Вы имеете право жаловаться на действия (бездействия) данных сотрудников.
Для привлечения «шумных» соседей к ответственности нужны доказательства. В качестве таковых могут служить видео-, аудиозаписи, отчет об измерении шума от аккредитованной организации с экспертным заключением о превышении гигиенического норматива и т.п. Согласно Приказу Министра здравоохранения РК от 16 февраля 2022 г. № ҚР ДСМ-15 «Об утверждении Гигиенических нормативов к физическим факторам, оказывающим воздействие на человека», уровень шума не должен превышать в жилых помещениях – 55 дБА днем и 45 дБА ночью, в жилых комнатах общежитий – 60 дБА днем и 50 дБА ночью.
Помимо привлечения нарушителей к административной ответственности, Вы имеете право требовать возмещения морального вреда с нарушителей тишины в судебном порядке. Кроме статьи 951 Гражданского кодекса РК (Особенная часть) и ряда других его положений, основанием для обращения в суд может служить пункт 2 ст. 34 Закона РК «О жилищных отношениях», согласно которому собственник квартиры несет обязанность, в том числе по соблюдению тишины в ночное время.
При обращении в суд с таким требованием, помимо доказательств противоправного поведения соседей, нужно также доказать факт ухудшения здоровья в результате нарушения тишины.
В отношении требования съехать с этой квартиры отмечаем, что согласно пункту 2 ст. 249 Гражданского кодекса РК (Общая часть), принудительное отчуждение у собственника имущества не допускается, кроме исключительных случаев, установленных данным пунктом.
Таким образом, добиться принудительного отчуждения квартиры соседей не представляется возможным.
Вопрос от: Динара
Физическое лицо (есть ИП) приобрело в 2019 году договор аренды земельного участка с недостроенным строением. В 2020 году строит и 2021 году акт ввода в эксплуатацию возникают квартиры. В дальнейшем, в 2022 году (до истечения 12 мес) продает квартиры и офисы данного здания. На дату ввода в эксплуатацию осуществлена рыночная оценка квартир и офисов. Дата акта ввода в эксплуатацию квартир (в данном строении) является ли датой регистрации права собственности, для подсчета имущественного дохода физ.лица? Если имущественный доход возникает, то какая стоимость вычитается: первая покупная в 2019 году или оценочная?
Ответ: Согласно пункту 1 ст. 236 ГК РК, право
собственности на вновь созданное недвижимое имущество возникает с момента
государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 2 ст. 118 Гражданского кодекса РК (Общая часть), права (обременения прав) на недвижимое имущество возникают, изменяются и прекращаются с момента государственной регистрации, если иное не установлено настоящим Кодексом и Законом Республики Казахстан «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество». Если в регистрации не будет отказано, моментом государственной регистрации признается момент подачи заявления, а при электронной регистрации – момент подтверждения возникновения, изменения или прекращения прав (обременений прав) регистрирующим органом путем отправки уведомления о произведенной регистрации. Право собственности на вновь созданный объект недвижимости подлежит регистрации на основании акта приемочной комиссии о вводе объекта в эксплуатацию. Согласно пункту 3 ст. 236 ГК РК (Общая часть), до момента государственной регистрации прав на вновь созданное недвижимое имущество к имуществу применяются правила о праве собственности на материалы и другое имущество, из которого недвижимое имущество создается. Зарегистрированный акт приемки объекта в эксплуатацию является для собственника правоустанавливающим документом на построенный объект. То есть дата акта ввода в эксплуатацию не является датой государственной регистрации права собственности. На основании изложенного, в целях определения дохода от прироста стоимости датой возникновения права собственности на имущество является дата регистрации права собственности на такое имущество. В соответствии с подпунктом 1) п. 1 ст. 331 Налогового кодекса РК, доход от прироста стоимости при реализации имущества физическим лицом возникает при реализации следующего имущества: жилищ, дачных строений, гаражей, парковочных мест, объектов личного подсобного хозяйства, находящихся на территории Республики Казахстан на праве собственности менее года с даты регистрации права собственности. Пункт 2 ст. 331 НК РК устанавливает, что доходом от прироста стоимости при реализации имущества, указанного в подпунктах 1)-7) пункта 1 настоящей статьи, является положительная разница между ценой (стоимостью) реализации имущества и ценой (стоимостью) его приобретения. Таким образом, при определении имущественного дохода будет вычитываться покупная цена в 2019 г.
Вопрос от: Алексей
Добрый день! Подскажите, пжл, по такому вопросу: у нас в десятиэтажном многоквартирном доме люди, еще изначально при его сдаче, коллективно отказались от мусоропровода и теперь, практически на каждом этаже, огородили место зоны мусоропровода и используют в качестве кладовок. Должны ли мы платить налог за такие "кладовки" и нужно ли их как-то узаконивать? Или же эти кладовки, поскольку не предусмотрены техпланом дома, считаются нелегитимными и никакой оплаты по ним производить не нужно? Спасибо! Ответ: О возможном узаконивании кладовок, установленных на месте зоны мусоропровода, следует подходить с точки зрения законности установки таких кладовок.
Согласно подпунктам 2), 10) п. 24 Приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 21 февраля 2022 г. № 55 «Об утверждении Правил пожарной безопасности», в зданиях и сооружениях (за исключением индивидуальных жилых домов) не допускается: использовать и применять подвалы, цокольные этажи, чердаки, технические этажи и помещения, вентиляционные камеры не по целевому назначению, кроме случаев, предусмотренных проектной документацией; устраивать в лестничных клетках, площадках и коридорах кладовые (подсобные помещения), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель, горючие материалы. Под лестничными маршами в первом и цокольном этажах допускается устройство помещений для узлов управления центрального отопления, водомерных узлов и электрощитовых, выгороженных перегородками из негорючих материалов.
Из приказа также следует, что не допускается использование объектов кондоминиума не по целевому значению. Тем более, что в Вашем случае эти кладовки не предусмотрены техническим планом многоквартирного дома, что делает невозможным узаконивание таких кладовок.
Также жители многоквартирного жилого дома имеют право отказаться от имущества объекта кондоминиума, в Вашем случае – от мусоропровода. Общее имущество объекта кондоминиума принадлежит собственникам квартир на праве общей долевой собственности. В связи с этим вопросы по содержанию общего имущества решаются на собрании собственников квартир.
Вопрос от: Бейбит
В 2018 году умер муж. Наследство, а именно дом и квартира, которые были на его имени, было разделено между его старыми родителями, женой (мной) и детьми. В однокомнатной квартире был прописан только он (муж). Квартира была приобретена в совместном браке. Могу ли я прописаться в этой квартире и прописать там дочь, если поделенное наследство ещё не оформлено на нас? Ответ: Поскольку однокомнатная квартира была нажита во время брака, Вы являетесь собственником её половины. Прописка (регистрация) в квартире лишь супруга на отношения собственности не влияет.
Статьей 74 Закона РК «О нотариате» предусмотрено, что в случае смерти одного из супругов свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов выдается нотариусом по месту открытия наследства по письменному заявлению пережившего супруга, с извещением наследников, принявших наследство. Свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов может быть выдано пережившему супругу на половину общего имущества, нажитого во время брака, если иное не установлено в брачном контракте. Свидетельство о праве собственности на долю умершего супруга в их общем имуществе может быть выдано наследникам умершего супруга по их заявлению.
В соответствии частью первой п. 1 ст. 118 Гражданского кодекса РК (Общая часть), возникновение, изменение и прекращение прав (обременений прав) на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и Законом Республики Казахстан «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество».
Таким образом, Вам в первую очередь необходимо надлежащим образом обеспечить государственную регистрацию прав на данную недвижимость, и лишь потом заниматься вопросами прописки (регистрации по месту жительства).
Вопрос от: Арман
У меня вопрос следующего содержания. Раннее многоквартирный жилой дом был пустующим, Отдел ЖКХ акима произвел работу по переводу квартир в коммунальную собственность. Далее Отдел ЖКХ, являясь единственным собственником многоквартирного дома зарегистрировал объект кондоминиума, для получения в дальнейшем бюджетный кредит на восстановления дома. Кредит был получен, дом был восстановлен, произведен капитальный ремонт дома, подключены все инженерные сети, и квартиры были распределены среди очередников, нуждающихся в коммунальном жилье, из числа социально уязвимых слоев населения, в состав которых входят дети сироты, инвалиды 1-2 группы, пенсионеры. Законно ли требовать с жильцов, которые проживают в квартирах на основании договора найма, а также с жильцов которые смогли приватизировать жилье требовать оплаты за кондоминиум, то есть за капитальный ремонт дома, ЖК говорит что ремонт произведен за счет возвратных средств, и жильцы обязаны платить кредит 15 лет. Прошу дать ответ с отсылками на законы и пункты действующего законодательства РК. Ответ: Действительно, дома, внесенные акиматами в перечень многоквартирных жилых домов, требующих капитального ремонта, получают возвратный жилищный кредит по госпрограмме модернизации жилья, не дожидаясь накопления денег на сберегательном счете.
Для этого не менее ⅔ жильцов на собрании собственников должны одобрить такое решение, а орган управления (ОСИ, ПТ или КСК) – подать заявку с протокольным решением жильцов региональному оператору программы. В случае выделения кредита погашать его будут все собственники квартир и нежилых помещений пропорционально своим долям в общем имуществе объекта кондоминиума.
Из вопроса не ясно, как отдел ЖКХ, являясь единственным собственником многоквартирного дома, зарегистрировал объект кондоминиума, поскольку согласно пункту 1 ст. 31 Закона РК «О жилищных отношениях», право собственности на недвижимое имущество возникает в форме кондоминиума при наличии двух и более собственников квартир.
Более того, согласно пункту 2 приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 29 апреля 2020 г. № 246, решение о проведении капитального ремонта принимается собранием, в котором принимает участие более половины от общего числа собственников квартир. Решение принимается при согласии большинства от общего числа собственников квартир.
Согласно подпункту 3) п. 23 приказа, порядок и сроки возврата денежных средств согласовывают собственники квартир. Расчет сумм возврата средств за проведенный капитальный ремонт, согласно пункту 33 приказа, определяется на основании технических характеристик, предоставляемых собственниками квартир, нежилых помещений в соответствии с их долей в общем имуществе объекта кондоминиума.
Специализированная уполномоченная организация (оператор), в свою очередь, согласно пункту 32 приказа, до начала работ проведения капитального ремонта заключает трехсторонний договор на выполнение капитального ремонта с председателем объединения собственников имущества либо доверенным лицом простого товарищества и подрядной организацией в ИС централизованного сбора.
Обеспечение возврата средств, затраченных на ремонт, в соответствии с графиком, являющимся неотъемлемой частью договора, согласно пункту 41 приказа, производится собственниками квартир после подписания акта-приемки выполненных работ.
Таким образом, в случае если, действительно, кто-либо из собственников квартир заключал договор со специализированной уполномоченной организацией на выполнение капитального ремонта, предоставлял технические характеристики, а после подписывал акт-приемки выполненных работ, он обязан возвращать денежные средства.
Вопрос от: Тимур
Добрый день. В сентябре у меня случилась неприятная ситуация. У меня в квартире скучаем производится ремонт, и при подаче отопления я затопил соседей снизу. Мы меняли трубы и один радиатор был демонтирован, каким-то образом получилось так, что клапан закрыт не был. Потоп получился сильный, в результате чего получился также и значительный ущерб собственности соседей. При этом, произошло всё в будний день, когда все соседи были на работе, а я к тому же на вахте. Каких-либо уведомлений о том, что конкретно в тот день будет запускаться отопление мы не видели. Собственно, вопрос заключается в том, что я являюсь ли я в таком случае виновником затопления соседей снизу? КСК в доме как такового нет, есть человек, занимающийся данными вопросами. Наверняка не знаю, оформлено ли официально ОСИ. Заранее благодарен за ваш ответ.
Ответ: Здравствуйте, Тимур!
Исходя из Вашего обращения, мы полагаем, что Вас интересуют следующие вопросы:
1. Кто несет ответственность в случае затопления соседних квартир?
2. Обязан ли кооператив собственников помещений или энергоснабжающая организация предупреждать о включении/отключении отопления?
3. Какова процедура обращения в суд в случае наличия вины со стороны энергоснабжающей организации?
1. Кто несет ответственность в случае затопления соседних квартир?
Исходя из Вашего обращения, мы полагаем, что в процессе выполнения ремонтных работ в Вашей квартире и последующего включения отопления произошло затопление квартиры соседей на этаже ниже. Эта ситуация возникла из-за неправильного демонтажа радиатора. Возможно, Коммерческое товарищество собственников жилья (далее - «КСК») не предупредило Вас о запуске отопления. Однако, в результате, квартира соседей снизу была затоплена, что привело к значительным материальным убыткам.
Согласно ст.917 п.1 Гражданского кодекса № 409-I от 1 июля 1999 года Республики Казахстан (далее - «ГК РК»), вред (имущественный и (или) неимущественный), причиненный неправомерными действиями (бездействием) имущественным или неимущественным благам и правам граждан и юридических лиц, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объеме. То есть, лицо, причинившее вред, обязуется возместить соответствующий ущерб.
Кроме того, в ст.39 п.1 Закона «О жилищных отношениях» № 94-I от 16 апреля 1997 года Республики Казахстан (далее - «Закон»), установлено, что если собственник помещения (квартиры) наносит ущерб любой части общего имущества или любому другому помещению, он обязан за свой счет устранить ущерб либо возместить расходы по его устранению.
В таком случае, если вред был нанесен в результате Вашей неосторожности, то Вы, как собственник квартиры, несете ответственность за причинение вреда соседним квартирам.
2. Обязан ли кооператив собственников помещений или энергоснабжающая организация предупреждать о включении/отключении отопления?
Согласно ст.48 п.2 Закона, правление кооператива собственников помещений (далее - «КСК») осуществляет все полномочия кооператива, за исключением тех, которые относятся исключительно к компетенции общего собрания членов кооператива собственников помещений. В компетенцию КСК, в частности, входит:
1. контроль за своевременным внесением членами кооператива установленных обязательных платежей и взносов;
2. составление годового бюджета кооператива, смет и отчетов, представление их на утверждение общему собранию;
3. представление отчета по управлению объектом кондоминиума с периодичностью один раз в квартал;
4. заключение договоров от имени кооператива;
5. управление объектом кондоминиума или заключение договоров на управление объектом кондоминиума;
6. прием на работу работников для управления объектом кондоминиума и увольнение их в соответствии с утвержденным на общем собрании собственников помещений (квартир) данного объекта кондоминиума штатным расписанием;
7. ведение списка членов кооператива, делопроизводства, бухгалтерского учета и отчетности;
8. созыв и организация проведения общего собрания или письменного опроса;
9. выполнение иных обязанностей, вытекающих из устава кооператива.
То есть, в обязанности КСК не входит уведомление о включении и отключении отопления.
Согласно Приказу Министра энергетики Республики Казахстан от 18 декабря 2014 года № 211 «Об утверждении Правил пользования тепловой энергией» (далее - «Приказ»), в главе 2 п.3 сообщается, что купля-продажа тепловой энергии осуществляется на основании договора, заключаемого между энергоснабжающей организацией и потребителем, который присоединен к тепловым сетям энергопередающей или энергопроизводящей организации.
Также, согласно п.7 Приказа, споры, возникающие между энергопроизводящими, энергопередающими, энергоснабжающими организациями и потребителями при пользовании тепловой энергией решаются в порядке установленном гражданским законодательством Республики Казахстан.
Таким образом, мы рекомендуем Вам обратиться к Договору, заключенному между Вами и энергоснабжающей организацией, и проверить его положения на предмет наличия обязанности такой организации предупреждать о подключении отопления. В случае, если такая обязанность предусмотрена, Вы можете обратиться с досудебной письменной претензией к энергоснабжающей организации с просьбой возместить ущерб, причиненный имуществу соседей в результате затопления. Если такое требование будет проигнорировано, Вы имеете право обратиться в гражданский суд по месту нахождения ответчика с иском о возмещении ущерба.
3. Какова процедура обращения в суд, в случае наличия вины со стороны энергоснабжающей организации?
В соответствии ст.148 и 149 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-V ЗРК, в заявлении должны быть указаны:
1. наименование суда, в который подается иск;
2. фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) истца, дата его рождения, место жительства, индивидуальный идентификационный номер;
3. если ответчиком является юридическое лицо, то его полное наименование, место нахождения, банковские реквизиты (если они известны истцу) и бизнес-идентификационный номер (если он известен истцу). В заявлении должны быть указаны сведения об абонентском номере сотовой связи и электронном адресе ответчика, если они известны истцу;
4. суть нарушения или угрозы нарушения прав и свобод гражданина или законных интересов истца и требования истца;
5. обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, а также содержание доказательств, подтверждающих эти обстоятельства;
6. сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено законом или предусмотрено договором (Ваша претензия к организации);
7. сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались;
8. цена иска, если иск подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
9. перечень прилагаемых к иску документов.
10. Помимо требований, указанных в подпунктах 1-8 настоящей части, в иске, предъявленном и подписанном представителем, должна содержаться ссылка на норму закона, на которой основываются требования.
Также, к иску прилагаются:
1. копии иска и приложенных к нему документов по числу ответчиков и третьих лиц;
2. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
3. доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя;
4. документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
5. документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, если этот порядок установлен законом или предусмотрен договором (Ваша претензия к организации);
6. документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия совершались;
7. ходатайство истца об истребовании доказательств, если доказательства находятся у ответчика или третьего лица.
Таким образом, в первую очередь Вам следует проверить Договор, заключенный между Вами и энергоснабжающей организацией, для определения наличия обязанности со стороны энергоснабжающей организации по уведомлению о включении отопления. В случае отсутствия этой обязанности, Вы сами несете ответственность за причиненный ущерб. При наличии обязанности по уведомлению, организация несет ответственность за причиненный ущерб. Следовательно, если обязанность по Договору не исполнена со стороны организации, Вы имеете право обратиться в суд.
Вопрос от: Руслан
Здравствуйте! Вопрос присоединения земли, прилегающей к дому. Земельный участок спереди дома оформлен на застройщика сроком землепользования на 5 лет на условиях продажи права аренды до 22 мая 2024 года. На сколько мы понимаем застройщик должен был передать нам данные участки для дальнейшего включения и регистрации кондоминиума. Вопрос – имеем ли мы права претендовать на данные земельные участки для дальнейшей установки ограждения? Ответ: Здравствуйте, Руслан!
Исходя из Вашего обращения, мы выделили следующие вопросы:
1. Обязан ли застройщик передать Вам прилегающий к дому участок для включения и регистрации кондоминиума?
2. Имеете ли Вы право на установление ограждения?
1. Обязан ли застройщик передать Вам данный участок для включения и регистрации кондоминиума?
Согласно п.3 Правил государственной регистрации объекта кондоминиума, утвержденных Приказом и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 24 августа 2007 года № 241, объектом кондоминиума признается имущественный комплекс, состоящий из земельного участка, первичных и вторичных объектов, на который устанавливается в соответствии с законодательством РК собственность на недвижимое имущество в форме кондоминиума.
Кроме того, согласно п.1 ст.31 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях» от 16 апреля 1997 года (далее - «Закон»), в многоквартирных жилых домах при наличии двух и более собственников квартир, нежилых помещений право собственности на недвижимое имущество осуществляется в форме кондоминиума.
Более того, в соответствии с п.2 ст.31 Закона, включение земельного участка в состав общего имущества объекта кондоминиума осуществляется за счет средств заказчика (застройщика) многоквартирного жилого дома в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан. При этом право землепользования на земельный участок, предоставленный заказчику (застройщику) для строительства данного многоквартирного жилого дома или находившийся в частной собственности заказчика (застройщика), подлежит прекращению в связи с включением земельного участка в состав общего имущества объекта кондоминиума.
Следовательно, мы полагаем, что застройщик дома обязан передать прилегающий к дому участок в собственность кондоминиума после надлежащей регистрации кондоминиума собственниками двух и более квартир, нежилых помещений этого дома.
2. Имеете ли Вы право на установление ограждения?
В соответствии с п.2 ст.62 Земельного Кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года, все собственники квартир, нежилых помещений многоквартирного жилого дома имеют равные права на пользование общим имуществом объекта кондоминиума, включая земельный участок многоквартирного жилого дома, при условии соблюдения строительных, санитарных, экологических, противопожарных и других обязательных норм и правил, если иное не установлено настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан.
В соответствии с п.1 ст.220 Гражданского кодекса Республики Казахстан, принятого Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 года (далее - «ГК РК»), участники совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом. Следовательно, собственниками квартир многоэтажного дома, может быть решен вопрос об установлении ограждении.
Однако, в соответствии с п.4 ст.188 ГК РК, осуществление собственником своих правомочий не должно нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и государства. Следовательно, мы полагаем, что при условии, что данные ограждения не будут ограничивать проход к землям или зданиям общего использования и будут соответствовать всем строительным, пожарным и иным нормам, Вы вправе по согласованию с остальными собственниками квартир установить ограждение после включения участка в собственность кондоминиума.
Таким образом, мы полагаем, что застройщик обязан передать прилегающий участок в собственность кондоминиума, после его надлежащей регистрации. В то время как установление ограждения должно быть согласовано с остальными жильцами и не нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и государства. |